Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных

СЕНСИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

До настоящего времени сенситивные и критические периоды рассматривались учеными главным образом в области силы, скорости и выносливости [1, 2, 5, 9]. Не было известно, каким образом эти периоды влияют на развитие двигательной координации. Некоторые ученые даже сомневались в их существовании. Особенно дискуссионными были взгляды на критические периоды. Поиски сенситивных и критических периодов, общих для всех двигательных способностей, мы признали необоснованными. Поэтому наши исследования были направлены на самые важные двигательные способности — координационные. Целями работы были:

1. Определение изменений в области избранных координационных способностей (КС) у молодежи разного возраста.

2. Выявление у них периодов ярко выраженного улучшения или ухудшения результатов, а также их восприимчивости к воздействию спортивной тренировки.

Материалы и методы. Для достижения поставленных целей проанализированы результаты исследований, проведенных в Польше и бывшей ГДР на различном материале и разными методами. Обследовано 3086 человек. В Польше использован материал из обзорных попеременных и непрерывных исследований.

В первом исследовании приняли участие 414 нетренирующихся учеников начальных и средних школ и студентов Академии физического воспитания. Во втором — две группы фигуристов: в одной из них у девочек и мальчиков трижды измерялся уровень КС (тест Старосты), а в другой проведен 4-летний педагогический эксперимент. Материал, собранный в бывшей ГДР, охватывал результаты следующих исследований: обзорных — 2500 нетренирующихся лиц обоего пола в возрасте 7-24 лет и непрерывных (продолжительных) — 147 человек в возрасте 8-15 и 19-23 лет, систематически тренирующихся. Уровень основных КС определялся при помощи 6 тестов. Материал статистически обработан.

Результаты исследований

1. Сенситивные и критические периоды в развитии КС.

Проведенные независимо друг от друга исследования в бывшей ГДР и Польше на основе оценки способности к сохранению равновесия, а также комплексных КС показали динамическое улучшение уровня результатов исследуемых способностей у девочек и мальчиков. У мальчиков отмечалось более заметное улучшение. Наивысшие приросты наблюдались до 11 лет. Однако максимальные величины достигались в возрасте 15-20 лет (раньше они отмечены у тренирующихся девочек).

На основе анализа полученного материала можно также говорить о появлении критических периодов, ибо между 11 и 13 годами жизни наблюдался временный застой или регресс способности сохранения равновесия и комплексных КС. Они были более ярко выражены у девочек и у не занимающихся спортом. Частично это можно объяснить тем, что в спорте главным образом остаются те лица, у которых эти изменения происходят менее динамично.

2. Индивидуальные изменения КС у лиц разного возраста.

Средние величины измерения способности сохранения равновесия подтвердили проявление периодов сенситивного (между 7, 10 и 10,5 годами жизни), а также критического (между 10,5 и 13,5 годами жизни). Кроме того, показатели значительно дифференцированы во время проявления критического периода у отдельных девочек. В области комплексных КС, измеряемых в течение 4 лет, у молодых фигуристов между 10 и 12 годами жизни наблюдались также довольно значительные колебания результатов при общей возрастающей тенденции. Важно, что эти спортсмены достигали все более высоких спортивных разрядов в периоды значительного улучшения результатов исследуемых КС. Это указывает на связь между уровнями КС и технической подготовленности. Застой результатов, а также их временный регресс были ярко выражены между 12 и 14 годами жизни. Эти изменения были более отчетливы у девочек, чем у мальчиков.

Существенные изменения уровня КС наблюдались только в крайних исследованиях, т.е. между результатами I и IX измерений. Большая дифференцировка результатов отмечена у девочек, а меньшая — у мальчиков. Кривые средних арифметических результатов были относительно плоскими.

Более полная картина происходящих изменений получена при анализе индивидуальных результатов: у отдельных лиц наблюдаются значительные колебания результатов с наступлением критического периода. Приостановка развития или его регресс наступал в разном возрасте. Дифференцированным был также диапазон изменений у отдельных лиц. При сравнении кривых индивидуальных изменений со средними арифметическими исследуемой группы заметно, что эти последние «уплощают» проявление критических периодов. Особенно отчетливо это видно у мальчиков. Каждого из них характеризовала другая картина изменений уровня координации, связанная, по всей вероятности, с темпом биологического развития.

