Реферат по предмету "Культура и искусство"


Основы здорового образа жизни школьников

--PAGE_BREAK--4.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
1.      Энергетическая ценность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма.

2.      Соответствие химического состава пищевых веществ, включая витамины и минералы, физиологическим потребностям организма.

3.      Пищевой рациондолжен быть разнообразным.

4.      Соблюдение оптимального режима питания – регулярность, краткость и чередование приемов пищи.

5.      Только соблюдение всех указанных принципов делает питание полноценным.

У детей и подростков в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьника должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей. Очень часто это происходит, в основном за счет потребления большого количества продуктов с высоким содержанием жира и сахара, что может привести к развитию в будущем ожирения, кариеса, гиповитаминозов, а также дефициту микронутриентов.В настоящее время в состоянии здоровья школьников преобладает увеличение удельного веса имеющих хроническую патологию и уменьшение числа относительно здоровых детей. К сожалению, в структуре заболеваний школьников чаще встречаться заболевания ЖКТ, почек, болезни обмена веществ, да и близорукость и сколиоз стали частыми спутниками наших детей. Не рационально построенные нагрузки, не сбалансированное питание могут привести к ухудшению здоровья и обострениям уже имеющихся хронических заболеваний.Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.Было замечено, что учащиеся, получающие горячее питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Кроме того, регулярное питание, соблюдение режима питание — это прежде всего профилактика заболеваний пищеварительной системы. Рацион должен быть сбалансирован не только по основным общеизвестным белкам, жирам, углеводам, но и по витаминному составу и содержанию макро и микроэлементов. Суточная потребность для детей:

                                                                              8

Возраст

Белки

Жиры

Углеводы

7-10

80гр.

80 г/сутки

300 г/сутки

11-13

90гр.

90 г/сутки

350 г/сутки

14-17

100гр.

100 г/ сутки

400 г/сутки

Энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма. При составлении рациона питания для учащихся необходимо правильно распределить продукты и калорийность блюд в течение суток:

завтрак — 25%;

обед – 35-40%;

полдник – 10-15 %;

ужин – 25%.

Причем в первую половину дня лучше предлагать продукты, наиболее богатые белком, а на ужин в основном, молочно-растительные блюда. Рацион питания детей должен быть максимально разнообразным, питательным и аппетитным. Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня, а в течение недели не более 2-3 раз.

Завтрак для школьниковдолжен быть обязательным. Желательно утром предлагать горячее блюдо (творожная запеканка, молочная каша или мясное блюдо), содержащее достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих расходов энергии.

Обед:должен состоять из первого горячего блюда с гарниром, лучше из овощей. Нельзя забывать и о необходимости свежих овощных салатов.

На ужин:детям лучше предлагать легкие молочно- растительные блюда, молочные или овощные.

Режим питания школьника: зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника, дополнительных занятий. Режим питания поможет выработать у ребенка здоровые привычки питания; есть регулярно, в строго определенные часы, не большим по объему порциями.

Способ приготовления пищи:также оказывает влияние на здоровье. В питании детей необходимо использовать те способы приготовления пищи, при которых не требуется большого количества масла, жира, соли, сахара (это отваривание, запекание, тушение).

Для детей, дополнительно занимающихся спортом:правильно подобранный рацион питания, приобретает еще большее значение. Он должен содержать достаточное количество белка (из расчета 2,5 г на килограмм массы тела в зависимости от количества и качества физических нагрузок). В среднем школьникам 10-13 лет количество белка можно довести до 120 г в сутки, подросткам 14-17 до 140г.

Жировой компонент:в рационе таких школьников увеличивать не рекомендуется, исключение — занятия зимними видами спорта. Большое значение имеет достаточное употребление растительных масел, содержащих незаменимые жирные кислоты, необходимые детскому организму. Их не стоит подвергать термической обработке, лучше употреблять, добавляя в овощные салаты. В рационе спортсмена их количество должно составлять не менее 25% от общей суточной нормы жиров. Трудно усвояемые тугоплавкие жиры (бараний, свиной, говяжий) лучше ограничить в рационе.
                                                                         

                                                                            9

При занятиях спортом большое значение имеют легко усваивающиеся углеводы, за счет которых необходимо восполнять интенсивные потери энергии. Но организм спортсмена нуждается также в достаточном количестве сложных углеводов (различные овощные блюда, крупяные гарниры и т.д.). Они должны составлять 65-75% от общего количества углеводов. Режим питания школьника-спортсмена отличается от режима обычных детей, частота приема пищи 4-5 раз в день. Если тренировки проводятся утром, калорийность завтрака должна быть повышена до 35% от общей калорийности рациона, если занятия проводятся в вечерние время, то повышается калорийность ужина. Однако богатую клетчаткой пищу во время ужина принимать не следует. Пищевой рацион спортсмена должен включать большой ассортимент фруктов и овощей, как основной источник витаминов и микроэлементов. При составлении рациона нужно учитывать, что потребность в витаминах при занятиях спортом возрастает в 1,5-2 раза .

Примерное цикличное меню завтраков для учащихся Кадетских школ-интернатов




                                                                               10

Рациональное питание быстро растущих детей, особенно подростков, определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем. Особая роль в этом принадлежит витаминам.

