Реферат по предмету "Культура и искусство"


Повышение квалификации в контексте идеи непрерывного физкультурного образования методологически

Повышение квалификации в контексте идеи непрерывного физкультурного образования: методологический аспект, тенденции, практическое воплощение

В официальных документах Минобразования РФ часто мелькают понятия «послевузовское образование», «дополнительное профессио нальное образование» и пр. [1, 2, 3]. Однако все они легко укладываются в одно словосочетание — «компенсаторное образование». Отчего это происходит?

Трактовка цели повышения квалификации как обновление или дополучение теоретических знаний и практических умений и навыков во многом связана с усиливающимися тенденциями, происходящими прежде всего в информационно-технологических процессах. Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния образования. В первую очередь происходит осознание резкого возрастания потока информации, возникновения новых знаний, потока такого стремительного, что, по сути, исчезает переходный период между получением этих знаний и их использовани ем. Вместе с тем новое в нашей жизни и в образовании нельзя определять и ограничивать результатами постиндустриальной, информаци онной революции. Доминирование такого подхода в той сфере, которая отвечает за «переучивание», «доучивание», «повышение квалификации», приводит к тому, что образовательный процесс протекает в русле традиционной преемственности, линейного последовательного приобретения дополнительных профессиональных знаний, но не в целях, условиях и результатах непрерывного образования.

Почему без опоры и воплощения идеи и методологии непрерывного образования ни одна из организационных форм профессиональной подготовки и переподготовки не приведет к должному эффекту? Прежде всего потому, что "… сегодня речь идет не просто о высшем образовании, а о новом высшем образовании, связанном с осознанием особенностей новой эпохи; не о развитии бывшего, а о творении нового понимания сущности образования, что является актом творчества, не подменяемым разного рода федеральными программами и национальными доктринами" [4].

Глубинные сдвиги в отечественной образовательной сфере вызваны тем, что профессиональная квалификация, востребованность, личный успех, материальное благополучие и другие прагматические составляющие целей обучения профессии на любом образовательном этапе напрямую зависят от способности образовательного учреждения решать задачу более высокого уровня — развития самостоятельности и творческих способностей личности. Без ее решения — ни сегодня, ни в будущем тем более — невозможно достичь главной цели — результата непрерывного профессионального образования — сформированности потребности в постоянном самодвижении личности к вершинам профессии, ее способности адаптироваться к неожиданным жизненным ситуациям.

Поэтому трудно ожидать серьезной результативности системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по физической культуре, если она будет продолжать существовать в идеях, содержании, методологии функционального типа преемственности знания, умений, навыков, т.е. в рамках «компенсатор ного» типа образования. В традиционном компенсаторном образовании доминирует ориентация на пассивную трансляцию знаний, в лучшем случае — выработку профессиональных умений и навыков.

Как бы параллельно, в основном в демагогических формах, присутствуют и вопросы воспитания, формирования личности. А этого недостаточно, если принять во внимание изменения, произошедшие под влиянием новых условий жизни, даже в самом подходе к понятию «профессионализм». Какие бы современные определения — и отечественные, и зарубежные — мы ни взяли за основу, каких бы профессий они ни касались, непременно будут присутствовать следующие составляющие этого понятия:

— умение безотказно, надежно, оперативно решать типичные профессиональные задачи;

— способность проявлять творчество, прогнозировать, находить оптимальные и эффективные решения в нестандартных ситуациях;

— умение общаться с участниками профессио нальной деятельности на должном интеллектуально -культурном уровне;

— наличие системы ценностей и способностей их отстаивать, аргументировать, делиться, не навязывая своей воли, с другими.

Причем, если речь идет о профессионализме в современном его понимании, всегда отмечается не только необходимость, но и внутренняя потребность подтверждения и обновления образованности личности на протяжении всей жизни (т.е. непрерывного образования в его личностно-культурологическом смысле, а не как «пожизненного сидения за партой или компьютером в целях накопления и потребления прагматически полезных знаний) [5 — 7].

Актуализация идеи непрерывного образования происходит прежде всего из-за необходимости решить противоречие между стремительно разрастающимся набором вариантов представления информации и знаний и неспособностью их освоения старыми методами: репродуктивными, дескриптивными (описательными ) и т.п. Вот почему и в теории, и в практике всех видов и этапов профессионального образования усиленно ведется поиск новых путей выработки, усвоения, оперирования, передачи и хранения знаний с использованием возможностей различных информационных технологий.

