Реферат по предмету "Культура и искусство"


Лечебная физкультура 5

тема: «лечебная физкультура»
Содержание
Введение………………………………………………………………….…..3

Исторический очерк развития лечебной

физической культуры………………………………………………………..3

Лечебная гимнастика в древнем мире…………………………………..4

Лечебная гимнастика в эпоху феодализма……………………………..5

Лечебная гимнастика в эпоху капитализма..…………………………..7

Основы общей патологии. Общее учение о здоровье и болезни………..11

Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия

физических упражнений………………………………………………...…13

Лечебная физическая культура при деформациях

опорно-двигательного аппарата…………………………...........................15

Лечебная физическая культура при дефектах осанки

и деформациях позвоночника…………………………………..................16

Дефекты осанки, их предупреждение и устранение………………..16

Лечебная физическая культура при заболеваниях почек………………..18

Библиографический список………………………………………………..20
Введение
Лечебная физическая культура – самостоятельная научная дисциплина, использующая для лечения и профилактики различных заболеваний средства физической культуры.

В основе лечебного действия физических упражнений лежит систематическая, строго дозированная тренировка, которая кроме местного воздействия на отдельные органы и системы оказывает влияние на весь организм в целом, в связи с чем повышается общая устойчивость больного к неблагоприятным факторам, изменяются его реактивные свойства.

Лечебная физическая культура способствует более быстрому восстановлению работоспособности после заболеваний, предохраняет от возникновения ряда патологических процессов, которые развиваются при недостаточной физической активности человека.

Отличительной чертой лечебной физической культуры является научная обоснованность и диалектическое понимание физиологических процессов, протекающих в организме под влиянием дозированных физических упражнений; в своем становлении и развитии она опирается на закономерности медицинских и биологических наук, педагогики, психологии.
Исторический очерк развития

лечебной физической культуры
История развития лечебного применения физических упражнений относится к далекой древности и тесно связана с развитием медицины. Возникновение и развитие лечебной гимнастики, как и всякой другой области человеческих знаний и человеческой деятельности, находится в неразрывной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций, общей историей культуры народов. Подобно тому как на основе обобщения эмпирических знаний, народного опыта и народной медицины слагалась медицинская наука, есть основание полагать, что по этому пути шло и развитие лечебной гимнастики.

У нас нет прямых указаний на использование физических упражнений в качестве лечебного средства человеком первобытнообщинного строя. Однако ели принять во внимание, что эмпирическая народная медицина даже в условиях господства религии продолжала развиваться и что при этом многочисленные медицинские средства и примеры врачевания продолжали жить в народе, накопляться и передаваться от одного поколения к другому, не исключена возможность преемственного перехода отдельных элементов физических упражнений и их использования в практике врачевания.

В длительной эволюции человеческих понятий в определении причин заболеваний и терапевтического воздействия на них физическим упражнениям отводилась определенная, а в отношении отдельных заболеваний и решающая роль. Причем значение физических движений в терапии заболеваний в каждой древней культуре тесно связывалось с представлением о природе человека, современной философией и идеологией.
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Древняя Индия
В Индии вопросам дыхательной гимнастики и врачевания при помощи упражнений уделялось большое внимание. Древние индусы утверждали, что воздух содержит в себе жизненную силу «прану» (кислород). За 1800 лет до нашей эры в священных индусских книгах Веды было подробно изложено учение о пассивных и активных упражнениях, массаже и дыхательной гимнастике, а также перечислены те болезненные состояния, при которых, по мнению индусов, следует назначать упражнения. Гигиена, составляющая один из важнейших отделов индусской медицины, требовала, начиная с десятилетнего возраста, среди различных гигиенических мероприятий обязательного купания, растирания всего тела (массаж), выполнения гимнастических упражнений.
Древний Китай
Самым ранним письменным источником, в котором излагалась методика применения упражнений в качестве лечебного средства и даже была изложена схема дифференцированного подбора упражнений по принципу активного воздействия на организм, являлась одна из книг серии энциклопедии «Конг-фу», появившейся в Китае ранее 600 лет до нашей эры. В этом древнейшем памятнике китайской письменности подробно описаны начальные основы гимнастики, излагаются обоснования лечебного воздействия упражнений, уделяется большое внимание дыхательным упражнениям, исходным положениям тела, пассивным упражнениям и упражнениям с сопротивлением, массажу.
Древняя Греция
Греческая древняя медицина в начальном периоде своего развития находилась под большим влиянием медицины Ассирии, Вавилона и Египта, в которых лечение сосредоточивалось главным образом в руках жрецов. Освобождение науки от религиозных воззрений, упадок авторитета храмовой медицины вызвали рождение и расцвет различных областей естествознания, медицины, лечебной гимнастики. В этом периоде лечебная гимнастика в Греции достигла высокого развития. Греки обращали большое внимание на физическое развитие юношей. Учителя гимнастики одновременно занимались и лечением болезней. Учителя гимнастики Иккус и Геродикус (5 в. до н.э.), лечившие своих больных диетой, дозированными прогулками, бегом, гимнастическими упражнениями, по словам философа Платона, явились создателями медицинской гимнастики.

