Реферат по предмету "Культура и искусство"


Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша

Архимандрит Васильева А. В.
/> Предание
Явление образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г., в последние годы царствования императора Александра II. Это было время, когда в среде русского народа сохранялись крепкие моральные устои и, казалось бы, ничто не предвещало нравственного падения большей его части, которое принесла с собой революция. В свете грядущих испытаний новый чудотворный образ был промыслительно дан Богом в помощь и вразумление заблудшему русскому человеку.
История обретения иконы записана со слов монахини Елизаветы (+1910), насельницы Владычнего женского монастыря в г. Серпухове, где и случилось чудесное событие.
Один крестьянин Тульской губернии, отставной николаевский солдат, имел сильное пристрастие к вину. Пропив всю свою пенсию, он дошел до нищенского состояния, а в довершение бедственности у него отнялись ноги. Находясь в таком гибельном состоянии, он увидел однажды сон, будто приходит к нему старичок благообразного вида и говорит: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою и телом». Но крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда с больными ногами и без гроша денег. Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках, останавливаясь для отдыха и подкрепления пищей в лежащих на его пути селениях. На одной из таких остановок старушка крестьянка приняла страждущего на ночлег и, желая облегчить боль в его ногах, растерла их и уложила усталого путника на печь. По сердечной доброте и вере этой простой женщины случилось первое чудо: проснувшись ночью, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и с большой осторожностью, спуская их с печи, хоть и слабо, но смог встать. На следующий день старушка снова оказала больному посильную помощь, и ему стало еще легче. Так крестьянин, сначала с двумя палками, а потом и с одной, смог дойти до серпуховского Владычнего монастыря.
Придя в обитель, он поведал о своих сновидениях послушнице Захарии (будущая монахиня Елизавета), церковнице при храме великомученика Георгия, и попросил отслужить молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он ввел всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кто-то вспомнил, что в проходе из Георгиевского храма на колокольню висит икона, на которой есть изображение чаши. Сняв этот образ, насельницы с удивлением обнаружили, что на его обратной стороне действительно стоит надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда путника подвели к раке преподобного строителя обители Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал старца, который явился ему во сне.
Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и далеко за его пределами. Многие несчастные, одержимые пьянством, после молитвы Матери Божией пред Ее новоявленной иконой, получали совершенное исцеление.
До 1919 года чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре, а после его закрытия – в кафедральном соборе Николы Белого на улице Калужской. В 1928 г., когда Серпуховскую кафедру возглавил митрополит Мануил (Лемешевский), было восстановлено почитание святыни обители, иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с чудотворного образа. Однако уже в следующем, 1929 году, Никольский собор был закрыт, и все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились. Сестры восстановленной в наше время Владычней обители до сих пор надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.
Празднование иконе «Неупиваемая Чаша» в XIX веке (поскольку день, в который была явлена икона, неизвестен) совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти два образа схожи по иконографии. В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы, ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая (н.ст.), так как икона была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.). В наши дни во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования чудотворного образа 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.
Иконография
Общая иконографическая схема образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» следует известному типу Богоматери «Знамение», который в свою очередь восходит к древнему изображению Богородицы в молитвенной позе с воздетыми руками — Оранты («Молящейся»). На иконе «Неупиваемая Чаша», в отличие от ее иконографического прототипа «Знамение», Младенец Христос представлен стоящим в чаше и благословляющим обеими руками. Это отличие очень существенно, поскольку переносит акцент с темы Боговоплощения, которая является основной для иконографии «Знамения», на другие понятия.
Изображение благословляющего Богомладенца в потире, несомненно, является образом спасительного Святого Причащения. «Чаша эта, — пишет в своем описании иконы священномученик Иаков Брилиантов (г. Серпухов, 1912г.), — воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогдаже иждиваемый», а Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник очевидно ходатайствует, чтобы жертва сия — Святая Чаша — была принята в Пренебесный Жертвенник за грешный род человеческий».
Нельзя не усмотреть также в образе Младенца с распростертыми руками, доверчиво и призывно обращенного к молящимся грешникам, несомненную связь с ветхозаветным образом Софии Премудрости Божией. Если верить, что каждый священный образ имеет единственные конкретные слова, обращенные к верующему человеку, то в уста изображенного на иконе «Неупиваемая Чаша» Богомладенца можно вложить библейский призыв извечной Премудрости: «иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам: оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся…» (Притч. IX, 4-6). Чудотворные списки с иконы
Если до революции почитание иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе, за исключением нескольких местных статей, то в наше время произошло настоящее прославление святыни.
Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (Балабанова) в 1980-е годы в Серпухове была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря и, став его настоятелем, перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь.
В настоящее время существуют два чудотворных списка со святого образа, которые находятся в Серпухове в Высоцком мужском и Введенском Владычнем женском монастырях. В последнем вновь созданный список с чудотворной иконы был освящен 6 мая 1996 года. В Высоцком монастыре список иконы «Неупиваемая Чаша», написанный в 1992 году иконописцем Александром Соколовым, стал ныне известен во всем православном мире. Образ украсили серебрянной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы.
Окончательное прославление чудотворного образа «Неупиваемая Чаша» произошло 30 мая 1997 года, когда по благословению Патриарха Алексия II икона была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще / духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, // спасти души наша. Кондак, глас 6
Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, // якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Молитва
О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологические особенности людей пожилого возраста
Реферат Психологическая теория происхождения государства
Реферат Классификация групп с перестановочными обобщенно максимальными подгруппами
Реферат Physical Therapist Essay Research Paper A Physical
Реферат Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО Секурс-ком
Реферат Аналіз прибутку підприємств в умовах перехідної економіки
Реферат Анализ и диагностика финансовой деятельности предприятия 2
Реферат Анализ себестоимости молочной продукции на примере ООО Бичурский маслозавод
Реферат Аналіз доходів місцевих бюджетів та оцінка рівня їх забезпеченості
Реферат Анализ себестоимости продукции работ, услуг 2
Реферат Психокоррекционная программа "Преодоление страха старших дошкольников с нарушением речи"
Реферат Вплив мінерального добрива на екологію ґрунтів Білоцерківського району
Реферат Аналіз господарської діяльності підприємств
Реферат Антимонопольне регулювання ринку відповідно до законодавства України
Реферат Аналіз основних показників, які комплексно характеризують виробничо-господарську діяльність