Реферат по предмету "Культура и искусство"


Восток как тип культуры

УРАЛЬСКИЙСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
АКАДЕМИИТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХОТНОШЕНИЙ

Контрольнаяработа поКультурологии
натему: «Восток, как тип культуры».

ВыполнилаНагорноваЛариса Олеговна
СпециальностьФинансы и кредит
Формаобучения: заочная

Серов2007

Содержание

Введение
Типологическая целостность Востока
Восточная культура (индийская, китайская, японская)
Проблема модернизации стран Востока
Заключение
Списокиспользованнойлитературы

Введение

Современныйчеловек находитсяв иных условиях, чем все предыдущиепоколения.Неразумноеотношение кприроде, обострениеотношений междуразличнымисоциальнымигруппами, нациями, этносами, противоречиямежду человекоми техникойставят человечествона грань катастрофы.Нужны согласованностьи взаимопонимание, качественныеизменения всознании людей, в приоритетахкультурныхценностей.Объединяющимвсех людейфактором являетсякультура.
Постигаякультуру другихнародов, можнопонять и почувствоватьее своеобразие, особенности, открыть нетолько различие, но и общностьс собственнойкультурой, увидеть в чужойкультуре именнодругую, а невраждебную.
Овладениедостижениямимировой культурыспособствуетвзаимопониманиюи взаимоуважениюлюдей, воспитанныхв разных культурныхтрадициях, даетвозможностьопределитьобщечеловеческиеценности иидеалы, их местов жизни современногообщества.
У культуры, как и у всякогопроцесса, имеетсядве стороны— устойчивая, консервативнаяи развивающая, новаторская.Устойчиваясторона культуры— это культурнаятрадиция, благодарякоторой происходитнакоплениечеловеческогоопыта в истории.
Понятиетрадиционноеобщество илиобществотрадиционноготипа — одно изопределяющихв культурологии.Традиционнымназываетсяобщество, подчиняющеесятрадиции, воспроизводящееуже имеющиесяэкономические, социально-политическиеи идеологическиеотношения напротяжениидлительноговремени. Длявзаимоотношенийчеловека исоциума в обществахтрадиционноготипа характерныследующиечерты:
Во-первых, традиционализм, т. е. отсутствиеисторическогодинамизма, неизменностьсоциально-экономическогоуклада. Новаторствоздесь играетподчиненнуюроль, что обеспечиваетжизнестойкостьсоциума. Приверженностьтрадиционномутипу отношенийгарантируетстабильностьцивилизации, отсутствиетех изменений, которые могутпривести к еегибели. Жизненнаяустойчивостькультур Востока— это следствиетрадиционализма.Тысячи лет, напротяжениикоторых существуютвосточныецивилизации, позволяютсудить об ихустойчивости.
Во-вторых, в обществахтрадиционноготипа человексвязан со своейсоциальнойгруппой и подчиненей. От рождениясудьба человека, возможностиличностногоразвития почтивсецело определяютсяпринадлежностьюк социальнойгруппе (каста, род, клан, сословие, община и т. п.), за которойзакрепляетсяопределенныйвид трудовойдеятельностии профессия.
В-третьих, мировосприятиечеловека вобществахтрадиционноготипа характеризуетсянеотделимостьюего как от окружающейприроды, таки от собственнойтелесной природы.Данная чертаэтого типаличности такжесвязана с восточнымстилем мышления.В традиционномобществе отсутствуетпротивопоставлениесубъекта иобъекта, общественноеи природноевоспринимаетсякак нечто единое, неразрывноеи гармоничное.
В-четвертых, мировосприятиечеловека втрадиционномобществе определяетсясуществующимтипом мировоззрения(мифология, религия). Основойдуховной культурывосточныхцивилизацийявляемся миф.Изучение широкогокруга мифови различныхмикологическихсистем позволилоустановить, что у разныхнародов повторяютсяряды образов, тем и мотивов.На этом основаниибыли выделеныразличные типымифов: космогонические(мифы о происхождениимира), теогомческие(мифы о появлениибогов), антропогонические(о возникновениичеловека), мифыо культурномгерое (псррсонаже, с которым связаныкультурныеумения и навыка)и т. д.
Цельданной контрольнойработы – изучитькультуру Востока.Для реализацииэтой цели яставлю передсобой следующиезадачи: обобщитьи проанализироватьнаучную литературу, раскрыть сущностькультур Китая, Индии и Японии, а также осветитьтакой вопрос, как модернизациястран Востока.

