Реферат по предмету "Культура и искусство"


Иллюстрации в средневековых русских книгах

Реферат
Тема: Иллюстрациив средневековыхрусских книгах

План

Введение
Древнерусская рукописная книга
Семантика цвета в слове и изображении
Обзор древнерусских иллюминированных рукописей XI–XIV веков
Заключение
Списоклитературы

Введение

Древнейшиедошедшие донас иллюстрированныерукописныекниги датируютсяпятым векомнашей эры, нокниги и свитки декорировалисьуже в античноммире. В древнемЕгипте и в Грециирисункамиукрашались папирусные свитки.Расцвет книжногоиллюстрированиябыл вызванизобретением«книги», т.е.переходом отпапирусныхсвитков к кодексам, состоящимиз переплетенных листов пергамена.Этот переходсовершалсяпостепенно, между вторыми четвертымвеками н.э. Книжноеиллюстрированиеоставалосьодной из самыхпроцветающихформ искусствавплоть до XVIвека, когдароскошнодекорированныерукописныекодексы постепенноуступили пальмупервенствапечатным изданиям.
Для изученияхудожественныхприемов книжныхиллюстраторовплодотворнымиявляются исследованиясоотношениякнижной миниатюрыи других формдревнерусскойживописи, главнымобразом – иконописи.Этими вопросамизанималисьН.П. Лихачев, Э.С. Смирнова, А. Поппэ, О.И.Подобедова, И.Н. Лебедева, Г.В. Попов, В.Брюсова, И.А.Кочетков, И.Д.Соловьева идр. В трудахразличныхученых отраженазависимостьязыка миниатюрыот иконописнойтрадиции, атакже взаимовлияниекнижной иллюстрациии некоторыхпамятниковиконописи, прежде всего,– клейм житийныхикон.
Цельконтрольнойработы – изучитьразвитие русскойкультуры поиллюстрациямсредневековыхкниг.

1 Древнерусскаярукописнаякнига

Из-зататаро-монгольскогонашествия, опустошившегов 1240 году Киев, мы потерялиогромное количествопамятниковвеликой культуры: от XI века до насдошло лишь трииллюминированныхманускрипта.С другой стороны, к XV столетию –веку возвышенияМосковскойРуси – русскоекнижное искусствостало окончательносамобытным, успев вобратьв себя опытлучших византийских, сербских иболгарскихизографов.Именно поэтомумы ограничимсярассмотрениемрусской книжнойминиатюры отраннего еешедевра – ОстромироваЕвангелия (XIв.) до другогошедевра – КиевскойПсалтири (XIVв.).
Русскихиллюстрированныхкниг XI–XIV вековсохранилосьнемного. Ихлегко перечислитьи оттого нелегко, охарактеризовав, обобщить.Представляетсяразумным векза веком описатьнаиболее характерныеманускрипты, указав историческийи культурныйконтекст эпохи, их породившей.Исключительноевлияние на Русьи её культурупочти всегдаимела Византия.
Что жепредставляласобой рукописнаякнига XI–XIV веков? Она состоялаиз скрепленныхмежду собоютетрадок, вложенныхв переплет.Материаломвсех древнейшихславянскихкниг и грамотслужил пергамен– особым образомобработаннаякожа животных, преимущественнотелят. До XIII векапергамен привозилииз Греции, покачеству онничем не отличалсяот того, на которомсделаны лучшиегреческиерукописи XI-XIIвеков; с XIII векапергаменизготавливалсяна Руси. Бумагавошла в оборотна Руси лишьс XV века. Для записитекста использоваличернила и гусиныеперья. Практическивсе древнерусскиерукописиорнаментальноукрашены. Заглавия(особый видорнамента, предваряющийкнигу, главуили статьюкниги) и начальныебуквы писалиськиноварью –краской ярко-красногоцвета. В самыхроскошныхрусских книгах, таких как ОстромировоЕвангелие, Изборник Святослава, МстиславовоЕвангелие, заглавия иначальные буквыписались золотом.
Помимоорнамента, некоторыеюжно-славянскиеи русские рукописисодержат иллюстрациик тексту – миниатюры.Часто миниатюрыцеликом заимствовалисьиз греческихрукописей (как, например, вХрониках ГеоргияАмартола), режесоставленыславянскимииллюстраторами.Писец частоработал в парес изографом.Для книг большогообъема требовалосьнесколькописцов; иногданад миниатюрамиодной и той жекниги работалинесколькоиллюстраторов(как, например, над фигурамиевангелистовв ОстромировомЕвангелии иМстиславовомЕвангелии), чтоприводило кнеоднородностиминиатюр и покачеству, и постилю.
Рукописныекниги частопереписывались, а миниатюры, соответственно, перерисовывались.В работе надкнигой писцыдопускалиошибки (их неизбежал дажепереписчикОстромироваЕвангелия), некоторые писцыпытались текствыверить иисправить, невсегда удачно.Качество жеперерисованныхминиатюр почтивсегда ухудшалось.Но об этом речьпойдёт дальше.
Из описанногопроцессаизготовления, написания иукрашения книгвидно, что онине могли бытьшироко доступны.Пергамен вовсе временастоил недешево; работа писцов, трудившихсядо несколькихмесяцев надодной книгой, была еще дороже, а работу изографа, использовавшегодорогие краски(и в частности, золото), могпозволить себелишь оченьсостоятельныйчеловек. Неудивительно, что почти всеранние иллюминированныерукописи создавалисьна средствабогатых князей.

