Реферат по предмету "Культура и искусство"


История семь чудес света античности

--PAGE_BREAK--
            Статуя Зевса Олимпийского.
           История статуи Зевса началась в 776 году до нашей эры, когда впервые в Храм, построенный в его честь, прибыли участники Олимпийских игр со всей округи – из Малой Азии, Сирии, Сицилии, Египта, и, конечно, Эллады. Первое Святилище возвели на западном побережье Греции примерно в 150 км. от Афин. Игры проводились также раз в четыре года, как и сейчас. Соревнования были призваны объединить разрозненные города-государства Древней Эллады, поэтому священное перемирие объявлялось на все время Олимпиады.

         Шли годы, столетия — Игры обретали все большее политическое значение, поэтому правителями было решено построить новый Храм, богаче и выше, чем прежний.

        Строительство продолжалось более 15 лет и, вот, в 456 году до нашей эры явился Свету прекраснейший из Домов Зевса, спроектированный архитектором Либоном. Новый храм по внешнему виду был весьма похож на другие знаменитые греческие Святилища – Храм Артемиды в Эфесе и      Парфенон в Афинах.

        Храм Зевса возвели на прямоугольной высокой платформе, тринадцать огромных каменных колонн поддерживали крышу, а всего столбов было 34. Каждый из них имел высоту в 10 метров и диаметр в 2 метра. На фронтонах располагались большие скульптурные композиции (барельефы), которые изображали 12 подвигов Геракла. Отделка Святилища производилась мрамором. Массивные двери-ворота изготовили из бронзы, они так же в высоту равнялись 10 метрам.Не смотря на помпезность и богатый декор, жрецы все же считали Храм не достойным Верховного Божества — не хватало самого хозяина Дома, громовержца Зевса. Было принято решение пригласить из Афин прославленного скульптора Фидия, что бы тот сотворил нечто из ряда вон выходящее, невиданное — мастер оправдал возложенные на него надежды и создал Статую Зевса. Весть о ней тут же облетела античный мир, и шедевр нарекли одним из Чудес Света.

Почему же именно Фидию была доверена великая миссия? Сейчас ответить на это вопрос однозначно затруднительно, но все же, предпосылки для этого были. В первую очередь, мастер имел хорошую репутацию, слыл честным человеком, а во-вторых, уже обрел известность после того, как создал статую Афины для храма в Парфеноне и ряд других композиций для наружного убранства Святилища. Говорят, высота главной статуи была равна сорок шагам!

          Фидий приехал в Олимпию примерно в 440 году до нашей эры. Для начала он велел построить мастерскую немного к западу от самого Храма. Он распорядился, что бы ее размеры в точности соответствовали площади и высоте Святилища. В помощники он взял двоих подмастерьев, их работа заключалась лишь в уборке мусора – всю работу мастер вел сам. Никто не видел что творил Фидий, спрятавшись за пурпурным занавесом – он строго охранял свой покой и не допускал посторонних в помещение, где ваял и созидал величайшее из Чудес.

          Основным материалом для статуи служила слоновая кость. Фидий изводил поставщиков сырья, очень придирчиво отбирая только самое лучшее, не имеющее никаких изъянов. Кроме слоновой кости для отделки статуи требовалось золото и драгоценные каменья. Их доставляли под строгой охраной, непосредственно в руки скульптора. Всего Зевс «забрал» более 200 кг. этого «желтого металла». Скульптор применял особую технику, которую разработал сам несколько лет тому назад, она заключалась в том, что бы на деревянный каркас наслаивать листы металла и слоновой кости. Существует предположение, что Фидий в мастерской вырезал лишь части статуи, а сборка происходила непосредственно в самом храме, иначе транспортировка такой громадины была бы весьма затруднительна. Размеры статуи по описанию очевидцев впечатляли – 13 метров в высоту (а по некоторым данным 17 метров), кроме того Зевс находился на возвышении высотой, примерно, в 1 метр и шириной в 6.5 метров. В итоге скульптура божества соответствовала размерам 4-х этажного здания.

          Долгожданное открытие статуи свершилось в 435 году до Рождества Христова. До сих пор остается загадкой, как смог мастер в точности рассчитать размеры скульптуры – так, что бы она в высоту практически касалась потолка, но при этом не задевала его. Удивительно, но статуя казалась даже больше, чем была на самом деле! В любом случае, Фидий добился потрясающего эффекта присутствия – Зевс подавлял, заставлял ощущать чувство животного страха и боголепного трепета. Самые впечатлительные паломники падали ниц, и долго не могли поднять головы, боясь ощутить на себе взгляд Божества.

