Реферат по предмету "Культура и искусство"


Костюм Нидерландов XVII века Голландское барокко Гармония черного и белого

МинистерствообразованияРФ
МосковскийГосударственныйУниверситетДизайна И Технологии
КАФЕДРАСПЕЦКОМПОЗИЦИИ
РЕФЕРАТ
КУРСОВОЙРАБОТЫПОИСТОРИИ КОСТЮМАИ МОДЫ
натему: Голландскоебарокко.
Гармониячерного и белого.

Москва2003

КОСТЮМНИДЕРЛАНДОВXVII ВЕКА
В течение XIII —XVI веков Нидерландыбыли одной изсамых богатыхстран Европыс развитойпромышленностьюи крупной торговлей.Тон там задавалибогатые бюргерыпроцветающихгоро­дов, длякоторых разумное, экономи­ческицелесообразноеустройствостраны быловажнее сословнойгорды­ни дворян.Несмотря надлительнуюполитическуюзависимостьот Испа­нии, где господствовалисовсем другиенравы, жителиНидерландовобладали значительнойсвободой мышленияи развитымкругозоромделовых людей, привыкшихдобиватьсяблагосостоя­ниясамостоятельно, а кроме того, по­лучалиразнообразнуюинформациюоб окружающеммире благодаряширо­кой международнойторговле иожив­леннымморским портам, кудазаходи­лииностранныесуда.
Нужносказать, чторазвитиекораб­лестроения, рост мануфактури ремес­ленныхмастерскихв XVI веке в Ни­дерландахбыл настолькобурным, что кXVII столетию —это единствен­наястрана в Европе, где городскоенаселениепреобладалонад сельским.Природныеусловия — море, песчаные дюны, островки зеленыхлугов, кана­лыи реки — объективноспособство­валиразвитию неземледелия, а горо­дов, гдеосновным населениемстано­вилиськоммерсантыи ремесленники.Сначала Брюгге, а затем Антверпени Амстердамбыли центрамимировой торговли, местные жебюргеры явля­лисьфактическимихозяевамиНидер­ландов, мечтавшими, естественно, о ее политическойсамостоятельностии таком государственномустройстве, которое отвечалобы прежде всегоих интересам.
Нидерландскиеземли, долгоевре­мя входившиев состав гергцогстваБургундского, перешли в 1477 годуво владениеГабсбурговпри заключениибракаавстрийскогоэрцгерцога, а за­тем императора«СвященнойРимской империи»МаксимилианаI с дочерью КарлаСмелого МариейБургундской, получившейих в качествеприданого. Ихвнук, Карл V (КарлосI) — король Испаниии император«СвященнойРимской империи»еще раз изменилсудьбу Нидерландов, передав ихземли в 1551 годуиспанской ветвисвоей семьи.
В периодцарствованияКарла V жителииспанскихНидерландовсво­бодноторговали сдругими странамикак в Европе, так и на вновьоткрытых континентахв «чужих моряхи океа­нах», что увеличивалобогатствоболь­шинстванаселения этойстраны. Тор­говалисамыми разнообразнымитова­рами: дорогими тканями, коврами, стеклом, производимымишироко раз­витойсетью мануфактур, и простыми, нонеобходимымивсем продуктами— сыром, маслом, соленой рыбой, охот­но покупавшимисяза рубежом.
Постепенноуровень жизнинидер­ландцеврос, но процветаниюстраны положилконец испанскийкороль ФилиппII, получившийнад ней властьпосле отреченияот престолаКарла V. Деспоти фанатик, вознамерившийсялюбыми средствамидобиться полноготоржествакатолицизмана «своих»землях, он несчел возможнымтерпеть свободныйобраз жизнинидерланд­цев.
В первоеже посещениестраны но­вомумонарху показалосьподозритель­ным, что дружелюбныеподданныевстретили егоовацией. В нейФилиппу II почудилосьнечто опасное.Суровое и недовольноелицо его заставилонидер­ландцевзадуматься...
Тревожныепредчувствиянарода вскореоправдались.Недоброжела­тельностькороля проявиласьнедвус­мысленно— он явно хотелсделать избогатейшейи передовойчасти испан­скоймонархиивторостепеннуюпро­винцию, а поэтому увеличилналоги и всевозможнымисредствамиразорял Нидерланды.Для вполнесформиро­вавшегосябуржуазногогосударстватерпеть уничтожениесвоей, с такимтрудом созданной, отлаженнойэконо­микии разумныхкоммерческихотно­шений, было деломнемыслимым.Та­кое столкновениепротивоположныхинтересовнеминуемо велок войне, и какэто часто случалосьв истории, онаприобреларелигиознуюформу.
