МосковскаяГосударственнаяАкадемия
Приборостроенияи Информатики
РЕФЕРАТ
покультурологии
натему:
АРХИТЕКТУРАСТРАН
ЗАПАДНОЙЕВРОПЫ,
Романскийстиль.
Выполнилстудент 1 курса
группыЭУ-2 0719
ЯшинЕ.Н.
Москва98
Содержание
Романскаяархитектура
1.Строительныеприёмы, тектоника.
2.Зданияи архитектурныекомплексы.
Романскаяархитектура.
Романскойобычно называютзападноевропейскуюархитектуру XI-XIII вв., посколькуона наследоваланекоторые чертыархитектурыи отдельныестроительныеприёмы римлян, а также быланаиболеераспространенау романскихнародов. И то, и другое условно, так как рассматриваемыйпериод далековыходит зарамки указанныхпризнаков ипредставляетсобой яркоеи самобытноеявление, практическираспространившеесяна архитектурувсех странЗападной Европы.Это историческийстиль зрелогосредневековья, характеризующийсяобщностью типовзданий, ихконструктивныхприёмов ивыразительныхсредств. Собственнороманскомупериоду (XI-XIIIвв.) предшествовалдовольно длительныйпериод архитектурыраннего средневековья(V-X вв.).
Архитектурараннего средневековьянесёт на себеследы общегоотносительногозастоя в развитииэкономики икультурызападноевропейскихстран. Строительныедостижениядревних римлянбыли в значительноймере утеряны, уровень строительнойтехники снизился.С развитиемфеодальныхотношенийпостепенноскладываютсяновые типыукреплённогожилища феодалов, монастырскиекомплексы иразвиваетсякультовоестроительство,в котором встречаютсякак центрическийтип композиции(главным образом- баптистерии), так и базиликальный.Ведущее местов формированиизападногосредневековогохрама занимаетбазилика.
Своимиистокамисредневековаябазилика уходитв позднеримскуюархитектуру, когда началскладыватьсятип раннехристианскогохрама. Срединих построеннаяКонстантиномбазиликасв. Петра в Риме,330г.и ряд последовавшихза ней храмовв Риме и другихгородах
(базиликасв. Павла в Риме,IV-V вв.; базиликасв. Аполинарияв Равенне, VIв., и др.). Онипредставлялисобой фронтально-осевуюкомпозициюс вытянутымпо основнойоси пространством, разделённымдвумя или четырьмярядами колоннна три-пятьнефов. Среднийбыл значительношире и вышеостальных иосвещалсясквозь окна, устроенныев верхней частистен. Ряды опор, разделяющиенефы, обычноделались в видеаркадна колоннах,пролётымежду нимиимели плоскиеперекрытияпо деревяннымбалкам, в основномнефе подвешиваемыхк деревяннымфермам. В глубинесреднего нефа, где устанавливалсяалтарь, делаласьапсида, а длярасширенияпредалтарногопространства, предназначенногодля духовенства, часто устраивалсяпоперечныйнеф -трансепт. Передзданием иногдаустраивалсяокружённыйгалереями двор- атриумпосредикоторого стоялачаша для обрядакрещения.
Вдальнейшемразвитии этоттип базиликисовершенствовалсяпутем увеличенияплощади дляалтаря и размещавшегосяперед алтаремхора, а такжепоявлениемперед основнымзалом дополнительногопомещения — нартекса,кудадопускались«оглашенные», т.е. люди ещене принявшиехристианства.Иногда в крупныххрамах боковыенефы делилисьна два яруса.Устройствовторого ярусадавало возможностьувеличитьвместимостьхрама. Так, вXIв. сложиласьтрадиционнаясхема базиликис планом в формелатинскогокреста ( с однойудлиненнойветвью), с трансептом и тремя апсидами, из которыхцентральнаядостаточноувеличена, чтобы вместитьхор монахов.Западный конеццеркви, гдепомещался хордля мирян, обычнофланкировалсядвумя башнями, посколькупомимо своихосновных функцийхрамы частоимели и важноеоборонноезначение. Позднеев некоторыххрамах надсредокрестием(местом пересечениясреднего нефаи трансепта)возводилсякупол иликонусообразныйшатер. Нарядус базиликальнымистроились итак называемыезальныехрамы, в которых, вотличие отбазилики, средний неф не имелзначительногопревышениянад боковыми.
Строительныеприемы, тектоника
Деревянныеперекрытияранних базиликразрушалисьиз-за частыхпожаров, поэтомуих замена сводчатымиконструкциямиявлялась однойиз насущныхзадач совершенствованиястроительства.В перекрытииглавного нефана смену деревяннойконструкцииприходятцилиндрическиесводы. Крестовыесводы использовалисьглавным образомв боковых нефахи лишь с началаХIIв. они начинаютприменятьсядля перекрытияглавного пролета.Как и в Византии, романскийкрестовый сводпочти всегдаделаетсявспарушенным, что придаетему большуюжесткость.Купола, иногдавозводимыена пересеченииглавного нефаи трансепта, опирались начетырехгранноеоснование спомощью парусовили тромпов.
Спереходом кцилиндрическимсводам массивстеновых опорстал резковозрастать.Важным шагомв преобразованииконструктивнойсистемы былососредоточениеусилий с помощьюкрестовыхсводов и подпружныхарок в отдельныхточках и расчленениестены на собственностену и столбы- контрфорсы, устанавливаемыев местах наибольшегодействия распорныхусилий. Этаконструктивнаясхема явиласьосновным итогомразвития романскогозодчества истала основнойдля развитияготическойсистемы (см.ниже).
Вотличие отдревнеримскихи византийскихкупольно-сводчатыхструктур, вкоторых зодчиестремилисьосновные распорныеусилия погаситьконструкциямивнутри здания, в романскийпериод архитекторвыносит активноработающиевертикальныеопоры за пределынаружных стени делает этотприем обязательнымпринципомнового компоновочногометода.
Впериод зрелойроманскойархитектуры(ХIIв.)принципдифференциацииконструкцииначинает появлятьсяи в структуресводов, внутренняяповерхностькоторых опоясываетсявыступающимиребрами — гуртами(нервюрами).Предварительновыложенныеиз тесаныхкамней, гуртыпозволялиоблегчить свод, а в процессевозведенияконструкциислужили опоройдля деревяннойопалубки.
Награнях несущихопор гуртыобычно имелипродолжениев виде тонкихполуколонокс базой и капителью.Такие же полуколонки, но меньшегоразмера отвечалипродольными поперечнымаркам малыхнефов. Сложиласьхарактернаядля этого периодарасчлененнаяструктуранесущего столба,в тектоникекоторого нашелсвое отражениеметод дифференцированнойкомпоновкироманскойконструкции.
Расчлененнаяструктуранесущего столбаявилась основойпластическогорешения интерьера, нашедшего своедальнейшееразвитие вготическихпостройках.Она тесно связанас тектоническойструктуройвсего базиликальногоздания и особенностямиего конструктивнойсхемы. Этосвоеобразныйсредневековый«ордер», в которомпластическаяразработкаи декоративныеэлементы подчеркиваютконструктивныефункции системы.
Основнымматериаломдля возведениякрупных построекслужил каменьместных пород, главным образомизвестняк.Применялисьтакже разноцветныекамни вулканическогопроисхождения(в некоторыхобластях Франции), гранит (в Нормандии), а для облицовки- мрамор (в СреднейИталии). Кирпичприменялсяглавным образомв северныхобластях Франции, в Германии иНидерландах.
Чащевсего укладкавелась из небольшихотесанныхкамней, уложенныхна растворе.Романскиестроителиполностьюотказалисьот приемовукладки камнейнасухо, а такжеот приемовбетонной кладкигоризонтальнымислоями, характерныхдля римскойтехники. Стеныобычно выполнялисьтрехслойнымис забуткой изкаменногобалласта ираствора; внешниеряды из тесаногокамня такжеукладывалисьна растворе.