           На самом деле, «живые» глаза Зевса были не что иное как хитроумная уловка, придуманная все тем же Фидием. У подножья статуи он распорядился устроить бассейн, в который наливалась вода, а затем оливковое масло. Свет из открытых дверей падал на поверхность бассейна, а затем отражался от, почти черной, маслянистой глади снопом окутывая лицо и плечи Зевса. Сама статуя постоянно смазывалась елеем (оливковым маслом) – это делалось для того, что бы слоновая кость не покрылась трещинами. От блестящего, лоснящегося лица Божества исходило сияние, а глаза «метали молнии».

        Древний историк Павсаний оставил довольно четкое описание статуи. Итак, Бог восседал на троне, который был изготовлен из кедрового и черного дерева, а также отделан золотом. Престол украшала резьба, изображавшая сюжеты, прославлявшие Громовержца, героев мифов и богов греческого пантеона. На ножках гигантского кресла были вырезаны четыре изображения богини победы Ники. Кроме того, трон инкрустировали слоновой костью и драгоценными каменьями.

        Саму фигуру Зевса Фидий выполнил из золота и слоновой кости. Борода, волосы, накидка и сандалии Зевса были золотыми, на голове красовался оливковый венок. По пояс обнаженное тело, лицо, руки и ноги сотворены из отшлифованной до блеска слоновой кости высочайшего качества. В правой руке громовержец держал статую богини Ники, в левой скипетр, украшенный драгоценными металлами. На верхушке скипетра восседал орел, который был вырезан из слоновой кости в натуральную величину – он символизировал господство Зевса над всем сущим. Ноги Зевса опирались на скамеечку, стоявшую подле трона, ее охраняли два золотых льва.

Статуе часто подносили дары, которые навешивались прямо на трон или на фигуру Громовержца.

    Храм Зевса был богато украшен снаружи, внутри же, по сравнению с другими храмами, царил аскетизм – Фидий задумал сконцентрировать внимание посетителей на статуе Зевса, и это ему удалось — на фоне практически пустого зала огромная и помпезная фигура Божества смотрелась очень эффектно.

         История «кончины» Статуи Зевса Олимпийского не менее интересна, чем ее рождение. Для того времени, зыбкого и лихого, шедевр прожил довольно долгую жизнь. Еще в первой половине IV века нашей эры Зевс председательствовал на Олимпийских играх, но вот к власти пришел Феодосий I, Римский Император, который уже успел принять к тому времени христианство. Правителю были не по нраву языческие игрища греков, и он запретил проводить Олимпиаду – в итоге в 392 году храм закрыли. Спросите, какое право имел римлянин вторгаться в дела эллинцев? Дело в том, что в эти годы Греция уже вошла в состав могучей Римской Империи, поэтому была вынуждена подчиниться.

            Однако что же случалось с Зевсом после закрытия храма? Исторические свидетельства носят путаный характер – согласно некоторым источникам статую еще в 363 году перевезли в Константинополь, где она украсила греческий храм; по другим данным — статуя выжила после разграбления и разрушения Храма в Олимпии и только после этого ее транспортировали в Константинополь. В любом случае, свой конец Четвертое Чудо Света нашло на чужбине. Статуя Зевса погибла при пожаре, поскольку ее каркас был сделан из дерева, она попросту сгорела – вот так печально оборвалась жизнь исполина. Точная дата исчезновения с лица земли Зевса Олимпийского не известна, мнения на этот счет опять-таки расходятся, предположительно это произошло то ли 425, то ли в 463 или вовсе в 476 г. н. э.
                             
             Храм Артемиды Эфесской.
           Афинский архитектор Пхилон описывал храм Артемиды так: «Я видел стены и Висячие Сады Вавилона, Статую Зевса на Олимпе, Колосса Родосского и гробницы Фараонов, но когда я увидел храм в Эфесе, возвышающийся до облаков, то понял, что все прочие чудеса померкли в его тени».

           Храм Артемиды был расположен около древнего города Эфеса, приблизительно в 50-километрах к югу от современного портового города Измир в Турции.Место для строительства святилища Артемиды было выбрано не случайно, поскольку еще в Бронзовом веке оно использовалось для ритуальных целей. В ходе раскопок археологом Дэвидом Джорджем Хогартом были найдены остатки нескольких храмов в слоях, лежащих последовательно друг над другом.

