Реферат по предмету "Культура и искусство"


Художник МВ Нестеров

М.В.Нестеров (1862 — 1942гг.)

/>


Михаил ВасильевичНестеров, прожившийвосемьдесятлет, пережилв своей долгойи многотруднойтворческойбиографии двапика — признаниекак одного изпервых религиозныххудожниковрубежа векови как одногоиз лучшихпортретистов, классика советскогоискусствапредвоеннойпоры. Придворныйхудожник царскойфамилии, в своевремя расписывавшийпрестижные, грандиозныехрамы по заказуприближенныхсамодержца, он за год докончины былудостоен Сталинскойпремии…
При этомникому и в головуне приходилосчесть Нестероваловким приспособленцем: мало кто имелв художественныхкругах стольпрочный нравственныйавторитет, равно пользовалсяпризнаниеминтеллигенциии рядовых зрителей.Это и понятно: воспитанникмосковскойпередвижническойшколы, несмотряна увлечениеевангельскими, иконописнымисюжетами, онвсегда держалсяпростого иясного художественногоязыка.
РодилсяНестеров МихаилВасильевич19 мая 1862 года вУфе, в интеллигентнойкупеческойсемье, интересовавшейсяискусством.До 12 лет Нестеровучился в Уфе, в гимназии, потом перешёлв реальноеучилище Воскресенскогов Москве. Ноученье плоходавалось ему.С ранних летв нём сталапроявлятьсябольшая любовьк рисованию.ДиректорВоскресенскийобратил вниманиена это и убедилродителейотдать мальчикав Московскоеучилище живописи, ваяния и зодчества, куда Нестерови поступил во2-ой половине70-х годов. Здесь, среди однокашников, он познакомилсяс Левитаном, которого ужена школьнойскамье все вучилище называли«талантом».Этадружба с Левитаномсыграла впоследствиинемаловажнуюроль в развитииНестерова какпейзажиста.
В московскомучилище живописии зодчестваего руководителембыл профессорВ.Г. Перов. Вполнепонятно, чтопервые произведенияНестерова носятявный отпечатоквлияния Перова, начиная с сюжетаи кончая последнейкарикатурнойфигурой («Послебани», «Знаток»,«Домашнийарест», «Жертва»,«Приятели»и др.).
Поначалуколеблющийсяв своих вкусах, потом решительнонеудовлетворённыйнаправлением, царившим вУчилище живописи, ваяния и зодчества, М.В. Нестеровв 1881г. переезжаетиз Москвы вПетербург, чтобы поступитьв Академиюхудожеств кувлёкшему еготогда Крамскому.
Это ему легкоудаётся. Однакои здесь егождало разочарование.Крамской ничегоне сказал емунового, талантмолодого художникани только неполучил должногопризнания, ноне был даже какследует замечен, и Нестероввновь возвращаетсяв Москву, в покинутоеучилище, котороеи заканчиваетс успехом в1886г., награждённыйзванием «классногохудожника»и большой серебряноймедалью закартину «Догосударячелобитчики».
Затем появилисьего «Христованевеста» (вТретьяковскойгалерее) и «Заприворотнымзельем».
Р
Видение отроку Варфоломеюанние произведенияНестерова, считавшегосебя ученикомВ.Г. Пероваи В.Е. Маковского, выполнены наисторическиесюжеты в реалистическойманере передвижников.Но вскоре в еготворчественаступил резкийперелом. Отнынехудожник стремилсяпередать тоскупо утраченному, несбыточному, воплотить темумятущейся души, готовой скрытьсяот мирскихтреволненийза стенамимонастыря, и, наконец, темууединения, душевногопокоя, раскрытькоторую мастерупомогал лирическийрусский пейзаж.Сам Нестеровназывал направление, в котором работал,«опоэтизированнымреализмом».Уходя в мирчувств, он искалсвой идеал вглубоко и искренневерующих людяхпрошлого.
