АрхимандритКарл Врман
В начале новогостолетия и надГерманиейзанялась зарянового, болееполного содержаниемсуществования.На колесахторговца черезАльпы прониклоблагосостояние, без которогоискусствачахнут, а накрыльях словапроник гуманизм, возродившийв свое времядуховную жизньдревних грекови римлян. Изглубин немецкогонародногосознания пробилосьто бурное движение, которое привелок освобождениюумов от духовнойопеки Рима: наместной почвеукоренилисьпромыслы икустарный труд, с золотой почвойкоторых тесносрослисьизобразительныеискусства вГермании. Немецкоеискусствопервой цветущейтрети XVI столетия, душой и теломнемецкое, немогло, да и нехотело противитьсяпроникновениюитальянскогоренессансане только всвои орнаментальныемотивы, но, ослепленноеблеском южныхформ, оно старательноусваивало себеиз них то, чтоподходило кего природнымсилам, по наружномувиду грубоватыми резким, а внутриочень задушевными живым. Развитиенемецкогоискусства всегоXVI века было борьбойза усвоениеили отклоненияитализма. Ксожалению, этаборьба окончиласьвременнымпоражениемнемецкогоискусства, инасколькослабее былиего откликик концу столетия, настолькосильнее былих подъем вначале его.
Обстоятельстватого временив Германии былине особенноблагоприятныдля искусства.Религиознаяборьба отвлекаланаибольшуючасть духовныхсил народа, — ау немецкихимператоровне было ни силы, ни средств, чтобы отличатьсяна поприщепоощренияискусств. Незабудется всето, что сделалдля лучшиххудожниковсвоего времениимператорМаксимилиан(1493 – 1519), обеспечившийпенсией Дюрера, созданием своихбольших серийгравюр на дереве, заказами портретистами постановкойсвоего огромногонадгробногопамятника вИнсбруке. Приего наследникахуже не былохудожниковравного значения.Когда РудольфII (1576 до 1612) в продолжениепоследнихдесятилетийвека старалсяпоощрять искусствав Праге, он могэтого достичьглавным образомлишь путемпривлеченияиностранныххудожникови их произведений.Во главе отдельныхгосударей, расположенныхк искусствам, стоял, какподтвердилиисследованияГурлитта иБрука, в первойполовине столетиядруг Лютерав Виттенберге, курфюрст саксонскийФридрих Мудрый.Со стороныкатоликов емусоревновалкардинал АльбрехтБраденбургскийв Галле, Майнцеи Ашаффенбурге.Позднее КурфюрстыФридрих II иОтто-ГенрихПфальскийпринадлежалик наиболеерешительнымдрузьям искусствав Германии.Разумным поощрителемискусства средипротестантоввторой половиныстолетия явилсямаркграфБранденбург-АнсбахскийГеорг Фридрих, а в католическоммире – баварскиегерцоги АльбрехтV и ВильгельмV. Главным средоточиемизобразительныхискусств оставалисьвсе-таки имперскиегорода, и впередивсех Нюрнберги Аугсбург, гдевласти и товариществабыли, конечно, менее способнытратить средствадля искусств, чем богатыеграждане. Изних Фуггерыв Аугсбургеболее остальныхпроявляли свойинтерес к искусствучисто по княжески.Больших заказов, однако, не бывалои у величайшихнемецких мастеров, не было дажеу самого Дюрера.Некоторые, какГольбейн, живописец, и Мейт, скульптор, нашли работуза границей.Те, которыеоставалисьдома, были принужденыобратитьсяк малому искусствуи производствурепродукций, для которыйскорее можнобыло найти сбыти окупить издержкина предприятие; и именно этиотрасли искусства, так хорошовстреченныедомашнимипривычкамив жизни немецкогонарода, именногравюра надереве и гравюрана меди, заслужилиглавную славунемецкомуискусству XVIвека. Его главныхмастеров, Дюрераи Гольбейна, даже сами итальянцыи испанцы называютнепосредственнопосле великихмастеров Италии, прокладывавшихновые пути.
