ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Контрольная работа
по культурологии
ПОДГОТОВИЛА: Ляхович Мария
2 к. экон. фак. З/O спец. БАА
ПРОВЕРИЛ: Филиппов С.М.
Пермь 2009
Структура и состав современного культурологического знания
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур.
Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре.
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Понятия философия культуры, социология культуры, культурная антропология. История культуры
Философия культуры – система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А. Мюллером.
Социология культуры –это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом. Социология культуры относится к социологической теории среднего уровня.
Культурная антропология — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века в основном в США. Основные представители: Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Малиновский, А.Р. Радклиф-Браун, Э. Б. Тайлор, М. Мосс, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс.
История культуры – История культуры выявляет исторические типы культур, их суть, а также моделирует цивилизации, характеризующие материальное и духовное состояние народа, которое он достиг благодаря своей деятельности.
Теоретическая и прикладная культурология
Теоретическая культурология – раздел культурологии, в котором моделируются системные элементы, части, структуры жизнедеятельности людей.
Прикладная культурология исследует организацию и технологию общественной жизни общества, она имеет практическую направленность.
Методы культурологических исследований
Эволюционный метод
Структурно-функциональный метод
Диффузионизм и символический интеракционизм
Диффузионизм
Символический интеракционизм
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, функции культуры, культурогенез, динамика культуры
Культура – 1) – действие по возделыванию, обработке чего-либо;
2) – общий образ жизни, специфический способ приспособления человека к его естественному окружению и экономическим потребностям. (К. Даусон);
3) – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта. (У. Бекет);
4) – путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству. (Г.Зиммель).
Цивилизация – это совокупность способов бытия и способов деятельности группы людей, выражающихся в:
1) материальной жизни,
2) интеллектуальной жизни,
3) моральной жизни,
4) политической и социальной организации рассматриваемой группы. (Определение А. Ничифоро)
Функции культуры:
Гуманистическая, или человекотворческая, — воспитание, взращивание, возделывание духа;
Функция исторической преемственности (информационная) – трансляция социального опыта;
Гносеологическая, познавательная – культура является своеобразной «базой данных» человечества, собирая и сохраняя знания, полученные человечеством;
Коммуникативная – выступает в качестве основного средства общения между людьми, т.к. воплощает в себе объективное содержание эпохи, личностные переживания, взгляды и позиции отдельных субъектов;
Семиотическая, или знаковая, — одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно;
Регулятивная (нормативная) – связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом;
Адаптационная – проявляется эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобретении им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта.
Культурогенез – процесс возникновения, становления культуры; процессы порождения новых форм культуры, проистекающие постоянно, а не только на этапе зарождения культур.
Динамика культуры – описывает изменения культуры во времени и пространстве. Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к изменению и развитию. Эволюционная теория (Э. Тейлор, Ч. Спенсер, Л.Г. Морган и др.) рассматривает динамику культуры в качестве линейного типа последовательных изменений от простого к сложному. Выделение цикличности в динамике социокультурных систем (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Н.Я. Данилевский, А. Шлезингер, Э. Тоффлер и др.) позволило более объемно исследовать проблемы роста или упадка культур, прогнозировать общие тенденции социального развития. Новое видение мира культурных изменений открыла синергетика, которая вобрала в себя достижения неравновесной динамики, теории управления, теории сложных систем и информации. Она радикально изменила понимание отношений между порядком и хаосом. Синергетической видение позволило объяснить многие феномены культуры, как сложной системы, предсказать ряд ее существенных свойств и направлений развития.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Понятие «осевого времени»
Этническая культура.
Особенности этнической культуры складывались исторически на протяжении весьма длительного времени. Они определяются условиями функционирования этнических общностей, где минимальной изменяемости социально-экономических отношений соответствовала существенная инертность информационной среды, наилучшим образом отвечавшая задачам сохранения общественной системы. Естественно, эта система стремилась к самовоспроизводству, стабильности, неизменности, т.к. информация, заключенная в ней, являлась гарантом выживания первичного коллектива.
Национальная культура.
Если этническая культура, в силу совершенно объективных причин, основывается на дифференцирующих началах, то формирование отношений, основанных на интеграции, становится возможным в границах национальной культуры. Ее становление происходит параллельно с формированием буржуазных наций и соответствует приблизительно 18-му столетию.
Элитарная культура.
Элитарная культура – это высокая культура, массовой культуре противопоставляемая не по характеру социального содержания, не по особенностям отображения действительности, но по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал – формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности.
Массовая культура.
Массовая культура выступает как особый способ освоения действительности и адаптации к ней, возникающая на той стадии развития, когда формируется массовое индустриальное общество. Особенностью массовой культуры является демонстративная демократичность, ориентация на человека массы – недифференцированного субъекта с невыраженным личностным началом, исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданный в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления, коммерческий характер.
Осевое время — эпоха основы человеческого бытия (800-200 гг. до н.э.), выделяемая К.Ясперсом в работе «Смысл и назначение истории, охватывает западные и восточные культуры; наступает после эпохи „Великих культур древности“, сменяется научно-технической эпохой;
Характеристики: формирование самосознания человека, общих духовных основ человечества и мировых религий, элементов категориально-логического аппарата, которым мы пользуемся и поныне; эта эпоха заложила основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс, во всех направлениях совершается переход к универсальности, всеобщности. На Западе, в Греции и Риме — Парменид, Гераклит, Платон, Гомер, Фукидид, Архимед и др.; на Востоке, в Китае — Конфуций, Лао-Цзы, в Индии — Будда, на Ближнем Востоке — Заратустра, пророки Илия, Исайя, Иеремия и др. Все они в своем творчестве одержимы общей идеей: осознать бытие в целом и отдельного человека.
Аккультурация, инкультурация
Аккультурация – это процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого народа.
Инкультурация – освоение человеком того, что ему дано традицией.
Морфология культуры
Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий состав и типичные формы культуры. Предметом изучения выступает материальная и духовная культуры с их формами и видами.
Литература
Костина А.В. Культурология, М.: КНОРУС, 2008
Полищук В.И. Культурология, М.: Гардарика, 1998
Филиппов С. М. Типы культур: Учебное пособие – ПГУ, Пермь, 2007