Теперь немного о витаминах, которые также являются необходимым

компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повышают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтезируется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с пищей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--4.2 ЧТО ТАКОЕ ВИТАМИНЫ?
Витамины (лат. vita — жизнь + амин) — пищевые вещества, необходимые для поддержания жизненных функций. По строению витамины являются низкомолекулярными соединениями различной химической природы. Организм человека и животных не синтезирует витамины или синтезирует в недостаточном количестве и поэтому должен получать их в готовом виде. Витамины требуются организму от нескольких микрограммов до нескольких миллиграммов. В отличие от других незаменимых факторов питания (незаменимые аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты и др.), витамины не являются пластическим материалом или источником энергии и участвуют в обмене веществ преимущественно не как субстраты биохимических реакций, а как участники механизмов биокатализа (коферменты) и регуляции отдельных биохимических и физиологических процессов.
Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов.
К витаминам и витаминоподобным  веществам относятся 20 различных по своей химической природе соединений, необходимых для поддержания жизни и здоровья человека. Для того, чтобы витамины могли выполнить свои важные функции, участвуя во всех жизненных процессах, связанных с нормальным обменом веществ, они должны в достаточном количестве поступать в организм, с ежедневно потребляемой нами пищей. Витамины влияют на процесс кроветворения, способствуют сохранению новых тканей. Если в организм в течение длительного времени не поступает необходимое количество витаминов, у человека наблюдаются симптомы витаминной недостаточности, которые поначалу не слишком ощутимы. Симптомами авитаминоза могут быть повышенная раздражительность, усталость, бледная, покрытая гнойничками кожа.
Витаминная недостаточность — патологическое состояние, вызванное дефицитом витаминов в организме. Патологические состояния, наступающие при полной недостаточности каких-либо витаминов в организме, называются авитаминозами.
При частичной недостаточности витаминов наступают преимущественно нарушения функционального характера, называемые гиповитаминозами.
В зависимости от причин, вызывающих витаминную недостаточность, различают ее экзогенную и эндогенную формы. Наиболее распространена экзогенная, или первичная, витаминная недостаточность, вызываемая низким содержанием витаминов в пище при однообразном, несбалансированном питании. Реже встречаются эндогенные, или вторичные, формы витаминной недостаточности. Причинами их могут быть: беременность или кормление грудью ребенка, дисбактериоз кишечника, заболевания щитовидной железы, желудочно-кишечного тракта, печени и других органов и систем, когда повышается потребность в витаминах или нарушаются их всасывание и обмен. Обычно при экзогенных гиповитаминозах или авитаминозах назначают витамины внутрь, если причина заболевания эндогенная — витамины вводят в организм, минуя желудочно-кишечный тракт (внутривенно или внутримышечно).
Полноценное и регулярное снабжение организма необходимыми микронутриентами — витаминами, минеральными, биологически активными веществами и биоферментами — является важнейшим условием поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия человека.
Наиболее эффективным, физиологически обоснованным и экономически доступным способом массового восполнения дефицита витаминов, минералов, биологически активных добавок (БАД) и ферментов для нормальной жизнедеятельности организма является сбалансированное питание. Однако содержание витаминов, минералов и других веществ в пищевых продуктах подвержено значительным колебаниям и не всегда полностью обеспечивает потребность в них организма. Эти колебания связаны с различными причинами: сезонные изменения состава пищевых продуктов; неравномерное употребление овощей и фруктов; хранение, технологическая обработка; условия

                                                                             11

среды, труда и быта; индивидуальная способность организма и т.д. При таких условиях возникает необходимость в дополнительном обогащении витаминными комплексами для нормального функционирования организма.
Дефицит витаминов, особенно в условиях повышенных нагрузок учебного года (умственной и физической), приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Недостаточное поступление того или иного витамина с пищей ведет к развитию соответствующей болезни витаминной недостаточности (гиповитаминоз или авитаминоз) вследствие нарушения зависящих от данного витамина биохимических процессов.

Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В2, В12, А, Е; раздражительность и беспокойство — витаминов С, В1, В6, В12, РР и биотина, высокая восприимчивость к инфекциям — витаминов С и А, бессонница — витаминов В6 и РР.Витамин А жизненно важен для иммунной системы, он помогает бороться с различными заболеваниями; при дефиците витамина А организм теряет способность эффективно сопротивляться инфекции, поэтому дети в большей степени подвержены болезням (особенно это касается кори и диарейных болезней), дольше болеют и даже могут умереть.Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом. Зрение: Витамин А необходим для здоровья глаз и хорошего зрения. Одним из первых симптомов тяжелой формы VAD является потеря зрения в условиях низкой освещенности, называемая «ночная слепота».  На глазах могут образовываться светлые пятна (бляшки Искерского-Бито), а в тяжелых случаях глаз становится сухим и повреждается, что приводит к слепоте. Согласно оценкам, ежегодно теряют зрение 250 — 500 тысяч детей, страдающих VAD, причем половина из них умирает в течение 12 месяцев после потери зрения .                                                                          Рост: Витамин А важен для нормального роста. Маленькие дети, страдающие от VAD, могут остаться низкорослыми.                                                                                                                            Кожа: Витамин А важен для здоровья кожи. 
Витамин B1— находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.
Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.
Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.
Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.
Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.
Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.
Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.
Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.
Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.                                                                                                                                                        Особую роль: играет витамин С — аскорбиновая кислота. Он принимает активное участие в окислительно-восстановительных процессах, обладает  сосуда укрёпляющим  эффектом,   повышает  сопротивляемость организма.  Витамин  С  усиливает  кроветворную  функцию,  . помогаетокислению некоторых промежуточных продуктов обмена, образующихся при выполнении физических нагрузок, нормализует обмен белков и углеводов, улучшает работу нервной системы, печени, повышает устойчивость организма к температурным колебаниям, ускоряет восстановление после физических нагрузок.


