Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов 1081 год

--PAGE_BREAK--Образование Городов


Ранний период охватывает первые 3,5 столетия существования Византии, ее территория в это время превышала  750 000 км2. Судьба же византийских городов этого периода складывалась по-особому: своего наивысшего расцвета города достигли не в конце, а в начале истории Византии. Для раннего периода характерно  изобилии крупных городских центров. Отдельно можно выделить  Александрию, Антиохию, Эдессу, Тир, Берит, Эфес, Никею, Нокомидию, Фессалоник, Филитополь и Коринф.

Крупные городские центры этого периода еще сохранили черты античного города. Их отличала четкая планировка прямых улиц с портиками и площадями, украшенными античными статуями. Центром городской жизни оставалась агора – площадь, окруженная красивыми общественными зданиями, богато отделанными театрами и цирками.

Дворцы знати отличались наличием мраморных полов, красочными мозаиками и изобилием зелени. Водоснабжение обеспечивалось акведуками и цистернами, строились термы и фонтаны. Выделялись своим соседством языческие и христианские храмы. Развитие же столицы – Константинополя достигло своего эпогея в VIвеке в правление императора Юстиниана. Столица совмещала в себе функции центра светской культуры и новые религиозные функции, став резиденцией Православной патриархии.
Империя от времени Константина Великого                         до Юстиниана Великого (IV– VIвека)
Период IV– VIвеков характеризуется смешением разных элементов культуры в новое искусство, получившее название византийского или восточно-христианского. Сейчас считается точно установленным, что основная роль в его развитии принадлежит Востоку, однако, какой именно из его цивилизаций – неизвестно.

VIвек был очень важен в истории византийского искусства. Новый статус Христианской веры, как государственной религии, ускорил развитие Христианства, которое стало одной из трех составляющих самобытного византийского искусства наравне с Эллинизмом и Востоком.

Сирия, Антиохия, Египет, являвшиеся культурными наследниками более древних цивилизаций, оказали весьма сильное и благотворное влияние на развитие Визинтийской Империи.

Литература


Развитие литературы, образования и воспитания в течение периода IV– VIвеков тесно связано с взаимоотношениями, установившимся между христианством и старинным языческим миром. Споры, в основном, велись вокруг того, можно ли христианину использовать языческое наследие. Тогда, когда везде, где велся этот спор, а это почти вся территория Византии, к единому мнению придти не удавалось. Однако, в Александрии эти два несовместимых религиозных элемента пытались увязать вместе, но и это не привело к какому-либо компромиссу. Естественно, что со своим  распространением Христианство поглощало многие элементы языческой культуры, но это не мешало представителям последней продолжать развивать свои традиции.

Христианская литература IV– Vвеков обогатилась сочинениями значительных писателей как в области прозы так  и поэзии. Среди литературных центров можно выделить Антиохию, Берит (Бейрут), известный юридическими изысканиями, город Газа, с его школой риториков и поэтов, Александрию, Фессалонику и Афины, известных своей Языческой Академией,  долгое время конкурировавшей с Константинопольским университетом.

Среди христианских писателей отдельно выделялись писатели христианского Востока, на территории которого существовало множество литературных центров. Они также оказали значительное влияние на окружающую действительность. Среди этих писателей можно назвать Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.  Первыми двумя из них было получено прекрасное образование в риторических школах Афин и Александрии. Все трое представляли «александрийское» течение, которое, хотя и использовало достижения философской мысли,  настаивая на определенном привлечении разума в изучении религиозной догмы и отказываясь от крайностей существовавшего мистико-аллегорического течения, все же не отказывалась от религиозной традиции. Вообще сферой исканий этих авторов были теологические сюжеты, в которых они защищали православие в его борьбе с арианством, но, несмотря на это, их авторству принадлежит и большое количество источников и по культурной жизни периода.

В противовес Александрийской Антиохская школа создала свое собственное направление, которое защищало буквальное понимание Священного Писания без аллегорических интерпретаций. Это движение возглавлял Иоанн Златоуст. Он сочетал классическое образование с необычной стилистикой и ораторским искусством, так что и его сочинения являются весьма ценным  примером  литературы периода, содержащим сведения о внутренней жизни империи.

Из Палестинского города Кесария происходит «отец церковной истории» Евсевий, живший во второй половине III–  первой половине IVвека и известный также как главный авторитет по Константину Великому. Ему принадлежат такие сочинения, как Preparatioevangelica, в котором Евсевий защищал христианство от нападок язычества, Demonstratioevangelicа, в котором автор обсуждает только временное значение законов Моисея, использование ветхозаветных пророчеств Иисусом Христом и пр.  Важны и исторические сочинения Евсевия, содержащие хроники событий и краткие обзоры истории различных народов Византии. Общепризнанным, как самое выдающееся сочинение Евсевия является «Церковная история», описывающая события от Рождества Христова и до победы Константина под Лицинием. Позже этот труд был продолжен такими византийскими историками, как Сократ, Созамен, Феодорит, бывший также епископом Киррским, и Фолосторгий.

Необычной фигурой литературной жизни периода был Синезий из Кирены, бывший епископом  Птолимеады. Его перу принадлежит очень важная историческая информация, составляющая 156 писем, определяющая стиль для Средних веков Византии.

Среди писателей выделившихся на поприще религиозной борьбы также можно вспомнить епископа Александрийского Афанасия, бывшего поборником христианских взглядов в борьбе с арианством. Его перу принадлежит Житие св. Антония — одного из основателей восточного монашества.

К числу историков монашества можно отнести и Палладия из Елекополя, занимавшегося изучением египетского монашества.

На философском поприще удалось выделиться женщине – философу Ипатии, завоевавшей широкую известность благодаря талантам преподавателя.

Греческая литература до 451 года процветала и в Египте, когда Халкидоиский собор осудил монофизитское учение – официальную религию Египта, что привело к отказу от греческого языка в этом регионе с заменой его коптским. После этого египетская литература перестала иметь имперский характер, что сказалось и на качестве самой литературы.