Архитектура«немецкогоренессанса»не может равнятьсясо своей итальянскойсестрой нивеличием, нилогичностьюи ясностью. Враспланировкеи в корпусездания онасохраняласложившиесяформы. Готическийкрестовый сводс нервюрамии готическаясквозная резьбагосподствовалив большинственемногих вновьстроившихсяцерквей, возникавшихтеперь в Германии.Крайние угловыебашни, при переходеот средневековыхзамков к современнымдворцам, ещечасто обозначалинаружное обрамлениевеликолепных, снабженныхобширнымивнутреннимидворами княжескихжилых построек, лестницы которыхвнутри надворныхбашен, не говоряоб исключениях, в течение всегостолетия былиеще винтовые.Дома горожансохранялиснаружи своифронтоны, а всеверной Германиивнутри имелисени, указывающиена их происхождениеот нижнесаксонскогокрестьянскогодома, в верхнейже Германиипри более богатыхпостройкахсохранили двор, через которыйидет, по крайнеймере, одна арочнаягалерея, соединяющаяпереднюю частьдома с задней.Произведенияминемецкогоренессансавсе эти постройкистановятся, главным образом, благодаряукрашениям, подражающимантичным, благодаряпилястрам ифризам, украшеннымсимметричнымирастительнымизавитками, вазами, амурамии баснословнымиживотными вдухе верхнеитальянскогораннего возрожденияи благодаряпроизвольнопереработаннымгреко-римскимкапителям, носителямикоторых нередкоявляются вздутыекнизу «балясные»или «канделябровые»колонны. Этиновые формыукрашенийвыступают, прежде всего, на порталах, фонарях, лестничныхбашнях, фронтонах.В немецкомренессансе, однако, с самогоначала нетнедостаткаи в сложныхмногоэтажныхфасадах с пилястрамии полуколоннами; к сожалению, с самого началаему недостаеттолько чувствачистых пропорцийи органическихрасчленений, проявляющегосялишь во второйполовине столетия.
Строже и органичнеевсего подражаютантичномуискусству, понятно, тенемецкие зодчие, которые самипобывали вИталии Собственно, к немецкомуренессансуне принадлежатздания, возведенныев Германииитальянцами, как, например, окруженныйгалереей, сполуциркульнымиаркадами прелестныйувеселительныйдворец Бельведерав Праге (1536), затемдвор дворцав Ландсгуте(1536 – 1547) в стилеклассическоговысокого ренессанса, а также тогдашнийчистый по формамдворцовыйпортал (1555) наЮденгофе вДрездене, постройкиДжованни-МарияНоссени, описанныйМаковским, вособенностиего пышнаякняжескаякапелла (1585) всоборе во Фрейбергеи великолепныйдворец Пястовв Бреге (1547), верхнеитальянскиестроителикоторого, однако, при содействии, конечно, немецкихрабочих, сделалистолько уступокнемецкомувкусу, что мыможем причислитьего к немецкомуренессансу.
Истинно немецкаяархитектураренессанса, знакомствокоторой ситальянскимиформами основанона орнаментахгравюр и художественныхруководств, происходитот итальянизированнойнемецкой орнаментикиXVI столетия, впервыеосновательноосвещеннойЛихтварком, а в последнеевремя Дери. Кее тогдашнимисточникамотносятсягравюры надереве ПетераФлеттнера(Флтнера, ум.в 1546 г.), выдвинутогоГауптом не безнатяжки напервый планобщего развития, после того, какРеймерс сделалсводку егогравюр на деревеи рисунков, Доманиг – медалей, а Конрад Ланге– всех егопроизведенийв целом. Печатныетруды, имевшиенаибольшеевлияние, были: небольшая книгапо искусствуФогтгерра(1537), «Мавританскийорнамент»Флеттнера(1549), иллюстрациитого же Флеттнерак немецкомуВитрувию (1548)Ривиуса и, наконец, блещущая талантомкнига об архитектуреВенделя Диттерлина(1598), на всех парусахплывущего вчудесную странустиля барокко.
Немецкий орнаментренессансаначинает суказанных ужеукрашенийверхнеитальянскогораннего возрождения, которым онпридал болеегрубый вид, затем вступаетна путь «гротеска», высокого ренессанса, придавши емусовершеннобезжизненнуюсимметрию, и, начиная с 1540 г., развиваетвместе со своейнидерландскойсестрой такназываемуюсистему завитков, явившихсяраньше всегов обрамленияхкартушей в видезакрученныхпо краям массивныхобрамляющихповерхностей, а затем быстропереходит кзакрученным«знаменам»и перевязкам, которые, удваиваясь, как и вся рама, и приобретаяотверстия, взаимно проникаютдруг в друга.Начиная с 1550 г.к этим образованиямна рамах присоединяются«гротески», между тем какв изгибы проникаютновые, уже настоящиемотивы «мореско»с бесконечнымисплетениямилент и цветочныхстеблей. Начинаяс 1580 г. с выступлениемНидерландов«мореск» превратилсяв лентовидную, накладную«оковку», котораяблагодарянасаженнымшляпкам, каку гвоздей, частодействительнокажется прибитойгвоздями. Наконец, концы этихнакладных лентутончаютсяи утолщаются, и таким образом, дают началокак бы «качающимсяразводам», снова напоминающимпозднеготическийпламенеющийсквозной переплет, так что по меретого, как остальныеискусства всесильнее подпадаютпод итальянскоевлияние, орнаментикакак раз принимаетсамостоятельныйсеверный характер, несколькобеспокойный, но часто проведенныйс хорошимравновесием.
