Реферат по предмету "Культура и искусство"


Диапазон потребностей человека приводящих его в ресторан среднего уровня

РЕФЕРАТ
Дисциплина: Сервисология
Тема: «Диапазонпотребностейчеловека, приводящихего в ресторансреднего уровня»

Содержание

Введение
1. Структурапотребностейчеловека
2. Потребностьв ресторане
3. Иерархияпотребностив ресторане
4. Динамикапотребностив ресторане
Заключение
Списокиспользованнойлитературы

Введение

Любое существо, живущее наземле, будь торастение илиживотное, полноценноживет или существуеттолько присоблюденииим или окружающеймиром определенныхусловий. Этиусловия создаютконсенсус, который ощущаетсякак удовлетворение, поэтому имеетместо говоритьо границепотребления, таком состояниивсех людей, прикотором ихпотребностимаксимальнонасыщены.Удовлетворениепотребностей- это цель любойдеятельностичеловека. Онработает, чтобыобеспечитьсебе питание, одежду, отдых, развлечения.И даже деяние, которое, казалосьбы, не несетникакой пользыдля человека, на самом делеимеет причину.Например, милостыня, для того, ктоеё дает, являетсяудовлетворениемего высшихпотребностей, связанных сего психикой.
Потребностиобщества — этосоциологическаякатегория, воснове которойлежат коллективныепривычки, тоесть то, чтопришло от нашихпредков, иукоренилосьв общественастолькосильно, чтосуществуетв подсознании.Этим и интересныпотребности, зависящие отподсознания, не поддающиесяанализу, рассматриваяконкретныйиндивид. Ихнеобходиморассматриватьглобально, относительнообщества.
Для удовлетворенияпотребностейнеобходимыблага. Соответственноэкономическиепотребностиэто те, дляудовлетворениякоторых необходимыэкономическиеблага. Другимисловами экономическиепотребности- та часть человеческойнужды, дляудовлетворениякоторой необходимопроизводство, распределение, обмен и потреблениеблаг. Отсюдаможно сделатьвывод, что любойчеловек нуждаетсяв экономическойсфере дляудовлетворенияхотя бы егопервичныхпотребностей.
Потребностичеловека можноопределитькак состояниенеудовлетворенности, или нужды, котороеон стремитьсяпреодолеть.Именно этосостояниенеудовлетворенностизаставляетчеловекапредприниматьопределенныеусилия, т. е.осуществлятьпроизводственнуюдеятельность.
Цель работы- раскрыть сущностьвопроса, связанногос человекоми его потребностями, на примерепотребностичеловека, приводящиеего в ресторан.