В первый период развития Византии авторы постепенно отходят  от исходного вида имитации классической поэзии и развивают свои собственные формы, иногда рассматриваемые как прозаические, хотя это не верно, так как они характеризуются разными типами акростихов и рифмы. Наиболее известными авторами этого жанра были Григорий Богослов, следовавший античной методике, и Роман Сладкопевец, творивший в эпоху Анастасия I  и использовавший иные формы для своих произведений. Современные исследователи называют его «величайшим поэтом Византийской Империи».

Из авторов, писавших по-латински известен  Лактанций, живший в Северной Африке. С исторической точки зрения особенно он важен как автор сочинения «О смерти преследователя» (Demortibuspersecutorum),  дающего литературную информацию от времени Диоклетиана и Константина до Миланского эдикта.

Этот период развития Византии характеризуется также бурным развитием христианской и языческой литературы, шедших примерно одинаковыми темпами. Среди ее представителей было не мало таких талантливых авторов, как Фемистий из Пафлагонии, живший во второй половине IVвека. Он был руководителем Константинопольского университета и пользовался большим уважением как в среде язычников, так и христиан. Фемистию принадлежит большое сочинение «Парафразы Аристотеля», в котором он попытался сделать сложные для восприятия идеи греческого философа более ясными.

Крупнейшим языческим ритором IVвека считается Либаний из Антиохии, оказавший большое влияние на своих современников. Его труды имеют также огромное историческое значение.

К талантливым писателям этого периода развития Византийской Империи можно отнести и императора Юлиана. Его авторству принадлежит речь– обращение к «Царю Солнцу», сочинения «Против Христианства», сатирический мисопогон («ненавистник бороды»), написанный против антиохийцев.

Выдающимся произведение языческой литературы IVвека был сборник биографий римских императоров, написанный на латыни, «Писатели истории августов» (ScriptoresHistoriaAugustea). Автор этого великого произведения и время эго создания доподлинно не известно.

Известным историком Vвека является Приск Фракийский, принимавший участие в посольстве к гуннам и внесший весомый вклад в описание событий эпохи. Основным и наиболее ценным трудом этого автора является «Византийская история».

    продолжение
--PAGE_BREAK--Архитектура


На протяжении периода IV– VIвеков в Византии преобладала Сирийская архитектура. Образцами ее являются блистательные церкви Иерусалима и Вифлиема, а также некоторые церкви Назарета. К концу Vвека относится и красивая базилика в Египте, возведенная императором Аркадием над могилой Мины.

Отдельного упоминания требуют и Золотые Ворота (PortaAurea), через которые император официально въезжал в Константинополь. Они были построены в конце IVили начале Vвеков. Благодаря совершенным инженерным решениям и во многом – своему великолепию, они существуют и до сих пор.

С именем императора Константина связано возведение церкви св. Ирины и Церкви Апостолов в Константинополе, было начато строительство Св. Софии, законченное при сыне Константина – Констанции. В VIвеке эти церкви были перестроены Юстинианом, а до того, в Vвеке была построена базилика Иоанна Студита, ныне мечеть Мир-Ачар джами (Mir-Achordjami).

Некоторые памятники ранневизантийского искусства сохранились и в западных областях империи. Среди них несколько церквей в Фессалонике, дворец Диоклетиана в Салонах в Даймации, построенный в начале IVвека, несколько живописных изображений в церкви S. MariaAntiquaв Риме, относящихся к концу Vвека, мавзолей Галлы  Плацидии и православный  баптистерий в Равенне (Vвек), а также некоторые памятники в Северной Африке.

В истории искусства период IV– Vвеков можно рассматривать как подготовительный период к эпохе Юстиниана Великого, когда «столица достигла полного самосознания и приняла на себя руководящую роль», эпохи, получившей название «Первого золотого века Византийской Империи».
Юстиниан Великий                                                                     и Его Ближайшие Приемники (518 – 610 годы)
Почти все писатели и архитекторы этого времени были родом из Азии и Северной Африки. Эллинистический Восток продолжал оплодотворять интеллектуальную и артистическую жизнь Византийской империи.

Если бросить общий взгляд на правление Юстиниана, то придется придти к заключению, что в большей части своих начинаний он не достиг желаемых результатов. Внешне блестящие военные предприятия на Западе, предпринятые для возврата отнятых земель, оказались в конце концов неудачными. Не соответствующие насущным интересам империи, войны Юстиниана разорили страну. Церковная политика, руководимая императором, также не дала религиозного единства и внесла лишнюю смуту в Восточные провинции. Полной неудачей окончилась его административная реформа, приведшая из-за неправильной налоговой политики к обнищанию и обезлюживанию деревни.

Однако два творения Юстиниана оставили глубокий след в истории человеческой цивилизации: это – Свод гражданских прав и Св. София.

Литература


Эпоха 518 – 610 годов оставила обильное наследие в различных областях образования и литературы. Император Юстиниан даже имел специального историка своего времени Прокопия Кесарийского, отобразившего в своих сочинениях весьма полную картину его правления. В композиции и стиле Прокопий часто следовал античным историкам, таким как Геродот, Фукидиду. Ему принадлежит три крупных исторических сочинения. Крупнейшее – «История в 8 книгах», где описываются войны Юстиниана с персами, вандалами и готами. Другое сочинение Прокопия – «О постройках», главной темой которого является хвалебное перечисление и описание многочисленных и многообразных сооружений, возведенных Юстинианом. Это сочинение содержит богатый географический, топографический и финансовый материал и вполне может служить важным источником по истории государства.

