Карл Врман
Предварительныезамечания
Прихоти легкокрылогостиля ЛюдовикаXVI были намечены, по крайнеймере, в видевозможностей, последнимишагами развитияитальянскогобарокко. Длявозвращенияк высокомуренессансуи к антикуподавляющеебольшинствообразцов находилосьна итальянскойпочве, и дажев научной икритическойподготовкеэтого поворотаприняли деятельноеучастие такиеитальянскиеученые и художники, как Гори, Маффеии Муратори, какПиранези, Феаи Эннио КвириноВисконти. Решительныеначинания исочинения, преобразовавшиехудожественнуюжизнь их времени, исходили – заисключениемразве толькопубликацийПиранези – побольшей частиот северныхисследователейи мыслителей; вместе с темрешительныестилистическиеперемены произошли– за исключением, быть может, театральныхпостроек и ихдекоративногоубранства –не на итальянской, а на французской, английскойи немецкойпочве.
В итальянскойархитектуреXVIII века последниеотпрыски барокколишь в наиболеетипичных случаяхмогут бытьрезко отделеныот новогоклассицизма, который здесьредко заходитглубже Палладио; что же касаетсяфранцузскогоискусстварококо, то влияниеего на итальянскойпочве можетбыть указанолишь в отдельныхархитектурныхсооружениях, например, вдекорации залапалаццо Серав Генуе, правда, исполненныхфранцузомШарлем де Вальии представляющихуже переходк стилю ЛюдовикаXVI, а также в великолепныхзалах Королевскогодворца и Филармоническогообщества вТурине, принадлежащихеще наполовинуитальянскомубарокко. В общем, в итальянскомзодчестве XVIIIвека, с самогоначала почтисовершенноизбегавшегоизвилистыхлиний, свойственныхБорромини илиГварини, совершаетсямедленныйпроцесс перерождения, приводящийпостепеннок умеренному, иногда ещеживописному, но чаще всегосухому классицизму.В крупных церковныхи светскихархитектурныхзадачах и вXVIII веке не былонедостаткапочти ни в одномитальянскомгороде.
Уже в самомРиме нас встречаетцелый рядвеличественныхцерковных идворцовыхфасадов, широкихлестниц и фонтановXVIII века. Праздничнонарядный, созданный, словно из одногокуска травертинскогокамня в 1734 г.флорентийцемАлессандроГалилеи (1681 – 1737)фасад Латеранскогособора, дваяруса галерейкоторого, сполуциркульнымиарками вверху, связаны однимрядом коринфскихколонн и пилястров.Но самой удачнойримской постройкойэтого мастерадолжна бытьпризнана капеллаКорсини в Латеране: греческий креств плане, с благороднымкуполом надсредокрестиеми Коробовымисводами в изящныхкассетах, вовсех ее деталяхчистый отзвукзолотого XVI века.Снова ближек барокко –фасад церквиСанта МарияМаджоре, сооруженныйв 1743 г. флорентийцемФердинандоФуга (1699 – 1744), с мощнымиарочными пролетамиверхнего этажа, а также палаццоделла Консульта(1747) того же архитектора, двор которогоимеет лишьложные перспективныеаркады, и палаццоКорсини в Риме, славящийсякрасивыминастоящимиаркадами своегодвора и великолепнойлестницей. Вдухе барокко, с легкой примесьюклассицизма, разбита и построенатакже обширнаявилла Альбани, создание КарлоМаркионне, и, несмотря напозднее времявозникновения(1780) сооруженныйКозимо Морелли(ум. в 1812 г.) треугольныйпалаццо Браски, частный дворецпапы Пия VI, сроскошнойлестницей.Церковь СантаМария дельПриорато (Приоратоди Мальта) наАвентинскомхолме, выстроеннаяДжованни БатистаПиранези (1720 –1778), издателемримских развалини эскизов каминов, в которых Шеффервидит основыстиля ампир, представляетсобой еще одинпример «изумительнодвусторонней», как выражаетсяБуркгардт всвоем «Чичероне», постройки, стоящей награнице междубарокко иклассицизмом.
Из лестниц Римаздесь должнабыть названазнаменитая«испанскаялестница» сее довольнозапутанно, ноживописнопереходящимидруг в другауступами иперилами. Этохудожественноеи красивоесооружениебыло выполненомежду 1721 – 1728 г.г.АлессандроСпеки и Франческоде Санктис. Изримских фонтановк ним примыкаетнезабвенный, широко и свободноразвернутыйна фасаде палаццоПоли, богатыйживописнымиэффектами светаи тени и изобильноукрашенныйскульптурамифонтан Треви(1735 – 1762) – лучшеепроизведениеримского архитектораНиколо Сальви(род. около 1699 г., ум. в 1752), которогоМаньи называет«Рембрандтомархитектуры».Без испанскойлестницы ифонтана Треви, еще исполненныхв духе римскогобарокко, Римне был бы Римом.
Настоящийподражающийантику стильввел в вечномгороде лишьМикель АнджнлоСимонетти. ЗалыВатиканскогомузея, возведенныеим при папе ПиеVI, именно Круглыйзал и зал в формегреческогокреста, показываетдействительноповорот в стиле.