Следуетучесть, чторелигиозныепротиворечияв Нидерландахдавали о себезнать еще впервой половинеXVI века, когданарод поддержалРефор­мацию, охватившуюмногие европей­скиегосударства.Нидерландыприня­ли учениеКальвина обабсолютномБожьем предопределении, его пропо­ведь«мирскогоаскетизма», идеи де­мократизациицерковнойжизни, что, конечно, не могло невойти в проти­воречиес официальнойкатолическойрелигией, всемерноподдерживаемойиспанскимкоролем. Но ксередине XVI векапри ФилиппеII ситуацияобостриласьдо крайности— повсюду проникалаинквизиция, искавшаяинакомыслящих, сжигались целыеде­ревни, кругомстояли виселицы, кро­ме того, страну охватиластрашная эпидемиячумы. ПосланныйФилип­пом II вНидерландыгерцог Альбаустановил здесьнеслыханныйтеррор. В результатеполитико-религиозныераспри перешлив войну, тянувшуюсяс некоторымиперерывамис 1568 по 1648 год.
Войнабыла несказаннотяжелой, доводянидерландцевдо такого состо­яния, что один изсвидетелейрезульта­товсражений флотилийв своих мему­арахнаписал: «Труднонайти другойпример такоготерпеливогострадания, такого героическогопатриотизмаи такой неумолимостик пленным вра­гамво время осады...»Этот страшныйпериод, когдау осажденныхкончи­лосьпродовольствие, и голод погубилмногих, закончилсяпобедой корен­ныхжителей, заключившихс испанс­кимкоролем в 1609 годуперемирие, наделе означавшеегосударственнуюса­мостоятельностьСеверныхНидерлан-дов.С этого моментаони стали назы­ватьсяРеспубликойСоединенныхпровинций илиГолландией(по на­именованиюсамой могущественнойпровинции).Южные же земли(в том числеФландрия) ещедлительноевре­мя оставалисьпод протекторатомИс­пании.
Буржуазнаяреволюция, которая в Нидерландахприняла формународно­гоосвободительногодвижения, былапервой в Европе, одержавшейтакую блистательнуюпобеду. Онавоодуше­вилавсю страну.Свободныетеперь голландцысумели достаточнобыстро восстановитьблагосостояние.
Их трудолюбиепроявлялосьне только всоздании материальныхцен­ностей, но и развитиикультуры; онибыли любознательны, быстро схваты­валиинтересныеидеи и на ихоснове создавалиновые теориив различныхобластях знаний.Веселые иобщитель­ные, они умели дружить.Эти их качес­тваспособствовалиразвитию некото­рыхвидов наукии искусства.
Тесносвязанные сморем, голланд­цыпроявлялиизобретательностьв со­зданииновых системкораблей, уве­личивавшихих прочность, скорость движенияи возможностьлавирова­нияво время тяжелыхморских бурь.Строительствотаких кораблейслужи­ло увеличениюбогатств Голландии.Слава о высокомуровне еесудостро­ениябыла настольковелика, чтостра­ны, мечтавшиео завоеваниинеизвес­тныхземель, спешилизаказать кораб­лиименно там. Вто же времяголлан­дцыимели таланти к ведениювыгод­ныхторговых операций, выделявшийих среди коммерсантовдругих евро­пейскихгосударств.
Встановлениихарактера этогона­рода немалоеместо занималидва фак­тора- долгая борьбас тяжелымипри­роднымиусловиями ипродолжитель­наявойна за свободу.Они сделалисвою топкуюземлю плотнойи плодо­родной; тщательноеизучение «поведе­ния»морской водыдало им возмож­ностьоткрыть законывзаимоотноше­нийводы и земли, и оказалось, что почва будетизменяться, выходить избеспрерывных«объятий» воды, если люди изменятнаправлениеее течения.Нидерландцысумели подчинитьпри-7родусебе, создатьусловия дляразви­тиясельскогохозяйства, извлекать изнего прибыль.Кроме того, онисмогли максимальноиспользоватьсвое поло­жениеморского государства, а глав­ное, отстоятьнезависимость.Этот на­родпознал труднуюпобеду, но онабыла заслуженной, и прекрасноеощу­щениесплоченности, дружбы, радостибудут проявлятьсяво всей егожизни, даже вобычной домашнейобстановке, довольно длительноевремя!