                                                                              12

 Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.                                        Витамин В(тиамин) необходим для нормальной работы нервной системы, принимает активное участие в обмене веществ. Он нормализует кислотность    желудочного    сока,    повышает    иммунитет  организма, обеспечивает лучшее использование углеводов. Средняя потребность ввитамине В составляет 1,6—2 мг в день. Достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола, пшенной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе.Следует подчеркнуть значение для человека и витамина РР (никотиновой кислоты), принимающего участие в процессах тканевого дыхания. Он оказывает благоприятное воздействие на центральную нервную систему, нормализует процессы возбуждения и торможения, расширяет периферические сосуды.В организме школьников, регулярно занимающихся физическими упражнениями,- (при интенсивных физических нагрузках происходит некоторая потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо. Поэтому необходимо увеличивать их потребление в питании.

                                               5. О ПРИВЫЧКАХ ПОЛЕЗНЫХ И ВРЕДНЫХ

  Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил «Привычка свыше нам дана, замена счастью она».Полезные привычки личности, помогают формированию гармонически развитой личности вредные ,наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров  кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных  параметрах; времени, обогащают  человека,   делают  жизнь

 интереснее, способствуют самосовершенствованию. Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение, наркомания  и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания сердечно-сосудистой системы,, ведущие кардиологи мира курению отводят третье-четвертое место. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения на основе статистических данных разработал таблицу, по которой можно  приблизительно  определить  на  сколько  сокращается возможная длительность жизни человека из-за курения. Согласно этой таблице человек 20—25 лет, выкуривающий до 9 сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4,6 лет, выкуривающий 10—19 сигарет,— на 5,5 лет.

Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и особенно на надпочечники. Они начинают больше обычного выделять гормон адреналин, излишек которого вызывает сужение сосудов..

Люди,.злоупотребляющие курением, значительно чаще, чем некурящие, страдают различными формами ишемической болезни сердца.Известный кардиолог О. Г. Оганов констатирует, что внезапная смерть от инфаркта миокарда встречается среди курящих в 5 раз чаще, чем среди некурящих. Причем инфаркты в сравнительно молодом возрасте случаются почти исключительно у курящих.У курящих наблюдается также более раннее появление гипертонической болезни, стенокардии. Выяснилось, что среди студентов с этими заболеваниями 78,4 % заядлых курильщиков.

Курение — одна из основных причин возникновения такого тяжелого заболевания, как облитерирующий  эндопртернит, При этом нарушается кровообращение в нижних конечностях, а иногда развивается гангрена.

Несовместимо курение с регулярными занятиями физической культурой и j9портом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм. У курящего спортсмена возникает опасность (быстрого развития перенапряжения, перетренированности, более замедленное протекание восстановительных процессов после тренировки. Ухудшается освоение новых двигательных навыков, понижается такое физическое качество, как быстрота.

Во всем мире активно разрабатываются методы прекращения курения.
13

Используется групповая психотерапия, консультации с врачом, разрабатываются новые медицинские препараты, антиникотиновая жевательная резинка и т. д. Однако правильнее всего включить свою волю, убедить себя в, ненужности и вредности курения и решительно перестать курить. У самого заядлого курильщика уже после 8 — 10 дней прекращения курения нормализуется самочувствие, повышается работоспособность.

