--PAGE_BREAK--24. Критический реализм 19 века в художественной литературе
Реализм – (от лат. realis, вещественный) – художественный метод в искусстве литературы. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.
Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Дикенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.
Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».
25. Российский театр и драматургия 18-19 века
В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 году по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).
Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро»(1877), «Спящая красавица»(1890), «Щелкунчик»(1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым положившими начало симфонизации танца. Традиция симфонизации балетной музыки была продолжена Глазуновым в балетах «Раймонда»(1898), «Барышня-служанка»(1900), «Времена года»(1900).
Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века. В своих балетах балетмейстер Большого театра А. А. Горский стремился добиться последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, старался усилить роль кордебалета, как массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца. Крупный вклад в русское балетное искусство внёс М. М. Фокин существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами и стилями. Его постановки для «Русских сезонов» балетов «Шопениана», «Петрушка», «Жар-птица» и др. принесли славу русскому балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь»(1907). В 1911-13 на почве «Русских сезонов» образовалась постоянная труппа «Русские балеты Дягилева». После ухода из труппы Фокина её балетмейстером стал Вацлав Нижинский. Самой известной его постановкой стал балет «Весна священная» на музыку Стравинского.
26. «Передвижники» и «Могучая кучка»
Передвижники, художники, входившие в российское художественное объединение — “Товарищество передвижных художественных выставок”. Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В. Г. Перова в противовес официальному центру искусства — Петербургской Академии художеств. И.Н. Крамской стал идейным вождем нового объединения. Характерные для передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве передвижников нициаторов) И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, A.M. и В.М. Васнецовы, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл критик-демократ В.В. Стасов; П.М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку.
Передвижники внесли большой вклад в русскобыли бытовой жанр и портрет. В состав передвижников в разное время входили (помимо ие искусство. Но этот вклад мог бы быть гораздо большим, если бы их мировоззрение не было замутнено социальной тенденциозностью, обличительством и вульгарной эстетикой, которые духовно обедняли талантливых русских художников, вымывая из-под них национальную почву. К к. XIX в. передвижничество сходит на нет, а сами они постепенно становятся членами той самой Академии художеств, против которой ранее боролись.
«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов.
Название дал кружку его идеолог — критик В. В. Стасов. В «Могучую кучку» входили:
Балакирев, Милий Алексеевич (руководитель)Бородин, Александр ПорфирьевичКюи, Цезарь Антонович Мусоргский, Модест Петрович Римский-Корсаков, Николай Андреевич.
К середине 1870-х годов «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
27. Роль интелегенции в становлении в национальном самосознании
В течение многих десятилетий и власть предержащие, и народная масса, то каждая из них порознь, а то и вместе относились с нескрываемым презрением как к интеллигенции в целом, так и к отдельным интеллигентам. В сущности слово интеллигент стало бранным. Вместе с тем народ и власть не могут жить без государства, объединяющего нацию. В свою очередь, государство не может существовать без государственной идеи.
Пусть даже сформулированной общо, но понимаемой всеми более или менее одинаково.
Так вот, национальное государство не может существовать без национального самосознания. Национального самосознание невозможно без национальной интеллигенции. Отсюда вытекает необходимость существования в здоровом государстве здравой интеллигенции.
28. Разнообразие художественных течений конца 19- начала 20 века
Модернизм — направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся:
— разрывом с историческим опытом художественного творчества;
— стремлением утвердить новые начала искусства;
— условностью стиля;
— непрерывным обновлением художественных форм.
Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт.
Классицизм — художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков. Художники классицизма:
— признавали высшим образцом античное искусство;
— опирались на традиции Высокого Возрождения;
— стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных «законах разума».
Натурализм — направление в литературе и искусстве последней трети 19 века, стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом натурализма является характер в его обусловленности физиологической природой и средой.
Считается, что натурализм воспроизводит реальность без ее идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора.
Примитивизм — направление в изобразительном искусстве конца 19, начала 20 веков; сознательное, программное обращение к произведениям первобытного, средневекового, народного и детского творчества.
Символизм — художественное направление конца 19 — начала 20 веков. Символизм характеризуется:
— дуализмом идеального и материального;
— противопоставлением социального и индивидуального;
— сближением духовно-нравственного с религиозным.
Для символизма важна затаенная, скрытая сторона того или иного явления.
