Реферат по предмету "История"


Особенности развития России в начале ХХ века

План
Введение
1.Особенности социального развития России в конце XIX – начале ХХ века
1.1 Территория
1.2      Население
2.Особенности экономического развития России в конце XIX – начале ХХ века
2.1 Промышленность
2.2 Сельское хозяйство
3. Особенности политического развития России в конце XIX – начале ХХ вв.
3.1 Государственный строй
3.2 Российская дипломатия
3.3 Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
3.4 Революция 1905 – 1907 гг.
3.5 Государственная дума
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В своей работе япостараюсь осветить особенности развития России на рубеже XIX – XX вв., а также разобраться в причинах, которые толкнулиимперию на путь революций. Ведь именно в этот временной отрезок закладывалсяфундамент будущих потрясений. Не будь Кровавого Воскресенья, Цусимы, Мукдена,будь приведены в действия все реформы Столыпина, возможно история потекла бы посовсем иному руслу. Кроме того, развитие России на рубеже веков имело рядинтересных особенностей во всех сферах жизни: бурно развивались промышленностьи сельское хозяйство, урбанизация набирала обороты, появились Государственнаядума и политические партии. В это же время в стране формируются новые классы:буржуазия и пролетариат, которые так же ещё скажут своё веское слово в истории.В конце 19 века в России появляются первые крупные монополии, происходитстабилизация рубля (отныне его принимают во всех банках мира). Всё этопозволило России вплотную приблизиться к западным странам в сфере экономики.Появление Думы означало, что самодержавие готово идти на компромиссы и вбудущем возможно появление конституции. Правда, надежды не оправдались, Думастала фактически лишь законосовещательным органом. Тем не менее, сам факт того,что власть, пусть и на бумаге, отказалась от части полномочий — заслуживаетвнимания. Также в работе будут рассмотрены революция 1905 года иРусско-японская война, так как влияние этих событий на дальнейшее развитиеРоссии очевидно.

1.Особенности социальногоразвития России в конце XIX — начале XX века
1.1 Территория
К концу XIX – началу XX вв. Россия, на протяжении столетий неудержимо расширявшаясвои пределы, достигла грандиозных размеров. Общая площадь территорииРоссийской империи составила более 19 млн. кв. км, т. е. около 1/6 части сушиземного шара. Границы её простирались от польских земель по реке Висла назападе до Тихоокеанского побережья на востоке, от берегов Северного Ледовитогоокеана на севере до гор Памира на юге. Такая огромная территория отличаласьчрезвычайным разнообразием почвенных и климатических условий. И прежде всегоэто влияло на сельское хозяйство, которым в то время занималась основная массажителей Российской империи (более 80%). На территории страны возделывалисьсамые различные культуры: Европейская часть России была покрыта бескрайнимиполями пшеницы, ржи, овса; Закавказье, Бессарабия и Крым славились своимисадами и виноградниками; Средняя Азия поставляла хлопок и шёлк.
Однако значительная частьроссийской территории не поддавалась сельскохозяйственному освоению – этокасалось прежде всего Сибири. Резко континентальный климат, с жарким, нередкозасушливым летом и суровыми зимами, вечная мерзлота, охватывающая значительнуючасть почв, густые, таёжные леса.
На обширных пространствахРоссийской империи залегало множество полезных ископаемых. В конце XIX – начале XX вв. их добыча держалась на «трёх китах»: золоте,железной руде и каменном угле. В 1891 г. общая производительность горныхпромыслов в России оценивалась в 131 млн. рублей, причём из них: золотадобывалось на 45млн. рублей, чугуна на 42 млн. рублей, каменного угля на 20млн. рублей. Постоянный рост добычи железной руды и каменного угля был связан сбурным промышленным подъёмом 90-х гг. XIX в. Раньше на протяжении почти двух столетий львиную долю полезныхископаемых поставлял Урал. Однако в конце века определяющее значение начинаетприобретать Донецкий район на юге Российской империи – здесь в конце XIX в. выплавлялось около 50% чугуна идобывалось более 90% каменного угля. Промышленным подъёмом предопределялся ирезкий рост добычи нефти на Бакинских промыслах (на 31 млн. рублей в 1895 г.против 8 млн. рублей в 1891 г.). К началу XX в. Россия по добыче нефти вышла на первое место в мире.
1.2 Население
По данным переписи 1897г., население Российской империи составило 128 924 289 человек. Оно расселялоськрайне неравномерно. Это зависело от природных особенностей того или иногорегиона и его исторической судьбы. Наибольшая плотность населения была в самойзападной части империи, в царстве Польском. Здесь проживало около 85 человек накв. км. (всего около 9,5 млн.). Регионом с самой малой плотностью населениявсегда была Сибирь – О,5 человека на кв. км (всего более 5,7 млн.). Примерноодинаковой была плотность населения в Европейской части России и на Кавказе –около 22 человек на кв. км (94 млн. и 9,2 млн.). В Финляндии проживало около 9человек на кв. км (всего 2,5 млн.) и в Средней Азии – 2,5 человека на кв. км(всего 7,7 млн.).
В Российской империи быласамая высокая рождаемость в Европе – на каждую тысячу жителей рождалось всреднем около 46 человек в год (в развитых европейских государствах – от 21 до44). В то же время в России была и самая высокая смертность – порядка 35человек в год на 1000 жителей (в Европе – от 17 до 24). Происходило это преждевсего потому, что подавляющее большинство населения жило в деревнях, гдепрактически отсутствовала медицинская помощь. В целом динамика роста населенияв Российской империи была исключительно высока. За два столетия общаячисленность населения возросла без малого в десять раз (с 14 млн. вцарствование Петра I), причёмрешающую роль сыграл именно прирост коренных жителей, а не присоединение новыхтерриторий. В этом отношении Россия была на одном из первых мест в мире,уступая только США.
О серьёзных переменах,происходящих в конце XIX в.свидетельствует бурный рост городского населения. По данным переписи 1897 г., вгородах проживало более 17 млн. человек или, более 13 % всего населения империи(по сравнению с 60 – ми гг. XIX в.городское население выросло в два раза). При этом население обеих столиц — Петербурга и Москвы – превысило 1 млн. человек. Многие города (Москва, Харьков,Николаев, Екатеринбург и др.) приобретали всё более промышленный облик. Однако,невзирая на эти заметные перемены, Россия оставалась аграрной страной.
Несмотря намногонациональный характер Российской империи, на протяжении столетий вбиравшейв себя всё новые и новые народы, в ней и к началу XX в. сохранилось значительное преобладание русского населения– 72,5 % (для сравнения: финны составляли 6,8 % всего населения империи,примерно столько же поляки, литовцы – 4%, евреи – 3,5 %, татары – 2 %). В ещёбольшей степени это касалось вероисповедания: православных в России было около84%, католиков – 5,4%, мусульман – около 3,5 %, иудаистов – 3%. Народы,проживавшие вблизи границ империи и представлявшие собой компактные, сплочённыеобщности со своими традициями, обычаями, культурой, языком (поляки, финны,литовцы и др.), всё в большей степени проявляли стремление создатьсамостоятельные государства. К концу XIX – началу XX вв. проблема «окраинРоссии» обострилась.

2.Особенности экономическогоразвития России в конце XIX –начале XX века
2.1 Промышленность
В последнее десятилетие XIX в. экономическое развитие Россиихарактеризовалось мощным промышленным подъёмом. Именно в это время наряду состарыми промышленными регионам (Уралом, Центральным, Северо-западным)оформляются новые – Южный (угольно – металлургический) и Бакинский (нефтяной).В этих районах промышленность развивалась особо быстрыми темпами. Благодаря имв стране создаётся новая мощная топливная база. На её основе формировалась итяжёлая промышленность: увеличивается в три раза по сравнению с предыдущимдесятилетием производство чёрных металлов, что позволило России почти полностьюотказаться от импорта металла. В три раза возрастает объём машиностроения.Промышленный подъём в России благотворно сказался на жизни всех слоёв общества.Английский учёный П. Гетрелл образно заметил: «Ясно, что в среднем в 1914г. подданные царя питались и одевались значительно лучше, чем ихнепосредственные предшественники».
Однако, несмотря на этизаметные перемены, Россия отставала в сфере промышленного производства отведущих буржуазных держав. При самых высоких темпах развития в мире в Россиисохранялась низкая производительность труда. Кроме того, Россия была беднакапиталами. Её внешнеторговые обороты заметно уступали оборотам ведущих держав.Перед правительством России со всей остротой встала проблема привлеченияиностранных капиталов. В 1895 г. С.Ю. Витте доказывал министрам и императору,что «без содействия чужеземных капиталов мы не имеем возможностииспользовать естественные богатства, которыми столь щедро наделены некоторыеместности нашей обширной родины».
Империя, с еёнеисчерпаемыми запасами сырья и дешёвой рабочей силой, чрезвычайно привлекалазападноевропейскую буржуазию. В конце XIX – начале XX вв. вгорнодобывающей, металлообрабатывающей и машиностроительной отрасляхиностранные денежные вложения превышали российские.
Российские рабочие в товремя оставались самыми низкооплачиваемыми в Европе и легче своих коллег воФранции или Германии поддавались на революционную агитацию.
Российская буржуазияоказалась в большой зависимости от государственной власти. В конце XIX – начале XX вв. создаются особые государственные органы – «Совещанияпо судостроительству», «Съезд по делам прямых сообщений» идругие, с помощью которых правительство, действуя в тесном контакте спредставителями крупных монополий, регулировало производство. Через эти органыраспределялись государственные заказы, предоставлялись льготы, денежные займы ит.д. Всё большее значение в регулировании производства приобретает в это времяи Государственный банк, оказавший мощную финансовую поддержку теммонополистическим объединениям, в чьей деятельности было заинтересованоправительство.
В результате у крупнойбуржуазии складывается двойственное отношение к монархическому строю. С однойстороны, буржуазия, всё больше ощущая свою экономическую мощь, начиналастремиться к политической власти и таким образом оказывалась в оппозиции кимператору. С другой стороны, постоянная финансовая поддержка буржуазииправительством и государственные заказы делали эту оппозицию достаточно слабой.И всё – таки русская буржуазия уже не была «служанкой» аристократии.Ещё Ф. М. Достоевский в 70 – е гг. XIX века заметил, что «прежние рамки прежнего купца вдруг страшнораздвигаются в наше время. С ними вдруг роднится европейский спекулянт, на Русиещё прежде неведомый, и биржевой игрок…Современному купцу уже не надозаполучать к себе на обед „особу“ и давать её балы; он уже роднится ибратается с особой на бирже, в акционерном собрании… он уже теперь сам лицо,сам особа».
В новых промышленныхрайонах стало появляться всё больше грандиозных промышленных предприятий, накоторых работали тысячи рабочих. Этот процесс называется концентрациейпроизводства. Он происходил в России в сжатые сроки и более быстрыми темпами,чем в какой – либо другой стране, и открывал путь для образования монополий,т.е. таких крупных предприятий, у владельцев которых появляется возможностьустановить контроль над рынком и диктовать свои условия в отдельных отрасляхпроизводства, обеспечивая себе тем самым максимальные прибыли. Для этого имнужно было лишь договориться между собой о том, сколько произвести продукции икакую цену на неё назначить.
Монополии появляются вРоссии в 80 – 90 – х гг. XIX в.Одной из первых монополий, например, стало объединение сахарозаводчиков. И всёже подобные процессы были наиболее характерны для отраслей тяжёлойпромышленности. «Союз вагоностроительных заводов» вобрал в себя почтивсе крупные предприятия страны по производству подвижного состава для железныхдорог. В нефтяной промышленности возникает «Союз бакинскихкеросинозаводчиков» и «Союз семи фирм», почти монополизировавшихпроизводство и продажу нефти. Однако, как считает современный исследовательэкономики России начала XX в.В.Я. Лаверычев, «монополистические союзы, банковские монополии, системагосударственно – монополистического капитализма в предреволюционной России недостигали такой степени зрелости, которая была характерна для ведущих капиталистическихстран».
Параллельно концентрациипромышленного производства в России, как и во всём мире, происходилаконцентрация банковского капитала. В ходе ожесточённой борьбы за господство вэтой сфере, стоившей независимости существования многим мелким провинциальнымбанкам, к началу XX в. выделяетсятак называемая «большая пятёрка» — группа петербургских банков, надолю которых приходилась почти половина всех денежных ресурсов.
90-е годы XIX в. – время интенсивногожелезнодорожного строительства. Наряду с прокладкой новых железнодорожных путейв промышленных районах в этот период всё большее значение приобретаетрасширение сети железных дорог на окраинах империи: в Белоруссии и Прибалтике,на русском Севере, в Закавказье и Средней Азии. В 90 – х гг. XIX в. начинается строительство самойграндиозной в мире Транссибирской магистрали протяжённостью в 7 тыс. вёрст.
В XX век Россия вступила, имея вторую попротяжённости железнодорожную сеть (после США), причём почти половина её былапостроена в 90 – х гг. предыдущего столетия. Инициатором железнодорожногостроительства в стране являлось само правительство, осознавшее необходимостьжелезных дорог для России. «В царствование императора Александра III, — писал министр финансов и путейсообщений того времени С.Ю. Витте, — установилась твёрдая идея огосударственном значении железных дорог…сделался полный переворот вжелезнодорожном деле как с точки зрения практической, так и теоретической».
Железнодорожноестроительство, налаживавшее бесперебойные транспортные связи между различнымирегионами, чрезвычайно способствовало промышленному развитию страны в целом.
2.2 Сельское хозяйство
Крестьянская реформа 1861 г. сохранила за помещикамизначительную часть их земель – как правило, лучшую – и тем самым обрекла массукрестьян на малоземелье. Скудные крестьянские наделы были к тому же обложеныразнообразными платежами в пользу государства. Крестьянская община, котораяподдерживалась правительством, сковывала предприимчивость своих членов. Лишьмалая часть крестьян смогла перестроить своё хозяйство на новый лад.
Даже в урожайные годымногие крестьяне не доедали, поскольку им не удавалось собрать с небольшихнаделов достаточно зерна для пропитания своих семей. Наблюдения современников,материалы земской статистики и даже официальные, как правило, приукрашенныеданные о русской деревне конца XIX –начала XX вв. рисуют картину хроническойнищеты.
Крестьяне вынуждены былипостоянно брать у помещиков хлеб в долг, а землю в пользование. Расплачиватьсяже приходилось своим трудом – отработками. Таким образом, если раньше крестьянеработали на помещика потому, что были крепостными, то теперь им приходилось этоделать из-за нужды, голода и нехватки собственной земли. Без коренногоизменения права собственности на землю в деревне Россия не могла развиватьсядальше.
Это было очевидным и дляправящих кругов. Крупнейший государственный деятель России того времени С.Ю.Витте так писал о положении крестьян в общине: «Как может человек проявитьи развивать не только свой труд, но и инициативу в своём труде, когда он знает,что обрабатываемая им земля через некоторое время может быть заменена другой,что плоды его трудов будут делиться не на основании общих законов изавещательных прав, а по обычаю, когда он может быть ответственен за налоги, невнесённые другими». Однако далеко не все современники смотрели наземельный вопрос с такой точки зрения. «Какая чепуха! – писал Иван Бунин.– Был народ в 160 миллионов численностью, владевший шестой частью земного шара,и какой частью? – поистине сказочно богатой и со сказочной быстротойпроцветающей! – и вот этому народу сто лет долбили, что единственное егоспасение – это отнять у тысячи помещиков те десятины, которые и так не по дням,а по часам таяли в их руках!»
Тяжёлое положение всельском хозяйстве рано или поздно должно было оказать своё роковое воздействиена промышленное производство, связанное многими нитями. Например, чрезвычайнонизкий жизненный уровень крестьянства – порождал огромные трудности со сбытомпродукции, крестьянам просто не на что было покупать промышленные товары. В тоже время промышленность нуждалась в создании широкого слоя наёмных рабочих, акрестьянская община не давала окончательно разориться даже самым беднымземлевладельцам. В условиях постоянно углублявшегося противоречия междуинтересами промышленного производства и сельского хозяйства экономика Россиибыла чрезвычайно уязвима, подвержена различным кризисам и потрясениям.
Аграрный вопрос был однойиз наиболее болезненных проблем в России на рубеже веков. Политика правительствадо первой русской революции в целом была направлена на сохранение общины. Всоответствии с Положением 1861 г. после отмены крепостного права земляпередавалась не в частную собственность крестьян, а в собственность общины, гдепериодически происходили переделы земли. Без её согласия крестьянин не могпродать или заложить свой надел. Члены общины были связаны между собой круговойпорукой. Община была удобна в фискальных целях, её легче было подчинитьчиновникам, чем отдельные хозяйства. Кроме того, до определённого момента этаформа была удобна и для полиции.
Позиции сторонниковобщины в правительственном лагере в 90 – х гг. XIX в. были достаточно сильны. Обер-прокурор СвятейшегоСинода К.П. Победоносцев считал, что все пороки приходят вместе с отходом от «естественных»,исторически сложившихся форм социальной жизни, т.е. с разрушением общины.
Община рассматриваласькак гарантия социальной стабильности, обеспечивающая крестьянам, хотя бы вминимальной степени, главный и необходимый для них ресурс – землю. По словамЛ.В. Ходского, община «представляет сильный оплот против развитиябезземелья и пролетариата».
Однако вместе с тем вконце XIX – начале XX в. в среде правящей элиты росло влияние противников общины.Н.Х. Бунге – учёный-экономист, убеждённый сторонник частной собственности,министр финансов в 1881 – 1896 гг. выступал за переход от общины к «подворно-участковомуземлевладению». Его предложения – превращение крестьян в частныхземлевладельцев, организация Крестьянского банка и переселение крестьян насвободные земли – должны были способствовать переводу сельского хозяйства напуть интенсивной капиталистической модернизации, однако в целом не былиприняты.
С.Ю. Витте также неявлялся сторонником общины. Он вполне соглашался с утверждением, что община,уравнительное землепользование «убивает основной стимул всякойматериальной культуры».
После революции, вкоторой община стала организатором крестьянских выступлений, правые,рассматривавшие её прежде как основу самодержавия, были вынуждены признать, чтообщина «служит…необходимым элементом для обострения классовой борьбы».Наиболее известным противником общины в правящих кругах являлся П.А. Столыпин,с именем которого связаны реформы, направленные на её разрушение.
Единства по вопросу обобщине на рубеже веков не было и среди революционеров и либералов. Либеральныенародники являлись горячими сторонниками общины, так как видели в ней зародышсоциализма. «Легальные марксисты», а впоследствии – кадетырассматривали общину только как препятствие для социально-экономическогоразвития России.
Легальный марксист П.Б.Струве считал, что «бедность масс русского населения есть в гораздобольшей степени историческое наследие натурального хозяйства, чем продукткапиталистического развития». Кроме того, разорение крестьянских хозяйствприведёт к уменьшению земледельческого населения и росту числа рабочих, занятыхв промышленности. Этот процесс, по мнению «легальных марксистов»,следует приветствовать, так как «внешние условия, в которые современныйкапитализм ставит трудящиеся массы, развивают в них чувство активности,политический смысл, способность к коллективным действиям».
Народники приводили своиаргументы в защиту общины. Например, А.С. Посников – профессор московскогосельскохозяйственного института – в своей работе «Общинное землевладение»поставил целью доказать, что община не является препятствием для прогрессасельского хозяйства. По его мнению, переделы земли в общине являются благом,поскольку «обеспечивают право всякого, рождённого в общине, на равное сдругими количество земли». Посников решительно выступает за сохранениеобщины, так как только она «может служить основой правильного развитияистинного народного хозяйства», тогда как при частной собственности «возможнолишь процветание хозяйства определённой группы лиц и большая или меньшаязависимость одних членов общества от других».

3. Особенностиполитического развития России в конце XIX – начале XX вв.
3.1 Государственный строй
Российская империя кконцу XIX –началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял всевиды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорскиераспоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время властьцаря не была жёсткой диктатурой. Размышляя о русском самодержавии, писатель А.И.Солженицын отметил: «Самодержцы прошлых, религиозных веков при видимойнеограниченности власти ощущали свою ответственность перед Богом и собственнойсовестью».
Неограниченная властьмонарха опиралась на целую систему государственных учреждений, которая напротяжении XVIII – XIX вв. постепенно создавалась, отлаживалась иупорядочивалась по европейским образцам. Так, в своей законодательнойдеятельности император опирался на Государственный совет – высшийзаконосовещательный орган Российской империи. В нём должны были обсуждатьсяновые законопроекты, которые лишь после этого представлялись на утверждениеимператора. Соображения членов Государственного совета ни в коем случае несвязывали императора, они могли только облегчить ему принятие правильного решения.Во главе Совета стоял председатель, считавшийся высшим должностным лицомРоссийской империи. И он, и члены Совета назначались лично императором из числанаиболее заслуженных сановников (чаще всего из бывших министров).
Определяющую роль вуправлении страной играли министерства – центральные органы исполнительнойвласти. Вся реальная власть в каждом министерстве находилась в руках его главы,министра. Как и члены Госсовета, министры назначались лично государем и неслиперед ним всю полноту ответственности за порученную работу. К концу XIX – началу XX вв. в России существовало девять министерств, достаточночётко поделивших между собой основные сферы государственной деятельности:Министерство внутренних дел, Военное министерство, Морское министерство, Министерствоиностранных дел, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов,Министерство народного просвещения, Министерство путей сообщений и Министерствоюстиции. Для согласования деятельности между отдельными министерствами, а такжедля решения общих вопросов правительственной политики существовал Комитетминистров. Он был совещательным учреждением, докладывавшим своё мнениегосударю. Последнее слово и здесь оставалось за императором.
Важную роль в системегосударственных учреждений Российской империи играл Сенат, состоявший из десятидепартаментов. Первый департамент осуществлял административный надзор задеятельностью местных и центральных органов управления, рассматривал жалобы надействия должностных лиц, проводил ревизии. Остальные же девять департаментовбыли высшими апелляционными инстанциями по гражданским и уголовным делам(каждый для своей группы губерний), в них подданные подавали жалобы на местныесудебные инстанции. Таким образом, Сенат в целом являлся контрольным органомдля административных и судебных учреждений.
В своей деятельностицентральные органы управления опирались на местные губернские и уездные,составляя с ними единую систему. Главным представителем власти на местах былгубернатор, ему подчинялись чиновники губернского правления. Кроме того,губернатору подчинялись полицейские силы, которые в губернских городахвозглавлялись полицмейстерами, а в уездных – городничими. Эта системауправления отличалась цельностью. Даже выдвигаемые уездным дворянствомкапитаны-исправники были не более чем выборными чиновниками. Все же прочиедолжностные лица системы управления назначались сверху, увольнялись сверху исоответственно, отчитывались перед вышестоящими инстанциями. В начале XX в. эмигрант Сергей Ольденбург писал,что «царская власть имела в своём распоряжении послушный и стройноорганизованный государственный аппарат, прилаженный ко многим потребностямРоссийской империи. Этот аппарат создавался веками, от московских приказов, иво многом достиг своего совершенства». В то же время недостатки этойсистемы были ясны даже самым убеждённым монархистам. Крайне правый эмигрантскийпублицист Иван Солоневич отмечал: «Начальственно-бюрократическая система встрашной степени тормозила всякое проявление национальной инициативы. И еслиРоссия показывала невиданный экономический рост, то это происходило неблагодаря бюрократии, а несмотря на бюрократию».
Во второй половине XIX в. в России были заложены основыпринципиально иной системы управления. В 1864 г. в ходе земской реформыпоявились органы местного самоуправления на двух территориальных уровнях – вуездах и губерниях. Уездные земские собрания избирались раз в три годанаселением уезда, губернские – формировались из представителей, выдвинутых науездных собраниях. Функции земств были многообразны. В их ведении находилисьместное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Однако всемиэтими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии.Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не толькорешать, но даже ставить на обсуждение.
В конце XIX – начале XX вв. в русском обществе постоянно жили надежды на то, чтоправительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройствегосударственного строя России. От души приветствуя реформу, либеральнонастроенные деятели тешили себя мечтой об учреждении на земской основевсероссийского представительного органа, что было бы реальным движением отсамодержавной монархии к конституционной. Однако эти надежды оказалисьиллюзией. Знавший положение России на рубеже веков едва ли не лучше всех встране, С. Ю. Витте писал: «Российская империя чрезвычайно богатаприродой, хотя значение этого богатства в довольно серьёзной степени умаляетсянеумеренностью климата во многих её частях. Она весьма слаба капиталами,накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывнымивойнами…Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей иинтеллектуальным, так как русский человек даровитый, здравый, богобоязненный».
3.2 Российская дипломатияконца XIX – начала XX вв.
В 1894 г. Россия вступилав новое царствование. Молодой император, по всеобщему признанию не способныйправить огромной державой, остался после смерти своего отца один на один сгрузом проблем. Были среди них и те, что могли решиться внутри страны по одномужеланию царя. Александр IIIвольно или невольно на долгие годы предопределил действия на международнойарене своего сына и наследника.
Европейская политикаконца XIX в. отличалась редкойпротиворечивостью. Мир был уже поделён на сферы влияния между могущественнымидержавами, такими как Франция и Англия. Бурно развивающиеся страны, в первуюочередь Германия и Япония, также стремились получить «кусок пирога» — зависимые и контролируемые территории, чтобы вывозить свои товары и найтидешёвую рабочую силу. На пороге XX в.Россия как бы принадлежала к обоим этим лагерям. По площади колониальныхвладений она занимала второе место в мире после Англии. Cибирь, Средняя Азия и Казахстанпрактически не были освоены в промышленном отношении, здесь имелось достаточноместа для создания новых рынков, находились богатые залежи полезных ископаемых:угля, нефти, золота и различных руд. Однако малая населённость этих земельявлялась серьёзным препятствием для их освоения, вывозимые Россией товарыпросто некому было покупать.
Между тем промышленноепроизводство в самой России быстро росло, ему требовались новые рынки сбыта.Поэтому Российская империя, подобно Германии и Японии, была заинтересована впеределе колониальных владений старых мировых держав…Русская внешнеполитическаялиния в конце XIX – начале XX вв. постоянно колебалась между двумя возможными союзниками –Германией и Францией, а в их лице между миром старых колониальных держав имолодыми, ещё только набирающими силу государствами.
В начале 90 – х гг. XIX в. Россия завязала тесныеполитические отношения с Францией, а в 1893 г. заключила с ней союзный договор.В то время ещё никто не знал, что русско-французский союз сыграет в судьбероссийского самодержавия решающую роль. В 1906 г. в Англии победу на выбораходержала либеральная партия, находившаяся под сильным влиянием Франции. Новоеправительство Великобритании ощущало всю силу германского проникновения в своитрадиционные сферы интересов на Востоке, поэтому оно склонно было искать новыхсоюзников. Старое противостояние с Россией Лондон не считал таким опасным, какстолкновение с Германией. Поэтому уже летом 1906 г. начались русско-английскиепереговоры, завершившиеся 18 августа 1907 г. подписанием соглашения. Оносыграло важную роль в мировой политике. Теперь ведущие страны разделились надва противоборствующих лагеря: Тройственный союз, который объединял Германию,Австро-Венгрию и Италию, и Антанту, которую составляли Россия, Англия иФранция. Заключив соглашение с Англией, Россия окончательно сделала свой выборна международной арене. Когда кайзер Германии Вильгельм II выслушал доклад канцлера Бернгарда фонБюлова о последствиях англо-русского договора, он заметил: «Совершенноверно. И станет нам в Европе ещё неуютней, чем до сих пор».
Через несколько лет,связанная союзническими обязательствами, Россия вынуждена была вступить ввойну, которая привела к падению российской монархии и страшным революционнымпотрясениям.
3.3 Русско-японская война1904 – 1905 годов
На рубеже XIX – XX вв. модернизация в экономической, политической и социальнойобластях проходила в условиях сохранения пережитков крепостного строя –помещичьего землевладения. Развитие же промышленного производствасопровождалось активизацией рабочего движения и волнениями. По мнению министравнутренних дел Плеве разрядить обстановку могла бы «маленькая победоноснаявойна». Такой войной поначалу представлялся конфликт с Японией. Военныедействия начались в 1904 г. нападением японцев на русскую эскадру у крепостиПорт-Артур. Героическая оборона этой крепости продолжалась 157 дней, но силыбыли явно не равны и в итоге японцы отпраздновали успех. Сухопутные сражениятакже были неудачными для России, финальным же аккордом стал разгром русскойэскадры под Цусимой. После этого Россия стала искать мира с Японией. Японцытоже «не горели желанием» продолжать войну и в итоге 23 августа 1905г. в Портсмуте (США) был подписан мирный договор. Россия уступила Японии южнуючасть Сахалина, разрешила ей бесконтрольный рыболовный промысел в российскихводах, заплатила за содержание русских пленных, отдала японцам Порт-Артур иДальний и признала Корею и Южную Манчьжурию сферой влияния Японии. Поражение вэтой войне сильно повлияло на политическую обстановку в стране и сталокатализатором активизации революционной деятельности.

3.4 Революция 1905 – 1907годов
Началом революции послужили события Кровавоговоскресенья 9 января 1905 г. Результатом явилось нанесение колоссального ущербарепутации царя. За событиями в Петербурге последовали волнения в другихрегионах страны. Самым знаменитым было восстание на броненосце «Потёмкин».Правительство отреагировало на выступление народных масс объявлением оподготовке к созыву Государственной думы. Однако революция продолжаланарастать. В октябре 1905 г. вспыхнула Всероссийская политическая забастовка.Попытки подавить её силой не увенчались успехом, тогда царь был вынужденопубликовать манифест 17 октября, который явился началом реформыгосударственного строя страны. Однако левые радикалы продолжали курс нареволюционное выступление против самодержавия. Апогеем стало декабрьскоевосстание в Москве. Руководили восстанием революционные партии: эсеры и эсдеки.Но к концу 1905 г. стало ясно, что революция идёт на убыль. Главную роль вотносительной стабилизации положения в стране в 1906 г. сыграли надеждынаселения на «российский парламент» — Государственную думу. СозывДумы, введение, хоть и с определёнными ограничениями, политических свободзаметно изменили обстановку в стране. Этот шаг императорской власти положилконец первой русской революции. Желая избежать нового революционного взрыва,правительство вынуждено было искать путь к решению наболевших вопросов — преждевсего аграрного.
Одолеть революцию правительству удалось благодарятой двойственной политике, которую оно начало проводить с октября 1905 г. Содной стороны, оно не отказывалось от карательных мер по отношению к своимполитическим противникам, более того, С.Ю. Витте, возглавивший правительствопосле 17 октября 1905 г., сумел придать этим мерам невиданные прежде размах идейственность. Но с другой стороны, правительство Витте умело сбивалореволюционную волну осторожными реформами. В декабре 1905 г. был принят закон,призванный регулировать рабочее движение: противозаконными признавалисьзабастовки государственных служащих, служащих общественных учреждений, а такжерабочих предприятий, «жизненно важных для экономики страны». Занарушение этих запретов рабочих активистов ждали продолжительные срокитюремного заключения. В феврале 1906 г. был принят закон, который ограничивалсвободу слова и печати; в соответствии с ним любое лицо, ведущее «антиправительственнуюпропаганду», должно быть подвергнуто полицейским преследованиям. В марте1906 г. было разрешено создание профсоюзных организаций. Однако профсоюзы приэтом попадали под полный контроль местной администрации; им запрещалосьпринимать какое бы то ни было участие в организации стачек, объединяться потерриториальному принципу, т.е. создавать сколько-нибудь значительныеорганизации. Более серьёзно правительство Витте попыталось подойти к решениюаграрного вопроса. Один из ближайших сотрудников главы правительства – Н. Н.Кутлер разработал проект частичной конфискации помещичьих земель в пользукрестьян с выплатой помещикам «справедливого вознаграждения». Однакопо мере того как страх помещиков перед крестьянскими волнениями утихал, они всёрезче выступали против каких бы то ни было принципиальных перемен в аграрнойсфере. Их точку зрения вполне разделял сам Николай II,написавший на полях кулеровского проекта: «Частная собственность должнаоставаться неприкосновенной» — и тем самым похоронивший его.
3.5 Государственная дума
18 февраля 1905 г. Николай IIиздал рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина. В нём Булыгинупоручалось разработать проект закона о новом государственном учреждении,которое и составили бы «избранные от населения люди». 23 мая этотпроект был представлен Совету Министров. 19 – 26 июля вопрос о Государственнойдуме (так было названо новое учреждение в проекте Булыгина) обсуждали наспециальном совещании под председательством императора высшие чиновники России.Наконец 6 августа Николай II утвердил «УчреждениеГосударственной думы» и «Положение о выборах в государственную думу»- документы, устанавливавшие порядок работы общероссийского выборного органавласти. Функции Государственной думы были законосовещательными, т.е. еёдепутаты могли участвовать только в обсуждении проектов законов, их мнение неиграло решающей роли при его утверждении. Ожидания либеральной общественности,надеявшейся на создание в России парламента, не оправдались. Дума, названная внароде «булыгинской», оказалась лишь куцым подобием парламента.Однако детище Булыгина так и не появилось на свет. Когда осенью 1905 г.положение в стране стало угрожающим, Николай II вманифесте 17 октября вынужден был обещать созыв уже не законосовещательной, азаконодательной Думы. Таким образом, принцип неограниченности самодержавия былнарушен. Россия становилась страной парламентской.
11 декабря 1905 г. был утверждён избирательныйзакон. В соответствии с ним устанавливалась очень сложная система выборов вГосударственную думу. Все избиратели (в их число не включались женщины, военныеи городская беднота) делились на курии – особые группы, принадлежность ккоторым определялась в зависимости от имущественного и сословного положения. Вобщей сложности насчитывалось четыре курии: рабочая, крестьянская, городская иземлевладельческая. Каждая курия получала право избирать в Думу определённоечисло депутатов; больше всего депутатов могла выдвинуть курия землевладельцев.20 февраля 1906 г. было принято «Учреждение Государственной думы» — документ, который устанавливал порядок её работы. Согласно ему, Дума созываласьна пять лет, причём император обладал правом распустить её досрочно и назначитьновые выборы. Дума могла принимать законы, государственный бюджет, утверждатьштаты государственных учреждений.
I Государственная думаначала работу 27 апреля 1906 г. В этот день депутатов принял в Зимнем дворцесам император. Никогда прежде за полтора столетия своего существования главныйдворец России не знал такого приёма. Один из его участников вспоминал позднее: «Тами сям можно было видеть группы провинциальных адвокатов и докторов, одетых всюртуки, и только изредка среди них можно было заметить мундир. Но над этимибуржуазными костюмами доминировало простое платье – крестьянские кафтаны ирабочие блузы… Здесь старый генерал, там бюрократ, поседевший на службе, струдом сдерживали гнев, наблюдая вторжение в священные залы Зимнего дворца этихновых людей». С речью к собравшимся обратился Николай II.Ликованию либералов не было предела: из уст самого государя прозвучало слово «конституция».Незадолго до открытия заседаний Думы чиновник А.Ф. Трепов был специальнокомандирован в Европу для того, чтобы разузнать порядок работы парламентов. Заобразец был принят парламент Франции. Депутаты рассаживались в зале всоответствии со своей политической принадлежностью: чем консервативнее былдепутат, тем ближе к правой от председателя стороне он выбирал себе место.Отсюда и пошла традиция именовать консерваторов «правыми». Это далоповод одному из наиболее консервативных депутатов В.М. Пуришкевичу как–тозаявить, что правее него только стена. На левом краю размещалисьдепутаты-радикалы: социал-демократы и эсеры. Для поддержания порядка в залеприсутствовал думский пристав, который по требованию председателя выводил стрибуны или из зала чересчур разошедшихся депутатов. Однако когда началасьпрактическая работа, надежды либеральных депутатов на соблюдениеконституционных прав очень быстро растаяли. Правительство сразу же показало,что не намерено относиться к думе как к равноправному партнёру. Оно вносило наеё обсуждение законы, абсолютно никакой роли не игравшие в жизни страны. Вответ на это Дума потребовала у правительства предоставить для обсуждениядепутатам острейший аграрный вопрос. В то же время председателем Думы депутатыизбрали известнейшего либерала профессора Московского университета С.А.Муромцева. Сбылись худшие опасения императора – состав Думы оказался не готов ксотрудничеству с монархией. Это и предопределило судьбу IДумы: 8 июля 1906 г. был опубликован указ о её роспуске.
В начале 1907 г. проводились выборы во II Думу. Всё более заметный спад революционного движенияпозволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительствосумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена Думы из518 составили её правую часть. И хотя кадеты потеряли большое число мест, затолевые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики – увеличили свои ряды. Скорыйроспуск II Государственной думы стал очевидным ещё доначала её работы. Националист В.В. Шульгин вспоминал, что желанием скорейшегороспуска II Думы горели большинство правых депутатов.Именно во II Думе произнёс свои знаменитые речи новыйпремьер-министр П.А. Столыпин. 10 мая 1907 г. выступая с проектом аграрнойреформы, он сказал о левых депутатах: «Противникам государственностихотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от историческогопрошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великиепотрясения, нам нужна великая Россия!». Вскоре представился и повод дляразгона Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые членысоциал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тутже обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена.
Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый законо выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменялась в пользу представителейнаиболее состоятельных слоёв общества: помещиков, промышленников, торговцев. III Государственная дума состояла главным образом изсторонников монархии и правительства. Из 442 депутатов было 146 правых и 154октябриста. Вместе эти фракции образовали большинство, необходимое для принятиярешений. Председателями III Думы стали октябристы,последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н. А.Хомяков, лидер октябристов и большой поклонник П.А. Столыпина – А. И. Гучков, атакже бывший кавалергард, екатеринославский помещик М.В. Родзянко. Теперьправительство опиралось в Думе на октябристов. В случае, если представленныйзаконопроект вызывал возражение кадетов, октябристы голосовали вместе справыми; реформаторские же проекты принимались большинством кадетов иоктябристов. Подобная правительственная политика лавирования между правыми илевыми фракциями Думы стала называться «третьеиюньской монархией».Состав Думы, в целом устраивавший правительство, обеспечил ей долгую жизнь. III Государственная дума проработала все отпущенные ейзаконом пять лет. В 1912 г. начал свою работу последний четвёртый созывГосударственной думы. Во время Первой мировой войны IVДума стала ареной ожесточённой войны либеральной оппозиции с правительством.Летом 1915 г. октябристы, кадеты и часть националистов образовали «Прогрессивныйблок», получивший в Думе большинство голосов. Главным его требованием былоформирование «правительства доверия», т.е. такого правительства,которому Дума оказала бы свою поддержку. Эти требования одобрили и некоторыечлены Государственного совета, и многие дворянские организации, и даже членыдома Романовых. Однако призывы либералов так и не были услышаны императором.Царь наотрез отказался от создания такого правительства. Февраль 1917 г.положил конец истории Государственной думы Российской империи. И хотя некоторыедепутаты всё ещё продолжали собираться вплоть до сентября 1917 г., когдаофициально истёк срок их полномочий, Дума исчезла с российского политическогонебосклона вместе с породившей её монархией.

Заключение
«Настанет день, когда печать молчания будетсорвана с уст этого народа, и изумлённому миру покажется, что наступило второевавилонское столпотворение. Свирепость, проявляемая обеими сторонами, говоритнам о том, какова будет развязка… Наши внуки, быть может, ещё не увидят взрыва.Однако уже сегодня можно предсказать его неизбежность». Эти словасказанные Маркизом де Кюстином о России в 1839 году стали пророческими. А рубежXIX и XX веков как раз предопределил грядущий крахимперии. Несмотря на локальные успехи в некоторых областях жизни, решить четыреосновных проблемы – конституционную, аграрную, взаимоотношения труда икапитала, правовое неравенство — не удалось, что в итоге и привело к известнымсобытиям. Кроме того, сейчас очень важно чтобы люди осознали те просчёты,которые допустили наши предки столетие назад, ибо история имеет свойствоповторяться.
«Наши дети, внуки не будут в состоянии дажепредставить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили,не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…»
И.А. Бунин.Окаянные дни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.        Энциклопедия ИсторияРоссии, т.5, ч.1- М.: «Аванта+», 1995
2.        Россия подскипетром Романовых 1613 – 1913. Московский филиал СП «Инсбрук», 1990
3.        Пособие поистории Отечества. М.: «Простор» 2005.
4.        Трехсотлетие домаРомановых. М: «Современник» 1991.
5.        История России сдревнейших времён до 1917 г. Под ред. Халтурина В. Ю. Иваново: 2003.
6. Личман Б.В. История России. Том 2. Екатеринбург: «Св-96»2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оцінки митної політики Російської імперії першої половини XIX ст. в українській історіографії 1920-1980-х pp.
Реферат Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания
Реферат Понятия и признаки юридического лица 2
Реферат Понятие административной юстиции
Реферат Анализ и оценка организации учета труда и заработной платы и их аудит
Реферат Современное развитие социологии труда
Реферат Организация статистического приёмочного контроля по альтернативному признаку
Реферат Понятие организованной преступности 2
Реферат Понятие занятости населения
Реферат Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
Реферат Понятие и признаки типологии права
Реферат Понятие юридического лица 3
Реферат Периодическая система элементов. Периоды, группы, подгруппы. Периодический закон и его обоснование
Реферат Проект разработки и принятия управленческого решения по эффективной организации маркетинговой
Реферат Can Plato Adequately Respond To Thrasymachus