Сводыроманскихзданий делалисьиз клинчатыхтесаных камнейили кирпичана растворе.Все своды выполнялисьпо деревяннымкружалам. Вцелях экономииматериала камнидля укладкистен имелиразличную длинуи высоту. Выравнивалисьпо высоте лишькамни, находящиесяв одном горизонтальномряду; сами жеряды частоимели различнуювысоту. Отескакамня и егоокончательнаяобработка, включая резьбупо камню, производиласьдо укладкиквадров наместо. При этомтщательнообрабатываласьлишь лицеваясторона.
Особоезначение приобреталукладываемыйтолстыми слоямираствор, которыйв данном случаебыл не тольковяжущим, нопрежде всегопластическимматериалом, служащим дляравномерногораспределениядавления вкладке стеныили свода.Конструкцияпоследнихприобреталаструктуру исвойства, близкиесовременнымкаменным зданиям.
Взависимостиот применяемыхматериаловкладка стен, обычно неоштукатуривавшаяся, была важнейшимсредствомхудожественнойвыразительности, способствуявыявлениюособенностейтектоникизданий.
Вэпоху романскойархитектурыцентрамимонументальногостроительствабыли монастыри, в которых храмбыл религиозными общественнымцентром, а такжепоследнимубежищем принападениипротивника.Структура храмас нартексом, базиликальнымзалом, трансептом, хором, апсидойи угловымибашнями соответствоваларитуальнымканонам, а такжеобщественными оборонительнымфункциям.
Внутреннемустроению храмас его четкимрасчленениемпространстваи конструктивныхэлементовсоответствуети внешняя композиция.Конструкцияподчеркиваетсячленением стен, среди которыхведущая рольотводитсяконструктивно-оправданнымугловым утолщениям, лопаткам иконтрфорсам.В разработкеоконных и дверныхпроемов, каки в декоративныхмотивах, господствуетарка. Проемыимеют, как правило,полуциркульноезавершение, в поздний периодиногда — стрельчатое.Фасады украшалисьдекоративнымипоясками — аркатурами,иногда в сочетаниисо скульптурнымифризами. Назападном фасадеодин или тривхода обрамлялисьбогатыми«перспективными»порталами ввиде убывающихвнутрь несколькихрядов колонн, перекрытыхцилиндрическимиили стрельчатыми(позднее) архивольтами.Проемы оконснаружи обычнотакже имелиуступчатыйпрофиль.
Здания
иархитектурныекомплексы
Романскаяархитектураотличаетсябольшим разнообразиемформ. В нейнаблюдаетсямножествонаправлений, существовавшихв различныхобластях ЗападнойЕвропы и отражавшихместные традициии художественныевкусы. Во Франциивыделялисьшколы Бургундии, Прованса, Аквитаниии др., в Германии- Саксонскаяи Рейнскаяшколы. В городах, прилегающихк Адриатическомупобережью, заметно быловлияние византийскойархитектуры.
Важнейшимочагом экономическойи культурнойжизни Франциив романскийпериод быларасположеннаяв центре страныБургундия, гдеособенно влиятельнойбыла властьримской церкви.Ее центр — крупнейшиймонастырьв Клюни,оказал большоевлияние наразвитие романскоготипа храма; втечение Х-ХIвв. здесь былапостроенаогромная пятинефнаябазилика ирядом с нейразвился монастырскийкомплекс, характерныйдля романскогопериода. Кбургундскойшколе относитсяи церковьМагдалиныв Везлэ(начало ХIIв.) — характерныйпример развитоготипа романскогохрама. Онапредставляетсобой трехнефнуюбазилику сразвитым хором, окруженнымкапеллами. Этоодин из первыххрамов, в которомцентральныйи боковые нефыперекрытыкрестовымисводами. Сводысреднего нефаотделены другот друга подпружнымиарками, опирающимисяна полуколонкиосновных устоев.Членения интерьераподчеркиваютконструктивныйкаркас здания.
Южныеи юго-западныерайоны Франции(Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя вроманскийпериод связисо странамиСредиземноморья, Италией и Византией, выработалисвои архитектурныетрадиции иконструктивныеприемы. Здесьполучил широкоераспространениезальный типхрамас одним илитремя нефами.В конструкцияхарок и сводовпоявиласьстрельчатаяформа, распространившаясязатем в другиерайоны страны.Для перекрытияоднонефныхзальных церквейнаряду с другимиконструкциямиприменяетсясистема куполовна парусах, членящая зданиена несколькоцентрическихячеек (соборв Ангулеме, ХIIв.).В разработкефасадов заметностремлениек пластическомубогатству, декоративномуи скульптурномумногообразиюформ на базеварьированияроманскогомотива — арки.