Третье сочинение Прокопия – «Тайная история» («Anecdota» или «Historiaarcane») резко отличается от двух предыдущих тем,  что содержит много критического материала о деспотичном правлении Юстиниана и его супруги Феодоры. Это сочинение также является очень важным источником по внутренней политике в Византии в VI веке. В сочинениях Прокопия также нашли свое отражение и описание истории славянской древности, сведения о верованиях славян и прочее.

Современником Прокопия был автор «Истории Римской Империи» Петр Патрикий, рассказывающий в своем труде о событиях второго триумвирата (от Августа) до времени Юстиниана Отступника. Этому автору также принадлежит трактат «О государственном устройстве», признанный как надежный источник еще историками Средних Веков.

Среди поэтов-сатириков можно выделить Агафия из Малой Азии, перу которого принадлежит книга «О царствии Юстиниана», охватившая период с 552 по 558 годы. Позже это сочинение было продолжено историком Мекандром Протектором под общим названием «История», охватившая период до 582 года – года восшествия на престол Маврикия. Сочинения же Мекандра было в свою очередь продолжено египтянином Феофилактом Симокаттой, охватившим период с 582 по 602 годы. Эта часть сочинения дает весьма ценную информацию о времени Маврикия, о Персии и славянах на Балканском полуострове в конце VI века.

Одним из важнейших источников по истории периода является сочинение старца Евагрия «Церковная история» в шести книгах, являющиеся продолжением историй, написанных Сократом, Созоменом и Феодоритом. Кроме информации о церковной жизни, в частности о событиях от Эфесского собора 431 – 593 годов, сочинение Евагрия содержит интересную информацию об истории всего периода.

Ценным дополнением к «Тайной истории» Прокопия может послужить труд Иоанна Лиднеца «Об управлении римского государства». Он содержит многочисленные факты о внутреннем устройстве империи.

К области географии можно отнести статистический обзор Восточной Римской Империи времени Юстиниана «Спутник путешественника» грамматика Иерокла (Synecdemus). Автор конкретизирует внимание на политической географии империи с ее 64 провинциями и 912 городами.

Примером художественных произведений этого периода может служить «Жития восточных святых, или История, касающаяся путей жизни святых Востока» (CommentariideBeatisOrientalibus) Иоанна Эфесского на сирийском языке. Перу этого же автора принадлежит и «Церковная история», охватывающая время от Юлия Цезаря и до 585 года, написанная также на сирийском. Это произведение особо ценно тем, что отражает национальную и культурную основу церковных догматических споров.

Главой агиографов VI века следует назвать Кирилла Скифопольского, известного как автора нескольких «житий», а именно св. Евфимия, св. Саввы и прочих. В этой области работал и Иоанн Мосх – автор сочинения «Луг духовный» (PratumSpirituale), написанного по результатам путешествий автора по Палестине, Египту, Сирии, Малой Азии, островам Средиземноморья и Эгейского моря. Позже «Луг духовный» стал одним из популярнейших произведений Древней Руси.

Представителями поэтического направления этого времени были Павел Силанциарий, составивший два поэтических описания Св. Софии и ее убранства, и Корипп, написавший на латинском языке тоже два известных произведения: Johannis, написанное в честь полководца Иоанна Троглиты, и InIandumJustini.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Архитектура


Наиболее значительным архитектурным сооружением эпохи является Св. София, или Большая Церковь, как она называлась на Востоке. Св. София была сооружена по приказу  Юстиниана на месте небольшой базилики Св. Софии  («Божественной Премудрости»), которая была сожжена во время восстания Ника (532 год). Для того, чтобы сделать этот храм сооружением невиданного блеска, Юстиниан приказал прислать в столицу лучшие части древних памятников.

Император выбрал для исполнения этого грандиозного проекта двух талантливых архитекторов – Анфимия и Исидора. Оба были родом из Малой Азии, Анфимий из Тралл, Исидор – из Милета. Для проведения работ им было выделено 10 000 человек. Торжественное освещение Св. Софии произошло на Рождество 537год, в присутствии императора.

Сам храм, приближаясь по своему архитектурному типу к купольным базиликам, образует большой прямоугольник, с великолепным центральным нефом, над которым высился громадный купол в 31 метр окружностью, возведенный на высоте более 50 метров от поверхности земли. Из сорока больших окон, сделанных у основания купола, обильный свет разливается по всему храму. По обеим сторонам центрального нефа были построены двухэтажные арки с богато украшенными колоннами. Пол и колонны были сделаны из многоцветного мрамора, им же была выложена часть стен. Взор верующих восхищали чудные мозаики. У вершины купола располагался громадный крест, блиставший на мозаичном небе, усеянном звездами. Перед храмом находился обширный двор – атриум, окруженный портиками, посреди которого был прекрасный мраморный фонтан. Главной архитектурной особенностью Св. Софии является громадный и вместе с тем легкий купол, до сих пор не имеющий себе равных во всем мире.

Второй знаменитой церковью столицы, построенной Юстинианом, было Церковь Святых Апостолов. Она была первоначально построена при Константине Великом или Констанции, однако к VIвеку она была в состоянии полного упадка. Юстиниан снес ее и построил заново в более крупном и великолепном масштабе. Церковь имела форму креста с четырьмя равными сторонами (Arms) центральным куполом между четырьмя другими куполами. Среди архитекторов церкви были Анфимий из Тралл и Исидор Младший. В 1453 году, когда Константинополь был взят турками, церковь была разрушена для того, чтобы освободить место для мечети Мехмеда IIЗавоевателя. Церковь Апостолов известна также тем, что она была местом захоронения Византийских императоров от Константина Великого, и выполняла она эту функцию до XIвека.

