Патристика(от лат. pater — отец)- общее названиелитературы,
написаннойтак называемымиотцами церкви.В теологиипатристика
являетсячастью догматики, с которой онапо преимуществу
отождествляется.В истории философииэто понятиеиспользуется
дляобозначенияхристианскойтеологии ифилософииI-VIII вв.,
когдаее представителизащищали христианскуюдоктрину от
«язычников», евреев, государственнойвласти и античнойфилософии.
Начинаяс III столетияпатристика, наоборот, стремитсяприспособиться
к неоплатонизмуи использоватьего философскиеосновы для
обоснованияхристианства.
Средневековаяфилософияпредставляетсобой тот
длительныйотрезок в историиевропейскойфилософии,
которыйнепосредственносвязан с христианской
религией.Лишь те философы, которые разделяли
религиозныеи светскиепозиции христианствамогли
расчитыватьна известностьи признание.Этим четко
определеннымсодержаниеми направленностью
средневековаяфилософияотличаетсяот предшествующей
античнойи последующейфилософииРенессанса.
Христианствовозникает вI-II столетияхнашего
летосчисленияв восточныхпровинцияхРимской
империии распространяетсяна Средиземномпобережье.
Времяего возникновенияхарактеризовалосьглубоким
кризисомрабовладельческогостроя,
сопровождавшимсяусиленнойэксплуатациейнародов в Римской
империи, в частностирабов и свободнойбедноты.
Многочисленныевосстания рабовподавлялись, их
сопротивлениебыло бесполезным-они не моглистать
революционнымносителем новыхобщественныхотношений.
Всепопытки изменитьреальные общественныеусловия
терпелипоражение, оставалосьлишь веритьи
надеятьсяна чудо, на помощь«божьего спасителя»и его
сверхъестественныесилы. Эту верупринесла новая
религия- христианство, которая кромевсего прочего
обратиласько всем людям, без различияих
национальностии сословий. какк равным передбогом.
Официальнаяримская религияне могла
предложитьутешение массам, ибо она быласлишком тесно
связанас римскимдеспотическимгосударством.Росло
влияниеразличныхкультов восточныхрелигий
(культаегипетскихИзиды и Осириса, иранского бога
Митрыи т.д.), в которыхподчеркнутыбыли именноте
элементы, которые позжезаимствовалоу них
христианство,-страданияумирающегобога и его
воскрешение, надежда назагробнуюжизнь. Так, в
произведенияхримского философа-стоика Сенеки, названного
Ф. Энгельсом«дядей христианства», содержатся
некоторыеобщие с раннимхристианствомвоззрения,
согласнокоторым земнаяжизнь преходящаи
праведноживущих ожидаетблаженство.Он провозглашал
такжеи равенствовсех людейперед силамисудьбы.
Основнымисточникомхристианствабыла иудейская
религия, самая монотеистическаяиз всех религий
античности(культ богаЯхве). Христианеполностью
принялиеврейскийСтарый завет.Например
слово«Христос»является греческимпереводом
староеврейского«машиах» (мессия).что значит
«помазанный».Одним из источниковхристианскогоучения
о Христестали философскиевоззрения «отцахристианства»,
какназвал Ф. ЭнгельсФилона Александрийского.
Первоначальцохристианствоформировалоськак
движениенедовольныхмасс, рабов, вольноотпущенников
и свободнойбедноты. Оновыражало протест
угнетенныхи одновременнодавало им иллюзорное
утешение- надежду налучшее будущеев посмертной
жизни.К христианству, однако, постепенноприходят
и состоятельныеслои римскогообщества изрядов
римскойи провинциальнойаристократии, богачи,
купцы, владельцыремесленныхмастерских, положение
которыхвследствиеполитическогобесправия также
сталовесьма тяжелым.Социальнаяструктурахристианских
общин, состоявшихсначала лишьиз рабов и
свободнойбедноты, началаменяться. Возникаетклир
(епископы, священники), в котором решающееслово
имеютименно имущие.Формируетсяцерковнаяоргнизация,
возглавленнаямонархическимепископатом.
В тоже время начинаютпреобладатьпризывы к смирению
социальнымзлом, что показывалопризнаниеимперской
властьюполитическогои идеологического
значенияхристианства.Во время правленияимператора
КонстантинаВеликого (306- 337)христианство
былопризнано официальнойгосударственнойрелигией.
Оноокончательнопобеждает послетого, как были
запрещеныязыческиекульты (391- 392). Халкидонский
соборв 451 г. закрепилположениехристианствакак
государственнойрелигии и ввосточной, ив западной
частиРимской империи.
Распространениехристианстваи начала христианской
философииприходятсяна период, когдас разложением
Римскойимперии развиваютсярелигиозно-мистические
аспектыв идеалистическойфилософии.
Упадокримского обществаярчайшим образомхарактеризуют
такиенаправления, как неопифагорейство,
учениеФилона Александрийскогои неоплатонизм.
Неопифагореизмвоскрешаетдревнюю греческуючисловую
мистику.В свое времянеопиафагореизмвыступал как
идеологическийпротивовесхристианству.
Егосодержаниемявляются магия, религиозное
шарлатанство, обман. Основныечерты этого
псевдофилософскогонаправлениинаиболее яркоотражены,
в частности, в творчествеодного из главных
представителейнеопифагореизмаI столетия-Аполлония
из Тианы(Каппадокия), мистика, аскета, чудотворца,
которыйприписывалсебе божественную, чудесную,
сверхчеловеческуюсилу, аналогичнуюсиле Иисуса.
Этобыло учение, как бы сделанноепо мерке
римскихпатрициев. Вфилософскомотношении оно, в
общем, не имеет ценности, посвящаетсяв целом
религиозно-мистическимвопросам, главнойцелью его
философииявляется поклонениебогу.
УчениеФилона Александрийского(первая половина
I столетия), одного изпредшественниковранней
христианскойфилософии, имело значительноевлияние
наидеологиюхристианствапрежде всегочерез
поняиелогоса. Логос(слово, закон, совокупностьидей)
содержитсяв боге и самявляется богом.В христиантво
логоспереходит вформе второголица божестеннойособы.
Наиболеевыраженнымпоказателемупадка греческой
философиив Риме являетсянеоплатонизм, корни
которого, вульгаризированныеи заметномистифицированные,
содержатсяв идеализмеПлатона. Еговиднейшимпредставителем
былПлотин- мистик, аскет, которыйстыдился своеготела.
Плотинпровозглашалиерархическуютеорию бытия.
Богявляется первымсуществом,«единичным», из которого
постепенноэманируютразум, душа и, наконец, природа.
Этопостепенноенисхождениеот света к тьме, от совершенства
к несовершенству.Его последователь-Прокл из
Константинополясистематизировалэто учениедальше, но вошел
в средневековуюфилософиюглавным образомблагодарякомментариям
к Платону.
Неоплатонизмпервоначальиоиграл рольпротивовесахристианству,
однакопосле признанияхристиантвагосударственнойрелигией его
главныеидеи были перенятыпарадоксальнымобразом. Впоследствиион
становитсяодной из важнейшихисходиых точексредневековойфилософии
и теологии.
