--PAGE_BREAK-- Их сплачивает страх одиночества и отчуждения от ровесников, искаженное представление о дружбе, товариществе, превращающееся в чувство толпы. Мода и различные символы становятся знаками приобщенности к своим, чтобы не чувствовать себя второсортным, отверженным.
Таким образом, самореализацию молодежи характеризует стремление к эмоционально-нравственному самоутверждению наряду с поисками развлекательного содержания и под воздействием групповых стереотипных отношений, интересов, установок, ценностных ориентаций.
Все эти и другие характеристики позволяют рассматривать молодежную культуру как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы. Ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности.
Какие же особенности характеризуют молодежную субкультуру в целом? Одну из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов, образцов. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее молодежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами, модой, языком и искусством. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер, хотя большинство молодежи – это вовсе не металлисты, экстремисты, рэкетиры и др.
Особенности молодежной культуры можно увидеть из материалов и различных исследований досуга. Досуг все больше становится основной сферой жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом школы, техникума, вуза. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, самообразование, творчество. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.
Важной особенностью молодежной культуры является преобладание потребления над творчеством. Роль потребления в развитии культуры личности значительна, однако по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной деятельности. Результаты же исследования показывают, что потребление молодежью культурных ценностей находится на втором месте среди занятий досуга, а творческая деятельность – лишь на десятом даже для студентов.
Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как «культура предприятия», «культура школы», «культура управления». Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институтам производства, образования, образования, и управления. Такие термины как «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами.
Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. В литературе, в художественных произведениях можно найти множество примеров описания взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных исследователей по этому вопросу крайне мало. Между тем изучение субкультур весьма важно, поскольку каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Иммигрант может жить в основном внутри иммигрантской субкультуры, а жена военного – в военной зоне. Она может иметь мало контактов с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая мать, которая оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин контркультура относится к субкультурам тех групп, которые не только отличаются от доминирующих образцов, но и бросают им вызов. Шайка бандитов, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской шайки вступает в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность – ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм признавался ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью.
Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.
3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры
среди исследователей нет единства.
Так, в американской социологической школе культуру структурируют
таким образом:
1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке
и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки
в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры,
обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека.
2) Отношения. Культура не только отвечает на вопрос «что есть»,
т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и
указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных
явлений, может ответить на вопрос «что может быть» в результате
взаимодействия составных частей социального организма.
3) Ценности - разделяемые большинством убеждения относительно
целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в
разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают
критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное
в культуре.
4) Нормы — правила, определяющие, как должен вести себя человек,
чтобы «вписаться» в ценности культуры своего общества. Нормы,
стандарты, правила поведения обосновываются ценностями.
Ряд современных отечественных исследователей видят в структуре
культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской
традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев в
своей книге «Наука и демократия» подчеркивал: «Как ученый, я считаю
главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа
науку, и именно свободную науку». Наука помогает создавать
материальные ценности общества, служит основой формирования
мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в
создании особого духовного климата в обществе. Наука - это
систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они
переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое
связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в
качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа
поведения, непосредственного мотива действия.
Активным элементом культуры признается искусство, которое
является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе;
силой, организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство -
это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и
выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство — средство общения
между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная
информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания
человечества через личность художника. Искусство полифункционально,
оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и
техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения
элементов культуры отмечен многими выдающимися ее представителями.
Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: «Музыка и
исследовательская работа в области физики различны по происхождению,
но связаны между собой единством цели - стремлением выразить
неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга».
Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию,
определяя ее как ценности в виде строгой, логически обоснованной
доктрины; совокупность систематизированных представлений той или иной
социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня: концептуально-
теоретический, программно-политический и актуализированный, отражающий
степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей.
Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней:
общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный),
социально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как
компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной
психологии (которая также является элементом культуры), признавая в
ней наличие большого количества элементов массового стихийного
поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При
характеристике культуры как социальной системы следует обратить
внимание на принципы культуры — ее основные исходные положения.
К их числу относится прежде всего принцип преемственности,
выступающий как необходимая связь между новым и старым в процессе
развития. Что воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на
что можно опереться в ходе общественной жизни на данном этапе. На
основе принципа преемственности зиждется так называемый культурный
консерватизм, утверждающий ценность и своеобразие национальной
культуры, ставящий своей задачей сохранение «высокой культуры»,
которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных
условий социальной и политической стабильности. Создателями этого
течения были А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Коренная
их идея - «национальная почва» - основа социального и духовного
развития России.
Второй принцип — целостность, единство материальной и духовной
культуры, гуманитарного и технического знания. Все материальное -
своего рода «хранилище» духовного, все духовное так или иначе
реализуется через материальное.
Третий принцип — проникновение культуры во все сферы социальной
жизни. В этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется
в самых различных продуктах деятельности - как в вещественно-
предметных, так и символически-знаковых.
Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая
проявляется в основном в трех формах:
n спорадическая, стихийная, неосознанная;
n метод проб и ошибок, где высок процент случайности;
n сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным
расчетом, разработкой принципиально новых проектов.
Пятый принцип — взаимодействие культур. Оно может происходить как
внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми
физического и умственного труда, между классами и нациями одного
государства), так и между культурами различных стран и народов.
Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах
отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего
человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и Запад).
4. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Культура выполняет многообразные и ответственные социальные
функции. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует
общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически
запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение,
общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение,
есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе
ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и
формируют ее поведение.
Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция
культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит,
сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро,
красоту, истину. Ценности существуют как целостная система.
Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе,
стране, выражающих особое видение ими социальной реальности,
называется менталитетом. Различают политические, экономические,
эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются
нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные
варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и
обществом.
Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет
закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить
связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен),
провести отбор самого необходимого и целесообразного для
тиражирования.
Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть
продолжение
--PAGE_BREAK--