Голландскаяреспубликадобилась расцветатогда, когдаИспания ослабе­ла, а Франция ещене достиглаверши­ны завоеванийво второй половинеXVII века. В этовремя, несмотряна ряд разногласийрелигиозногохарак­тера(борьба междукальвинистамии арминианами), интенсивноразвива­лиськультура, наукаи, особенно, ис­кусство.
ИскусствоГолландииразвивалосьв двух областях— музыки и живописи.Домашняя жизньвсех нидерландцевсложилась внекую системууже давно, и небыло причинее менять, темболее, чтов тяжелые временатоска о доме, столе, за которымв тепле и уютесобираласьсемья, никогдане покида­латех, кому пришлосьвоевать. Ощу­щениевновь найденногосчастья — очага, окруженноголюбимыми лица­мидетей, близких, родных, а иногдаи друзей, создавалорадость общенияи душевнойблизости. Итогда возника­ложелание выразитьэту радостьв красоте звуков, мелодий… Таквозник обычай: в праздничныйдень, послеокончаниядлительногообеда, в сто­ловуюприносилимузыкальныеин­струменты, раскладывалиих на обе­денномстоле, и хозяйкапредлагалавсем занятьсямузыкой. И этизанятия моглипродолжатьсядо позднегове­чера.
Любовьк музыке былатакой же национальнойчертой нидерландцев, как и трудолюбие.Уже в XVI веке ониимели известныхкомпозиторов, а для тех, ктопережил трудностимноголет­нейвойны, музыкастала священнойчастью жизни.Эта привязанностьот­ражена намногочисленныхкартинахнидерландскиххудожников, которы­миукрашалисьпочти все домаи мно­гие изкоторых можнобыло приобрес­тина рынке занебольшую цену, до­ступнуюдаже человеку, живущему наскромные доходы.Реалисты посвоей природе— Терборх, Метсю, Вермеер, деХоох — они большевсего интересо­валисьповседневнойжизнью, хотя, справедливостиради, необходимопомнить, чтоих современникамибыли и великиеРембрандт, Рубенс, ванДейк и Хальс, творчествокоторых выходилодалеко за этирамки.
Женщиныв жанровомискусстве, каки в жизни, занималибольшое мес­то.Они были хранительницамидо­машнегоочага, следилиза чистотойи порядком вдоме, они, дажеотдыхая, занималисьрукоделием, которым украшалидом и одежду.Француз деСен-Эвримонписал в 1665 годумаркизу деРеки: « Здешниедамы оченьвежливы, и мужчиныне обижаютсяна то, что обществоих жен и дочерейпредпочи­таютих собственному.Голландкидо­статочноприветливыдля того, чтобыдоставить намразвлечение, но не на­столькооживлены, чтобыбыть «опас­ными»для нашегоспокойствия…Как бы то нибыло, можносказать, чтоголландскимженщинам свойственнанекотораянедоступностьи воздержан­ность, и они передаютсяот матери кдочери понаследству…Все женщины, без исключения, того мнения, что выйдя замуж, они уже не смогутсво­боднорасполагатьсобой. Для нихсу­ществуеттолько долг...».
Это письмополностьюхарактери­зуетголландскихженщин XVII века.Подтверждениемы находим ина мно­гочисленныхкартинах. Ониизображе­ныв уютной обстановке, одетые в теплые, отороченныебелым пушис­тыммехом короткиеверхние одежды.Кстати, такиеже теплые «кацавейки»носили наширусские женщиныво временацарствованияПетра I, когда«немецкаяслобода» вМоскве былазаселена голландцами.
Изучаяголландскоеискусство, мыневольно изучаеми жизнь народа, ко­торый былспособен нетолько с любо­вьюизображатьсвои будни, нои рас­крывалперед намикритическоеотно­шениек недостойномуповедениюне­которыхсвоих соотечественников.В этой критике, как нам кажется, слы­шалисьотголоскирелигиозногораз­двоениякальвинизма- на последова­телейучения Кальвина, основанногона догмате обабсолютномБожьем предопределении, независимомот поступковлюдей, и Арминия, считав­шего, что несмотряна предопределе­ние, христианинможет спастисьверой, направляющейего поступки.В сущности, этобыло продолжениедав­него богословскогоспора о свободеволи и границахличностногоначала в человеке.Поэтому накартинах Стена, Остаде, Бейтевегаможно встретитьизображенияпьяных крестьянв гряз­ныхдеревенскихкабаках, богатооде­тых молодыхлюдей и женшин, осоло­вевшихот неумеренногоупотреблениядорогого винаи занимающихсяигрой на струнныхинструментах.Зритель словнопризываетсяв свидетелиэтих «плодов»арминианской«свободы», увиденных спозиций ортодоксальныхкальвинистов.Кстати, не исключено, что они и былизаказчикамиэтих, по сути, карикатур.