Начиная с 90-хгодов XV столетияна порталах, на обрамленияхнадгробныхпамятникови в гравюрахна дереве вГермании встречаютсяотдельныемотивы ренессанса.Кроме Дюрера, на первом итальянскомпутешествии(1495) которого мынастаиваем, в Италии побывалиПетр Фишермладший, затем, вероятно, до1520 г. также ГансБургкмайр, Петер Флеттнери Лой Геринг.Это живописцыи скульпторы, увидевшиепрекрасныйюг собственнымиглазами, быливо всяком случаеближайшимипосредникамимежду итальянскимранним ренессансоми немецкимискусством.На самом деле, Дюрер уже вовторой гравюрена дереве своегоАпокалипсиса(1498) украсил некоторыеиз большихподсвечниковорнаментамив стиле ренессанса.
Древнейшаяпостройка«немецкогоренессанса»есть капеллаФуггеров (1509 –1512) в церкви св.Анны в Аугсбурге.Своды – готические, но мраморнаяоблицовка стен, к скульптурамкоторых мы ещевернемся, щеголяетстилем настоящеговенецианскогораннего ренессанса.Еще яснее передаетвпечатлениеэтого стиляукрашенныйвыцветшейросписью двордома Фуггеров(1515). НастоящимиархитектурнымипроизведениямиренессансаПетера Флеттнераявляются изящный, совершеннов духе временивыполненныйтреугольныйфонтан на рыночнойплощади в Майнце(1526), тонкие каменныеукрашенияпортала и фризов, камин и пол(1534) зала в домеГиршфогелейв Нюрнберге, а также фонарь, портал и некоторыечастности вотделке комнатдома Тухеров, расположенногопо соседству, наружная отделкакоторого отражаетфранцузскийпереходныйстиль ратуши(1535) в Энзисгеймев Эльзасе, украшенныйнад готическойгалереей саркадами нижнегоэтажа простымипилястрамив стиле ренессанса.
В полном развитии«немецкийранний ренессанс»является нампреимущественнов Саксонии.Богато расчлененныйрядами пилястровфасад с фронтономГеоргиевскогофлигеля Дрезденскогодворца, построенногопосле 1530 г. ГансомШикентанцем, не сохранился.Дошли до наслишь переставленныена другое место, ясно расчлененныеи богато украшенныеГеоргиевскиеворота этогоздания, художественно-историческоепроисхождениекоторых устанавливаетсяс совершеннойясностью изсравнения сПорта деллаРана соборав Комо. Затемследует возведенныйКонрадом Кребсомвнушительныйвосточныйкорпус замкав Торгау (1532 –1536; монографияЛеви), двойныеокна котороговсе еще имеютпозднеготическиегардинные арки, между тем какукрашения встиле ренессансаразвертываютвсе свои прелестина перилах, фонарях и башенныхбалконах главногодвора и в особенностина величественной, с гигантскимиокнами, пристройкеперед винтовойлестницей, снабженнойеще готическимсводом. Менеевнушительным, но более цельнымявляется построенноеКаспаром Фогтомновое зданиеДрезденскогодворца, самойпарадной частьюкоторого являетсяопять-такибольшой двор.Средний выступв виде башниукрашен во всехчетырех этажахоткрытыми, колончатымигалереями саркадами, аугловые башни, скрывающиевинтовые лестницы, имеют на пилястрахбогатую орнаментациюв стиле раннегоренессанса.Сохранившийсятолько на рисунках, построенныйоколо 1538 г. КаспаромТейсом Берлинскийдворец простои благородноразвивал тотже стиль.
