--PAGE_BREAK--Формирование социально-культурного опыта – это, в первую очередь, область педагогики, но на практике мы сталкиваемся с противоречием, выражающимся в том, что исследования его закономерностей сегодня в большей мере захватили философию, социологию, прикладную культурологию, общую и социальную психологию, и в гораздо меньшей степени – собственно педагогику.
В течение многих лет усилия теоретиков отечественной педагогики были направлены на разработку примерного содержания воспитания школьников, в рамках которого раскрывалась методика социализации и инкультурации учащейся молодежи. Однако сложность этого процесса, требующего вариативности и учета конкретной специфики объекта воздействия (от индивидуальных способностей, наклонностей, дарований до особенностей микросреды), не позволила внедрить в широкую практику разрабатывавшиеся четверть века рекомендации[2].
Существенный прогресс в разработку научных основ вовлечения формирующейся личности в мир культуры достигнут в исследованиях и практической деятельности отечественной школы социальных педагогов[3], сумевших раскрыть особенности воспитательного воздействия на детей, подростков, юношей и девушек в условиях открытой социальной среды, когда ведущим мотивом их поведения выступает интерес. Педагогика 90-х годов XX века обогатилась рядом оригинальных исследований Северо-западного отделения Российской Академии образования по культурологическим аспектам обучения и воспитания[4], позволившим раскрыть методологию и методику включения культурологических аспектов во все сферы учебно-воспитательного процесса. Однако при всем этом решающую роль в конструктивном повороте отечественной науки к проблеме методологии и технологии формирования личности как субъекта культуры на рубеже третьего тысячелетия сыграли фундаментальные работы представителей общегуманитарной, и в первую очередь философской мысли.
Обращает на себя внимание и интенсивность ускорения процесса вовлечения ученых в разработку культурологических проблем. Если в 70-е годы можно было назвать единичных авторов, монографии и иные фундаментальные работы которых посвящались вопросам социализации и инкультурации индивида[5], то в 90-е (особенно после 1996 года) их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Уровень этих публикаций весьма различен, но среди них есть немало работ, которые знаменуют собой новое качество в научном осмыслении путей и средств вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество[6]. Наиболее точно сущность и направленность современных концепций воспитания и развития личности выразил президент Академии гуманитарных наук В. Т. Пуляев[7], который отметил, что ведущая парадигма современного гуманитарного знания носит антропоцентристский характер, человек становится центром деятельного осмысления социальных и экономических процессов на рубеже XX и XXI веков, а исследования личности и закономерностей ее формирования и развития могут и должны осуществляться как комплексная проблема на междисциплинарной основе.
Если понятие личности отражает единство индивидуальных особенностей и социальных функций, то, чтобы стать личностью, человек может и должен в деятельности, на практике обнаружить и проявить внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем самой жизнью и воспитанием. Эта мысль, впервые обоснованная Ф.Ф. Королевым[8] в конце 1920-х гг., стала впоследствии лейтмотивом отечественной педагогики, вошла в учебные пособия[9], предопределила ее методологические принципы. Эта позиция позволила на рубеже третьего тысячелетия возродить концепцию личности, основанную на идеях природо- и культуросообразности и индивидуально-личностного развития.
Век техники уступает место веку человека антропогенной цивилизации. Идеал формирующейся личности ныне воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие[10]. Теоретически он достаточно разработан для того, чтобы проектируемая модель человека XXI века стала реальностью, однако необходимо научное обоснование технологии его формирования, раскрытия механизма освоения нравственной культуры, обретения национальных черт и стимулирования проявления неповторимости конкретного индивида.
К сожалению, практика решения этой задачи существенно отстает от теоретических концепций. Однако педагогика и прикладная культурология сегодня могут опереться на ряд исследований, результаты которых позволяют увидеть многообразие путей и средств формирования личности как субъекта культуры, опереться на эффективные методики вовлечения разных групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в мир культуры.
Социально-культурная деятельность – чрезвычайно емкое и сложное понятие. Оно интегрирует труд архитектора, писателя или художника, создающих ценности культуры, работу реставратора, архивариуса или специалиста музейного дела, сохраняющих культурное достояние человечества, созидательное творчество педагога, руководителя самодеятельного объединения или организатора досуга, распространяющих эти ценности и вовлекающих в мир культуры новых и новых людей. Эта деятельность может быть институциональной и неинституциональной, носить профессиональный или любительский характер, осуществляться индивидуально или в рамках коллектива.
Каждое направление, каждая форма социально-культурной деятельности строится по своим технологиям, обладает определенными, порой уникальными особенностями. Однако есть факторы, объединяющие всех, кто связан с этой сферой духовной жизни. Это принципы социально-культурной деятельности как наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.
Одним из важнейших результатов осуществленного нами теоретико-эмпирического исследования теории и практики социально-культурной деятельности во всех ведущих сферах ее проявления стало обоснование следующих ее принципов, на которых строятся механизм эффективной организации духовной жизни общества и технология формирования личности как субъекта культуры:
- добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
- развития инициативы и самодеятельности;
- комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;
- дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
- преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
- взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, инфрмационно-просветительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;
- единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;
- эстетизации общественной жизни.