Большое значение в развитии греческой медицины и лечебной гимнастики принадлежит Гиппократу (460—370 гг. до н.э.). Являясь основоположником клинической медицины, Гиппократ при лечении болезней выдвигал на одно из первых мест диету и лечебную гимнастику; последняя, по его мнению, должна носить строго индивидуальный характер. В своих трудах Гиппократ подробно останавливался на методике назначения физических упражнений при болезнях легких, сердца, обмена веществ, в хирургии. Его некоторые практические указания по методике лечебной гимнастики не потеряли своего значения и в наше время.

Гиппократ и последующие врачи Греции учили рассматривать лечебную гимнастику как обязательный и существенный элемент всей системы эллинской медицины, наравне с массажем и водными процедурами.
Древний Рим
Римская медицина находилась под большим влиянием эллинских ученых и философов. Все то, что сделали римские врачи в области совершенствования методики лечебной гимнастики и освоения в этой области наследия эллинской медицины, нашло свое завершение в работах Целия, Корнелия Цельза и особенно известного римского врача Галена (около 130–200 гг. до н.э.). Целий в своих пяти книгах, посвященных хроническим болезням, неоднократно рекомендовал физические упражнения в качестве лечебного средства. Особенно большое значение придавал Целий гимнастике и массажу при параличах, предлагая при этом особые, сконструированные им аппараты для пассивного сгибания и разгибания конечностей. Корнелий Цельз являлся энергичным пропагандистом гимнастических упражнений даже при острых заболеваниях. Советам Целия и Цельза – назначать физические упражнения при всевозможных заболеваниях – следовали целые поколения римских врачей, последним представителем которых явился великий ученый Рима Гален, который дал синтез всей античной медицины и, подобно Гиппократу, высоко оценил диететику и физические упражнения при болезненных состояниях, придавая главное значение при лечении болезней диететике, гимнастике, массажу, трудовым процессам.

Несмотря на отдельные успехи и признание положительного влияния лечебной гимнастики на организм человека, изложенные в творениях врачей древнего мира, рассмотрение этого метода в качестве профилактического и терапевтического средства в рабовладельческом обществе не могло носить массового характера и было поставлено только на службу правящим классам.
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА
С приходом средневековья наступила власть церкви. Наука находилась в упадке. Невежество и суеверия в то время царили в Европе во всех областях знания. Относительный прогресс науки наступил с периода нашествия на Европу арабов, которые преемственно восприняли высокую культуру Египта, Персии и Византии, а переведя на свой язык творения классиков Древней Эллады и Древнего Рима, приобщились и к культуре греков и римлян. В этот период великий врач, философ и натуралист Абу-Али-Ибн Сина (около 980–1037гг.), по национальности таджик, писавший на арабском и таджикском языках, ставший широко известным в средневековой Европе под именем Авиценны, создал свой бессмертный труд «Канон медицинских наук». Этот огромный труд сконцентрировал в себе достижения греко-римской, среднеазиатской, иранской, арабской медицины и систематизировал основанные на опыте и врачебной практике знания того времени в этой области. «Канон медицинских наук» состоял из пяти книг. В первой книге Авиценна дает широкое теоретическое обоснование приема солнечных и воздушных ванн, режима питания и использования физических упражнений людьми разного возраста с профилактической и лечебной целью. Он подробно останавливается на гимнастических упражнениях, пешеходных прогулках, борьбе, кулачных боях, стрельбе из лука, верховой езде и пр., неоднократно подчеркивая значение движений в старости. Великий ученый считал физические упражнения «наиболее сильным» средством в системе сохранения здоровья. Он писал о том, что человек, занимающийся физическими упражнениями, соблюдающий гигиенические требования в отношении питания и сна, не нуждается ни в каком лечении. Ибн Сина классифицировал физические упражнения с медицинской точки зрения, настаивал на строгой индивидуализации при назначении их больным, требовал разнообразия и умеренности в дозировках, рекомендовал использовать движения для укрепления слабых детей, а пожилым усилить внимание к ходьбе. Назначение физических упражнений больным он ставил выше назначения им лекарств. Массажу Ибн Сина придавал большое значение не только в борьбе с утомлением, но и как лечебному средству.

Эпоха Возрождения характеризовалась ослаблением уз, налагавшихся на жизнь феодальными порядками и католицизмом, возникновением светских школ и университетов, протестом против крайностей и нелепостей схоластики, признанием науки и культуры Востока, Греции и Рима, как нераздельной части общечеловеческой культуры. Возникновение гуманизма и ожесточенная борьба между отживающим феодальным и зарождающимся буржуазным стрем привело к освобождению естествознания от теологии, пробуждению интереса к натурфилософии, описательной и сравнительной анатомии, физиологии, хирургии, вопросам профилактики, гигиены, а также и лечебной гимнастики. Это внимание усилилось после появления работ знаменитого анатома Везалиуса (ум. в 1565 г;), трактата о сохранении здоровья и достижении глубокой старости, написанного Антониусом Гази из Падуи (ум. в 1526 г.), книги о движении, покое, а также о пользе растираний тела, написанной Симфориусом Шампиё (ум. в 1539 г.).

Среди гуманистов этой эпохи есть имена анатомов Фаллопия, Евстахия, прочно вошедшие в учебники анатомии, а среди идеологов физического воспитания Рамбле, Амоса Коменского и особенно Иеронимо Меркуриалиса (1530–1605 гг.).Трактат Меркуриалиса «Искусство гимнастики», напечатанный в 1569 г., представлял собой энциклопедию всего того, что было создано в области физического воспитания и лечебной гимнастики в античное время и средние века. Для истории развития лечебной гимнастики особый интерес приобретают те разделы трактата, в которых излагаются вопросы допустимости физических упражнений для больных и выздоравливающих, вопросы строгого контроля и наблюдений за назначением физических упражнений и выбора упражнений для лиц преклонного возраста. Физические упражнения рассматривались Меркуриалисом как часть медицины, которую он делил на лечебную и охранительную. Охранительная медицина включала в себя мероприятия профилактического и гигиенического характера. Разделив физические упражнения античного мира на лечебные (истинные), военные (необходимые в жизни) и атлетические (ложные), он рекомендовал только те упражнения, которые носят оздоровительный и лечебный характер.

Применение движений в качестве лечебного метода в Древней Руси связано главным образом с лечением контрактур травматического происхождения в сочетании с теплом и баней.

Многочисленные исторические документы, к которым относятся памятники древнерусской письменности, изобразительного искусства, материалы, найденные при археологических раскопках, свидетельствуют о том, что древнерусская медицина стояла в то; время на высоком уровне.

Существование на Руси больничных заведений относится к эпохе раннего феодализма. Такие больницы появились уже в XI в. в Киеве, Переяславле и в других городах. Древнерусские «лечцы» знали о строении и отправлениях человеческого организма. Хирургия, как важнейшая отрасль практического врачевания, в связи с частыми войнами и бытовыми травмами процветала уже в киевском периоде. «Резальники» (хирурги) и костоправы лечили переломы, вывихи. Ампутации конечностей являлись наиболее распространенным видом хирургических операций, начиная с XI в. Металлические шины при переломе рук и древнерусские протезы для нижних конечностей («древянницы») упоминаются в рукописях XV в.

Из рукописных лечебников известно, что при лечении повреждений конечностей после переломов или других травм наряду с лечением теплом в банях применялись в целях предупреждения тугоподвижности движения, носящие характер активного выпрямления и вытягивания. Лечебной гимнастики в современном понимании не существовало, хотя с лечебной целью рекомендовались бег, верховая езда, охота, ходьба.
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭПОХУ КАПИТАЛИЗМА
Прогрессивное движение, возникшее в эпоху Возрождения, борьба гуманистов со средневековым мракобесием и реакционностью в науке способствовали дальнейшему ее развитию. Возрождение, подготовленное в значительной степени рождением новой экономической силы – буржуазии, расчистило дорогу творческим силам капитала, открыло путь к развитию и процветанию искусства и науки, привлекло внимание к вопросам физического воспитания, профилактики, закаливания, использования движений с оздоровительной целью.

Уже в первой половине XVIII в. ряд работ, пропагандировавших лечебную гимнастику, оказавших большое влияние на современников.

Перу Гоффмана (ум. в 1742 г.) принадлежат девять книг обширного труда «Радикальные указания, как человек должен поступить, чтобы избежать ранней смерти и всевозможных болезней». Гоффман пропагандировал в них, подобно врачам глубокой древности, физические упражнения и растирания.

Много способствовали внедрению в практику лечебной гимнастики Фуллер, выпустивший в 1750 г. большой труд по гимнастике и массажу, и Тиссо – знаменитый клиницист XVIII в. Его книга «О здравии ученых и слабосильных людей» в 1787 г. была переведена и издана в Петербурге. Указывая на то, какое значение приобретают физические упражнения в предупреждении и лечении болезней, он писал, что «нет ни одной части в теле, которую бы не расслабляла бы сидячая жизнь», и что источником болезней является «всегдашняя тела недвижимость».

Большим успехом пользовалась книга Христофора Гуфеланда «Наука, показующая способы к достижению долговременной жизни». Переведенная на русский язык, она несколько раз переиздавалась в России с конца XVIII до середины XIX в.

Исключительно важное значение придавал французский хирург конца XVIII в. Андре лечебной гимнастике в хирургии и ортопедии. Благодаря ему этот метод стал широко распространяться в хирургических больницах Европы.

В XVIII в. было положено начало созданию различных систем физического воспитания, а также развитию лечебной гимнастики как составной части этих систем. И не случайно «медицинская», или «врачебная», гимнастика входила равноправным разделом и в шведскую систему гимнастики Линга и в систему Амороса.

Большое внимание использованию физических упражнений с профилактической и лечебной целью уделяла и русская медицина XVIII в. Основными истоками развития медицинской мысли XVIII в. были опыт, накопленный народной медициной и русскими врачами, успехи естественных наук, контакт с мировой медицинской наукой.

В XVIII в. русские ученые и общественные деятели – М.В.Ломоносов, И. И. Бецкий, А. П. Протасов, С. Г. Зыбелин, П. М. Максимович-Амбодик, Н. И. Новиков, А. II. Радищев и другие – писали и выступали в защиту профилактического направления в медицине и смотрели на физические упражнения, особенно среди детей, как на одно из основных средств в борьбе за здоровье подрастающего поколения и за восстановление здоровья.

М. В. Ломоносов в знаменитом письме «О размножении и сохранении российского народа», адресованном И. И. Шувалову, не только поставил, но и разработал вопросы охраны здоровья детей и борьбы с детской смертностью.

