МинистерствообразованияРФ
МосковскийГосударственныйУниверситетДизайна И Технологии
КАФЕДРАСПЕЦКОМПОЗИЦИИ
РЕФЕРАТ
КУРСОВОЙРАБОТЫПОИСТОРИИ КОСТЮМАИ МОДЫ
натему: Голландскоебарокко.
Гармониячерного и белого.
Москва2003
КОСТЮМНИДЕРЛАНДОВXVII ВЕКА
В течение XIII —XVI веков Нидерландыбыли одной изсамых богатыхстран Европыс развитойпромышленностьюи крупной торговлей.Тон там задавалибогатые бюргерыпроцветающихгородов, длякоторых разумное, экономическицелесообразноеустройствостраны быловажнее сословнойгордыни дворян.Несмотря надлительнуюполитическуюзависимостьот Испании, где господствовалисовсем другиенравы, жителиНидерландовобладали значительнойсвободой мышленияи развитымкругозоромделовых людей, привыкшихдобиватьсяблагосостояниясамостоятельно, а кроме того, получалиразнообразнуюинформациюоб окружающеммире благодаряширокой международнойторговле иоживленнымморским портам, кудазаходилииностранныесуда.
Нужносказать, чторазвитиекораблестроения, рост мануфактури ремесленныхмастерскихв XVI веке в Нидерландахбыл настолькобурным, что кXVII столетию —это единственнаястрана в Европе, где городскоенаселениепреобладалонад сельским.Природныеусловия — море, песчаные дюны, островки зеленыхлугов, каналыи реки — объективноспособствовалиразвитию неземледелия, а городов, гдеосновным населениемстановилиськоммерсантыи ремесленники.Сначала Брюгге, а затем Антверпени Амстердамбыли центрамимировой торговли, местные жебюргеры являлисьфактическимихозяевамиНидерландов, мечтавшими, естественно, о ее политическойсамостоятельностии таком государственномустройстве, которое отвечалобы прежде всегоих интересам.
Нидерландскиеземли, долгоевремя входившиев состав гергцогстваБургундского, перешли в 1477 годуво владениеГабсбурговпри заключениибракаавстрийскогоэрцгерцога, а затем императора«СвященнойРимской империи»МаксимилианаI с дочерью КарлаСмелого МариейБургундской, получившейих в качествеприданого. Ихвнук, Карл V (КарлосI) — король Испаниии император«СвященнойРимской империи»еще раз изменилсудьбу Нидерландов, передав ихземли в 1551 годуиспанской ветвисвоей семьи.
В периодцарствованияКарла V жителииспанскихНидерландовсвободноторговали сдругими странамикак в Европе, так и на вновьоткрытых континентахв «чужих моряхи океанах», что увеличивалобогатствобольшинстванаселения этойстраны. Торговалисамыми разнообразнымитоварами: дорогими тканями, коврами, стеклом, производимымишироко развитойсетью мануфактур, и простыми, нонеобходимымивсем продуктами— сыром, маслом, соленой рыбой, охотно покупавшимисяза рубежом.
Постепенноуровень жизнинидерландцеврос, но процветаниюстраны положилконец испанскийкороль ФилиппII, получившийнад ней властьпосле отреченияот престолаКарла V. Деспоти фанатик, вознамерившийсялюбыми средствамидобиться полноготоржествакатолицизмана «своих»землях, он несчел возможнымтерпеть свободныйобраз жизнинидерландцев.
В первоеже посещениестраны новомумонарху показалосьподозрительным, что дружелюбныеподданныевстретили егоовацией. В нейФилиппу II почудилосьнечто опасное.Суровое и недовольноелицо его заставилонидерландцевзадуматься...
Тревожныепредчувствиянарода вскореоправдались.Недоброжелательностькороля проявиласьнедвусмысленно— он явно хотелсделать избогатейшейи передовойчасти испанскоймонархиивторостепеннуюпровинцию, а поэтому увеличилналоги и всевозможнымисредствамиразорял Нидерланды.Для вполнесформировавшегосябуржуазногогосударстватерпеть уничтожениесвоей, с такимтрудом созданной, отлаженнойэкономикии разумныхкоммерческихотношений, было деломнемыслимым.Такое столкновениепротивоположныхинтересовнеминуемо велок войне, и какэто часто случалосьв истории, онаприобреларелигиознуюформу.