           Первое святилище для Богини Артемиды было построено примерно в VIII веке до Рождества Христова на болотах вблизи Эфесской реки. Считается, что к его строительству причастны амазонки, которые населяли эту местность в то время. Сооружение возвели в честь Богини охоты, целомудренности и плодородия — Артемиды, известной также под именем Дианы в Древнем Риме. Артемида весьма почиталась греками. В Эфесской мифологии богиню изображали в виде многогрудой девы, что символизировало плодородие. Гречанки молились Ей о ниспослании ребеночка, а земледельцы – о богатом урожае.

          Этот храм был разрушен в ходе наводнения, которое случилось в VII веке, но уже в следующем столетии его восстановлением занимался архитектор Харсефрон. Для формирования фундамента участок болотистой земли был поднят на 2 метра по сравнению с предыдущим основанием, для того что бы избежать затопления. К слову, болотистая местность была выбрана не случайно. Харсефрон считал, что мягкая подушка водянистой почвы послужит хорошим амортизатором при землетрясении, которые были частым явлением в эфесской области.
          При жизни Харсефрона построены колоннада и стены, а завершили проект его сын Метаген и зодчие Деметрий и Пеонит. Сооружение из дерева и камня было отделано мрамором. В то время городская казна имела достаточно средств на взведение могучего здания, поскольку Эфес переживал период расцвета. Храм Артемиды богато украшался за счет граждан и паломников. Бронзовые статуи, отлитые Фидием, Кресилусом, и Поликлетисом являлись далеко не единственным украшением храма, сохранились упоминания о золотой и серебряной отделке интерьера. Сведений о других элементах декора, к сожалению, не сохранилось. Не очень точные данные остались в истории касательно главной статуи Богини Артемиды. Большинство авторов склоняется к тому, что статуя была сотворена из золота и слоновой кости. Есть мнение и о том, что в отделке было использовано благородное черное дерево. Возможно, эти свидетельства относятся к разным эпохам – ведь, храм восстанавливался неоднократно.

           В 550 году до Рождества Христова Эфес и другие города Малой Азии захватил лидийский царь-завоеватель Крез. Храм вновь подвергся частичному разрушению. Однако Крез оказался щедрым победителем и отдал приказ восстановить Святилище во всем великолепии.

В истории сохранилось имя архитектора, его звали Теодорус. По его плану был построен храм высотой в 300 футов и длиной в 150. Площадь вокруг была в четыре раза больше самого строения. Более 100 колонн поддерживали массивную крышу.Это сооружение было поднято еще на 2.4 метра по сравнению с предыдущим, что и было обнаружено впоследствии, в ходе раскопок. Новый храм был гордостью земли Эфесской вплоть до 21 июля 356 года до Рождества Христова, когда подвергся разрушению от рук Герострата.

         История гибели величайшего архитектурного творения печальна, поучительна, но вместе с тем, и интересна. Итак, будущий поджигатель Герострат, был родом из Эфеса. Молодой человек всеми силами пытался увековечить свое имя в истории и не нашел ничего лучшего, кроме как совершить акт вандализма — сожжение Великого Храма Артемиды. Горожане были необычайно возмущены этим поступком, и власти издали указ, согласно которому, имя злоумышленника должно быть предано забвению. Отчасти Герострат достиг успеха, его имя, действительно, вспоминают спустя тысячелетия, однако оно стало нарицательным, олицетворяя безумные акты вандализма.

          Не смотря на полное уничтожение святыни, неунывающие эфессцы начали строительство нового Святилища. На этот раз под руководством Скопаса из Пароса, который являлся одним из самых известных скульпторов того времени. Храм возвели в той же болотистой местности, что и предыдущие строения. Для подготовки почвы было уложено несколько слоев древесного угля, а верх застелен овечьими рунами.
          Этот храм был полностью построен из мрамора – невиданная роскошь! 36 колонн в нижней своей части были украшены резными фигурами. В Святилище размещались различные произведения искусства, в том числе четыре бронзовые статую женщин Амазонок. Плиний писал об этом новом Храме – длина его 425 футов (1 фут = 30 см.), а ширина 225. Некоторые из 127 колонн достигают 60 футов в высоту. По сравнению с Парфеноном, развалины которого стоят по сей день в Афинах, Храм Артемиды выглядел гораздо более внушительным, эксперты предполагают, строительство нового Храма Артемиды Эфесской, по словам Плиния, заняло в общей сложности более  60 лет.

