Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв

КультураКиевской Руси
в IX— первойполовине XIIIвв.

Истоки русскойкультуры уходятсвоими корнямив глубокуюдревность.Время образованияКиевской Руси, по определениюмонаха Нестора,- 852 год. Но ещеславяне имелинекое представлениеоб искусствах: вырезали надереве образычеловека, птиц, зверей и красилиих разнымицветами, которыене изменялисьот солнечногожара и не смывалисьдождем. В древнихвендских могилахбыли найденымногие глиняныеурны, весьмахорошо сделанные, с изображениемльвов, медведей, орлов и покрытыелаком; такжекопья, ножи имечи, и кинжалы, искусно выработанные, с серебряноюоправой и насечкою.Карамзин писал, что, «не знаявыгод роскоши, которая сооружаетпалаты и выдумываетблестящиенаружные украшения, древние славянев низких хижинахсвоих умелинаслаждатьсядействием такназываемыхискусств изящных.»
Но все это былолишь предпосылкамидля образованиянастоящей, древнерусскойкультуры, котораяначала своесуществованиев год 852 от РождестваХристова.
Основные чертырусской средневековойкультурыопределяются, с одной стороны, особенностямифеодальнойформации, свойственнымией способомпроизводства, характеромклассовыхотношений инадстроечныхинститутов, с другой стороны- конкретно-историческимиусловиямиразвития России, своеобразиемее социальногои политическогостроя, а такжевнешнеполитическимиобстоятельствами.
Культура Русине стала простымпродолжениемкультурыпредшествующеговремени. Глубокиеизменения всоциально-экономическойи политическойжизни, выразившиесяв разложениипервобытнообщинногостроя и вызреванияфеодальныхотношений, ввозникновениигосударстваи в формированиидревнерусскойнародности, привели ккачественнымсдвигам в жизнивосточныхславян и обусловилибыстрый подъемв развитии, врезультатекоторогодревнерусскаякультура засравнительнокороткий историческийпериод достиглавысокого уровняи заняла достойноеместо в мировойсредневековойкультуре.
До 988 г. Русь былаязыческой, апотому культураДревней Русиделится на двапериода: языческийи христианский.До принятияПравославиябронзовые, каменные, деревянныеидолы былиразбросаныпо всем славянскимземлям. Многоих было и в Киеве.Как пишет летописец:«И нача княжитиВолодимер ина Киеве едини постави кумирына холму внедвора теремнаго: Перуна деревяна, а главу егосребрену, а усзлат, и Хърса, Даждьбога, иСтрибога, иСимарьгла, иМокошь».
Самым знаменитымиз сохранившихсядревних истукановявляется Збручскийидол, поставленныйна реке Збручна рубеже IX-Xвеков. Идолпредставляетсобой большойкаменный столп, покрытый барельефами.На верхнемярусе изображеночетырехликоебожество: 4безбородых, длинноволосыхлица, обращенныена четыре сторонысвета и увенчанныеодной круговойшапкой, весьманапоминающийкняжеский убор.Чуть ниже — фигуркилюдей и 3 истукана, поддерживающиевсю композицию.Иначе говоря, все это представляетсобой дохристианскоемироздание, подразделенноена небо, землюи подземныймир.
В 988 г. языческомуидолопоклонствупришел конец.Ко временипринятия ХристианстваРусь вступилав полосу своегорасцвета, выросее международныйавторитет, сложиласьсамобытнаякультура. Высокогоуровня достиглиремесла, техникадеревянногостроительства; складывалсяэпос. Синтезславянскойдохристианскойкультуры с темкультурнымпластом, которыйпоступил наРусь с принятиемХристианстваиз Византии, а также Болгарии(уже в течениестолетия кэтому времениявлявшейсяхристианскимгосударством), приобщил странук византийскойи славянскойхристианскойкультурам, ачерез них — ккультурамантичной иближневосточной, создал феноменрусской средневековойкультуры.Византийскоевлияние надревнерусскуюкультуру очевиднои в доказательствахне нуждается.Несомненнои его большоеположительноезначение дляРуси. Оно небыло ни всеобъемлющим, ни постоянным.Наиболее интенсивнымикультурныесвязи Руси сВизантией былив период с концаХ в. до серединыХII в. Значительнымбыло воздействиевизантийскойкультуры навысшие слоиобщества, гораздоменьше егоиспытывалиширокие слоинаселения.Особенно сильноэто воздействиепроявлялосьв области церковнойидеологии, каноническогоправа, культовогоизобразительногоискусства.
