Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурная политика Совета Европы. Деятельность Юнеско

--PAGE_BREAK--
Резолюции ответственных министров становятся результатом конференций министров, созываемых по приглашению правительства какого-либо государства-члена Совета Европы. Они также не обладают непосредственной юридической силой, но Комитет Министров может использовать их в качестве модели для принятия рекомендаций и даже конвенций [19].

В особую группу необходимо выделить акты Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Рекомендации Парламентской Ассамблеи содержат предложения, адресованные Комитету Министров, имплементация которых относится к компетенции правительств.

Резолюции содержат решения Ассамблеи по вопросам, которые она вправе вводить в действие или выражение точки зрения по тем предметам, которые относятся к ее исключительной компетенции.

Мнения (opinions) большей частью выражают позицию Ассамблеи по запросам Комитета Министров, таким, например, как принятие в Совет Европы новых членов, а также в отношении проектов конвенций, бюджета, имплементации Социальной Хартии.

Приказы (orders),по общему правилу, являются инструкциями Ассамблеи для одного или нескольких своих комитетов.

В рассматриваемой сфере нас интересуют 48 рекомендаций, 22 резолюции и 7 приказов, принятые Парламентской Ассамблеей, а также её предшественницей – Консультативной Ассамблеей по состоянию на 31.12.2000 г.

 


1.1.7. Конгресс местных и региональных властей Европы


Вклад этого одного из главных рабочих органов СЕ в защиту культурных прав и сохранение культурных ценностей также невозможно недооценить. Достаточно указать, что именно в его активе числятся Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств 1992 г., Европейская хартия для сельских районов 1992 г., а также Европейская конвенция  по охране ландшафта.

Максимально возможное в настоящее время представительство (18 представителей) в этом органе также открывает для России перспективу весомого и  полноценного участия в европейском культурном сотрудничестве, в том числе и в сфере сохранения культурного наследия.

По самым скромным подсчетам, к настоящему времени в рамках Конгресса  принято 34 резолюции, 6 рекомендаций, 4 декларации и 2 мнения, посвященных проблематике сохранения культурных ценностей и защите культурных прав человека.

  

1.1.8. Сохранение культурных ценностей в рамках Европейского Сообщества и Европейского Союза


Не вдаваясь в анализ институциональных особенностей статуса организаций, составляющих весьма сложную, разветвленную и многообразную систему правового регулирования, в которой исследователи выделяют приемы, методы и черты, присущие и межгосударственному международно-правовому регулированию, и внутреннему праву международных организаций, и носящим надгосударственный конфедеративный характер, и даже отдельные элементы внутригосударственного федеративного правопорядка, скажем только, что и с точки зрения интересов сохранения культурного наследия народов, защиты культурных прав человека и регулирования культурной деятельности, эта сложившаяся status quo система также представляет значительный интерес.

По предварительным оценкам, в настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее — Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается до 70 правовых актов, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом.

            Не мудрствуя лукаво, примем за методологическую основу — устоявшуюся в доктрине и на практике трехуровневую классификацию правовых актов на первичное, вторичное и дополнительное законодательство — и опишем интересующую нас сферу.

Итак, из источников первичного права — учредительных договоров — прежде всего следует назвать Договор об учреждении Европейского Сообщества, установивший каркас регулирования правоотношений в культурной сфере.

В статье 151 (раздел XII Договора полностью посвящен вопросам культуры), в частности, говорится:

1. Сообщество содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие.

2. Действия Сообщества направлены на поощрение сотрудничества между государствами-членами и, при необходимости, на поддержку и дополнение их действий в следующих областях:

– расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;

– сохранение и защита культурного наследия европейской значимости;

– некоммерческий культурный обмен;

– художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор.

3. Сообщество и государства-члены содействуют сотрудничеству с третьими странами и международными организациями в сфере культуры, особенно с Советом Европы.

4. Предпринимая действия, основанные на других положениях настоящего Договора, Сообщество принимает во внимание их культурные аспекты, прежде всего руководствуясь уважением и стремясь поддержать разнообразие культур.