Перваяфаза формированияхристианскойфилософии
относится, собственно, еще к древнимвекам, к
периоду, когда становящеесяхристианскоевероучение
сталкиваетсяи переплетаетсяс философскимисистемами
периодараспада античногомира. Процессотвержения
и принятияантичной философиипроходит во
всейистории христианскойфилософии.имеет различные
фазыи формы. Егопервоначальнаяфаза реализуетсяв
периодтак называемойпатристики, которую можно
разделитьна два этапа.На первом былизаложены
основыхристианскихдогматов собразованием
единойи сильной церкви.Этот периодкончается в
З25 г., когда состоялсяНикейскийсобор. Для второго
этапапатристикихарактернаразработкадогматики
и философии, в частностив творчествеАвгустина.
Философиюпатристикипо той роли, которую она
играетв обществе, можно разделитьна апологетическую
исистематическую; с точки зренияместа возникновения-
нафилософиюЗапада и Востока, на греческуюи латинскую.
На Востокепреобладаласистематика, на Западе-апологетика.
Фазасредневековойфилософиидлится в общемот
VIII доXIV-XV столетий. Этотпериод обычноназывают
эпохойсхоластики, когда и происходитсистематическая
разработкахристианскойфилософии. Всамой схоластике
различаютсятри периода: ранняя схоластика-по XII в.,
периодрасцвета- XIII в.и поздняя схоластика-XIV-XV вв.
Еслив патристикеаристотелизмпрактическине
имелникакого значения(до половиныХII в. известен
лишь«Органон»Аристотеляс несколькимикомментариями
Цицерона, Порфирия, Боэцияи Абеляра), то
с серединыХII и до концаХIII в. происходит
основательныйпереворот вхристианскомвосприятии
языческойфилософии.Огромное Аристотелевонаследие
приходитна христианскийЗапад в латинскихпереводах
с арабскогои греческогоязыков. Сопровождают
ихгреческие иарабские комментарии.Поэтому историкам
философиинеобходимозаниматьсяисследованием
мощногопотока арабскойи еврейскойфилософии, который
в периодот XII в. имел огромноевлияние нахристианскийЗапад.
Всякоеразвитие мыслии философиив средние века
происходитв религиозно-теологическихрамках.
В этомразвитии отраженывнутренниесложности и
противоречивостьсоциальногои духовногопроцессов.
Политическоеразвитие представленонеустанносоперничавшими
и сталкивавшимисялагерями: церковнымивластями,
светскойили государственнойвластью, классомфеодалов
и восходящимклассом буржуазии.Каждый из нихбыл готов
с изменениемситуации вступитьв союз с кемугодно против
когоугодно. Становление, решение и развитиефилософских
вопросов, которые всегдаконцентрировалисьв проблемах
отношенийверы и разума, теологии ифилософии,
происходилив конкретныхисторическихсвязях и
зависимостяхэтих столкновенийи борьбы.
ПЕРИОД ПАТРИСТИКИ
Уже впозднем античномпериоде видеалистическойфилософиипроявляется
тенденцияк сближениюс религией.Делается упорна религию имистику
какна источникиистины, на заднийплан отступаетсистема рационального
доказательства.
Зарождающеесяхристианстводолжно былобороться засвое «местопод
солнцем»с античнойязыческойфилософией.Философскиеэлементы
христианскогомышления постепенноразвивалисьв конфронтациис античной
мудростью.В хаосе переплетенийразличныхучений и взглядоввыступают
триосновные тенденции.С одной стороны, полностьюотвергаютсяантичная
образованностьи философияи все истинноеи доброе исходитлишь из
божественногооткровения(например, Тертуллиан); с другой стороны,
античнаяфилософияпринимаетсяположительнокак инструментпознания бога
(например, гностики). Где-топосредине этихкрайних воззренийнаходятся
сторонникигармоническогосотрудничествамежду «божественной»и
«философской»мудростью припризнаниипервенствабожественногопринципа
(апологеты, александрийскаяшкола, Августини Псевдо- Дионисий).
ГНОСТИЦИЗМ
Христианствобыло вынужденос самого началапротивостоятьвраждебному
окружению.Однако егоединству угрожалии внутренниепротиворечия-
необходимобыло разделатьсясо многимитечениями, пытавшимисясоединить
христианствос нехристианскимиэлементами.
Самымраспространенными наиболееопасным дляхристианстватечением
был: гностицизм, наибольшийрасцвет которогоприходитсяна серединуII в.
Гностицизмбыл одним измногочисленныхи сложных явленийв истории религии.
Онпредшествовалхристианствуи исходил изрелигиозно-мифологических
представленийВостока (кромееврейских этобыли, в частности, элементы
вавилонских, персидских, египетскихи других представлений).К ним
присоединялисьфилософскиеидеи учениястоика Посидония, Платона и
неопифагорейцев.
Гностицизмбыл предзнаменованиемзарождениянового этапав развитии
мышления- средневековойхристианскойфилософии. Егохарактеризовал
религиозно-философскийсинкретизм, проявившийсяв христианскойформе.
Поотношению ктому или иномуэлементу различаютсяследующие
направлениягностицизма: иудейскийгносис (Василид- ок. 130- 142;
Валентин- ок. 150), языческийгносис, христианскийгносис (Маркион
из Синопа, основавшийсобственнуюцерковь, котораядлительноевремя
удерживаласьнаряду с главнойцерковью).
Особойчертой, присущейвсем направлениямгностицизма, является
дуалистическоеобъяснениемира, источниккоторого — вперсидском
зороастризмеи в некоторыхгреческихрелигиозно-философских
направлениях.Согласно воззрениямгностиков, борьба светаи тьмы,
добраи зла имеетуниверсальное, космическоезначение. Онавыступает
борьбойматерии, т.е.зла, с духом, носителем светаи добра. Зло
происходитиз материи, добро — от бога.
Важнойпроблемойгностицизмабыла теодицея, т.е. доктрина, стремящаяся
решитьвопрос о происхождениии значении злав мире, объяснить, почему
существуетв мире зло, еслибог добр исправедлив.В христианствеона
имеетособую рольи вес, ибо этавера воспринимает, с одной стороны,
иудейскоепредставлениео мировом творце, а с другой стороны, мир для
нееявляетсяместонахождениемгреха, спастисьот которогоможно лишь
веройв Христа. Здесьс необходимостьювстает вопрос, почему всемогущий
богсоздал мир зла, выход из которогодля человеказаключаетсялишь в
искуплении.
Гностикирешают проблемутак: различаютбога-творцаи бога-искупителя.
Такимобразом, существуютдва божества: бог как всеблагойискупитель
и подчиненыйему, даже враждебный, творец (демиург)мира.
Гностическоепониманиебожества обусловленоспецифическимпредставлением
о местечеловека в миреи о его искуплении.Грешность — этоне вина
человека, так как душаиндивидуальногочеловека являетсялишь полем боя,
на которомпроисходитвечный спормежду добрыми злым принципами.
