Реферат по предмету "Культура и искусство"


Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе

--PAGE_BREAK--
   

    В 2002 году совместно со всеми вышеуказанными отделами, структурными подразделениями была разработана «Программа возрождения, сохранения и развития национальных культур Исилькульского района на 2002 – 2005гг.», которая была принята и утверждены на заседание районного Совета.

    Основной целью программы является улучшение международных отношений в районе, сохранение традиций и развитие национального творчества отдельных культур, имеющих на территории района места компактного проживания.

         Главными задачами программы являются:

·        приостановление процесса ассимиляции;

·        определение основных опорных точек для развития национального творчества;

·        сохранение этноса и межнационального общения в пределах района и области.

    Ведущим центром в продвижении и реализации данной программы является отдел культуры Исилькульского Муниципального образования.[55] Вопрос о сохранении традиций, восстановление обрядов и использование культурного наследия национальностей, для отдела культуры актуален ни первый год. Возрождение, развитие и сохранения национальной культуры является одним из основных направлений работы. Вся работа администрации Исилькульского муниципального образования Омской области совместно со всеми администрациями и структурными подразделениями направлена на дальнейшее улучшение деятельности культурно – досуговых учреждений района, на развитие художественно – творческих способностей, удовлетворение досуговых, образовательных потребностей различных групп населения, возрождение, сохранение и дальнейшее развитие государственных, гражданских, национальных праздников, обычаев обрядов народов, населяющих район, организацию отдыха населения, работу с детьми и подростками.

    При формировании программы учитывались требования, предложения, рекомендации вышестоящих органов государственной власти. Отражались интересы государственных структур в культурно – образовательной сфере, в налаживании и гармонизации национально культурной жизни. Программа основана на интересах партнеров: общественных, религиозных и других негосударственных организаций, которые являются заказчиками или соисполнителями многих проектов. С ними поддерживаются постоянные контакты, развиваются деловые и творческие контакты.[56]

    Работа  по реализации целевой программы строится по следующим направлениям.

1.     Культурно – организационная деятельность, направленная на вовлечение инициативных и творческих людей, тяготеющих к той или другой культуре.

2.     Культурно – прикладная, предполагающая создание новых творческих коллективов, клубов по интересам, любительских объединений, организацию праздников, выставок, концертов.

3.     Культурно – информационная, предполагающая сбор, обработку и распространение информации по национальным вопросам, публикации статей и заметок в районной газете «Знамя», передачи по местному телевидению, распространение информации о народных праздниках, сценарные разработки, создание базы данных.

4.     Культурно – педагогическая, включающая в себя изучение языков, работу с детьми и подростками по формированию национального достоинства и нравственного воспитания на примере старшего поколения, уважению и дружескому отношению к представителям других народов и их культурам.

    Каждое направление деятельности реализуется посредствам разнообразных массовых, групповых и индивидуальных форм работы, проведение конкретных мероприятий.[57]

    В плане развития и возрождения истоков русского народа на базе Лесного центрального сельского дома культуры к концу 2003 г., в рамках целевой программы, планируется открытие Центра славянской культуры. На протяжении последних лет популяризируется православные праздники: Троица, Пасха, Рождество, Крещение, Яблочный Спас и т.д.
    Набор форм традиционных славянских праздников достаточно обширен: посиделки, колядки и святочные гадания. В Лесном СДК работают крепкие коллективы художественной самостоятельности, специализирующиеся на русской культуре – фольклорный ансамбль «Горлица», фольклорно – обрядовая группа «Исток», которая проводит свадебные обряды с использованием этнографического материала.[58]

    Традиционно проводится районный праздник «Играй, гармонь! Звени, частушка!», победители которого, принимают участие в областных конкурсах гармонистов и частушечников.[59] В 2000 г. финалист районного праздника Василий Коморов с оригинальным номером «художественный свист в сопровождении гармони», занял первое место на областном празднике «Играй, гармонь! Звени, частушка!».[60]

    С 1997 года Исилькульский РДК является организатором проведения ежегодной Декады славянской культуры и письменности, которая включает в себя массу интересных,  познавательных  и  зрелищных  мероприятий: конкретные программы, выставки народно – прикладного творчества и др. в Исилькульском историко – краеведческом музее, вечера духовной музыки, встречи с настоятелем Исилькульской православной церкви Николаем Гурник, конференции совместно с филологами «Русская культура и словесность» и другие мероприятия.

   

    В 2002 г. в дни славянской культуры и письменности в селе Солнцевка прошел праздник, под названием «Три богатыря», в ОПХ Боевое спортивно – фольклорный праздник «Русские богатыри», с программой «Русь изначальная» коллектив работников Медвеженского СДК и художественной самодеятельности посетил дом милосердия, А. Баррикадский сельский дом культуры ежегодно в рамках Декады проводит свой фестиваль самодеятельного творчества «Сибирь славится талантами», который объединяет местных артистов из Красновознесенки, Ксеньевки, Улендикуля, Ново – Петрограда, т.е. деревень входящих в Баррикадский  куст.[61]

    Большой вклад  в развитие традиционной культуры вносят коллективы художественной самодеятельности: народный хор и мужской ансамбль «Балагуры», образцовый ансамбль танца «Росинка» ОПХ Боевой, вокальный ансамбль «Эхо» Баррикадского СДК, образцовый ансамбль танца «Радуга» РДК, образцовый ансамбль «Русская песня», ансамбль русской песни «красна девица» РДК, народный оркестр баянистов – аккордеонистов РДК, народный хор ветеранов войны и труда «Красная гвоздика» РДК. Мужской ансамбль «Сибирские казаки» Маргенауский СДК и др.[62]

    В 2002г. «Сибирские казаки»  побывали на областном празднике «Вольница» в с. Орловка Марьяновского района, где заняли 3 место.

    Ежегодно в рамках областного фестиваля русской культуры «Душа России» проводится районный фестиваль «Сибирское раздолье», в котором принимают участие самодеятельные коллективы города и района.[63] Главной задачей фестиваля является выявление и развитие народных талантов в области музыкального, песенного, танцевального, театрального искусства, возрождение и сохранение культурного наследия, забытых ремесел, прикладного искусства, старинных обычаев и обрядов, выявление новых талантов. Лучшие коллективы принимают участие в областном фестивале русской культуры «Душа России».[64]      

    Исилькульский район является приграничной зоной между Казахстаном и Россией. На его территории проживает 3.350 казахов. Поэтому сохранению и развитию казахской культуры в районе уделяется большое внимание. Одним из мест компактного проживания казахов является аул Каскат, где имеется национальная казахская школа, на базе которой совместно с работниками культуры   происходит развитие народного творчества этой этнической группы. В октябре 2003 г. в ауле Каскат планируется открытие Центра Казахской культуры «Болашак». Целью, которого является сохранение казахского языка, пропаганда казахских обычаев, обрядов.[65]

    Заслуженной славой в районе пользуется домбровый ансамбль «Достар» аула Каскат. Он неоднократно занимал призовые места на областных и районных конкурсах, фестивалях, праздниках казахской культуры. Участники художественной самодеятельности Исилькульского района ежегодно принимают участия в областных мероприятиях. В 2002 г. на VI-ом областном фестивале детского казахского творчества «Анши балапан – Поющий птенец» Исилькуль представляли шестеро конкурсантов. Пятеро из них вышли в финал. А победителем стала 12 летняя девочка из деревни  Кромы Зияда Хусаинова. Она заняла 1 место и была награждена дипломом первой степени.

    Каждый год на базе Казахского сельского дома культуры проходит казахский праздник «Наурыз Мейрамы» — древний праздник весны и труда. Солнечный

праздник Наурыз пришел из глубины веков. Как перелетные птицы, возвращаясь по весне в родные края, возвещают о пробуждении природы, так и этот древний праздник символизирует пробуждения в людях самых светлых качеств сердечной доброты и гостеприимства, мудрой терпимости и отваги, безграничной щедрости и духовного тепла. Казахи говорят, радуясь весне: «Мы вышли из сурового плена зимы, выжили».[66] 2003 год Указом президента Р.Ф. В.В. Путиным был объявлен Годом Казахстана в России.

    22 марта 2003 г.  Исилькульская земля принимала IV областной фестиваль казахского народного творчества «Урпак уни – Голос поколений», основателем которого является Сибирский центр казахской культуры «Мольдир», а организатором ГУК МНКСО «Сибирь».[67] В фестивале принимали участие 14 районов Омской области и представители из Казахстана.

    Участниками праздника стали мастера прикладного и художественного творчества, казахские самодеятельные коллективы, солисты – вокалисты, исполнители игры на народных инструментах,    вокально-инструментальные ансамбли различных жанров и направлений.

    Программа праздников была насыщенной. Гости и участники могли познакомиться с блюдами казахской кухни, посмотреть скачки джигитов, казахские народные игры, а также выставку предметов быта и творчества казахов.

    Огромный интерес вызвала творческая лаборатория «Семейные обряды казахского населения Омского региона». Программу вела Ш.К. Ахметова — научный сотрудник сектора  этнографии Омского филиала объединенного института истории филологии и философии СО РАН. На лаборатории были показаны обряды казахов:  разрезание    пут    у детей, свадебный обряд, обряд изгнания злых духов «Аластату».

    Завершил праздник гала-концерт, состоявший из лучших концертных номеров. Народные песни сменялись наигрышами на домбре, инструментальными пьесами, обрядовые сцены – танцевальными номерами и эстрадными песнями. Лучшие артисты были награждены почетными грамотами и памятными подарками.[68] На организацию и проведение казахского праздника «Наурыз» из районного бюджета было выделено 170 тысяч рублей.

    Ежегодно в рамках декады казахской культуры в районном и сельских домах культуры проходят мероприятия, повещенные юбилеям выдающихся людей национальной литературы и искусства А. Кунанбаева, Ч. Валиханова, М. Ауэзова, М. Жумабаева и др.; фестивали казахского народного творчества «Урпак Уни – Голос поколений», фестивали детского казахского творчества «Анши балапан – Поющий птенец», призванные содействовать возрождению, сохранению и развитию казахской культуры.[69]

    В плане сохранения и развития немецкой культуры есть трудности. Они состоят в том, что за последние 15 лет с Исилькульского района в Германию

выехало больше половины проживающих здесь немцев. Поэтому главная задача в направлении и развитии культуры, самобытности и языка в российских немцах.

    С этой целью 20 ноября 1997г. была создана Исилькульская районная немецкая национально-культурная автономия (ИРННКА)[70], а также открыты три центра немецкой культуры (Центры встреч) в г. Исилькуле, село Маргенау, село Солнцевка.

    Центры немецкой культуры (Центры встреч) являются учреждениями национальной культуры, функционирующие в соответствии с законодательством Р.Ф., международным правом, договором о сотрудничестве и взаимодействием между Омским филиалом ЗАО «Общество развития Новосибирск хбХ» и организациями местного самоуправления (отделами, комитетами), настоящим Положением.[71]

    Центры в организационно-юридическом плане, являются составной частью системы учреждений культуры Исилькульского района.

    Главной целью каждого Центра является обеспечение благоприятной перспективы для сохранения и развития языка, культуры, обычаев и традиций российских немцев на основе:

·        Развитие культурно-образовательной сферы жизнедеятельности,

·        Создание единого культурно-информационного пространства.

 

  Для достижения указанной цели Центр осуществляет в установленном порядке следующие виды деятельности:

·        создает условия для развития национального самодеятельного творчества;

·        проводит курсы немецкого языка;

·        организует работу кружков, творческих коллективов различной жанровой направленности;

·        проводит мероприятия с учетом традиционных обрядовых и календарных праздников российских немцев;

·        осуществляет социальную поддержку трудармейцев;

·        создает и обеспечивает деятельность детских, молодежных и других клубов;

·        принимает участие и осуществляет поддержку в организации и проведении местных, районных и областных  фестивалях, концертов, конкурсов и смотров;

·        обеспечивает тесную связь, творческие контакты с другими Центрами немецкой культуры и другое.[72]

    Ежегодно в целях сохранения культуры российских немцев, развитие детского самодеятельного творчества, изучение и совершенствование родного языка, координации деятельности. Ежегодно при содействии ИРННКА, немецких культурных Центров, отделение культуры, администрации района и его отделов проводятся праздники,  фестивали, конкурсы. С 1998г. в нашем районе проводится фестиваль немецкой культуры «Квелле» -  «Источник», в

котором принимают участие группы Исилькульского, Солнцевского и Маргенауского Центров встреч, учащиеся школ города и района, студенты учебно-педагогического колледжа.[73]

    В прошлом году вокальная группа «Нельке» Солнцевского Центра встреч и танцевальный коллектив «Регебоген — Радуга» Исилькульского Центра встреч принимали участие в V областном конкурсе эстрадной песни «Вайнахтсштерн – Рождественская звезда — 2002». Солистка вокальной группы «Нельке» Ольга Седельникова заняла 3 место с рождественской песней. Песня в её исполнении вошла в диск эстрадных немецких песен, который выпустил комитет культуры и искусства Азовского немецкого национального района.[74]

    Традицией стало проведение в конце года районного фестиваля национальных культур «Единение», который разработан на основе положения о проведении ежегодного областного фестиваля культур «Единение».[75] Девиз фестиваля: «В единстве – наша сила, в дружбе – наш успех». Фестиваль проводится с целью укрепления международных связей, поддержки, сохранения народного творчества, приобщения к национальному искусству, распространению родных языков, формированию национального достоинства.

    Проведение фестиваля содействует передаче культурных ценностей из поколения в поколение, развитию уважительных межнациональных отношений, повышению общего уровня культуры народов, проживающих на территории Исилькульского района.

    В программе фестиваля принимают участие коллективы художественной самодеятельности города и района. Организовываются выставки народных умельцев. Лучшие исполнители народных песен и танцев принимают участие в областном фестивале национальных культур «Единение», который проходит в городе Омске.[76]

    Все районные фестивали, праздники малых деревень, конкурсы, благотворительные творческие акции, обменные концерты между районами, гастроли лучших самодеятельных коллективов по районам области, регионам России и другие многообразные формы проявления самобытности и талантов  творческих коллективов проходят в рамках ежегодного областного фестиваля русской культуры «Душа России», который учрежден в 1992 году постановлением Губернатора Омской области.[77]

    Главная задача фестиваля – обеспечение государственной поддержки по сохранению и развитию народных традиций, фольклора, ярких талантов во всех жанрах народного творчества.

    Проведение фестивалей доказывает, что между людьми разных национальностей нет больших различий, всех объединяет одно: стремление сохранить свои традиции, культуру народа и передать культурное наследие своим детям и внукам. Участие в фестивалях подтверждает, что истинная культура, покоряющая мудрой простотой, красотой, дарящая тепло и радость людям зарождается и расцветает в глубинке.

    Исследовав реальные проявления в области возрождения, сохранения и развития национальных культур Исилькульского района можно сделать вывод, что в настоящее время эта область должна быть приоритетной. Только объединение усилий специалистов и энтузиастов, общественных объединений и органов власти может спасти уникальную часть культурного наследия, сберечь культурную самобытность района.   

  
 Заключение.

   

    Россия – это не просто политическое, экономическое и культурное пространство, но и пространство многообразных и самобытных этнических общностей, забота о возрождении, сохранении и развитии которых, их естественной среды обитания и культуры – особо важная задача всех россиян. Такой крупный регион России, как Сибирь входит в территорию формирования древнейших культур человечества. Сибирь на протяжении нескольких веков испытывала влияние буддизма, ислама и христианства. Уже в XIX— XXв.в. переселившиеся на эту территорию этносы европейской части России, Белоруссии, Украины и Прибалтики, Западной Европы (немцы, поляки, финны, чехи и другие), Кавказа (чеченцы, ингуши, армяне и другие), Средней Азии (казахи, уйгуры, узбеки и т. д.) определили основные характеристики сибирской цивилизации:

·        полиэтичность культуры;

·        своеобразие культуры, явившееся результатом прямого взаимодействия европейских и азиатских культур (западной и восточной).[78]

    Прежде всего, нужно говорить об укреплении и развитии культурных связей с народами Центральной Азии через гуманитарные науки – историю, этнографию, археологию, культурологию, философию, филологию, религиоведение и другие.

    Необходимо отметить, что сначала национальных реформ в России прошло  более 13 лет. Группа ведущих учёных ещё в 1989 году приступила к подготовке проекта «Национальная политика партии в современных условиях», а общество приступило к решению национальных проблем и регулированию межнациональных отношений. Стало ясно, что национальные проблемы требуют решения на профессиональной научной основе. Омские учёные накопили уникальный опыт разработки программ и проектов решения проблем в национальной сфере. Однако, по данной теме всё-таки недостаточно научного и литературного материала, поэтому тема данной работы актуальна. Важно продолжать выработку научных основ национальной и межнациональной политики на региональном уровне.[79]

    В ходе подготовки дипломной работы были собраны и проанализированы нормативно-правовые, делопроизводственные документы, статистические и публицистические материалы для освещения основных задач сохранения и развития национальных культур на территории Исилькульского района, в период с конца XX  — начала XXIвека.

    Национальный состав населения Омской области по численности отражает этнодемографическую ситуацию в Сибири. 80% всего населения составляют русские, а 20% другие народы и национальные группы, среди которых немцы, казахи, украинцы, белорусы, таджики, евреи, латыши и другие. Почти все национальные и этнические группы в области имеют свои национально-культурные объединения, которых насчитывается более 20, в том числе и русские культурно-национальные центры. В настоящее время они играют большую роль в национально-культурных и национально-языковых процессах. В Омской области есть одно национально-территориальное образование – Азовский немецкий национальный район.[80]

    В Исилькульском районе основную массу составляют русские 34015 человек, немцы – 8578 человек, казахи – 3350 человек и другие. Исилькульский район является немецкой национально-культурной автономией с 1997 года. Здесь существует 3 немецких Центра встреч (г. Исилькуль, с. Солнцевка, с. Маргенау). На стадии открытия Центр национальной казахской культуры «Балаша» в Каскатском сельском Доме культуры и Центр славянской культуры при Лесном центральном сельском Доме культуры.

    В ходе анализа удалось выявить определённые тенденции в развитии национальных культур на территории Исилькульского района. При написании работы использованы и изучены целевые программы отдела культуры Исилькульского муниципального образования, проекты, текстовые отчёты с 1996 по 2003 года, положение фестивалей, нормативно-правовые документы, распоряжения и другие, что прилагается к дипломной работе. Все они отражают различные аспекты деятельности учреждений культуры в данном направлении. Динамика роста всех показателей за последние 5 лет характерна для всех учреждений культуры без исключения: улучшилось обеспечение оргтехникой, заработной платы работников, повысилась сумма доходов, выше цифры расходов местного бюджета выделяемые на проведение мероприятий и многое другое. Содержательная часть работы учреждений культуры более разнообразна, богаче  и ярче, она не является спонтанной, а является последовательной, согласованной, базирующейся на целевых программах по сохранению и развитию национальных культур. Все программы разработаны на основе сотрудничества с национально-культурными Центрами, представителями различных конфессий, с отделом по молодёжной политике администрации района, со школами, со средствами массовой информации и т.д.

    Дальнейшее возрастание значения национальных культур  и усиление интереса к ним является наиболее перспективным направлением в работе учреждений культуры нашего района. Их основные задачи:

·        сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала в районе;

·        формирование нового механизма культурной преемственности;

·        формирование толерантного отношения к иноэтническим культурам;

·        изучение национальных языков;

·        непрерывное эстетическое воспитание подрастающего поколения на традиционной национальной основе;

·        передача народного наследия.

    Взаимопроникающее развитие национальных культур способствует взаимному культурному обогащению народов различных национальностей, воспитанию в духе народных традиций подрастающего поколения.[81]

    Геополитическое расположение Исилькульского района определяет своеобразие культурной жизни при поддержке местных органов власти. На протяжении ряда лет постоянно велась работа по выявлению мест компактного проживания представителей отдельных национальностей, определению базы развития национального наследия, при остановке процесса ассимиляции.    

    Проанализировав собранный материал, проведя беседу с деятелями культуры, пришли к выводу, что невозможно решить все национальные проблемы и проблемы культуры вообще до конца и навсегда.  Но главные задачи способные объединить россиян и обеспечить гражданское согласие необходимо решать сообща: сохранить все проживающие в Сибири народы, включая этническую, экономическую и социальную структуры; механизмы защиты здоровья и детства духовно-нравственного воспитания; решить задачи по созданию атмосферы внутреннего единения и согласия.      
               
Библиография.

1.     Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001.

2.     Бурлина Е.Я. О культуре в научном и мифологическом ключе. М., 1989.

3.     Быстрова А.Н. Мир культуры /Основы культурологии/. М., Новосибирск, 2000.

4.     Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

5.     Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М., 1990.

6.     Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

7.     Исилькуль – на Транссибирской магистрали. Очерки истории города и района. /Колесников А.Д., Машкарин М.И. и др. Омск, 1995.

8.     Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996.

9.     Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

10.Колесников А.Д. Омская пашня. Омск, 1999.

11.Культурология XXвек: Энциклопедия Т. 1. А – Л /Гл. ред. С.Я. Левит – СПб. 1998.

12.Культура. Социум. Творчество: Материалы Всероссийской научной конференции и V-го всероссийского научно-практического семинара «Досуг. Творчество. Культура». /отв. ред. М.А. Жигунова, Н.А. Томилов, Н.Ф. Хилько. – Омск, 2002.

13.Культурология: Учеб. пособие для вузов /А.И. Кравченко. – М., 2001.

14.Культурология в вопросах и ответах. Учеб. пособие. Ростов – на – Дону.  1997.

15.Культурология /А.А. Радугин. – М., 1996.

16.Культурология. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1995.

17.Культурология. История мировой культуры. /А.Н. Маркова. М., 1998.

18.Круглова Л.К. Дефицит культуры: пути преодоления. М., 1992.

19.Локшин В.Л. Берега культуры. Сборник статей. М., 1994.

20.Межуев В.М. Культура как проблема философии. Культура, человек и картина мира. М., 1987.

21.Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М., 2000.

22.Народная культура Сибири: Учеб. пособ. /Отв. ред. Н.А. Томилов, Н.Ф.Хилько – Омск, 2002.

23.Немцы. Россия. Сибирь: Сб. статей. /Гл. ред. П.П. Вибе. Омск, 1997.

24.Огни Исилькуля; сборник – Омск, 1998.

25.От Урала до Енисея /народы Западной и Средней Сибири/. Кн. 1. Томск, 1995.

26.Полещук В.И. Культурология. М., 1999.

27.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997.

