Реферат по предмету "Культура и искусство"


Отношения между понятиями

Отношения между понятиями

Связь между двумя понятиями по содержанию может быть весьма далекой. Эта связь может выражаться только в том, что оба понятия отражают какие-то предметы или свойства предметов (например, “безответственность” и “нитка”; “романс” и “кирпич”). Такого рода далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми, остальные понятия называются сравнимыми.

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не имеют общих элементов).

Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)

Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия. Если понятие единичное, то оно также изображается кругом (см. таблицу “Сравнимые понятия”).

Равнозначными, или тождественными, называются понятия, которые различаются по своему содержанию, во объемы которых совпадают, т.е. в них мыслится или один и тот же класс, состоящий из одного элемента, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента.

Примеры равнозначных понятий:

1) “Волга” и “самая длинная река в Европе”;

2) “русский писатель Иван Бунин” и “автор повести “Деревня””;

3) “равносторонний прямоугольник” и “квадрат”, “равноугольный ромб”.

Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.

Понятия А и В называются перекрещивающимися, если их объемы не только частично совпадают, т.е. содержат общие элементы, но и вытачают элементы, принадлежащие одному, и только одному, из них. Примерами таких понятий являются следующие пары: “сельский житель” и “человек, работающий на арендном подряде”; “школьник” и “филателист”; “спортсмен” и “старшеклассник”. Они изображаются пересекающимися кругами. В последнем случае в заштрихованной части двух кругов мыслятся старшеклассники, являющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся старшеклассниками; в левой части круга А мыслятся старшеклассники, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыслятся спортсмены, которые не являются старшеклассниками.

Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода: А — родовое, подчиняющее понятие (“животное”), В — видовое, подчиненное понятие (“слон”).

Типы несовместимости; соподчинение, противоположность, противоречие

Соподчинение (координация) — это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому более общему родовому понятию (например, “ель”, “береза”, “сосна” принадлежат объему понятия “дерево”). Они изображаются отдельными неперекрещивающимися кругами внутри более обширного круга. Это виды одного и того же рода.

В отношении противоположности (контрарности) находятся объемы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами. Антонимы широко используются в школьном обучении. Примеры противоположных понятий: “храбрость” — “трусость”; “белая краска” — “черная краска”. Объемы последних двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия, куда, например, входит “зеленая краска”.

В отношении противоречия (контрадикторности) находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Если одно понятие обозначить А (например, “высокий дом”), то другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не-А (т.е. “невысокий дом”). Круг Эйлера, выражающий объем таких понятий, делится на две части (А и не-А), и между ними не существует третьего понятия. Например, бумага может быть либо белой, либо небелой; человек бывает честным или нечестным; животное — млекопитающим или немлекопитающим и т.д. Понятие А является положительным, а понятие не-А — отрицательным.

Понятия А и не-А также являются антонимами. Примеры: определить отношения между данными понятиями; изобразить эти отношения кругами Эйлера.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Деннис, Юджин
Реферат Гомология
Реферат Удосконалення механізму регулювання зайнятості населення в регіоні
Реферат Уголовная ответственность за насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних
Реферат Средства массовой информации 4
Реферат Ли Гун
Реферат 2010 – Год Учителя
Реферат Восковая табличка
Реферат Макаронные изделия
Реферат Экономический подъем США конца 19 начала 20 веков
Реферат Головная боль и сон
Реферат Основные положения Устава железнодорожного транспорта РФ. Лицензирование отдельных видов деятельности в области гражданской авиации
Реферат Клинические проявления и диагностика центральной и периферической форм бронхогенного рака
Реферат Прогнозирование и программирование социально экономического развития региона
Реферат Стихи Р.Киплинга - герои, темы, стиль