            Необходимо также упомянуть положения ст. 30 Договора об учреждении Европейского Сообщества,  устанавливающей, что положения статей 28 и 29 (запрет количественных ограничений на импорт и экспорт — прим.автора) не исключают запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, обоснованных, в частности, «соображениями защиты национального достояния, имеющего художественное, историческое или археологическое значение» (перевод мой — авт.).

Таким образом, положениями этой статьи создана конституционная основа правового регулирования перемещения движимых культурных ценностей через внутренние государственные и за внешние территориальные границы Сообщества при полном уважении суверенного права государств-членов относить или не относить ту или иную движимую культурную ценность к национальному культурному достоянию.

Следующим основополагающим источником европейского права в рассматриваемой сфере следует назвать Хартию Европейского Союза об основных правах, принятую в Ницце 7 декабря 2000 г.

Несмотря на то, что дебаты о способе процессуальной инкорпорации этой Хартии в учредительные договоры до сих пор не стихают, ее фундаментальная значимость как неотъемлемой составной части именно первичного права ЕС не подлежит сомнению.

Не подлежит сомнению и глубокое понимание авторами этого акта основополагающего значения культурного наследия для будущего развития народов Европы, о котором, пожалуй, впервые так весомо говорится в этом документе, начиная с Преамбулы:

Народы Европы, учреждая между собой как можно более тесный союз, решили совместно обеспечить себе мирное будущее, основанное на общих ценностях.

Осознающий свое духовное и нравственное историческое наследие, Союз базируется на всеобщих и нераздельных ценностях — человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принцип демократии и принцип правового государства. Он помещает человеческую личность в центр своей деятельности…

Союз вносит вклад в сохранение и развитие данных общих ценностей, уважая при этом разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность (более точным был бы перевод — самобытность — прим.автора) государств-членов…

Согласно ст.22 Хартии Европейского Союза об основных правах «Союз уважает культурное, религиозное и языковое разнообразие».

Таким образом признается юридическое равноправие различных религиозных течений, языковых общностей и культур.

Рассматривая это положение в связи с пунктом 3 ст.6 Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора 1992 г.) об уважении национальной самобытности государств-членов, которое, по нашему мнению, следует трактовать в широком смысле — как уважение национальной культурной самобытности народов, этнических общностей и индивидов — комментаторы совершенно справедливо подчеркивают, что принцип уважения культурного, религиозного и языкового разнообразия является предпосылкой к осуществлению культурных прав в целом. Это тот фундамент, на котором строится вся система защиты культурных прав человека, этнических меньшинств и народов в европейском праве.
2. Деятельность ЮНЕСКО

2.1. Краткая справка

Организация Объединенных Наций  по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была основана в 1945 г., сегодня она насчитывает 191 государство-член.  Ее руководящие органы – Генеральная конференция и Исполнительный совет, которые собираются  регулярно для обеспечения эффективной деятельности ЮНЕСКО, определения приоритетов и целей, стоящих перед  сотрудниками секретариата, возглавляемого Генеральным директором ЮНЕСКО.

2.2. Сфера деятельности ЮНЕСКО

Что такое Юнеско становится понятно из полного названия, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Оно и раскрывает сферу деятельности. Через решение различных задач в этих областях, организация стремится достичь процветания и мира на планете. Сначала, правда, решались лишь вопросы, связанные с образованием, т.к. его уровень сильно упал за годы второй мировой войны. Сейчас Юнеско сотрудничает с сотнями учреждений образования в различных странах мира. Проводя свои программы, организация устраняет безграмотность и повышает уровень образования среди взрослого населения, координирует обучение на всех стадиях, внедряет в образовательный процесс новые технологии. Главная цель этих программ – поднять общий уровень жизни, повысив конкурирующую способность на рынке труда некоторых слоев населения.