2 Семантикацвета в словеи изображении

О цветев средневековомискусствесуществуетмножествоисследований.В настоящемпараграфезатрагиваютсялишь вопросы, связанные ссемантикойцвета, которыераскрываютсвязь междусловом и изображениемв лицевой рукописи.
Средииллюстрацийвсех рассматриваемыхрукописей имеютместо примеры, в которых дажев рамках однойминиатюры, вслучае неоднократногоизображенияодного и тогоже объекта вразные моментыдействия, егоцвет оказываетсяразличным. Так, в Житии СергияРадонежского, на иллюстрациик повествованиюо воскрешениипреподобнымотрока, отецумершего мальчикадважды представленв одеждах разногоцвета (Троицкийсп., л. 168). Примечательно, что на иллюстрациик подобномусюжету о воскрешениипреподобнымотрока в ЖитииВарлаама Хутынского, отец мальчикатакже изображенв разных одеждах(Новгородскийсб., л. 73 об.). В приведенныхпримерах, вероятно, применениеразличнойраскраскислужило дляхудожникадополнительнымсредствомпередачиразновременныхсобытий, изображенныхна одной миниатюре.В большинствеже случаев дляхудожникаоказывалосьпросто неважным, какой именноиспользоватьцвет, и его выборзависел, например, от набора красок, находящихсяв его распоряжении, а не от реальнойрасцветкипредметов.
Крайнередкое упоминаниецвета в литературномтексте и малаязначимостьконкретныхцветов в иллюстрацияхсвидетельствуето том, что всредневековойтрадиции цветв его конкретно-реалистическомзначении играетлишь вспомогательную, второстепеннуюроль. С другойстороны, цветв его символическомзначении несетособую нагрузкукак в тексте, так и в иллюстрациях.
В исследуемыхжитийных текстахобнаруживаетсянесколькоупоминанийбелого цвета.Чаще всегоэпитеты «белый»и «светлый»сочетаютсяв них с эпитетом«ангельский»(«ангеловидный»,«ангелолепный»), при этом ангелына миниатюрахникогда неизображаютсяв белых одеждах(см., напр., ЖитиеЗосимы и СавватияСоловецких, Вахр. сп., л. 35 об.; Житие АнтонияСийского, Младшийсп., л. 227). Это говорито том, что сравнениебелого цветаи света с ангельскойприродой имеетв своей основесимволическоезначение. Белыйцвет выступаетв текстах некак цветоваяхарактеристика, а как указаниена причастностьбожественному.
Почтиво всех случаяхиспользованияна миниатюрахбелого цветатакже можноусмотреть егосакральноезначение какуказание нанечто священное, духовно значимое: белые деталипресвитерскогои архиерейскогооблачений (см., напр., ЖитиеЗосимы и СавватияСоловецких, Вахр. сп., л. 19 и л.38), белый саванправедника(см. Житие ВарлаамаХутынского, Новгородскийсб., л. 68 об.). Использованиебелого цветав изображенииседых волостоже иногдамогло иметьсимволическоезначение. Так, в Житии АнтонияСийского виллюстрациик сцене приходасвятого в монастырьон изображенбезбородымюношей (см., напр., Младший сп., л.114); в сцене жерукоположенияпреподобногово пресвитера, как и на всехпоследующихминиатюрах, Антоний изображенуже седовласымстарцем (Младшийсп., л. 121). При этомв тексте Житияговорится, чторукоположениесвятого произошлолишь через одингод его пребыванияв монастыре.В данном случаеседины указываютне на естественноестарение, нона духовноевозрастаниепреподобного, готового принятьна себя священническийсан.
Примечательно, что в средневековойкнижной иллюстрациизимнее времягода передаетсячерез некиеатрибуты зимы, такие как, например, льдины в море(Житие Зосимыи СавватияСоловецких, Вахр. сп., л. 33) илисани (ЖитиеСергия Радонежского, Троиц. сп., л. 213об.), но белыйснег никогдане изображается.Деревья приэтом изображаютсяв привычномдля древнерусскогочитателя-зрителявиде стволас условно переданнойзеленой кроной.Зеленый цветоказываетсяздесь непременными постояннымпризнакомлюбого дерева.В житийныхтекстах зеленыйцвет также ненесет в себеникакой символическойнагрузки, ноявляется толькопостояннымэпитетом дерева, растительности.Белый же цвет, имея преждевсего символическое, сакральноезначение, неиспользуетсяминиатюристамидля изображениятаких «земных»и обыденныхвещей как снег.
