Культура цивилизаций Востока
СОДЕРЖАНИЕ
1. Восток и Запад в истории культуры
2. Культура Древнего Египта
3. Культура Древней Месопотамии
Список использованных источников
1. Восток и Запад в истории культуры
В науке, как и в обыденном сознании, стало привычным противопоставление Востока и Запада. Причем эти два понятия имеют не столько географическое, сколько культурно-историческое содержание. Восток ассоциируется с великими цивилизациями и культурами Азии и, частично, Африки, Запад – со странами европейской, преимущественно, западноевропейской культуры. Между Востоком и Западом не существует четкой и общепризнанной границы. Предметом дискуссии, например, является степень «восточности» или «западности» славянских народов и культур.
На Востоке раньше, чем на Западе, завершилась эпоха первобытности. Древнейшие цивилизации появились в IV тыс. до н. э. на территории Египта и Месопотамии. Эти регионы были относительно давно заселены людьми, в них рано возникло производящее хозяйство, а, кроме того, существовала необходимость объединить труд многих тысяч крестьян для успешных занятий оросительным (ирригационным) земледелием. Отдельные авторы также высказывают предположение, что здесь произошел некий ментальный сдвиг, и появились религиозные верования, способные мобилизовать людей на преодоление своего первобытного состояния.
В III тыс. до н. э. цивилизация возникла на территории Индии, во II тыс. до н. э. – на территории Китая. В начале нашей эры зарождается японская цивилизация, испытавшая сильное китайское влияние. С VII в. стремительно растет арабо-исламская цивилизация (мусульманский Восток), вбирая обширные пространства Азии, Африки и даже Европы.
Каждая из перечисленных цивилизаций имела свой специфический облик. Например, нигде на Востоке обожествление правителей не заходило настолько далеко, как в Древнем Египте. Самая жесткая система каст образовалась в Древней Индии. А наименее мистичной была религиозная жизнь Китая.
Но можно выделить и некоторые черты, которые являются общими для всех восточных цивилизаций и позволяют отнести их к типу т. н. традиционного общества. Это, во-первых, традиционализм, чрезвычайная устойчивость и медлительность развития. Во-вторых, высокая степень поглощенности человека коллективом (родом, общиной, сословием, кастой…) и его зависимости от государства (последнее проявлялось и в том, что государственный сектор в экономике решительно преобладал над частнособственническим). И, в-третьих, огромная роль религий, консервирующих общественные структуры, сдерживающих преобразовательную активность людей.
На территории Европы древнейший очаг цивилизации возник на рубеже тыс. до н. э. в южной части Балканского п-ва и на прилегающих островах. С этого момента обычно начинают отсчет первого большого периода в истории европейской культуры – античного. Падение Западной Римской империи (476 г.) ознаменовало наступление эпохи Средневековья. На рубеже вв. ее сменяет Новое время. Заметим, что некоторые авторы рассматривают Античность, Средние века и Новое время как этапы в развитии одной европейской цивилизации, а другие предпочитают говорить об античной, средневековой и новоевропейской цивилизациях, последовательно существовавших в истории Европы.
Уже в пору Античности можно было наблюдать значительное своеобразие социокультурного развития европейцев (конкретно – древних греков и римлян) в сравнении с восточными народами (египтянами, вавилонянами, персами и др.). Древние греки (эллины) видели это своеобразие в том, что они сами являются свободными гражданами, в то время, как люди на Востоке раболепствуют перед священной властью царей и жрецов.
В Средние века Европа стала отождествляться с христианским миром. Причем западные христиане (католики) не считали единоверными себе восточных христиан (православных). С их точки зрения, православные страны (Византия, Русь и т. д.), хоть и находились в Европе, скорее, принадлежали Востоку, Азии. Что касается христианства, то эта религия, по сути, довольно высоко ценит личность и свободу человека, его усилия в познании истины. В исторической перспективе христианство подготовило распространение в Европе идей гуманизма и победу научной революции.
В Новое время европейское общество претерпело серьезнейшую трансформацию, превратившись из традиционного (аграрного) в современное (индустриальное). Событие это уникальное, ведь нигде, кроме Европы, современное общество само собой не возникло; на Восток оно подвинулось с Запада. Этому факту трудно дать исчерпывающее объяснение. Ученые указывают, например, на кризис позднесредневекового католицизма, отмечают роль заморской экспансии европейцев (по определению историка Ф. Броделя, «Запад построил себя из материала колоний»), даже пишут об инфильтрации (просачивании) иудаизма в культурное ядро европейской цивилизации.
Успехи западноевропейцев (западоидов, как их назвал философ А. Зиновьев) в плане научно-технического и экономического развития породили у них идею европоцентризма – представление о том, что существует единственно правильный исторический путь, по которому шествует Европа (Запад), остальные же народы и страны обречены пристроиться ей в хвост. Правда, проблемы, характерные для индустриального общества (экологический кризис, угроза высокотехнологичного тоталитаризма, разобщенность людей, их нравственное одичание и т. д.) побуждают нынешних европейцев быть более самокритичными и внимательными к положительному опыту восточных цивилизаций.