Досуг и его функции
Плодотворное использование досуга человеком — важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.
В последние десятилетия широкое признание получает идущая еще от К. Маркса идея свободного времени как времени, свободного от «естественной необходимости или социальной обязанности». В западной социологии этот рациональный подход к трактовке во многом связан с именем Ж. Дюмазедье, а в отечественной социологии – с именами С.Г. Струмилина и Б.Л. Грушина.
Досуг как часть свободного времени, обладает двумя функциями:
- рекреативной, позволяющей снять напряжение и восстановить силы посредством активного отдыха;
- развивающей, позволяющей развиваться, самоутверждаться, самореализовываться и проявлять свои личностные качества.[11]
Глава вторая
Деятельность детского досуга в Выборгском районе на проспекте Раевского имеет очень активный характер. Помимо того, что здесь сосредоточен ДДТ «Союз», который является неким комплексом творческих направлений разного характера, также в школах, таких как №517, существуют рукодельные кружки, например бисероплетение, также дополнительные занятия по физической культуре, в котором дети и юноши могут проявить свои способности. Ранее в этой школе проводились занятия танцами, существовал театральный кружок, но из-за незаинтересованности детей по каким-то причинам эти секции прекратили свою деятельность. Также на проспекте Раевского имеется два спортивных комплекса, один из которых довольно популярен – это спортивный комплекс имени Алексеева.
Занятость детей и юношей этого района максимально приближен к тому идеалу, к которому по моему мнению должны стремиться люди не только культурной столицы Санкт-Петербург, но и другие города.
Учреждение ДДТ «Союз» создано в октябре 1993 года.
Директор — педагог высшей категории, отличник народного просвещения, награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
Широкова Елена Петровна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Алексеева Ольга Сергеевна
Заместитель директора по научно-методической работе, кандидат технических наук, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ
Логинова Нина Николаевна
Заместитель директора на учебно-тренировочной базе
Буркова Ирина Ивановна
Заместитель директора по административно-хозяйственной части
Леонова Валентина Павловна
Заведующая организационно-массовым отделом
Никитина Елена Викторовна
Заведующая музыкальным отделом
Федотова Людмила Юрьевна
Заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного творчества
Долгополова Наталья Николаевна
Заведующая спортивно-оздоровительным отделом
Эйделькинд Наталья Михайловна
Методист
Костакова Галина Ивановна
Методист
Гордеева Тамара Анатольевна
Методист
Борисова Татьяна Александровна
Педагог — психолог
Воротникова Татьяна Викторовна
Коллективы ДДТ «Союз» занимаются как на базе учреждения (пр. Раевского, д.5, корп. 2) и филиала «Союз»(пр. М. Тореза, д.35, корп.1), так и на базе гимназий и школ Выборгского района
В ДДТ «Союз» работают 42 педагога дополнительного образования (из них высшую квалификационную категорию имеют 23 педагога, 9 педагогов имеют 1 квалификационную категорию, 1 кандидат технических наук).
Ряд педагогов имеет правительственные награды:
· один педагог имеет Почетную грамоту Министерства Образования Российской Федерации,
· один педагог имеет знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»,
· один педагог имеет звание «Почетный работник Просвещения Российской Федерации»,
· один педагог имеет звание «Отличник Народного Просвещения»,
· два педагога имеют медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Основным предметом деятельности является
реализация образовательных программ по направленностям:
· художественно-эстетической
· физкультурно-спортивной
· туристско-краеведческой
· научно-технической
· культурологической
· социально-педагогической
· Отдел изобразительного и декоративно-прикладного творчества
ИЗОстудия «Художник» (руководитель — педагог
высшей квалификационной категории
Наталья Анатольевна Сивкова)
ИЗОстудия «Палитра»
(руководитель — педагог первой квалификационной категории
Татьяна Васильевна Бабич)
«Дизайн — студия»
(руководитель — педагогпервой квалификационной категории
Татьяна Васильевна Бабич)
Творческое объединение «Флористика»
(руководитель — педагог первой квалификационной категории
Татьяна Ильинична Рыбакова)
Творческое объединение
«Роспись по дереву»
(руководитель — педагог первой квалификационной категории
Галина Ивановна Петрова)
Творческое объединение
" Изделия из кожи"
(руководитель — педагог первой квалификационной категории
Наталья Николаевна Долгополова)
Коллективы, занимающиеся на базе ДДТ «Союз»
Детская эстрадная
студия «Дебют»
(руководитель — педагог высшей квалификационной категории
Марина Павловна Темкина)
Хоровой коллектив «Кантилена»
(руководитель — педагог первой квалификационной категории
Людмила Юрьевна Федотова)
Художественный отдел
Коллективы, занимающиеся на базе ДДТ «Союз»
Хореографический ансамбль «Забава»
(руководитель — педагог
высшей квалификационной категории
Сергей Петрович Пареха)
Детский музыкальный театр «Образ»
(руководитель — педагог
высшей квалификационной категории
Елена Владимировна Беленкова)
продолжение
--PAGE_BREAK--