Противоположностьюбелого цветаявляется черныйцвет. Его упоминанияв исследуемыхтекстах житийвстречаютсятолько в составеслов «черноризец»,«черноризцы», обозначающихмонашескийчин и указывающихна черный цветодежды иноков.При этом наминиатюраходежды монаховникогда неизображаютсячерными. Отсутствиечерного цветав изображениимонашескихриз указываетна то, что черныйцвет, как и белый, не являетсяцветовойхарактеристикойтого или иногообъекта, а несетсимволическуюнагрузку.
Чернымиизображались, прежде всего, бездна ада иее обитатели.В целом же можноконстатировать, что черный илиблизкие к немутемные цветаимеют в древнерусскихизображенияхотрицательнуюсемантику.Черный цветявляется символомнебытия, зла, нечистой силы, а в некоторыхслучаях – болезнии смерти (см., напр., ЖитиеАнтония Сийского, Младший сп., л.277: на миниатюреизображенылюди в монастырскойбольнице, ногиили руки которыхзакрашенычерным цветом, что указываетна больныеорганы). Поэтому, как символическийбелый цвет неиспользуетсяпри изображениибелого снега, так и символическийчерный цветне используетсядля передачитемноты: ночьобозначаетсятакже черезнекие атрибутыночи: диск луны(Житие Зосимыи СавватияСоловецкого, Егоровскийсп., л. 77) или спящихлюдей (ЖитиеЗосимы и СавватияСоловецких, Вахр. сп., л. 10, Булатн.сп., л. 26 об.).
Безусловнозначимым цветомв любом изображенииявляется красныйцвет. В рассматриваемыхминиатюрахлицевых житийкрасным цветомодежд выделеныперсонажи, значимые вземной, мирскойиерархии: цари, князья, вельможи, бояре.
На миниатюрах, иллюстрирующихсцены воскрешенияусопших, исцелениябольных и бесноватых, доминирующийкрасный цветвыступал каксимвол воскресения, исцеления, победы наднечистой силой.Например, вцикле иллюстрацийк Чуду о воскрешенииотрока преподобнымСергием Радонежским, умерший отрокизображаетсяв синей илижелтой рубахе(напр., Троиц.сп., л. 168 об.), а воскресший– только в красной(напр., Троиц.сп., л. 171). В этоми подобныхслучаях красныйцвет носилопределеннуюэмоциональнуюнагрузку, являлсяв миниатюрахцветовым выражениемрадости.
Красныйцвет в многочисленныхсценах монастырскойжизни использовалсяминиатюристамилишь в тех случаях, когда в монастыреизображалисьмирские люди.То есть, в большинствеминиатюр красныйцвет являлсяцветовым знакоммирского, вторгшегосяв аскетическую(в том числе –и в цветовомотношении)монастырскуюжизнь.
Можносделать вывод, что красныйбыл цветовымсигналом именномирского начала: это знак и мирскойиерархии власти, и земной радостиоб исцелениибольного, и, наконец, простомирских людей, пришедших вмонастырь. Виллюстрируемыхже текстахкрасный цвет(или «киноварь»)не упоминаетсявовсе; слово«красный»встречаетсятолько в значении«красивый», применительок земной красотеприроды.
Цветовымсигналом, символизирующимкрасоту и величиегорнего мира, безусловно, являлся золотойцвет. Древнерусскиеминиатюристызолотом преимущественнописали тольконимбы, куполаи кресты церквей– то, что относитсяк миру горнему, небесному, ане земному.
В XVII в. золотойцвет в миниатюрахперестал иметьсугубо сакральныйхарактер и, наряду с исполнениемфункции знакагорнего мира, он стал обозначениемземной иерархиивласти.
Такимобразом, функциии символическиезначения цветав Древней Русимогли менятьсяот средневековьяк Новому временивместе с общимходом развитиялитературногои шире – культурногопроцесса.