Согласногностикам, этуборьбу междудобром и зломчеловек наблюдает
и познает.
Существеннойчертой гностицизмабыла мистика.Превращениебога в
человекаи соединениес ним являютсявеликим таинствомхристианского
учения.Мистичсскаянаправленностьэтого ученияотвергаетлогику разума
и основываетсяна неописуемом, бессознательном, экстатическомсоединении
с богоми другимисверхъестественнымисилами и явлениями.Познание бога
у гностиковне рационально, а имеет сверхъестественноесодержание.
К концуII столетияформирующаясяофициальнаяцерковь начинаетвести
борьбус гностицизмом.Причиной этогобыл преждевсего недоступный
большинствуверующих уровеньего суждений.Гностики, какправило, весьма
сложно, в аллегорическойформе интерпретировалиБиблию, а этооткрывало
путьк ереси. Неприемлемымибыли также ихтуманные, псевдофилософскиеи
мифологическиеобъяснения.Крайний дуализмэтого учениябыл основанна
полнойнезависимостиматерии отбога, ограничивалбожественное
всемогуществои тем самымподрывалмонотеистическуюсущностьхристианства.
МАНИХЕЙСТВО
Манихействоотносится керетическимучениям близкимк гностицизму.
Егооснователембыл персидскиймыслитель Мани(лат. Манихеус), который
жилпримерно в 216-270 гг. и происходилиз царскогорода. В Индииего
считалиавтором новойрелигии.
В манихействезороастрийскийдуализм былдоведен доклассическоговида.
Свети тьма сутьдвойное началоодновременнобожественногои дьявольского
происхождения, между нимипроисходитпостояннаяборьба. Человеческаядуша
такжепонимаетсядуалистически, одна ее частьпроизошла изсвета, другая-
из тьмы.Там, где естькрасота, душапобеждаетматерию, и, наоборот, в
безобразномодерживаетверх материя.
Манихействоуказывает ипуть преодолениязла. Человекможет бытьспасен,
но дляэтого необходимо, чтобы он отдалсянаистрожайшемуаскетизму,
напоминающемубуддийский.«Ведающему»человеку предписанымногие строжайшие
запреты(запрет употреблятьмясо, запретсексуальныхудовольствий, занятий
обычнымфизическимтрудом), в тоже время лишь«слушающему»(послушнику)
этизапреты смягчены, что напоминаетбуддийскоеделение намонахов и
светскихпоследователей.
От ученияхристианскойцеркви манихействоосновательноотличается
отбрасываниемВетхого завета, дуалистическимучением о двухцарствах и
особойидеей искупления, которая предписываетчеловеку, согласноуказанию
Иисуса, самому реализоватьсвое искупление.Манихейскоеучение
распространилосьпрежде всегона Востоке, вЮжной Европеи СевернойАфрике,
гдеоно образовалосамостоятельнуюрелигиознуюобщину и одновремя было
опаснымдля христианства.Манихейскиеобщины удерживалисьпочти в течение
всегосредневековья.
--PAGE_BREAK--
АПОЛОГЕТЫ
В борьбепротив языческойрелигии и философии, заблужденийеретиков и
атакврагов христианствавыступаютхристианскиеписатели, названные
апологетами(с греческого«апология»- защита). Ониобращаютсясо своими
трактатамик правителями слоям образованныхлюдей, которыхони призывают
защищатьпреимуществахристианскогоучения.
Апологетына основе Евангелияпытались решитьфилософскиевопросы. Они
былипервыми христианскимифилософами, которые хотелиприспособитьгреческое
философскоеучение к потребностямсобственныхконцепций. Ихдеятельность
приходитсяна II столетие, называемоестолетиемапологетов- единственно
правоверныхфилософов.
Интересыапологетовбыли разные: одни работалив теории становления
христианскойнауки, другиеосуществлялипрактическуюдеятельность(как
пропагандисты).Одни полемизировалис язычниками, другие — с еретиками.
Однибыли приверженцамиэллинистическойдуховной культуры, другие — ее
противниками, Некоторыепредавалисьметафизическимспекуляциям, другие
опиралисьна трезвыесуждения здравогосмысла.
Однимиз первых апологетовбыл Юстин Мартир(мученик), такназываемый
Христосв философскойризе (ок. 100-166), которыйотстаивалистинность
провозглашенногоучения и почиталфилософию(платонизм), ибо направлена
онако Христу. Ихристианство, и философияведут, такимобразом, к богу.
К греческимапологетамотносится егоученик Татиан, который в апологии
«Речьк эллинам»фанатическиосудил всюязыческуюкультуру и сненавистью
нападална античнуюкультуру.
Кфилософствующимапологетам, которые стремилисьдоказатьнезависимость
христианстваот античнойфилософии, принадлежити Теофил Антиохийский,
епископв месопотамскойАнтиохии.
Одноиз направленийапологетикизанималоськритикой гностицизмаи
стремилосьпридать христианствуформу философско-теологическойдоктрины.
Представителямиэтой группыЭрней (конецII в.), трактаткоторого
«Разоблачениеи опровержениефальшивойгносис» важендля познания
гностическогоучения, и егоученик Ипполит(ум. ок. 226).
КвинтСептимий Тертуллиан(ок. 160-230), юрист, философ и теософ, активно
поддерживалтезис о несоединимостифилософии ирелигиознойверы. Его
величайшиезаслуги дляцеркви состоялиглавным образомв пропаганде
христианства, в защите церквиот римскихвластей и отеретических
поползновеиий.Он был первымхристианскиммыслителем, который писална
латыни(частично нагреческом). Егоглавным трудомсчитается«Апологетикум»
(«Защита»), написан где-тов 197 г.
Непримиримовыступал противсоединенияфилософии ихристианства, утверждал,
чтомежду веройи разумом нетникаких точексоприкосновения.Принцип
Тертуллиана«верю потому, что нелепо»полностьювыражает содержаниеи смысл
егоучения, в которомистинностьверы являетсясовершенноиной, чем
истинностьразума, чемистинностьматериальногомира. Философиион
противопоставлялрелигию, языческойнауке-христианскуюверу, противразума
он ставилбожественноеоткровение.Научные исследованиястановятсяизлишними,
когдаизвестно Евангелие- единственныйавторитетныйисточник познаниябога,
а темсамым и любогознания, ибо богвсе определяети правит человеческой
жизнью.Философскийразум ведетлишь к ереси.
Тертуллиановопонятие верыкак высшейистины подготовилопочву для
подчиненияфилософиитеологии (наукео вере), что былохарактернымдля всего
последующегопериода развитияхристианскойфилософии.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯБОГОСЛОВСКАЯШКОЛА
ИСБЛИЖЕНИЕХРИСТИАНСКОЙВЕРЫ
СИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙФИЛОСОФИЕЙ
Тенденциисближенияхристианствас эллинистическойфилософиейусиливались
с превращениемхристианствав религиозно-идеологическуюсистему, которая
оправдывалаэксплуататорскийстрой. Эта линияпроявляется, в частности,
у современникаТертуллианаТита ФлавияКлимента (КлиментАлександрийский-
— ок. 15О-219), который основалв Александриив III столетиихристианскую
богословскуюшколу. Ее цельюбыло не толькозащитить христианскуюверу от
еепротивников, но и победитьязычников иповлиять наних так, чтобыони
самиобратилисьв христианство.