Несколько способов уменьшить вред курения                                                                      Как известно, полностью нейтрализовать воздействие табака на организм невозможно. Единственно правильное решение – полностью отказаться от курения. Но многие не могут бросить пагубную привычку. Кроме того, пассивные курильщики зачастую не имеют возможности оградить себя от действия табака. Какие же продукты способны возместить организму потерю ценных веществ, затраченных на борьбу с негативным воздействием, и, по возможности, минимизировать вред от курения, как пассивного, так и активного?
Капуста. Исследования, проведенные Национальным институтом экологии США, свидетельствуют, что капуста – отличное средство профилактики раковых заболеваний. Причина в наличии в овоще изотиоцианатов, антираковых веществ, сдерживающих рост раковых клеток и препятствующих их размножению.
Замечательными способностями обладает как обычная белокочанная капуста, так и китайская, и особенно брокколи (спаржевая). Регулярное потребление чудесного овоща снижает вероятность заболевания раком легких на 36%.
Томатный сок. По мнению японцев сок – эффективное средство против эмфиземы легких, причина которой в регулярном вдыхании табачного дыма. Ученые токийского университета Юнтендо экспериментировали на мышах. Предполагается, что защитное действие томатного сока вызвано наличием в его составе антиоксиданта ликопена, подавляющего образование кислородных радикалов – молекул, наносящих вред клеткам.                                                                                    Морковный сок. Бета-каротин преобразуется организмом человека в витамин А, необходимый для укрепления слизистых оболочек. Доза, необходимая курильщику – два стакана морковного сока в сутки.
Проростки. В проросших семенах пшеницы целая гамма полезных и активных веществ, среди которых витамины Е и В12, фолиевая кислота и селен, защищающие ткани легких.
Витамин С. Он содержится во многих фруктах и овощах. Особенность витамина в том, что он не синтезируется в организме и может поступать только извне. Но, с другой стороны, каждая выкуренная сигарета нейтрализует 35 миллиграммов дефицитного витамина. Вооружившись калькулятором, можно подсчитать минимально необходимую дневную дозу с учетом количества выкуриваемых сигарет.
Полезные вещества могут поступать в организм не только с пищей, но и через кожу, например, с косметикой. У курильщиков омертвевший слой эпидермиса утолщен, что снижает эффективность кремов, масок и тоников. Курящей женщине полезно чаще, чем остальным делать пилинг. Крем для ежедневного ухода за кожей лица обязательно должен содержать антиоксиданты – витамины А и Е, кофермент Q10.
Еще одна болезнь, характерная для курильщиков – купероз. Он проявляется в виде заметной сеточки мелких сосудов на носу и щеках. Чтобы сдержать его развитие, придется отказаться от всего горячего. Противопоказаны теплые маски, бани, слишком горячие блюда и напитки, солнечные ванны и загар, даже в соляриях.
Приведенные советы позволят снизить негативное воздействие вредной привычки – курения – на организм. Но даже если съедать тонны капусты и выпивать бочки полезных соков, отрицательное воздействие табака не устранится, всего лишь станет менее заметным. Самый правильный способ от него избавиться – полностью бросить курить. Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка, вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного воздействия на биологическую природу человека, он оказывает сильное влияние на его социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение, разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на организм. Попадая в кровь, он действует на мозг и вызывает у большинства людей состояние веселья, повышенного стремления к общению, раскованности. Это одна из причин употребления молодыми людьми- алкогольных напитков.При  этом  нарушаются   восприятие,   деятельность  двигательных центров мозга и органов равновесия.
                                                                               14

Из-под контроля выходят примитивные инстинкты. Этим можно объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную агрессивность. Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются двигательные навыки и умения. При исследовании времени двигательной реакции у чемпиона мира по автогонкам Т. Бетенхаузена оказалось, что после принятых им 60 г виски время реакции увеличилось на 25 %.  У некоторых школьников бытует мнение, что небольшие дозы спиртных напитков улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой пользы от частых приемов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к алкоголизму. Причем стать хроническим алкоголиком может и человек, пьющий только пиво.Происходит    постепенное    «падение»    человеческой    личности. Причинами его становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие окружающих людей, Жизненно важно для таких людей включение собственной воли, решительная борьба с этой вредной, калечащей привычкой.

Наркома́ния(от греч. νάρκη/narkē/ — оцепенение, сон, и μᾰνία/mania/ — безумие, страсть, влечение.) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов: 1) синдром изменённой реактивности, 2) синдром психической зависимости, 3) синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром, 4) синдром последствий хронической наркотизации.
В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено (!), хотя они тоже являются наркотиками, причем, вызывающими большие вред и зависимость. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.
С точки зрения общепринятой социологии наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм.Среди причин возникновения и развития наркомании чаще всего называют особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов. Нередки также случаи возникновения наркомании среди больных, вынужденных длительное время принимать наркотические вещества в медицинских целях. Многие лекарственные средства, применяемые в официальной медицине (в основном снотворные, успокаивающие и обезболивающие), могут вызывать тяжёлые формы наркотической зависимости, что является серьёзной проблемой при их применении.В некоторых странах употребление наркотиков связано с определенными религиозными и культурными традициями (жевание индейцами листьев коки, курение гашиша в мусульманских странах). В Европе и Америке наркомания получила широкое распространение во время молодёжной культурной революции 1960-х. Именно с этого времени данное явление стало серьезной социальной проблемой.Видимые признаки употребления наркотиков: — следы от уколов, порезы, синяки — свернутые в трубочку бумажки, фольга — маленькие ложечки, капсулы, бутылки, пузырьки, неизвестные таблетки, порошки — часто измененная реакция на свет Изменения в поведении: — ухудшение памяти — невозможность сосредоточиться — бессонница, чередующаяся с сонливостью — болезненная реакция на критику, агрессивность — частая и резкая смена настроения — необычные просьбы дать денег или появление сумм неизвестного происхождения — пропажа из дома ценностей, книг, одежды — частые необъяснимые телефонные звонки. По отдельности эти признаки могут присутствовать у подростка и без употребления наркотических веществ, но чем больше черт проявляется в поведении подростка или уже взрослого человека, тем вероятнее употреблении им какого-либо препарата. «Непреодолимое влечение» связано с психической (психологической), а иногда и физической (физиологической) зависимостью от наркотиков.  Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. 