В архитектурегородских домовсеверной Германиив первой половиневека перегородчатыепостройкипродолжаютбыть в художественномотношении болееинтересными, чем каменные, являясь самымиконструктивнымисреди всехстроительныхнемецких стилей.Их резьба накосяках, порогах, выступающихконцах балоки на перилахсоответствуетстроительномузначению этихчастей, такчто, например, веерообразнаяпальметта илираковина, закрываяраскосы, появляетсяздесь всегдау подошвы косяковили заполняетподоконныестены. Гильдесгейм, фронтонныефасады которогоиногда обращаютнаружу лишьрезные и раскрашенныедеревянныечасти, и Брауншвейг, и Гальберштадт, дома которыхобращены наулицу своимидлинными сторонами, самые богатыеэтого родазданиями, дающимихудожественноевпечатление.В Гильдесгеймевыделяетсядом мясников(1529), а в Брауншвейгедом «Старыевесы» (1534).
Лишь во второйполовине XVI веканемецкий ренессанспразднует своилучшие победы, хотя в севернойГермании оннаходитсятеперь подочевиднымнидерландскимвлиянием, а вюжной подпадаетпод верхнеитальянскиевлияния. Вовсяком случае, многое из того, что кажетсязаимствованием, следует считатьсамостоятельнымпараллельнымразвитием; иво всяком случаенаиболее пышныездания немецкогоренессансаэтого временипутем усвоениявыработалисебе самостоятельностьне только поотношению кИталии, но и поотношению кродственнымНидерландам.
Церковноезодчество всееще оставалосьпочти без движения.Дворцовыекапеллы протестантскихкнязей и старейшаямежду нимикапелла в Торгау(1544), были однонефнымицерквами сэмпорами, сготическимисетчатымисводами. Украшенныеорнаментамив стиле ренессансаэмпоры позднеготическойцеркви Богоматерив Галле (1530) зальнойсистемы, построеннойкардиналомАльбрехтомБранденбургским, также протестантскогопроисхождения(1554). Дворцоваякапелла вАугстусбурге(1570), как здание, крытое Коробовымсводом, снабженноетосканскимиполуколоннамис эмпорами, Эргарда Вандер Меера, показывает, как нидерландскийренессанспоявился вверхней Саксонии.Стиль католическогоренессансаконтрреформацииначинаетуниверситетскаяцерковь в Вюрцбурге, построеннаяв 1582 – 1597 г.г. епископомЮлием (Юлиевстиль), внутренностькоторой, несмотряна готическиеокна со сквознымпереплетом, представляетдвухэтажнуюцерковь с эмпорамии аркадамиклассическихорденов. Первойцерковью Германиичистого стиляренессансаи вместе самыммощным церковнымсооружениемнемецкогоренессансаявляется одновременноиезуитскаяпридворнаяцерковь св.Михаила в Мюнхене, цельное внутриздание, покрытоемощным коробовымсводом. Вместобоковых нефовоно охваченобоковыми капеллами, высокий трансептвпереди хорарасчленяетего в планенижнего, основанияэмпорами надбоковыми капелламионо расчлененов высоту и изящноукрашено статуямив нишах междукоринфскимидвойными пилястрамив нижней частипродольногокорпуса.
Во главе замковэтого временистоит Гейдельбергский, разрушенныйфранцузамиеще в 1689 и 1693 г.г. ив виде руины, обвитый свежейзеленью леса, благодарясочетаниюпостроек различныхвидов, производитединственноев своем родеживописно-архитектурноевпечатление.Эшельгейзерс Кохом и Зейцподробно доказали, что «Зальноездание» курфюрстаФридриха II (1544 –1546) и здание курфюрсаОтто-Генриха(1556 – 1559), сходящиесяпод прямымуглом в северо-восточномуглу всегосооружения, принадлежатк главным созданиямнемецкогоренессанса.«Зальное здание», главный залкоторого былсплошь покрытзеркалами, производитархитектурноевпечатление, благодаря лишьсвоим обращеннымво двор двухэтажнымгалереям саркадами. ЗданиеОтто-Генрихаразвертываетвсю пышностьренессанса.Гофман и Ротблестяще доказали, что оно былоначато не приФридрихе II, какполагали Гаупти Коссман, а, согласно спреданием, лишьпри Отто-Генрихе.В противоположностьвсем прежнимпредположениямРотт сделалвероятнуюдогадку, чтотворцом егобыл главныйзодчий обоихгосударей ГансЭнгельгардт.Нельзя отрицать, что в чрезвычайнобогатом надворномфасаде скрещиваютсянидерландскиеи итальянскиевоспоминания, но из свободнойпереработки, переоценкии сопоставленияразнородныхэлементов этотфасад вышелвсе-таки самостоятельнымсозданиемнемецкогоренессанса.Статуи в нишахс раковинамивместе со слуховымиокнами, богатоукрашеннымипилястрамии полуколоннами, принимаютучастие в расчленениитрехэтажноголицевого фасада, а хорошо размеренныепропорции егоприводят всев органическуюсвязь. Фронтоныне сохранились.Мощный порталс атлантамиувенчиваетсявышеупомянутымимотивами завитков, которые несколькопозже сноваявляются, нов более выраженнойформе на порталезамка в Тюбингене.
