--PAGE_BREAK--Возрастные особенности развития ловкости
Синтезированные периоды 1) 7-11 лет; 2) 14-15 лет;
В младших классах – ускоренное освоение двигательных навыков.
В средних классах – совершенствование реагирования в различных сигнальных и пространственных ориентациях (ситуациях).
В старших классах – учить использовать, применять навыки и умения в различных вариативных и условных ситуациях.
Выносливость – это способность длительное время выполнять работу не снижая интенсивности и противостоять утомлению.
Уровень выносливости зависит от:
— функциональных возможностей организма,
— дыхательных способностей скелетных мышц,
— расширение периферического русла перераспределение кровотока,
-увеличение объема сердца (расширение емкости желудочков и увеличение гипертрофии миокарда ),
— адаптации мышц к длительной напряженной работе (т.е. повысить возможность мышц к аэробному и анаэробному метаболизму – т.е. полноценному использованию кислорода),
— увеличение энергетических запасов в организме,
-совершенства технического мастерства,
— волевых качеств.
Критерии:
1) время – в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность упражнения,
2) время – выполнения специальной дозировочной нагрузки до отказа (силовые виды),
3) время – выполнения непрерывной соревновательной нагрузки (тесты в спортивных играх и единоборствах — игровой ситуации, серии технических элементов),
4) время выполнения тренировочных упражнений с достижением наибольшей мощности за определенное время,
5) ЧСС в работе и во время восстановления.
6) Частота дыхательных движений и МПК,
7) Время выполнения упражнения без изменения пространственно-временных характеристик движения и т.д.[41]
Различают следующие виды проявления выносливости:
1) общую выносливость – способность выполнять продолжительно любую работу, вовлекающую многие группы мышц в работу и предъявляющую достаточно высокие требования к ССС, дыхательный и ЦНС. Здесь идет аэробная – кислородная работа. Эта работа от 5-10 мин в 1 час, ЧСС – 150-170 уд/мин до 60-90% кислорода восполняется во время работы. Эта работа мало специфична и слабо зависит от техники, поэтому обладает высоким переносом. Следовательно, общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости – которая определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена к уровням его физиологических и психических возможностей применительны к виду спорта – т.е. это способность к продолжительной и эффективной двигательной деятельности в избранных видах спорта, в которых преимущественно проявляется быстрота, сила, координированность и действия могут выполняться в резко изменяющихся условиях. Следовательно, специальная выносливость может быть:
1) скоростной – вид деятельности, в которых необходимо определенное время, проявить высокую степень быстроты движений,
2) силовой – способность, длительное время проявлять высокую степень мышечных усилий, динамического и статического характера (взрывного),
3) координационной – способность продолжительно и эффективно выполнять сложные по координации двигательные действия.
В зависимости от интенсивности и времени выполнения различают аэробную выносливость. Эта работа от 5-10 мин. до 30 мин — 1 часа, о ней мы уже говорили и анаэробную выносливость – это способность совершать работу в условиях недостатка кислорода – эта работа очень специфична и ее перенос специфичен и незначителен. Здесь, чем ниже мощность работы – тем меньше результат зависит от двигательной навыка – (техники), а больше от аэробной производительности[23].
Методы совершенствования аэробной выносливости, зависящей от работы ССС и дыхательной систем.
1. Метод стандартной непрерывной нагрузки, упражнение выполняются непрерывно, в течение от 10 мин. до 30 мин – 1 час. Интенсивность невысокая. ЧСС – 150-175 уд. в мин, что позволяет увеличить ударный объем сердца, гипертрофию миокарда и уровень потребления кислорода, это обеспечивает устойчивое повышение аэробной выносливости. Применятся на различных этапах развития выносливости и обеспечивает базу для применения различных методов тренировки.
2. Метод стандартной интервальной нагрузки. Упражнения выполняются в течении 1-3-4 мин. С интенсивностью 75-85% от макс. ЧСС к концу работы= 170-190 уд. в мин. Интервалами отдыха 45-90 сек. до снижения ЧСС = 120-130 уд/мин, это позволяет увеличить ударный объем сердца и уровень потребления кислорода во время пауз отдыха. Эффект в обоих случаях через 6-12 недель, выносливость повышается на 10-30%[33].