Для недопущения новой мировой войны, и любых локальных конфликтов, Юнеско знакомит жителей разных стран с культурой других. Показывая отличия, выделяются положительные стороны каждого народа. Т.о. стремясь сохранить разнообразие форм культуры, организация объединяет различные народы. Для этой цели наиболее ценные памятники культуры и природы каждой страны заносятся в список всемирного наследия Юнеско. Выделяются памятники по нескольким критериям, которые различают памятники нематериальной (песни, танцы, обряды) и материальной культуры (замки, дворцы, церкви), природы (острова, леса, озера). Всемирное наследие, образованное этим этими памятниками, признается общечеловеческой ценностью и охраняется международным сообществом. Это приносит пользу государствам, на территории которых находятся памятники Юнеско. Поступают средства на охрану, реставрацию, развитие, привлекаются туристы.

Поддерживая науки, Юнеско дает направление развития мировому сообществу. Особое внимание организация отводит т изучению этики и прав человека. Руководствуясь рекомендациями Юнеско, многие международные организации ведут свои дела.

Cодействие культурному разнообразию  можно рассматривать как приоритет  ЮНЕСКО в области культуры. Для того, чтобы  культурное разнообразие было продуктивным, оно должно опираться на взаимный интерес людей друг к другу, принятие чужой культуры, на диалог и духовное взаимообогащение. Таковы краеугольные камни построения мира в умах и сердцах людей. Таким образом, именно человеческие взаимоотношения – залог богатства и разнообразия культур.
Принимая в 2001 г. Всеобщую декларацию о культурном разнообразии, государства-члены ЮНЕСКО подтвердили свою приверженность культурному разнообразию – источнику развития, «столь же необходимому для человечества, как биологическое разнообразие для живой природы». Они также решительно отвергли постулат о неизбежности конфликтов между культурами и цивилизациями.

ЮНЕСКО создает Глобальный альянс за культурное разнообразие. Этот Альянс открывает дорогу новым формам партнерства между частными и государственными организациями с целью оказывать поддержку местной индустрии культуры (это, например, поддержка музыкантов и издательского дела) в развивающихся странах. Альянс будет развивать новые методики, мероприятия и стратегии, направленные на сокращение коммерческого дисбаланса в области товаров, относящихся к сфере культуры, в частности между Севером и Югом, одновременно предотвращая факты пиратства и обеспечивая международное признание авторских прав.

ЮНЕСКО – в авангарде международных начинаний в области защиты наследия. Принятая в 1972 году Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия основывается на том, что некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес для всего мира и потому должны считаться частью всемирного наследия всего человечества. Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, и не ущемляя прав собственности, предусмотренных национальным законодательством в отношении этого наследия, государства-участники Конвенции признают, что охрана всемирного наследия является обязанностью всего международного сообщества в целом.

На сегодняшний день Список всемирного наследия объединяет около 700 природных и культурных объектов, от Тадж-Махала в Индии до древнего города Тимбукту в Мали, включая такое чудо природы как Большие коралловые рифы в Австралии. Постоянным секретариатом Конвенции является Центр всемирного наследия.

ЮНЕСКО оказывает техническую помощь в охране таких уникальных памятников культуры, как древняя столица Камбоджи Ангкор и город Фес в Марокко. Новый проект осуществляется в Афганистане, где культурное наследие является одним из самых богатых в мире.

ЮНЕСКО не ограничивается охраной памятников культуры и природных ценностей. Огромное богатство составляют различные формы нематериального культурного наследия, особенно в развивающихся странах:  фестивали, песенное творчество, языки и места общих собраний развивают творчество и солидарность.
ЮНЕСКО разрабатывает первый международный правовой документ в защиту этого наследия. В 2001 г. Международное жюри отобрало первые 19 Шедевров устного и нематериального наследия человечества. Этот список будет пополняться другими шедеврами, которым будет оказываться юридическая защита и финансовая помощь.
2.3. Среднесрочная стратегия на 2008-2013 гг. ЮНЕСКО

