Реферат по предмету "Культура и искусство"


Исследование качества натуральных шерстяных тканей

--PAGE_BREAK--Камвольные ткани.
Камвольные (гребенные) ткани имеют гладкую лицевую поверхность с ясно выраженным рисунком ткацкого переплетения. Их вырабатывают из пряжи гребенного прядения однониточной, крученой или фасонной. Благодаря использованию крученой в два сложения пряжи для основы и утка повышается прочность и формоустойчивость костюмных тканей, их поверхность приобретает чистоту. Большинство платьевых тканей вырабатывают из однониточной пряжи по основе и утку. При выработке камвольных тканей применяют самые разнообразные переплетения: полотняное, саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое, — крупноузорчатое и другие, но особенно широко — саржевое и комбинированное. В зависимости от соотношения нитей основы и утка камвольные ткани подразделяют на равноплотные и неравноплотные. У равноплотных показатели плотности основы и утка близки между собой, а у неравно-плотных преобладают нити основы. Свойства и внешний вид тканей этих типов различны. Так, равноплотные сравнительно чувствительны к растяжению, мягкие, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Неравноплотные ткани жестковатые, их трудно обрабатывать при пошиве.

При прикрутке синтетических нитей к шерстяной пряже ткани получаются несколько жесткими. Представляет интерес использование однониточной пряжи в утке из синтетических волокон для костюмных и платьевых тканей. В этом случае чистошерстяная пряжа (основа) придает ткани большую мягкость, приятный внешний вид, а уточная из химических волокон — подвижность и повышенные прочностные свойства.

По назначению камвольные шерстяные ткани подразделяют на платьевые, костюмные и пальтовые.

Платьевые ткани. Ткани этой подгруппы очень разнообразны по волокнистому составу, переплетениям, внешнему оформлению, характеризуются меньшей массой и малой плотностью по сравнению с костюмными. По волокнистому составу различают ткани чистошерстяные и полушерстяные из смесовой пряжи или с химическими нитями вприкрутку. Масса 1 м2 тканей платьевой группы колеблется от 160 до 300 г; ткани массой 160—230 г относят к платьевым, а ткани массой 230— 300 г — к платьево-костюмным. Эти ткани вырабатывают полотняным, саржевым, мелко- и крупноузорчатым переплетениями. Платьевые ткани преимущественно равноплотные. Эти ткани в основном гладкокрашеные, но бывают меланжевые, пестротканые (в полоску, разномасштабную клетку, с рельефными рубчиками) и реже — набивные. Гладкокрашеные платьевые ткани должны быть окрашены прочными и особо прочными красителями в сочные и яркие тона.

Ассортимент платьевых тканей за последние годы значительно обновился. Благодаря использованию химических волокон улучшились некоторые свойства этих тканей, снизилась их себестоимость, уменьшилась масса 1 м2, появились ткани новых интересных структур. Платьевые ткани из смесовой пряжи — шерсть и вискозное короткое волокно, а также шерсть, вискозное и капроновое короткое волокно — составляют более половины общего объема по количеству. Содержание шерсти в них не менее 30—40%. Из двухкомпонентных тканей с синтетическими волокнами наибольший удельный вес в ассортименте занимают ткани с нитроном, причем пряжа, как правило, содержит равное количество шерсти и нитрона. Эти ткани шерстистые и мягкие на ощупь, имеют хорошие структуру и колористическое оформление. Однако некоторые гладкокрашеные ткани, окрашенные полотном, могут иметь неровную окраску; поэтому их лучше выпускать меланжевыми. Для тканей из камвольной пряжи с большим содержанием нитрона характерны сильный блеск, сухость, жесткость (особенно для тканей полотняного переплетения). В последнее время платьевые ткани с лавсаном почти не вырабатывают, так как на изделиях в процессе эксплуатации образуется пиллинг.

Чистошерстяные платьевые ткани в основном получают креповым переплетением (крепы) и из пряжи креповой крутки (около 40%), жаккардовым переплетением, гладкокрашеными (25%), а остальные — саржевым и полотняным переплетениями, гладкокрашеными. К креповым относятся такие ткани, как, например, креп 2 арт. 11113, ткань платьевая арт. 1175, ткань платьевая «Нежность» арт. 1185. Новыми в ассортименте являются ткани типа «креп-гранита», вырабатываемые с утком тройного кручения, благодаря чему ткани мало сминаются и имеют большую массу.

Полушерстяные платьевые ткани выпускают в широком ассортименте. Их можно подразделить на ткани с малым содержанием шерстяного волокна — 20—30%, средним — 30—70 и большим — 70—80%. Из полушерстяных тканей шьют платья для повседневной носки, юбки, брюки (как для взрослых, так и для детей). Ткани оформлены по-разному благодаря использованию разных химических волокон, пряжи, нитей и переплетений. Хороший внешний вид имеют ткани с высокообъемной нитроновой пряжей, они характеризуются мягкостью, шерстистостью, отсутствием блеска, наполненностью при небольшой массе 1 м2. Платьевые ткани могут вырабатываться вприкрутку с профилированными капроновыми нитями, а также с металлизированными нитями (меганитом и пластилексом), что придает им приятный мерцающий блеск.

Ассортимент платьевых полушерстяных тканей можно подразделить на ткани саржевого, мелкоузорчатого и полотняного переплетений. Ткани саржевого переплетения вырабатывают в широком ассортименте под разными названиями, например кашемир (арт. 21018), ткань платьевая «Первоклассница» (арт. 2104), ткань платьевая «Школьная» (арт. 2187) и др. Это ткани простого саржевого переплетения, с относительной плотностью 55—65%, массой 1 м2 160—230 г.

Креповые полушерстяные ткани изготовляют из пряжи повышенной крутки (собственно креповые) или мелкоузорчатым переплетением. Собственно креповые ткани более эластичные, растяжимые, обладают хорошей драпирующей способностью, ткани мелкоузорчатого переплетения — более стойкие при растяжении, с шероховатой поверхностью. Часто эти ткани вырабатывают из крученой пряжи вприкрутку с искусственными или синтетическими нитями. Креповые ткани используют для пошива платьев и в качестве костюмно-платьевых. Мелкоузорчатые ткани выпускают многих артикулов, для них используют в основном меланжевую пряжу. Благодаря мелкоузорчатому переплетению недостатки этой пряжи (неровнота по толщине, меланжевому перекруту) менее заметны в ткани, чем при полотняном или саржевом переплетении. Много платьевых креповых тканей вырабатывают с нитроновым коротким волокном, используют крученую и некрученую пряжу с содержанием нитрона от 30 до 55%. Помимо двухкомпонентных тканей с нитроном, вырабатывают трехкомпонентную пряжу с вискозным волокном и иногда четырехкомпонентную (с вискозным и капроновым коротким волокном). При введении в смеску пряжи шерсти и нитрона вискозного волокна ткань приобретает мягкость. Капроновые волокна в смеске с нитроном повышают устойчивость этих тканей к истиранию.

Большинство платьевых шерстяных тканей с большим содержанием шерсти (50—70%) изготовляют в смеске с вискозным коротким волокном. Обычно это гладкокрашеные ткани (гамма цветов очень широкая), выработанные главными (полотняным, саржевым) или мелкоузорчатым (комбинированным) переплетениями.

Костюмные ткани. Они занимают наибольший удельный вес (около 70%) среди камвольных тканей. Ассортимент костюмных камвольных тканей включает около 400 артикулов. Для придания некоторым костюмным тканям определенного эффекта применяют вприкрутку искусственные и синтетические нити, для украшения их — профилированные синтетические волокна и металлизированные нити.

Костюмные ткани отличаются от платьевых большей плотностью (относительная плотность 65—100%) и массой 1 м2 — 200—300 г. Ткани массой 1 м2 200—250 г считаются легкими, 250—300 г — средними, а более 300 г — тяжелыми. Ширина тканей 142—152 см. Для костюмных тканей широко используют саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое и реже полотняное и диагоналевое переплетения. По отделке эти ткани могут быть гладкокрашеными, меланжевыми, но в основном они пестротканые (особенно полушерстяные, смесовые с синтетическими волокнами). Чистошерстяные костюмные ткани вырабатывают из тонкой (мериносовой 70-го и 64-го качества, I и II длины) и полутонкой шерсти, это наиболее высококачественные камвольные костюмные ткани. Ткани высокой добротности должны быть выработаны из однородной по качеству, ровной, гладкой, прочной пряжи без ткацких дефектов, равномерно сотканы, чисто отделаны, ровно окрашены прочными и особо прочными красителями. Они должны иметь мягкую складку, сочную окраску и хороший рисунок, усадка их не должна превышать 2—3%. Костюмные ткани должны быть плотными, недряблыми, устойчивыми при растяжении, упругими, но не жесткими.

В зависимости от применяемой пряжи и волокнистого состава костюмные чистошерстяные камвольные ткани можно подразделить на две группы: из тонкой пряжи и полутонкой. К наиболее дорогим тканям высшей добротности следует отнести ткани из тонкой шерсти и крученой пряжи.  Масса 1 м2 большинства костюмных чистошерстяных и полушерстяных тканей, предназначенных для пошива изделий мужского ассортимента, должна быть в предела 300 г ± 30 г. Изделия из тканей с такой массой длительное время сохраняют формоустойчивость, внешний вид, износостойкость и другие полезные свойства. К типовым тканям в этой группе относятся: гладкокрашеные крепы (креп 64 арт. 1212, креп 48 арт. 1233, креп костюмный арт. 1245 и др.).

Крепы костюмные чистошерстяные вырабатываются из пряжи креповой крутки, поэтому они имеют характерный креповый эффект. Они черные гладкокрашеные, с высокой относительной плотностью, хорошей внешней отделкой, малой сминаемостью и хорошей драпируемостью. Трико — наиболее массовая костюмная ткань с ткацкими или цветными пестроткаными рисунками (полоски, клетка скрытая и заметная и др.) на лицевой поверхности. Трико часто вырабатывают комбинированным переплетением из меланжевой пряжи или пряжи мулине, поэтому оно отличается по внешнему виду от гладкокрашеных тканей.

Бостон — чистошерстяная гладкокрашеная ткань саржевого переплетения. Это равноплотная ткань, в основе и утке имеет крученую пряжу, характеризуется высокой износостойкостью, хорошо обрабатывается при пошиве. Используют ее в основном для пошива форменной одежды, а также костюмов мужских и женских, женских зимних пальто.

Основная масса чистошерстяных костюмных тканей имеет оформление пестротканое (70%) и меланжевое или изготовлена из пряжи мулине (15%), остальные—гладкокрашеные. Чистошерстяные ткани должны выгодно отличаться от полушерстяных за счет применения новых видов переплетений (например, диагоналевых). Сочетания сложных сдержанных цветов пряжи, выработанной из более тонкой шерсти с введением тонких просновок, создания мелких классических рисунков. По торговому прейскуранту чистошерстяные и полушерстяные камвольные костюмные ткани входят в две подгруппы: костюмные гладкокрашеные и костюмные пестротканые и фасонные.

Полушерстяные костюмные ткани вырабатывают с различными химическими волокнами. Содержание в них шерстяного волокна колеблется в широких пределах — менее 70 – 25%, поэтому эксплуатационное свойства полушерстяных и смешанных тканей далеко не одинаковы. Большое количество тканей в группе костюмных гладкокрашеных вырабатывают с вискозным коротким волокном. Типовые гладкокрашеные полушерстяные ткани — шевиот, креп костюмный, диагональ, трико костюмное.
          Шевиот, так же как и бостон, вырабатывают саржевым переплетением, окрашивают преимущественно в темные тона полотном или в волокне. Ткань характеризуется большей жесткостью, чем бостон. Поверхность ее с заметной ворсистостью, что достигается применением пушистой пряжи или же повышенной увалкой при наличии в утке пряжи невысокой крутки. Камвольные шевиоты различаются в основном волокнистым составом.

Диагонали — неравнополотные ткани диагоналевого переплетения, гладкокрашеные, плотные, из крученой пряжи, относятся к группе тяжелых (масса 1 м2 — 400—500 г), характеризуются высокой износостойкостью. Используются для форменной одежды, а также для костюмов и пальто (редко).

В ассортименте костюмных тканей с синтетическими волокнами в настоящее время преобладают ткани с вложением волокна лавсан (более 50% общего объема всех тканей). Ткани с лавсаном и изделия из них пользуются спросом благодаря красивому внешнему виду, прочности в носке. Необходимо наряду с облегченными тканями, используемыми для пошива легких летних костюмов, вырабатывать ткани более плотные, с большей массой.

Костюмные ткани с лавсаном могут быть выработаны и с добавлением третьего компонента — вискозного волокна. Они нарядные за счет разноокрашенных просновок, мягкие, с приятным туше, могут иметь мелкую, среднюю и крупную клетку как светлых, так и темных тонов.

Кроме костюмных тканей с лавсаном, изготовляют костюмные ткани с нитроновым коротким волокном. Для увеличения устойчивости тканей к истиранию в смеску пряжи добавляют иногда 10—12% капронового волокна. Следует отметить, что все костюмные ткани с большим содержанием нитрона недостаточно устойчивы к истиранию, поэтому двухкомпонентные ткани, содержащие большое количество нитрона, нецелесообразно использовать в качестве костюмных.



Рисунок 1. – костюмные шерстяные ткани.

Тонкосуконные ткани.

Тонкосуконные ткани по назначению можно подразделить на платьевые, костюмные и пальтовые.

Тонкосуконные ткани вырабатывают из пряжи аппаратного (суконного) прядения, изготовленной из тонкой, полутонкой и полугрубой шерсти. Смески шерсти для суконной пряжи очень разнообразны: натуральная шерсть, обраты, гребенные очесы, восстановленная шерсть, короткое волокно из искусственных или синтетических волокон. Для этих тканей применяют различные переплетения: полотняные — для типовых сукон; саржевые — для тонких шевиотов; атласные — при выработке сукна кастор; комбинированные — для костюмных трико и пальтовых; полутора- и двухслойные — при выработке драпов и др. Большинство тонкосуконных тканей, особенно тяжелые (пальтовые, драпы, сукна), вырабатывают из окрашенного волокна. Для тонкосуконных тканей применяют меланжевую и разноокрашенную пряжу, фасонную цветную пряжу (эпонж, петлистую, с непсом и др.). Ассортимент тонкосуконных тканей разнообразен не только по сырью и структуре, но и по характеру отделки (ворсование, ратинирование, начес, валка и др.).

Большинство тонкосуконных тканей имеют ворсовой застил, полученный в результате валки, или начесно-ворсовой — за счет валки и ворсования. В тканях с ворсовым и начесно-ворсовым застилом переплетение скрыто частично или полностью. Однако некоторые тонкосуконные ткани могут быть безворсовыми (костюмные), они имеют слегка или плотно уваленную гладкую и подстриженную поверхность. На лицевой стороне начесно-ворсовых тканей располагается ворс сравнительно длинный и приподнятый (пальтовые ткани типа бобрика), короткий вспушенный и незапрессованный (велюровый), короткий ровно подстриженный и сильно запрессованный (касторовый) или фигурный, фасонный (ратиновый).

В ассортимент тонкосуконных тканей входят как легкие платьевые ткани, так и тяжелые драпы. Тонкосуконные ткани должны быть равномерно уваленными, тщательно отделанными, упругими, не дряблыми (не «тряпичными»), не жесткими, пластичными при обработке не должны давать большую усадку и лассы (полосы запрессованного ворса от утюга) при обработке. Химические волокна должны быть равномерно распределены в толще материалов, без жгутиков (синтетические волокна), хорошо закреплены, равномерно окрашены, чтобы на гладком фоне готовых тканей не было точек (мушек).