Выявление сенситивных и критических периодов в двигательном развитии возможно исключительно во время многолетних исследований .
С моей стороны был проведен подобный опыт, который показывает полное совпадение с выше сказанным. В этом опыте были использованы три упражнения позволяющие измерить уровень КС: прыжок с двух ног на две без помощи рук, прыжок при помощи рук, прыжок с одной ноги на другую при помощи рук.

Исследования проводились на Группе Спортивного Совершенствования (тренер Королев С.А.)и группе Начальной Физической Подготовки (тренер Серегин С.И.)Тамбовского клуба и в котором приняли участие занимающиеся различного возраста и спортивного звания. Всего было исследовано 20 занимающихся, было проведено три опыта с переодичностью в три месяца, с каждым последующим опытом результаты исследования постепенно увеличивались у всех спортсменов, которые с начала исследования и до его окончания, сумели завоевать достойные места на спортивном пъедистале почота…

Результаты исследования:

20 февраля 2009г.

ФИО, возраст, срок посещения занятий, спортивный разряд,

Прыжок с 2х ног на 2е без рук

Прыжок с 2х ног на 2е при помощи рук

Прыжок с лев. ноги на прав. При помощи рук

Ильясов И. 9лет 2года

320

340

110

Вохминцев А. 8лет 2года

240

250

220

Ефимов С. 10лет 2года

330

400

310

Крушатина В. 10лет 5лет

260

280

140

Никитин В.10лет 2года

320

340

260




Зубехин А .10лет 2

года


310


350


220

Антошина Н. 14лет 2года

300

320

240

Осокин А. 14года 4года

320

340

230

Котельникова С. 14лет 1год

250

280

150

Татаренацева К. 16лет 1год

300

330

260

Федотов А. 15лет 5лет КМС

330

400

250

ШиркинН.16лет 7лет

420

530

320

Сажнев А. 17лет 5лет КМС

400

430

290

Королев М. 17лет 11лет КМС

390

380

270

Шарапов С. 20лет 4года КМС

390

400

310

Филимонов В. 20лет 4года

410

450

340

Юрин Р. 20лет 10лет КМС

420

440

300

Козлов А. 19года 19лет КМС

430

460

330

Жуков В. 19лет 12лет МС

500

480

310

Бокин А. 19лет12лет КМС

490

470

300

Лаура Ю. 20лет 6лет КМС

360

380

270

Сорокина Т. 21год 16лет

380

440

340

Серегин С. 22года 15лет КМС

390

480

370

Результаты исследования:

20 мая 2009г.

ФИО, возраст, срок посещения занятий, спортивный разряд,

Прыжок с 2х ног на 2е без рук

Прыжок с 2х ног на 2е при помощи рук

Прыжок с лев. ноги на прав. При помощи рук

Ильясов И. 9лет 2года

360

380

150

Вохминцев А. 8лет 2года

270

290

240

Ефимов С. 10лет 2года

370

430

350

Крушатина В. 10лет 5лет

300

320

180

Никитин В.10лет 2года

350

360

290

Зубехин А .10лет 2 года

360

380

260

Антошина Н. 14лет 2года

340

360

280

Осокин А. 14года 4года

360

380

270

Котельникова С. 14лет 1год

290

310

190

Татаренацева К. 16лет 1год

350

370

290

Федотов А. 15лет 5лет КМС

380

440

310

ШиркинН.16лет

7лет

450

580

360

Сажнев А. 17лет 5лет КМС

430

520

310

Королев М. 17лет 11лет КМС

410

400

320

Шарапов С. 20лет 4года КМС

410

420

350

Филимонов В. 20лет 4года

440

480

360

Юрин Р. 20лет 10лет КМС

450

480

350

Козлов А. 19года 19лет КМС

460

490

370

Жуков В. 19лет 12лет МС

540

500

360

Бокин А. 19лет12лет КМС

520

510

360

Лаура Ю. 20лет 6лет КМС

400

430

300

Серегин С. 22года 15лет КМС

530

530

400

Сорокина Т. 21год 16лет

420

480

390

Результаты исследования:

20 сентября 2009г.