Памятникисеверных районовФранции болеепросты и строги.Наиболее крупныесооруженияздесь обычнобазиликальные, трехнефные, двухъярусные, перекрытыецилиндрическимсводом в главномнефе и крестовыми- в боковых.Украшающийфасады мотиваркатуры приобретаетвертикальнуюустремленность, предвосхищаяхарактердекоративногоубранстваготики (церковьТринита в Кане,1070 г.)
Романскиехрамы рейнскойи особенносаксонскойшкол отличаютсяособой массивностьюи простотойформ. Среди нихвыделяютсяцерковь Михаила(ХIв.) и церковьГодерхардта(ХIIв.) в Гильдесгейме, соборы в Шпейере(ХI-ХIIвв.), Майнце (ХI-ХIIIвв.), Вормсе (ХI-ХIIIвв.) и др.
Соборв Вормсе — базилика, перекрытаякрестовымисводами. Каждомупролету центральногонефа соборасоответствуютдва пролетабоковых нефов.Эта система, получившаяназваниесвязанной,в архитектуреГермании имелаособое распространение.Фасады зданияотличаютсямонументальнойпростотой счетким выявлениемв композициивнутреннейструктуры. Всдержанномдекоре господствуетмотив арки.
Полнойпротивоположностьюсуровой простотегерманскиххрамов былимногие романскиепостройкиИталии, частоотличавшиесяпластичностьюи наряднойлегкостью форм.Здесь в наибольшейстепени наархитектурувоздействовалоантичное наследие.В разработкефасадов и интерьеровприменялиськлассическиеформы (аркады, колоннады, античные деталии т.п.), иногдаиспользовалсяв облицовкемрамор с орнаментальнойинкрустациейразличныхцветов, получилимногообразнуюразработкулегкие арочныегалереи и т.п.Наряду с базиликальнымизданиями (церковьСан Миниатово Флоренции,1013 г.; собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкоераспространениеполучили центрическиездания баптистериев(баптистерийСан-Джованниво Флоренции,1059 г. баптистерийв Пизе, начатв 1153 г.).
Вроманскую эпохуформируютсямонастырскиекомплексы, включавшиепомимо храмовсакристии(помещения дляоблачениядуховенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимныедома, пекарни, конюшни и другиездания и помещения.Все основныездания группировалисьвокруг внутреннегодвора — клуатра, обычно примыкавшегок боковомуфасаду церкви.Монастырскиекомплексыоказывалипрямое воздействиеи на градостроительнуюструктуру, особенно еслиони возводилисьна окраинестарых городов.Однако активноеразвитие самыхукрепленныхгородов в основномначалось вследующую, готическуюэпоху ( с ХIIIв.).
Дляроманскогопериода характерентип замкнутогоукрепленногожилища феодала- замка, обычновозводившегосяна возвышенноми труднодоступномдля противникаместе. Уже к Хв. сложился типукрепленногожилища в видебашни — донжона,окруженноговалами и рвом.Обычно первыйэтаж предназначалсядля хозяйственныхслужб и кладовых, второй служилжилищем феодалаи верхний отводилсядля челяди иохраны. С концаХIв. форма донжонаусложняется; для жилищафеодала начинаютстроить отдельноездание, оставляяза донжономфункции оборонительногосооружения, служащегофеодалу убежищемпри взятиипротивникомоборонительныхстен. Глубокофункциональнаяархитектуразамков отличаласьсуровой простотой.Массивные стеныи башни, узкиеокна, общеевыражениенеприступностисоставлялиего типичныечерты. С ХIв. территориязамка окружаласькаменной крепостнойстеной с башнями.В системуоборонительныхсооруженийчасто входилирвы, ворота снадвратнойбашней и другиевиды укреплений.Замки обычностроились изкамня или кирпичас толстымистенами и щелевиднымиокнами.