Богатейшееживописноенаследиенидерландскиххудожниковдает нам обширныйматериал дляизучения костюмаXVII века, позволяяпросле­дитьэтапы его развитияи степень влиянияразличныхфакторов наосо­бенностистиля. Во второйполовине XVI века, когда Нидерландыстали частьюиспанскоймонархии, онскла­дывалсяпод заметнымдавлениемис­панскоймоды, сказывавшейсяв одежде вплотьдо 1630-х годов. Лишьв костюме 40 —50-х годов появилисьчерты своеобразия, но, как и в Анг­лии, они сочеталисьсо старымифор­мами. Крометого, рассматриваякос­тюм НидерландовXVII века, необхо­димоучесть и важнейшийдля него факторразделениястраны на двечас­ти, когдав северныхпровинцияхпод влияниемкальвинистови буржуазно­гоуклада жизнивозобладаласклон­ностьк простоте истрогости, ав южных, «благодаря»католицизмуи феодальномуустройству— тяга к пышнойдекоративностии красоч­ности.Эти две основныетенденции ихарактеризуютнидерландскийкос­тюм первойполовины столетия.
Мужской костюм.
В началеXVII века лиф пурпуэнанидерландцыделают менеежестким, чему французов.Его носят сширокими, суженнымикнизу штанами.Эта одеждатрадиционнаи не вноситпока ничегонового в обликчеловека. Вконсервативныхюжных Нидерландахсохраняетсястарый кос­тюмс широкимиэполетами впрой­мах, пурпуэномна жесткойподкладке ибольшой, тугонакрахмаленнойгор-герой. Иногдаее заменяетво­ротник«голилья».
Подобныйкостюм, какодежда дляторжественныхслучаев, сохранялсяу горожан среднегодостатка и в30-х годах.
20 — 30-е годы— время распростра­ненияфранцузскойодежды в боль­шинствестран Европы.Особенностихудожественныхтрадиций южныхНи­дерландовповлияли наее восприятие.В отличие отангличан с ихсклон­ностьюк классицизмуи изысканнос­ти, здесь увлеклиськрупными живо­писнымидеталями —большими бан­тамина подвязках, широкими лентамис эгийеттамина басках, пышнымиштанами сосплошным рядомпуговиц побоковому швуи так далее.Следуя, в основном, французскоймоде, фла­мандцысумели сделатьсвой костюмболее динамичными живописным.Однако он бытовал, главным образом, в богатых буржуазныхили дворянскихсемьях и у молодежи.Модный костюмдополнялсяширокополой«рубенсов-ской»шляпой и плащомс отложнымпрямоугольнымворотником.Кудря­выефранцузскиепарики всеобщегопризнания здесьне получили.
К концу40-х годов старыйкостюм — жесткийпурпуэн с горгеройносят лишьстарики и лица, занимающиеадминистративныедолжности —чле­ны магистрата, адвокаты, врачи, а так­же цеховыестаршины. Вэтой стабильностисказывалосьуважение кустано­вившимсятрадициям, сформировав­шимсяв период расцветакорпорацийи цеховыхобъединений.Особой стро­гостьюотличалисьпрофессиональныекостюмы медикови адвокатов.Чер­ные, отделанныенебольшимибелыми прямоугольнымиворотниками, спус­кавшимисяна грудь, онипоходили намонашескуюодежду. Шляпас высо­койконусообразнойтульей и прямы­миполями сохраняласьв костюмахпредставителейэтих профессийвплоть до 70-хгодов.
Фламандцыиздавна славилисьсво­ими тканями, особенно шерстяными, и в XVII веке сукно, главным образомтемных тонов, было наиоболеерас­пространеннымматериаломдля одеж­ды.В торжественныхслучаях предпо­читалибархат, реже— атлас. Белоетонкое прозрачноельняное полотнои знаменитыекружева былигордостьюФландрии.
Традиции, сложившиесяеще в пе­риодзарождениябуржуазныхотноше­ний, выработалиустойчивыйуклад жизниразличных слоевнаселения снебольшойразницей вкостюмах крестьяни горожан. Уфламандскихпростолюдиновеще долгосохраняют­сядлинные суконныеили холщовыечулки, служившиеодновременночастью разъемныхшосс, штанытипа трико сбрагеттом, короткие курткис баской, поверхкоторых надевалисьболее широкие, до колен. Продолжи­тельноевремя у крестьянсохранялисьдва головныхубора — барети войлоч­наяшляпа с плоскойили остроконеч­нойтульей.
Вначале 40-х годовкостюм богатыхлюдей теряетсвоеобразие, свойствен­ноеему в 20 — 30-е годы.Во Фланд­рии, где родился, жил и творилзнаме­нитыйРубенс, католиковбыло боль­ше, чем в Голландии, и чем сильнеестановиласьФранция, котораябыла рядом, тембольше сказывалосьее вли­яниена жизненныйуклад этойчасти Нидерландов.Фламандцыувлекаютсяодеждой, повторяющейнаряды фран­цузскогокороля-подростка, создан­ныев период, когдакардинал Мазари-низапрещал ЛюдовикуXIV носить одеждуиз дорогихтканей с вышивкойзолотом идрагоценнымикамнями. Однакофантазия фламандцеввесьма сильноотличаласьот фантазиии вкуса придворныхи самого Людовика.Они создаликостюмы, лишьгрубо подра­жающиестилю «барокко»— все частибыли увеличены, и это полностьюизменило пропорции, лишив их тойлегкости ипленительнойнеопреде­ленностив постоянномдвижении ткани, как в оригинале.Это видно и вбрасьере, и впоясе, слегказакрывав­шемверхнюю частьшосс, и в другихдеталях. Надосказать, чтодо конца столетиямужской костюмФландрии неотличался ниособой оригиналь­ностью, ни национальнымсвоеобра­зием.Иначе формировалсякостюм голландцев.
Послеперемирия 1609года жизнь всеверных провинцияхначинает бурноразвиваться.И хотя основныебогатст­вастраны создавалисьвнешней тор­говлей, рост мануфактур, особенно производящихткани — плюша, барха­та, шелка, льняного полотна— сказал­сяна экономикестраны, и, естествен­но, костюме.
В течение20 — 30-х годов вГоллан­диивсе еще сохраняютсястарые видыодежды, хотяв это же времяздесь появляютсяи фламано-француз-скиеварианты. Тольков 40-х годах мужскойкостюм оконча­тельнополучает мягкуюформу, и в немпоявляютсячерты своеобразия.Характернойего особенностьюбыла простота.Это сказывалосьв упрощенномпокрое, которыйне придавалфи­гуре изысканныхлиний французскихи английскихнарядов. Преобладалиткани темныхтонов, предпочтениеотдавалосьчерному цвету, отделка быласкромной. Пурпуэнне имел фалд, высокая линияталии шлагори­зонтально, прямая басказакрывалабедра. Простые, гладкие безразрезов рукавасуживалиськ запястью.Неширокие штанызакрываликолени. Обувьносили двухвидов: туф­лис бантами измягких петельна подъеме исапоги с узкимимягкими голенищамии небольшимираструба­ми.Верхние чулки(ба-де-ботт) былиотделаны толькоузкой кружевнойполоской. Маленькийбелый отлож­нойворотник сзавязками изшнура или отложнойворотник изпрозрач­нойбелой ткани, законченнойкруже­вом, итакие же манжетыявлялись единственнымукрашениемэтого строгогокостюма. Плащиз темной ткании черная шляпас полями закан­чивалиего. Натуральныево­лосы до плечи усы смениликороткую стрижкуи бороду. Исключениесо­ставляливоенные. Ихкостюмы соеди­нялисамые модныеи самые старыедетали, как этовидно на групповыхпортретахФранса Хальса.На протяжениивсего XVII векановые веянияв Голландиипрежде всегопро­являлисьв этом костюме, например, широкиештаны и рэйнграв*в 50-х годах первыминачали носитьименно военные.Надо сказать, что француз­скийвоенный костюм, которому подражаливо многих европейскихго­сударствах, в Голландиитоже был по­пулярен, однако претерпелнекоторыесущественныеизменения —с него снялимногочисленныедетали, чтосделало егоболее удобным.
В течение1653 — 54-х годов вголландскоммужском костюмепояв­ляютсяновые формы, возникшие подвлиянием одеждфранцузскихпри­дворныхвремен юностиЛюдовика XIV, причем, как и во Фландрии, за­частуюпроисходитих искажение, на­рушаютсяпропорции, произвольноиспользуютсядетали. В этомновом костюме, распространившемсяв 1660-х годах, сохраняютсяи старые формы, говорящие опочтении гол­ландскихбуржуа к традициям.В сущ­ности, все элементыполучили типич­нонациональноетолкование— про­стые формыимели несколькотяжело­весныепропорции, отделки былопо-прежнемумало, в то времякак во французскомкостюме онадоминиро­вала.Сохраняласьи темная цветоваягамма, особенномного носиличерно­го. Ужев конце 50-х и начале60-х годов в модувошли рэйнграв.В большинствеслучаев онибыли оченьскромны, в отличиеот кокетли­вых«юбочек» французскихдворян. Главное, что голландскийи француз­скийкостюмы имелиразличноести­листическоерешение. В товремя как первыйсохранялконструктивностьи простотуформ, выразительностьвто­рого основываласьна живописности.
Начинаяс 70-х годов, мужскойкос­тюм богатойбуржуазии почтипол­ностьюподражаетфранцузскому.Средняя и особенномелкая сохраняетв одежде традиционноекальвинистс­коепредставлениео жизни по прави­лам«мирскогоаскетизма», а именно, формы40-х годов, простоту, темные (и, особенно, черный) цвета, скромную, ослепительнобелую отделку, ос­троконечныешляпы. Причем, просто­тазаключаласьне в элементарностипокроя, а вотсутствиинагромождениядеталей, пропорциональностиих со­отношений.На фоне этогосдержан­ного, но художественноцельного кос­тюма, одежда, подражающаяфранцуз­ской— с обилиемукрашений, разно­образиемцветовых сочетанийв мел­ком, ноненавязчивомрисунке — про­изводитсовсем другоевпечатление, веселое, радостное.Не исключено, что ее носилиарминиане.
Крестьянскийкостюм в Голландии, как и во Фландрии, менялся медленно.Но к серединеXVII века уже пересталиносить разъемныешоссы. Вместоних появилисьширокие доколен (типашаровар) илипрямые штаны.
Все верхниеодежды имелиспереди застежку, воротник рубашкивыпуска­лисверх узкойстойки куртки.Крестьянскиешляпы чащевсего былиневысокимис широкими илималень­кимиполями, крометого, носилиго­ловной убортипа барета.Женский костюм.
Непосредственноемноголетнееобщение с испанцами, казалось бы, должно былопривестинидерландскихженщин к полномуподражаниюв костюме испанскимобразцам, какэто произошлов Ита­лии. Вдействительностиже, непри­язньк иноземцам, иное положениеженщины в обществе, обособленностьжизни отдельныхпровинцийпривели к тому, что в южныхНидерландахиспанские модыполучили наиболеесвоеобразную, чем в другихстранах, трактовку.
Преждевсего следуетотметить, чтообъемы женскогоплатья в началеXVII века здесьбыли значительноменьше, чем вдругих государствах.Узкие пле­чии рукава, тонкаяталия способство­валиэтому впечатлению, хотя юбку, судяпо рисункамтого времени, носи­ли с подложеннымваликом, какво Франции.
Кромесвоеобразныхпропорций, фламандскийженский костюм.отли­чалсябольшим разнообразиемворот­никови головныхуборов.
Французскоевлияние сказывалосьи в южных, и всеверных провинцияхуже в 10-х годах.Однако, в целом, женские платьяэтого периодабыли ближе канглийским.Их отличитель­нойособенностьюбыла формапере­дней частилифа со шнипом(на метал­лическомкаркасе), заставлявшимдер­жать корпуснесколькооткинутымна­зад. Сходствонидерландскогои ан­глийскогоженского костюмабыло вызвано, скорее всего, влияниемни­дерландскогона английский, а не на­оборот.
В 20-х годахв женском костюмеФландрии появляетсяквадратноеде­кольте сосвоеобразнымстоячим воро­тникомиз прозрачнойбелой тканис кружевом. Кчисто фла­мандскомутипу можноотнести и вер­хнююраспашнуюширокую, немногониже колен, одежду с откиднымиру­кавами инебольшимстоячим вееро­образнымворотникомс отделкойуз­ким кружевомпо краю.
Для парадныхплатьев широкоис­пользовалисветлую парчус крупным цветнымрисунком. Еесочетали стем­ным однотоннымшелком илибарха­том верхнейраспашнойодежды и светлымипышными шелковымирука­вами.Повседневныекостюмы делалииз однотонныхтканей, верхнеераспашноеплатье в этомварианте былокороче, с небольшимидрапиров­камипо бокам, заменявшимина бед­рах валик.
Нарядус новыми живописнымиодеждами вюжных провинцияхносилиеше много старых, сохранившихсяс кониа XVI века.
