Реферат по предмету "Культура и искусство"


Романский архитектурный стиль и римские артели

Содержание
Введение
1. Римские артели
2. Романский стиль
Заключение
Список литературы

Введение
По традициисчитается, что Рим был заложен 21 апреля 754 до нашейэры, но своего наивысшего расцвета Римская Империя достигла в 98 году н.эр., примерно 1900 лет тому назад, при правлении императора Трояна. Натерритории, которой владела Римская Империя в те времена, внастоящие дни насчитывается 34 государства.
В Древнем Риме получилибольшое развитие строительные артели и индустрии, которые превратили её внеповторимое по своей красоте и величию государство. Вот перечень некоторыхдревнеримских городов: Верона, Аоста, Турин, Комо, Болонья, Римини, Флоренция,Бриндизи. Почти все они находятся к северу от Рима. Это произошло потому, чтоименно на севере располагались неосвоенные земли, нуждающиеся в обработке иосушении. К югу же от Рима уже существовали города, основанные ещё древнимигреками. Поэтому римляне, захватив их, не прибегли к каким-либо изменениям вуже имеющейся структуре.
Древниеримляне распространили по всей территории Римской Империисельскохозяйственную культуру. Особое внимание уделялось выращиванию виноградаи виноделию. Древние римляне повсеместно соорудили дороги, мосты, водопроводы иосновали многочисленные города, спроектированные в чётком геометрическомпорядке, начиная с двух центральных улиц, расположенных перпендикулярно. Вцентре всегда красовалась площадь. Все остальные улицы так же шли параллельноодна к другой и пересекались под прямым углом.

/>
/>
BasilicaAemilia. Рим. 179 год до н.э.

1. Римские артели
В конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов), которые создавалицеркви, монастыри, замки среди сельского ландшафта на холме или на возвышенномберегу реки. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строятиз дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все жекамень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, апозднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известнякдавал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводаминебольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался такжедля орнаментальной кладки наружных стен. Наружный облик таких построек имелмассивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые былиодним из важнейших элементов архитектурных композиций.
/>
Храм Юпитера Статора. Рим
Такие здания прекрасногармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как быповторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всегослуживший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью.
2. Романский стиль
Со времен царствованияКарла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характернойдля него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI—XII вв. в историисредневековой культуры называют периодом романики, связывая это названиемосновным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого былаарка античного Рима. Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образоммонастырские, постройки — базиликального типа. Они имеют форму латинскогокреста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстыхпродолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от другаглавный и боковые нефы.
/>
Пиза баптистерий,базилика и колокольня
/>
Перигор, храм Сен Фрон

Римские церкви и соборыпреимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчиваетсяполукруглой — апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянныестроительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потомкрестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Входоформлен порталом (от лат. «порта» — дверь), врезанными в толщу стенуменьшенными в перспективе полуциркульными арками.
/>
Романская церковь
Толстые стены, узкиеокна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполнялиодновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов,монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальныхмеждоусобиц. Внутренняя планировка и размеры Римского храма отвечали культурными социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий:мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличиенефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением вобществе.
/>
Все богатство декорасосредоточено в Римском храме на главном фасаде и внутри, у алтаря,расположенного на возвышении для того, чтобы подчеркнуть более высокоеположение клира по отношению к мирянам. Декор в основном скульптурный.Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Скульптурныеизображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн. Вформе рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики:плоскостная графичность и линеарная контурность. Римская живопись развиваетсяво многом аналогично скульптуре, играя подчиненную роль в синтезе искусств.Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписямисдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт. В Х—XIвв. складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные,примитивно выполненные композиции. В романском храме осуществляется синтезискусств, призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога,церкви и, вместе с тем, осознать свою бренность и ничтожность. Кроме того,декор храма, привлекая взоры молящихся, наглядно иллюстрирует церковную службу,которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам.
/>
романскийбазиликальный архитектура артель
Поскольку романский стильсложился в эпоху феодальной раздробленности, поэтому функциональное назначениероманской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моякрепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских,так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейскогообщества того времени.
С улицы перед домомнередко находилось преддверие (vestibulum [v] — вестибюль) — площадка междулинией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь входили в переднюю(ostium, о), а отсюда через открытый или одной лишь занавесью закрытый вход — ватрии Атрий (а) — приемный зал, составляющий главную часть дома. Сверху он былзащищен крышей, скаты которой, обращенные внутрь дома, образовывали большоечетырехугольное отверстие — комплювий (лат. compluvium — стекать). Против этогоотверстия в полу находилось углубление равной с ним величины — имплювий (лат.implivium [i] — водосток) для стока дождевой воды (бежавшей с крыши черезкомплювий). По обеим сторонам атрия были расположены жилые и служебные комнаты,получавшие из него свет. Комнаты, примыкавшие к атрию с лицевой стороны, обычноотдавались под торговые помещения, причем имели вход только с улицы.
В задней части атрия (Ь)в домах знатных лиц хранились восковые изображения предков. Атрий составлял и вболее позднее время необходимую часть каждого римского дома. Собственно «семейное»значение атрия уже отступило на второй план: кухня получила отдельноепомещение, столовая превратилась в отдельный триклиний (столовая), домашниебоги помещались в особой божнице и т. п. Атрий превратился в парадноепомещение, на украшение которого (колоннами, скульптурами, фресками и т. п.)тратились большие средства.
/>