1. ТипологическаяцелостностьВостока

ДревнимВостоком обычноназываетсясовокупностькультур, расположенныхна восток июго-восток отГреко-римскогомира. Разумеется, сам этот терминявляется весьмаусловным, посколькуграница междуГреко-римскиммиром и древневосточнымикультураминикогда не быларезкой.
С однойстороны, восточныенароды иногдапроникалидалеко на запад.С другой стороныдревние греки, проводя активнуюколонизацию, проникалидалеко на восток.Кроме того, граница между«Востоком»и «Западом»в разные историческиеэпохи проводиласьпо-разному, иее расположениев процессеисторическогорассмотренияследует каждыйраз уточнять.
ДревнийВосток каккультурнаяцелостностьвключает в свойсостав культурыЮжной Азии иСеверной Африки, а также Индиюи Китай.
ЗначениеДревнего Востокав историиобщечеловеческойкультуры огромно.Именно на Востокепроисходитразложениепервобытнообщинногостроя и происходитпереход к оседлости.Здесь появляютсяпервые государства, частная собственность, первые системыписьменности, создаютсяусловия дляразделениятруда и появлениясоциальныхклассов. Всекультуры ДревнегоВостока прошлидлительнуюэволюцию, исходнойточкой которойбыл первобытнообщинныйстрой. В литературеможно встретитьразные терминыдля обозначениякультуры ДревнегоВостока. Немецкийфилософ XIXвека Г.В.Ф. Гегельпредпочиталпользоватьсятермином «восточнаядеспотия», подразумеваяструктуруполитическойвласти на ДревнемВостоке. Другиеисследователиговорят о ДревнемВостоке, како раннем рабовладельческомобществе, имеяв виду экономическуюструктуру. Азападный ученыйКарл Витфогельв своей книге«Восточныйдеспотизм»вводит не слишкомизящно звучащийтермин «гидравлические(гидротехнические)общества». Всвоей книгеВитфогель пишето том, что примитивныйчеловек зналрегионы, испытывающиенедостатокводы. Но таккак он зависелот собирательства, охоты и рыболовства, он мало нуждалсяв регулированииводных ресурсов.Только послетого, как оннаучился использоватьпроцессывоспроизводстварастительнойжизни, он началпринимать вовнимание возможностиземледелияна сухих участкахземли. Тогдачеловек началманипулироватьзаново открытымисвойствамистарого окруженияпосредствомхозяйствованияна слабо орошаемыхземлях (поливноеземледелие)и управляемыхгосударствомземлях (орошаемоеземледелие).Лишь тогдавозникла возможностьпоявлениядеспотическихструктур правленияи общества.Таким образом, Витфогельобращает вниманиена роль рек иорошения встановлениидревневосточнойкультуры. Это– «культураречных долин», или «речная»цивилизация.
В рядедругих западныхработ, посвященныхисследованиюдревневосточнойкультуры, можновстретить такиетермины как«территориальноецарство», «храмовоегосударство»,«космическиеимперии». Вэтих терминахподчеркиваетсяроль оседлостии территориив этом типекультуры, значениехрамов и астрологическихсведений дляих становления.
Итак, главной особенностьюбольшинствакультур ДревнегоВостока являетсято, что основнаячасть их территории– это долиныкрупных, полноводныхрек. Это заболоченнаяпочва, т.е. теприродныеусловия, которыесовершенноне подходилидля первобытнойродовой общины.Так, например, рассмотримодну из наиболеехарактерныхформ древневосточнойкультуры. Этошумеро-вавилонскаякультура. Онасложилась врайоне двухрек – Тигра.Южная частьМесопотамии(Двуречье)образоваласьпостепеннов результатетого, что наносыТигра и ЕвфратазаполнялиПерсидскийзалив. Формирующаясяболотистаяравнина вытеснилана юг морскиеводы. В палеолитеэто было сплошноеболото, надкоторым носилисьцелые тучикомаров и москитов.Первобытныеродовые общиныизбегали этихземель, чтодоказываетсяотсутствиемисторическихнаходок в этихместах.
Культура, созданная вбассейне Тиграи Евфрата, быларезультатомвзаимодействияи сотрудничествамногих народов.НаселениеДвуречья небыло однородным, т.к. страназаселяласьс двух сторон.С востока кберегам Тиграи Евфрата пришлишумеры – этническаягруппа, языккоторой ученыедо сих пор немогут отнестик какой-либоязыковой семье.С запада исеверо-запададвигалисьсемитскиеплемена. Перваяволна этихпоселенцевв дальнейшемполучила названиеаккадцев (поназванию городаАккад). Языких, получившийназвание аккадского, был близокдревнееврейскомуи арабскому.Переход отродовой организациик государствув данной культурепродолжалсяпримерно ссередины Vтысячелетиядо н.э. до серединыIII тысячелетиядо н.э. возникаютпервые города, которые вступаютмежду собойв ожесточеннуюи непримиримуюборьбу. Первыеформы государственностии возникаютв результатеэтой борьбы.Особо возвышаетсягород Вавилон, расположенныйна левом берегуЕвфрата.
В развитиикультуры пальмапервенстваочень частопринадлежалашумерам. Новесьма ощутимыйвклад внеслии аккадцы. СвозвышениемВавилона этакультура получилаобщее название«вавилонской», или «шумеро-вавилонской».Характерныечерты шумеро-вавилонскойкультуры – этопоявлениеиероглифическойписьменности, которая вообщеиграла огромнуюроль в древневосточнойкультуре. Огромноезначение в этойкультуре играетвера в воздействиенебесных светилна судьбу народав целом. Вшумеро-вавилонскойкультурепредсказывалисьсолнечные илунные затмения, был создансолнечно-лунныйкалендарь. Быларазвита и математика, основывавшаясяна шестидесятеричнойсистеме исчисления.Одной из древнейшихсчитается ишумеро-вавилонскаямифология, содержащаятакие сюжеты, как миф о сотворениимира, о потопе.Появляетсяи характерныйземледельческиймиф об умирающеми воскресающембоге.