Методы совершенствования анаэробной выносливости, направлены на повышение уровня мощности механизмов энергообеспечения:
1) гликогенного (лактатная выносливость), связанного с процессами размещения гликогена в печени и образованием молочной кислоты – это продолжительность работы от 20-30 сек. – до 2-х мин. ЧСС – 180-190 уд/мин. Кислородный долг максимальный до 18 л, содержание молочной кислоты максимальное до 8-15 ммоль/л.
2) креатинфосфатного механизма – (алактатная выносливость) связана с расщеплением АТФ и креатинфосфата в мышцах – это работа продолжительностью от 2 сек до 10 сек. – 20 сек. ЧСС – 190 и выше. Кислородный долг до 8 л… при необходимом количестве молочной кислоты.
Средства и методы развития обоих механизмов энергообеспечения не одинаковы. Так, для развития и совершенствования гликогенного или гликолитического механизма в одном тренировочном занятии используют от 2-3 до 4-12 серии из от 3-4 до 10 повторений работы интенсивностью 90-95% и продолжительностью 10-20 сек. с уменьшающимися интервалами отдыха между повторениями, например, после первого прохождения отрезка отдых 5-8 мин., после второго 3-4 мин., после третьего — 2-3 мин. Отдых между сериями 15-20 мин. Основным условием здесь является, необходимость прохождения дистанции с той же скоростью, что и 1 попытка.
Для развития креатинфосфатные механизмы исполняют повторное выполнение работы с интенсивностью 95-100%, продолжительностью 3-10 сек. Эта работа в одном тренировочном занятии повторяется в виде нескольких серий от 3 до 4-5 с интервалами отдыха между ними 2-3 мин., но поскольку этот механизм энергообеспечивается быстро исчерпывает свои возможности, то в последующих сериях отдых увеличивается и к последней, составляет 7-10 мин.
Используя эти методы результат наступает через 8-12 недель.
Средства для развития общей выносливости– упражнения циклического характера – кросс, лыжи, гребля, плавание, велосипед и др. Для развития специальной выносливости – соревновательные, специально- подготовительные с многократным повторением и увеличением объема нагрузки.
Методы:равномерный, интервальный, переменный, круговой тренировки.
Развитие аэробных и анаэробных возможностей в многократном процессе подготовки идет в следующей последовательности: сначала:
развитие дыхательных возможностей,
гликолитического механизма,
креатин фосфатного механизма.
В конкретном тренировочном занятии и наоборот.
В самом начале идет умеренная работа, постепенно увеличивался ее интенсивность.
Возрастные особенности развития выносливости у детей сензетивный период – 8-20 лет.
Гибкость– способность человека к достижению большой амплитуды движения – это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата – определяющие степень подвижности его звеньев.
Критерием гибкости– служит максимальная амплитуда движения (измеряется в градусах или линейкой в см/м).
Термин «гибкость» широко используется, когда речь идет о подвижности в суставах, поэтому необходимо различать: гибкость вообще и подвижность отдельного сустава.
Виды гибкости:
1. Активная гибкость (10-14 лет) – выполняется упражнение с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.
2. Пассивная гибкость (9-10 лет) – выполняется упражнение с большой амплитудой за счет действия внешних сил (тяжесть, партнер). Величина пассивной гибкости выше активной гибкости.
3. Динамическая гибкость – проявляется в упражнениях динамического характера.
4.Статическая гибкость – в упражнении статического характера.
5.Общая гибкость – способность выполнять упражнение с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и в различных направлениях.
6.Специальная гибкость – способность выполнять упражнение с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям вида спорта.
Гибкость зависит от внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы:
1)возраст. пол. телосложения,
2)утомление, разминка,
3)время суток (12-1700, середина дня)
Внутренние факторы:
1) тормозные элементы суставов (формы суставов, суставных сумок, растяжения, эластичности связок, сухожилия, мышцы),
Методы развития гибкости:
Повторный метод, серийно – повторный, сопряженный
от 8 до 10 повторений в первых занятиях, до 100 через 2-9 месяца, (3-5 ритмич.повторений с увеличением амплитуды; сопряженный).
Средства:
Основным средством воспитания гибкости является упражнения на растяжение (стрейчинг). Они бывают: активные – маховые; пружинистые, с упражнением с отягощением., пассивные упражнения, когда поза сохраняется за счет внешних сил.
Упражнения на гибкость выполняются во время разминки, в интервалах отдыха между другими упражнениями в подготовительной и в конце основной части занятий.