                                                                           15

 Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т. н. абстинентный синдром, ломка).  От этих ощущений избавляет возобновление приёма наркотиков. Список веществ, способных вызвать наркоманию, очень велик и расширяется по мере синтеза новых средств.Наиболее распространёнными видами наркомании являются токсикомания (употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ), алкоголизм (пристрастие к напиткам, содержащим этиловый спирт) и табакокурение (пристрастие к никотину).Также распространено употребление наркотиков на основе конопли (гашиш, марихуана), мака (опий, морфин, героин), коки (кокаин) и многих других, включая современные синтезированные наркотики, например ЛСД, амфетамины и экстази. Следует особо отметить, что многие из наркотических веществ не соответствуют признакам предлагаемым официальной медициной, так многие вещества не вызывают непреодолимого влечения и тенденции к увеличению дозы, более того, после употребления многих синтетических наркотических веществ у человека отпадает желание дальнейших экспериментов со своим сознанием в связи с острыми кризисными состояниями пережитыми от эффектов наркотика.

За период с 1985 по 1995 год в России число зарегистрированных наркоманов возросло в 5 раз. В последующие годы, вплоть до 1999-го, количество регистрируемых с диагнозом «наркомания» ежегодно увеличивалось в полтора-два раза. Только в первой половине 1999 года за медицинской помощью обратилось более 400 тыс. человек. Согласно экспертным заключениям, число лиц, обратившихся за медицинской помощью, соотносится с истинным числом больных наркоманиями как 1: 10 (Наркомания… 2000). Ряд экспертов утверждает, что это соотношение еще больше — 1: 30.                                                                                                                              Анализируя комплекс показателей, эксперты приходят к выводу, что на начало 1999 года в России было свыше 2,5 млн, наркоманов «со стажем». Это один из самых высоких показателей в Европе. Число потребителей наркотиков, принимающих их периодически и еще не имеющих наркотической зависимости, насчитывается 4.5 млн. человек. Таким образом, можно сказать, что на начало 2000 года в России было как минимум 7-7,5 млн. наркоманов, т. е. около 6% от всей Численности 146-миллионного населения. География распространения наркомании по стране неоднородна. Имеется 25 регионов повышенной наркотической опасности. Самый высокий уровень заболевания наркоманиями в 1997 году отмечен в Томской области (283,8 на 100 000 человек), республике Тува (276,7), Алтайском крае (211,3) и Тюменской области (199,3). К регионам с высоким уровнем наркопотребления относятся Самарская область, Калининградская область, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Оренбург, республики Северная Осетия и Адыгея, Ульяновская область и др.                                                                                                                 В результате исследования распространенности употребления наркотических веществ подростками были выявлены следующие закономерности:
Половые различия. Все запрещенные наркотики употребляли и/или употребляют 12,5 %, девушек и 11,0 % юношей. У юношей: более высокий уровень употребления марихуаны, табака, фенциклидинов, стероидов, героина, а также инъекционного введения наркотиков. У девушек: более высокий уровень употребления кокаина, крэка, летучих ингалянтов, стимуляторов, транквилизаторов и аналгетиков. По социально-экономическому статусу. Уровень потребления психоактивных веществ выше у подростков, имеющих низкий социально-экономический статус. Тем не менее, студенты колледжей и неучащиеся имеют примерно одинаковый уровень употребления наркотических веществ. Осознание вреда, наносимого употреблением наркотиков. Меньше половины учеников младших классов понимают, что курение пачки сигарет в день опасно для здоровья. Выпускники школ хуже, чем младшие школьники, осознают вред, наносимый организму наркотиками, за исключением сигарет. Более 1/3 выпускников не знали, что алкоголь обладает токсическим действием.
Итак, на фоне продолжающегося стремительного роста наркотической зависимости общество сталкивается с глобальной проблемой вырождения подрастающего поколения.

16

 Исходя только из статистических данных, становится очевидным, что уже нынешнее поколение подростков не будет способно воспроизвести здоровое потомство. Следующее малочисленное и менее здоровое поколение воспроизведет еще меньше, и вдобавок потенциально больных в своей массе, детей. Такие процессы называются деградацией и дегенерацией.                                                                     Поэтому одной из важнейших задач для нашей страны является реальная  борьба с наркоманией. Зарубежный опыт показывает, что принципиально в этой борьбе можно одержать победу. Для этого необходимо задействование экономического, юридического и интеллектуального потенциала всей страны.                                                                                                                                                   Пока проблема наркомании решается силами родственников наркозависимых и узкого круга специалистов, ждать снижения распространенности наркомании не приходится.

В 2008 году обратились за медицинской помощью и поставлены на учет 651 житель республики, которым впервые в жизни поставлен диагноз «синдром зависимости от наркотических веществ». По сравнению с 2007 годом количество таких обращений уменьшилось на 69 случаев или 9,6%. Отрицательная динамика заболеваемости наркоманией в республике наблюдается с 2006 года.

Диаграмма 1.Количество больных наркоманией, которым впервые в жизни установлен диагноз «синдром зависимости от наркотических веществ» (заболеваемость наркоманией).