1. Структурапотребностейчеловека

Для выявлениядиапазонапотребностейчеловека, приводящихего в рестораннужно, для начала, составитькраткий анализнаиболее известныхклассификацийпотребностей, а затем попытатьсясоставить болееобщую схемуформированияпотребностейу человека.
Основныепроблемы анализапотребностейсостоят вустановленииих состава, иерархии, границ, уровней ивозможностейудовлетворения.В настоящеевремя основнойсчитаетсяклассификация, предложеннаяамериканскимпсихологомА. Маслоу. Онвыделяет пятьгрупп потребностей: физиологические, безопасности, причастности(к коллективу, обществу), признанияи самореализации(самовыражения).Эти группысоставляютиерархическуюструктуру, т.е. предполагается, что потребностиудовлетворяютсяпоследовательнов том порядке, в котором ониперечислены.Такую схемуобычно изображаютв виде пирамидыили лестницыпотребностей.
В классификацииК. Альдерферавыделяетсятри группыпотребностей: существования, связи и роста.Потребностисуществованиясоответствуютпервым двумгруппам потребностейМаслоу, потребностисвязи — третьейи четвертойгруппам; потребностироста — пятойгруппе. Даннаясхема, как исхема Маслоу, имеет иерархическуюструктуру.
Д. МакКлелландвыделяет потребностидостижения, соучастия ивласти. Этипотребностине имеют иерархическойструктуры, онивзаимодействуютв зависимостиот индивидуальнойпсихологиичеловека.
Однойиз наиболееизвестныхявляетсядвухфакторнаятеория потребностейФ. Герцберга.Согласно этойтеории всефакторы, определяющиеповедениечеловека напредприятии, можно разделитьна две группы, гигиеническиеи мотивирующие.К первым Герцбергпредлагалотноситьсанитарно-гигиеническиеусловия труда, обеспечениефизиологическихпотребностей, а также потребностейв безопасностии уверенностив будущем.Мотивирующиефакторы соотнесеныс потребностямисамовыраженияи развития.
Значительноевнимание уделеноанализу потребностейв отечественнойлитературепо психологиии социологии.В частности, В. И. Тарасенкорассматривалдве группыпотребностей: существованияи развития; В.Г. Подмарков— три группы: обеспечения, призвания ипрестижа.
В учебникахпо общей экономическойтеории принятоделение потребностейна первичные(в пище, одежде, жилье, продолжениирода) и вторичные(в общении, знании, развитии). Обычноотмечаетсяусловностьтакой группировкидаже для отдельногочеловека вразличныепериоды егожизни.
Приклассификациипотребностей, как и при любойдругой классификации, должно, преждевсего, соблюдатьсятребованиеполноты. Этоозначает, чтокаждый элементанализируемогомножествадолжен бытьотнесен к тойили иной группе.В рассматриваемойзадаче выполнениеэтого условиязатрудненотем, что полныйперечень потребностейчеловека установитьпрактическиневозможно.
Во многихклассификациях, в том численаиболее известных, требованиеполноты несоблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфераи МакКлелланданет групп, ккоторым можнобыло бы отнестипотребностив свободе, вере, духовномсовершенствованиии др.
Важнымаспектом анализапотребностейявляется ихиерархия. Условиемвозникновенияинтеллектуальныхи духовныхпотребностейявляетсяфункционированиефизиологическихсистем человеческогоорганизма.Однако многиеавторы этузависимостьабсолютизируют.Иногда схемаМаслоу излагаетсятак, будтопотребностив творчествеи самореализациимогут появитьсятолько послеполного удовлетворениявсех остальныхпотребностей.Хотя некотораяпоследовательностьв удовлетворениипотребностей, несомненно, существует, однако ее нельзясчитать одинаковойдля всех людей.Известны факты, когда потребностьв творчествеи духовномсовершенствованиистановиласьдоминирующейне после удовлетворениявсех остальныхпотребностей(физиологических, причастности, признания ит. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще неудовлетвореныбыли основныепотребностив пище, жильеи безопасности.
Опытпоказывает, что иерархияпотребностейявляетсяпреимущественноиндивидуальнойили групповой.Общим можносчитать лишьто, что удовлетворениепотребностейсуществованияна некоторомбазовом уровнеявляется необходимымусловием формированиявсех остальныхпотребностей.Следовательно, при классификациипотребностейдолжны учитыватьсяне только ихвиды, но и уровниудовлетворения.