2. Восточнаякультура (индийская, китайская, японская)

ДревнийВосток былродиной великихкультур, выведшихчеловека излона первобытногомифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолелмифологическогоспособа отношениячеловека кмиру. Мир древнихвосточныхкультур – этомагическийкосмос, в которомчеловек чувствуетсебя лишь подчиненнойчастью. Путьчеловека наДревнем Востокеоказываетсяне поискомнового бытия, а отказом отвсякого определенногобытия. На вершинахвосточноймудрости свободавыглядит кактотальноеотрицаниевнешнего мира, от которогопытаются укрыться, растворившисьв вечном потокежизни, или обрестивнутри себяпокой, где нетни страха, нинадежды.
Этичерты культурДревнего Востокаво многом определеныспособомколлективноговыживания, единственновозможногодля человекатой эпохи и втех географическихусловиях. Условиемвыживания былоналичие мощногодеспотическогогосударства, получавшегосвое смысловоеоправданиев культуре имироощущениидревнего человека.Но наиболееразвитые восточныекультуры рождалив себе не толькооправдание, но и духовныйпротест противподавляющейчеловекагосударственноймощи и пыталисьдать человекувнутреннееубежище отвнешнего деспотизма.
Индийскаякультура.
Почтидве тысячи летИндия не существовалакак некоеполитическоеединство, нокультурноеединство сохранялось, и индийскаякультура досих пор поражаетне только своейсамобытностью, но и своейцельностью.Как и в другихвосточныхгосударствах, культура ДревнейИндии основываласьна мифологии.Особенностьюдревнеиндийскоймифологииявлялась еёмножественность.Это не системамифологическихпредставлений, а несколькотаких систем, что обусловленоспецификойразвитиядревнеиндийскойкультуры. Самыеранние формыдревнеиндийскоймифологиидостаточнотрадиционны– пещернаяживопись, мифологическоеобрамлениепогребальныхобрядов и т.д.Дравидскиеплемена, первоначальноперемещавшиесяпо территорииДревней Индии, также достаточнотрадиционны, хотя появлениекульта Богини-Материуказывает наначало переходак оседлости.Четкие представленияо богах, в отличиеот духов практическиотсутствуют.На первом планестоят, как и вдругих культурахэтого типа, почитание духовпредков и культживотных.
Одноиз самых знаменитыхизобретений, предписываемыхдревнеиндийскойкультуре –шахматы и подобныеим игры. В играхтакого типаиспользовалисьфигуры, имевшиесексуальнуюсимволику, аборющиесястороны обозначалиськак «женская»и «мужская», что, в сущности, соответствуеткитайским «инь»и «ян».
Другимкомпонентомдревнеиндийскоймифологииявляется ведийскаямифология, выраставшаяиз соответствующихпредставленийариев. Жрецыарийских племенпосле их вторженияна территориюДревней Индиисочинили новыегимны, которыепередавалисьиз поколенияв поколение.
Вдревнеиндийскоймифологиисуществуетмного богов, а богинь мало, хотя они всёже есть. ВеликийБог-Отец былизвестен подименем Дьяус.Кроме того, древние ариипоклонялисьбогу войны игрозы Индре, выступающемув сопровождениивторостепенныхбогов – марутов.Индра изображалсябуйным, лишеннымморальныхпринципов исклонным кпирам и пьянству.Имелись такжедругие боги: бог Луны – Сома, бог Огня – Агнии др.