И. И. Бецкому принадлежит ряд замечательных работ в области детского здравоохранения и профилактики в детском возрасте. При его участии было составлено «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми примечаниями о физическом воспитании детей от рождения до отрочества» (Спб, 1766 г.). И. И. Бецкий в своих сочинениях стремился дифференцировать возрасты по признакам, свойственным растущему организму, и для каждого возраста дать свою группу физических упражнений.

Многое сделал в целях профилактики заболеваний выступивший в 1764 г. перед составом Академии наук первый русский академик-анатом
А. П. Протасов с двумя знаменательными докладами: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья».

Н. И. Новиков – горячий сторонник массового закаливания – требовал в оздоровительных целях использования игр, физичес­ких упражнений, борьбы.

Неутомимым популяризатором и пропагандистом физических упражнений для укрепления здоровья детей и юношества являлся замечательный русский врач второй половины XVIII в. П. М. Максимович-Амбодик. Его работы были проникнуты гуманистическими тенденциями и подчеркивали значение наблюдений и опыта в медицине. Вопросами физического воспитания и назначения физических упражнений и труда с профилактической и лечебной целью занимался и другой русский ученый – проф. С. Г. Зыбелин. На торжественном акте Московского университета 30 июня 1777 г. Зыбелин произнес «Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохраняются от болезни», в котором поставил вопрос о продлении жизни русского народа, Зыбелин предписывал своим больным «разного рода движения… и при этом телесные труды».

Анализ работ, посвященных использованию физических упражнений в оздоровительных целях учеными XVII и XVIII вв., показал, что абсолютное большинство их носило профилактический характер и только в редких случаях их применяли в хирургии и механистической локальной ортопедии.

В XIX в. крупные открытия в области естествознания оказали огромное влияние на дальнейшее развитие науки, в том числе и на эволюцию лечебной гимнастики.

Открытие клеточного строения организмов вызвало возникновение клеточного учения Рудольфа Вирхова. В своем учении Вирхов довел локалистическии принцип до крайних пределов, локализуя патологический процесс не в органе и не в ткани, а в отдельной клетке или группе клеток. Вирхов отрицал единство организма и трактовал его как механическую сумму независимых частиц.

Большое распространение в Европе получила врачебная гимнастика Линга, являющаяся составной частью шведской гимнастической системы наряду с педагогической, военной и эстетической гимнастикой. Основной задачей линговской врачебной гимнастики являлось лечение различных заболеваний, особенно опорно-двигательного аппарата, при помощи строго ограниченных, правильно дозированных и точно локализованных упражнений.

Линговская врачебная гимнастика вызвала рождение других систем лечебной гимнастики, отразивших в себе в значительной степени идеи вирховской патологии. Таковы были системы шведского профессора Гартелиуса и его учеников Муррея, Виде и особенно Цандера – создателя механотерапии.

Механизированные упражнения, выполняемые с помощью специальных аппаратов, изобретенных Цандером, Коро, Газенбреком и другими, положили начало созданию специальных институтов. Эти упражнения являются также составной частью лечебных мероприятий в других лечебных организациях, особенно же в физиотерапевтических.

Появление линговской врачебной гимнастики и ее широкое распространение вызвало рождение новых специализированных систем лечебной гимнастики, таких, как системы Эртеля и Шотта – при лечении ожирения и болезнях сердца; Френкеля, Ферстера, Якоба – при расстройстве движений; Зингера, Гофбауэра – при астме и эмфиземе; Клаппа – при искривлении позвоночника, и др.

Положительное влияние, оказываемое физическими упражнениями на профилактику и лечение туберкулеза, болезней сердечно-сосудистого аппарата, нервной системы и др., привлекло к себе внимание крупнейших клиницистов Европы. К ним надо отнести Визе, Бакмейстера, Роллье и других, пропагандировавших применение лечебной гимнастики при туберкулезе; Люка Шампио-не, Ру Беллер и др.– в хирургии. Работы Демени, Лагранжа, Бира с учениками легли в основу методики физических упражнений, назначавшихся при различных заболеваниях.

Капиталистическое общество, в котором врачи, ученые и специалисты по методике лечебной гимнастики являлись в своей массе собственниками-одиночками, работающими в обстановке жесточайшей конкуренции, не могло создать таких условий, при которых развитие лечебной гимнастики, ее научное обоснование не находилось бы в зависимости от отдельных лиц и случайностей, а считалось бы государственным делом. Поэтому, несмотря на интересные наблюдения и работы отдельных прогрессивных представителей западной науки, лечебная гимнастика в основном осталась на локально-механических позициях и обслуживала богатые верхушки буржуазии, не стала достоянием трудящихся масс.

Развитие лечебной гимнастики в царской России шло по следующим путям. Среди ученых начала XIX в. большой известностью пользовался
М. Я. Мудров – основоположник русской медицинской науки и отец русской терапевтической школы. Он выступал за необходимость использования с лечебной целью не только физических упражнений, но и труда. М. Я. Мудров первый конкретизировал тот принцип, который стал основным в советской медицине. В своем произведении «Слово о способе учить и учиться медицине»
М.Я. Мудров писал: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранять их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача спокойно. Ибо легче предохранять от болезней, нежели их лечить. И в сем состоит первая его обязанность». Эту задачу выполняет советская лечебная физкультура – как задачу профилактического характера. Второй принцип – лечить не болезнь, а больного, выраженный
М.Я. Мудровым в словах «врачевание состоит в лечении самого больного»,– является также ведущим в советской лечебной физкультуре. В своих работах М.Я Мудров и больным и здоровым рекомендовал применять физические упражнения, растирания, использовать естественные факторы природы, трудовые процессы.