ФИО, возраст, срок посещения занятий, спортивный разряд,

Прыжок с 2х ног на 2е без рук

Прыжок с 2х ног на 2е при помощи рук

Прыжок с лев. ноги на прав. При помощи рук

Ильясов И. 9лет 2года

380

400

180

Вохминцев А. 8лет 2года

310

320

270

Ефимов С. 10лет 2года

390

480

370

Крушатина В. 10лет 5лет

330

350

200

Никитин В.10лет 2года

370

380

310

Зубехин А .10лет 2 года

380

390

280

Антошина Н. 14лет 2года

360

380

300

Осокин А. 14года 4года

380

400

310

Котельникова С. 14лет 1год

310

330

210

Татаренацева К. 16лет 1год

370

390

320

Федотов А. 15лет 5лет КМС

400

460

340

ШиркинН.16лет

7лет

480

600

380

Сажнев А. 17лет 5лет КМС

460

560

360

Королев М. 17лет 11лет КМС

450

440

360

Шарапов С. 20лет 4года КМС

470

480

390

Филимонов В. 20лет 4года

480

500

390

Юрин Р. 20лет 10лет КМС

480

500

390

Козлов А. 19года 19лет КМС

480

500

400

Жуков В. 19лет 12лет МС

580

530

380

Бокин А. 19лет12лет КМС

560

540

380

Лаура Ю. 20лет 6лет КМС

430

460

320

Серегин С. 22года 15лет КМС

560

570

420

Сорокина Т. 21год 16лет

440

460

400

Таблица с оценкой лучших результатов исследования:

Шарапов С. 20лет 4года КМС

выдающаяся

отличная

отличная

Филимонов В. 20лет 4года

выдающаяся

отличная

отличная

Юрин Р. 20лет 10лет КМС

выдающаяся

отличная

отличная

Козлов А. 19года 19лет КМС

выдающаяся

отличная

отличная

Жуков В. 19лет 12лет МС

выдающаяся

выдающаяся

отличная

Бокин А. 19лет12лет КМС

выдающаяся

выдающаяся

отличная

Серегин С. 22года 15лет КМС

выдающаяся

выдающаяся

выдающаяся

Лаура Ю. 20лет 6лет КМС

отличная

отличная

хорошая

Сорокина Т. 21год 16лет

отличная

отличная

отличная

Выводы и методические рекомендации
1. Результаты проведенных исследований ясно показали наличие сенситивных периодов в развитии КС между 7 и 11 годами жизни.

2. Критические периоды (застой или регресс) в развитии двигательной координации наблюдаются между 11 и 13,5 годами жизни, что указывает на необходимость проявления в этот период особенной заботы о развитии этих способностей в количественном и качественном аспектах. Отсутствие соответствующих мероприятий может понизить уровень КС занимающихся и является причиной потерь, которые уже не удастся возместить.

3. Нагроможденный исследовательский материал подтверждает наступление критических периодов в развитии КС между 11 и 13,5 годами жизни. Более отчетливые изменения наблюдались при анализе индивидуальных результатов. Знание этих фактов должно способствовать разработке планов тренировки, соответствующих возможностям занимающихся, т.е. учитывающих их трудный период в двигательном развитии. Это особенно важно в технически сложных видах спорта, в которых довольно часто из тренировки исключаются лица, характеризующиеся ярко выраженным критическим периодом, как «бесперспективные».

4. Полученные результаты указывают на необходимость внесения изменений в до сих пор применяемую систему подготовки, заключающуюся в учете усиленного развития КС (так называемой акцентированной стимуляции) в возрасте 7-11 лет, независимо от вида спорта. Это требует избирательного воздействия на усиленное развитие КС и не допускает снижения или торможения их развития из-за чрезмерного повышения уровня других двигательных способностей (особенно таких, как сила и выносливость). Поэтому необходимой является разработка новой модели спортивной тренировки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.