29. Культура русского «Серебряного века»
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – 1) термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в., 2) период в римской литературе с 18 до 133 н.э., отмеченный заметными литературными достижениями (Ювенал, Марциал, Петроний, Тацит и т.д.), которому предшествовал «золотой век». В русской литературе сложная судьба этого понятия определила нечеткость его значения как в плане временных рамок, так и в плане круга конкретных авторов. Обычно, без особых оговорок, серебряным веком называют литературу русского модернизма, или еще уже – символизма и акмеизма (включая весь спектр имен от Бальмонта, Брюсова, Блока и Белого до Гумилева, Ахматовой, Мандельштама). Сюда же включают и авторов русского зарубежья, чье творчество также рассматривают в русле модернизма (см. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ). Есть и другой подход, стремящийся рассматривать всю порубежную эпоху как единое целое, в сложной взаимосвязи не только разных литературных направлений, но и всех явлений культурной жизни этого периода (искусства, философии, религиозных и политических течений). Такое представление о «серебряном веке» распространено в последние десятилетия как в западной, так и в отечественной науке.
30. Разнообразие и сложность течений конца 20 века
Модернизм — направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся:
— разрывом с историческим опытом художественного творчества;
— стремлением утвердить новые начала искусства;
— условностью стиля;
— непрерывным обновлением художественных форм.
Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт.
37. Принятие христианства в Древней Руси
Как уже говорилось выше, вокняжевшись в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.
По преданию, первым проповедником христианства в наших краях был Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы «Х» (Андреевский крест). Уже в «Повести временных лет» рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.
В Киеве христианство известно было уже давно также как и его основные догмы очень хорошо приспособленные к нуждам феодального государства. Первые сведения о христианстве у русов относятся к 860-870 гг., но к середине Х века уже ощущается постепенное утверждение христианства в государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. Уже упомянутая выше церковь святого Ильи в летописи названа «собороной», то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.). К середине Х в. в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а " приде на хълм, къде стояше Перун и покладоша оружие свое и щиты и злато"; и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан.
Вдова Игоря, княгиня Ольга в 955 году приняла христианство, совершив путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать христианство государственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией: цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод — любой народ, принявший христианство из рук греков, становился политически зависимым народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые определялись бы взаимовыгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора. Во всяком случае Константин Багрянородный — восприемник Ольги при крещении — «нарек ее дщерью», то есть подчиненной ему, а не равноправной «сестрой».
38. Формирование Древнерусской культуры
Мощной основой формирования древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Восточные славяне (смесь различных расовых линий, индоевропейских арийских, тюркских) выделились как самостоятельная ветвь славянства в VI в и уже тогда рассматривали себя как часть европейского мира В VII -VIII вв. у них сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились главные виды производственной деятельности, были накоплены практические знания о природе. Закреплению и передаче накопленною опыта, трудовых навыков и полезных наблюдений служила языческая религия.
40. Самобытность древнерусской иконописи и архитектуры
Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни. В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского периода. На заре нынешнего века первые расчищенные иконы буквально ошеломили многих ценителей искусства. Прославленный французский живописец Матисс, приехав в Москву в 1911г., был тоже ошеломлен красотой древнерусской живописи. «Это доподлинно народное искусство, — говорил он. – Здесь первоисточник художественных исканий. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувств».
И так, мировое значение древнерусской живописи было открыто и признано уже более полувека тому назад. Однако систематическое ее изучение, с выявлением различных направлений и школ началось уже после Октябрьской революции, когда по всей стране были организованы поиски памятники древней иконописи вместе с их раскрытием, т.е. освобождением от позднейших записей.
В Х-ХI вв. Киевскую Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы.
Древнейшие сохранившиеся до наших дней каменные постройки — это храмы середины XI в. Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина — 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).
Внутри собор украшен цветными мозаиками и фресками. По свидетельству летописцев, в Европе тогда не было сооружений, способных сравниться с киевской Софией.
На протяжении нескольких столетий «второй столицей» (после Киева) был Новгород Великий. В 1045-1050 гг. повелением князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, был возведен один из самых известных соборов Древней Руси — София Новгородская, ставшая символом города. Она в меньшей степени связана с византийской традицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.
Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество. Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не «строить», а «рубить», потому что работали только одним инструментом-топором). Они украшались красивой резьбой. Из дерева возводились также и боярские терема, и царские дворцы, например дворец в селе Коломенском под Москвой. Одна из самых знаменитых деревянных построек — Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро). Это восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок. Кажется, что эта церковь пришла к нам из сказки.