Мотив дворовыхаркад гейдельбергского«зальногоздания», подвергаясьразличнымвидоизменениям, придает главнуюпрелесть идругим княжескимзамкам тогоже времени вюжной Германии, замку Отто-Генрихав Нейбурге наДунае, старомузамку герцогаХристофорав Штутгарте(1553), главномусозданию зодчегоАберлина Третша, равно как начатомув 1555 г. маркграфомГеоргом-Фридрихомпри содействииКаспара Фишерамощному Плассенбургублиз Кульмбаха, аркды которогосплошь оплетеныорнаментамив духе раннегоренессанса.Конюшенноездание АльбрехтаV в Мюнхене (теперьМонетный Двор)производитвпечатлениесобственносвоим огромнымдвором с арочнымигалереями. Вновой мюнхенскойрезиденции, явившейся вовсем своемвеликолепиитолько в XVII столетии, некоторые частиотносятся ужеко времениВильгельмаV, например дворс гротами ФридрихаСустриса, этогоразностороннегонидерландца.
Самым самостоятельными прекраснымзданием ренессанса, по-видимому, был сломанныйв 1846 г. «увеселительныйдом» герцогаЛюдвига в Штутгарте(после 1575 г.), отдельновыстроенноездание с фронтоном, с бассейнамипрохладнойводы в нижнемэтаже, главныйстроителькоторого называлсяГеоргом Бером.Сотрудникомего был ученикГенрих Шикгардт(1558 – 1634), самостоятельныепостройкикоторого, вполнепоследовательноподражающиеитальянским, относятся ужек XVII столетию.
В севернойГермании строениезамков развернулотеперь своеобразныекрасоты особеннов Мекленбургепод властьюхудожественно-настроенныхгерцоговИоганна-Альбрехтаи Ульриха. Замокгерцога Ульрихав Гюстрове(после 1558 г.), массивноерасчленениекоторого достигаетсятолько благодарявыступам иуглублениям, угловым башнями полосам фризов, является образцомсовременногокирпичногоздания с художественнойштукатурнойотделкой. Наоборот, описанный ЗарреКняжий Дворгерцога Альбрехтав Висмаре (1555)представляетобразец нештукатуреного, обшитоготерракотовымиплитками кирпичногоздания; еготерракотыфабрики Стацияфон Дюрена вЛюбеке встречаютсяи на другихзданиях, ноздесь они особенноутонченноусиливают общеевпечатление.Из небольшихзамков северо-западнойГермании, далекоуступающихэтим пышнымпостройкам, некоторые, например, замокв Вольбекеоколо Мюнстера, поучительныв смысле историческогоразвития.Замечательныфронтоны лестницу домов этихместностей.Их ступениувенчаны темиполукруглымив очертанияхвеерами, которыедеревяннаяархитектураприменяла вкачестве подножий.На ратуше вРингельне они, однако, служатверхними оконныминаличниками.Дальнейшееразвитие, отличноочерченноеПаули, показываетзатем, как этичастностиукрашенияпостепенноуступают местоволютам, к которымпригоняютсясначала ихчасти, пока, наконец, завиткии накладнойорнамент нестановятсясплошными.