Становлению романского стиляспособствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очаговкультуры, распространяющих единые художественные формы. При монастыряхвозникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми пристроительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Ихобмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началосьстроительство городов. Основным типом светских архитектурных сооружений можносчитать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон —дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжонарасполагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем— жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизуобычно находились подземелье и тюрьма, на крыше — сторожевая площадка.
/>
Замок Алькасар.IX в.
Для обеспечениямаксимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, наострове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми)стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственнойсвязующей нитью с внешним миром. Во дворе замка располагались хозяйственныепостройки и замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливаласьрельефом, и при строительстве главной задачей была функциональность. Менеевсего преследовались художественно-эстетические цели.
Но мало-помалускладывалась традиционная замковая архитектура, и городские дома крупныхземлевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потомраспространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены,дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернееего центр, пересекался двумя осями-магистралями. На их пересечении находилисьрыночная или соборная площадь — средоточие общественной жизни горожан.Остальное пространство застраивалось стихийно.

Заключение
Древниеримляне, завоёвывая новые народности, обычно, отбирали у них 1/3 общейтерритории, которая становилась собственностью Римской Империи.Одна её часть была разделена между воинами. Другая — продана свободнымгражданам Рима, а третья, которая являлась самой большой, дана в съём римскойзнати.
В столицеРимской Империи уже в 100 году до н. э. возникли первые корпорациихлебопекарней. В городе насчитывалось около 250 пекарен. Когда в Риме в 64 годун. эр. произошёл знаменитый пожар, приписанный к делу рук Нерона, то тушили его800 хорошо обученных пожарных.
Для сравненияскажу, что в современной столице Италии служат 1800 человек этой профессии. В Риметакже существовали корпорации ювелиров, сапожников, красильщиков,производителей меди и посуды, мастеров по выделке кожи.
Древниеримляне выдували стеклянные изделия и делали тонкие стеклянные пласты для окон(правда, их они начали употреблять в уже более поздний период). Вазы и бокалыдля знати создавались в Египте. Почти всё производимое в Римской Империииспользовалось на собственной территории. Поэтому древние римляне не старалисьвывозить свои изделия в захваченные ими провинции, которые, уплативустановленные налоги, экспортировали свои товары.
Такимобразом, как ни странно, священная Римская Империя помоглаобогащению захваченных территорий или точнее некоторым богатым представителямэтих народностей.
Издревнеримских портов выходило множество кораблей, поэтому были построеныпросторные трёхэтажные склады, в них разгружали привезённые товары.

Список литературы
1.Белова О.Ю. История искусств. М., 1997.
2.Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1991.
3.История искусств. Минск: Литература, 1997.
4.Малая история искусств. М.: Искусство, 1991.
5.Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1977.
6.Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М.,1998.
7.Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.
8.Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.