28. Российские немцы. Политика, культура, образование. – М., 1997.

29.Русская культура и мир: тезисы докладов участников IIмеждународной научной конференции. Нижний Новгород, 1994.

30.Силивесторов В.В. Культура. Деятельность. Общение. – М., 1998.

31.Скворцова Е.М. Теория и история культуры. -  М., 1999.

32.Смезлер Н. Социология. Пер. с англ. -  М., 1994.

33. Социология культуры: Учебное пособие. – М., 1996.

34.Соколов К.Б. Методологические аспекты определения показателей развития культуры. – М., 1991.

35.Тадемосян Э.В. Социология: Учебное пособие. – М., 1998.

36.Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI— начале XXвеков. — Новосибирск, 1992.

37.Хлеб Прииртышья /состав. Мороз А.Н. — Омск, 1999.

38.Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов-на-Дону, 1997.

39.Шихатов И.П. На государевой службе. – Омск, 2002.

              Список источников и периодическая печать.

1.     Гайнулина Ф.С. С опорой на регионы // Клуб. – 2001. — № 10.

2.     Гераськин А. Сохранить культуру – святая обязанность. // Российская газета. – 1997.

3.     Гензель Г.Р. Встречи в «долине надежды» //Знамя. – 1994. – 15 июня.

4.     Он же. Научи нас, Матерь света! //Знамя. – 1998. – 6 мая.

5.     Он же. За землёй и волей. //Знамя. – 1999. – 8 сентября.

6.     Гернер А.М. Совместно мы решим свои проблемы. О национально-культурном объединении российских немцев. //Знамя. – 1998. –                 3 февраля.

7.     Гернер А.М. Немецкая культура возрождается. //Знамя. – 1999. – 20 августа.

8.     Гончарова И.А. Традициям казачества жить? //Знамя. – 2001. – 9 декабря.

9.     Информационный бюллетень. Вестник Дома Дружбы. /Родная земля. Омск, 2000. — № 10.

10.Там же. Мы — сибирские украинцы.  Омск, 2000. — № 7.

11.Там же. Россия была, есть и будет…  Омск, 2000. — № 8-9.

12.Там же. Да будет дружба искренней и честной – и все дурные чувства замолчат. Омск, 2000. — № 12.

13.Там же. Урпак уни – Голос поколений. Омск, 2002. — № 1.

14.Кабахидзе М.Б. Творчество – потребность души. //Встреча. Культурно-просвет. работа. – 2001. — № 11.

15.Костецкая Г.Д. Фестиваль «Душа России». //Знамя. – 2001. – 5 июля.

16. Колосович Т.С. Былое не развеется, как дым. //Знамя. – 2003. – 8 апреля.

17.Лавриненко Н.С. Куда подевалась великая сила искусства? //Знамя. – 1997. – 26 августа.

18.Малькова О.М. Национальные традиции возрождаются. //Знамя. – 1999. – 29 июня.

19.Нас объединяет культура. //Клуб. – 2002. № 3.

20.Пресс – бюллетень. Всероссийский фестиваль русской культуры «Душа России». Омск, комитет по культуре и искусству администрации Омской области, 1995.

21.Темиров С. Диалог культур. //Жизнь национальностей. – 1999. — № 4.

22.Темиров У. Национальный вопрос. Этнонациональные, этнополитические, юридические отношения. //Жизнь национальностей. – 2000. — № 3 – 4.

23.Тупицина Г.Ф. Не прервётся связь времён. //Знамя. – 2000. – 27 апреля.

24.Она же. О декаде славянской культуры. //Знамя. – 2001. – 14 августа.

25.Турянский И. Фестиваль продолжается. //Омский вестник. – 1994. –       30 августа.

26.Чижов В. Не случайные занятия. //Встреча. – 1998. — № 9.

27.Шарипов Е.С. Каскатские артисты покорили омичей. //Знамя. – 1998. – 7апреля.

--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.