Строительная деятельность Юстиниана не ограничивалась возведением только крепостей и церквей. Он построил также много монастырей, дворцов, мостов, цистерн, водопроводов, бань и больниц. В отдаленных провинциях империи имя Юстиниана связано со строительством монастыря св. Екатерины на Синае. В апсиде церкви монастыря находится знаменитая мозаика Преображения, относимая к VIвеку.
Эпоха Династий Ираклия
(610 – 717 годы)
В том, что касается культуры, период с 610 по 717 годы является самой темной эпохой за  все время существования империи. Основной причиной творческого  упадка  этого периода являлись политические условия существования империи, которая была вынуждена направлять все силы на защиту от внешних врагов. Персидская  и позже арабское завоевание культурно развитых и продуктивных в интеллектуальном отношении восточных провинций – Сирии, Палестины, Египта и Северной Африки, арабская угроза Малой Азии и самой столице,  аваро–славянская угроза  Балканскому полуострову – все это создавало практически невозможные условия для интеллектуальной и художественной жизни.

В виду внешних событий времени династии Ираклия, не удивительно, что ни один из памятников искусства этого времени не существует в наши дни. Известно лишь несколько памятников, относящихся к VIIвеку, которые сохранились за пределами Византии. Но и они демонстрируют значительное влияние художественной жизни Византии, заложенной в «Золотой век» Юстиниана Великого. Среди этих памятников можно выделить собор  в Эчмиадзине, восстановленный  между 611 и 628 годами и церковь цитадели в Ани (622 год) в Армении. Мечеть Омара в Иерусалиме, построенная 687 – 690 годах, является чистым византийским произведением. Некоторые фрески Санта Мария Антика в Риме относятся к Vii– началу VIIIвека и также показывают византийское влияние.


Литература


За это время Византийская империя не имела ни одного историка. Только дьякон Св. Софии Георгий из Писиды (провинция в Малой Азии) описал в гармоничных и правильных стихах компании Ираклия против персов и авар. Среди его произведений можно выделить: «Об экспедиции императора Ираклия против персов», «О нападении авар на Константинополь в 626 году и их поражении в результате вмешательства Богородицы», «Ираклиада» — панегирик императору по случаю окончательной победы над персами, «Гексамерон» («Шестоднев») – философско-теологическое  диалектическая поэма по поводу сотворения мира с намеками на современные автору события. Последнее произведение распространилось далеко за пределы Византийской империи, в IVХ веке был сделан его русский перевод. В целом современный научный мир расценивает дьяка Георгия как лучшего византийского светского поэта.

Среди хронистов можно выделить Иоанна Антиохийского и анонимного автора  Пасхальной Хроники. Иоанн Антиохийский, который жил, вероятно, во время Ираклия, писал всемирную хронику от Адама до смерти императора Фоки (610 год). До наших дней сохранились лишь фрагменты этого труда, который, в отличии от многих предыдущих, не рассматривает всемирную историю с узкой точки зрения, а имеет более широкий взгляд. Автор демонстрирует также более искусное использование источников, относящихся к ранним периодам. Пасхальная же хроника, написанная также во времена Ираклия и представляющая из себя не более чем перечисление событий от Адама до 629 года, однако, содержит некоторое количество интересных исторических замечаний. Наиболее интересным для современных исследователей в ней представляется описание использованных источников, а также часть, посвященная современным автору событиям.

В области недошедшей до нас теологической монофелитской литературы VIIвека интересными представляются сочинения Максима Исповедника, который цитировал ее фрагменты в процессе опровержения. Максим Исповедник  был одним из наиболее значительных Византийских теологов, являвшимся убежденным сторонником православия. Будучи современником Ираклия и Константа II, за свои убеждения он был посажен в тюрьму и, после многочисленных пыток, сослан в кавказскую провинцию Лазику. Сочинения Максима имели большое значение для развития византийского мистицизма. К сожалению автор не оставил систематического изложения своих взглядов и их нужно выводить из его многочисленных писаний.

В области агиографии можно отметить патриарха Иерусалимского  Софрония, который написал обширное повествование о египетских святых – Кире и Иоанне. Это сочинение содержит много информации по географии, истории нравов и обычаев. Еще более интересны писания епископа Неаполя Кипрского Леонтия, который также жил в VIIвеке. Он был автором многих житий, среди которых «Житие Иоанна Милостивого», патриарха Александрии в VIIвеке. Замечательным в сочинениях Леонтия является то, что он писал, в основном, для народных масс, то есть в разговорном стиле.

Едва ли не единственным автором церковных гимнов был архиепископ Крита Андрей, который был уроженцем Домаска. Как автор он знаменит в основном своим  Великим каноном, который и теперь читается в Православной Церкви во время Великого поста. Некоторые части канона показывают влияние Романа Сладкопевца. 

Большая часть узкого круга византийских писателей времени династии Ираклия происходила из восточных провинций, некоторые из которых были уже под властью мусульманских завоевателей.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Эпоха Иконоборчества (717 – 867 годы)


Довольно часто утверждалось, что в области искусства эпоха иконоборчества дала только отрицательные результаты. Верно, что иконоборцы разрушили многие ценные произведения искусства. Однако, с другой стороны, эта эпоха внесла новую сторону жизни в византийское искусство, обратившись вновь к эллинистическим образцам, особенно к Александрийским, и заимствовав некоторые направления от арабского  искусства. Несмотря на гонения иконоборцев на изображения святых, они были благосклонны к изображению человеческой фигуры в целом. Благодаря этому оно стало более реалистичным, подвергнувшись влиянию эллинистических моделей. Жанровые сцены повседневной жизни стали любимым сюжетом артистов, и в целом это было время господства чисто светского искусства. 

Литература


Такое глубокое, сложное и интенсивное общественное движение как иконоборчество, неизбежно должно было вызвать большую литературную активность. Но, к сожалению, литература иконоборцев была полностью уничтожена триумфаторами – иконопочитателями. Она известна в наши дни только по маленьким фрагментам, сохранившимся в трудах оппонентов иконоборцев, которые их цитировали с целью опровержения. Можно сказать, что практически все сохранившиеся литературные произведения иконоборческого периода представляют только одну точку зрения.