Следуетучесть, чторелигиозныепротиворечияв Нидерландахдавали о себезнать еще впервой половинеXVI века, когданарод поддержалРеформацию, охватившуюмногие европейскиегосударства.Нидерландыприняли учениеКальвина обабсолютномБожьем предопределении, его проповедь«мирскогоаскетизма», идеи демократизациицерковнойжизни, что, конечно, не могло невойти в противоречиес официальнойкатолическойрелигией, всемерноподдерживаемойиспанскимкоролем. Но ксередине XVI векапри ФилиппеII ситуацияобостриласьдо крайности— повсюду проникалаинквизиция, искавшаяинакомыслящих, сжигались целыедеревни, кругомстояли виселицы, кроме того, страну охватиластрашная эпидемиячумы. ПосланныйФилиппом II вНидерландыгерцог Альбаустановил здесьнеслыханныйтеррор. В результатеполитико-религиозныераспри перешлив войну, тянувшуюсяс некоторымиперерывамис 1568 по 1648 год.
Войнабыла несказаннотяжелой, доводянидерландцевдо такого состояния, что один изсвидетелейрезультатовсражений флотилийв своих мемуарахнаписал: «Труднонайти другойпример такоготерпеливогострадания, такого героическогопатриотизмаи такой неумолимостик пленным врагамво время осады...»Этот страшныйпериод, когдау осажденныхкончилосьпродовольствие, и голод погубилмногих, закончилсяпобедой коренныхжителей, заключившихс испанскимкоролем в 1609 годуперемирие, наделе означавшеегосударственнуюсамостоятельностьСеверныхНидерлан-дов.С этого моментаони стали называтьсяРеспубликойСоединенныхпровинций илиГолландией(по наименованиюсамой могущественнойпровинции).Южные же земли(в том числеФландрия) ещедлительноевремя оставалисьпод протекторатомИспании.
Буржуазнаяреволюция, которая в Нидерландахприняла формународногоосвободительногодвижения, былапервой в Европе, одержавшейтакую блистательнуюпобеду. Онавоодушевилавсю страну.Свободныетеперь голландцысумели достаточнобыстро восстановитьблагосостояние.
Их трудолюбиепроявлялосьне только всоздании материальныхценностей, но и развитиикультуры; онибыли любознательны, быстро схватывалиинтересныеидеи и на ихоснове создавалиновые теориив различныхобластях знаний.Веселые иобщительные, они умели дружить.Эти их качестваспособствовалиразвитию некоторыхвидов наукии искусства.
Тесносвязанные сморем, голландцыпроявлялиизобретательностьв созданииновых системкораблей, увеличивавшихих прочность, скорость движенияи возможностьлавированияво время тяжелыхморских бурь.Строительствотаких кораблейслужило увеличениюбогатств Голландии.Слава о высокомуровне еесудостроениябыла настольковелика, чтостраны, мечтавшиео завоеваниинеизвестныхземель, спешилизаказать кораблиименно там. Вто же времяголландцыимели таланти к ведениювыгодныхторговых операций, выделявшийих среди коммерсантовдругих европейскихгосударств.
Встановлениихарактера этогонарода немалоеместо занималидва фактора- долгая борьбас тяжелымиприроднымиусловиями ипродолжительнаявойна за свободу.Они сделалисвою топкуюземлю плотнойи плодородной; тщательноеизучение «поведения»морской водыдало им возможностьоткрыть законывзаимоотношенийводы и земли, и оказалось, что почва будетизменяться, выходить избеспрерывных«объятий» воды, если люди изменятнаправлениеее течения.Нидерландцысумели подчинитьпри-7родусебе, создатьусловия дляразвитиясельскогохозяйства, извлекать изнего прибыль.Кроме того, онисмогли максимальноиспользоватьсвое положениеморского государства, а главное, отстоятьнезависимость.Этот народпознал труднуюпобеду, но онабыла заслуженной, и прекрасноеощущениесплоченности, дружбы, радостибудут проявлятьсяво всей егожизни, даже вобычной домашнейобстановке, довольно длительноевремя!
Голландскаяреспубликадобилась расцветатогда, когдаИспания ослабела, а Франция ещене достиглавершины завоеванийво второй половинеXVII века. В этовремя, несмотряна ряд разногласийрелигиозногохарактера(борьба междукальвинистамии арминианами), интенсивноразвивалиськультура, наукаи, особенно, искусство.