Однако есть опасность поставить этот фактор во главу угла (что, к сожалению, можно наблюдать сейчас на опыте многих образовательных учреждений) и тем самым вывести образование из социокультурно го „поля“. Если процессы образования, обучения, просвещения, повышения профессионализма будут опираться только на разум, интеллект и рассматри ваться так технология, как адекватно-дисциплинарная система усвоения-передачи знаний (к тому же постепенно вырождаемая в постиндустриальном информационном обществе в информацию, приобретаемую с помощью информационных технологий), то нас ожидает постепенная „инструментализация“ как профессионала, так и его ученика, а в конечном итоге и того мира, в котором мы живем.

Поэтому важнейшим, а может и определяющим, направлением в выявлении наиболее общих закономерностей в функционировании образовательных организаций, в содержании деятельности основных участников процессов подготовки, повышения квалификации и переквалификации специалистов является целостное изучение человека как творца и созидателя будущего, как носителя творческого потенциала (акмеологический подход). Причем речь идет не только об ученике — человеке, но и об изучении себя — человека, а также о владении способами, приемами, методами прививать своему ученику систему духовных ценностей. А этими ценностями надо прежде всего обладать самому. Иначе есть опасность, что место педагога, преподавателя-учителя займет компьютер, человеческое общение заменится „коммуникацией“, из образования уйдут душа, дух, чувства [9].

Среди исследователей, занимающихся проблемами обучения взрослых, существует мнение, что оно должно быть прикладным, практически направленным. У обучающихся, имеющих жизненный и профессио нальный опыт, больше, чем у студентов, присутствует потребность в смысле [8]. Однако (и об этом свидетельствуют результаты исследований проблемы профессионализации личности) хорошо прослеживаются две основные области проявления этой „потребности в смысле“: потребность в приобретении знаний-умений для решения практических, производственных задач и потребность в личностно-профес сиональном и культурном развитии. Так, профессио нализация личности педагога-тренера выражается в росте рефлексивной способности, способности к смене ценностных ориентаций [9].

Само бытие человека отзывается его образованием, или иначе — образование человека и есть его бытие, причем в образовании человек не только образовывается, но и развивается его культура, социальные отношения и т.д., — считают ученые. Это обстоятельство и определяет тот фундаментальный факт, что при рассмотрении любого образовательного этапа — будь то довузовское, вузовское, послевузовское профессиональное образование — внимание необходимо концентрировать как собственно на образовании, так и на воспроизводстве культуры и социальности [10]. Всё вышесказанное следует учитывать, если поставить задачу — переориентировать подготовку и переподготовку кадров, связанных с физкультурным образованием, на современные цели и задачи. Все участники образовательного процесса (от организационно-управ ленческого звена до обучающихся) должны учитывать инновационные подходы к подбору и оформлению содержания, методов, средств обучения, построению практических занятий, а также тщательно продумывать приемы создания самой атмосферы общения субъектов образовательного процесса. Разумеется, на этапе переподготовки, дополнительного образования, повышения квалификации проблемы оперирования новыми способами передачи и усвоения знаний и методами обучения вершинам мастерства (педагогического прежде всего), совершенствования, коррекции и реорганизации профессиональной деятельности не только не снимаются, но и выступают как первоочередные. Однако нельзя забывать, что субъектом этого образовательного этапа является личность, уже имеющая профессиональный опыт и вместе с тем являющаяся специалистом, как правило педагогом, иными словами, „специалистом образования“, независимо от предмета преподавания. Такой специалист должен владеть наукой и искусством развивать другого человека как индивида, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Поэтому все средства, методы, формы, сама атмосфера обучения должны носить социокультурный характер, тем более что дисциплина, с помощью которой специалист ФК общается с субъектом своей профессиональной деятельности независимо от ее узкой специализации, культурно детерминирована.