Аналогично предшествовавшему периоду, эпоха иконоборчества не имела историков, хотя хронисты этого времени оставили многочисленные сочинения, весьма ценные для изучения периода.

Свет на период предшествовавший иконоборчеству проливает Георгий Синкелл, умерший в начале IX века. Хотя его сочинения и не затрагивают современные ему события, они имеют очень большое значение для прояснения некоторых проблем, оказавшихся в основе возникшего  конфликта.

По настоянию Георгия Синкелла его Хроника в IX веке была продолжена Феофаном Исповедником. Он был непримиримым врагом иконоборцев во время второго периода движения. По приказу Льва V Армянина он был сослан на один из островов Эгейского моря, где  умер в 817 году. Хроника Феофана посвящена периоду от царствования Диоклетиана, где Георгий Синкелл прервал  свое изложение событий, до падения императора Михаила I  Рангаве в 813 году. Сочинение Феофана весьма ценно  благодаря использованию при его создании ранних источников, некоторые из которых не сохранились, и источников, современных событиям иконоборческого движения.

Другим значительным писателем этого времени был патриарх Константинопольский Никифор. В своих теологических сочинениях  он защищает истинность взглядов иконопочитателей. Он опровергает аргументы иконоборцев главным образом в своих трех «Опровержениях невежества и безбожной бессмыслицы нечестивой Маммоны [Константина V] против спасительного воплощения Слова Господа». С исторической точки зрения значительную ценность имеет и его «Краткая история», охватывающая события от смерти Маврикия в 602 году до 769 года. Это произведение содержит много интересных фактов по политической и церковной истории этого периода.

Убежденным противником иконоборчества был и Георгий Монах Амартол, составивший всемирную хронику от Адама  до смерти императора Феофила в 842 году, то есть до окончательной победы иконопочитания. Хроника Амартола оказала огромное влияние и на начальные шаги развития славянских литератур, особенно русской. Начало русских летописей тесно связано с сочинением Амартола.

Иконоборческая же литература была почти полностью уничтожена победителями иконопочитателями, однако часть актов иконоборческого собора 754 года сохранились в актах VII Вселенского собора.

К наиболее активным деятелям иконоборчества можно отнести императора Константина V, фрагменты работ которого сохранились в трех «Опровержениях» патриарха Никифора. Некоторое количество других иконоборческих поэм сохранились в сочинениях Феодора Студита. 

Огромное количество литературного материала, посвященного защите иконопочитания, оставил Иоанн Дамаскин, уроженцем Сирии, которая тогда была под арабской властью. Его основным сочинением был «Источник Знания», третья часть которого – «Точное изложение православной веры» — является попыткой систематического изложения основных положений христианской веры и догматики. В области иконопочитания можно выделить три трактата Иоанна Дамаскина «против тех, кто недооценивает святых икон». Известен Иоанн Дамаскин и своими церковными гимнами. Этому автору также принадлежит роман «Варлаам и Иосаф», который пользовался огромной популярностью на всех языках в течение средних веков. В основу этого произведения положена известная легенда о Будде.

Второй период иконоборчества отмечен активной деятельностью иконопочитателя Феодора Студита, аббата монастыря в Константинополе. Его догматические и полемические сочинения ставили целью разработать фундаментальное положение об иконах и иконопочитании. Наиболее популярными оказались его проповеди, образовавшие Малый и Большой Катехизис. Этому автору также принадлежит некоторое количество эпиграмм, акростихов и гимнов.

Этот период был отмечен творческой деятельностью такой интересной фигуры, как Касия – единственной талантливой поэтессы византийского времени. Ее сохранившиеся поэмы и эпиграммы отличаются оригинальностью мысли и живостью стиля.

Преследования иконопочитателей, прославленные в последствии победившей стороной, дало богатый материал для многочисленных  житий святых и обеспечило расцвет блистательного периода византийской агиографии.
Просвещение
Во время Аморийской династии периода был достигнут известный прогресс в области высшего образования Византии и известные продвижения в разных областях знаний. При Михаиле III Кесарем Вардой была организована высшая школа в Константинополе, расположенная во дворце. Там обучали семи основным искусствам по системе, созданной еще во времена язычества. Программа делилась на две части – тривиум (trivium), включавшую в себя грамматику, риторику и диалектику, и квадривиум (quadrivium), включавшую в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В школе изучали также философию и древних классических писателей. Образование было бесплатным. Профессоров университета хорошо оплачивала государственная казна. Одним из них был знаменитый ученый того времени Фотий, имевший разностороннее образование и обширные знания не только в области теологии, но и в грамматике, философии, естественных науках, праве и медицине. Он объединил вокруг себя группу людей, которые хотели обогатить свои знания.

Фотий, как самый ученый человек своего времени, не ограничивался только преподаванием, но посвящал также значительную часть своего времени литературной деятельности. Среди его сочинений можно выделить  «Библиотеку, или как ее часто называют (Мириобиблион)» («тысяча книг»). Этот труд представляет из себя обзор книг, прочитанных автором. В «Библиотеке» Фотий приводил отрывки из множества книг, а также свои выводы и критические замечания. Это произведение служит великолепным источником о грамматиках, ораторах, историках, специалистах в естественных науках, врачах, соборах, житиях святых и т.д. Очень большое значение «Библиотеки» Фотия в том, что здесь можно найти фрагменты несохранившихся сочинений.  Он оставил  также много проповедей и писем. В двух своих проповедях он упоминает о первом русском нападении на Константинополь в 860 году, свидетелем которого он был.

Другим значительным ученым-математиком этого времени был Лев, служивший государственным преподавателем в одной из константинопольских церквей. В последующие годы он был избран епископом Фессалоники, но вскоре низложен за иконоборческие взгляды. После этого Лев продолжил преподавать в Константинополе и стал главой высшей школы Варды.

Из числа  известных учеников константинопольской высшей школы можно вспомнить апостола славян Константина (Кирилла), учившегося под руководством Фотия и Льва и до своей миссии к хазарам возглавлявшего кафедру философии.
Эпоха Македонской Династии

(867 – 1081 годы)
Время Македонской династии было отмечено интенсивным развитием в сфере образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда проявились самым четким образом основные черты византийской учености, что выразилось в развитии более тесных связей между светским и теологическим элементом, примирении античной языческой мудрости с новыми идеями христианства. Центром научных и литературных исследований во время всего этого периода была высшая школа в Константинополе, вокруг которой группировались лучшие интеллектуальные силы империи.

Время Македонской династии имеет большое значение для истории византийского искусства. Иконоборческий кризис освободил византийское искусство от церковного и монашеского влияния, указав новые пути вне религиозных сюжетов. Эти пути вели к возврату к традициям ранних александрийских образцов, к развитию заимствованных от арабов украшений, связанных с исламской традицией. Смесь этих двух традиций, а также накопившийся за века опыт изобразительного искусство породили совершенно новый стиль, соединивший гармонию с религиозным чувством, обладавший серьезностью, отсутствовавшей у произведений эллинистического времени.

В этот  период впервые появились имперские школы живописцев икон, где также занимались иллюстрацией рукописей. При Василии IIпоявился знаменитый Ватиканский Менологий с прекрасными миниатюрами.

Влияние византийского искусства македонского времени распространилось и заграницы империи. Последнее живописное изображение знаменитой римской церкви CantaMariaAntica, относящейся к IX– Х веку, могут быть отнесены к лучшим произведениям македонского возрождения. Святая София в Киеве (1037 год), как и многие другие русские церкви, также относится к «византийской» традиции периода.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Литература


Император Лев VI, ученик Фотия, написал много проповедей, церковных гимнов и других сочинений. Лев защищал и поддерживал всех ученых и литераторов. Его основная заслуга заключается в поддержании интеллектуальной атмосферы, созданной Фотием. Таким образом император обеспечил себе место в истории образования. Лев защищал и поддерживал всех ученых и литераторов.

Много сделал для интеллектуального развития Византии и император Константин VIIБагрянородный, отметивший себя и на литературном поприще       Х века. Императору удалось создать в обществе  плодотворные научные и литературные движения, в котором он сам принимал личное активное участие. Константин также страстно интересовался искусством и музыкой, тратил большие суммы денег на составление антологий из древних авторов.

Среди сочинений Константина VIIможно выделить хвалебную биографию его деда Василия I«Об управлении государством» (DeadministrandoImperio), написанную между 948 и 952 годами, посвященную своему сыну и наследнику. Сочинение содержит много ценной информации по географии иностранных государств, их связям с Византией и византийской дипломатии. Биография также дает сведения о северных народах – печенегах, русских, узах, хазарах, мадьярах (турках).

Много географического есть и в третьем сочинении императора  «О фемах», частично основанном на географических трактатах V– VIвеков. В это же время было составлено большое сочинение «О церемониях византийского двора». Оно было составлено на основе данных официальных архивов двора различных периодов и содержало информацию о крещении, свадьбе, коронации, похоронах императоров, о различных церковных святынях, приемах иностранных послов, военных экспедициях и прочем.  Константину мы обязаны и подробным рассказом о триумфальном возвращении чудотворной иконы Спасителя из Эдессы в Константинополь.

Из круга литераторов и ученых того времени происходят историк Иосиф Генесий, автор истории от времени Льва Vдо  Льва VI(813 – 886 годы), и Феодор Дафнопат, написавший не сохранившееся историческое сочинение, несколько дипломатических посланий, проповеди для христианских праздников и несколько биографий. Примерно в это же время по просьбе императора Константин Родосский сочинил поэтическое описание церкви апостолов, ценное тем, что дает картину этой знаменитой церкви, позднее разрушенной турками.

Среди энциклопедий, появившихся при Константине VII, было знаменитое собрание Житий святых, составленное Симеоном Метафрстом. К началу Х века относятся также «Палатинская антология» (AnthologiaPalatina), составленная  Константином  Кефаласом.

Ко времени Константина Багрянородного относится составление знаменитого «Лексикона Суды» (Suidas). Какая-либо информация об авторе произведения отсутствует. Этот сборник является ценнейшим источником в связи с тем, что в него вошли литературные и исторические статьи по поводу не дошедших до нас сочинений.

Другой значительной фигурой периода был епископ Кесарийский Арефа, живший в начале Х века.  Особо знамениты его греческий комментарий на Апокалипсис, первый из известных, схолии к Платону, Лукиану и Евсевию, ценное собрание писем, сохранившееся в одной из рукописей, хранящихся в Москве. 

Лев Диакон, современник ВасилияIIи очевидец событий болгарской войны, оставил историю в 10 книгах, охватывающий период 959 – 975 годов и содержащую рассказ об арабской, болгарской и русской компаниях империи. Эта «История» ценна тем, что является единственным греческим источником, современным описываемым событиям. Это сочинение также содержит большое количество информации о Святославе и его войне с греками.

Среди хронистов этого времени следует упомянуть анонимного продолжателя труда Феофана Исповедника (TheophanesContinuatus), описавшего события с 813 года по 961 на основе сочинений Генесия, Константина Багрянородного и продолжателя Георгия Амартола. В качестве одной из версий по вопросу авторства этого труда выдвигается Феодор Дафнопат.

Группа хронистов Х века представлена четырьмя именами – Львом Грамматиком, Феодосием Мелитенским, анонимным Продолжателем Георгия Амартола,  Симеоном Магистром и Логофетом. Все они были копиистами, сокращавшими и перерабатывавшими Хронику Симеона Логофета, полный текст которой до сих пор не опубликован, не смотря на существование древнерусского перевода.