Такимобразом, известныемне схемыклассификациине учитывают:1) всего диапазонапотребностейчеловека; 2)индивидуальныхразличий посоставу, иерархиии значимостипотребностей;3) уровней удовлетворенияпотребностей;4) зависимостипотребностейот ценностейи целей жизничеловека.
Чтобыучесть этифакторы, целесообразно, прежде всего, разделитьпотребностина два вида: потребностисуществованияи потребностидостиженияцелей жизни.
К потребностямсуществованияобычно относятфизиологическиеи безопасности.Я полагаю, чток этому видудолжны бытьотнесены такжеи потребностипричастности.Это определяетсятем, что человекне может существоватьсколько-нибудьпродолжительноевремя вне какого-либоколлектива(в частности, семьи).
Можновыделить следующиеосновные уровниудовлетворенияпотребностейсуществования:1) минимальный,2) базовый, 3) уровеньроскоши.
Минимальныйуровень удовлетворенияпотребностейсуществованияобеспечиваетвыживаниечеловека.
Базовый(нормальный)уровень обеспечиваетвозможностьпоявлениязначимыхинтеллектуальныхи духовныхпотребностей.Этот уровеньможет бытьопределен каксубъективно, так и объективно.В первом случаекритериемдостижениябазового уровнясчитаетсявремя, котороечеловек занятмыслями обудовлетворениипотребностейв пище, одежде, жилище и безопасности.Целесообразноисходить изтого, что этовремя не должнопревышатьполовины временибодрствования.Объективнойоценкой базовогоуровня можетбыть потребительскийбюджет, которыйэксперты считаютнеобходимымдля различныхвидов деятельности.В частности, труд шахтеровотносится кчислу наиболееинтенсивныхи опасных. Поэтомузатраты напитание и отдыху шахтеровобъективнобольше, чем уконторскогоперсонала.
Уровнемроскоши предлагаетсясчитать такой, при которомудовлетворениепотребностейсуществованиявыше базовогоуровня становитсясамоцелью и/илисредствомдемонстрациивысокогообщественногоположения. Науровне роскошичеловек «живет, чтобы есть, ане ест, чтобыжить». Характеристикасоответствующегообраза жизниимеется в работахА. Маршалла, Т.Веблена и многихдругих авторов.
Приведенныеуровни, разумеется, не исчерпываютвсех ступенейудовлетворенияпотребностейсуществования.У большинствалюдей уровеньудовлетворенияфизиологическихпотребностейсущественновлияет на структуруинтеллектуальных, социальныхи духовныхпотребностей.Вместе с темс древнейшихвремен известно, что чем меньшечеловек ориентированна материальныеблага, тем большеу него свободыот жизненныхобстоятельстви сильных мирасего. Все великиефилософы ирелигиозныедеятели — те, кого принятоназывать Учителямичеловечества, призывали кразумномуограничениюфизиологическихпотребностей.
Такимобразом, последостижениябазового уровняудовлетворенияпотребностейсуществованияформируютсяпотребностидостиженияцелей жизни, которые, целесообразнодифференцироватьна четыре группы:
1) материальныеблага для индивидуумаи семьи;
2) властьи слава;
3) знанияи творчество;
4) духовноесовершенствование.
В зависимостиот индивидуальныхсклонностей, способностейи притязанийу одних людейпосле достижениябазового уровняудовлетворенияпотребностейсуществованиябудет доминироватьстремлениек максимизациипотребленияматериальныхблаг; у других— к власти иславе; у третьих— к знаниям итворчеству; у четвертых— к духовномусовершенствованию.
Структурапотребностейможет менятьсяу одного и тогоже человекана протяженииразличныхпериодов егожизни. При этом, чем нижесубъективно-нормальныйуровень удовлетворенияпотребностейсуществования, тем более вероятно, что после егодостижениябудут доминироватьинтеллектуальныеи духовныепотребности.
Основныеотличия предлагаемойструктурыпотребностейсостоят в следующем:
потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;
к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму — потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;
выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;
потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;
базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.