2. Культура Древнего Египта
Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. – Александром Македонским, а в I в. до н. э. – римлянами. Но специфические черты древнеегипетской культуры напоминали о себе еще в течении нескольких столетий.
Сами египтяне связывали ее возникновение с деятельностью богов, которые создали города и государственность, искусства и ремесла, иероглифическую письменность и счет. Жизнь людей боги подчинили Маат – высшей истине, наилучшему порядку. Страх погрешить против Маат стал одним из важнейших факторов, обусловивших чрезвычайную устойчивость и долговечность древнеегипетской цивилизации.
Египтяне поклонялись множеству богов, большинство из которых являлись персонификацией природных явлений. Наибольшей популярностью обычно пользовался бог Солнца. В эпоху Древнего царства (XXVIII-XXII вв. до н.э.) он почитался преимущественно под именем Ра, позднее – в пору Среднего (XXII-XVIII вв. до н.э.) и Нового (XVI-XI вв. до н.э.) царств – его главным именем становится Амон. В космогонических мифах древних египтян как раз солнечное божество чаще всего выступает тем первобогом, который, выделившись из хаоса, творит остальных богов и весь мир.
Жители Древнего Египта приписывали своим богам одновременно антропоморфные и зооморфные черты. Например, Тота, бога мудрости, они изображали в виде мужчины с головой ибиса, а богиню неба Хатор представляли женщиной с коровьими рогами. Едва ли не каждое животное, известное египтянам, рассматривалось ими как воплощение того или иного бога. Ряд исследователей считает это наследием первобытного тотемизма.
Важное место в египетской религии занимал погребальный культ. Египтяне были буквально одержимы желанием обеспечить продолжение своей жизни в загробном мире, который они считали почти полным отражением мира земного. Чтобы душа покойника могла сохраниться в царстве мертвых, живые должны были мумифицировать или хотя бы изобразить (статуэткой, рисунком) его тело, снабдить соответствующими жильем и пищей. Со временем у египтян возникло представление о том, что умерших за их дела, совершенные на Земле, будет судить владыка загробного мира Осирис. Однако нравственная ценность этой идеи, способной сдерживать человеческую порочность, была серьезно подорвана верой египтян в силу магии. Магические формулы и ритуалы, составившие так называемую «Книгу мертвых», призваны были гарантировать людям посмертное благополучие независимо от их реальной добродетельности.
Знаменитым символом древнеегипетской цивилизации стали пирамиды – грандиозные сооружения времен Древнего царства, в которых размещались погребальные камеры с мумиями фараонов. Фараоны были не просто политическими вождями страны, люди видели в них воплощение или сыновей верховного божества. Египтяне надеялись через самоотверженное служение фараону причаститься его сверхчеловеческого могущества и вслед за ним, переступив смертную черту, обрести жизнь вечную.
Короткий, но яркий эпизод в религиозной истории Египта представляет собой реформа (некоторые авторы говорят: революция), проведенная фараоном Аменхотепом IV (1419-1402 гг. до н.э.). Этот правитель задался целью насадить в стране культ единого бога Атона, отождествляемого с солнечным диском. Поклонение остальным богам было запрещено. Сам фараон сменил имя на Эхнатон, т.е. угодный Атону. Он объявил себя единственным посредником между Атоном и людьми, тем самым пытаясь подорвать влияние египетского жречества и еще больше централизовать страну. Но инерция религиозной традиции оказалась сильнее, и вскоре после смерти Эхнатона с его реформой было покончено.
Общий консерватизм древнеегипетской культуры в сфере искусства породил строгую систему канонов, которым столетия за столетием подчинялись художники. Скульпторы упорно ваяли людей в одних и тех же немногих позах, с бесстрастными лицами-масками, на которых как будто застыла печать вечности. Живописцы, следуя древней модели, выворачивали тела своих персонажей, изображали головы и конечности в профиль, а туловища и глаза – в фас. Опять и опять они выстраивали линейные композиции, подчеркивали геометризм форм, упругую ритмичность повторов. Для египетского искусства всегда был характерен монументализм, порой – настоящая гигантомания. Чего стоят, например, храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре или колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле!
За три тысячи лет своей древней истории египтяне добились немалых успехов на поприще науки. Они создали весьма точный календарь, а также каталоги звезд и карты звездного неба, причем древнеегипетская астрономия – в отличие от древнемесопотамской – имела рациональный характер и была свободна от астрологических домыслов. Египтяне изобрели древнейшие в истории человечества часы – водяные и солнечные. Египетские математики научились рассчитывать площадь круга и объем усеченной пирамиды, возводить в степень и извлекать квадратные корни. Египетская медицина знала дробную специализацию врачей. В Египте были составлены самые первые из известных энциклопедические словари и географические карты.
3. Культура Древней Месопотамии
Месопотамия (Междуречье) – область между Тигром и Евфратом, расположенная в их нижнем и среднем течении. В IV-I тыс. до н.э. здесь существовали, сталкиваясь и сменяя друг друга, разные народы и государства (Шумер. Аккад, Ассирия, Вавилон). Это придавало культурной жизни Месопотамии значительную пестроту, впрочем, не лишенную внутреннего единства.
