ВСТУПЛЕНИЕ.
Автор книги – профессор Казимеж Куманецкий, известный польский филолог и историк, внесший большой вклад в изучение античной культуры.
Книга «История культуры Древней Греции и Рима» впервые вышла в свет в 1964 году в Варшаве, и с тех пор неоднократно переиздавалась как в Польше, так и в других странах. Подготовка книги проводилась собственными многолетними силами ученого: он писал о греческих историках эпохи Перикла и о римских ораторах и поэтах эпохи Цезаря и Августа, много переводил античных авторов. «История культуры Древней Греции и Рима» – далеко не первый труд Куманецкого (более ранние произведения учёного: «Афинская демократия», «Вергилий», «Цицерон и его современники» и др.).
В книге профессора Куманецкого раскрывается всё величие и богатство культуры Римской империи и Древней Греции. Временной интервал, охваченный повествованием, составляет почти 2,5 тысячи лет. Перед читателем проходят картины, раскрывающие особенности духовного развития человечества и отражающие развитие культуры в течение большого промежутка времени – от первых дворцов критских царей до утверждения христианства, от Гомера до Августина и Константина.
Книга состоит из двух частей: в первой излагается история культуры Греции, во второй – культуры Рима, причём автор старается показывать взаимное влияние двух цивилизаций друг на друга.
Построение книги довольно традиционно – по хронологическому принципу, по главам, соответствующим различным разделам культуры (религиозные верования, письменность, философия, поэзия, историография, развитие науки, архитектура, скульптура, риторика и др.), большое внимание автор уделяет и выдающимся историческим личностям античного периода, причём учёный обращает внимание не только на самых «ярких» общественно-политических деятелей, но и на гораздо менее известных. Рассматривается творчество отдельных философов, историков, поэтов, античных учёных
Необходимо при этом отметить, что Куманецкий не старается объять необъятное, а даёт только самый общий, сжатый очерк истории античной культуры, который ни в коей мере не может заменить более подробных и глубоких специальных трудов по истории философии, изобразительных искусств и литературы древнегреческой и древнеримской цивилизаций. 1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Первая часть книги посвящена истории культуры древнегреческой цивилизации.
В начале повествования о собственно развитии культуры автор даёт очень полное описание географического положения Греции и островов, расположенных в Эгейском и Средиземном морях (включая о. Крит, где существовала особая минойская цивилизация), рассказывает о природных условиях и климате Греции (причём настолько подробно, что называет даже среднегодовую температуру), подробно описывает буквально каждую долину и область Греции. Благодаря этому у читателя возникает определённый образ этой страны, который помогает осознать все особенности развития данной цивилизации. Попутно учёный рассказывает и о племенах, населявших Грецию и прилегающие к ней территории, рисуя при этом живописные картины природы. Читателю сразу становится ясно, что автор достаточно хорошо изучил места, о которых будет вести повествование в дальнейшем.
Все последующие главы посвящены собственно развитию греческой цивилизации, повествование в основном ведется по хронологическому принципу.
Куманецкий подробно рассказывает о трёх культурах, явившихся «прародительницами» общей древнегреческой культуры (элладская культура – карийцы, пеласги и другие племена, населявшие Балканский полуостров, критская, или минойская, культура – остров Крит, кикладская культура – острова архипелага в Эгейском море), прослеживает слияние и превращение этих культур в микенскую культуру, объясняет произошедшее. На этом периоде автор останавливается уже больше, считая, что микенская культура (период архаики), пройдя три стадии развития, превратилась уже непосредственно в «классическую» древнегреческую культуру, расцвет и упадок которой были еще впереди.
В частности, в этот период и начал формироваться пантеон греческих богов (Зевс, Аполлон, Гера, Афродита, Дионис, Посейдон, Афина и др.). В книге присутствует подробное повествование обо всех сторонах жизни населения, в числе позитивных факторов отмечается появление общей письменности и относительно высокий уровень развития экономики и экономических связей континентальной части с островами Архипелага и близлежащими государствами, развитие торговых отношений.
Об историческом факте, известном как «приход дорян», как мне кажется, автор говорит с небольшой примесью сожаления, потому как это событие несколько затормозило дальнейшее развитие греческой цивилизации в целом. Однако впоследствии интеграция положила начало довольно быстрому росту населения и культурного уровня греков, чему в какой-то мере могло способствовать появление железного оружия, более прочного, чем бронзовое; и взаимное заимствование некоторых особенностей и культурных традиций.
С большим вниманием автор повествует о важных факторах развития греческой культуры – общей письменности и спортивных соревнованиях, получивших название «игры» (например, наиболее широко известные Олимпийские игры), также много места Куманецкий уделяет выдающейся личности Гомера и анализу его творчества, благодаря которому современным учёным удалось узнать много интересного и ранее неизвестного о культуре, традициях и особенностях этого периода развития цивилизации (например, о переходе от родового строя к государственной организации полисного типа, что послужило, по мнению учёного, резким толчком к развитию всего общества в целом и к появлению явления, более характерного для современного общества, – демократии).
Следующий период, выделяемый Куманецким как один из основных этапов развития культуры Древней Греции, – это период архаики.
Учёный анализирует многочисленные изменения в обществе, вызванные великой колонизацией, глубоким социальным кризисом в ряде районов Греции и рядом других факторов. Очень подробно автор выделяет развитие торговли и экономических отношений, что приводило к увеличению численности рабов и связанными с этим явлениями в обществе.
Характерной особенностью этого периода является увеличение числа городов и численности их населения, что учёный рассматривает в контексте унификации системы мер и весов, денежной системы, появления нового влиятельного социального слоя владельцев мастерских и купцов. На первый план выходит богатство, оттесняя при этом знатное происхождение. Таким образом, шло нарождение тимократической системы правления, особенности которой Куманецкий рассматривает весьма подробно.
Особое место в развитии культуры в Афинах сыграл Солон, личность которого автор рассматривает весьма и весьма подробно. Этот период также характеризуется явлением тирании во многих городах и областях Греции и Архипелага. Отношение автора к этому явлению отрицательное, по его мнению, это в конце концов привело к очередному социальному кризису, хотя он и отмечает отдельные позитивные моменты (например, раздача беднякам хлеба, покровительство наукам и искусствам).
Подробно рассматриваются в труде Куманецкого и реформы Солона, причём в большинстве своём они поддерживаются учёным, который считает, что в основном они способствовали еще большей демократизации в Афинах.
Очень большое влияние на древнегреческую цивилизацию в целом оказала культура Спарты, но отношение учёного к различным фактам, характеризующим жизнь спартанцев, очень противоречивое. Поддерживая многие начинания спартанцев, как, например, правовое равенство воинов-спартанцев, необходимость гармоничного развития личности, он в то же время осуждает (хоть и неявно) массовое угнетение и безжалостную расправу на илотами, излишнюю жестокость и некоторые кровавые обычаи спартиатов. Но при всём этом Куманецкий считает, что Спарта играла наряду с Аттикой решающую роль в дальнейшей судьбе Греции. Забегая вперёд, можно сказать, что именно продолжительная и кровопролитная война этих двух полисов значительно ослабила Грецию и в конце концов привела её к порабощению впоследствии Римской империей.
Наряду с этим самое пристальное внимание учёный уделяет развитию собственно культуры и искусства, подробно рассказывает о смене стилей и направлений развития архитектуры, скульптуры, литературы, поэзии, подробно останавливается на таких значимых событиях и явлениях, как развитие естественных и точных наук, риторики, философии, приводит факты из биографии выдающихся людей (Солон, Ивик, Анакреонт, Тиртей, Фалес, Биант, Хилон, Периандр Коринфский, Клеобул и мн. др.).
Куманецкий отмечает, что в круг интересов людей все больше входили проблемы этики, поиск приемлемых для всех свободных граждан норм поведения. Недаром именно в это время появились знаменитые афоризмы: «Познай самого себя», «Ничего слишком», «Трудно оставаться добродетельным» и другие. Представление о связи человека с богами усиливается и углубляется в Греции одновременно с распространением начал рационалистического мышления. В складывании новой системы религиозных представлений значительную роль играло святилище Аполлона в Дельфах, оказывающее огромное влияние на всю политическую, культурную и даже экономическую жизнь греков.
Автор не мог не отметить деятельность таких выдающихся античных учёных, как Фалес, Анаксимандр, Ксенофан и Пифагор, положивших начало изучению географии, астрономии и других не менее важных наук.
Подводя итоги, учёный делает вывод, что эпоха архаики заложила основы тех плодотворнейших процессов, которые получат полное развитие в период классический. Уже в архаике проявились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции.
В период возникновения новой классической культуры практически все виды искусства (архитектура, скульптура, литература и др.) претерпели серьёзные изменения, которые Куманецкий подробно описал в своём труде.