2. Потребностьв ресторане

Вполне возможноудовлетворятьестественнуюпотребностьчеловека в едеза столь невысокуюплату, то почемуже многие готовыплатить целыесостояния запосещениересторанов? Не почему рестораныимеют такиевысокие цены, а почему людиготовы такмного платить, когда можноприготовитьобед или ужиндома, да еще ив два, а то поройи три раза дешевле?
Желание вкуснопоесть — этотолько однаиз причин посещенияресторанов.Ведь человекидет туда, вовсене для того, чтобы насытиться.Большинстволюдей посещаетрестораны, чтобы пообщатьсяс другими, обсудитьделовые вопросы, если он идеттуда с сотрудникомпо работе илипопросту развлечьсяи отдохнутьот земной суеты.Однообразныйобраз жизниочень быстронаскучиваети у человекавозникаетпотребность, что-то изменить, но бывает, чтоэто простоневозможносделать и тогдаприходиться, как-то выходитьиз этой ситуации.Каждый деньмы отправляемсяна работу, винститут, вшколу, мы ждетот этого, что-тоинтересного, нового, но ничегоподобного непроисходит.Возвращаясь, домой ты думаешь:" опять все тоже, что и каждыйдень, ужин искучные иоднообразныебеседы с давнонадоевшимилюдьми", а хочетсякакого-торазнообразия.И нам простохочется отдохнутьот всего этого, сменить обстановку.
Таким образом, ресторан встаётв один ряд скинотеатром, театром и прочимиместами отдыха.Он становитсячастью ритуалаобщения с нужнымилюдьми.
Ресторанпредоставляетэффективноеобслуживаниеи позволяетустранятьмножествопроблем, связанныхс тем, что приготовитьи где встретитьсяс людьми, живущимине так близкоот вас. Ресторантакже являетсясамой благоприятнойальтернативойдля состоятельных, но малоразговорчивыхлюдей, желающих«пообщаться»с кем-либо наделовой, сексуальной, семейной иликакой-либодругой основе.Он позволяетвстретитьсяна нейтральнойпочве, позволяетпроизвестина собеседникаблагоприятноевпечатление.Если возникаетпотребностьв разговоре, то он возникает, если же нет, томожно простопосплетничатьоб окружающих, поговоритьо качествеблюд. Многиепосещают рестораны, чтобы уйти отдействительности, подобно тому, как они ходятв кино.
Конечно, ресторан – этоне только вкуснаяеда. Хорошийресторан – этоособый мир, вкоторый мыпогружаемсяна несколькочасов, мир, которыйне похож нанашу обычнуюжизнь. Ведь врестораны мыходим не толькоиз гастрономическихсоображений, очень частомы ходим тудапросто за новымиили хорошозабытыми ощущениями.Нам приятноиногда оказатьсявдруг в готическомзамке, илидеревенскойизбушке, илироскошномвосточномдворце – иначеговоря, в техместах, которыемы посещаемобычно тольков отпуске. Поэтому, хороший ресторанво многом — этовозможностьсовершитьбыстрое иэкзотическоепутешествие, и главную рольв этом играет, конечно, егоинтерьер.
Зачем ещемы ходим в рестораны? Чтобы приятнопровести времяс любимым человекоми, возможно, сказать емунаконец-тосамые нужныеслова. Чтобыобсудить важныеделовые вопросыне в офиснойсуете, а в спокойнойи располагающейобстановкеза бокаломхорошего винапосле приятногоужина. Чтобывстретитьсяс друзьями, которых невидели многолет. Во всемэтом далеконе последнююроль играетатмосфера тогоместа, где высобираетесьвстречаться.Атмосфера, конечно, крайнесубъективноепонятие искладываетсяиз множествафакторов, ноуют, спокойствие, доброжелательноесоседство ивозможностьпочувствоватьсебя почти какдома одинаковоценно для любогопосетителялюбого ресторана.

3. Иерархияпотребностив ресторане

Когда намчто-то не хватает, мы испытываемнужду, а вместес тем находимсяв зависимостиот этого чего-то.Престарелыеи одинокиенуждаются вопеке, помощи, сочувствии.Голодный человекнуждается впище, в нашемже случае впотребностичеловека посещатьресторан. Именнопоэтому считается, что потребность- состояниеживого существа, выражающееего зависимостьот того, чтосоставляетусловия егосуществования.Неживое неиспытываетпотребности.
Состояниенужды в чем-товызывает дискомфорт, психологическоеощущениенеудовлетворенности.Это напряжениеи заставляетчеловека проявлятьактивность, что-то предпринимать, чтобы снятьнапряжение.В нашем случаеэто однообразныйобраз жизни: работа, институт, школа, дом.Проявлениенужды отвлечьсяот повседневности, например темсамым, сходитьв ресторан.Удовлетворениепотребности- процесс возвращенияорганизма всостояниеравновесия, снятие напряжения.Сходив в ресторан, человек насыщаетпотребность- снимает напряжение.
Видимо, чувствонеудовлетворенностивыполняет туже самую функцию, что и чувствоболи. Оно сообщаетнашей психикео непорядкев нашем организме, его расстройстве.Не будь такихсигналов, организмдавно разрушилсябы. Таким образом, роль потребностейпрогрессивна.Можно с уверенностьюговорить, чточеловеческуюцивилизацию, достижениякультуры иобщественноездание строилилюди глубоконеудовлетворенные.Потребности- движущая силачеловеческойактивности, причина многихнаших действийи поступков.Разумеется, не единственная.