Женскийкостюм городскойбедно­ты икрестьянствав первой половинеXVII столетия состоялиз полотнянойрубашки, плотногокорсажа с рукава­ми(или без) и сошнуровкойспереди, двухили одной недлинныхюбок, фар­тукаи небольшогочепчика, плотнооблегавшегоголову. Волосызаплетали вкосу и укладывалипучком на затыл­ке.Молодые женщинымогли появ­лятьсяна улице и безчепчика, пожи­лыеносили еговсегда. Верхнейженс­кой одеждойбыла кофточкаиз плот­нойткани с довольнодлинной баской, закрывавшейбедра. В основныхчер­тах этоткостюм сохранилсядо конца XVII века.
Положениеженшин в северныхпровинцияхбыло иным, чемв южных. Историческисложилось так, что они пользовалисьбольшими правами, а разветвленнаяэкономикавозлагала наних многохозяйственныхзабот. Подвоздействиемэтих факторовформи­ровалисьособенностивнешнего обли­каголландок, вкостюме которыхбыло большенациональногосвоеобразия, чем в мужском.Он был глубжесвязан с традициямипрошлого. Испанскоеи французскоевлияние, неминовавшеесевер Нидерландовво второй полови­неXVI и первых десятилетияхXVII века, на некотороевремя придалопраздничномубуржуазномукостюму определеннуютяжеловесностьи неук­люжесть.Жесткая горгерадостигалагромадныхразмеров и, хотя талияос­таваласьна месте, юбкуносили с вер-тюгалями.В восприятиии воспроизведенииформ чужогокостю­ма чувствуетсяпровинциализмс при­сущимему неумениемсоздаватьеди­ное художественноецелое. Отсюдаи распространениедвойных воротников— горгеру частоносили поверхотлож­ного.Жакет с короткимирукавами изотдельных лентимел трубчатуюбаску, но головупокрывал скромныйчепчик и плоскаяшляпа.
К 40-м годаммногие элементыго­родскогокостюма, чуждыенациональ­номудуху, исчезают, в нем сновапояв­ляетсяобаятельнаяпростота.
Чепчикбыл обязательнымдопол­нениемженских платьев.Классичес­каяформа голландскогочепца, тесносвязанная собщей композициейкос­тюма, возниклав середине XVIIвека. Этотхарактерныйнациональныйго­ловной уборвоплощалпредставлениеголландцевоб аккуратностии красоте. Чепчикне только покрывалголову, но икрасиво обрамляллицо.
Костюмголланскихкрестьянокбыл очень простым.Как и в другихстранах Европы, он состоял излифа-корсажа, облегающегофигуру, и юбкив сборку. Особенностьюего был оченькоротенькиймаленькийжакетик с рукавамиили без них, едва прикрывавшийгрудь.
Не следует, однако, считать, что Голландияв эпоху своегорасцвета былачужда иностраннымвлияниям. Некоторыебогатые амстердамскиедамы в 30 — 60-х годаходевались пофранцузскоймоде, но сочеталиее с чистоголландскимидеталями, на­пример, закрывалидекольте косын­камииз белой прозрачнойткани, вставкамииз кружев и такдалее. Такимобразом, кальвинистскоепо­нятие онравственностии скромнос­тибрало верх надстремлениемк под­ражанию.
Нужносказать, чтоГолландияста­ла в этовремя не толькоцентром мировойторговли, нои прибежищемдля эмигрантов(французскихгугено­тов, португальскихевреев и такда­лее). Поэтомуразнообразиекостю­мов, особенно вкрупных портовыхгородах, былоочень велико.Однако голландкине слишкомобращали наних вниманиеи не стремилисьим подражать.
В 50 — 60-е годыпроисходиткрис­таллизациявнешнего обликаженщи­ны избуржуазнойсреды. Ее костюм, сохраняя сходствос общеевропейс­ким, становитсяеще проще истроже. В немсочетаетсяконструктивнаяяс­ность с оченьумереннойдекоратив­ностью.Линии покроялифа, проймырукавов непросто подчеркиваются, а как бы прорисовываютсяузкой лентойиного, чем платье, цвета, что зритель­ноделает тоньшеталию. Формаболь­шоговоротникаобразует вместес оди­наковымипо всей длинерукавами, единуюлинию силуэта.В то же времянижний крайворотникаложится на лиф, создавая спокойнуюгоризон­тальнуюлинию. Этоурав­новешиваетдвижение острыхуг­лов внутрисилуэта (треугольникишнипа платьяи абриса юбки).
Сопоставлениефранцузскогои голландскогоженских костюмовэто­го временипоказываетих различноекомпозиционноеи образноереше­ния, несмотряна обшее типовоесход­ство. Делов том, что вофранцузскомплатье значительнуюроль игралосо­поставлениеодежды и обнаженноготела. Поэтомудекольте оттеняликру­жевом, легкими буфамииз прозрач­нойткани. Заменадекольте большимворотникомиз плотнойматерии наповседневныходеждах илииз белой прозрачнойна нарядных, как это де­лалив Голландии, создавала ужеиной внешнийоблик. Чувственностьв кос­тюмеголландкиприглушалась, на первый планвыступаликальвинистс­киедобродетели, подчеркнутыепро­стой прическойи головнымубором, а такженебольшимколичествомукра­шений.
Национальнымбыл не толькопа­радный костюмсередины XVII века;
повседневныйнаряд горожанок, мо­жет быть, еще глубже иострее выразилиндивидуальностьголландскихжен-шин, ставвпоследствииосновой на­родногокостюма.
На протяжениивсего XVII векаплатья на севереНидерландовшили преимущественноиз однотонныхтка­ней. В парадныхтуалетах сбольшим вкусомсочетали разныефактуры, ноособеннораспространеннымбыло со­поставлениебархата и атласа, иногда муара.Верхнее бархатноеплатье дела­лиобычно черным, нижнее — светло-серым, светло-желтым, белым, голу­бым.Декоративнойотделкой служи­лиряды галуна, вертикальныевдоль тела игоризонтальныепо подолу.
В повседневныхкостюмах нижняяюбка не всегдабыла светлой, но всегда издругой ткани, нежели верхняя.
Сословноеи имущественноеразли­чие вженском голландскомкостюме сказывалосьне только вкачестве тка­ней, но и в фасоне— у жен буржуалиф платья имелрукава, крестьянки, слу­жанки, рыбачки, женымелких ремес­ленниковчаще всегоносили корсажбез рукавов.
Национальнойчастью женскогокостюма былаверхняя домашняяодежда, прикрывавшаябедра, мягкойформы, не стеснявшаядвижения. Онасуществовалав несколькихвари­антах.Так же как изна­менитоепокрывало скрошечнойша­почкой налбу — «гойке»— эта одеждаприобреланациональныечерты, своеобразнуюформу, отделку.В зажиточныхкругах ее делалииз бархата илиатласа светлыхнежных цветов, зимой отделывалибелым ме­хом, иногда и горностаем.У женщин среднихи бедных слоевтакие жакетышили из шерстяныхтканей. Онииме­ли несколькопокроев — скороткой илидлинной баской, узкими (по всейдлине) или широкимивверху (уло­женнымив мелкие складочкипо пройме) исуженными книзурукава­ми, сманжетами илибез.
В конце50-х годов верхняяюбка парадныхплатьев неимеет разрезаспереди, онападает спокойнымискладками, рукава становятсяболее узкими, хотя их верхняячасть остаетсяпочти без изменений.Это создаетно­вые пропорциикостюма. Небольшаянаколка, плотнооблегавшаяголову и пучок, все еще остаетсяв моде, но прическаменяется. Всеболь­ше встречаетсяслегка завитыхволос, а затеми локонов, какна портретахТерборха.
Этот женскийкостюм становитсяклассическимв Голландии.Но во вто­ройполовине XVII векабогатые женыбуржуа все чащеи чаще появляютсяв одежде, прямоподражавшейфран­цузской.Постепенновсе националь­ноезабывается.Голландцам, разбога­тевшимна грабежеколоний, кажутсятеперь смешнымиидеалы простоты, бережливостии трудолюбия.Новое поколениестремится кроскоши. Ста­новитсямодным всефранцузское.Быстрый расцветголландскойкуль­турысменяетсядеградацией, а наци­ональнаясамобытность— подража­нием.Хранителемтрадиций остаетсянарод.
Увлечениефранцузскоймодой со­здавалобольшой разрывмежду кос­тюмамиразличныхслоев. Он ещебольше увеличилсяв XVIII веке, ког­дана основе слияниястарой городс­койи крестьянскойодежды в концестолетия формируетсянародный кос­тюмсо всеми егоместнымиособен­ностямии отдельнымистариннымидеталями.
Список используемойлитературы

Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.2.: В 4 т. – 3 изд. с изм. и доп. – М: Академия моды; СПб.: Чарт Пилот, 2001. – 432 с.; ил., цв. ил.
Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь аксессуары. Учебник для ВУЗов (3-е издание переработанное и дополненное). – М., «Триада Плюс», 2002. – 312 с., 258 ил.
Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. М: Аванта Плюс, 2002 – 476 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.