41. Фольклор в древнерусской литературе. Литературные памятники Киевской Руси
В особенности часто фольклор служил материалом для установления обрядово-магических понятий и представлений, порожденных традиционным аграрно-земледельческим занятием населения Руси. Характер и границы такого изучения явили этнофольклористические и лингвоэтнографические работы, выполненные группой исследователей во главе с академиком Н. И. Толстым1. Изучение русского фольклора и фольклора родственных славянских народов в этих работах составляет часть обширной области знания и иногда переходит в постижение народного менталитета как основы древней культуры. Существенно, что эти исследования развивают по достоинству высоко оцененные традиции науки второй половине XIX начале XX в., когда фольклористика еще не представляла самостоятельной дисциплины и была частью культурологии, этнографии, а нередко и лингвистики (особенно в области этимологических разысканий). Направленность этого изучения, как и всякого иного, обнаруживает границы, в особенности заметные, когда дело касалось решения общих проблем медиевистики.
42. Истоки украинского театра
Своими кронями украинский театр выходит от скоморохов Киевской Руси, эстетических идей барокко, связанных со школьными спектаклями Киево-Могиилняской академии и образно-философскими притчами Григория Сковороды.
45. Русско – украинское книгопечатание, первопечатники
Иван Фёдоров родился около 1510 г. Точных сведений о дате и месте его рождения нет [1], он был родом из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей.
Учился в Краковском университете (1529—1532), получил степень бакалавра. C 1530-х, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария. Вместе с Макарием приехал в Москву, где занял должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.
В 1553 Иоанн IV приказал построить в Москве особый дом для типографии, но предприятие было открыто только в 1563. В типографии начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.
Через два года они закончили печатать книгу «Апостол». Сразу после этого начались гонения на печатников со стороны переписчиков. Фёдоров со Мстиславцевым вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своем имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.
Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную библию на славяно-русском языке. 5 (15) декабря 1583 г. «друкарь москвитин» скончался в нищете в предместье Львова.
Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1977 здесь был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали
46. Роль Киево-Могилянской академии в развитии науки и образования на Украине в 16 – 18 века
Киево – Могилянская академия не только способствовала расширению среди широких верств народа научных знаний, но и формированию духовных ценностей. Среди воспитанников и слушателей академии были ученые, поэты, философы. Академия была центром развития отечественной общественно-политической и философской мысли.
47. Развитие украинского архитектурного барокко. Роль Ивана Мазепы, как мецената украинской культуры
Характеризуется умеренными орнаментами и упрощёнными формами и иногда рассматривается как предшественник конструктивизма. Сохранились многие образцы украинского барокко, включая ансамбль Киево-Печерской лавры, Софийского собора, Выдубецкого и Михайловского златоверхого монастыря в Киеве.
Лучшими образцами живописи барокко являются церковные росписи в Троицком соборе Киево-Печерской лавры. В период украинского барокко наблюдалось стремительное развитие гравюрного искусства. Использовалась сложная система символизма, аллегории, геральдические знаки и пышные украшения. Определённые элементы украинского барокко были заимствованы родственным нарышкинским барокко в России.
48. Развитие украинского музыкального искусства
Наиболее приметным явлением музыкальной жизни Галичины в XIX ст. была дьяко-учительская школа в Перемышле, открытая в 1818 г. по инициативе греко-католического епископа И. Снигурского и ставшая базой для формирования так называемой перемышльской (композиторской — Е.Т.) школы, к которой украинское музыковедение причисляет композиторов-священников М. Вербицкого, И. Лавривского, В. Матюка.
Старшим в этом списке и наиболее значимым для музыкальной культуры середины XIX ст. был М. Вербицкий (1815-1870). Являясь священником, он в то же время стал основоположником перемышльской школы и зачинателем светского профессионального музыкального творчества. Активизация деятельности композиторской школы связана также с появлением кафедрального хора в Перемышле (1829), благодаря которому сформировалась традиция церковно-художественного (профессионального) пения в противовес церковно-народной (элементарной, непрофессиональной) исполнительской традиции. Церковная (профессиональная) музыка Вербицкого является лишь частью его наследия наряду с музыкально-театральными пьесами, светскими хоровыми произведениями, инструментальными опусами, романсами. В его творчестве начинают звучать народно-песенные мотивы, появляются произведения гражданского, патриотического содержания. Например, хор «Ще не вмерла Украiна» стал национальным духовным, а с 2003 г. — государственным гимном Украины.
продолжение
--PAGE_BREAK--