В настоящее время лечебная физическая культура входит, неотъемлемой частью в комплексное лечение и получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Лечебная физическая культура быстро развилась и сформировалась в самостоятельную клиническую дисциплину, имеющую подготовленные кадры и хорошо разработанные частные методики, проверенные большим опытом практической работы.
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ
Патологией (от греческого раthos – болезнь, 1оgos – наука) называется наука, изучающая общую сущность болезней, их причины, механизмы развития, течение и исходы.

Основными задачами здравоохранения являются предупреждение заболеваний и ликвидация их в случае появления. Этому способствуют медицинская помощь, широкая сеть лечебных и профилактических учреждений (больницы, санатории, дома отдыха, лесные школы, летние оздоровительные и спортивные лагеря и т. д.).

С развитием медицины, и в частности патологии, связана ликвидация целого ряда заболеваний, так как успешно бороться с болезнями можно лишь тогда, когда известны их причины и механизмы развития.

Изучать законы возникновения и развития болезней без учета социальных факторов невозможно. Различные социальные факторы оказывают влияние как на увеличение заболеваемости, так и на уменьшение и полную ликвидацию их.

Человек в течение всей своей жизни подвергается воздействиям внешней среды. Благодаря широкому диапазону приспособительных реакций, осуществляющихся нервной, гуморальной и эндокринной системами, организм человека пребывает в состоянии известного физиологического равновесия. Состояние человека, характеризующееся трудоспособностью и оптимальной приспособляемостью к меняющимся условиям внешней среды, называется здоровьем. Такие качества, как трудоспособность и возможность приспособления к меняющимся условиям внешней среды, могут сохраниться даже в условиях действия сильных раздражителей, например, если при слишком интенсивной работе у человека значительно снижается трудоспособность после отдыха, под влиянием приспособительных реакций трудоспособность восстанавливается.

Физиологические и морфологические показатели здоровья подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Так, например, понижение максимального артериального давления ниже 100 мм ртутного столба у людей, не занимающихся спортом, часто вызывает ряд жалоб и трактуется как гипотоническое состояние, требующее лечения. В то же время у спортсменов под влиянием интенсивной тренировки нередко максимальное артериальное давление определяется значительно ниже 100 мм ртутного столба при хорошем самочувствии и высокой работоспособности. Для данных людей эта артериальная гипотония является физиологической, не требующей профилактики и лечения.

Индивидуальная приспособляемость организма очень велика и зависит от конституции и реактивности организма. Большое значение имеет специальная, специфическая тренированность, что хорошо видно на примере любителей зимнего плавания, так называемых «моржах», вырабатывающих путем постепенного привыкания к холодной воде способность без вреда для организма переносить длительные холодовые воздействия.

При помощи так называемой физиологической регуляции в организме создаются постоянные условия существования. При перегревании, зависит ли это от слишком высокой температуры вне организма или от интенсивной мышечной деятельности, сопровождающейся усиленной выработкой тепла, начинается обильное выделение пота, учащается и становится более глубоким дыхание, расширяются кожные сосуды и т. д. Благодаря этому увеличивается теплоотдача, что способствует сохранению оптимальной для организма температуры тела. Эта высокая реактивность организма обеспечивает то состояние благополучия, которое является характерным для понятия здоровье. Чем шире диапазон физиологической регуляции, тем лучше и состояние здоровья человека.

Однако приспособляемость организма не бесконечна. Воздействия могут быть настолько велики и активны, что регулирующая способность окажется недостаточной, вследствие чего нормальное состояние организма и его функции нарушаются. Возникающая в этих условиях измененная, менее совершенная регуляция функций уже будет патологической, характерной для болезненного состояния, и сопровождается появлением целого ряда неприятных субъективных ощущений, как боли, головокружения, слабость, ознобы и т. д. Могут появляться и видимые нарушения функции органов, как застой крови, рвота и т. д. Всем этим явлениям сопутствует понижение или потеря работоспособности. Возникает болезнь, которую определяют как нарушение жизнедеятельности человека под влиянием чрезвычайных раздражителей, характеризующихся ограничением приспособления его к внешней среде с снижением трудоспособности.

Между состоянием здоровья и состоянием болезни нет резкой границы. Болезнь может возникать постепенно и незаметно. Человек практически здоров до тех пор, пока требования, предъявляемые к нему, не превышают его приспособительных возможностей.

Изучение причин заболевания давно привлекало внимание человечества. На низких ступенях общественного развития считали, что болезни могут вызывать «дурной глаз», колдовство и т.д. Еще в XVI в. Парацельз причиной болезни считал изменение «архея», невидимого живого начала, получаемого человеком от всевышнего. В дальнейшем это понятие было заменено понятием анимизм которое в XIX в. было известно под названием витализм, что подразумевало изменение некой жизненной силы.

Еще в глубокой древности объективная оценка причин заболеваний привела к появлению материалистических воззрений. Живший в IV в. до нашей эры знаменитый греческий врач, «отец медицины» Гиппократ причинами болезней считал изменение состава соков организма, которых у человека он признавал четыре: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Поскольку, по Гиппократу, болезнь является следствием изменения жидкой среды, изменением их взаимоотношений, появилась гуморальная теория возникновения болезней

Рассматривая организм человека как единое целое, медицина учит лечить больного, а не болезнь, возникающую в результате взаимодействия разнообразных неблагоприятных факторов с организмом. Для появления болезни имеют значение функциональное состояние человека в данный момент, его конституциональные особенности и наследственность.