Выполняя упражнения на растягивание необходимо соблюдать следующие требования:
1)обязательная разминка (необходимо разогреть мышцы),
2)ставить конкретные цели (достать до определенной точки),
3)упражнения выполнять сериями в определенной последовательности – верхние конечности, туловище, нижние конечности;
4)между упражнениями на растяжении выполнять упражнения на расслабление,
5)выполняя упражнения, амплитуду увеличивать постепенно,
6)как только снижается амплитуда упражнения необходимо прекращать,
7)упражнения на гибкость выполняются с различной быстротой: медленно – со слабо подготовленными; быстро – хорошо подготовленными.
Разновидности упражнения:
1. Маховые движения, вращательные движения.
2. Пружинистые движения.
3. Фиксация статического положения (стретчи нг).
4. Комбинирование упражнения (силовые + растягивающие).
5. Исполнение внешних ориентиров (коснуться пола, ориентиры на стене).
6. Использование отягощений с большой амплитудой.
7. Помощь партнера.
8. Дополнительная внешняя опора.
Гибкость следует повышать до необходимого уровня для овладения рациональной техникой. Для развития специальной гибкости необходимо применять упражнения схожие по структуре с упражнениями избранного вида спорта и выполнять их с большей амплитудой . Причем пассивная гибкость должна превышать требуемую амплитуду движений, т.е. должен быть запас гибкости.
Необходимо помнить, что при утомлении активная гибкость ухудшается, а пассивная увеличивается вследствие разогрева (усталости), следовательно, при утомлении следует применять упражнения на развитие пассивной гибкости.
Упражнения на растягивание применяют 3-4 раза в неделю, особенно в подготовительном периоде многочасовой тренировки, перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель, если больше, то гибкость снижается и через 2-3 месяца приходит к исходному уровню.
Возрастные особенности – девочки – 10-17 лет; мальчики – 9-10, 13-16 лет, активная – в 10-14 лет, пассивная — в 9-10 лет
Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц[35].
Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека
— это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий — напряжений (измеряется в гр. кг).
Сила зависит:
1) от скорости импульса в мышцах;
2) от волевых усилий;
3)от физиологического поперечника и физиологических свойств мышц;
4)От состояния опорно-двигательного аппарата;
5)От синхронизации работы мышц (мышечной координации);
6)От биомеханических характеристик работы тела (длины рычагов);
Режим работы мышц:
1)статический – без изменения длины ((удерживающий, т.е. изометрический режим);
2)динамический – уменьшением длины мышц (преодолевающий — миометрический режим); увеличение длины мышц (уступающий — плиометрический режим).
Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в два раза превосходящие изотермические показатели.
Сила, проявляемая в уступающем режиме в разных движениях зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила.
В изометрических условиях скорость равна нулю. Проявляемая при этом сила несколько меньше величины силы в плиометрическом режиме. Меньшую силу, чем в статистическом и уступающем режимах, мышцы развивают в условиях преодолевающего режима.
С увеличением скорости движений величины проявляемой силы уменьшаются. В медленных движениях, т.е. когда скорость движения приближается к нулю, величины силы не отличаются существенно от показателей силы в изометрических условиях.
В соответствии с данными режимами и характером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются:
собственно-силовые;
скоростно-силовые;
силовую выносливость
Собственно силовые способности проявляются:
1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями;
2) при мышечных напряжениях изометрического типа. В соответствии с этим различают медленную силу и статистическую силу.
Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статистическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата[17].
Различают абсолютную силу – это максимальная сила человека и относительную – отношение максимальной силы к массе (весу) спортсмена.
Под термином «скоростно-силовые способности»понимается комплексное проявление скорости и силы, т.е. способность человека развивать максимальную мощность усилий в кратчайший промежуток времени. К скоростно-силовым относятся такие качества, в которых мышечная сила стремится к максимуму за счет возрастания скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения (С.В. Фарфель, 1975).
Скоростно-силовые способности проявляются при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе.
Преодолевающая работа – это работа по перемещению тела и его частей, предметов, когда внешняя работа меньше напряжения мышц. Здесь мышцы сокращаются и укорачиваются – движение совершается с ускорением и постоянной скоростью (выпрыгивания, разгибания, выталкивания);
Уступающая работа – когда внешняя нагрузка на мышцы больше чем ее напряжение, здесь мышцы растягиваются и удлиняются – это движения, когда необходимо погасить кинетическую энергию движения тела или его частей (сгибание, приземление) в этих движениях можно проявить большую силу, чем преодолевающем режиме, так при приземлении в прыжках в длину мышцы совершают работу в 2 раза большую, чем при отталкивании.
К скоростно-силовым способностям относят:
1) быструю силу;
2) взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время.Это способность проявлять большую силу в минимальный отрезок времени – это нарастание силы во времени – здесь усилия связано с быстрым преодолением отягощений или сопротивлением с ускорением движения – прыжки, метание, удар и т. д.
Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей, считает А.А. Гужаловский, являются упражнения прыжкового характера, удары и метания. Спортивные результаты в этих упражнениях во многом обусловлены уровнем скоростно-силовой подготовленности. Однако различные виды спорта предъявляют не одинаковые требования к отдельным её компонентам. В одних видах результат в большей мере зависит от силовых компонентов движения, в других от скоростных. Этот факт свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между скоростью движения и нагрузкой – с увеличением веса преодолеваемого отягощения скорость сокращения мышц снижается. При чем выше внешнее отягощение, тем больше действие приобретает силовой характер, чем меньше отягощение, тем больше действие становиться скоростным
продолжение
--PAGE_BREAK--Взрывная силахарактеризуется двумя компонентами: стартовой и ускоряющей силой (Ю.В. Верхошанский, 1977).
Стартовая сила– это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.
Ускоряющая сила– способность мышц к быстроте наращивания усилия в условиях их начавшегося сокращения.
Взрывная сила как способность проявлять большие величины силы в наименьшее время (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000) имеет существенное значение при старте в беге с максимальной скоростью, в прыжках, резких остановках, ударных действиях и т.д.
В результате современных исследований было выделено еще одно новое проявление силовых способностей, так называемая способность мышц накапливать и использовать энергию упругой деформации ее определили как реактивную способность. Она характеризуется проявлением мощного усилия сразу же после интенсивного механического растяжения мышц, т.е. при быстром переключении их от уступающей работы к преодолевающей, в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. Предварительное растягивание, вызывающее упругую деформацию мышц, обеспечивает накопление в них определенного потенциала напряжения, который с началом сокращения мышц является существенной добавкой к силе их тяги, увеличивающей ее рабочий эффект.
Установлено, что чем резче, в оптимальных пределах растяжение мышц в фазе амортизации, тем быстрее переключение от уступающей работы мышц к преодолевающей, тем выше мощность и скорость их сокращения. Сохранение упругой энергии растяжения для последующего сокращения мышц обеспечивает высокую экономичность и результативность в беге, прыжках, ударах и других движениях[31].
Силовая выносливостьопределяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе и статическую выносливость. Выносливость к динамической работе определяется способностью поддержания работоспособности при выполнении спортивной деятельности, связанной с подъемом и перемещением тяжестей, с длительным преодолением внешнего сопротивления. Статическая выносливость — это способность поддерживать статические усилия и сохранить малоподвижное положение тела или длительное время находиться в помещении с ограниченным пространством.
Главной задачей при развитии силы является всестороннее её развитие и обеспечение проявлений ее в различных видах деятельности.
Частной задачей является:
1)развитие различных видов силы;
2)гармоническое укрепление всех мышечных групп;
3)умение рационально использовать силу в различных движениях.
Для развития силы наибольшее значение имеет увеличение физиологического поперечника мышц, запасов в них креатинфосфатов и интенсивности обменных процессов, а так же умение проявлять свои силовые способности, что достигается, прежде всего, усилием воли.
Развитие силы практически происходит в результате выполнения любых физических упражнений. Но специальное развитие силовых качеств достигается при применении силовых упражнений и специальных методов.
Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:
1. Упражнения с внешним сопротивлением;
2. Упражнения с преодолением веса собственного тела
3. Изометрические упражнения.
1.3. Общее представление о круговой тренировки
Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных организационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения выполняются занимающимися как бы по кругу.
Круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел Б.Д. Фрактман. Еще в 1955г. Б.Д. Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55 % времени основной части занятий.
Круговая тренировка получила широкое распространение и признание не только в спортивной тренировке, но и в физическом воспитании как у нас в стране, так и за рубежом. Первоначально она возникла в Англии как новая организационная форма эффективного использования физических упражнений. Дальнейшее развитие круговая тренировка получила в трудах специалистов по физической культуре из ГДР. Они создали целостную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методик применения физических упражнений. Основная цель круговой тренировки — это эффективное развитие двигательных качеств. Такая цель предполагает комплексное развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений [1].
Наиболее актуальной проблемой увеличения эффективности тренировочного процесса, особенно на этапе спортивного мастерства, является его интенсификация. Термин «интенсификация» в буквальном значении этого слова означает усиление. Интенсивность — это степень усилий в спортивной деятельности, которая характеризуется величиной нервно-мышечного напряжения. Другими словами, интенсивность — количество тренировочной или соревновательной работы за единицу времени [2]. Наибольшей интенсивности соответствуют занятия с применением круговой тренировки.
Тренировочное занятие может складываться из нескольких однотипных серий по своему физиологическому действию и нервно-мышечному направлению, а может быть разнонаправленным [1]
Плотность в круговой тренировке можно охарактеризовать как соотношение фаз нагрузки и отдыха. Такое определение в полной мере относится к интервальным методам экстенсивного и интенсивного характера. Оптимальная плотность обеспечивается эффективностью нагрузки в тренировочном занятии. Двигательная плотность тренировочных занятий предусматривает увеличение количества упражнений и их повторений за единицу времени: в тренировочном занятии или в его определенной части. В этом случае круговую тренировку необходимо рассматривать как часть этого занятия. Круговая тренировка может проводиться в начале занятия или в основной его части (для решения определенных задач). Таким образом круговую тренировку можно поставить в ряд чрезвычайно эффективных методов на начальном этапе подготовки спортсменов и в проведении тренировочных занятий в учебных заведениях.Круговая тренировка позволяет обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку. Преподаватель дает студентам конкретную программу действий, контролирует её выполнение, производит оценку выполненной программы, при необходимости исправляет, уточняет отдельные упражнения. Студенты в свою очередь получают задание, осмысливают его, выполняют. Качество их работы оценивается устно или письменно.
В комплексы круговой тренировки включают разнообразные физические упражнения. Все они представляют собой двигательную деятельность, выполняемую в соответствии с конкретными задачами, закономерностями и методами спортивной тренировки.
Посредством физических упражнений человек вступает в определенное взаимодействие с окружающей средой и воздействует на свой организм и психику. Изменяя характер, время, интенсивность работы, длительность и характер отдыха, и другие параметры физических упражнений, а также условия их выполнения, можно управлять характером и величиной этого воздействия [2].
Общая классификация всех физических упражнений проводится на основе выделения трех основных характеристик активности мышц, осуществляющих соответствующее упражнение:
— объем активной мышечной массы;
— тип мышечных сокращений (статический или динамический);
— мощность сокращений.
В зависимости от мышц и мышечных групп, принимающих участие в работе, все физические упражнения классифицируются на локальные, региональные и глобальные. Локальные упражнения КТ избирательно воздействуют на отдельные мышечные группы. При использовании таких упражнений в КТ следует учитывать, что они не вызывают значительной активизации таких основных жизненно важных функций, как дыхание, кровообращение, терморегуляция и другие.
Выполнение региональных и особенно глобальных упражнений значительно активизирует деятельность дыхательной, сердечнососудистой и других систем. Степень их активизации зависит от интенсивности, длительности работы, количества мышц и мышечных групп, участвующих в ее выполнении. Изменяя частоту повторений, величину сопротивления или отягощения и амплитуду одного и того же упражнения, можно увеличивать либо уменьшать мощность работы. С изменением мощности изменяется и предельное время выполнения упражнения. Увеличение мощности приводит к уменьшению времени работы. Эта зависимость является общей для всех циклических упражнений, требующих максимального проявления физических и психических возможностей человека[5].
В зависимости от интенсивности и длительности выполнения глобальные упражнения циклического характера разделяют на четыре зоны относительной мощности: максимальную; субмаксимальную; большую; умеренную. Для упражнений каждой зоны характерны особенности, которые следует учитывать при составлении комплексов круговой тренировки и выборе методов их выполнения. Поскольку ациклическим упражнениям (при выполнении их на станциях) придается искусственно циклическая структура, то рассматриваемые ниже особенности каждой из зон в определенной мере справедливы и для них [14].