Иной характеримели культурныеконтакты КиевскойРуси со странамиЦентральнойи ЗападнойЕвропы. В домонгольскийпериод Русьне уступалав своем культурномразвитии большинствустран Европы, причем культурноевзаимодействиеее со странамиЕвропы былообоюдным иравноправным.
Центром новой, христианскойкультуры осталсяКиев.
Важнейшее местов культуреКиевской Русизанимала литература.
Создание славянскойазбуки связываетсяс именамивизантийскихмиссионеровКонстантина(Кирилла) (827-869) иего брата Мефодия(815-885)
Это событиесвязано с принятиемхристианства, но дохристианскаякультура ужеимела зачаткисистем письма.
Об этом свидетельствуетсказание черноризцаХрабра «О письменах», относящеесяк концу 9 — началу10 в. В нем на основаниипоказанийочевидцевповествуетсяо созданииКонстантиномФилософомазбуки. Во временаязычестваславяне применялинекоторыепримитивныезнаки, послеже принятияхристианствав практикувошло использованиелатинских игреческих букв, которые не былиприспособленык особенностямславянскойречи.
В 862 г. в Константинопольприбыли послыморавскогокнязя Ростислава, который просилимператораМихаила и патриархаФотия направитьв Моравиюпроповедниковдля устроениятам христианскойрелигии, причемнужно было, чтобы это велосьна наречии, которое будетпонятно народу.
Оба брата былиродом из македонскогогорода Солуни.Константин(Кирилл) изучалбогословиеи был назначенпозднее патриаршимбиблиотекарем, а также преподавалфилософию. Онвладел несколькимиязыками, в томчисле и местнымславянскимдиалектом.Мефодий занималпост управителяв одной из славянскихпровинцийВизантийскойимперии.
Вскоре послеобращенияпослов к императоруКирилл создалславянскуюазбуку, котораясостояла из38 букв. Посколькуее нельзя былосоставитьмеханически, часть букв былавзята из греческогоалфавита, анекоторые былиспециальнопридуманы дляправильнойпередачи звуковславянскихдиалектов.Кириллом жебыл сделанперевод Евангелияи ряда другихцерковных книг.
Древнейшиепамятникиславянскойписьменностизнают два алфавита- кириллицу иглаголицу. Вовторой половинеIX в. был созданглаголическийалфавит, накотором писалисьпервые переводыцерковных книгдля славянскогонаселенияМоравии и Паннонии.На рубеже IX-Xв.в. на территорииПервого Болгарскогоцарства в результатесинтеза издавнараспространенногоздесь греческогописьма и техэлементовглаголицы, которые удачнопередавалиособенностиславянскихязыков, возниклаазбука, получившаяпозднее название«кириллица».В дальнейшемэтот болеелегкий и удобныйалфавит вытеснилглаголицу истал единственныму южных и восточныхславян.
Появлениеписьменностиобусловленовнутреннимипотребностямиобщества наопределеннойстадии егоразвития — разложениепервобытнообщинногостроя, возникновениеклассовогообщества игосударства.Это означалокачественныйскачок в развитиикультуры, т.к.письменностьявляется важнейшимсредствомзакрепленияи передачи вовремени и впространствезнаний, мыслей, идей, сохраненияи распространениядостиженийкультуры.
Развитие письменностина родном языкепривело к тому, что русскаяцерковь с самогоначала не быламонополистомв сфере грамотностии образования.О распространенииграмотностисреди демократическихслоев городскогонаселениясвидетельствуютберестяныеграмоты. Этописьма, памятныезаписки, владельческиезаписи, учебныеупражненияи т.д. Письмо, таким образом, использовалосьне только всоздании книг, государственныхи юридическихактов, но и вбыту.