В сложном взаимодействии организма с внешней средой следует выделить главную, конкретную причину, которая и вызвала данную болезнь. Так, без проникновения в организм бактерий туберкулеза не может развиться туберкулез. Хотя контакт с туберкулезной палочкой бывает почти у всех людей, заболевают лишь единицы, организмы которых из-за своих функциональных, реактивных особенностей на данном этапе не смогли справиться с инфекцией. Поэтому воздействия только одного микроба недостаточно, чтобы вызвать заболевание, что и бывает при эпидемиях, когда, несмотря на несомненный контакт с заболевшими, часть населения остается здоровой. Другими словами, для возникновения заболеваний требуется комплекс условий, действующих не обособленно, а в связи с внешней средой. В этом комплексе условий всегда есть главная причина, являющаяся решающей для начала заболевания.

Внешняя среда не всегда находится в комплексе неблагоприятных причин, вызывающих заболевание. Если человек переутомлен, сильно переохладился, плохо питается и т. д., все это, ослабляя организм, будет играть отрицательную роль и способствовать возникновению заболеваний. В противовес этому хорошее, полноценное питание, правильный режим жизни, рациональные занятия физической культурой, материальное благополучие являются условиями, повышающими сопротивляемость организма к влиянию вредных начал, например болезнетворных бактерий.


КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ
Содержание метода лечебной физической культуры
В медицине для каждого метода лечения характерно наличие фактора, действующего на больного в лечебных целях. В лечебной физической культуре таким фактором – основным средством – являются физические упражнения. Лечебная физическая культура является лечебным методом потому, что имеет собственную методику применения физических упражнений (общую и частную) и систему организации использования метода в лечебных и лечебно-профилактических учреждениях.

Лечебная физическая культура изучает рациональное применение средств физической культуры к больному человеку и те изменения, которые наступают у больных под влиянием регулярного применения физических упражнений. В основе ее теоретических позиций лежат данные анатомии, физиологии, гигиены, биохимии, педагогики, теории и методики физического воспитания, а также клинические знания, научно обосновывающие применение физических упражнений к различным категориям больных.

Лечебная физическая культура как метод лечения имеет ряд особенностей.

Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к больным физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе самого больного. Во время занятий лечебной гимнастикой больной должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения. Возникающие у больного представления о характере упражнения, которое нужно выполнить, позволяют ему сознательно реализовать и координировать свои движения. Это сознательное и волевое участие больного в сложном процессе упражнения позволяет усиливать у него восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой.

Лечебная физическая культура является методом общего воздействия на организм больного. С этих позиций физическое упражнение, как своеобразный раздражитель, стимулирующий физиологические процессы всего организма, рассматривается как неспецифический раздражитель, вызывающий общую ответную реакцию всего организма.

Лечебная физическая культура является методом активного, функционального лечения. Систематическое выполнение больными физических упражнений развивает функциональные резервы, как пораженной системы, так и всего организма, в конечном итоге приводит к повышению функциональной адаптации больного.

Одной из характерных черт лечебной физической культуры является тренировка больных с помощью физических упражнений. В процессе тренировки больных в зависимости от лечебных задач воспитываются такие качества, как быстрота реакции, сила, ловкость и выносливость. Одновременно происходит налаживание координационных связей, двигательных навыков, что имеет особенно важное значение применительно к больным с расстройством функции движения. В отличие от спортивной тренировки, которая предусматривает нагрузки с максимальным психическим и физическим напряжением, тренировка больных в лечебной физической культуре ограничена рамками дозировки. В связи с этим процесс лечения и восстановления сил больного при применении лечебной физической культуры должен находиться в полном соответствии (принцип адекватности) с функциональными возможностями больного человека. Для получения лучших лечебных результатов необходимо соблюдать следующие методические правила:

1. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнении и последовательности их применения в зависимости от общего состояния больного, возраста, состояния тренированности п учета особенностей заболевания.

2. Регулярность применения физических упражнений понимается как ежедневное их использование. При поражении нервно-мышечного аппарата и расстройстве функции движения, а также и при ряде заболеваний внутренних органов – несколько раз в день, дробными нагрузками.

3. Длительность применения физических упражнений – необходимое условие для получения лечебного успеха.

4. Нарастание в процессе тренировки физической нагрузки, определяемой характером используемых упражнений и методикой их применения. Физическая тренировка больных только тогда приведет к успеху, когда этот процесс будет постепенно возрастать и усложняться, т. е. будут повышаться требования к больному при выполнении физических упражнений.

В лечебной физической культуре следует различать упражнения общего и специального воздействия.

Первые преследуют оздоровление и развитие всего организма больного и применяются в самых разнообразных видах. Специальные упражнения ставят целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой.

Упражнения общеукрепляющие и специальные рассматриваются не абстрактно, а конкретно по отношению к каждому больному, индивидуально, или применительно к группе больных с определенной формой заболевания или травмы. Так, упражнения общеукрепляющие, осуществляя общую тренировку больного, оказывают общеоздоровительное влияние на весь организм.