         Известно, что когда Александр Македонский пришел в Эфес в 333 году до нашей эры храм был еще в стадии строительства. Полководец изъявил желание финансировать завершение возведения, только в том случае, если его имя будет вырезано на стенах храма. Согласно другим источника Александр Македонский все же спонсировал постройку храма, и только благодаря нему он возвысился во всем величии, превзойдя по красоте и пафосности многие другие сооружения той эпохи.

         Воссозданный вновь Храм Артемиды был, пожалуй, самым великолепным из всех существовавших до него вариантов. Он просуществовал несколько столетий и был местом паломничества тысяч путешественников и верующих приезжающих посмотреть на чудо чудное со всех концов света. Вокруг храма был организован рынок, на котором продавались различные товары, в том числе, и сувенирная продукция — храмы Артемиды в миниатюре.

        Вообще в те годы Храм был не только местом для молитв и подношений. Но и деловым, и финансовым центром. Интересна история Апостола Павла, который прибыл в Эфес в 57 году после Рождества Христова с целью обращения греков в христианство. Он выступал против поклонения идолам, в том числе и Артемиде. Заметим, что христиане в конечном итоге, все же повлияли на судьбу Храма. В 262-263 году нашей эры Святилище разграбили готы. В это время Эфес переживал упадок и не устоял перед натиском врага. Позже римский император Константин восстановил большую часть Эфеса, но Храм Артемиды возрождать отказался, потому что к тому времени уже принял христианство и не был заинтересован в распространении на территории Империи язычества. Город постепенно пришел в полный упадок.                      В период правления Римского Императора Феодосия Великого Храм Артемиды закрыли окончательно в 391-392 гг… Храм был разобран, облицовка содрана и использована в качестве строительного и отделочного материала, скульптуры и статуи разрушены и стерты в порошок.

           Сегодня развалины Святилища практически полностью поглощены болотом, лишь одна отреставрированная колона горделиво возвышается, напоминая потомкам о некогда величественном шедевре античности под названием Храм Артемиды Эфесской.
                   Мавзолей в Галикарнасе.
             Прежде, чем вести рассказ о Мавзолее, в котором был захоронен Мавсол, следует немного углубиться в историю и поведать ряд интересных фактов.

          Во времена правления Мавсола, Кария уже являлась колонией персидской Империи. В 377 году он сменил на троне отца – Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии. В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.

         Брат и сестра (муж и жена) управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он ее. Царь не отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая роль принадлежала в этом тандеме ему.

             Галикарнас во времена Мавсола стал столицей провинции – и одним из красивейших городов региона. Правитель обожал все греческое, поэтому обустраивал Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы демократического управления

           Мавсол и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Средства поступали в казну в виде налогов. Галикарнас украшали статуи, строения и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время.

                              История создания.

                Строительство гробницы было начато еще при жизни царя Карийскго, ориентировочно в 353 году до н.э. и длилось не менее трех лет. К проектированию Мавзолея привлекли знаменитых греческих архитекторов Сатира и Пифея, а в роли скульпторов выступали Скопас, Леохар, Тимофей, Бриаксид. Кстати, Скопас участвовал в отделке второго Храма Артемиды в Эфесе (к слову, еще одного Чуда Света античного времени), восстанавливаемого после пожара. В строительстве Мавзолея Артемисия задействовала сотни мастеров, чьи имена, к сожалению, не дошли до наших дней.

          Усыпальницу планировалось установить на холме в центре города. Мавзолей представлял собой архитектурный комплекс со своим внутренним двором, в центре него была возведена каменная платформа (иначе называемая птерон). К вершине птерона вела широкая лестница, по бокам ее охраняли каменные львы. Внешние стены Гробницы украшали статуи богов и богинь, а по углам сооружения «расставили» каменных стражей-воинов, которые несли бессменный караул.

Плиний Старший свидетельствовал, что общая протяженность птерона была никак не меньше 440 футов, в высоту же платформа достигала 20 метров. На платформе находилась пирамидальная структура, которая в высоту почти равнялась основанию, к верху, она, как и положено пирамиде, сужалась. Стены гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии. Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 7-ми метровых колонн, по 9 на каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи.

          Мраморная квадрига венчала пирамиду. Квадрига – это каменная колесница, запряжная четырьмя массивными лошадьми, также вырезанными из мрамора. Роль возниц отводилась, естественно, статуям, изображавшим Мавсола и его супругу Артемисию. Высота скульптурной композиции составляла 6 метров.