Письменныеисточникисвидетельствуюто богатствеи разнообразиифольклораКиевской Руси.Значительноеместо в немзанимала календарнаяобрядоваяпоэзия: заговоры, заклинания, обрядовыепесни. Существовалитакже и формыфольклора, несвязанные сязыческимкультом, — пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.
Народная музыка, возникшаязадолго допрофессиональногомузыкальногоискусства, играла в общественнойжизни языческойРуси гораздобольшую роль, нежели в болеепоздние эпохи.Народные песнибыли плодомколлективногоустного творчестваи имели многовариантов.Фольклор обладалсложившейсястройной системойжанров и средствмузыкальнойвыразительности.
В числе самыхдревних свидетельствмузыкальнойодаренностирусского народа- календарно-обрядовыепесни. Онисоздавалисьв соответствиис календарем, отражающимэтапы сельскохозяйственныхработ в течениегода. В содержаниикалендарно-обрядовогофольклораотразилисьсамые разнообразныеверования нашихпредков, представленияо круговоротеприроды и устройствемироздания.Песни входилив весенние, летние, осенниеи зимние обряды, поскольку людиверили, что ихдействия изаклинаниябудут услышанымогучими силамиматери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил.
Совсем инойбыла сферасемейно=бытовогофольклора. ВДревней Русисобытия, связанныес рождениемчеловека, вступлениемв брак, его смертью, отразилисьв прекрасныхнародных песнях.
Наиболее развитымбыл обряд русскойсвадьбы. Такжебыли распространеныплачи-причитания:«причет», «вопль»,«голошение».
Синтетическимжанром, в которомс особой яркостьювоплотилсямузыкально-поэтическийдар русскогонарода, былабылина (илистарина). В нейрассказывалосьо том, что «было»и одновременновелось повествованиео небылицах, сказочныхгероях, фантастическихобразах. Большинствоперсонажейкиевских былин(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)- бесстрашныебогатыри, защитникиродной земли, совершающиеподвиги в самыхнеобычныхситуациях.
С принятиемхристианствасмысл языческихверованийпородившихте или иныежанры музыкальногофольклора, сталзабываться.Однако внешниеформы обрядовостались. ЦерковьДревней Русине отверглатрадиционныенародные праздники, но лишь придалаим новый духовныйсмысл.
В храмовоймузыки сталираспространеныпсалмы, кондаки, стихиры, тропари, входящие вЛитургию, Всенощноебдение и другиеслужбы.
Существовалов Древней Русии школьноеобразование.Сразу же послевведения христианстваВладимир приказалотдавать «накнижное учение»детей «лучшихлюдей». ЯрославМудрый создалшколу в Новгородедля детей старости духовных лиц.Обучение велосьна родном языке, учили чтению, письму, основамхристианскоговероученияи счету. Имелисьи школы высшеготипа, готовившиек государственнойи церковнойдеятельности.Одна из нихсуществовалапри Киево-Печерскоммонастыре. Изнее вышли многиевидные деятелидревнерусскойкультуры. Втаких школахнаряду с богословиемизучалисьфилософия, риторика, грамматика, использовалисьисторическиесочинения, сборники высказыванийантичных авторов, географическиеи естественнонаучныетруды.
В аристократическойсреде широкобыло распространенознание иностранныхязыков. Получалиобразованиеи некоторыеженщины в княжескихсемьях наравнес мужчинами.
Хорошо известныв Киеве былисочиненияримских ивизантийскихбогословов-Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Кессарийского, Ефрема Сирина, АфанасияАлександрийского.Сборники переводныхсочиненийсодержатмногочисленныепамятникиагиографии-литературы, посвященнойжитию святых.Достаточнораспространеныв ту эпоху былитексты апокрифов-преданий огероях библейскойистории, невошедших вканоническиекниги. Встречаютсяхроники, излагающиеисторию мира, а также великолепныйперевод знаменитойкниги ИосифаФлавия «ИсторияИудейскойвойны».
Переводнаялитератураспособствовалаобогащениюи развитиюрусской оригинальнойлитературы.Но она не предшествоваларусской литературе, а сопутствовалаей. Многие изпереводныхпроизведенийпоявилисьтогда, когдауже существовалиоригинальныепроизведениярусской литературы.