Очень подробно Куманецкий останавливается на периоде развития древнегреческой цивилизации, который получил общепризнанное название классического периода культурного и общественного развития. В начале Vв. до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился из Малой Азии и островов Эгейского моря в Грецию континентальную, возросло значение Афин. Но именно в этот период усилилось также влияние Спарты.
Столкновение интересов Афин и Спарты в конце концов привело к долгой (27 лет) и кровопролитной Пелопоннесской войне, в которой победили спартанцы, а влияние Афинской державы рухнуло.
«Изнурительная война, затянувшаяся на три десятилетия, не только подорвала материальные и моральные силы греков, но и политически разобщила их. Гибель множества мирных граждан захваченных городов, конфискации имущества, порабощение десятков тысяч людей нанесли Греции удар, от которого она уже не смогла оправиться. Обычаи, законы, традиционный уклад жизни во многих греческих полисах были попраны и разрушены. Кровавая жестокость и аморализм войны сводили на нет нравственные рассуждения философов и поэтов», – так отозвался учёный об этих кровавых, разрушительных и гибельных для Греции событиях.
И опять культура греческой цивилизации остаётся в центре внимания Куманецкого, а исторические события (войны, реформы) как бы окаймляют повествование о развитии духовной стороны жизни, объясняют и дополняют её.
Интересный фактический материал присутствует, например, в рассказах о развитии античного греческого театра, об основных жанрах (комедии и трагедии), об античных драматургах (Эпихарм, Аристофан, Эвполид, Эсхил, Еврипид, Софокл и др.), тематике их трудов, актерах.
В результате неудачной войны афинян с их союзниками ослабление Греции стало еще более явным, и это стало последним шагом к окончательному политическому раздроблению страны, а вскоре Греция оказалась под властью нового претендента на гегемонию – Македонии.
В этот период быстрое развитие получила философия, об этом автор долго и с упоением рассказывает. Особо выделяя при этом несколько наиболее значимых философских деятелей (Сократ, Платон, Аристотель).
В эпоху эллинизма Греция всё-таки утратила окончательно независимость и стала подвластна Римской империи, для культурного развития страны эти политические перемены имели большое значение. Город-государство превратился теперь в простую единицу местного самоуправления.
«Почти все крупные центры, где продолжала развиваться греческая культура, располагались отныне за пределами собственно Греции, в столицах новых, эллинистических царств. Выйдя за пределы полиса, греческая культура стала более открытой, впитала в себя новые, прежде всего восточные, элементы, становилась всё больше культурой космополитической», – пишет учёный.
Тогда же, в III в. до н.э., греки впервые соприкоснулись с миром римской цивилизации. Во II в. до н.э. римские полководцы Луций Эмилий Павел и Тит Квинкций Фламинин, используя раздоры между греческими государствами и Македонией, выступили в роли освободителей Эллады от македонского господства, превратив затем её в римскую провинцию. Так были ликвидированы последние остатки политической независимости Греции, а на месте бывших эллинистических царств возникли обширные римские провинции. Началось активное взаимное проникновение культур древнегреческой и древнеримской цивилизаций. 2. ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Вторая часть книги посвящена истории культуры древнеримской цивилизации, начиная с основания Рима и заканчивая распадом Римской империи на Восточную и Западную.
Как и в первой части, автор даёт подробное описание природы и географического положения Апеннинского полуострова, племён, его населяющих (например, этрусках), рассказывает о формировании римлян как нации.
В книге ведется повествование о раннем периоде развития этой цивилизации, о захватнических войнах, проводимых этрусками на территории современной Италии, об основании городов (и Рима в том числе).
Особенное внимание учёный уделяет особенностям государственного строя, развитию общества и культуры Рима в эпоху царей, когда создавались предпосылки для будущего возвышения Римской империи в целом, созданию культурных ценностей в это время (зарождение прозы, поэзии, общих религиозных воззрений и т.п.).
Не оказывается опущенным и такое фундаментальное событие в истории всей древнеримской цивилизации, как установление республики, борьба патрициата и плебса в Риме, проводится анализ устройства государственной власти, сравнение роли плебеев и патрициев в управлении государством. Пунические войны, ведущиеся Римом против Карфагена, и колонизация северных земель привели к тому, что римское государство стало определять политику в средиземноморском регионе: «Рим – первая держава Средиземноморья», – так назвал Куманецкий главу в своей книге, посвящённую этому периоду исторического развития древнеримской цивилизации.