Непосредственныйпреемник Климентав руководствеалександрийскойшколы,
которыйеще дальшепродвинулсявперед по путисоединенияхристианствас
платонизмом, был Ориген(184-254). Он считалхристианствозавершением
эллинистическойфилософии, которая являетсянаилучшимвведением в
христианскоеучение. Он требовалот теологов, чтобы онипрорабатывали
трактатыдревних философови обнаруживалив них правильныес точки зрения
христианствамоменты. В своемучении Оригеннаполнил христианскиеэлементы
неоплатоническимии взятыми уФилона. Подобнуюоперацию онсчитал весьма
важнойдля церкви ихристианства.В своем главномтрактате «Обосновных
наставлениях»он объясняетотношение междубогом и сыномбожьим как
отношениемежду светоми отблеском.Сын божий являетсяобразом света,
стоитмежду богоми человекомкак посредник.
В некоторыхважных моментахучение Оригенабыло встреченоцерковью
недружелюбно.Собор дажеосудил его, какеретическое.Несмотря наэто,
егоучение оказалозаметное влияниена философствующих«отцов церкви».
К концуIII — началу IV в. вцеркви острообозначилсявопрос о соединении
божественнойи человеческойсущности вличности ИисусаХриста. В этовремя
христианствоуже было государственнойрелигией Римскойимперии. Церковь
стремиласьк тому, чтобывсе люди виделив ней единственнуюпредставительницу
царствабожия на Земле.Для усиленияее авторитетабольшое значениеимела
идея, согласно которойединый богвыступает вличности ИисусаХриста, роль
котороговоплощаетцерковь.
В началеIV, в. в тогдашнемкрупнейшемцентре христианскогобогословия-
— Александриивыступает Арий(256- 336), который учил(в духе Оригена),
чтобог-сын имеетдругую сущность, чем бог-отец, он являетсяего образом,
подчиненему и во временине существовалдо своего рождения.Бог-сын не
можетбыть полностьюравным богу-отцу.Таким образомХристос возносится
на высшуюступень нравственногокачества, ноне имеет божественной
сущности.
Церковьопределилавоззренияарианцев, которыесчитали ИисусаХриста
подобнымпреходящимвещам сотворенногомира, опасными, потому чтоХристу
терялавторитет, азначит, авторитеттеряла и церковь.
Афанасий(295- 373), первоначальнодиакон и тайныйписарь епископа, затем
преемникумершего Алксандра, патриарха вАлександрии, отстаивалвоззрение,
согласнокоторому сынбожий имеетизвечно ту жесущность, чтои бог-отец.
На соборев Никее, созванномв 325 г. императоромКонстантином, взгляды
арианцеви Афанасиястолкнулись.Собор склонилсяк тому, что бог-отеци
бог-сынимеют одну иту же сущность.Однако сначалапобеда Афанасиябыла
неполной.В Восточнойцеркви господствоваларианизм. Германскиеплемена,
преждевсего готтыи другие (кромефранков), былитакже арианцами.Только
послесмерти Афанасия, в 380- З81 гг., синодомбыл подтверждентезис о
единствебога-отца, бога-сынаи святого духа, который сталтвердым церковным
законом.К неукоснительномуисполнениюбыл ринят догмато триединствебога.
Этимзавершаетсяпроцесс формированияхристианскогомонотеизмав борьбе с
языческимполитеизмом.Германскиенароды повернулисьот арианизмак
католицизмутолько в VI и VIIстолетиях.
КАППАДОКИЙСКИЕ«ОТЦЫ ЦЕРКВИ»
Установлениеофициальнойдогматикипоставило Передхристианскимиидеологами
задачусистематизироватьхристианство.Для ее выполнениябыло необходимо
использоватьнаследие античногомышления в егоидеалистическойформе.
Систематизацияхристианскихвоззрений быланеобходимадля борьбы с
еретическимиучениями, которыевыступили тогдакак идеологиялокальных
социальныхдвижений противвластвующейиерархии. Теиз христианскихидеологов,
которыевнесли наибольшийвклад в борьбупротив еретиков, были провозглашены
святымии названы отцамицеркви.
В IV столетиина Востокевыступаютпредставителикаппадокийскойцеркви -
Григорийиз Назиана(Назианин) (ок.330-390), его друг ВасилийВеликий
(ок.330-379). Наиболеевидным былГригорий изНиссы (Нисский)(ок. 335-394),
авторбогословскихработ, которыеявились попыткойобразованиясистемы
правоверногобогословия.Так же как иОриген, ГригорийНисский былубежден
в возможностисогласия междуоткровениеми философиейи даже определил
некоторыеграницы этихотношений.Философиядолжна бытьинструментом
объяснения«истин» догматики, принятых официальнойцерковью. Разумстановится
орудиемхристианскойверы.
Григорий, в частности, занималсяобоснованиемдогмата СвятойТроицы.
Приэтом он опиралсяна принципынеоплатонизма, согласно которымв сфере
идеальнойжизни существуюттри основныесубстанции: единое, разуми мировая
душа.
Божественнаясущность выражаетединство богаи существуетсамостоятельно,
но вто же время онасодержитсяв каждой изсвоих субстанций.Божественные
особыотделены другот друга, но ихсоединяетбожественнаясущность, их
божественностьедина.
Также, в духе платонизма, он интерпретируети сотворениемира: род по
отношениюк индивидуальномупервичен, первичнаяидея существуетдо единичных
вещей; бог создалчеловека каквид, человеккак вид, сталобыть, не
существовалреально, нолишь идеально, в божественныхумыслах.
ЗащитойГригориемосновополагающегодогмата церкви- догмата Святой
Троицы- была полемикас типичной дляIV в. ересью — арианизмом, который
какуже упоминалось, достиг значительногораспространения(примерно какв
первыйпериод христианства- гностицизм).Однако идеиГригория отвергались
некоторымипредставителямицеркви.
Ортодоксаяьные«отцы церкви»отстаивалив то время единствобожественного
и человеческогоестества, опровергаягностиков, содной стороны, и арианцев -
— с другой.В этом их значениедля церкви иее учения.
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
Крупнейшимхристианскиммыслителемпериода патристикии наиболеевыдающимся
из «отцовцеркви» былАврелий Августин(354-430). «Ты нас создалдля себя,
и нашесердце будетнеспокойным, пока не упокоитсяв тебе». Этимпредложением
начинаются«Исповеди», в тридцатикнигах которыхон в форме молитвы
рассказываето своей жизни, отличавшейсябеспокойством, постояннымпоиском
и многимиошибками, дотех пор покане обрел внутреннийпокой — покойдуши -
в христианстве.