В зависимости от характера лицевой и изнаночной поверхностей различают драпы однолицевые и двухлицевые. У однолицевых тщательно отделана только лицевая сторона, у двухлицевых — обе поверхности ткани. Полутора- и двухслойными переплетениями вырабатывают драпы с различной лицевой и изнаночной поверхностями по волокнистому составу, переплетению (лицевая сторона — одного переплетения, изнанка — другого) и оформлению (например, лицевая сторона гладкокрашеная, а изнаночная — пестротканая в клетку). Драпы таких переплетений могут иметь лицевую и изнаночную поверхности из более качественного сырья, а сырье худшего качества может быть заработано в толщу ткани.

Платьевые ткани. Платьевые тонкосуконные ткани недорогие, легко обрабатываются при пошиве, меньше лоснятся, чем камвольные. Однако они менее формо- и износоустойчивы, имеют большие массу и толщину, что несколько сдерживает расширение их производства.

Костюмные ткани. Большинство костюмных тканей с небольшим содержанием шерсти (20—25%) характеризуется повышенной жесткостью, сминаемостью, быстро теряет товарный вид. Основными в ассортименте костюмных тканей являются трико, ткань костюмная и шевиот. Трико и ткань костюмную выпускают в основном пестроткаными, комбинированных переплетений, легко уваленными, с открытым ткацким рисунком.

Выпускается брючная ткань Джинсовая, оформленная в виде полосок разного ритма — от узких до широких. Эту ткань можно разнообразить по оформлению путем создания теневых эффектов за счет переплетения или цвета, клеток разного масштаба (мелких, вытянутых по вертикали), использования интересных переплетений.

Шевиоты суконные — гладкокрашеные или меланжевые ткани саржевого переплетения, но в отличие от камвольных не имеют четко выраженного рисунка, так как их вырабатывают из аппаратной пряжи и подвергают умеренной валке. Они бывают полушерстяные и смешанные: в основе полушерстяных — хлопчатобумажная или вискозно-лавсановая пряжа, а в утке — чистошерстяная или смесовая суконная пряжа; в основе и утке смешанных — смешанная пряжа из шерсти и вискозного штапельного волокна. Полушерстяные шевиоты вырабатывают уточно-застилочной саржей, при этом лицевой застил образуется за счет суконной пряжи. Из шевиотов шьют мужские и женские костюмы, а также ведомственную одежду. Сукна тонкосуконные — однослойные гладкокрашеные и меланжевые ткани, как чистошерстяные, так и смешанные. Сукна — тяжелые ткани, что достигается длительной валкой. В процессе валки ткань утолщается и уплотняется, значительно изменяются линейные размеры (до 40% по ширине и до 20% по длине), в результате на ткани образуется войлокообразный застил, полностью закрывающий рисунок переплетения. Для изготовления сукон используют тонкую, полутонкую и реже полугрубую шерсть, как однородную, так и смешанную из разных волокон. Сукна чаще вырабатывают полотняными и реже саржевым и атласным (сукно кастор) переплетениями. В полушерстяных и смесовых сукнах содержится 50—80% шерсти.

Сукна характеризуются высокими тепло- и ветрозащитными свойствами, хорошими износостойкостью и формоустойчивостью. При органолептической оценке необходимо учитывать следующие показатели: застилистость, увалку ткацкого переплетения, упругость на ощупь (ремнистость, мягкость), густоту, плотность и устойчивость к закатыванию войлокообразного застила, окраску ткани. Благодаря хорошей пошивочной способности сукна широко используют для изготовления форменной одежды. Из них также шьют женские и детские костюмы и пальто, мужские костюмы, брюки, шаровары, головные уборы и др. Сукна можно использовать для обивки мебели и биллиардных столов, приборные сукна — для петлиц, околышей, деталей форменной одежды.