Кконцу Iтысячелетиядо н.э. на сменуведийскоймифологииприходит индуистскаямифология. Онавозникает врезультатедемократизацииведийскихконцепций исоединенияих с народнымиверованиямиболее древнегопроисхождения.Верховным богомстановитсяБрахма – творецмира, которыйоткрываеттриаду верховныхбогов (Тримурти)– Брахмы, Вишнуи Шивы. При этомВишну рассматриваетсяв качествебога, сохраняющеговселенную, сотвореннуюБрахмой, а Шива– в качествебога, эту вселеннуюразрушающего.
Индийскаямифологияразвиваетучение о душе, карме и сансаре.Согласно традициикарма (от древнеиндийского– дело, деяние, поступок) понималаськак невидимыйсозревающийплод предшествующихдел (действие, предполагающеепоследующеевознаграждениеили наказание.Сансара (отдревнеиндийскогоsamsara – переходчерез различныесостояния, круговорот, колесо рождений)служила обозначениеммирского бытияв качестве цепирождений иперехода изодного типабытия в другой.
Древнеиндийскаяфилософияразнообразнапо форме и оченьглубока посодержанию.Ее особенностьюявляется четковыраженнаяпрактическаянаправленность, связь с повседневныминуждами ипотребностямичеловека. Шестьфилософскихнаправлений(даршан) ориентированына авторитет«Вед», а потомуназываютсяортодоксальными.Среди них отметимйогу, котораяявляется именнофилософией, включающейв себя целыйряд упражненийдля тренировкитела и духа иподготовкик освобождению(именно этачасть йогиизвестна вЕвропе большевсего). Срединеортодоксальныхдаршан особуюроль в развитиииндийскойкультуры сыгралбуддизм, которыйявлялся нетолько философией, но и религией, этикой и определеннымобразом жизни.Основу учениябуддизма составляюттак называемые«четыре благородныеистины»:
Жизнь есть страдание.
Имеется причина страданий, заключающаяся в жажде жизни, наслаждений.
Возможно избавление от страданий.
Имеется путь, ведущий к избавлению от страданий.
Это– так называемыйвосьмеричныйпуть Будды, поскольку онсостоит извосьми этапов.Прошедшийвосьмеричныйпуть Буддыдостигаетнирваны — особогобытия, где нетрождения исмерти, гдегосподствуетпокой и невозмутимость.Нирвана – этоосвобождениеот кармы и выходиз колеса рождений.
Буддизмраспространялсяпостепеннои в средниевека превратилсяв одну из мировыхрелигий. Нораспространялсяуже в основномза пределамиИндии – в Китае, Японии, Бирме, Тибете.
Развитиеписьменностив Древней Индииначиналосьдважды – сначалав хараппскойкультуре, азатем послевторженияАриев. Письменностьхараппскойкультуры досих пор нерасшифрована.Собственноиндийскоеписьмо появляетсядовольно поздно– примерно Vвек до н.э. Обычнымматериаломдля письма былвысушенныйлист пальмыособого сорта.В некоторыхрайонах ДревнейИндии использоваласьбереста, а такжебумага, шелк, тонкие деревянныеили бамбуковыедощечки, медныепластинки.Принцип изготовлениябумаги древниеиндийцы заимствовалииз Китая.
Большихуспехов древниеиндийцы достиглив научных познаниях: астрономии, математике, анатомии. ВкладДревней Индиив мировую культурупоистине огромен.По сути дела, вся Юго-ВосточнаяАзия обязанабольшей частьюсвоей культурыИндии. Всемумиру Индияподарила сахарныйтростник, рис, хлопок, некоторыеспеции, шахматы, десятичнуюсистему счисления.Невозможнопереоценитьвлияние на весьмир духовногонаследия ДревнейИндии. В частности, некоторыеученые высказываютгипотезу овлиянии древнеиндийскойкультуры нараннее христианство.Подлинным шокомдля европейскойкультуры былооткрытие всегобогатствадревнеиндийскоймифологии.Характерныйдля духовнойтрадиции ДревнейИндии принципнасилия вызвали продолжаетвызывать мощныйрезонанс всовременнойкультурнойситуации.