Родилсяон в г. Тагастев Нумидии (СевернаяАфрика), былсыном отца-язычника
иматери-христианки.В Карфагене, Риме и Миланеон изучал риторику.Чтение
трактатовЦицерона пробудилов нем интереск философии, он захотелнайти
истину.Сначала онверил, что найдетее у манихейцев, в учении о дуализме
добраи зла. Позже вего мысляхпоявляетсяакадемическийскептицизм, от
которогоон освобождается, изучая неоплатоников, в частное Плотина.
Платоническаяфилософия ближевсего подходитк религиознойвере.
В концеконцов истинуАвгустин находитв христианстве, к которому он
переходитв 387 г. прежде всегопод влияниемхристианскогопроповедника,
миланскогоепископа Амвросия.Позже он былназначен пресвитероми возведен
в санепископасевероафриканскогогорода Гиппо.Здесь в 430 г. они умер.
В своихпроизведенияхон подвергстрастномусуждению ошибочныеучения,
которымсам длительноевремя следовал.В трактате, направленномпротив
академиков, он осуждаетскептицизм, выступаетпротив манихействаи других
еретическихучений. Помимо«Исповеди»к его главнымтрактатамотносятся:
«О троице»(«De trinitate», 400-410), гдесистематизированытеологические
воззрения, и «О граде божьем»(«De civitate Dei», 412- 426). Последний
трактатcчитается главнымпроизведениемАвгустина, ибосодержит его
историко- философскиевзгляды. В первыхпяти книгахэтого объемистоготруда
Августинуказывает нато, что Рим палпо вине собственногоэгоизма и
безнравственности, но не по винехристианства, как об этомговорят. В
последующихпяти книгахговорится опрезренномязычестве изаблуждениях
прежнейфилософии. Востальныхдвадцати книгахпишет о противоположности
междусветской(дьявольской)державой ицарством божьим, воплощениемкоторого
являетсяцерковь; борьбамежду нимипредставленакак борьбадобра и зла.
Способизложенияматериала втрудах Августинасоответствуетего бурному,
неспокойномухарактеру; писал он страстнои неукротимо, резко переходилот
однойпозиции к другой.О нем говорили, что ни у когоиз великихмыслителей
не былотаких перепадовмежду высочайшими низменнейшим, что среди церковных
святыхон был наименеесвятым и наиболеечеловеком. Еготворчествоне имеет
монолитногохарактера, ононе образуетединой системы, но являетсяисточником,
из которогодолго черпалахристианскаяфилософия.
ФилософияАвгустинавозникает каксимбиоз христианскихи древних доктрин.
Из древнихантичных философскихдоктрин главнымисточникомдля него был
платонизм, который он зналпо преимуществув изложениинеоплатоников.
ИдеализмПлатона в метафизике, абсолютизмв теории познания, признание
различиядуховных принциповв структуремира (добраяи плохая душа,
существованиеотдельных душ), упор на иррациональныефакторы духовнойжизни -
— всеэто повлиялона формированиеего собственныхвоззрений.
УчениеАвгустина сталоопределяющимдуховным факторомсредневекового
мышления, оказало влияниена всю христианскуюЗападную Европу.Никто из
авторовпериода патристикине достиг тойглубины мысли, которая характеризовала
Августина.Он и его последователив религиознойфилософиисчитали познание
богаи божественнойлюбви единственнойцелью, единственнойполной смысла
ценностьючеловеческогодуха. Весьмамало места онотводил искусству,
культуреи естественнымнаукам.
Христианскойоснове своейфилософииАвгустин придавалбольшое значение.
Оносуществилто, что толькообозначеноу его предшественников: сделал бога
центромфилософскогомышления, егомировоззрениебыло теоцентрическим.
Изпринципа, чтобог первичен, вытекает и егоположение опревосходстве
душинад телом, волии чувств надразумом. Этопервенствоимеет как
метафизический, так и гносеологическийи этическийхарактер.
Богявляется высшейсущностью, только егосуществованиевытекает из
собственногоестества, всеостальное снеобходимостьюне существует.Он
единственный, существованиекоторого независимо, все остальноесуществует
лишьблагодарябожественнойволе. Бог являетсяпричинойсуществованиявсякого
сущего, всех его перемен; он не толькосотворил мир, но и постоянноего
сохраняет, продолжаетего творить.Августин отвергаетпредставление, согласно
которомумир, будучисотвореннымоднажды, развивается дальше сам.
Богявляется такженаиважнейшимпредметомпознания, познаниеже преходящих,
релятивныхвещей бессмысленнодля абсолютногопознания. Богвыступает вто же
времяи причинойпознания, онвносит светв человеческийдух, в человеческую
мысль, помогает находитьлюдям правду.Бог являетсянаивысшимблагом и
причинойвсякого блага.Так как всесуществуетблагодаря богу, так и всякое
благопроисходитот бога.
Направленностьк богу для человекаестественна, и единственночерез
соединениес ним человекможет достичьсчастья. ФилософияАвгустина таким
образомоткрываетпростор длятеологии.
ДушуАвгустин понимаетчисто спиритуалистиески, рассуждая вдухе идей
Платона.Душа как самобытнаясубстанцияне может бытьни телеснымсвойством,
ни видомтела. Она несодержит в себеничего материального, имеет лишьфункцию
мышления, воли, памяти, но не имеетничего общегос биологическимифункциями.
От теладуша отличатсясовершенством.Такое пониманиесуществовалои в
греческойфилософии, ноу Августинавпервые былосказано, чтоэто совершенство
происходитот бога, чтодуша близкабогу и бессмертна.
Душумы знаем лучше, чем тело, знаниео душе являетсяопределенным, о теле
женаоборот. Болеетого, душа, ане тело познаетбога, тело жепрепятствует
познанию.Превосходстводуши над теломтребует, чтобычеловек заботилсяо
душе, подавлял чувственныенаслаждения.
Основойдуховной жизниявляется воля, но не разум.Это утверждениеосновано
на том, что сущностькаждой вещипроявляетсяв ее активности, но не в
пассивности.Отсюда вытекаетзаключение, что человеческуюсущность
характеризуетне разум, которыйимеет пассивныйхарактер, нодействия,
активнаяволя. УчениеАвгустина опервенствеволи отличаетсяот
древнегреческогорационализма.Иррационалитическоепониманиечеловеческого
духаприходит ктому, что сущностьюдуха являетсясвободная воля.Эту позицию
Августинвоплощал нетолько в психологии, но и в теологии: первенствоволи
относитсяи к божественнойсущности. Егофилософияпереходит, таким образом,
отинтеллектуализмаи рационализмак волюнтаризму.
ВсяфилософияАвгустинасосредоточиласьна боге какедином, совершенном,
абсолютномбытии, мир жеимеет значениекак божье творениеи отблеск.
Безбога ничегонельзя ни совершить, ни познать. Вовсей природеничего
не можетпроизойти безучастия сверхъестественныхсил. МировоззрениеАвгустина
оченьчетко противостоялонатурализму.Бог как единоесущее и истинаявляется
содержаниемметафизики, бог как источникпознания являетсяпредметомтеории
познания; бог как единственноеблаго и прекрасноеявляется предметомэтики,
богкак особа всемогущаяи полная милостиявляется главнымвопросом религии.