ИскусствоГолландииразвивалосьв двух областях— музыки и живописи.Домашняя жизньвсех нидерландцевсложилась внекую системууже давно, и небыло причинее менять, темболее, чтов тяжелые временатоска о доме, столе, за которымв тепле и уютесобираласьсемья, никогдане покидалатех, кому пришлосьвоевать. Ощущениевновь найденногосчастья — очага, окруженноголюбимыми лицамидетей, близких, родных, а иногдаи друзей, создавалорадость общенияи душевнойблизости. Итогда возникаложелание выразитьэту радостьв красоте звуков, мелодий… Таквозник обычай: в праздничныйдень, послеокончаниядлительногообеда, в столовуюприносилимузыкальныеинструменты, раскладывалиих на обеденномстоле, и хозяйкапредлагалавсем занятьсямузыкой. И этизанятия моглипродолжатьсядо позднеговечера.
Любовьк музыке былатакой же национальнойчертой нидерландцев, как и трудолюбие.Уже в XVI веке ониимели известныхкомпозиторов, а для тех, ктопережил трудностимноголетнейвойны, музыкастала священнойчастью жизни.Эта привязанностьотражена намногочисленныхкартинахнидерландскиххудожников, которымиукрашалисьпочти все домаи многие изкоторых можнобыло приобрестина рынке занебольшую цену, доступнуюдаже человеку, живущему наскромные доходы.Реалисты посвоей природе— Терборх, Метсю, Вермеер, деХоох — они большевсего интересовалисьповседневнойжизнью, хотя, справедливостиради, необходимопомнить, чтоих современникамибыли и великиеРембрандт, Рубенс, ванДейк и Хальс, творчествокоторых выходилодалеко за этирамки.
Женщиныв жанровомискусстве, каки в жизни, занималибольшое место.Они были хранительницамидомашнегоочага, следилиза чистотойи порядком вдоме, они, дажеотдыхая, занималисьрукоделием, которым украшалидом и одежду.Француз деСен-Эвримонписал в 1665 годумаркизу деРеки: « Здешниедамы оченьвежливы, и мужчиныне обижаютсяна то, что обществоих жен и дочерейпредпочитаютих собственному.Голландкидостаточноприветливыдля того, чтобыдоставить намразвлечение, но не настолькооживлены, чтобыбыть «опасными»для нашегоспокойствия…Как бы то нибыло, можносказать, чтоголландскимженщинам свойственнанекотораянедоступностьи воздержанность, и они передаютсяот матери кдочери понаследству…Все женщины, без исключения, того мнения, что выйдя замуж, они уже не смогутсвободнорасполагатьсобой. Для нихсуществуеттолько долг...».
Это письмополностьюхарактеризуетголландскихженщин XVII века.Подтверждениемы находим ина многочисленныхкартинах. Ониизображеныв уютной обстановке, одетые в теплые, отороченныебелым пушистыммехом короткиеверхние одежды.Кстати, такиеже теплые «кацавейки»носили наширусские женщиныво временацарствованияПетра I, когда«немецкаяслобода» вМоскве былазаселена голландцами.
Изучаяголландскоеискусство, мыневольно изучаеми жизнь народа, который былспособен нетолько с любовьюизображатьсвои будни, нои раскрывалперед намикритическоеотношениек недостойномуповедениюнекоторыхсвоих соотечественников.В этой критике, как нам кажется, слышалисьотголоскирелигиозногораздвоениякальвинизма- на последователейучения Кальвина, основанногона догмате обабсолютномБожьем предопределении, независимомот поступковлюдей, и Арминия, считавшего, что несмотряна предопределение, христианинможет спастисьверой, направляющейего поступки.В сущности, этобыло продолжениедавнего богословскогоспора о свободеволи и границахличностногоначала в человеке.Поэтому накартинах Стена, Остаде, Бейтевегаможно встретитьизображенияпьяных крестьянв грязныхдеревенскихкабаках, богатоодетых молодыхлюдей и женшин, осоловевшихот неумеренногоупотреблениядорогого винаи занимающихсяигрой на струнныхинструментах.Зритель словнопризываетсяв свидетелиэтих «плодов»арминианской«свободы», увиденных спозиций ортодоксальныхкальвинистов.Кстати, не исключено, что они и былизаказчикамиэтих, по сути, карикатур.