4. Динамикапотребностив ресторане

Пружиной, своеобразныммотором, приводящимпотребностив движение, выступаетпринцип иерархии.Согласно ему, потребностикаждого новогоуровня становятсяактуальными(насущными), заявляют о себелишь послетого, как удовлетворенызапросы предыдущего.Мотивирующейсилой обладаюттолько неудовлетворенныепотребности.Голод движетчеловеком дотех пор, покаон не утолилего. Так и в нашемслучае, мы будемхотеть сходитьв ресторан, дотех пор, покане сходим туда.Следовательно, реальный потенциал(сила воздействия)потребностиесть функцияот степени ееудовлетворения.Сила воздействияпотребности, ее интенсивностькроме тогозависят отзанимаемогоею места в общейиерархии.Физиологическиепотребности, независимоот степенивоздействияих удовлетворения, обладают большейсилой воздействия, чем, например, эгоистические, занимающиечетвертуюступеньку. Помере продвижениявверх силавоздействияскорее убывает, нежели возрастает.Действительно, голодный ихолодный человеквряд ли будетдумать о стихахили наслаждатьсявеличием классическоймузыки. Толькоодиночки способнына такие подвиги.Голод чаще осебе заявляет, чем скажем, потребностьв общении. Скольковы можете пробытьбез еды, не испытываядискомфорта? А без общенияс другими людьми?
Оказывается, потребностине предзаложеныв человеке отвека, а возникаюти исчезают, формируютсяи деформируются.Потребностиможно расположитьна некоторомконтинууме.На одном егополюсе располагаютсястихийныепотребности(физиологические), мало поддающиесясознательномурегулированию, а на другом — искусственные, созданныеблагодарясоциальнойсреде (духовные).Они поддаютсяконтролю состороны сознания.Если низшиепотребностиприсущи всемлюдям в равноймере, то высшие- в неодинаковой.Образованныеи необразованныеиспытываютчувство голода, но вторые врядли испытываютострую потребностьв творчестве.Неодинаковоприсущи людямсоциальные(стремлениек общению) иэгоистические(намерениевыдвинуться, сделать карьеру).Правда, причинойтому служатне только социальныефакторы, но ипсихологическиеособенностииндивида, например, любовь к уединению.В общем и целомвысшие потребностисильнее дифференцируютлюдей, различаютдруг от друга, нежели низшие.
Чем вышезапросы личности, тем сложнеепроцесс формированияпотребностей.Состоятельноеобщество, имеющийболее высокийдоход, разочаровываетсяв походе в обычную, дешевую "забегаловку".Ведь чем вышекласс общества, тем выше притязания.И как следствие- более затяжнойпериод выбораресторана посвоему характеру, запросам.
Подавлениепотребностейлюбого уровнядеформируетличность иповедение.Человек сподавленнымипотребностямив безопасности, статусе, самореализациинеполноценен.Его неполноценностьвыражаетсяв апатии, стремленииизбегатьответственности.Неполноценныминдивид вырастаетв силу социальныхусловий, например, жизни в авторитарномобществе, пребываниив тюрьме илипсихбольнице, а не по причинедефектов впсихике илиорганизме.
Побуждение- ощущение недостаткав чем-либо, имеющееопределеннуюнаправленностьи цель. Порождаетсяпотребностью.
При достижениицели удовлетворениепотребностиможет бытьположительным(полным иличастичным) иотрицательным.В первом случаечеловек склонен:
— при повторенииситуации повторятьданное поведение;
— искать новыеподобные ситуации.
Во второмслучае такоеповедение вбудущем избегается.
Рассмотримпример это нанашем примере:
Человек имеетпотребностьв еде и отдыхеот повседневногообраза жизни.На базе этойпотребностиу него возникаетпобуждениесходить в ресторанпокушать иотдохнуть иотвлечься. Еслиэтим актом онудовлетворяеттолько первичнуюпотребность(непосредственнов насыщении), то можно ожидатьповторениятакого поведения.Однако современныйчеловек социализирован, и этим актомон удовлетворяет(или нет) ещецелый букетвторичныхпотребностей:
— в принадлежности(«приятельужинает в ресторанесреднего класса»или «в моемсоциальномкруге не принятоужинать в подобномресторане»и т.д.),
— в власти («яужинаю в ресторане, хотя мама и неразрешает, потому, что этогораздо дороже, чем дома»),
— в успехе(«это оченьдорогая еда»), и т.д.
В этом случаепредсказатьповедениеконкретногочеловека (в томчисле и емусамому) становитсяуже очень сложно.
Этот простойпример достаточнонаглядно показываетвозможностиорганизациимотивации черезпотребностии проблемы, возникающиепри этом.
1. Структурапотребностейу конкретногочеловекаопределяется, среди прочихфакторов, местомв социальнойиерархии иранее приобретеннымопытом, а этипоказателив группе людейимеют большойдиапазон изменений.Поэтому трудноорганизоватьединую мотивациюдля группы.
2. Удовлетворениеодной и той жепотребностиу двух людейможет требоватьсовершенноразных действий.Например, потребностьв отдыхе и едеможет реализовыватьсяу одного человекапоходом в ресторан, а у другого –поужинать иотдохнуть дома.