Именно в этот период и происходит зарождение римского театра (Тит Ливий Андроник, Невий, Тит Макций Плавт и др.), происходит дальнейшее развитие литературы (Порций Катон Старший, Катон, Энний, Публий Теренций Афр, Луций Акций и др.). Очень важно заметить, что уже в этот период на развитие римской культуры и искусства огромное влияние оказывала культура греческая, о чем автор не преминул упомянуть.
Следующий период в развитии римской цивилизации – эпоха гражданских войн, который стал, по мнению Куманецкого, переломным в развитии Римской империи и стал началом её заката (хотя империя просуществовала еще почти полтысячи лет после этого).
Этому периоду учёный уделяет максимум своего внимания, потому как именно в этот период переживали наибольший подъём и расцвет культура и искусство всей древнеримской цивилизации. Именно к этому периоду относится творчество таких учёных, философов, общественных деятелей, ораторов, полководцев, как братья Гракхи, Квинт Цецилий Метелл Македонский, Марк Эмилий Лепид, Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь, Публий Семпроний Азеллион, Публий Муций Сцевола, Луций Акций, Марк Лициний Красс, Гней Помпей, Марк Антоний, Октавиан Август, Марк Туллий Цицерон, Квинт Гортензий Гортал, Катон Младший, Тит Лукреций Кар и др.
С сожалением отмечает учёный повсеместное падение нравов, развитие ростовщичества, общую нестабильность политической ситуации, кризис семьи и другие негативные явления в обществе.
На периоде относительного благополучия – эпохе принципата – Куманецкий также останавливается довольно подробно, считая этот период времени относительно благополучным, но отмечая, что затишье было временным.
С некоторой натяжкой к этому времени можно применить поговорку, что «в тихом омуте черти водятся», потому как наряду с «официальным» развитием культуры и искусства всё большее распространение получали египетские культы, магия, астрология: «ведьмы, чародеи, составители гороскопов, толкователи «вавилонских чисел» по-прежнему оставались живописным элементом римского общества», – писал Гораций.
Эпоха принципата внесла большой вклад в развитие архитектуры, живописи, о чём Куманецкий повествует в своей книге.
Начиная с первых веков новой эры, начался закат древнеримской цивилизации, вызванный множеством причин, коим автор даёт полное и подробное объяснение, опять же уделяя при этом много внимания культурному развитию этого периода (например, прослеживает смену язычества христианством), ведь история культуры – главное, о чём пишет профессор К. Куманецкий в книге. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.
Профессору Казимежу Куманецкому удалось написать книгу, в которой доступно, ясным языком описана в целом культура Древней Греции и Древнего Рима, двух, можно сказать, главных цивилизаций античного мира.
Конечно, в одной книге невозможно собрать весь фактический материал, провести полный анализ всех произошедших событий и дать их объективную оценку, но автор и не ставил перед собой такой цели. Главное для него было дать общее представление о поразительно высокой культуре античного мира, рассказать читателю об основных, определяющих событиях в жизни того или иного народа, той или другой цивилизации. При всём этом «разнообразии» повествования автор наибольшее внимание уделяет тому, ради чего, собственно, и была написана книга – истории культуры.
К числу недостатков можно отнести малое количество цитат, а многие писатели были удостоены лишь беглого упоминания, но в то же время к числу позитивных моментов можно отнести то, что учёный сумел оценить и тех, кто почти не известен широкому кругу публики. Приводя сотни имён, профессор не ограничился простым перечислением, а каждому упоминаемому человеку уделяет хотя бы несколько строк.
Другое (и очень важное) достоинство книги – широкое понимание культуры. Помимо традиционных сфер (философия, науки, живопись, литература, скульптура, архитектура), он рассматривает и «пограничные области» (религия, законы, социальные и общественно-политические отношения, быт населения). Исторической подоплекой развития культуры являются описываемые к книге войны, политические столкновения, реформы, мятежи, взаимное проникновение различных «национальных» культур.
К числу минусов, на мой взгляд, можно отнести недостаточно полное описание взаимодействия двух культур – греческой и римской, а также влияние на них культур других стран и государств, например, восточных или Египта; жаль, что цивилизации описываются «слишком параллельно», лишь изредка появляются связующие нити (например, при рассказе о влиянии греческой культуры на римскую), хотя, с другой стороны, это можно рассматривать как желание автора заставить читателей думать и самим проводить логические цепочки между событиями в разных странах, видеть зависимость одних событий от других и т.п.
В целом же книга К. Куманецкого может стать при желании очень хорошим и довольно полным источником знания о культуре античных цивилизаций, при всём своём обилии фактического материала доступной для понимания.