         Мавзолей обладал колоссальными по тем временам размерами — занимал площадь в 5000 м. кв. и имел высоту 46 метров от основания до вершины. В архитектуре гробницы явно пролеживались азиатские, восточные черты. Об этом говорит и пирамидальная, сужающаяся крыша, и массивное квадратное основание, отделанное плитами мрамора, отполированными до блеска. Красота Мавзолея заключалась не только в интересном архитектурном решении, но и в богатой отделке. Кроме того, над каждой из сторон четырехугольной усыпальницы трудился «свой» скульптор – что не могло не сказаться на целостности восприятия здания. Конечно, Мавзолей оформлялся в едином стиле, но авторский почерк, так или иначе, прослеживался.

         Камера погребения находилась на первом этаже – в основании. Она, как и саркофаг, была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж напоминал по своему строению греческий храм, использовался, скорее всего, для жертвоприношений.

Мавзолей стоял в непосредственной близости от храмов греческим богам. По тем временам было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно, именно это несоответствие привлекало внимание современников к Геликарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира.

          Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По кирийскому обычаю труп правителя кремировали. Часть праха, убитая горем вдова, приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия сменила на троне супруга и правила еще 2 года, пока смерть от тоски (либо болезней) не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца, отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова. Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком много воды с тех пор утекло.

                                          Разрушение.

           Что же случилось с гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас? Мавзолей простоял много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в 334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение. Маволей, не смотря на это, продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше. Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света.

         В начале XV века в Малую Азию прибыли крестоносцы, рыцари мальтийского ордена. Они немало поспособствовали уничтожению Мавзолея. Мраморные плиты и камни воины растащили, использовав их для отделки замка-крепости Св. Петра. Форт был возведен на том самом месте, где некогда возвышался дворец Мавсола и Артемисии. Впрочем, не только люди были безжалостны к Гробнице – время и природные катаклизмы привели к тому, что уж к концу шестнадцатого столетия от усыпальницы осталось лишь основание.

          В начале XVI века Мавзолей был осквернен, а золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли. При этом крестоносцы обвиняли в святотатстве местных жителей-мусульман, хотя возможно в разграблении принимали участие и воины мальтийского ордена. Так или иначе, нашли погребальные камеры именно крестоносцы. Однако вопрос остается – были ли они первыми, кто вошел в недра святая святых? Согласно археологическим данным, полученным в ходе раскопок, проходящих на территории Мавзолея в 60-ых годах XX века, обнаружились некие секретные поземные ходы, пролегавшие под гробницей. Их, видимо, вырыли грабители, причем задолго до появления в Бодруме (бывшем Галикарнасе) крестоносцев. Вандалам был не нужен прах царей – их гораздо больше интересовали драгоценности и золото.

          Сохранилось даже описание обстановки и убранства внутренних зал Мавзолея, которое было записано со слов воинов-рыцарей, побывавших внутри. Насколько оно правдиво, сейчас трудно сказать, но, все же, это лучше, чем ничего.
          Итак, крестоносцам приказали разбирать кладку Мавзолея для того, что бы строительный материал использовать для укрепления крепости. Постепенно они добрались до мраморной залы, которая была поистине великолепна! Мраморные колонны, стены и потолки, декорированные барельефами, изящные карнизы — украшали это четырехугольное, внушительных размеров помещение.

            Следующая зала, обнаруженная «стройотрядом» была гораздо меньше предыдущей. Именно там люди увидели мраморный надгробный памятник и урну, которая очевидно хранила прах царей. Однако, далее «исследователи» не смогли продолжить изыскания, поскольку были призваны в лагерь. На следующий день они нашли уже разоренную могилу, а также следы варварского расхищения погребальной камеры.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Что такое маркетинговый план?
Реферат Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристи
Реферат Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних
Реферат Византия в IVXV вв хозяйственный строй экономика феодализм
Реферат Характеристика закона "Об иностранных инвестициях в РФ" от 09.07.1999г.
Реферат Sex In Religion Essay Research Paper Sex
Реферат Семантическая сеть Распределение полномочий и обязанностей между менеджерами различного уровня
Реферат Федеральный бюджет и ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Реферат Сатирические образы помещиков (По произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души")
Реферат Биография Паустовского
Реферат Специфика социальной архитектоники коррупционных отношений
Реферат Первые пароходы Вклад купцов Гадаловых в развитие пароходства на Енисее
Реферат Year 2000 Essay Research Paper Year 2000The
Реферат Маркетинг партнерских отношений
Реферат Парикмахерская как предприятие сферы услуг