Богатейшееживописноенаследиенидерландскиххудожниковдает нам обширныйматериал дляизучения костюмаXVII века, позволяяпроследитьэтапы его развитияи степень влиянияразличныхфакторов наособенностистиля. Во второйполовине XVI века, когда Нидерландыстали частьюиспанскоймонархии, онскладывалсяпод заметнымдавлениемиспанскоймоды, сказывавшейсяв одежде вплотьдо 1630-х годов. Лишьв костюме 40 —50-х годов появилисьчерты своеобразия, но, как и в Англии, они сочеталисьсо старымиформами. Крометого, рассматриваякостюм НидерландовXVII века, необходимоучесть и важнейшийдля него факторразделениястраны на двечасти, когдав северныхпровинцияхпод влияниемкальвинистови буржуазногоуклада жизнивозобладаласклонностьк простоте истрогости, ав южных, «благодаря»католицизмуи феодальномуустройству— тяга к пышнойдекоративностии красочности.Эти две основныетенденции ихарактеризуютнидерландскийкостюм первойполовины столетия.
Мужской костюм.
В началеXVII века лиф пурпуэнанидерландцыделают менеежестким, чему французов.Его носят сширокими, суженнымикнизу штанами.Эта одеждатрадиционнаи не вноситпока ничегонового в обликчеловека. Вконсервативныхюжных Нидерландахсохраняетсястарый костюмс широкимиэполетами впроймах, пурпуэномна жесткойподкладке ибольшой, тугонакрахмаленнойгор-герой. Иногдаее заменяетворотник«голилья».
Подобныйкостюм, какодежда дляторжественныхслучаев, сохранялсяу горожан среднегодостатка и в30-х годах.
20 — 30-е годы— время распространенияфранцузскойодежды в большинствестран Европы.Особенностихудожественныхтрадиций южныхНидерландовповлияли наее восприятие.В отличие отангличан с ихсклонностьюк классицизмуи изысканности, здесь увлеклиськрупными живописнымидеталями —большими бантамина подвязках, широкими лентамис эгийеттамина басках, пышнымиштанами сосплошным рядомпуговиц побоковому швуи так далее.Следуя, в основном, французскоймоде, фламандцысумели сделатьсвой костюмболее динамичными живописным.Однако он бытовал, главным образом, в богатых буржуазныхили дворянскихсемьях и у молодежи.Модный костюмдополнялсяширокополой«рубенсов-ской»шляпой и плащомс отложнымпрямоугольнымворотником.Кудрявыефранцузскиепарики всеобщегопризнания здесьне получили.
К концу40-х годов старыйкостюм — жесткийпурпуэн с горгеройносят лишьстарики и лица, занимающиеадминистративныедолжности —члены магистрата, адвокаты, врачи, а также цеховыестаршины. Вэтой стабильностисказывалосьуважение кустановившимсятрадициям, сформировавшимсяв период расцветакорпорацийи цеховыхобъединений.Особой строгостьюотличалисьпрофессиональныекостюмы медикови адвокатов.Черные, отделанныенебольшимибелыми прямоугольнымиворотниками, спускавшимисяна грудь, онипоходили намонашескуюодежду. Шляпас высокойконусообразнойтульей и прямымиполями сохраняласьв костюмахпредставителейэтих профессийвплоть до 70-хгодов.
Фламандцыиздавна славилисьсвоими тканями, особенно шерстяными, и в XVII веке сукно, главным образомтемных тонов, было наиоболеераспространеннымматериаломдля одежды.В торжественныхслучаях предпочиталибархат, реже— атлас. Белоетонкое прозрачноельняное полотнои знаменитыекружева былигордостьюФландрии.
Традиции, сложившиесяеще в периодзарождениябуржуазныхотношений, выработалиустойчивыйуклад жизниразличных слоевнаселения снебольшойразницей вкостюмах крестьяни горожан. Уфламандскихпростолюдиновеще долгосохраняютсядлинные суконныеили холщовыечулки, служившиеодновременночастью разъемныхшосс, штанытипа трико сбрагеттом, короткие курткис баской, поверхкоторых надевалисьболее широкие, до колен. Продолжительноевремя у крестьянсохранялисьдва головныхубора — барети войлочнаяшляпа с плоскойили остроконечнойтульей.
Вначале 40-х годовкостюм богатыхлюдей теряетсвоеобразие, свойственноеему в 20 — 30-е годы.Во Фландрии, где родился, жил и творилзнаменитыйРубенс, католиковбыло больше, чем в Голландии, и чем сильнеестановиласьФранция, котораябыла рядом, тембольше сказывалосьее влияниена жизненныйуклад этойчасти Нидерландов.Фламандцыувлекаютсяодеждой, повторяющейнаряды французскогокороля-подростка, созданныев период, когдакардинал Мазари-низапрещал ЛюдовикуXIV носить одеждуиз дорогихтканей с вышивкойзолотом идрагоценнымикамнями. Однакофантазия фламандцеввесьма сильноотличаласьот фантазиии вкуса придворныхи самого Людовика.Они создаликостюмы, лишьгрубо подражающиестилю «барокко»— все частибыли увеличены, и это полностьюизменило пропорции, лишив их тойлегкости ипленительнойнеопределенностив постоянномдвижении ткани, как в оригинале.Это видно и вбрасьере, и впоясе, слегказакрывавшемверхнюю частьшосс, и в другихдеталях. Надосказать, чтодо конца столетиямужской костюмФландрии неотличался ниособой оригинальностью, ни национальнымсвоеобразием.Иначе формировалсякостюм голландцев.
Послеперемирия 1609года жизнь всеверных провинцияхначинает бурноразвиваться.И хотя основныебогатствастраны создавалисьвнешней торговлей, рост мануфактур, особенно производящихткани — плюша, бархата, шелка, льняного полотна— сказалсяна экономикестраны, и, естественно, костюме.
В течение20 — 30-х годов вГолландиивсе еще сохраняютсястарые видыодежды, хотяв это же времяздесь появляютсяи фламано-француз-скиеварианты. Тольков 40-х годах мужскойкостюм окончательнополучает мягкуюформу, и в немпоявляютсячерты своеобразия.Характернойего особенностьюбыла простота.Это сказывалосьв упрощенномпокрое, которыйне придавалфигуре изысканныхлиний французскихи английскихнарядов. Преобладалиткани темныхтонов, предпочтениеотдавалосьчерному цвету, отделка быласкромной. Пурпуэнне имел фалд, высокая линияталии шлагоризонтально, прямая басказакрывалабедра. Простые, гладкие безразрезов рукавасуживалиськ запястью.Неширокие штанызакрываликолени. Обувьносили двухвидов: туфлис бантами измягких петельна подъеме исапоги с узкимимягкими голенищамии небольшимираструбами.Верхние чулки(ба-де-ботт) былиотделаны толькоузкой кружевнойполоской. Маленькийбелый отложнойворотник сзавязками изшнура или отложнойворотник изпрозрачнойбелой ткани, законченнойкружевом, итакие же манжетыявлялись единственнымукрашениемэтого строгогокостюма. Плащиз темной ткании черная шляпас полями заканчивалиего. Натуральныеволосы до плечи усы смениликороткую стрижкуи бороду. Исключениесоставляливоенные. Ихкостюмы соединялисамые модныеи самые старыедетали, как этовидно на групповыхпортретахФранса Хальса.На протяжениивсего XVII векановые веянияв Голландиипрежде всегопроявлялисьв этом костюме, например, широкиештаны и рэйнграв*в 50-х годах первыминачали носитьименно военные.Надо сказать, что французскийвоенный костюм, которому подражаливо многих европейскихгосударствах, в Голландиитоже был популярен, однако претерпелнекоторыесущественныеизменения —с него снялимногочисленныедетали, чтосделало егоболее удобным.
В течение1653 — 54-х годов вголландскоммужском костюмепоявляютсяновые формы, возникшие подвлиянием одеждфранцузскихпридворныхвремен юностиЛюдовика XIV, причем, как и во Фландрии, зачастуюпроисходитих искажение, нарушаютсяпропорции, произвольноиспользуютсядетали. В этомновом костюме, распространившемсяв 1660-х годах, сохраняютсяи старые формы, говорящие опочтении голландскихбуржуа к традициям.В сущности, все элементыполучили типичнонациональноетолкование— простые формыимели несколькотяжеловесныепропорции, отделки былопо-прежнемумало, в то времякак во французскомкостюме онадоминировала.Сохраняласьи темная цветоваягамма, особенномного носиличерного. Ужев конце 50-х и начале60-х годов в модувошли рэйнграв.В большинствеслучаев онибыли оченьскромны, в отличиеот кокетливых«юбочек» французскихдворян. Главное, что голландскийи французскийкостюмы имелиразличноестилистическоерешение. В товремя как первыйсохранялконструктивностьи простотуформ, выразительностьвторого основываласьна живописности.
Начинаяс 70-х годов, мужскойкостюм богатойбуржуазии почтиполностьюподражаетфранцузскому.Средняя и особенномелкая сохраняетв одежде традиционноекальвинистскоепредставлениео жизни по правилам«мирскогоаскетизма», а именно, формы40-х годов, простоту, темные (и, особенно, черный) цвета, скромную, ослепительнобелую отделку, остроконечныешляпы. Причем, простотазаключаласьне в элементарностипокроя, а вотсутствиинагромождениядеталей, пропорциональностиих соотношений.На фоне этогосдержанного, но художественноцельного костюма, одежда, подражающаяфранцузской— с обилиемукрашений, разнообразиемцветовых сочетанийв мелком, ноненавязчивомрисунке — производитсовсем другоевпечатление, веселое, радостное.Не исключено, что ее носилиарминиане.
Крестьянскийкостюм в Голландии, как и во Фландрии, менялся медленно.Но к серединеXVII века уже пересталиносить разъемныешоссы. Вместоних появилисьширокие доколен (типашаровар) илипрямые штаны.
Все верхниеодежды имелиспереди застежку, воротник рубашкивыпускалисверх узкойстойки куртки.Крестьянскиешляпы чащевсего былиневысокимис широкими илималенькимиполями, крометого, носилиголовной убортипа барета.Женский костюм.
Непосредственноемноголетнееобщение с испанцами, казалось бы, должно былопривестинидерландскихженщин к полномуподражаниюв костюме испанскимобразцам, какэто произошлов Италии. Вдействительностиже, неприязньк иноземцам, иное положениеженщины в обществе, обособленностьжизни отдельныхпровинцийпривели к тому, что в южныхНидерландахиспанские модыполучили наиболеесвоеобразную, чем в другихстранах, трактовку.
Преждевсего следуетотметить, чтообъемы женскогоплатья в началеXVII века здесьбыли значительноменьше, чем вдругих государствах.Узкие плечии рукава, тонкаяталия способствовалиэтому впечатлению, хотя юбку, судяпо рисункамтого времени, носили с подложеннымваликом, какво Франции.
Кромесвоеобразныхпропорций, фламандскийженский костюм.отличалсябольшим разнообразиемворотникови головныхуборов.
Французскоевлияние сказывалосьи в южных, и всеверных провинцияхуже в 10-х годах.Однако, в целом, женские платьяэтого периодабыли ближе канглийским.Их отличительнойособенностьюбыла формапередней частилифа со шнипом(на металлическомкаркасе), заставлявшимдержать корпуснесколькооткинутымназад. Сходствонидерландскогои английскогоженского костюмабыло вызвано, скорее всего, влияниемнидерландскогона английский, а не наоборот.
В 20-х годахв женском костюмеФландрии появляетсяквадратноедекольте сосвоеобразнымстоячим воротникомиз прозрачнойбелой тканис кружевом. Кчисто фламандскомутипу можноотнести и верхнююраспашнуюширокую, немногониже колен, одежду с откиднымирукавами инебольшимстоячим веерообразнымворотникомс отделкойузким кружевомпо краю.
Для парадныхплатьев широкоиспользовалисветлую парчус крупным цветнымрисунком. Еесочетали стемным однотоннымшелком илибархатом верхнейраспашнойодежды и светлымипышными шелковымирукавами.Повседневныекостюмы делалииз однотонныхтканей, верхнеераспашноеплатье в этомварианте былокороче, с небольшимидрапировкамипо бокам, заменявшимина бедрах валик.
Нарядус новыми живописнымиодеждами вюжных провинцияхносилиеше много старых, сохранившихсяс кониа XVI века.
Женскийкостюм городскойбедноты икрестьянствав первой половинеXVII столетия состоялиз полотнянойрубашки, плотногокорсажа с рукавами(или без) и сошнуровкойспереди, двухили одной недлинныхюбок, фартукаи небольшогочепчика, плотнооблегавшегоголову. Волосызаплетали вкосу и укладывалипучком на затылке.Молодые женщинымогли появлятьсяна улице и безчепчика, пожилыеносили еговсегда. Верхнейженской одеждойбыла кофточкаиз плотнойткани с довольнодлинной баской, закрывавшейбедра. В основныхчертах этоткостюм сохранилсядо конца XVII века.
Положениеженшин в северныхпровинцияхбыло иным, чемв южных. Историческисложилось так, что они пользовалисьбольшими правами, а разветвленнаяэкономикавозлагала наних многохозяйственныхзабот. Подвоздействиемэтих факторовформировалисьособенностивнешнего обликаголландок, вкостюме которыхбыло большенациональногосвоеобразия, чем в мужском.Он был глубжесвязан с традициямипрошлого. Испанскоеи французскоевлияние, неминовавшеесевер Нидерландовво второй половинеXVI и первых десятилетияхXVII века, на некотороевремя придалопраздничномубуржуазномукостюму определеннуютяжеловесностьи неуклюжесть.Жесткая горгерадостигалагромадныхразмеров и, хотя талияоставаласьна месте, юбкуносили с вер-тюгалями.В восприятиии воспроизведенииформ чужогокостюма чувствуетсяпровинциализмс присущимему неумениемсоздаватьединое художественноецелое. Отсюдаи распространениедвойных воротников— горгеру частоносили поверхотложного.Жакет с короткимирукавами изотдельных лентимел трубчатуюбаску, но головупокрывал скромныйчепчик и плоскаяшляпа.
К 40-м годаммногие элементыгородскогокостюма, чуждыенациональномудуху, исчезают, в нем сновапоявляетсяобаятельнаяпростота.
Чепчикбыл обязательнымдополнениемженских платьев.Классическаяформа голландскогочепца, тесносвязанная собщей композициейкостюма, возниклав середине XVIIвека. Этотхарактерныйнациональныйголовной уборвоплощалпредставлениеголландцевоб аккуратностии красоте. Чепчикне только покрывалголову, но икрасиво обрамляллицо.
Костюмголланскихкрестьянокбыл очень простым.Как и в другихстранах Европы, он состоял излифа-корсажа, облегающегофигуру, и юбкив сборку. Особенностьюего был оченькоротенькиймаленькийжакетик с рукавамиили без них, едва прикрывавшийгрудь.
Не следует, однако, считать, что Голландияв эпоху своегорасцвета былачужда иностраннымвлияниям. Некоторыебогатые амстердамскиедамы в 30 — 60-х годаходевались пофранцузскоймоде, но сочеталиее с чистоголландскимидеталями, например, закрывалидекольте косынкамииз белой прозрачнойткани, вставкамииз кружев и такдалее. Такимобразом, кальвинистскоепонятие онравственностии скромностибрало верх надстремлениемк подражанию.
Нужносказать, чтоГолландиястала в этовремя не толькоцентром мировойторговли, нои прибежищемдля эмигрантов(французскихгугенотов, португальскихевреев и такдалее). Поэтомуразнообразиекостюмов, особенно вкрупных портовыхгородах, былоочень велико.Однако голландкине слишкомобращали наних вниманиеи не стремилисьим подражать.
В 50 — 60-е годыпроисходиткристаллизациявнешнего обликаженщины избуржуазнойсреды. Ее костюм, сохраняя сходствос общеевропейским, становитсяеще проще истроже. В немсочетаетсяконструктивнаяясность с оченьумереннойдекоративностью.Линии покроялифа, проймырукавов непросто подчеркиваются, а как бы прорисовываютсяузкой лентойиного, чем платье, цвета, что зрительноделает тоньшеталию. Формабольшоговоротникаобразует вместес одинаковымипо всей длинерукавами, единуюлинию силуэта.В то же времянижний крайворотникаложится на лиф, создавая спокойнуюгоризонтальнуюлинию. Этоуравновешиваетдвижение острыхуглов внутрисилуэта (треугольникишнипа платьяи абриса юбки).