3 ОбзордревнерусскихиллюминированныхрукописейXI–XIV веков

XI век
В 1081 годув Византии насто с лишнимлет воцариласьКомниновскаядинастия, давшаяимя соответствующемупериоду в историии искусствеВизантии. Книжнаяминиатюрадостигла пикасвоего изящества.При императорскомдворе и в Студийскоммонастыредействовалискриптории– мастерскиепо перепискерукописей. Русьактивно впитывалавсе достижениявизантийскойкультуры. Из-зататаро-монгольскогонашествия, разорившегоКиев с егобогатейшимиколлекциями, до нашего временидошло лишь трииллюстрированныхманускриптаэтого времени.
ОстромировоЕвангелиеапракос (Киев,1056-1057; РНБ. F.п.I.5)[9, с.64]

/>
ОстромировоЕвангелие (РНБ.F.п.I.5)
ЕвангелистИоанн с Прохором

НапрестольноеЕвангелиеСофийскогокафедральногособора в Новгороде.Текст записандиаконом Георгиемпо заказуновгородскогопосадникаОстромира, родственникакиевского князяИзяслава – сынасвятого ЯрославаМудрого. В Евангелиисохранилисьтри миниатюры: святых евангелистовИоанна Богослова, Луки и Марка[7, с.262-263]. Миниатюрыс евангелистомМатфеем несохранилось.Одно из самыхзамечательныхпроизведенийискусстваКиевской Руси, богато украшенное, наследующеевизантийскуюманеру письмаXI века.
ИзборникСвятослава(Киев, 1073; ГИМ. Син.1043)[9, с.78-83]