В зоне максимальной мощности упражнения выполняют с предельной интенсивностью в течение 10-20 с. При их выполнении, в мышцах происходит распад энергосодержащих соединений с выделением большого количества энергии, за счет которой и производится мышечная работа. При таких кратковременных и интенсивных упражнениях системы дыхания и кровообращения не успевают удовлетворить потребность организма в кислороде. Поэтому работа выполняется почти в бескислородных (анаэробных) условиях. Кислород, необходимый для восстановления, поступает в организм уже после окончания работы.
Для глобальных упражнений максимальной зоны относительной мощности, включаемых в круговую тренировку, характерны высокая интенсивность выполнения, продолжительность работы до 20 с и большой кислородный долг. Такие упражнения способствуют развитию силовых и скоростно-силовых качеств. В круговой тренировке для воспитания этих качеств применяют преимущественно повторный и интенсивно-интервальный методы.
Упражнения субмаксимальной зоны мощности в зависимости от скоростных, силовых и амплитудных характеристик, могут выполняться от 20-40 с до 5 минут. При такой работе кислородный запрос значительно превышает его потребление, в результате чего в организме накапливается большой кислородный долг. Характерной особенностью упражнений, выполняемых в субмаксимальной зоне мощности является то, что процессы дыхания и кровообращения достигают максимальных величин не сразу, а через некоторое время после начала работы и сохраняются до окончания выполнения упражнения. Все изменения, происходящие в организме (накопление СзНвОН; увеличение концентрации солей в крови и повышение ее вязкости) значительно затрудняют выполнение работы без снижения интенсивности. Поэтому, выполнение в круговой тренировке упражнений данной зоны мощности, представляет собой серьезное физическое и психологическое испытание для занимающихся. Что касается физических качеств, то выполнение упражнений в субмаксимальной зоне мощности способствует развитию силовой, скоростной и скоростно-силовой выносливости. Наиболее приемлемым методом для воспитания этих качеств, является метод интервальной работы, включающий в себя экстенсивно — и интенсивно-интервальный методы [8].
В зоне большой мощности время выполнения упражнений колеблется 5 до 40 мин. При выполнении такой работы потребление кислорода достигает величин, близких к максимальным. К концу работы накапливается значительный кислородный долг, наблюдаются изменения биохимического состава крови, мочи и др. Работа, в данной зоне мощности, выполняется преимущественно в аэробных условиях и способствует повышению локальной и общей выносливости. Эти качества совершенствуются круговой тренировкой по методу непрерывной работы. Применяется такой метод в основном на общеподготовительном этапе подготовительного периода для решения задач как общей, так и специальной физической подготовки.
Для упражнений, выполняемых в умеренной зоне мощности характерно удовлетворение кислородного запроса в процессе работы. Мышечная деятельность выполняется за счет аэробных источников энергии. В связи с большой длительностью выполнения упражнения в организме наступают изменения, ограничивающие время выполнения упражнения (исчерпываются запасы углеводов и жиров, обезвоживание и др.). В комплексы круговой тренировки данные упражнения включать нецелесообразно, так как характеристика таких упражнений сходна с вариантами круговой тренировки, выполняемой по методу непрерывной работы. Рассмотренные особенности реакции организма на однократное выполнение физических упражнений, различных по двигательному составу, характеризуют в какой-то мере взаимосвязь между такими параметрами нагрузки, как объем и интенсивность. Учет этой взаимосвязи является обязательным условием управления тренировочным эффектом круговой тренировки [7].
В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.
Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности. Как известно, это и послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности [1].
Рассматривая каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, понятие объем нагрузки будет относиться, прежде всего, к длительности воздействия, а интенсивность нагрузки — к силе воздействия. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.
При проведении учебно-тренировочных занятий с использованием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).
При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки определенные требования предъявляются к степени изученности и координированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из особенностей образования двигательных навыков — закрепленных до автоматизма движений.
Для фазы генерализации характерны процессы иррадиации возбуждения в коре головного мозга, в результате чего в работу включаются не нужные для данного упражнения мышцы и мышечные группы. Вследствие этого нарушается ритм движения, мышечные усилия и затраты энергии превышают уровень, необходимый для решения двигательной задачи. В этой фазе следует особенно осторожно подходить к дозировке упражнений, так как из-за наступающего утомления нервных процессов (при большом числе повторений, чрезмерном отягощении или высоком темпе) допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно могут закрепиться, что приводит к формированию неправильного движения[9].