Богне только бесконечноебытие, но и особапреисполненнаялюбви. В этом
женаправлениитеоретизировалии неоплатоники, но бог ими понималсяне как
особа.В неоплатонизмемир — эманациябожественногоединого, необходимый
продуктестественногопроцесса, уАвгустина жемир — акт божественнойволи.
У Августинапроявляетсятенденция кдуализму вотличие отнеоплатонического
монизма, основанногона идее, чтобог и мир имеютодин и тот жехарактер.
СогласноАвгустину, миркак свободныйакт бога являетсятворениемразумным,
богсоздал его наоснове собственнойидеи. Христианскийплатонизм был
августинианскимвариантомучения Платонаоб идеях, котороепонималосьв
теологическоми персоналистическомдухе. В богесокрыт идеальныйобразец
реальногомира. Как у Платона, так и у Августинасуществуютдва мира:
идеальный- в боге и реальный- в мире и пространстве, возникшийблагодаря
воплощениюидеи в материю.
Августин, в согласии сэллинистическойфилософией, полагал, чтоцелью и
смысломчеловеческойжизни являетсясчастье, котороедолжна определить
философия.Счастья можнодостигнутьв едином — в боге.Достижение
человеческогосчастья предполагаетпрежде всегопознание богаи испытание
души.
В отличиеот скептиковАвгустин разделялпредставлениео том, что познание
возможно.Он искал такойспособ познания, который неподвержензаблуждениям,
пыталсяустановитьопределеннуюнадежную точкукак исходныйпуть познания.
Единственныйспособ преодоленияскептицизма, по его мнению, состоит в
отбрасываниипредпосылки, что чувственноепознание можетнас привестик
истине.Стоять на позицияхчувственногопознания — значитукреплятьскептицизм.
Августиннаходит ещеодин пункт, подтверждающийвозможностьпознания.
В подходескептиков кмиру, в самомсомнении онвидит определенность,
достоверностьсознания, ибоможно сомневатьсяво всем, но нев том, что мы
сомневаемся.Это сознаниесомнения припознании являетсянепоколебимой
истиной.
Сознаниечеловека, егодуша являютсяустойчивымпунктом в постоянно
меняющемся, неспокойноммире. Когдачеловек погрузитсяв познаниесвоей души,
он найдеттам содержание, которое независит отокружающегомира. Это лишь
видимость, что люди черпаютсвои знанияиз окружающегомира, в
действительностиони находятих в глубинахсобственногодуха. Сущность
теориипознания Августина- априорность; творцом всехидей и понятий
являетсябог. Человеческоепознание овечных и неизменныхидеях убеждает
человека, что их источникомможет быть лишьабсолют — вечныйи надвременный,
бестелесныйбог. Человекне может бытьтворцом, онлишь воспринимает
божественныеидеи.
Истинуо боге не можетпознать разум, но вера. Вераже скорее относитсяк
воле, чем к разуму.Подчеркиваяроль чувствили сердца, Августин утверждал
единствоверы и познания.При этом онстремился невозвыситьразум, но
лишьего дополнитъ.Вера и разумвзаимно дополняютдруг друга:«Разумей,
чтобымог верить, верь, чтобыразуметь».ФилософияАвгустинаотвергает
концепциюавтономногоположениянауки, где разумявляется единственным
средствоми мерой истины.Это пониманиесоответствуетдуху христианства,
и наэтой основемогла строитьсяпоследующаяфаза — схоластика.
Характернойчертой пониманияАвгустиномпроцесса познанияявляется
христианскиймистицизм.Главным предметомфилософскогоисследованиябыли
бог ичеловеческаядуша.
Преобладаниев сфере познанияиррациональноволевыхфакторов надрационально-
-логическимивыражает одновременнои Августиновопервенствоверы над разумом.
Несамостоятельностьчеловеческогоразума, а откровениярелигиозныхдогматов
являютсяавторитетом.Вера в бога — исходноечеловеческогопознания.
Тезисо первенствеверы над разумомне был новымв христианскойфилософии.
В отличиеот предшестующих«отцов церкви», которые виделиисточник верылишь
в Библии, Августин провозгласилнаивысшимавторитетнымисточникомверы
церковькак единственнуюнепогрешимую, последнююинстанциювсякой истины.
Этовоззрениесоответствовалотогдашнейситуации. Церковьв западнойчасти
Римскойимперии становиласьидеологическии организационносильным
централизованныминститутом.
ВкладАвгустинасостоял такжев том, что попыталсяобосноватьпервенство
верынад разумом.Все человеческоепознание имеетдва источника, утверждал он.
Первымявляется опыт, чувственныйконтакт с вещамнокружающегомира.
Егограницей служатрамки явления, преступитькоторые невозможно.Другой
источник, более богатыйи значительный, заключен вприобретениизнания от
другихлюдей. Этоопосредованноепознание и естьвера.
Августинсмешивает верувообще и религиознуюверу, освященнуюавторитетом
церкви.Однако вера, которая опираетсяна опыт, в целомсовсем иная, она
имеетдругую сутьи характер, чемрелигиознаявера, исходящаяиз «истин»
Священногописания.
Оценкадобра и зла вмире, их различениебыли наиболеепроблематичными
в философииАвгустина. Содной стороны, мир как творениебога не можетбыть
недобрым.С другой стороны, существованиезла несомненно.При определении
понятиятеодицеи, илизащиты совершенстватворения. Августинисходил из
того, что зло непринадлежитприроде, ноявляется продуктомсвободного
творчества.Бог создалприроду доброй, но отравилаее злая воля.С этим
связандругой тезис: зло не являетсячем-то, что абсолютноабсолютно
противоположнодобру, оно естьлишь недостатокдобра, его релятивнаяступень.
Нетабсолютногозла, лишь доброабсолютно. Зловозникает там, где ничто не
делаетсяхорошо, зло — это отвращениеот высших целей, это либо гордыня
либовожделенность.Гордыня проистекаетиз стремленияобойтись безбога,
вожделенность- из страстей, направленныхна преходящиевещи. Следующий
аргументтеодицеи Августинасостоит в том, что зло не нарушаетгармонии
мира, но необходимодля нее. Наказаниегрешников также не противоречит
этойгармонии, каки вознаграждениесвятых. Августин, таким образом, не
отрицаетналичия злав мире, однакопонимает егочисто негативно, как
отсутствиедобра.
ЭтикеАвгустинаприсуще то, чтоон приписывалзлу другоепроисхождение,
чемдобру. Зло происходитот человека, имеет земнойхарактер, доброже
проистекаетот бога, продуктбожьей милости.Человек отвечаетза зло, но
не задобро.
По поводупонятия любвиАвгустин острополемизировалс бриттскиммонахом
Пелагием.Это был спормежду представителямииррационалистическойи
рационалистическойточек зренияв вопросаххристианскойэтики. Пелагий
исходилиз античногорационализмаи учил, чтопервородногогреха не
существует.Человек рождаетсясвободным отгрехов, он сам, без помощицеркви
должензаботитьсяо своем блаженстве.Пелагиевскийотказ от понимания
человекакак слепогоорудия богапредставлялпрямую атакуна
идеологическиепринципы христианскойцеркви.