Переориентация процесса повышения квалификации, переподготовки кадров, приобретение дополнительного физкультурного образования потребуют:

а) отказа от базисных положений о трансляции содержания образования, в котором представлены лишь ранее накопленные знания, умения, навыки, и принятия в качестве главной целевой установки создание особого психологического климата в образовательном заведении. Показателями и условиями его станут социокультурное наполнение содержания образования, „погружение“ слушателей ИПК в различные проблемные ситуации их профессиональной деятельности, замена субъект-объектного (управленческого) способа отношений между преподавателями и слушателями субъект-субъектным, при котором корпорация становится главным направляющим взаимодействием субъектов образовательного процесса;

б) изменения мотивации обучения. Одним из важных его предпосылок станет сознательное, самостоятельное, а следовательно, активное получение знаний, новый подход к проектированию преподава тельской (обучающей) и слушательской (учебной) деятельности. Это активная коррекция или изменение плана и программы в ходе их реализации, привлечение самих слушателей ИПК к их составлению и изменению в ходе образовательной деятельности, принципиальная недопустимость планирования операционального уровня деятельности (слушатель самостоятельно принимает решение в разрешении ситуации практики);

в) выделения в качестве одного из ведущих методических приемов создания ситуации недостаточности средств деятельность и дефицита знаний (т.е. условий для проблемной ситуации). Использование такого приема стимулирует слушателя к самостоятельному поиску информации и способов исследования проблемы, выработке способности к решению задач в новой неожиданной ситуации;

г) поиска новых форм „погружения“ слушателей в ситуации профессиональной практики, например с учетом действия рыночного механизма, для развития у них способностей входить в новую образовательную или профессиональную среду и саморазвития в ней.

Если учитывать вывод, к которому приходят ученые, что общение — это та сфера, где и должна происходить модификация образования, следует изыскивать приемы, формы, способы построения взаимоотношений между слушателями. В этой связи заслуживает внимания использование методического приема подготовки слушателями единого реферата к итоговой аттестации. Совокупность вкладов каждого слушателя с позиции отведенной ему роли приведет к решению проблемы. В этом случае группа слушателей предстает коллективом, который за время пребывания в ИПК при помощи прикрепленного преподавателя-консультанта ведет поиск необходимой информации (в том числе из области культуры, социально-общественной, духовной жизни и пр.), научных разработок, экономичес ких расчетов, справочных данных и т.п., позволяющих решать проблему полезной (прагматической) и социокультурной (морально-нравственной) значимости.

Разумеется, при всем разнообразии форм, методов, средств необходимо учитывать индивидуальные особенности слушателей ИПК, за плечами которых — сложившееся мировоззрение, жизненный опыт, опыт спортивной, управленческой и педагогической деятельности, собственный взгляд на пути реализации своего потенциала.

Список литературы

1. Положение о порядке и условиях профессиональной подготовки специалистов. Бюллетень Госкомспорта РФ, 1996, № 4.

2. О высшем послевузовском профессиональном образовании. ФЗ. Бюллетень Госкомспорта РФ, 1996, № 10.

3. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Бюллетень МО РФ, 1996, № 1.

4. Долженко О. История Европейского университета //Аlmа-Маter, 1999, № 1.

5. Кузьмина Н.В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования. Известия РАО, 2000, № 1.

6. Савельев А. Инновационное образование и научные школы //Вестник высшей школы, 2000, № 5.

7. Тарасова О. Культурологические аспекты образования (к постановке вопроса) //Вестник высшей школы, 2001, № 5.

8. Кларин М. Корпоративный тренинг — инструмент развития, управления в организациях //Магистр, 2001, № 1.

9. Топчиян В., Волков Н. Определение путей содержания образования физкультурных кадров на основе моделирования деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Отчет НИР зп 1988 г., ГЦОЛИФК, ЛФПФО.

10. Корнетов Г. Феномен образования //Магистр, 2001, № 1.

11. Н.Н. Зволинская, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, В.И. Маслов, кандидат педагогических наук, профессор. Повышение квалификации в контексте идеи непрерывного физкультурного образования: методологический аспект, тенденции, практическое воплощение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Батеньков Гавриил Степанович
Реферат Имиджеобразующие стратегии в образовательном дискурсе (на материале электронных ресурсов университета)
Реферат Ukraine
Реферат Функции эмоций в жизнедеятельности человека 2
Реферат Банковский бизнес в 1900-10 гг
Реферат Творческие индустрии как способ формирования городского пространства
Реферат Внешнеэкономическая деятельность Узбекистана
Реферат Аналіз художнього твору на уроках читання у початкових класах
Реферат Австрийская школа и теория предельной полезности
Реферат Понятие и виды правонарушений 2
Реферат - удивительная самобытная страна с таинственными религиозными обрядами и богами, единственное в мире индийское королевство
Реферат Методы борьбы с терроризмом
Реферат Авторитет руководителя в воинском коллективе
Реферат Банковская гарантия 2
Реферат Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова