Леонардо Да Винчи: титан Возрождения
Леонардо да Винчи (1452-1519) Милан, 1498
Тайная вечеря
Леонардо да Винчи завершил работу над Тайной вечерей, фреской, заказанной ему миланским монастырем Санта-Мария делле Грацие и начатой в 1495 г. Тайная вечеря принадлежит к самым известным произведениям мировой живописи. Художник изобразил момент, когда Христос говорит: “Один из вас предаст меня”. Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенно-спокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане. Чтобы медленно и тщательно работать над фреской, Леонардо использовал новую технику. Так как обычная техника требовала быстрой работы, Леонардо экспериментировал с темперой на основе казеина и яичного белка, нанося краску на загрунтованную клеем и гипсом стену трапезной. Однако новая техника оказалась ненадежной, и первые повреждения появились уже через 20 лет после написания Тайной вечери.
Флоренция, около 1503Джоконда Леонардо да Винчи завершил портрет Моны Лизы, по преданию, жены известного флорентийского вельможи Франческо дель Джокондо. Юная красавица воплощает гуманистический идеал женственности и красоты. Необычайная глубина и значительность сделали этот портрет своеобразным символом эпохи.
Леонардо — титан Возрождения.
В замке Клу около Амбуаза 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет умер Леонардо да Винчи, художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. В своей теории живописи Леонардо создал тесный сплав между искусством и наукой, рассматривая “познание” в одной плоскости с “видением”. Внебрачный сын богатого нотариуса, Леонардо в возрасте 15 лет поступил учеником к флорентийскому скульптору и живописцу Верроккьо. В 1472 г. он был принят в цех живописцев и работал во Флоренции до 1481 г. Уже в ранних работах проявилось его новаторство как художника. Он углубил психологическое содержание картины, разработал гармоническую композицию; первым стал передавать глубину пространства не только путем линейной перспективы, но и с помощью изображения самого воздуха, как бы обволакивающего предметы дымкой (“сфумато”, от итал. fumo — дым).
В 1482 г. Леонардо был приглашен к миланскому двору, где проработал вплоть до 1499 г. В течение двенадцати лет он работал над созданием эскизов для колоссальной конной статуи Франческо Сфорца. В Милане были созданы два произведения, которые прославили Леонардо как живописца: Мадонна в скалах и Тайная вечеря. 1500—1507 гг. Леонардо проводит в непрестанных переездах (Флоренция, Мантуя, Венеция, Милан, Рим). Много времени он посвящает изучению анатомии человека, сам проводит вскрытия трупов в морге госпиталя Санта Мария Нуова; кроме того он выступает в качестве консультанта по фортификации в свите Чезаре Борджа. Во Флоренции им были созданы такие шедевры, как Мона Лиза (Джоконда) и Св. Анна с Марией и младенцем Христом. В 1507 г. По приглашению французского наместника Шарля д'Амбуаза Леонардо переезжает в Милан, где наряду с живописью занимается архитектурой и техникой. Как ученый и инженер Леонардо обогатил проницательными наблюдениями все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний.