КультураКиевской Руси
в IX— первойполовине XIIIвв.
Истоки русскойкультуры уходятсвоими корнямив глубокуюдревность.Время образованияКиевской Руси, по определениюмонаха Нестора,- 852 год. Но ещеславяне имелинекое представлениеоб искусствах: вырезали надереве образычеловека, птиц, зверей и красилиих разнымицветами, которыене изменялисьот солнечногожара и не смывалисьдождем. В древнихвендских могилахбыли найденымногие глиняныеурны, весьмахорошо сделанные, с изображениемльвов, медведей, орлов и покрытыелаком; такжекопья, ножи имечи, и кинжалы, искусно выработанные, с серебряноюоправой и насечкою.Карамзин писал, что, «не знаявыгод роскоши, которая сооружаетпалаты и выдумываетблестящиенаружные украшения, древние славянев низких хижинахсвоих умелинаслаждатьсядействием такназываемыхискусств изящных.»
Но все это былолишь предпосылкамидля образованиянастоящей, древнерусскойкультуры, котораяначала своесуществованиев год 852 от РождестваХристова.
Основные чертырусской средневековойкультурыопределяются, с одной стороны, особенностямифеодальнойформации, свойственнымией способомпроизводства, характеромклассовыхотношений инадстроечныхинститутов, с другой стороны- конкретно-историческимиусловиямиразвития России, своеобразиемее социальногои политическогостроя, а такжевнешнеполитическимиобстоятельствами.
Культура Русине стала простымпродолжениемкультурыпредшествующеговремени. Глубокиеизменения всоциально-экономическойи политическойжизни, выразившиесяв разложениипервобытнообщинногостроя и вызреванияфеодальныхотношений, ввозникновениигосударстваи в формированиидревнерусскойнародности, привели ккачественнымсдвигам в жизнивосточныхславян и обусловилибыстрый подъемв развитии, врезультатекоторогодревнерусскаякультура засравнительнокороткий историческийпериод достиглавысокого уровняи заняла достойноеместо в мировойсредневековойкультуре.
До 988 г. Русь былаязыческой, апотому культураДревней Русиделится на двапериода: языческийи христианский.До принятияПравославиябронзовые, каменные, деревянныеидолы былиразбросаныпо всем славянскимземлям. Многоих было и в Киеве.Как пишет летописец:«И нача княжитиВолодимер ина Киеве едини постави кумирына холму внедвора теремнаго: Перуна деревяна, а главу егосребрену, а усзлат, и Хърса, Даждьбога, иСтрибога, иСимарьгла, иМокошь».
Самым знаменитымиз сохранившихсядревних истукановявляется Збручскийидол, поставленныйна реке Збручна рубеже IX-Xвеков. Идолпредставляетсобой большойкаменный столп, покрытый барельефами.На верхнемярусе изображеночетырехликоебожество: 4безбородых, длинноволосыхлица, обращенныена четыре сторонысвета и увенчанныеодной круговойшапкой, весьманапоминающийкняжеский убор.Чуть ниже — фигуркилюдей и 3 истукана, поддерживающиевсю композицию.Иначе говоря, все это представляетсобой дохристианскоемироздание, подразделенноена небо, землюи подземныймир.
В 988 г. языческомуидолопоклонствупришел конец.Ко временипринятия ХристианстваРусь вступилав полосу своегорасцвета, выросее международныйавторитет, сложиласьсамобытнаякультура. Высокогоуровня достиглиремесла, техникадеревянногостроительства; складывалсяэпос. Синтезславянскойдохристианскойкультуры с темкультурнымпластом, которыйпоступил наРусь с принятиемХристианстваиз Византии, а также Болгарии(уже в течениестолетия кэтому времениявлявшейсяхристианскимгосударством), приобщил странук византийскойи славянскойхристианскойкультурам, ачерез них — ккультурамантичной иближневосточной, создал феноменрусской средневековойкультуры.Византийскоевлияние надревнерусскуюкультуру очевиднои в доказательствахне нуждается.Несомненнои его большоеположительноезначение дляРуси. Оно небыло ни всеобъемлющим, ни постоянным.Наиболее интенсивнымикультурныесвязи Руси сВизантией былив период с концаХ в. до серединыХII в. Значительнымбыло воздействиевизантийскойкультуры навысшие слоиобщества, гораздоменьше егоиспытывалиширокие слоинаселения.Особенно сильноэто воздействиепроявлялосьв области церковнойидеологии, каноническогоправа, культовогоизобразительногоискусства.
Иной характеримели культурныеконтакты КиевскойРуси со странамиЦентральнойи ЗападнойЕвропы. В домонгольскийпериод Русьне уступалав своем культурномразвитии большинствустран Европы, причем культурноевзаимодействиеее со странамиЕвропы былообоюдным иравноправным.
Центром новой, христианскойкультуры осталсяКиев.
Важнейшее местов культуреКиевской Русизанимала литература.
Создание славянскойазбуки связываетсяс именамивизантийскихмиссионеровКонстантина(Кирилла) (827-869) иего брата Мефодия(815-885)
Это событиесвязано с принятиемхристианства, но дохристианскаякультура ужеимела зачаткисистем письма.
Об этом свидетельствуетсказание черноризцаХрабра «О письменах», относящеесяк концу 9 — началу10 в. В нем на основаниипоказанийочевидцевповествуетсяо созданииКонстантиномФилософомазбуки. Во временаязычестваславяне применялинекоторыепримитивныезнаки, послеже принятияхристианствав практикувошло использованиелатинских игреческих букв, которые не былиприспособленык особенностямславянскойречи.
В 862 г. в Константинопольприбыли послыморавскогокнязя Ростислава, который просилимператораМихаила и патриархаФотия направитьв Моравиюпроповедниковдля устроениятам христианскойрелигии, причемнужно было, чтобы это велосьна наречии, которое будетпонятно народу.
Оба брата былиродом из македонскогогорода Солуни.Константин(Кирилл) изучалбогословиеи был назначенпозднее патриаршимбиблиотекарем, а также преподавалфилософию. Онвладел несколькимиязыками, в томчисле и местнымславянскимдиалектом.Мефодий занималпост управителяв одной из славянскихпровинцийВизантийскойимперии.
Вскоре послеобращенияпослов к императоруКирилл создалславянскуюазбуку, котораясостояла из38 букв. Посколькуее нельзя былосоставитьмеханически, часть букв былавзята из греческогоалфавита, анекоторые былиспециальнопридуманы дляправильнойпередачи звуковславянскихдиалектов.Кириллом жебыл сделанперевод Евангелияи ряда другихцерковных книг.
Древнейшиепамятникиславянскойписьменностизнают два алфавита- кириллицу иглаголицу. Вовторой половинеIX в. был созданглаголическийалфавит, накотором писалисьпервые переводыцерковных книгдля славянскогонаселенияМоравии и Паннонии.На рубеже IX-Xв.в. на территорииПервого Болгарскогоцарства в результатесинтеза издавнараспространенногоздесь греческогописьма и техэлементовглаголицы, которые удачнопередавалиособенностиславянскихязыков, возниклаазбука, получившаяпозднее название«кириллица».В дальнейшемэтот болеелегкий и удобныйалфавит вытеснилглаголицу истал единственныму южных и восточныхславян.
Появлениеписьменностиобусловленовнутреннимипотребностямиобщества наопределеннойстадии егоразвития — разложениепервобытнообщинногостроя, возникновениеклассовогообщества игосударства.Это означалокачественныйскачок в развитиикультуры, т.к.письменностьявляется важнейшимсредствомзакрепленияи передачи вовремени и впространствезнаний, мыслей, идей, сохраненияи распространениядостиженийкультуры.
Развитие письменностина родном языкепривело к тому, что русскаяцерковь с самогоначала не быламонополистомв сфере грамотностии образования.О распространенииграмотностисреди демократическихслоев городскогонаселениясвидетельствуютберестяныеграмоты. Этописьма, памятныезаписки, владельческиезаписи, учебныеупражненияи т.д. Письмо, таким образом, использовалосьне только всоздании книг, государственныхи юридическихактов, но и вбыту.
Письменныеисточникисвидетельствуюто богатствеи разнообразиифольклораКиевской Руси.Значительноеместо в немзанимала календарнаяобрядоваяпоэзия: заговоры, заклинания, обрядовыепесни. Существовалитакже и формыфольклора, несвязанные сязыческимкультом, — пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.
Народная музыка, возникшаязадолго допрофессиональногомузыкальногоискусства, играла в общественнойжизни языческойРуси гораздобольшую роль, нежели в болеепоздние эпохи.Народные песнибыли плодомколлективногоустного творчестваи имели многовариантов.Фольклор обладалсложившейсястройной системойжанров и средствмузыкальнойвыразительности.
В числе самыхдревних свидетельствмузыкальнойодаренностирусского народа- календарно-обрядовыепесни. Онисоздавалисьв соответствиис календарем, отражающимэтапы сельскохозяйственныхработ в течениегода. В содержаниикалендарно-обрядовогофольклораотразилисьсамые разнообразныеверования нашихпредков, представленияо круговоротеприроды и устройствемироздания.Песни входилив весенние, летние, осенниеи зимние обряды, поскольку людиверили, что ихдействия изаклинаниябудут услышанымогучими силамиматери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил.
Совсем инойбыла сферасемейно=бытовогофольклора. ВДревней Русисобытия, связанныес рождениемчеловека, вступлениемв брак, его смертью, отразилисьв прекрасныхнародных песнях.
Наиболее развитымбыл обряд русскойсвадьбы. Такжебыли распространеныплачи-причитания:«причет», «вопль»,«голошение».
Синтетическимжанром, в которомс особой яркостьювоплотилсямузыкально-поэтическийдар русскогонарода, былабылина (илистарина). В нейрассказывалосьо том, что «было»и одновременновелось повествованиео небылицах, сказочныхгероях, фантастическихобразах. Большинствоперсонажейкиевских былин(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)- бесстрашныебогатыри, защитникиродной земли, совершающиеподвиги в самыхнеобычныхситуациях.
С принятиемхристианствасмысл языческихверованийпородившихте или иныежанры музыкальногофольклора, сталзабываться.Однако внешниеформы обрядовостались. ЦерковьДревней Русине отверглатрадиционныенародные праздники, но лишь придалаим новый духовныйсмысл.
В храмовоймузыки сталираспространеныпсалмы, кондаки, стихиры, тропари, входящие вЛитургию, Всенощноебдение и другиеслужбы.
Существовалов Древней Русии школьноеобразование.Сразу же послевведения христианстваВладимир приказалотдавать «накнижное учение»детей «лучшихлюдей». ЯрославМудрый создалшколу в Новгородедля детей старости духовных лиц.Обучение велосьна родном языке, учили чтению, письму, основамхристианскоговероученияи счету. Имелисьи школы высшеготипа, готовившиек государственнойи церковнойдеятельности.Одна из нихсуществовалапри Киево-Печерскоммонастыре. Изнее вышли многиевидные деятелидревнерусскойкультуры. Втаких школахнаряду с богословиемизучалисьфилософия, риторика, грамматика, использовалисьисторическиесочинения, сборники высказыванийантичных авторов, географическиеи естественнонаучныетруды.
В аристократическойсреде широкобыло распространенознание иностранныхязыков. Получалиобразованиеи некоторыеженщины в княжескихсемьях наравнес мужчинами.
Хорошо известныв Киеве былисочиненияримских ивизантийскихбогословов-Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Кессарийского, Ефрема Сирина, АфанасияАлександрийского.Сборники переводныхсочиненийсодержатмногочисленныепамятникиагиографии-литературы, посвященнойжитию святых.Достаточнораспространеныв ту эпоху былитексты апокрифов-преданий огероях библейскойистории, невошедших вканоническиекниги. Встречаютсяхроники, излагающиеисторию мира, а также великолепныйперевод знаменитойкниги ИосифаФлавия «ИсторияИудейскойвойны».
Переводнаялитератураспособствовалаобогащениюи развитиюрусской оригинальнойлитературы.Но она не предшествоваларусской литературе, а сопутствовалаей. Многие изпереводныхпроизведенийпоявилисьтогда, когдауже существовалиоригинальныепроизведениярусской литературы.
Переход отчтения к созданиюсвоих текстовбыл оченьстремительным.Как считаютсовременныеисследователи, анализ первыхпроизведенийлитературыКиевской Русипоказываетее самостоятельностьи в языке, и всюжетах, и всистеме образов, и даже в жанровомотношении.
Характернаяособенностьрусской литературы- ее остраяпублицистичность.Поэтому памятникилитературыодновременноявляются ипамятникамиобщественно-политическоймысли. В основеих содержания- важнейшиепроблемы жизнистраны.
Одним из основныхоригинальныхжанров формирующейсярусской литературыстало летописание.Летописи — этокрупнейшиепамятники всейкультуры Руси.
Самым значительнымпамятникомлетописаниясчитается«Повесть временныхлет», составленнаяв 1113 г. монахомНестором. Однако«Повесть временныхлет» не самоепервое летописноепроизведение.Древнейшиелетописи наРуси известнысо временикнязя ЯрославаМудрого, хотяустные преданиябытовали задолгодо этого времени.Другой этапприходитсяуже на 60-е-70-е г.г.ХI в. и связанс деятельностьюмонаха Киево-ПечерскогомонастыряНикона. Около1095 г. создаетсяновый летописныйсвод, которыйрусский ученыйА.А. Шахматовпредложилназвать «Начальнымсводом». И, наконец, в начале XIIвека русскаялетопись обогатиласьтрудами монахаКиево-ПечерскогомонастыряНестора.
В «Повести»автор выдвинулперед собойсовершенноновую задачу-ввести историюРуси в контекствсемирногоисторическогопроцесса, переработавстаринныелетописи. Поэтомупроизведениеначинаетсябиблейскимрассказом оНое, от одногоиз сыновейкоторого ведетсвое началославянскийрод. Далее Несторповествуето возникновениипервой династииРюриковичей, о крещенииРуси, о походахкиевских князейна иноземцев, о междоусобицах.Для этой летописихарактерносвободноесочетаниеэлементовжития, поучения, повести, похвальногослова. Как ивсякая летопись,«Повесть временныхлет» отличаетсясложностьюсостава иразнообразиемвключенногов нее материала.В нее вошли итексты дипломатическихи юридическихдокументов, и пересказыфольклорныхпреданий, ивыдержки изпамятниковпереводнойлитературы, и записи о явленияхприроды, исамостоятельныелитературныепроизведения-историческиеповести, жития, богословскиетрактаты ипоучения, похвальныеслова.
«Повесть», возникшая впериод, когдауже началсяраспад Древнерусскогогосударствана отдельныеземли и княжества, проникнутаидеей единстваРусской земли, которое мыслилоськак сплочениевсех земельпод властьюкиевских великихкнязей.
«Повесть»сыграла огромнуюроль в утверждениии сохраненииидеи единстваРуси в сознаниипоследующихпоколений, живших во временакняжескихусобиц.
С XII в. начинаетсяновый периодв истории русскоголетописания.В условияхфеодальнойраздробленностионо приобретаетобластнойхарактер. Значительноувеличиваетсяколичествоцентров летописания.Кроме Киеваи Новгородалетописи велисьв Черниговеи Переяславле, в Полоцке иСмоленске, воВладимире иРостове, в Галичеи Владимире-Волынском, в Переяславле-Залесском, Рязани и другихгородах. Появляютсяродовые княжескиелетописи, жизнеописанияотдельныхкнязей, историческиеповести оботношенияхмежду князьями.
Среди жанровогоразнообразиякиевских памятниковтакже выделяетсяжанр слова, отразившийпафос торжественногои поучающегослушателейкрасноречия.Наиболее знаменитымсочинениемявляется «Словоо Законе иБлагодати», написанноепервым русскиммитрополитомИларионом в30-40 гг. XI века.Своим острием«Слово» направленопротив притязанийВизантии накультурнуюи политическуюгегемонию вВосточнойЕвропе.
Самым выдающимсяпроизведениемлитературыКиевской Русиявляется знаменитое«Слово о полкуИгореве». В немповествуетсяо неудачномпоходе князейво главе сновгород-северскимкнязем ИгоремСвятославичемпротив половцевв 1185 г.
«Слово о полкуИгореве» — произведениеобщерусское, в нем нет местныхчерт. Оно свидетельствуето высоком патриотизмеего автора, сумевшегоподняться надузостью интересовсвоего княжествадо высоты общерусскихинтересов.
Это светскоепроизведение, в нем отсутствуютцерковнаяриторика, христианскиесимволы и понятия.Оно тесно связанос устным народнымтворчеством, что проявляетсяв поэтическомодушевленииприроды, в широкомиспользованииязыческойсимволики иобразов языческоймифологии, типичных дляфольклора форм(например, плача)и художественныхсредств. О связис народнымтворчествомсвидетельствуети идейное содержание«Слова», и егохудожественнаяформа.
В «Слове о полкуИгореве» воплотилисьхарактерныедля древнерусскойлитературыэтого периодачерты: живаясвязь с историческойдействительностью, гражданственностьи патриотизм.Появлениеподобногопроизведениясвидетельствовалоо высокой степенизрелости молодойрусской литературы, о ее самобытности, о высоком уровнеразвития русскойкультуры вообще.
Не менее важныи шедевры архитектурыи изобразительногоискусства.
До конца Х в.на Руси не быломонументальногокаменногозодчества, носуществовалибогатые традициидеревянногостроительства, некоторые формыкоторого повлиялина каменнуюархитектуру.После принятияхристианстваначинаетсявозведениекаменных храмов, принципыстроительствакоторых былизаимствованыиз Византии.
Первой каменнойпостройкойбыла Десятиннаяцерковь, возведеннаяв Киеве в концеХ века греческимимастерами. Онабыла разрушенамонголо-татарамив 1240 г. В 1031-1036 г.г. вЧернигове былвоздвигнутгреческимизодчимиСпасо-Преображенскийсобор- самый«византийский», по мнениюспециалистов, храм ДревнейРуси.
Вершиной южнорусскогозодчества ХIв. являетсяСофийский соборв Киеве — огромныйпятинефныйхрам, построенныйв 1037-1054 г.г. греческимии русскимимастерами.София Киевская, возведеннаяна высокомберегу Днепра, блестела тринадцатьюсвинцовымикуполами, которыесоставлялипирамидальнуюкомпозицию.У западныхуглов соборабыли выстроенылестничныебашни- асимметричныеи могучие, ониусиливалимонументальнуюторжественностьхрама, подчеркиваяего особую рольв государстве.
Внутреннеубранство такжевполне соответствоваломесту соборав духовнойжизни киевлян.Он как бы претворилрелигиозные, национальныеи даже политическиеидеи, господствовавшиево временаЯрослава Мудрого.При этом создателямхрама удалосьнайти верноерешение в соотношенииразнообразныхдеталей и украшений.Например, важнымэлементомхудожественногозамысла являлсяконтраст залитогосветом центральногопространствас затененнымипомещениямипод хорами. Влучах светаискрилисьдрагоценныемозаики, расположенныев центре, боковыеже части былиукрашены фресками.
Благодаряточному расчетувнимание каждого, кто входит вхрам, приковываетсяк алтарной егочасти и пространствупод центральнымкуполом. Здесьпомещена мозаикас изображениемХриста-Вседержителя.Подлиннымшедевром Софииявляется огромнаямозаичнаяфигура Богоматери-Оранты.
На противоположнойалтарной частихрама изображеныбытовые сценыиз жизни княжескогодвора, а такжесцены «бесовскихзабав» разудалыхрусских скоморохов.Особого вниманиязаслуживаютфрески-портретысемьи ЯрославаМудрого. Лучшевсего сохранилосьизображениечетырех дочерейкнязя. Их стройныйи нежный обликнаделен ярковыраженнымииндивидуальнымичертами.
София Киевскаяявляетсяблистательнымолицетворениемидеи единстварусской государственностии Православия.Собор как центробщественнойжизни Киевавоплотил в себефилософию, этику и эстетикуРуси, стремящейсяк национальномусамоопределению.Храм оказалсерьезноевлияние надальнейшееразвитие каменногозодчества.ПоявилисьСофийскиесоборы в Новгороде, Полоцке, расцвелостроительствовеличавыххрамов и крепостейв других русскихкняжествах.