Переход отчтения к созданиюсвоих текстовбыл оченьстремительным.Как считаютсовременныеисследователи, анализ первыхпроизведенийлитературыКиевской Русипоказываетее самостоятельностьи в языке, и всюжетах, и всистеме образов, и даже в жанровомотношении.
Характернаяособенностьрусской литературы- ее остраяпублицистичность.Поэтому памятникилитературыодновременноявляются ипамятникамиобщественно-политическоймысли. В основеих содержания- важнейшиепроблемы жизнистраны.
Одним из основныхоригинальныхжанров формирующейсярусской литературыстало летописание.Летописи — этокрупнейшиепамятники всейкультуры Руси.
Самым значительнымпамятникомлетописаниясчитается«Повесть временныхлет», составленнаяв 1113 г. монахомНестором. Однако«Повесть временныхлет» не самоепервое летописноепроизведение.Древнейшиелетописи наРуси известнысо временикнязя ЯрославаМудрого, хотяустные преданиябытовали задолгодо этого времени.Другой этапприходитсяуже на 60-е-70-е г.г.ХI в. и связанс деятельностьюмонаха Киево-ПечерскогомонастыряНикона. Около1095 г. создаетсяновый летописныйсвод, которыйрусский ученыйА.А. Шахматовпредложилназвать «Начальнымсводом». И, наконец, в начале XIIвека русскаялетопись обогатиласьтрудами монахаКиево-ПечерскогомонастыряНестора.
В «Повести»автор выдвинулперед собойсовершенноновую задачу-ввести историюРуси в контекствсемирногоисторическогопроцесса, переработавстаринныелетописи. Поэтомупроизведениеначинаетсябиблейскимрассказом оНое, от одногоиз сыновейкоторого ведетсвое началославянскийрод. Далее Несторповествуето возникновениипервой династииРюриковичей, о крещенииРуси, о походахкиевских князейна иноземцев, о междоусобицах.Для этой летописихарактерносвободноесочетаниеэлементовжития, поучения, повести, похвальногослова. Как ивсякая летопись,«Повесть временныхлет» отличаетсясложностьюсостава иразнообразиемвключенногов нее материала.В нее вошли итексты дипломатическихи юридическихдокументов, и пересказыфольклорныхпреданий, ивыдержки изпамятниковпереводнойлитературы, и записи о явленияхприроды, исамостоятельныелитературныепроизведения-историческиеповести, жития, богословскиетрактаты ипоучения, похвальныеслова.
«Повесть», возникшая впериод, когдауже началсяраспад Древнерусскогогосударствана отдельныеземли и княжества, проникнутаидеей единстваРусской земли, которое мыслилоськак сплочениевсех земельпод властьюкиевских великихкнязей.
«Повесть»сыграла огромнуюроль в утверждениии сохраненииидеи единстваРуси в сознаниипоследующихпоколений, живших во временакняжескихусобиц.
С XII в. начинаетсяновый периодв истории русскоголетописания.В условияхфеодальнойраздробленностионо приобретаетобластнойхарактер. Значительноувеличиваетсяколичествоцентров летописания.Кроме Киеваи Новгородалетописи велисьв Черниговеи Переяславле, в Полоцке иСмоленске, воВладимире иРостове, в Галичеи Владимире-Волынском, в Переяславле-Залесском, Рязани и другихгородах. Появляютсяродовые княжескиелетописи, жизнеописанияотдельныхкнязей, историческиеповести оботношенияхмежду князьями.
Среди жанровогоразнообразиякиевских памятниковтакже выделяетсяжанр слова, отразившийпафос торжественногои поучающегослушателейкрасноречия.Наиболее знаменитымсочинениемявляется «Словоо Законе иБлагодати», написанноепервым русскиммитрополитомИларионом в30-40 гг. XI века.Своим острием«Слово» направленопротив притязанийВизантии накультурнуюи политическуюгегемонию вВосточнойЕвропе.
Самым выдающимсяпроизведениемлитературыКиевской Русиявляется знаменитое«Слово о полкуИгореве». В немповествуетсяо неудачномпоходе князейво главе сновгород-северскимкнязем ИгоремСвятославичемпротив половцевв 1185 г.