Большой успехимели на выставкахтовариществапередвижниковкартины Нестерова:«Пустынник»(в Третьяковскойгалерее; повторениев музее АлександраIII) и, в особенности,«Видение отрокуВарфоломею»(преподобномуСергию Радонежскому; также в Третьяковскойгалерее).
«Видениеотроку Варфоломею»- центральноепроизведениеНестерова. Вего основу лёгэпизод из житияпреподобногоСергия Радонежского- одного из самыхпочитаемыхсвятых на Руси, основателяТроице-Сергиевойлавры. Мальчик– пастушокВарфоломей(будущий Сергий)потерял жеребятв лесу. Отправившисьна поиски, онзабрёл в пустынноеместо, и встретилне­знакомогостарца – священника.Тот дал отрокукусочек просфорыи, вместе с ним, тягу к учениюи просветлению.
В стилистикекартины отчётливопроступаютпризнакинациональноговарианта модерна.Местом действияслужит реальныйсреднерусскийпейзаж в окрестностяхАбрамцева.Через природухудожник пыталсядонести настроениесозерцательностии умиротворения.
Этополотно открывалотак называемый«Сергиевскийцикл», в которыйещё вошли «ЮностьпреподобногоСергия» (1892- 1897гг.),«Труды СергияРадонежского»(1896 — 1897гг.), «ПреподобныйСергий Радонежский»(1899г.). Когда профессорПрахов, заведовавшийживописнымиработами вкиевском Владимирскомсоборе, и В.М.Васнецов– главный исполнительэтих работ –увидели наПередвижнойвыставке «Пустынника»и «Ведениеотроку Варфоломею», они тут же предложилиНестеровуучаствоватьв росписи собора.
Нестеровприступил кросписи Владимирскогособора в Киевев конце 1890г иработал там, почти без перерыва, вплоть до 1894 года.
Н
/>
Юность преподобного Сергияелегко далисьэти четыре годаросписи Владимирскогособора Нестерову.Ему принадлежатзапрестольныеобраза в двухприделах нахорах и по 10 другихобразов тамже, по 4 образав диаконикеи жертвенникеи «Богоявление»в крестильнице.
«Художникбыл поставленв необычныедля него условия: он должен былписать святыхс широко раскрытымиглазами награндиозныхплощадях церковныхстен, к которымон не привык.Пышный русско-византийскийстиль его сбивалс толку. И несмотряна это, там, вэтом пышно-великолепномсоборе, нашлисьскромные иуединённыеуголки, гдеприютилисьсмиренные игрустные созданияНестерова: намаленькихбоковых иконостасахнижнего и верхнегоэтажей естьминиатюрноеБлаговещенье, иконы святойВарвары, Борисаи Глеба, гдетеплится этоглубоко сладостноесвятое чувствосамоуничижения.Мать, рождающаямладенца нанеслыханныестрадания, мать, сердцекоторой пронзеномечом печалии согрета светлойрадостью рождения,- она полна уНестерованеземногоочарования.…И мученики, отдающие плотьна растерзание, радостно вкушающиекрасоту болии мучения, раскрывающиеобъятия смертив провидениивечной близостик Богу, — это образынезабываемые»,- так отзываетсяоб этой дебютнойработе Нестерова– иконописцаМстиславФормаковский.
Этой росписиВладимирскогособора былодовольно, чтобыимя Нестеровапрогремелов России с тоюсилой, что иимя Васнецова.
С этого времениНестеров, едвакончая росписьодного храма, принималсяуже за работудля другого.В 1898 году по инициативенаследникаГеоргия, Нестеровприглашаетсяна Аббастуманскиегоры для росписидворцовой, воимя АлександраНевского, церкви.В течение 5-6 летНестеров исполниллично 50 композицийна стенах ииконостасе.К сентябрю 1904г. все работыбыли закончены, а эскизы главнейшихпроизведенийприобретеныв Музей АлександраIII.
С
/>
Великий постригтенописиНестероваизображаютземную жизньСпасителя, Богоматери, хоры ангелов, евангелистовсвятых, и т.д.Почему-то, преждевсего и невольновниманиеостанавливаетсяименно на святых.Вот святаяНина, покровительницаГрузии, умереннострогая, черноокаяженщина на фонеприятно синеющихгор. Вот Александра, святая царица, в короне, в богатомуборе; святойПантелеймон, миловидныйотрок, с целебнымитравами в руке, в нарядныхчистенькихлопатках; святойГеоргий, легкопоражающийкопьём нестрашногорозоватогодракона; преподобныйСергий, заботливооблачённыйв традиционныеодежды схимника; святой Анастасий, святая Татьяна, святая Ксения,- все они хорошенькие, немного жеманные, все с подчеркнутобольшими глазами.
Имнаписаны иконыдля церквейв Новой Чартории(Волынскойгубернии) и вГаграх (на Кавказе).В последнеевремя им выполненаобширная росписьнового собораМарфо-Мариинскойобители в Москве, и написаныобраза длясобора в Сумахе.Внимания заслуживаюттакже картиныНестерова:«Юность преподобногоСергия» (1892 — 97; вТретьяковскойгалерее), «Подблаговест»(в Тенишевскоммузее, в Смоленске),«Труды преподобногоСергия» (1896 — 97; вТретьяковскойгалерее), «Нагорах» (у графаМеринга, в Киеве),«Великий постриг»(1897 — 98; в музее АлександраIII), «Благовещение»(собственностьГосударя Императора),«ПреподобныйСергий Радонежский»(1891 — 99; в музее АлександраIII), «Святая Русь»(в музее АкадемииХудожеств),«Святой ДимитрийЦаревич убиенный»(1899; в музее АлександраIII), акварель«ПрощаниепреподобногоСергия с княземДимитриемДонским» вТретьяковскойгалерее). Здесьхудожник неописываетконкретныхсобытий. Это– событияправославнойдуховной жизни.
Вся церковнаяживопись(составляющаяполовину всехпроизведенийНестерова), отнимавшаятак много времении энергии утрудолюбивогохудожника, оставляла, темне менее, достаточновозможностии для чистойстанковойживописи.Одновременномастер запечатлелобразы монахови пустынников, старцев-отшельников, мечтателейи печальныхдевушек. Всеони предстаютна фоне неброскихрусских пейзажей.Природа накартинах Нестеровавсегда тихаи спокойна.Здесь не бушуютбури, не льютдожди, не грохочетгром, и ветерне качает деревьев.Голубизна небабезмятежночиста, прозрачна.Одинокие скиты, главки деревянныхцерквей на фоненеба – всё этоподдерживаетощущение прочнойсвязи прошлогос настоящим.
Программнымипроизведениямимастера стали:“Святая Русь”(1905 г.) и на “На Руси”(“Душа народа”1916 г.). На первойкартине художникпредставилХриста в окружениирусских святыхи народа нафоне русскойприроды. В 1907г.картина былаприобретенав собственностьАкадемиейХудожеств. В1910 г. Нестеровубыло присвоенозвание академика.