С ХII в. началсяновый этап вразвитии русскойархитектуры.ЗодчествоXII-XIII в.в. отличаетсяот архитектурыпредшествующеговремени меньшеймасштабностьюзданий, поискаминаиболее простых, но в то же времякрасивых форм, простой отделки.Наиболее типичнымстал кубическийхрам с позакомарнымпокрытием имассивнойглавой.
Со второй половиныХII в. заметноослабеваетвизантийскоевлияние, чтоознаменовалосьпоявлениемв древнерусскойархитектурехрамов башнеобразнойформы, неведомойвизантийскомузодчеству.Наиболее раннимпримером такогохрама являетсясобор Спасо-Евфросиниевамонастыря вПолоцке (до1159г.), а также соборМихаила Архангелав Смоленске(1191-1194) и церковьПараскевыПятницы в Чернигове(конец XIIв.). Устремленностьздания вверхподчеркиваласьвысоким стройнымбарабаном, вторым ярусомзакомар идекоративнымикокошникамиу основаниябарабана.
Заметнее становитсявлияние романскогостиля. Оно незатрагивалооснов древнерусскойархитектуры- крестово-купольнойконструкциихрамов с позакомарнымпокрытием, носказалось навнешнем оформлениипостроек: аркатурныепояса, подобияконтрфорсовна внешнихстенах, группыполуколонни пилястр, колончатыепояса на стенах, перспективныепорталы, причудливаякаменная резьба.
Расцвет зодчестваестественностимулировалразвитиеизобразительногоискусства. Спринятиемхристианстваиз Византиина Русь пришлиновые для неевиды монументальнойживописи — мозаикаи фреска, а такжестанковаяживопись (иконопись). С принятиемхристианстваиз Византиина Русь пришлиновые для неевиды монументальнойживописи — мозаикаи фреска, а такжестанковаяживопись (иконопись).Византия нетолько познакомиларусских художниковс новой для нихтехникой живописи, но и дала имиконографическийканон, неизменностькоторого строгооберегаласьцерковью.
Самые ранниеиз сохранившихсяпроизведенийдревнерусскойживописи былисозданы в Киеве.В киевскиххрамах быломного икон.Создавалисьони не толькогреческими, но и русскимимастерами.Суровой красотойи монументальностьюотличаютсямозаики и фрескиСофийскогособора. Онивыполнены встрогой иторжественнойманере, свойственнойвизантийскоймонументальнойживописи. Ихисполнителимастерскииспользовалиразнообразиеоттенков смальты, искусно объединилимозаику с фреской.
Мозаики собораМихайловскогоЗлатоверхогомонастыряотличаютсядовольно свободнойкомпозицией, живостью движенийи индивидуальнымихарактеристикамиотдельнымиперсонажей.
В XII — XIII вв.в живописиотдельныхкультурныхцентров всезаметнее становятсяместные особенности.Во второй половинеXII в. формируетсяспецифическиновгородскийстиль монументальнойживописи, которыйдостигаетнаиболее полноговыражения вросписях церквейГеоргия в СиаройЛадоге, Благовещенияв Аркажах иособенноСпаса-Нередицы.В этих фресковыхциклах в отличиеот киевскихзаметно стремлениек упрощениюхудожественныхприемов, кэкспрессивнойтрактовкеиконографическихтипов, чтодиктовалосьжеланием создатьискусство, доступное длявосприятияне искушенногов теологическихтонкостяхчеловека, способноенепосредственновоздействоватьна его чувства.
Распространениеписьменности, появление книгпривело квозникновениюеще одного видаживописи — книжнойминиатюры.Древнейшиерусские миниатюрыимеются в«ОстромировомЕвангелии»(1056-1057), где помещеныизображениятрех евангелистов.Яркое орнаментальноеокружение фигуревангелистови обилие золотаделают этииллюстрациипохожими наювелирноеизделие.
В целом юнаяКиевская Русь, восприняввизантийские, болгарскиеи другие православныетрадиции, сумеласоздать искусствос высокимикритериямитворчества, чуждое внешнимэффектам, глубокоепо духовнойхристианскойсути. Тем самымбыл заложенпрочный фундаментдля дальнейшегоразвития национальнойхудожественнойкультуры.