Сопоставлениефранцузскогои голландскогоженских костюмовэтого временипоказываетих различноекомпозиционноеи образноерешения, несмотряна обшее типовоесходство. Делов том, что вофранцузскомплатье значительнуюроль игралосопоставлениеодежды и обнаженноготела. Поэтомудекольте оттеняликружевом, легкими буфамииз прозрачнойткани. Заменадекольте большимворотникомиз плотнойматерии наповседневныходеждах илииз белой прозрачнойна нарядных, как это делалив Голландии, создавала ужеиной внешнийоблик. Чувственностьв костюмеголландкиприглушалась, на первый планвыступаликальвинистскиедобродетели, подчеркнутыепростой прическойи головнымубором, а такженебольшимколичествомукрашений.
Национальнымбыл не толькопарадный костюмсередины XVII века;
повседневныйнаряд горожанок, может быть, еще глубже иострее выразилиндивидуальностьголландскихжен-шин, ставвпоследствииосновой народногокостюма.
На протяжениивсего XVII векаплатья на севереНидерландовшили преимущественноиз однотонныхтканей. В парадныхтуалетах сбольшим вкусомсочетали разныефактуры, ноособеннораспространеннымбыло сопоставлениебархата и атласа, иногда муара.Верхнее бархатноеплатье делалиобычно черным, нижнее — светло-серым, светло-желтым, белым, голубым.Декоративнойотделкой служилиряды галуна, вертикальныевдоль тела игоризонтальныепо подолу.
В повседневныхкостюмах нижняяюбка не всегдабыла светлой, но всегда издругой ткани, нежели верхняя.
Сословноеи имущественноеразличие вженском голландскомкостюме сказывалосьне только вкачестве тканей, но и в фасоне— у жен буржуалиф платья имелрукава, крестьянки, служанки, рыбачки, женымелких ремесленниковчаще всегоносили корсажбез рукавов.
Национальнойчастью женскогокостюма былаверхняя домашняяодежда, прикрывавшаябедра, мягкойформы, не стеснявшаядвижения. Онасуществовалав несколькихвариантах.Так же как изнаменитоепокрывало скрошечнойшапочкой налбу — «гойке»— эта одеждаприобреланациональныечерты, своеобразнуюформу, отделку.В зажиточныхкругах ее делалииз бархата илиатласа светлыхнежных цветов, зимой отделывалибелым мехом, иногда и горностаем.У женщин среднихи бедных слоевтакие жакетышили из шерстяныхтканей. Ониимели несколькопокроев — скороткой илидлинной баской, узкими (по всейдлине) или широкимивверху (уложеннымив мелкие складочкипо пройме) исуженными книзурукавами, сманжетами илибез.
В конце50-х годов верхняяюбка парадныхплатьев неимеет разрезаспереди, онападает спокойнымискладками, рукава становятсяболее узкими, хотя их верхняячасть остаетсяпочти без изменений.Это создаетновые пропорциикостюма. Небольшаянаколка, плотнооблегавшаяголову и пучок, все еще остаетсяв моде, но прическаменяется. Всебольше встречаетсяслегка завитыхволос, а затеми локонов, какна портретахТерборха.
Этот женскийкостюм становитсяклассическимв Голландии.Но во второйполовине XVII векабогатые женыбуржуа все чащеи чаще появляютсяв одежде, прямоподражавшейфранцузской.Постепенновсе национальноезабывается.Голландцам, разбогатевшимна грабежеколоний, кажутсятеперь смешнымиидеалы простоты, бережливостии трудолюбия.Новое поколениестремится кроскоши. Становитсямодным всефранцузское.Быстрый расцветголландскойкультурысменяетсядеградацией, а национальнаясамобытность— подражанием.Хранителемтрадиций остаетсянарод.
Увлечениефранцузскоймодой создавалобольшой разрывмежду костюмамиразличныхслоев. Он ещебольше увеличилсяв XVIII веке, когдана основе слияниястарой городскойи крестьянскойодежды в концестолетия формируетсянародный костюмсо всеми егоместнымиособенностямии отдельнымистариннымидеталями.
Список используемойлитературы
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.2.: В 4 т. – 3 изд. с изм. и доп. – М: Академия моды; СПб.: Чарт Пилот, 2001. – 432 с.; ил., цв. ил.
Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь аксессуары. Учебник для ВУЗов (3-е издание переработанное и дополненное). – М., «Триада Плюс», 2002. – 312 с., 258 ил.
Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. М: Аванта Плюс, 2002 – 476 с.