Старше всехэтих римскихмастеров былФилиппо Ювараиз Мессины(1685 – 1736), работавшийна севере и наюге Италии, главным жеобразом в Турине.Несомненно, находясь подвлиянием французов, он был здесьпредставителем, в противоположностьсубъективномубарокко Гварини, более спокойногои ясного переходногостиля, напоминающегов его работето Палладио, то французскийклассицизм, а иногда дажеи рококо.
В Турине Юваравыполнил в 1713г. в духе умеренногобарокко палаццоМадама, несколькопозже прелестныеовальные церквиСанта Кристинаи Санта Кроче, равно как светскиграциознуюцерковь СантаМария дельКармине, вокрестностяхТурина – замокСтупиниджи, знаменитыйсвоим удивительным, вероятнопринадлежащимфранцузу Боффрану, планом и своейвеликолепнойархитектуройв стиле итальянскогобарокко, и, наконец, стоящую навысокой горевеличественнуюцерковь Супегра(1717 – 1731). К церкви, внутри восьмиугольной, снаружи круглойцентральнойформы, известнойвеликолепнымкуполом, онпристроилспереди далековыступающийримско-коринфскийпритвор, увенчанныйклассическимфронтоном; всездание в целомпредставляетсобой довольнохолодную смесьмотивов римскоговысокого ренессанса, переживанийбарокко и придатковв античномдухе. К постройкамЮвары в Мадриде, где он умер, мыеще вернемся.
В Неаполе переходот барокко кклассицизмупредставляетученик Ювары, Луиджи Ванвителли(1700 – 1773), сын нидерландскогоперспективногоживописцаКаспара ВанВителя. Егоцерковь СантаАннунциата(нач. в 1760 г.), великолепнаямраморнаяколонная постройка, фасад которойвнизу расчлененв ионическом, а вверху в коринфскомстиле, имеетеще типичныеизвилистыелинии барокко.Наоборот, в егоогромном Королевскомзамке в Козертеиспользованы, особенно всаду, французскиемотивы. Серединуздания составляетталантливоспланированныйвосьмигранник, классическиепилястры оживляютдлинные флигеляи обширныедворы.
Болонья такжеимела способныхархитекторов; из них АльфонсоТорреджанивыполнил огромныйфасад церквиСан Пьетро(1748), хотя и в прямыхлиниях, но всеже неспокойно, а в дворцовыхфасадах, в палаццоРускони и палаццоАльдоврандини(1748 – 1753), в извилистыхотдельныхлиниях и неспокойномнагромождениимотивов он далдоступ самымпричудливымзатеям барокко, в то время какКарло ФранческоДотти придалсвоей расположеннойна высоте церквиСан Лука (1731 –1739) снаружи довольногрубый, рассчитанныйна дальнеерасстояниеовал, а внутрибогатую иорганическуюразделку, отличающуютакже его дворцы, например впалаццо Агукки(1740), состоящуюиз пилястровс квадратнымиплитами. ЛишьАнджело Вентуроли(1749 – 1820) являетсянам в своихлучших болонскихсооружениях, например лестницепалаццо Эрколанис портикамивокруг, последователемклассицизмав духе Палладио.
В Милане работалуже затронутыйдухом классицизмаученик Ванвителли, Джузеппе Пьермарини(1736 – 1808), соорудившийздесь ряд сухих, но не лишенныхгармоничностикрупных построек, каковы палаццоБельджойозои знаменитыйтеатр деллаСкала, в Монцекрасивую виллуРеале, а в Павиируководившийперестройкойуниверситета, славного своими300 гранитнымиколоннами. Ещеболее строгими холоднымпоследователемклассицизмаявляется СимонеКантони (1736 –1818), исполнившийблагородныйбелый мраморныйфасад дворцадожей в Генуе, в 1794 г. палаццоСербеллониБуска в Милане.
Виченца всееще находиласьпод влияниемклассическогопозднего ренессансавеликого Палладио.Так, ОттонеКальдерари(1730 – 1803) дал в своемвеликолепномпалаццо Корделина(1776), дорическийнижний этажкоторого, украшенныйобделаннымирустикой окнами, несет изящныйионическийверхний этаж, произведение, вполне пропитанноедухом Палладио; в подобном женаправленииработал в ВеронеАлессандроПомпеи, таможня(1758) и Музей надписейкоторого изобличаютстремлениек классическойчистоте форм.
Доменико Росси(ум. в 1742 г.) продолжалв Венеции традициибарокко и направлениеЛонгена. Емупринадлежатвычурный фасадцеркви св. Евстахияи пышный палаццоКорнер деллаРеджина. ЕгоплемянникТоммазо Теманца(1705 – 1789) воплощалв таких постройках, как круглаяцерковь св.Магдалины, классицизмвторой половиныXVIII века, находившийудовлетворениев холодномподражанииантичным орденамколонн.
Каким влияниемпользоваласьитальянскаяархитектураеще в XVIII веке, показываютее проявленияв соседнихстранах. Итальянскиезодчие работалидаже во Франциии в Испании и, как мы увидим, преобладалив России и частов Германии.Итальянскоеискусство неограничивалосьв своем распространениитолько мореми Альпами.