В течение года факты заболевания наркоманией зарегистрированы в 27 городах и районах, не фиксировались – в 18 районах.В расчете на 100 тыс. населения в республике зарегистрировано 17,3 впервые заболевших (ПФО 2007 год – 15,3). В течение 2006-2008 годов наибольший уровень заболеваемости сохранялся в городах Альметьевск и Зеленодольск. Отмечается значительный рост заболеваемости в 2008 году в Мензелинском районе.                                                                     Таблица 1. Зарегистрировано впервые заболевших больных наркоманией в расчете на 100 тыс. населения (сведения по городам и районам со значением показателя выше, чем в среднем по республике по итогам 2008 года) 

Увеличение числа зарегистрированных заболевших произошло в 15 городах и районах. В том числе наибольшее — в городах Зеленодольск (+22 случая) и Елабуга (+11), а также в Мензелинском (+11), Азнакаевском (+7), Тукаевском (+6) и Нурлатском (+5) районах.                                  Уменьшение числа впервые заболевших наркоманией произошло в 18 городах и районах. Наибольшее снижение данной категории наркобольных отмечено в городах Казань (-45 случаев), Набережные Челны (-44), Чистополь (-15), Нижнекамск (-10) и в Высокогорском районе (-6). Еще в 12 городах и районах число впервые заболевших уменьшилось от 1 до 3 человек.

                              

                                                                                                    17

                                           6. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82- 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба., игры) занимает только 16 — 19% времени суток, из них                                                                                                                                                 

на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 — 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почтила 5O%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная, активность в 9 — 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она, только приходится ограничивать свою естественную активность, но и длительное время поддерживать неудобную позу, сидя за партой или учебным столом  подвижное положение за партой или рабочим столом на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно — сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой  крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание,

ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития

недостаточности; сердечно — сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания сбольшим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

ГУ малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и врятли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных   процессов.  Даже   напряжённая      умственная   деятельность невозможна без движения.Достаточная двигательная.активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови, в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт, к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии, не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
                                                                             18

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная ёмкость. » лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное  расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них,                                                                                             

скопление, слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для винтеляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также, вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.


    продолжение
--PAGE_BREAK--7. Сон, здоровье, работоспособность
Вся наша жизнь проходит в двух состояниях-- бодрствовании и сне. Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: сон--слуга жизни. Современная наука помогла установить природу столь благотворного воздействия сна. Оказалось, что в процессе его восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада, недостаток сна вредно отражается на здоровье. В исследованиях с людьми, добровольно согласившимися на некоторое время лишить себя сна, зафиксировано, что уже после 5--6-х суток наступают психические расстройства в виде галлюцинаций, резко повышается раздражительность. Отмечены плохое использование нейронами глюкозы, снижение содержания железа в организме, нарушения обмена веществ. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность.                       Установлено, что в процессе ночного сна время от времени возникает активное состояние мозга, как при напряженной работе. Одновременно отмечаются быстрые вращения глазных яблок, движения тела--в такие периоды у человека отмечаются сновидения. Эта фаза сна получила несколько названий: парадоксальный сон, быстрый сон и рема-сон.                                                 Другую фазу сна назвали медленным, или ортодоксальным сном. Во время медленного сна уменьшается частота дыхания и сердечных сокращений, понижается температура тела, уменьшается выделение ряда гормонов, снижается активность работы желудочно-кишечного тракта. Сновидений в фазе медленного сна нет.                                                                                  Изучение физиологами особенностей парадоксального сна показало, что в этой фазе организм претерпевает глубокие изменения. Учащаются ритмы дыхания и работы сердца, повышается артериальное, давление, усиливаются мозговое кровообращение и гормональная деятельность. Одновременно фиксируется глубокое расслабление мышц шеи, лица, понижение тонуса большинства мышц. Выяснилось также, что в период парадоксального сна происходит активная нейтрализация токсических веществ в организме, интенсивный рост клеток, повышение уровня биосинтеза к нейронах. Существует мнение, согласно которому именно в этой фазе сна мозг освобождается от накопившейся за день излишней информации.Лишение человека этой фазы сна резко снижает его умственную работоспособность, приводит к значительным психическим изменениям, ухудшению самочувствия, возникновению галлюцинаций. В ряде случаев наблюдается чрезмерная возбудимость. Поэтому важной функцией парадоксального сна считается психологическая мобилизация личности, устранение тревоги невротического происхождения. Следовательно, для людей с повышенной тревожностью (а такое состояние особенно присуще студентам) быстрый сон особенно необходим.Особое значение полноценный сон приобретает в период сессии, когда студентам приходится осваивать много информации. Именно тогда студент должен спать не менее 8 ч! Если же сон ограничивать 5--6 ч. то это понизит способность к усвоению материала и в конечном итоге ослабит организм.                                                       Чрезмерно продолжительный сон также вреден. Излишний сон не считается полезным и в биологическом отношении, поскольку нарушаются кровообращение и работа органов пищеварения. Каждый студент должен помнить, что напряженную умственную работу следует прекратить за 1,5--2 ч до ночного сна. Иначе затрудняется процесс засыпания, да и сам сон становится менее крепким. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1,5--2 ч до сна. Ложиться спать рекомендуется в 23--24 ч, вставать — в 7--8 ч.