/>
ИзборникСвятослава(ГИМ. Син. 1043). Миниатюра

Дворцовыйманускрипт, написанныйдля князя Святослава– сына святогоЯрослава Мудрого.266 двустороннихлистов содержат«Вопросы иответы» преподобногоАнастасияСинаита, комментарииСвятых Отцовна Новый Завет, сочинения пориторике, историии т.п. Предполагается, что ИзборникСвятославабыл спискомсборника дляболгарскогоцаря Симеона.В Изборникесохранилисьчетыре миниатюры, изображающиесвятителейи преподобных(в обрамлениив виде храмов), а также изображениесамого князяСвятослава, подносящегокнигу Христу.
МолитвенникГертруды; онже – КодексГертруды, ТрирскаяПсалтырь, ПсалтирьЭгберта (Трир–Киев; Национальныйархеологическиймузей г. Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI)[5, с.207-211]

/>
МолитвенникГертруды (Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Христосна троне, коронующийкнязя Ярополкаи его жену Ирину

Историяэтого манускриптавесьма запутана.ИзначальноТрирский епископЭгберт заказалрукописнуюПсалтирь длякафедральногособора в Трире, которая и былаизготовленанемецкимимонахами. Черезкакое-то времяПсалтирь вошлав приданоепольской княгиниГертруды, выданнойзамуж за киевскогокнязя Изяслава.К Псалтиридобавили листыс латинскимимолитвами(МолитвенникГертруды), иуже в Киеве вкодекс вшилипять миниатюрвизантийскогописьма. Этиминиатюры, по-видимому, оригинальны, так как на однойиз них содержитсяизображениеизвестнойкиевской иконыБожией Матери«Печерская».
XII век
Во второйчетверти XII векаКиевская Русьраспалась насамостоятельныекняжества.Вторая половинаXII века сталалучшим периодомравновесияправославнойдуховностии классицизмав византийскомискусстве. Вхраме СвятойСофии в Константинополепоявился знаменитыймозаичныйДисис. Усилиласьроль Сербии.В конце столетияее король СтефанНеманя заложилвеликолепныйхрам в монастыреСтуденица.Тогда же в искусствеВизантии появился«динамический»и «маньеристический»стиль, которыйпопыталисьперенять ирусские изографы.
МстиславовоЕвангелие(Новгород, 1103-1117; ГИМ. Син. 1203) [7, с.105-107]

/>
МстиславовоЕвангелие (ГИМ.Син. 1203). ЕвангелистИоанн с Прохором

Список, причем блестящий, ОстромироваЕвангелия.Создан по заказукнязя МстиславаВладимировичадля основаннойим церквиБлаговещенияна Городищев Новгороде.В отличие отпрототипа, список сохранилминиатюру сизображениемсвятого апостолаМатфея.
МстиславовоЕвангелие –один из немногихпримеров блестящегокопирования, сохранившегосвежесть иизяществоминиатюр оригинала.Интересно, чтоуже здесь иллюстраторпожертвовалвизантийскойорнаментальностьюради выявлениячерт изображаемыхевангелистов, так что самыеих лица приобрелиславянскиечерты.
УчительноеЕвангелиеКонстантина(Владимирили Ростов, конец XII – началоXIII вв.; ГИМ. Син.262)[9, с.188-191]

/>
УчительноеЕвангелиеКонстантина(ГИМ. Син. 262)