«Слово о полкуИгореве» — произведениеобщерусское, в нем нет местныхчерт. Оно свидетельствуето высоком патриотизмеего автора, сумевшегоподняться надузостью интересовсвоего княжествадо высоты общерусскихинтересов.
Это светскоепроизведение, в нем отсутствуютцерковнаяриторика, христианскиесимволы и понятия.Оно тесно связанос устным народнымтворчеством, что проявляетсяв поэтическомодушевленииприроды, в широкомиспользованииязыческойсимволики иобразов языческоймифологии, типичных дляфольклора форм(например, плача)и художественныхсредств. О связис народнымтворчествомсвидетельствуети идейное содержание«Слова», и егохудожественнаяформа.
В «Слове о полкуИгореве» воплотилисьхарактерныедля древнерусскойлитературыэтого периодачерты: живаясвязь с историческойдействительностью, гражданственностьи патриотизм.Появлениеподобногопроизведениясвидетельствовалоо высокой степенизрелости молодойрусской литературы, о ее самобытности, о высоком уровнеразвития русскойкультуры вообще.
Не менее важныи шедевры архитектурыи изобразительногоискусства.
До конца Х в.на Руси не быломонументальногокаменногозодчества, носуществовалибогатые традициидеревянногостроительства, некоторые формыкоторого повлиялина каменнуюархитектуру.После принятияхристианстваначинаетсявозведениекаменных храмов, принципыстроительствакоторых былизаимствованыиз Византии.
Первой каменнойпостройкойбыла Десятиннаяцерковь, возведеннаяв Киеве в концеХ века греческимимастерами. Онабыла разрушенамонголо-татарамив 1240 г. В 1031-1036 г.г. вЧернигове былвоздвигнутгреческимизодчимиСпасо-Преображенскийсобор- самый«византийский», по мнениюспециалистов, храм ДревнейРуси.
Вершиной южнорусскогозодчества ХIв. являетсяСофийский соборв Киеве — огромныйпятинефныйхрам, построенныйв 1037-1054 г.г. греческимии русскимимастерами.София Киевская, возведеннаяна высокомберегу Днепра, блестела тринадцатьюсвинцовымикуполами, которыесоставлялипирамидальнуюкомпозицию.У западныхуглов соборабыли выстроенылестничныебашни- асимметричныеи могучие, ониусиливалимонументальнуюторжественностьхрама, подчеркиваяего особую рольв государстве.
Внутреннеубранство такжевполне соответствоваломесту соборав духовнойжизни киевлян.Он как бы претворилрелигиозные, национальныеи даже политическиеидеи, господствовавшиево временаЯрослава Мудрого.При этом создателямхрама удалосьнайти верноерешение в соотношенииразнообразныхдеталей и украшений.Например, важнымэлементомхудожественногозамысла являлсяконтраст залитогосветом центральногопространствас затененнымипомещениямипод хорами. Влучах светаискрилисьдрагоценныемозаики, расположенныев центре, боковыеже части былиукрашены фресками.
Благодаряточному расчетувнимание каждого, кто входит вхрам, приковываетсяк алтарной егочасти и пространствупод центральнымкуполом. Здесьпомещена мозаикас изображениемХриста-Вседержителя.Подлиннымшедевром Софииявляется огромнаямозаичнаяфигура Богоматери-Оранты.
На противоположнойалтарной частихрама изображеныбытовые сценыиз жизни княжескогодвора, а такжесцены «бесовскихзабав» разудалыхрусских скоморохов.Особого вниманиязаслуживаютфрески-портретысемьи ЯрославаМудрого. Лучшевсего сохранилосьизображениечетырех дочерейкнязя. Их стройныйи нежный обликнаделен ярковыраженнымииндивидуальнымичертами.
София Киевскаяявляетсяблистательнымолицетворениемидеи единстварусской государственностии Православия.Собор как центробщественнойжизни Киевавоплотил в себефилософию, этику и эстетикуРуси, стремящейсяк национальномусамоопределению.Храм оказалсерьезноевлияние надальнейшееразвитие каменногозодчества.ПоявилисьСофийскиесоборы в Новгороде, Полоцке, расцвелостроительствовеличавыххрамов и крепостейв других русскихкняжествах.
С ХII в. началсяновый этап вразвитии русскойархитектуры.ЗодчествоXII-XIII в.в. отличаетсяот архитектурыпредшествующеговремени меньшеймасштабностьюзданий, поискаминаиболее простых, но в то же времякрасивых форм, простой отделки.Наиболее типичнымстал кубическийхрам с позакомарнымпокрытием имассивнойглавой.
Со второй половиныХII в. заметноослабеваетвизантийскоевлияние, чтоознаменовалосьпоявлениемв древнерусскойархитектурехрамов башнеобразнойформы, неведомойвизантийскомузодчеству.Наиболее раннимпримером такогохрама являетсясобор Спасо-Евфросиниевамонастыря вПолоцке (до1159г.), а также соборМихаила Архангелав Смоленске(1191-1194) и церковьПараскевыПятницы в Чернигове(конец XIIв.). Устремленностьздания вверхподчеркиваласьвысоким стройнымбарабаном, вторым ярусомзакомар идекоративнымикокошникамиу основаниябарабана.
Заметнее становитсявлияние романскогостиля. Оно незатрагивалооснов древнерусскойархитектуры- крестово-купольнойконструкциихрамов с позакомарнымпокрытием, носказалось навнешнем оформлениипостроек: аркатурныепояса, подобияконтрфорсовна внешнихстенах, группыполуколонни пилястр, колончатыепояса на стенах, перспективныепорталы, причудливаякаменная резьба.
Расцвет зодчестваестественностимулировалразвитиеизобразительногоискусства. Спринятиемхристианстваиз Византиина Русь пришлиновые для неевиды монументальнойживописи — мозаикаи фреска, а такжестанковаяживопись (иконопись). С принятиемхристианстваиз Византиина Русь пришлиновые для неевиды монументальнойживописи — мозаикаи фреска, а такжестанковаяживопись (иконопись).Византия нетолько познакомиларусских художниковс новой для нихтехникой живописи, но и дала имиконографическийканон, неизменностькоторого строгооберегаласьцерковью.
Самые ранниеиз сохранившихсяпроизведенийдревнерусскойживописи былисозданы в Киеве.В киевскиххрамах быломного икон.Создавалисьони не толькогреческими, но и русскимимастерами.Суровой красотойи монументальностьюотличаютсямозаики и фрескиСофийскогособора. Онивыполнены встрогой иторжественнойманере, свойственнойвизантийскоймонументальнойживописи. Ихисполнителимастерскииспользовалиразнообразиеоттенков смальты, искусно объединилимозаику с фреской.
Мозаики собораМихайловскогоЗлатоверхогомонастыряотличаютсядовольно свободнойкомпозицией, живостью движенийи индивидуальнымихарактеристикамиотдельнымиперсонажей.
В XII — XIII вв.в живописиотдельныхкультурныхцентров всезаметнее становятсяместные особенности.Во второй половинеXII в. формируетсяспецифическиновгородскийстиль монументальнойживописи, которыйдостигаетнаиболее полноговыражения вросписях церквейГеоргия в СиаройЛадоге, Благовещенияв Аркажах иособенноСпаса-Нередицы.В этих фресковыхциклах в отличиеот киевскихзаметно стремлениек упрощениюхудожественныхприемов, кэкспрессивнойтрактовкеиконографическихтипов, чтодиктовалосьжеланием создатьискусство, доступное длявосприятияне искушенногов теологическихтонкостяхчеловека, способноенепосредственновоздействоватьна его чувства.
Распространениеписьменности, появление книгпривело квозникновениюеще одного видаживописи — книжнойминиатюры.Древнейшиерусские миниатюрыимеются в«ОстромировомЕвангелии»(1056-1057), где помещеныизображениятрех евангелистов.Яркое орнаментальноеокружение фигуревангелистови обилие золотаделают этииллюстрациипохожими наювелирноеизделие.
В целом юнаяКиевская Русь, восприняввизантийские, болгарскиеи другие православныетрадиции, сумеласоздать искусствос высокимикритериямитворчества, чуждое внешнимэффектам, глубокоепо духовнойхристианскойсути. Тем самымбыл заложенпрочный фундаментдля дальнейшегоразвития национальнойхудожественнойкультуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.