Пальтовые ткани. Они представлены сравнительно тяжелыми чистошерстяными и полушерстяными тканями, применяемыми для пошива женских, детских и мужских демисезонных и зимних пальто. В торговом прейскуранте эти ткани входят в подгруппы пальтовых и драпов. Пальтовые ткани предназначены для пошива женских и детских зимних и демисезонных пальто. В прейскуранте они объединены в различные по структуре и волокнистому составу группы. Некоторые ткани в пестротканом оформлении применяются для пошива мужских пальто. Ткани для пальто, как правило, имеют рельефную рисунчатую — фактуру поверхности, которая образуется благодаря применению пряжи фасонной, меланжевой или мулине, полотняного, саржевого, мелкоузорчатого, жаккардового переплетений, различных видов отделки. Пальтовые ткани по волокнистому составу бывают чистошерстяные, полушерстяные и смешанные. Большинство пальтовых тканей имеют однослойную структуру. В небольшом количестве выпускают ткани полутораслойные и двухслойные; эти ткани, подвергнутые ворсованию, целесообразно включать в группу драпов.

По внешнему виду пальтовые ткани в основном (около половины) пестротканые, меньше выпускают гладкокрашеных, гладкокрашеных с рельефными рисунками за счет переплетения (диагоналевые, рогожка) и тканей с использованием пряжи фасонной крутки. Вырабатывают также пальтовые ткани рисунчатого оформления с длинным ворсом, крупноузорчатые. Ткани пальтовые фасонные («Завиток», «Полянка») имеют на лицевой поверхности рельефную оригинальную фактуру в виде петлистых завитков. Для выработки их применяют по основе крашеную шерстяную пряжу, к которой прикручена вискозная окрашенная нить. По утку в ткани последовательно чередуются по одной нити крашеная шерстяная пряжа и крашеная фасонная (типа эпонж). Завитки ткани, полученные за счет ровницы, устойчивы, придают ей определенный эффект. Однако при использовании ровницы из неуравненной и короткой шерсти эффект завитка нарушается за счет выдергивания коротких волокон и залахмачивания ткани. Завитки фасонной пряжи часто окрашивают в другие цвета, что придает ткани нарядность. Эти ткани износостойкие, при использовании прочных красителей хорошо сохраняют внешний вид.

В последнее время в шерстяной промышленности вырабатывают пальтовые ткани с длинным содержанием нитронового короткого волокна — от 20 до 50%. Эти ткани имеют, как правило, открытые ткацкие рисунки красивых структуры и цвета. Пальтовые ткани с нитроном предназначены в основном для пошива детских и женских изделий, в меньшем количестве изготовляют ткани для мужской одежды. Детские пальтовые ткани вырабатывают однослойными и с открытым ткацким рисунком, женские—однослойными, полутораслойными, разнообразного оформления (петельные, с буклированной пряжей, длинноворсовые и др).

Драпы вырабатывают чистошерстяные (более половины общего выпуска этих тканей), полушерстяные и смесовые. При выработке этих тканей важно рационально подобрать сырье, структуру и проводить отделку с наименьшими потерями полезных свойств шерстяного волокна для получения драпов с высокими эксплуатационными свойствами. Для выработки драпов применяют шерсть различного качества: тонкую, полутон кую и полугрубую (реже), обраты суконного производства, гребенные очесы, восстановленную шерсть, химические волокна (вискозное, капроновое, нитроновое) и хлопок. Пряжа для драпов должна иметь крутку небольшую и разную в основе и утке по направлению, в этом случае драпы при отделке (валке и ворсовании) приобретают хорошие эксплуатационные свойства. Так, по данным автора, чистошерстяные уточно-застилочные драпы, выработанные из утка с круткой 260 кр/м, имеют более густой и плотный ворс, чем такой же драп, но из утка с круткой 340 кр/м. Устойчивость к истиранию ворсового застила первого драпа на 30% выше, чем второго.

Драпы отличаются высокими тепло- и ветрозащитными свойствами. Поэтому для них важны пористость с закрытыми порами, толщина и масса 1м2, упругость ткани и ворсового застила и воздухопроницаемость, которая должна быть умеренной.

.Ворс — шерстяная, объемная, на ощупь мягкая ткань, поверхность ворсистая/длинноворсная, коротковорсная. Как правило для повышения износостойкости изготавливается с добавлением синтетики и в смеси с другими шерстяными волокнами, за счет этого приобретает дополнительную шелковистость и блеск.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.