Списокс болгарскогооригинала, возможно пришедшегос преславскойбиблиотекойв Киев и тампогибшего в1240 году. Оригинальнаярукопись концаIX века принадлежалаперу священникаКонстантина(в будущем епископаПреславского), ученика равноапостольногоМефодия [8, с.379-380]. В УчительноеЕвангелие вошлибеседы на всевоскресныедни года, преимущественносвятых ИоаннаЗлатоуста, Кирилла Александрийскогои других ОтцовЦеркви. Списоксодержит миниатюрукнязя Бориса– неясно, болгарскогоцаря или русскогомученика.
XIII век
XIII век сталтрагическими для Руси, идля Византии.В 1204 году крестоносцызахватили иварварскиопустошилиКонстантинополь.С гибельюхудожественныхмастерскихпрервалисьмногие традициикомниновскоговремени. Византийскаяимперия распаласьна Латинскуюимперию и рядгреческихгосударств, в одном из которых(Никейскойимперии) возродилсяинтерес к античномунаследию. Греческиемастера началиактивно эмигрироватьна Запад и вславянскиестраны.
В 1238-1241 годахтатары разорилиРостовскоеи Ярославскоекняжества, уничтожилиКиев, покорилиВладимиро-Волынскоеи Галицкоекняжества.Связь Руси иВизантии прерваласьнадолго. Русскаякнижная культурасохраняласьв одном Новгороде[7, с.274], но и тамдовольно быстроисчезла виртуозностьписьма, ставшаяпо тем временамненужной.
В 1261 годуосновательПалеологовскойдинастии МихаилVIII восстановилВизантийскуюимперию. Изправославныхстран по-настоящемуразвилась иокрепла одналишь Сербия, давшая мировойкультуре в этовремя дивныехрамы Студеницы, Милешево, Сопочан.
ТолковыйАпостол (Ростов,1220; ГИМ. Син. 7)[9, с.213-215]
Рукописьвремен Ростовскогоепископа Кирилла(1216–1229) – покровителяискусств икнигописания.Содержит миниатюру, изображающуюсвятых апостоловПетра и Павлав духе «позднекомниновскогоманьеризма».
Рукописьиз той же библиотекии той же школы.Сохраниласьминиатюра севангелистомИоанном Богословом.

/>
ТолковыйАпостол (ГИМ.Син. 7)
Святыеапостолы Петри Павел

СлужебникВарлаама Хутынского(Юго-ЗападнаяРусь (Галицко-Волынскаяшкола), 1224; ГИМ.Син. 604)[9, с.202-203]

/>
СлужебникВарлаама Хутынского(ГИМ. Син. 604). Литургиясвятого ИоаннаЗлатоустого
Названиесвязано свладельческойнадписью XVI века:«Служебниквеликого чудотворцаВарлаама егособинной, прислалему из ЦаряградяНикифор патриархв честь»[5, с.559]. Служебниксодержит текстытрех литургий: святителейИоанна Златоуста, Василия Великогои ГригорияДвоеслова.Соответственно, текст каждойлитургии предваряетминиатюра, изображающаяее создателя.Считается, чтослужебниквыполнен позаказу новгородскогоархиепископаАнтония, ученикапреподобногоВарлаама Хутынского.
XIV– начало XV века
НачалоXIV века былоотмечено интересомвизантийскогоискусства креалистическомуизображениючеловека, передачечеловеческихчувств и волнений.С победой исихастовна ПоместныхКонстантинопольскихСоборах серединыXIV века в искусствестал преобладатьаскетическийстиль, произошёлрасцвет иконописания.Расширилисьсвязи Константинополяи Москвы. В Москвустали приезжатьгреческиемастера (в томчисле и великийФеофан Грек).На Руси возросинтерес к наследиюАфона, Византии, Сербии и Молдавии.
В1389 году в битвена Косовом Полепогиб святойкнязь Лазарьсо всем своимвойском, Сербияпотеряланезависимость, и множествосербских мастеровпереехало наРусь.
ВМоскве темвременем оттачиваласьтехника иконописания.К началу XV векаписцы перешлиот использованияпергамена кбумаге. В совершенствебыли усвоеныдостижениявизантийскогои сербскогоискусства.Тогда же началформироватьсяединый московскийстиль миниатюры, по уровню достигающийиконописьдионисиевскогокруга[7, с.300].
ФедоровскоеЕвангелие(Ярославль илиМосква, перваятреть XIV в.; Ярославскийисторико-архитектурныймузей- заповедник.№ 15718)[9, с.266-270; 7, с.276-278]
/>
ФедоровскоеЕвангелие(Ярославскийисторико-архитектурныймузей- заповедник.№ 15718). ЕвангелистИоанн с Прохором

Евангелиесодержит двеминиатюры: святого ФеодораСтратилатаи святых ИоаннаБогослова сПрохором. Авторминиатюр несомненнознаком с комниновскимискусством.
ПсалтирьСпиридония, или КиевскаяПсалтирь (Киев,1397; РНБ. ОЛДП. F 6)[9, с.393; 7, с.287-288; 1]

/>
КиевскаяПсалтирь (РНБ.ОЛДП. F 6)

/>
КиевскаяПсалтирь (РНБ.ОЛДП. F 6)
Псалтирьнаписана вКиеве московскимдиаконом Спиридонием.По стилю КиевскаяПсалтирь выделяетсясреди всехрукописныхкниг ДревнейРуси своейнесомненнойиллюстративностью.

/>
КиевскаяПсалтирь (РНБ.ОЛДП. F 6). Фрагмент

Еезамечательныепо изяществуминиатюрысодержатсяповсюду: наотдельныхлистах, на полях, посреди текста, что возводитее к традициивизантийскихрукописей XIвека. Один извладельцевПсалтири прочертиллинии от миниатюрк соответствующимим строкамСвященногоПисания.

Заключение

Невозможноговорить орусском искусствевне его связис искусствомвизантийским.Зависимостьот последнегов большей илименьшей степенисуществоваладо XV века – векаокончательногозахвата Византийскойимперии турками.При этом еслиминиатюрыВизантии впервую очередьиллюстративны, органичновписываютсяв текст рукописныхкниг, техническисовершенны, то русскиеминиатюрывыполняютфункцию назидательную, большую, чем простаяиллюстрация(исключениесоставляетКиевская Псалтирь).Многие исследователизамечали [7, с.260], что русскиеминиатюры поманере исполнениябольше похожина фрески, аиногда и иконы.
Многократноемеханическоеперерисовываниеминиатюр делалоих статичными.Особенно печальносмотрятсярезультатынеумелой перерисовкиизначальнодинамичныхфигур, выполненныхв стиле «комниновскогоманьеризма».Таковы миниатюрыСпасскогоЕвангелия. Какследствие, возросла рольорнамента икиноварныхбуквиц, ставшихглавным украшениемманускриптов.Вместо чрезвычайносложных длявоспроизведенияминиатюр появилсявесьма популярныйтератологическийорнамент –сложное гротескноепереплетениелюдей, растений, животных имифическихсуществ, котороеможно наблюдатьв ПсалтириГрозного.
Однакоуже в XIV векевосстановилисьсвязи с Византией; в Москву сталиприезжатьгреческие июжнославянскиемастера. У нихрусские художникиперенималилучшие приемыпалеологовскогоискусства. Вкнижной миниатюреРуси началскладываетсяединый замечательныймосковскийстиль, болееиконописный, нежели иллюстративный.Русь, окрепшаядуховно иполитически, готовиласьк XV веку – векуобретениясобственнойгосударственностии собственнойЦеркви.

Списоклитературы

Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII-начала XV веков. — М.: Искусство, 1980.
Георгиевский Г., Владимиров М. Древнерусская миниатюра. — М., 1933.
Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья: Материалы для учителя МХК. — М.: Международный союз книголюбов, 2001.
Квливидзе Н.В. Лицевой летописный свод и Годуновская Псалтирь 1591 г. Отражение иконографии миниатюр в монументальной живописи и иконописи кон. XVI в. // ДРИ. [Вып.:] Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. — 2004.
Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. — СПб: Азбука-Классика, 2007.
Лихачева В.Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976.
Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. — М.: Индрик, 2003.
Робинсон А.Н. Болгарская литература [до начала XIV века] // История всемирной литературы: В 9-ти т. Т. 2. 1984 // feb-web.ru/feb/ivl/vl2/vl2-3782.htm
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. — М.: ПСТГУ, 2007.
Свирин А.Н. Искусство книги древней Руси XI-XVII вв. — М., 1964.
Соболевский А.И. Славяно-русская палеография. СПб, 1908 // www.textology.ru/drevnost/sobolevsky.html
Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской Псалтири. — М., 1977.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.