19

Спать полагается в удобной, но не слишком мягкой постели, лежа на правом боку со слегка согнутыми ногами. В таком положении мышцы лучше всего расслабляются, тело отдыхает.Перед сном необходимо проветрить комнату, создать тишину и выключить источники яркого света, К сожалению, после 24 ч в общежитии «жизнь» только начинается: хождение по комнатам, громкие разговоры, чаепитие. Ежедневное недосыпание вызывает ухудшение умственной работоспособности, ослабляет защитные силы организма. Весьма полезен непродолжительный дневной пассивный отдых. Горизонтальное положение тела улучшает мозговое кровообращение, позволяет мышцам расслабиться. Дневной сон, даже кратковременный, прекрасно восстанавливает работоспособность. Еще древние мудрецы говорили, что дневной сои полезен, продолжительность его должна составлять 60 вдохов, т. е. примерно 4--5 мин.В целом бессонница не характерна для студентов, а возникает лишь при больших умственных нагрузках, т. е. чаще всего в период экзаменационной сессии, а также при таких заболеваниях, как неврозы. От такого явления можно избавиться благодаря правильной организации режима дня, регулярным занятиям физическими упражнениями, а также аутогенной тренировке.                                                                                  Ночной сон зависит и от индивидуально-типологических особенностей. «Жаворонки» для восстановления своей работоспособности должны ложиться спать пораньше. «Совы» же, наоборот, засыпают поздно, но утром любят поспать подольше. В студенческом общежитии, которое населяют разные типы людей, надо стараться создавать друг другу условия для полноценного ночного отдыха.
8. Закаливание организма 8.1. Понятие и виды закаливания
Закаливание— это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простуд­ным и инфекционным заболеваниям. Закаливание— обязательный эле­мент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения, бодрости.

Под воздействием неблагоприятных внешних условий (плохая по­года, холод, ветер, дождь и пр.) организм человека может переохла­диться, вследствие чего снижается его сопротивляемость к инфекциям и могут возникнуть простудные и другие заболевания. Известно, что чувствительность отдельных людей к охлаждению колеблется в очень большой степени. Человек может сам путем систематической трени­ровки повысить сопротивляемость своего организма к охлаждению и воздействию других неблагоприятных факторов внешней среды .(на­пример, к перегреванию). Как показывают исследования, закаленные люди в1,5—3 раза меньше болеют, чем население в целом. Сущность закаливания организма к холоду заключается, в трени­ровке физиологических механизмов регулирования тепла в организ­ме и повышении его невосприимчивости. Более90% тепла организм отдает с поверхности кожи. При этом тепло из внутренних участков тела проходит к коже, в основном благодаря притоку теплой крови.

Когда человеку жарко, сосуды расширяются, приток крови уси­ливается, кожа краснеет, теплеет, В этом случае теплоотдача с по­верхности тела усиливается. При охлаждении, наоборот, кожные со­суды сокращаются, теплоотдача с поверхности тела уменьшается, зато внутри тела тепло сохраняется и температура тела не снижается. При охлаждении практически полностью прекращается потоотделе­ние и уменьшается теплоотдача испарением. Это основной механизм терморегуляции (физическая терморегуляция). При охлаждении организма в нем усиливается обмен веществ (химическая терморегуля­ция). Это сопровождается повышенным образованием тепла, которое как бы разогревает организм изнутри. Физическая терморегуляция является более совершенной, так как сопровождается более эконом­ным расходованием энергетических ресурсов организма.

При закаливании под воздействием какого-либо фактора происхо­дит повышение сопротивляемости организма не только к данному фактору. Эффект закаливания значительно шире: повышается сопро­тивляемость и к некоторым неблагоприятным воздействиям— недо­статку кислорода, чрезмерной физической нагрузке и даже к воздей­ствию на организм отдельных ядовитых веществ (на производстве).
                                                                             20

Для закаливания используют воздушные, водные и солнечные про­цедуры. При этом необходимо руководствоваться следующими основ­ными правилами.

1. Постепенность. Начинать закаливание надо со сравнительно слабых раздражителей, постепенно повышая их силу. Закаливание более эффективно при усилении интенсивности процедур, а не про­должительности их.

2. Систематичность. Закаливание следует проводить систематичес­ки, ежедневно, чтобы выработался условный рефлекс. Следует пом­нить, что состояние закаленности весьма неустойчивое и довольно быстро исчезает при прекращении занятий закаливанием.

3. Разнообразие средств закаливания. Для закаливания исполь­зуют различные природные факторы: воздух, воду, солнце, сочетая занятия закаливанием с трудовыми процессами, физическими упраж­нениями. Это ускоряет закаливание, расширяет диапазон температур» делает занятия по закаливанию менее утомительными.

Закаливание должно быть общим, т. е. действию холода подвер­гается все тело. Но если такой возможности нет, то полезно и местное закаливание отдельных участков тела: стоп, ног, глотки.

Закаливание воздухом. Чувствительность кожи отдельных участ­ков тела к температуре воздуха очень различна: части тела, обычно закрытые одеждой, более чувствительны к холоду. Это обусловли­вает целесообразность проведения закаливания воздухом по возмож­ности в обнаженном или полуобнаженном виде, чтобы воздействовать на большую поверхность тела и получить более сильные ответные реак­ции.