К Х веку  относится также весьма интересная фигура в византийской литературе – Иоанн Кириот,  обычно известный под своим прозвищем – Геометр. От него осталась коллекция эпиграмм и приуроченных к определенному случаю (occasional) поэм,  сочинения в стихах об аскетизме («Рай») и несколько гимнов в честь Богородицы. Первые два типа трудов тесно связаны с важнейшими политическими событиями того времени, такими как смерть Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, восстания Варды Склира и Варды Фоки в поэме «Восстание», болгарская война и т.д.  Все они имеют немалое значение для исследователя данного периода.

Одним из лучших византийских поэтов периода был Христофор Митиленский, блиставший в первой половине XIвека. Его короткие сочинения, написанные в форме эпиграмм или обращений к различным лицам, включая современных ему императоров, отличаются изяществом вкуса и тонким умом.

Период Македонской династии, особенно Х век, рассматривается как период расцвета византийской эпической поэзии и византийских народных песен, главным герое которых был Василий Дигенис Акрит. Этот эпический герой проводит всю жизнь в борьбе с мусульманами и апелатами («Те, кто угоняет скот»). Византийские исследователи полагали, что истинное событие, на котором основано повествование, произошло в середине Х века в Кападокии в области Евфрата. В эпосе Дигенис совершает великие подвиги и сражается за христиан и за империю, православие и Романия (Византийская империя) при этом неразделимы. Как это не парадоксально прототипом Дигениса был не христианин, а полулегендарный борец за исламскую веру Сайид Баттал Гази. Имя Дигениса Акрита  оставалось популярным и в последующие периоды. Так поэт XIIвека Феодор Продром, когда пытался воздать должную похвалу императору Мануилу  Комнину, назвал его «новым Акритом».

Цикл о Дигенисе представляет собой всеобъемлющую картину  византийского мира в Малой Азии и пограничных областях. Сейчас практически очевидно, что историческим прототипом Дигениса был Диоген.

Интеллектуальная и художественная жизнь империи  продолжала развиваться в Македонский период по всем направлениям. Среди значительных писателей этого времени был Михаил Атталиат.  Его сохранившиеся сочинения относятся к области истории и юриспруденции. Его история, охватывающая период  1034 –1079 годов, дает представление о времени последних Македонских правителей и смутного периода. Юридический трактат Михаила Атталиата  представляет краткий общедоступный учебник права. Весьма ценная информация о культурной жизни византийской империи в XIвеке содержится в уставе, составленном Михаилом для богадельни и монастыря, которые он основал.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Просвещение


В Х веке, когда византийская цивилизация переживала время блестящего подъема, представители варварского Запада приезжали на Босфор за образованием. Однако, в конце Х и начале XIвека, когда все внимание империи было сосредоточено на военных компаниях, интеллектуальная и творческая активность немного упала. Правивший в то время император Василий IIотносился к ученым с презрением. Отдельные личности, тем не менее продолжали усердно работать. Высшее образование с государственной поддержкой на широкой основе возрождается только в середине XIвека  при Константине Мономахе. Вместе с этим начались и горячие диспуты о сущности реформы высшей школы. Основная борьба развернулась между сторонниками юридической и философской школы. Император нашел хороший способ выйти из этой ситуации, организовав философский факультет и школу права. Основание университета произошло в 1045 году. Философское его отделение возглавил  знаменитый ученый и писатель Пселлом. Юридическую школу возглавил Иоанн Ксифилин. Как и ранее, образование было бесплатным. Прием был свободным для всех тех, кто хотел поступить, вне зависимости от социального и экономического статуса, единственным требованием был достаточный уровень подготовки. Юридическая школа имела четко выраженные практические цели, так как от не ждали подготовки искусных чиновников, знакомых с законами империи.

Архитектура


Расцвет в развитии архитектуры периода пришелся на правление императора Василия I,  вошедшего в византийскую историю как великий строитель. По его распоряжению была возведена Новая Церковь. Также был построен новый дворец  Кенургий, украшенный блестящими мозаиками. Были восстановлены и украшены Св. София и церковь Святых Апостолов.

Основным центром архитектурной жизни был город Константинополь, однако в византийских провинциях этого времени также сохранились важные памятники искусства – церковь Скрипу (874 год) в Беотии, группа церквей на Афоне (Х – начало XIвека), церковь св. Луки Стириса в Фокиде (начало XIвека),  церковь Неа Мони на Хиосе (середина XIвека), церковь монастыря Дафни в Аттике (конец XIвека). В Малой Азии многочисленные скальные церкви в Каппадокии сохранили большое количество весьма интересных фресок, некоторые из которых относятся к IX. Xи XIвекам.

Музыка и Театр


Важным компонентом византийского искусства являлась музыка. В ней сочетались авторитарность с демократизмом, античность с древнееврейскими традициями. Новый этап в ее развитии связан с принятием христианства.

Религиозная музыка, получившая широкое распространение, сосуществовала с народной, корни которой уходили в языческие времена. Становление христианской религии, споры отцов Церкви о новой духовности, о месте музыки в богослужении, в миросозерцании и жизни приводят к появлению христианской литургии и развитию новых жанров вокального искусства.

С утверждением же христианской морали музыка стала выделяться из остальных видов искусства. Она должна была не только выражать идею универсальности мира, но и устремлять человеческие души к единой высшей цели.

Теологи считали музыку важнейшим элементом мироздания, средством воздействия на человеческую душу.

Возникновение византийского музыкознания тесно было связано с древнегреческой традицией. Следует особо отметить влияние пифагорейской и платоновской философии. Но средневековые теоретики музыки своеобразно переломили античное учение о внутреннем строе музыки и о характере ее воздействия на человека. По их мнению, музыка связана с нравственным состоянием души, а плохая музыка способна привести к порче нравов, упадку духа, даже к безумию.

Византийской музыке, как и античной, была чужда тесная связь между теорией и практикой музицирования.

Наши представления о ранневизантийской музыкальной культуре несколько фрагментарны. Известно, что основными жанрами были: псалмы, гимны, духовные песни.