(выдержки из
резолюции 34 С/1 Среднесрочной стратегии на 2008-2013 гг. (34 С/4), принятой на 34-й Генеральной конференции)
ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ  ЦЕЛЬ 4



Поощрение культурного разнообразия, межкультурного диалога и культуры мира

85. Международное сообщество признало, что культурное разнообразие «является общим достоянием человечества» (Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 2001 г., статья 1). Вскоре после этого в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. Была признана важность уважения и понимания во всем мире культурного разнообразия, которое вносит вклад в обогащение человечества. Таким образом, поощрение культурного разнообразия и его неизбежного следствия – диалога является одной из наиболее насущных задач современности и центральным элементом сравнительных преимуществ Организации.

86. Культурное разнообразие является одной из движущих сил развития не только как фактор экономического роста, но и как средство, обеспечивающее более полноценную интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь. Эта идея отражена в семи конвенциях по вопросам культуры, которые составляют прочную основу для поощрения культурного разнообразия: Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.);

Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.); Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 г.);

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

(1972 г.);

Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.);

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.)

Всемирная конвенция об авторском праве (1952 г.,1971 г.).

В этом смысле культурное разнообразие является необходимым условием для искоренения нищеты и обеспечения устойчивого развития.

87. Наряду с этим, признание культурного разнообразия, в частности посредством применения новых средствинформации и ИКТ, способствует диалогу между цивилизациями и между культурами. Однако сближение и

диалог могут содействовать обогащению культур только в том случае, если это происходит в атмосфере уважения и взаимопонимания. Таким образом, культурное разнообразие и диалог должны сопутствовать друг другу,

поскольку они взаимодополняют друг друга. Следовательно, поощрение культурного разнообразия неотделимо от развития диалога, если ставится цель поддержки гармоничного социального взаимодействия в рамках культур и между ними в интересах мира как на местном, так и на международном уровнях.

88. Таким образом, ЮНЕСКО будет вновь подтверждать неотъемлемую ценность культур в их богатом разнообразии как в интересах развития в целом, так и для укрепления социального единства и мира, содействуя

достижению целей Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010 гг.) и осуществлению соответствующей Программы действий по культуре мира. Общей стратегией будет разработка «дорожной карты» для пропагандирования важнейшей роли культуры в рамках международного и национального развития, включая

разработку общих страновых программ системы ООН на основе скоординированного подхода, демонстрирующего взаимосвязь между оперативной деятельностью ЮНЕСКО на страновом уровне и принципами, заложенными в рамках глобальной нормативной базы охраны и поощрения культурного разнообразия.
Увеличение вклада культуры в устойчивое развитие

89. ЮНЕСКО уже в течение длительного времени занимается решением этой задачи, в частности в рамках Всемирного десятилетия развития культуры. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, отсутствовали единые нормативные рамки и демонстрационные механизмы. Такие рамки отныне имеются благодаря разработке Всеобщей декларации о культурном разнообразии (2001 г.) и недавнему принятию двух конвенций – Конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г. и Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 г. – которые пополнили собой комплекс существующих нормативных документов, касающихся места культуры в развитии. Будут разработаны демонстрационные механизмы с помощью более систематического

сбора статистических данных в области культуры, составления реестров и про ведения на национальном и региональном уровнях «картографирования» культурных ресурсов.

90. ЮНЕСКО будет делать упор на информационно-разъяснительной деятельности, разработке рекомендаций и консультировании по вопросам политики в целях укрепления потенциала политических руководителей и общественных деятелей на местном, национальном и международном уровнях в том, что касается учета принципов культурного разнообразия

и ценностей культурного плюрализма во всех аспектах государственной политики. Первое направление этой стратегии будет заключаться в поддержке развития сектора культуры путем активного поощрения

создания благоприятной среды, с тем чтобы культура была интегрирована в национальную политику и законодательство в области развития, в частности,

касающиеся образования, науки, коммуникации, здравоохранения, окружающей среды и туризма.