Эффект закаливания достигается и при пребывании на морозе в облегченной одежде. Поэтому все зимние виды спорта связаны с за­каливанием организма. В летнее время года эффект закаливания в процессе занятий физической культурой значительно слабее вследст­вие меньшего охлаждающего воздействия воздуха. Однако благодаря длительному пребыванию в легком костюме (трусы, майка) на откры­том воздухе при меняющихся метеорологических условиях (порывы ветра, изменения температуры, дождь и пр.) занятия летними видами спорта также связаны с закаливанием воздухом. Поэтому при систе­матических занятиях на открытом воздухе необходимость в специаль­ном приеме воздушных ванн отпадает.

Закаливание воздухом проводят в виде специальных процедур (воз­душные ванны) или в сочетании с физическими упражнениями, про­гулками. Воздушные ванны принимают в тени зеленых насаждений, в местах, удаленных от источников загрязнения атмосферы пылью, дымом, вредными газами.

Если учащиеся ранее не проводили закаливание своего организма, то прием воздушных ванн надо начинать при температуре воздуха 20—22° в течение20—30 мин. Постепенно силу охлаждения увеличи­вают и, при достижении известной привычки к прохладному воздуху, переходят к воздушным ваннам с температурой10—12° в течение15—20 мин. Однако следует помнить, что главный критерий — не время, а самочувствие. Воздушные ванны в положении лежа лучше прини­мать в вечерние часы, после работы, сочетая их с отдыхом. Одной из форм закаливания холодным воздухом является ночной сон зимой при открытой форточке.

Закаливание воздухом в сочетании с физическими упражнениями также начинают при комнатной температуре, постепенно снижая ее. Хорошо закаленные молодые люди могут заниматься полуобнажен­ными даже при минусовой температуре воздуха, но обязательно в со­четании с физическими упражнениями, исключающими переохлажде­ние тела. Появление в процессе закаливания воздухом «гусиной ко­жи», озноба, дрожи указывает на необходимость прекращения даль­нейшего охлаждения. Надо сразу же проделать энергичные упражне­ния, пробежку, самомассаж, чтобы согреться.

Не следует проводить закаливание непосредственно после приема пищи (промежуток должен быть не менее1,5 ч).

Закаливание водой. Вода вследствие большей теплопроводимости и теплоемкости вызывает более сильное термическое раздражение, чем воздух той же температуры.

Температурный фактор является главным при наружном дейст­вии воды на организм. Но наряду с этим вода оказывает механическое давление на ткани тела, особенно при движениях, плавании, под ду­шем с напором. Это способствует лучшему лимфо- и кровообращению, оказывает массирующее действие. Имеет значение и химический со­став воды, например при морских купаниях.,
                                                                                21

Лучшее время для водных процедур—утренние часы, после ут­ренней зарядки или после сна, когда кожа равномерно согрета. Это особенно важно для получения более резкой сосудистой реакции. Кро­ме того, утренние водные процедуры способствуют переходу организ­ма в активное состояние и созданию бодрого настроения. Холодовые процедуры не рекомендуются перед сном, так как вызывают возбуж­дение нервной системы, ухудшают сон. Продолжительность холодовых водных процедур должна быть небольшой и тем короче, чем холоднее вода. Большое значение имеет и температура окружающего воздуха. Первоначальные водные процедуры проводят при темпера­туре воздуха не менее17—20° и лишь в дальнейшем— при более низ­кой температуре.

При водных процедурах необходимо всегда добиваться хорошей кожной реакции. Если она запаздывает, надо растереть тело, проде­лать самомассаж или интенсивные движения. Выполнение физических упражнений после водной процедуры особенно важно при значитель­ном охлаждении тела. После любой водной процедуры требуется тща­тельно вытереться, энергично растирая тело до покраснения кожи.

Водные процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ, ку­пание.

Обтирание — наиболее мягкая водная процедура, осуществляемая с помощью губки или полотенца, смоченных в воде. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею, грудь, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние конечнос­ти). Конечности растирают от пальцев к телу, туловище растирают круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжительность процедуры не превышает4—5 мин, включая растирание Тела. Для обтирания применяют вначале про­хладную воду(20—24°), а затем постепенно переходят к холодной (ниже16°).

Обливание— более сильнодействующая водная процедура. При -ней к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела, которое усиливает эффект раздражения. Обливание холодной водой повышает тонус нервно-мышечного аппарата, работоспособность, создает чувство бодрости. Обливание противопоказано людям с повышенной возбудимостью нервной системы, так как оно может послужить новым сильным раз­дражителем.

Процедура состоит в выливании холодной воды из какого-либо со­суда или из резинового шланга, присоединенного к водопроводу, на шею и плечи. Начинают обливания с температуры воды около30°, постепенно доводя ее до15° и ниже. Длительность процедуры с по­следующим растиранием тела — 3-4 мин.

Душ. Наиболее сильное действие оказывает холодный душ. Меха­ническое раздражение, производимое падающей струёй воды, весьма значительно. Благодаря этому душ в короткое время вызывает более сильную местную и общую реакции, чей предыдущие способы закали­вания водой. Температура воды в начале закаливания должна быть около30—32°; продолжительность приема, душа не более1 мин. В дальнейшем температуру постепенно снижают примерно на1° че­рез каждые 3—4 дня, а продолжительность процедуры увеличивают до2 мин.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.