Со временем изменяется литургия, происходит ее унификация. В нее вводится чередование хоров (антифонное пение), более изысканной становится вокальная культура, богослужение становится более пышным, широкое распространение получают юбиляции и другие музыкальные формы.

Музыка всё больше включается в формирующийся культ. Она повсеместно распространялась, проникая в повседневную жизнь, быт, поощрялась государством, Церковью. Для подготовки музыкантов были созданы специальные школы, появилась возможность нотной фиксации.

Светская музыка, особенно инструментальная из-за своих языческих корней, Церковью отрицается и даже запрещается. Поэтому до исследователей она не дошла, о ней можно судить только на основании косвенных данных. И, тем не менее, несмотря на все попытки регламентации культовой музыки, она была подвержена светскому влиянию, новым тенденциям, связана с национальными и народными традициями.

В первую очередь музыка являлась составной частью богослужения. Трактат «О церемониях» и другие источники свидетельствуют, что на одну мелодию пелось от 5 до 22 различных текстов. При этом, вероятно, существовала жесткая соотнесенность между группой текстов и мелодией. Разнообразие достигалось в основном варьированием исполнения.

Как взаимодействовали византийские композиторы, поэты и исполнители, судить трудно. Возникают сложности и в изучении музыкальных инструментов.

Источники свидетельствуют, что в ранневизантийский период особая роль принадлежала органу, имевшему несколько разновидностей; основными были гидравлический и воздушный.

Императорские процессии часто сопровождались целыми оркестрами, в которые входили трубачи, горнисты, цимбалисты, флейтисты.

Кроме литургических жанров существовали и другие. Например, антифонное пение (исполнение произведения поочередно двумя хорами или солистом и хором), акламации (песнопение, прославляющие императора, членов императорской семьи, государственных и духовных сановников), кондак, просуществовавший до VII века, затем его заменил канон.

С середины VII столетия Церковь активно боролась с многочисленными жанрами народной музыки (лигисма, теретисма и другие). Поскольку прихожане, а то и церковные певчие нередко использовали интонации народных песен в музыке богослужений, VI Вселенский собор принял постановление: «Мы желаем, чтобы присутствующие в церкви не применяли бессмысленных воплей, не принуждали (свое) естество к крикам, не добавляли не подобающих и не свойственных Церкви (звучаний), а с великим вниманием и благочестием возносили псалмодии».

Оградить официальную музыку от этого влияния могло только создание специального музыкально-поэтического искусства. Во второй половине VII — Х в. была упорядочена литургия. В церковный обиход были введены новые песнопения, произошли систематизация и регламентация репертуара, канонизация ладотональной системы. Исполнение религиозных песнопений было распределено между восемью последовательными воскресеньями; византийская традиция приписывает создание этой системы Иоанну Дамаскину.

Упорядочению богослужения способствовало и закрепление в практике определенных жанров: псалом, антифон. С середины VII в. самым популярным жанром становится канон – музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Канон содержал девять разделов, называвшихся одами. Каждая ода представляла собой поэтический пересказ девяти библейских песен.

Другим популярным жанром стал тропарь, первоначально представлявший собой краткую молитву, следовавшую за стихом какого-либо псалма. Позднее он становится основной составной частью гимнографии.

Усложняется организационное и художественное руководство хором. Появляется канонарх – монах, который ударами палки призывал братию к пению и суфлировал им; доместики осуществляли художественное обучение хоров, дирижировали, исполняли сольные партии.

Певчие для хора воспитывались с детства при церквях и монастырях. Обширность и разнообразие музыкального репертуара привели к созданию литургических книг — рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения («Стихирий», «Ирмолог»). Сложилась система нотаций – знаков, дающих певцу возможность восстановить в памяти основные мелодические контуры произведения.

Важное место отводилось музыке в жизни византийской армии, которая заимствовала многое из военной музыки римлян. Исполнялась она букциной и ее разновидностью – скиталием, трубой и ручным барабаном.

Со второй половины IX века в византийском обществе возобновляется интерес к античной музыкальной культуре. Он был связан со стремлением византийцев понять духовные достижения древности и осознать себя наследниками греков и римлян.

В конечном счете византийская Церковь всё-таки добилась желаемого результата: религиозная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной культуре империи.

Подобное положение сложилось и в театральном искусстве.
Театр эпохи эллинизма не устраивал христианскую Церковь, и она нашла для театрального зрелища новые формы и применение. Элементы театрализованных действий вошли в богослужение, сделав его более эмоциональным и впечатляющим.

В литургию стали вводить диалоги на евангельские темы. Священники осваивают ряд сценических приемов (жесты, мимику, манеру говорить, двигаться и т.п.).

Качественно новый момент в отношениях Церкви с театром наступает с появлением литургической драмы – мистерии. Содержанием мистерий были различные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов. Показывали их обычно в дни крупных церковных праздников.

В ХI – XII веках в Византии мистерия практически полностью вытеснила светский театр, хотя он продолжал существовать.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Построение гипермедиа систем
Реферат Пространственные концепты в семантической структуре адъективных префиксов, отражающих локализацию в зоне Х
Реферат Взаимодействие органов следствия и суда
Реферат Home Burial By Robert Frost Essay Research
Реферат SWOT-анализ предприятия (на примере представительства в г. Уфе иностранной лизинговой компании)
Реферат Communism In Animal Farm Essay Research Paper
Реферат Стиль барокко в искусстве
Реферат Лекции по гражданскому процессу
Реферат Аудит как вид предпринимательской деятельности
Реферат Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения
Реферат Криміналістична ідентифікація 3
Реферат Информационные технологии в антикризисном управлении 2
Реферат Умай и Дзерасса - богини-сестры
Реферат Анализ оборачиваемости оборотных средств (на примере дочернего предприятия ОАО Татнефть Алабакульский кирпичный завод)
Реферат 1С: предприятие