Заключение

И в заключенииможно сделатьследующийвывод: человекможет житьхлебом единым- если ему нехватает хлеба.Но, что происходитс желаниямичеловека, когдахлеба достаточно, когда его желудокпостоянно сыт? Сразу же появляютсядругие, болееширокие потребностии начинаютдоминироватьв организме.Когда и ониудовлетворены, все новые иновые, еще болеевысокие потребностивыходят насцену. Эмоциональнаяприрода человекаопирается нанизшую природу, нуждается вней как в основеи терпит неудачубез этой основы.Для большинствачеловечествавысшая природачеловека недостижимабез удовлетворениянизшей природы, как ее опоры.Человек, испытывающийпотребность, будет продолжатьпоисковуюдеятельностьдо тех пор, покане удовлетворитэту потребностьи не устранитсвязанное снею напряжение.Напряжениесменяетсярелаксацией, релаксация- напряжение.И так до бесконечности.Идеальнымсчитаетсясостояниепокоя, равновесия, соответствующеевнутриутробнойжизни.
Систематическоеизучение потребностичеловека, напримере потребностив ресторане, позволяетсделать следующийвывод: да онможет пообедатьили по ужинатьдома, но это онделает каждыйдень, и тутпоявляетсядругая потребность, например времяот временипосещать ресторани эта потребностьначинает доминироватьв организме.Удовлетворивэту потребность, вслед возникнетдругая и такдо бесконечности.

Списокиспользованнойлитературы

1. МарченкоТ. А. «Потребностькак социальноеявление». Москва,2000г
2. Маслоу А.Мотивация иличность. 3-еизд. – Питер,2008г. 352 с.
3. МакклелландД.: Мотивациячеловека. –Питер, 2007г. 672с.
4. ОганянаК.М. " Человеки его потребности".СПб Учебноепособие., 2004 г.
5. Эгертон-ТомасКристофер: Ресторанныйбизнес. «Какоткрыть и успешноуправлятьрестораном»,4 глава, 268с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.