91. Различные виды индустрии культуры и творчества в целом наравне с культурным туризмом служат важными фактором раз вития и обеспечения

социальной сплоченности, способствуя, тем самым искоренению нищеты и укреплению взаимопонимания. Особые усилия будут предприняты

для обеспечения того, чтобы в рамках всех культур и различных форм их самовыражения можно было пользоваться возможностями в области раз вития, которые предоставляются индустрией культуры и творчества, и международными рынками, наряду с признанием особых потребностей некоторых культур и групп, которые являются особенно уязвимыми, и с

уделением особого внимания деятельности, способствующей культурному производству, управлению культурными ресурсами и созданию потенциала.

Будут поощряться новые партнерские связи и новые механизмы сотрудничества, в частности в рамках Глобального альянса за культурное разнообразие и благодаря сотрудничеству Юг-Юг и трехстороннему

сотрудничеству Север-Юг-Юг, что может эффективно способствовать обмену передовым опытом, навыками и знаниями.

92. ЮНЕСКО будет также уделять особое внимание содействию процессам субрегиональной и региональной интеграции в опоре на культуру, в частности в рамках деятельности по осуществлению решений

Встречи на высшем уровне Африканского союза в Хартуме (2006 г.) и Маврикийской стратегии для малых островных развивающихся государств. Кроме того, что касается Африки, то особое внимание будет уделяться

региональным мероприятиям, способствующим интеграции (таким как ФЕСПАКО, СИАО, ФИМА и МАСА), и Плану Африканского союза в области языков, в частности на основе взаимодействия с Африканской академией языков (АКАЛАН), а также оказанию поддержки

субрегиональным и национальным учреждениям в деле создания потенциала во всех сферах культуры.

93. Что касается второго направления стратегии, то одна из крупных задач, требующих решения, будет заключаться в поощрении уважения культурного разнообразия в образовательных системах и в методических и учебных материалах. Для этого необходимо будет добиваться учета принципов уважения культурного разнообразия в деятельности по обеспечению качественного образования для всех на всех уровнях, в частности путем содействия развитию поликультурного образования, образования в вопросах наследия и языкового многообразия в образовательной сфере. Наращиванию

потенциала в целях создания и сохранения разнообразных материалов культурного содержания и обеспечения доступа к ним будет способствовать

новаторское использование ИКТ с помощью политики, направленной на обеспечение сохранности документального наследия (в рамках программы

«Память мира»), укрепление языкового разнообразия и поощрение свободы выражения мнений.

94. Будет также подчеркиваться центральная роль культуры в определении устойчивой экологической практики и в разработке мер по борьбе с бедствиями. Охрана и рациональное использование природных ресурсов являются частью усилий по защите и сохранению природного наследия в интересах устойчивого развития. С этой целью ЮНЕСКО будет изучать

вопрос о связях между культурным разнообразием и биоразнообразием и будет распространять соответствующую информацию среди лиц, ответственных за принятие решений. Она будет также стремиться

содействовать развитию коренных народов, поощряя уважение, охрану и сохранение их систем знаний и выявляя новаторские аспекты и практические методы, отражающие традиционный уклад жизни и способствующие сохранению и устойчивому развитию биологического разнообразия.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ  ПРОГРАММНАЯ ЦЕЛЬ 10:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Деловые переговоры понятие и этическая основа
Реферат Olympiske Leker Essay Research Paper OLYMPISKE LEKERDe
Реферат Вольтер и эпоха возрождения
Реферат Obrium cantharinum
Реферат Участник внешнеэкономической деятельности
Реферат Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье
Реферат Инфекционные заболевания передаваемые половым путём
Реферат Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве
Реферат Сутність впливу глобалізації на стратегії розвитку національних економік
Реферат Професійна орієнтація, підготовка та перепідготовка незайнятого населення
Реферат Роль аллюзий в формировании социокультурной компетенции на материа
Реферат Improvement In Race Relations Essay Research Paper
Реферат Информационные технологии в управлении
Реферат Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несо-вершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России
Реферат Основные элементы системы управления персоналом инновационной организации