Китайскаякультура
Древнекитайскоеобщество представлялособой типичнуювосточнуюдеспотию. Воглаве государствастоял наследныймонарх, и именноему подчинялисьи религия, инаука. Однакомонархия вДревнем Китаеносила патриархальныйхарактер, имонарх наделялсяскорее правамии обязанностямиотца большогосемейства. Исамо рабствово многом тожебыло патриархальным.
Поэтомув древнекитайскойкультуре оченьважную рольиграет культпредков. Неменее важнуюроль играети небо, далеконе случайнокитайцы называлисвою империюПоднебесной.Отличительнойчертой китайскоймифологииявляется превращениемифологическихперсонажейв реальныхдеятелей, жившихякобы в глубокойдревности. Этов сущностипервопредки, ставшие культурнымигероями.
Вэпоху Чжоу(XII-V вв.до н.э.) окончательноскладываетсякульт Неба(Тянь). Неборассматриваетсяв качествевысшего начала, власти которогоподчиняетсябуквально все.Согласнопредставлениямдревних китайцев, воля неба открываласьв различныхгаданиях ипредзнаменованиях.Именно этимобъясняетсяширокое распространениегаданий и ихразнообразиев древнекитайскойкультуре.
Мифологиядавала и определенноеобъяснениепроисхождениюмира. Первоначально, как считалось, существовалхаос, в бесформенноммраке которогородились двадуха (или бога)– инь и ян. Именноони и занялисьупорядочениеммира, т.е. превращениемхаоса в космос.Инь и ян — темныеи светлые начала.Первоначальноинь означалотеневой (северный), а ян – освещенный(южный) склонгоры. Впоследствииинь становитсясимволом женскогоначала, севера, тьмы, смертии др., а ян – символоммужского начала, юга, света, жизнии др. по всейвероятности, эта символикатесно связанас древнимикультами плодородия.В эпоху Чжоунебо начинаеттолковатьсякак воплощениеян, а земля –как воплощениеинь. Рождениемира тогдастановитсярезультатомвзаимодействияинь и ян, а этоне что иное, как разновидностьсвященногобрака Землии Неба.
Традиционализмдревнекитайскойкультуры былтесно связанс подавлениеминдивидуальности.Все неповторимоличностныепроявленияпорицались, а действия всоответствиис заданнымитрадициейобразцамирассматривалиськак проявлениевысшей доблести.Такая системаценностей велак бюрократизациивсей общественнойжизни и культурыв целом. Традиционностьи стабильностьочень надолгостановятсяприоритетамикитайскойкультуры. Главноев культуреДревнего Китая– не индивид, не личность, а «целое» — коллектив, общество, государство.Общественныйидеал древнекитайскойкультуры –Порядок.
Спецификадревнекитайскойкультуры состоитв том, что еслив других культурахразные культыпоследовательнопреодолеваютсяи поэтому значительноослабляются, здесь мирнососуществуютпочти в неизменномвиде с ценностямии структурамипринципиальноиного типа, резкие контрастыотсутствуют.
В ДревнемКитае возниклавесьма своеобразнаяписьменность.Каждое словоздесь изображалосьотдельнымипиктограммами.Затем пиктограммыупрощаютсяи схематизируются.Они начинаютизображатьуже не весьпредмет, а толькокакую-то егохарактернуючасть или черту, тем самым, становясьменее наглядными.Шел процесссоздания логограмми для обозначенияабстрактныхпонятий. Великимизобретениемкитайцев былабумага, на которойстали писатьс помощью волосянойкисточки.