Первые города-государства в Междуречье основали шумеры, пришлый народ не вполне ясного происхождения. Раньше, чем кто-либо, шумеры создали письменность, которая вначале была пиктографической, а затем приобрела вид клинописи. Произошла также фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в древнейшем словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Шумерская клинопись, распространившись за пределы Месопотамии, возможно, повлияла на становление финикийского письма, от которого берут начало греческий и более поздние алфавиты. Вообще появление письменности явилось грандиозным прорывом в истории человечества: оно содействовало быстрейшему накоплению информации и развитию абстрактного мышления.
От шумеров до нас дошли первый в мире библиотечный каталог, первые сборники медицинских рецептов, первый календарь земледельца. Шумеры создали древнейшую поэму – «Золотой век»- и самые ранние элегии. Выдающимся памятником шумерской (точнее – шумеро-аккадской) литературы по праву считается «Эпос о Гильгамеше», в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле жизни.
Во II тыс до н. э. возвысился город Вавилон («Врата бога»). При упоминании о нем обычно приходит на ум знаменитая Вавилонская башня. До наших времен она не сохранилась, но, судя по всему представляла собой грандиозный зиккурат – ступенчатую башню, опоясанную выступающими террасами. Такой тип сооружений был характерен для месопотамской культовой архитектуры. Озелененные террасы Вавилонской башни получили известность как «висячие сады Семирамиды», считавшиеся в древности одним из семи чудес света.
Вавилонские астрономы впервые в истории высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Они разработали шестидесятеричную систему исчисления, которой мы пользуемся до сих пор. Но научная мысль в Вавилоне намертво переплелась с магией, астрологией и практикой гаданий.
На некоторое время в начале I тыс. до н. э. Вавилонию подчинили себе ассирийские цари. Ассирия оставила нам шокирующие образцы искусства, воспевающего человеческую жестокость. Здесь в изобилии встречаются изображения изуверских пыток и казней, горящих городов и замученных пленников. Часто встречаются сцены царской охоты, где под стрелами гибнут, истекая кровью, львы. Своего рода символом ассирийской мощи стали огромные крылатые быки с надменными человеческими лицами.
В VI в. до н. э. Месопотамия была завоевана персами. После же македонского завоевания (IV в. до н. э.) самобытное развитие месопотамской культуры постепенно сходит на нет. Стоит подробнее сказать об особенностях религиозной жизни в Месопотамии. Шумеры, заложившие основы здешней цивилизации, верили в существование огромного количества богов, божков и демонов. Как и в Древнем Египте эти существа выступали олицетворением природных и социальных феноменов. В их составе выделялась троица старших богов: Ану (бог неба), Энки (бог воды), Энлиль (бог земли). Интересно, что в отличие от египетских богов боги Месопотамии в основном представлялись антропоморфными. Почти незаметен здесь и культ священных животных.
Шумерский пантеон был воспринят позднейшим населением Месопотамии, но в нем произошли некоторые подвижки. На роль верховного божества у вавилонян выдвинулся Мардук, у ассирийцев – Ашшур. В мифологии появился сюжет теомахии, борьбы богов. Вавилонская поэма «Энума элиш» («Когда вверху…») рассказывает о том, как древнее божество Тиамат, тождественное первичному океану, поднимает полчища демонов, чтобы уничтожить более молодых богов. Со стороны последних в бой вступает Мардук, который убивает Тиамат и, разрубив ее тело, создает из его частей небесный свод и землю.
Эту довольно мрачную космогонию дополняет столь же безрадостная антропология. Люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Их место в мире незначительно. Они призваны только ублажать богов: строить для них храмы, приносить им жертвы, заниматься священной проституцией (этим был известен культ богини любви и плодородия Иштар), чтить жрецов и царей, божьих ставленников. Неповиновение богам жестоко каралось. Уже шумеры рассказывали историю о том, как был послан на людей гигантский потоп, который погубил всех за исключением одного праведника, спасшегося на ковчеге (стоит отметить любопытный факт: древние предания о всемирном потопе были обнаружены учеными у многих народов практически на всех континентах).
В сравнении с египетскими представлениями о смерти месопотамская танатология, которая известна, например, по материалу «Эпоса о Гильгамеше», отличается крайним пессимизмом. Не предвидится никакого загробного воздаяния, всех умерших – и добрых, и злых – ожидает унылое прозябание в бесконечном царстве теней. Слабый свет надежды излучает только миф о Думузи (Таммузе), пастухе, ставшем возлюбленным богини Инанны (Иштар). Он был ввержен в преисподнюю, но получил право на полгода воскреснуть для земной жизни. Здесь мы явно имеем дело с земледельческим культом плодородия и можем проводить параллель с древнеегипетским мифом о ежегодно умирающем и воскресающем боге Осирисе.
Список использованных источников
1. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов/Е.М. Скворцова.- М.: ЮНИТИ,1999.-406с.
2. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.
3. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.