В круговой тренировке все упражнения выполняются в усложненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиации нервных процессов, не следует включать в комплексы КТ. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в сложных условиях, без риска нарушить технику.
Рассмотренные характеристики свидетельствуют о широких возможностях разностороннего воздействия физических упражнений на занимающихся при решении задач общей физической подготовки в системе подготовки спортсменов путем применения их в КТ.
Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке [8]. По характеру мышечного сокращения в КТ применяются в основном динамические упражнения, но наряду с ними имеют место статические и упражнения с комбинированным режимом работы мышц.
В основе спортивной деятельности лежит реальное явление — двигательное действие, посредством которого решается спортивная задача. Именно движение является тем объектом, на который прямо или косвенно направлен комплекс тренирующих воздействий в ходе многолетней подготовки спортсмена
Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учётом и без учёта времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных ¼, 1/3, ½ от максимума.
В основе круговой тренировки лежат три метода.
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода — постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счёт повышения мощности работы(до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15-20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (30-40 с). Метод этот, по мнению В. В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.
Поточно-интервальный, который базируется на 20-40-секундном выполнении простых по технике упражнений(50% от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его- сокращение контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно – сосудистую системы.
Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75% от максимальной и достигается за счёт увеличения интенсивности и сокращения времени работы (до 10-20 с). Цель его – сокращение времени роботы при ее стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха (до 40-90 с). Подобный режим развивает максимальную и «взрывную»силу. Интервалы отдыха 30-40с обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.
Высокая эффективность традиционной круговой тренировки не исключает и ряда недостатков. Некоторые из них заложены в самой ее идее, другие же носят организационно-практический характер. В частности, круговая тренировка не всегда учитывает физиологические закономерности формирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивает лишь комплексное их развитие без строгого дифференцирования[21].
Непрерывно-поточный метод выполнения упражнений на станциях предполагает стандартное ( одинаковое для занимающихся с различными функциональными возможностями) время отдыха, что также нельзя признать целесообразным. В практическом аспекте организация большого контингента занимающихся на 8-10 станциях требует значительного количества нестандартного инвентаря и оборудования. Это оборудование не может быть широко использовано группами различных возраста, пола и подготовленности. Изменение задач того или иного занятия также влечет за собой переоборудование мест, где оно проводится. Немаловажным фактором является и фактор времени занятий. При числе занимающихся 80-100 человек занятие может длиться 2,5-3 часа, что практически нереально для массовых форм физической культуры. Эти недостатки препятствуют широкому внедрению традиционных форм круговой тренировки в процесс физической подготовки различных категории трудящихся.
В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а так же упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект «переключения» (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций.
1.4.Особенности использования круговой тренировки для развития физических качеств
Уровень развития двигательных (физических) качеств зависит от многих внешних и внутренних факторов: возраста, пола, веса, профессии, образа жизни, наследственности, среды обитания, времени суток, тренированности, вида спорта и др. В процессе индивидуального развития человека одни качества достигают своего максимума к периоду полового созревания, другие (например, сила) — к 25—30 годам. Выносливость поддерживается на одном уровне до 30— 35 лет, в то время как уровень быстроты снижается к 25 годам[5].
Для упражнений, выполняемых в умеренной зоне мощности характерно удовлетворение кислородного запроса в процессе работы. Мышечная деятельность выполняется за счет аэробных источников энергии. В связи с большой длительностью выполнения упражнения в организме наступают изменения, ограничивающие время выполнения упражнения (исчерпываются запасы углеводов и жиров, обезвоживание и др.). В комплексы круговой тренировки данные упражнения включать нецелесообразно, так как характеристика таких упражнений сходна с вариантами круговой тренировки, выполняемой по методу непрерывной работы. Рассмотренные особенности реакции организма на однократное выполнение физических упражнений, различных по двигательному составу, характеризуют в какой-то мере взаимосвязь между такими параметрами нагрузки, как объем и интенсивность (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976). Учет этой взаимосвязи является обязательным условием управления тренировочным эффектом круговой тренировки.
В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорцио-нальной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Это соотношение хорошо видно на графике, выражающем связь между возможным числом повторений с отягощением и величиной отягощения.
Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности. Как известно, это и послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности» (B.C. Фарфель и др.), характеристики которых приведены в таблице 1 (которую я не могу вставить, увы).
продолжение
--PAGE_BREAK--