Августин, выступая противконцепцииПелагия онеобремененностичеловека
первороднымгрехом, развиваетучение опредопределенности.Согласно этому
учению, Адам как первыйчеловек родилсясвободным ибезгрешным.У него
былавозможностьследовать забожьей волейи достичь бессмертия.Однако люди
в лицеАдама, искушенногодьяволом, совершилигрех. Поэтомувсе поколения
людейне свободны, обремененыгрехом и смертью, которая, поапостолу Павлу,
естьвозмездие загрехи.
Дуалистическоепонимание богаи мира выступаетпрежде всегокак
противоположностьмежду вечными неизменнымдуховным бытиембога и постоянной
изменчивостьюи гибелью единичныхвещей и явлений.Исследованиеэтой
противоположностивело Авустинак проблематикевремени. В рамкахобщего
теологическогорешения этоговопроса отдельныеответы интересныи с
философскойточки зрения.
Августинотвергаетвзгляды техантичных филоофов, которые времяставили
в зависимостьот движениянебесных тел: ведь и они созданыбогом. Соласноего
пониманию, время являетсямерой движенияи изменений, присущих всем
«сотворенным»конкретнымвещам. Передсотворениеммира время несуществовало,
но онопроявляетсякак следствиебожественноготворения иодновременнос
последним.Меру же измененийвещам дал бог.
Августинпопыталсяобъяснить такиеосновные категориивремени, как
настоящее, прошлое, будущее.Ни прошлое, нибудущее неимеют действительной
ориентации, она присущалишь настоящему, посредствомкоторого нечтоможет
мыслитьсякак прошлоеили будущее.Прошлое связанос человеческойпамятью,
будущеезаключено внадежде.
Приведениекак будущего, так и прошлогок настоящемудоказывает
божественную, совершеннуюабсолютность.В боге раз инавсегда соединены
настоящеес прошлым ибудущим. Августиновопониманиепротивоположности
абсолютнойвечности богаи реальнойизменчивостиматериальногои человеческого
мирастало однойиз основ христианскогомировоззрения.
Социально-политическаядоктрина Августинаоснована наидее неравенства,
которуюон отстаиваеткак вечный инеизменныйпринцип общественнойжизни.
Неравенствоявляется сторонойиерархическойструктурыобщественногоорганизма,
созданногобогом. Земнаяиерархия — отражениеиерархии небесной,«монархом»
которойявляется бог.Пытаясь предотвратитьобращениенародных масск
еретическимучениям, Августинссылается ина христианскуюидею равенства
всехлюдей передбогом — все людипроисходятот одного праотца.
Августинобращаетсяи к общественно-историческомупроцессу. Некоторые
историкидаже говорилио нем как ободном из первых«философовистории».
Стимуломего интересак этой проблематикебыло разграбление«вечного города»
в 410 г.готскими войсками, возглавляемымикоролем Аларихом.Это событие
интерпретировалосьмногими современникамипо-разному.Одни объяснялиего
какместь старыхримских боговримлянам зато, что они перешлив христианство.
Другиеутверждали, что падениеРима возглашаетконец человеческойистории,
которыйнаступаетвследствиегреховногоперехода отпервоначального
демократическогохристианствак государственному.Августин опровергаетобе
этиинтерпретации.
В философииистории онвыступаетпротив какязыческихрелигиозных
представлений, так и нерелигиозныхэтических ифилософскихконцепций.
Языческихбогов он отвергаеткак бессильныхдемонов, порожденныхпоэтической
фантазией.Им он противопоставляетединого и всемогущегобога.
О философииистории у Августинаможно говоритьлишь условно.Он занимается
«судьбамивсего» человечества, руководствуясь, однако, христианскими
мифологическимипредставлениями, опирающимисяна библейскиематериалы.
Человечествопроисходитот одной парыпрародителейи руководитсябогом.
Понятиеистории у Августияаявляетсяпровиденциалистским(провиденция-
— провидение).
Августинвыдвигает мысльо единствечеловеческойбожественнойистории,
которыетекут в противооложных, но взаимнонеразделимыхсферах, содержанием
которыхявляется бойдвух царств(градов) — божьегои эемного. Дуализмбога
и природыпереносится, таким образом, и на общественноеразвитие. Божийград
представляетменьшую частьчеловечества- это те, которыесвоим морально-
религиознымповедениемзаслужили убога спасениеи милосердие; в земном
граде, напротив, остаютсялюди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают
о боге.Божий градпостепенноусиливаетсяв общественно-историческом
развитии, в частностипосле приходаИисуса. Главнойпредпосылкой
принадлежностик граду божьемуслужат смирениеи покорностькак перед богом,
так иперед церковью.
В своемизложении планабожьего предопределенияАвгустин даетпериодизацию
историиземных градов-обществ.Она основанана аналогиис шестью днями
творения, шестью развивающимисясферами человеческойжизни и шестьюэпохами,
которыеприведены вВетхом завете.Это по своейсути эсхатологическая
концепция; идея прогресса, которая в нейсодержится,- религиозно-
-теологическая.
Церковьв истории занимаетособое положение: она являетсяобществомХриста,
обьединяет, согласно волебожьей, избранных, и вне ее нельзяобрести спасение.
Церковьявляется зримымпредставителемцарства божьегона земле. Светский
гради его государствотакже установленыбогом, но онине имеют
привилегированногоположения, какцерковь, котораязанимает высшееположение,
и государстводолжно ей служить.Только притаких условияхвозможно
возникновениегармоничногообщественногоорганизма.Пониманиеобщества у
Августинаявляетсятеократическим.
Августинзаложил основыновой христианскойфилософии. Онотбросил
классическийподход греков, основанныйна объективизмеи интеллектуализме,
егоподход былинтроспективным, воле он приписывалпервенствонад разумом.
Грекисклонялиськ финализмуи натурализму, Августин представлялбога
какбесконечность, а мир — как продуктсверхъестественнойсилы и творение
милости.Интроспективнаяпозиция переходитв персонализм, бог — это прежде
всегоперсона, сущностьюкоторой являетсяволя; этим самымфилософияАвгустина
отворачиваетсяот универсализмадревних. Онаоснована надоверии к силамволи,
веры, любви и милости, но ни в коемслучае не ксилам разумаи доказательств.
В творчествеАвгустина многопротиворечийи натяжек. Так, с одной стороны,
он полагал, что истинадоступна лишьиндивидам, ас другой — считалее
привилегиейцеркви. С однойстороны, истинаимеет непосредственныйхарактер,
а с другой- она сверхъестественныйдар. БезразличноАвгустин отнессяи к
рационализму, но тем не менееконечная цель, устремленностьпонималисьим
каксвязанное сразумом божественноесозерцание.Он утверждал, что тело
не являетсязлом, ибо происходитот бога, но втелесных желанияхвидел
источникзла. Августинотверг манихейскийдуализм добраи зла, и именно
дуализмбыл последнимсловом егоисториософии.Различныестремления
иерархическогохристианства, библейскиеи церковныемысли, религиозныйи
церковныйдух, рационализми мистицизм, верность порядкуи любви — все
переплеталосьв его творчестве.Августин имелмного последователей.