Н
/>
Зима в маленьком далёком монастыреа полотне «НаРуси» изображенберег Волгиу Царева кургана.…Первоевпечатление, будто переднами «крестныйход»: несутикону с огромнымчерным ликомСпаса. По однусторону от него– старик монахв схимническойризе, по другую– высокий. Среднихлет священник! Но нет! – вывглядываетесь: это не священник, как и вся этапроцессиясовсем не «крестныйход»! Это русскийцарь в золотомодеянии XVI-XVII вв., в шапке Мономаха, с посохом ипрочими, полагавшимисяцарю, атрибутами.…Налево от этойцентральнойгруппы, слегкав глубине, голый, резвящийсястарец – юродивый, вокруг которогостранницы имонахи увиваютсяв каком-тохлыстовскомрадении. Сзадиглавной группы, направо отиконы, несметнаятолпа народа, мужчин и женщинразных возрастов, разных эпох, различногообщественногоположения. Впоследних рядахв перспективномуменьшении, вы замечаетеФ.М. Достоевского, Льва Толстогои ВладимираСоловьёва. Завсей этой огромнойтолпой высилсябесчисленныйряд красныхпик и священныестяги воинстваРоссийского, сопровождающеготолпу верхомна лошадях. Авпереди всейэтой пёстрой, но чрезвычайногармоничносочетающейсямассы народа, несколькопоодаль от неё, шагах в 6- 8-ми отиконы черноликогоСпаса, идётсветловолосыймальчик с маленькойкотомкой наплечах, идётбезмятежновперёд лёгкойпоступью, широкораскрыв устремлённыевдаль большиеголубые, полныйверы глаза…
Картина«Соловьёвпоёт», написанаНестеровымв 1917 г… Сюжет несложен: молодаяпослушницасидит раннимутром у дремлющегоозера, окаймлённогокрасивым лесом, и слушает, затаивдыхание, песнюПрироды, изливающуюсяв соловьиныхтрелях, а нагубах, на которыхобет воздержанияот греховныхпоцелуев, улыбка, такая грустная, такая понятная, такая человеческая…
Х
/>
Автопортретудожникавсегда притягивалпортретныйжанр. Правда, в начале творческогопути он писалпортреты лишькак этюды кбудущим картинам.К 1905-1906гг. относилсясобственнопортретныйцикл Нестерова, куда вошлипортреты женыхудожника, дочери, княгиниН.Г. Яшвиль, художника ЯнаСтаниславского.
Второй портретныйцикл Нестеровпосвятил философиии религии. В1917 г. мастер написалбольшой совместныйпортрет выдающихсярусских религиозныхмыслителей– священникаПавла Флоренскогои С.Н. Булгакова, прогуливающихсяу Троице-Сергиевойлавры. Они идут, под кистьюНестерова, среди полей, по-видимому, весной (на плечахС.Н. Булгаковапальто внакидку; сам без шапки), идут, погруженныев глубокиедумы, далекиеот «мира сего».Эта картина, в которой СвятаяРусь как бысоединиласьс реальнойРоссией, получиланазвание «Философы»(ГосударственнаяТретьяковскаяГалерея, Москва).
После революциихудожник находилсяв растерянностиперед шкваломсобытий, унесшихпривычныйжизненныйуклад. Вплотьдо 1922 г. он не создалсколько-нибудьзначительныхпроизведений.Не желая участвоватьв реализацииленинскогоплана монументальнойпропаганды, Нестеров уехализ Москвы, иего мастерскаяоказаласьразгромленной.Для художниканаступили годыкризиса. Нореалистическиеосновы еготворчества, чувство глубокойсвязанностис родной землёйи с народомпомогли ему.
Н
/>
Река Белаяаписанныев 30-х – 40-х гг. портретыхудожников– братьев П.Д.и А.Д. Кориных(1930г.), академикаА.Н. Северцова(1934 г.), скульптураИ.Д. Шадра (1934 г.), академика И.П.Павлова (1935 г.), автопортрет, портрет скульптораВ.И. Мухиной (1940 г.) с полнымправом можноотнести к числушедевров мировогозначения. Всеони находятсяв ГосударственнойТретьяковскойгалерее.
ВыдающимсяпроизведениемНестероваявляется портретИ.П. Павлова (1935 г., Сталинскаяпремия – 1941 г.). Художник изобразилвеликого русскогоучёного в моментвысокого духовногоподъёма. Внутренняясобранностьи характерныйволевой жест, подчеркиваютсилу мысли ивеличайшуюубеждённостьученого. В умениинайти то состояние, движение, позу, которые с наибольшейглубиной раскрываютхарактер ивнутренниймир человека, и передать этос помощьювыразительныхсредств, сказалосьвысокое мастерствоНестерова –портретиста.Литература:
РусаковаА.А. Михаил Нестеров.Л., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.