Упражнения специальные преимущественно тренируют и развивают те функции, которые нарушены в связи с заболеванием или травмой. Так, например, при переломе костей правой голени упражнения для правой ноги (как поврежденной системы) будут рассматриваться как упражнения специальные. Упражнения же для здоровых конечностей и туловища будут являться общеукрепляющими. Обычно при применении лечебной гимнастики упражнения общеукрепляющие и специальные чередуются в своей последовательности, обеспечивая как общее воздействие гаорганизм больного, так и развитие функциональных проявлений пораженных систем.
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ДЕФОРМАЦИЯХ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Различные деформации опорно-двигательного аппарата могут быть распределены по признаку причин, их вызнавших, на следующие основные группы: деформации врожденного происхождения; возникшие в связи с паралитическими изменениями и мышцах, связанные с неблагоприятными условиями статической нагрузки, зависящие от развития хронических дегенеративных процессов в суставах, являющиеся следствием некоторых инфекционных заболевании. Подобное подразделение деформаций допустимо лишь как схема, так как большинство из них вызывается не одной причиной, а зависит от их сочетания.

Устранение стойких ортопедических деформации конечностей и позвоночника может быть достигнуто лишь путем применения сложного комплекса средств консервативного и хирургического характера. В связи с этим особенно большую роль приобретает предупреждение деформации и проведение лечения и начальном периоде их формирования. Основное место здесь занимает группа профилактических мероприятий, направленных па предупреждение прогрессировать деформаций. Известную профилактическую роль играет также устранение нефиксированных изменений позвоночника и конечностей.

Большое значение в разрешении этих задач имеет использование метода лечебной физической культуры.
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ

И ДЕФОРМАЦИЯХ ПОЗВОНОЧНИКА
Имеется определенная взаимосвязь между часто наблюдающимися у детей и взрослых привычными порочными установками туловища, плечевого пояса и фиксированными деформациями позвоночника. В результате длительного сохранения порочного положения тела в мышечно-связочно-сухожильном аппарате могут возникнуть стойкие нарушения вторичного характера. Но было бы ошибочно считать, что обязательным следствием дефекта осанки явится деформация позвоночника, так как ее возникновение определяется группой различных причин, связанных как с неблагоприятными влияниями внешней среды, так и органическими изменениями.
Дефекты
осанки, их предупреждение и устранение
Осанка – привычное положение тела непринужденно стоящего человека, образуется в процессе физического развития ребенка и формирования у него статико-динамических функций. Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удерживания головы, сидения, стояния постепенно формируются физиологические кривизны позвоночника – изгиб в шейном отделе выпуклостью вперед – шейный лордоз, изгиб в грудном отделе выпуклостью назад – грудной кифоз и изгиб в поясничной области выпуклостью вперед – поясничный лордоз. Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвонковых дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясения внутренние органы, центральную нервную систему. Условия внешней среды и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: нормально существующие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняется положение плечевого, тазового пояса, может выработаться наклонность к асимметричному положению тела. Порочные положения тела при стоянии и сидений постепенно принимают характер стереотипа, возникает привычка неправильно держаться, затем это привычное положение тела может закрепиться. Отклонения со стороны осанки могут быть связаны с изменением положения плечевого пояса, таза, туловища. Наблюдаются следующие виды нарушений осанки: крыловидные лопатки, сведенные вперед, и свисающие плечевые суставы, усиление грудного кифоза (сутулость, круглая спина) и поясничного лордоза, плоская спина, осанка с асимметричной установкой плечевого пояса.

Характер мероприятий, направленных на предупреждение дефектов осанки, различен в младшем детском и школьном возрасте. Предупреждение дефектов осанки выражается прежде всего в соблюдении ряда гигиенических правил: сон на полужесткой постели с небольшой подушкой, учебные занятия за столом соответствующей высоты, хорошее освещение места, правильное положение книги и тетради при приготовлении уроков и т.д.

Большое значение имеет воспитание правильного положения тела при стоянии и сидения. Следует бороться с такими привычками, как стояние с полусогнутой ногой, сидения с согнутым туловищем, а также с опущенными за край стола локтевыми суставами.

/>

Посадка с согнутым туловищем
Большое профилактическое значение имеют мероприятия, способствующие улучшению физического развития детей, в особенности ослабленных недавно перенесенным заболеванием, а также страдающих недостаточностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Под влиянием различных физических упражнений мускулатура детей укрепляется, что помогает устранению неправильной осанки. Для этого должен быть правильно организован двигательный режим детей, а их досуг достаточно заполнен различными физическими упражнениями. Необходимы регулярные занятия утренней гигиенической гимнастикой, подвижными играми на воздухе, занятия спортом; в условиях школы – обязательно проведение физкультминуток во время учебных занятий и выполнение различных по форме физических упражнений в перерывах между уроками.

Детям с наклонностью к сутулости и круглой спине особенно показаны напряженные выгибания туловища с локализацией движения не в более подвижном поясничном отделе позвоночника, а в грудном, производимые из исходных положений, способствующих разгрузке позвоночника. Детям с крыловидными лопатками и сведенными кпереди плечевыми суставами полезны круговые движения руками назад, сгибание рук к плечам, на затылок

Примерный комплекс утренней гигиенической гимнастики для детей с дефектами осанки

1. И. п. – стоя, руки на пояс. Разведение локтей со сведением лопаток – вдох; возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4–5 раз.