Римуже в IV столетииперестал бытьцентром, в V столетиион подвергался
постояннымопустошительнымнабегам вандалов.В этих условияхразвитие
былоневозможным, в лучшем случаеможно былоговорить осохранениитрадиции.
Толькоспустя несколькостолетий схоластикиначали развиватьновые основы
христианскойфилософии, исходя при этомиз учения Августина.Августин
принадлежитк мыслителям, которые имелибольшое влияниена духовнуюжизнь
средневековую.Он был гораздоболее известенкак философ, чем как «отец
церкви».Его творчествобыло посредующимзвеном междуфилософиейПлатона
и мыслителямисредневековья.Августиновскаятрадиция долгосчиталась
единственнымтипом ортодоксальнойфилософии.Только в XIII столетииФома
Аквинскийсоздает новуюмодель ортодоксии, однако влияниеАвгустина
продолжалосьи дальше. Можноговорить оследующихважнейшихвозвратах к
августинизму:
1. В периодкаролингскогоренессансав VIII и IX вв.
2. В XII в.у мистиков, вчастности уБернарда.
3. В XIII иXIV вв. как реакцияна аристотелизм
озникаюттак называемыеавгустинцыXIII столетия.
4. К Августинувосходит и нанего ссылается
теоретическаямысль Реформации.
5. В XVII в., в послереформационныйпериод, когдаобновленная
христианскаяфилософияискала опорув августинизме.
6. Современнаямодернистскаяпротестантскаятеология
находитсяпод воздействиемавгустинизма.Некоторые
католическиетеологи такжеиспользуютего и поныне.
ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ
ИПОСЛЕДОВАТЕЛИАВГУСТИНА
Во второйполовине V столетия, в эпоху возниковениифеодальногообщества,
в Византийскойимперии (точнее, в Сирии) былинаписаны нагреческом языке
четыреработы, которыев последующейисториирелигиозно-философскоймысли
сыграливидную ролькак на Востоке, так и на Западе.Называлисьони «Об
именахбожьих», «Омистическойтеологии», «Онебесной иерархии»,«О
церковнойиерархии» иподписаны былиименем ДионисияАреопагита.Однако
он немог быть авторомэтих трактатов, ибо жил на несколькостолетий
раньше, и поэтому ихавтора, имякоторого неизвестно, стали называть
Псевдо-Дионисий.Впервые трактатыбыли представленына церковномсоборе
в 532 г.
Ареопагитикапредставляласобой синтезхристианстваи неоплатонизма.Она
опираласьпрежде всегона неоплатоновскуюконцепцию«единого абсолюта»,
существующеговне природы; следствиемявилось отрицаниедогмата о Святой
Троице.
Главнымсмыслом ареопагитикибыл метод познаниябога, одним изпутей -
— позитивнаятеология, основаннаяна аналогиимежду миромреальных предметов,
в частностичеловеческимисуществами, и богом как ихединственными высочайшим
творцом.Второй путь- так называемаянегативнаятеология-исходитиз того,
чтонельзя всебесчисленныесвойства приписыватьбожественномусуществу,
богуне приличествуют, например, гневили опьянение.Абсолютность
существованиябога можноскорее выразитьнегативнымпутем, т.е. впонятиях,
которыене могут бытьвзяты из человеческойжизни, не могутбыть выражены
припомощи человеческихопределений.Бог не похожни на один изатрибутов
материальногомира, он являетсячистой трансценденцией.Этот подход
раскрываетмистические, спекулятивныестороны ученияПсевдо-Дионисияо боге.
Псевдо-Дионисийперенимаети другие неоплатоновскиеидеи, напримеридею
о богекак начале, середине иконце всегосуществующего.Мир был создан
богом, его бесконечнойлюбовью и добротой, он же и стремитсявернуться к
богу.Этим способомтрансцендентныйбог может бытьпредставленодновременно
какимманентныйвсем видам исуществам, которые участвуютв его совершенстве.
Преждевсего этогодостигаютсущества, которыеобразуют «небеснуюиерархию»
(ангелы, духи), а затеми люди, которыепосредствомцеркви общаютсяс богом.
В этойконцепциизначительнуюроль играетименно идеяоб иерархическом
упорядочениимира, котораявыражала интересыкак церкви, таки светской
властив зарождавшемсяфеодальномобществе.
Из всехдревнегреческихписателейПсевдо-Дионисийнаиболее существенным
образомповлиял насредневековуюфилософскуюмысль на Западе, в частности
в направлениимистики. Егосвоеобразноевосприятиенеоплатоновскойфилософии
инспирировалохристианскоеучение. ВоззренияПсевдо-Дионисияраспространялись
егоучеником, продолжателеми комментаторомМаксимом Исповедником(580-662).
В началеV в. Марциан Капелласоставил школьныйучебник о семитак
называемыхсвободныхискусствах(о грамматике, риторике, диалектике,
арифметике, геометрии, астрономиии музыке); римскийсенатор Кассиодор
(ок.490-538) скомпилировалэнциклопедиюо делах божьихи человеческих, его
заслугисостояли такжев описании ипереводахантичных рукописей.
ИсидорСевильский(ок. 600), англосаксБеда (ок. 700) и Алкин(ок. 730- 804),
советникКарла Великого, составилисборники, включившиемногое из богатства
мыслидревнего мира.
ПоследователиАвгустина былискорее историками, чем систематизаторами.
Онирешали большепрактическиеи этическиевопросы, чемтеоретические.
Исходяиз установокаристотелевскойлогики и философии, рассуждалио
подчиненностифилософиитеологии. МонахИоанн из Дамаска(VIII в.) —
крупейшийпосле Оригеныи ГригорияНисскогосистематизаторна Востоке.
В целоми на Западе, ина Востокеразвитие мыслишло по пути
комментированиядревних трактатов.Одним из значительныхкомментаторов
на Западебыл, в частности, Боэций (ок. 480-524), латинскийхристианский
теологи философ, которыйв Афинах познакомилсяс произведениямиАристотеля,
стоикови неоплатоников.Ему удаетсявыполнить частьсвоих намерений-
— перевеститруды Аристотеля(главным образомпо логике), Платона, стоиков и
неоплатониковна латинскийязык. Его переводыи комментариисильно повлияли
насредневековыйЗапад. РаботыБоэция «Комментариик Порфирию»,«Введение к
категориямАристотеля»сыграли помимовсего прочеговыдающуюсяроль в
позднейшихспорах обуниверсалиях.
Оннаписал такжетрактат «Утешениефилософией», в которомхристианские
мотивыне выступаютна первый план.В этом трактатеБоэций показывает,
какфилософскиепозиции влияютна мысль, ведутк спокойствию, дают утешение
в несчастии.Трактат свидетельствуето том большомвлиянии, котороена
Боэцияоказала языческаяфилософия, прежде всегостоицизм.