Немецким ратушамренессансановейший трудпосвятил Гризебах.Между верхнерейнскимиратушами второйполовины XVI столетияратуша в Мюльгаузенев Эльзасе (1552)представляетглавный примерверхненемецкойфасадной росписи, не всегда стильнозаменяющейдействительнуюархитектуруперспективнойложной, а бывшаяратуша в Страсбурге(1585) блисталапластическойроскошьюГейдельбергскогозамка. На НижнемРейне прекрасныйпортик ратушив Кльне, мастерскоепроизведениеВильгельмаВернике (1569), возвышаетсяв виде двухэтажей «павильонов»с независимопоставленнымикоринфскимиколоннами. Всердце Германиимощные ратушив Ротенбургена Таубере(1572), в Швейнфурте(1570) и в Альтенбурге(1562) производятвпечатлениеименно своимзамкнутым общимрасположением, вытекающимиз житейскойпотребности, своими живописнымиформами и башнями.Изящная ратушав Лемго принадлежитболее новомувремени (1589), апрежняя ратушав Лейпциге, остроителекоторой ИеронимеЛоттере мызнаем из указанийВустмана, быладревнее (1556). Любекскаяратуша в 1570 г. былаизменена болеепоздней пристройкойв стиле нидерландскогоренессанса.Построеннаяв 1574 – 1576 г.г. МартеномАренсом изДельфта, богатаяокнами ратушав Эмдене имеетвполне голландскийхарактер, авозведеннаяв 1585 г. АнтономВан Оббергеномиз Мехельнастарая ратушав Данциге, вкоторой Вредеманде Врис из Лейвардена(1596) выполнилбогатое украшениелетнего заласовета, чистофламандский.
Другие северно-немецкиератуши и торговыеряды такжеимеют комнатыс необыкновеннобогатыми панелямии резьбой. Начинаяс половиныстолетия, ккоторой относитсяпрекраснаяобшивка панелямизала Капитулав Мюнстере, можно проследитьразвитие отприменениянастоящихобрамленийдо подражаниянастоящимархитектурнымформам. Главнымипроизведениямиэтого родаявляются «ЗалМира» в ратушев Мюнстере, великолепныепанели ГансаГреге в Фреденгагенскойкомнате (1573 – 1585)в доме торговцевв Любеке и «ЗалСовета» ГердтаСуттмейерав Люнебурге(1568) с пышнымидверями резчикаАльберта изЗста (1568 – 1584), окотором сообщаетБенке.
Частные жилищаэтого периодав южной Германииотмечены лишьмедленнымпрогрессом.Если эффектныйдом Топлеров(1590) в Нюрнбергеимеет ещепозднеготическиеформы, то рыцарскийдом в Гейдельберге(1592) развертываетвсе очарованиетамошнегозамковогостиля. Однакоитальянскимисозданиямина немецкойпочве являютсярыцарский домв Люцерне (1557),«дом цеха Ведерников»в Базеле и многораз описанные, украшенныеПонцано в стилегротеска комнаты1570 и 1572 г.г. в домеФуггеров вАугсбурге.Наоборот, домс белым орломв Штейне наРейне и расписанныйв 1570 г. ТобиасомШтиммеромрыцарский домв Шаффгаузенехарактеризуютверхненемецкуюманеру фасаднойросписи, в которойс успехом принималучастие Гольбейн.
В севернойГермании деревянноезодчествопродолжаетразвиватьсяпо описаннымуже путям. Каменноестроительство, в некоторыхприморскихобластях применявшеепиленый каменьдля обшивкикирпичныхпостроек поголландскомуобразцу, далотеперь рядсвоеобразнопышных, богаторасчлененныхсистемамипилястров илиполуколоннгородскихдомов, из которыхмы назовемтолько «одежныйдом» с высокимфронтоном наОстерштрассев Гамельне(1576). Гамельн представлялособую, небольшуюобласть своеобразногостиля, отмеченнуюПаули. Наконецв Данциге, улицыкоторого живописнооживляются«крылечками», с высокимилестницами-балкончикамиперед входнойдверью, и вособенностиего длинныйпереулок даетряд интересных, хотя узкихдомов в стилеренессансаэтого времени, причем домШтеффенов, построенный, вероятно, каким-нибудьнидерландцем, является однимиз самых последовательныхи роскошных.Нидерландскийстиль расцвелименно в Данциге.
Общая картинанемецкогозодчества XVIстолетияпредставляетсядовольно пестройи замысловатой.Однако удобныедля жилья помещения, с живым чувствомприспособленныек различнымцелям и отражающиемногие дорогиесердцу немецкогонарода потребностии даже их декоративныеформы, по-прежнемуполны свежестии оригинальности, покуда староеискусство даетим направление, а не заполняетих. Мы увидим, что немецкийренессанс, кактаковой, переходитеще за порогXVII столетия, нозатем быстровпадает в строгоклассическуюили же близкуюк барокко манеру.