2. И. п. – стоя, руки в стороны. Круговые движения рукам назад. Дыхание произвольное. Повторить 8—10 раз.

3. И. п. – стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны туловища вперед с прямой спиной – выдох; возвращение в исходное положение – вдох. Повторить 4–5 раз.

4. И. п. – стоя, палка в опущенных руках. Приседание с подниманием палки вперед – вдох; возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4–5 раз.

5. И. п. – стоя, палка на лопатках. Наклон туловища вправо и влево попеременно, дыхание произвольное. Повторить 5–6 раз.

6. И. п. – стоя, палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх – вдох; возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4–5 раз.

7. И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Попеременное поднимание прямых ног вверх. Повторить 3–4 раза.

8. И. п. – лежа на животе, руки на пояс. Прогибание туловища назад – вдох; возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 3–4 раза.

9. И. п. – стоя, руки на пояс. Подскоки на месте с последующей ходьбой.

10. И. п. – стоя руки перед грудью. Разгибание рук в стороны – вдох; сведение – выдох. Повторить 3–4 раза.
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК
Пиелонефрит – воспаление почек и почечных лоханок. Вызывается кишечной палочкой, стрептококком, стафилококком и другими патогенными микроорганизмами. Наиболее часто заболевание почек у детей в возрасте до 3 лет, что объясняется анатомно-физиологическими особенностями, присущими этому возрасту. В основе пиелонефрита лежат различные врожденные или приобретенные изменения в мочевых путях, затрудняющие отток мочи. Причинами инфекции чаще всего являются цистит, цистуретрит, гнойниковые заболевания кожи, желудочно-кишечного тракта, воспаления легких, респираторные заболевания, в более старшем возрасте – тонзиллит. Кариозные зубы, гнойные отиты.

Хронический пиелонефрит развивается при неполном лечении острого заболевания. Его возникновению способствуют дефекты развития почек (нефроптоз1) и мочевых путей, нарушающие отток мочи. Профилактика пиелонефрита включает своевременное и полное излечение острого пиелонефрита, цистита, ликвидацию очагов инфекции в организме ребенка. Правильное питание и соблюдение режима.

Комплекс лечебной гимнастики при нефроптозах
Упражнения проводятся на кушетке с приподнятым концом.

1. И.п. Лежа на спине. Попеременное сгибание ног в коленных суставах каждой ноге. 6-8 раз.

2. И.п. Лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре на локтях, на счет 1-2 приподнять таз, вдох, 3-4 – исходное положение, выдох. 6-8 раз.

3. И.п. Лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-согнуть ногу в колене. Руками ближе прижать к животу – выдох, 2-положить ногу в исходное положение вдох. 6-8 раз.

4. И.п. Лежа на спине. 1-невысоко поднять одну ногу, 2-присоединить к ней другую, 3,4 – медленно их опустить. 20-30 раз.

5. Лежа на боку одна рука под головой другая вдоль туловища. 1-согнуть ногу в колене, выпрямить отвести сначала назад, а затем вперед. 4-6 раз.

6. И.п. Стоя. Ходьба по комнате высоко поднимая колени 30 секунд.

7. И.п. Стоя около стены. 1-согнуть ногу в колене, руки в стороны,
2-принять исходное положение. 6-8 раз.

8. И.п. Стоя, ноги вместе, руки в стороны. 1-махом левой ноги достать ладонь правой руки, 2-принять и.п., 3-махом правой ноги достать ладони левой руки, 4-принять и.п. 6-8 раз.

9. И.п. Лежа на спине. 1-поднять одну ногу верх, 2-присоединить к ней другую, помогая рукой (березка), 3-опустить одну ногу, 4-опустить другую ногу. 6-8 раз.

10. И.п. Лежа на спине, руки под голову, ноги согнуты в коленях, опираются об пол. 1,2-приподнять таз, 3-выпрямить левую ногу вверх, 4-принять и.п. 6-8 раз.

11. И.п. Стоя на четвереньках. 1-коленом достать кисть противоположной руки, 2-принять исходное положение, 3-коленом левой ноги достать кисть правой руки, 4-принять исходное положение. 6-8 раз.

12. И.п. Стоя на четвереньках, положить руки на предплечья. 1- поднять одну ногу верх, 2-опустиь ее вниз, 3,4-тоже другой ногой. 6-8 раз.

13. И.п. Лежа на животе, ноги на гимнастической стенке. 1-отвести одну ногу вверх, 2-принять исходное положение, 3,4-тоже другой ногой. 6-8 раз.

14. И.п. Лежа на животе, ноги на гимнастической стенке. Попеременное сгибание ног в коленных суставах.

15. И.п. Лежа на спине, согнуть обе ноги в коленях и завести их за голову, затем опустить в и.п. 6-8 раз.

16. Вис на гимнастической стенке «угол», прямые ноги поднять вверх.
4-6 раз.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Лечебная физическая культура /Под ред. В.Е. Васильевой.–М.: Физкультура и спорт, 1970.

Спортивная медицина и лечебная физическая культура /Под ред. Проф. А.Г. Дембо.– М.: Физкультура и спорт, 1979.

Энциклопедия молодой семьи /Белорус. Сов. Энцикл.; Редкол.: Г.И. Герасимович и др.–Мн.: БелСЭ, 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.