Переходк оседлостив «территориальномцарстве» объединилв единое целоемножествородов, говорившихна своих языках.Поэтому пониманиеустной речив границе единойтерриториибыло весьмазатруднительноили даже невозможно.В результателогографическоеписьмо оказываетсяобъединяющимэлементомкультуры.
Значительныеуспехи в ДревнемКитае былидостигнутыв астрономиии математике.Уже в эпоху Шан(Инь) (XVIII-XIIвв. до н.э.) делалисьнаблюденияза звездамии появилисьначальные формыкалендаря. Впериод Чжаньго(V-III вв.до н.э.) календарнаясистема былаусовершенствована.В период Хань(206-220 гг. до н.э.) быласоставленакарта звездногонеба.
ВV-IV вв.до н.э. древниекитайцы началиписать на шелке.Но этот материалбыл слишкомдорогим, и из-заэтого не смогстать распространеннымматериаломдля письма.
ВVI-V вв.до н.э. китайскиемонахи началипечатать сдеревянныхгравюр различныеиконы, амулеты, тексты. Тогдаже у китайцевпостепеннопоявляетсямножество книги начинаетсяформированиебиблиотек.Основой китайскойобразованностибыло так называемое«Пятикнижие»(«У-Цзин»). В нембыла сведенав систему изаписана(«кодифицирована»)вся системаценностей имировоззренческихустановокдревнекитайскойкультуры. С«Пятикнижием»была неразрывносвязана древнекитайскаяфилософия, внимание которойбыло направленона достижениеединства человекаи Неба. Обычновыделяют четырефилософскиешколы:
1. конфуцианство,
2. даосизм,
3. моизм,
4. школазакона («легизм»).
УчениеКонфуция (Конфуций, по-китайскиКун Фу-цзы (551-479гг. до н.э.)) многослойнои включает всебя элементыфилософии, религии, этики.В центр своихрассужденийКонфуций ставитчеловека, ноне как индивида, а как членаобщества. Общество, согласно Конфуцию, должно управлятьсятолько с помощьюморальных норм.Целью всех егоусилий былагуманность, предполагающаялюбовь к людям.
Центральнымпонятием даосизма, как видно изего названия, было «дао», чтоозначает «путь»,«учение», «мировойзакон» и др.Данное философскоеучение интересуетпрежде всегоцикличностьбытия, постоянствов изменении, которое предполагаетдвижение покругу, постоянноечередованиетьмы (инь) и света(ян). Повсюдугосподствуетпринцип «вечноговозвращения».Реальным считаетсялишь то, что невозникает иуничтожается, а повторяется.Считалось, чтоновое не нужнои недопустимо, должно повторятьсяпрошлое. Ононе исчезает, а лишь отходитв Небытие, откудавновь регулярновозвращается.
Чтокасается моизма, то основательэтой философскойшколы Мо-цзы(ок.475-395гг. до н.э.)сделал главнымпредметом своейпроповедипринцип «всеобщейлюбви», которыйпротивостоитконфуцианскомупринципу гуманности.«Воля неба»-высший принципдля моистов.В своё времямоизм ценилсянаряду с конфуцианством, но он просуществовалвсего два века.Причины исчезновениямоизма до концане ясны.
Значительнобольшее воздействиена китайскуюкультуру оказаллегизм. Он поставилв центр вниманияадминистративно-правовыеуправлениягосударством.Легистам политикапредставляласьнесовместимойс моралью, и ихидеалом являетсяжестко сконструированноедеспотическоегосударство.Эти идеи былиреализованыво время правленияЦинь Шихуанди(246-210гг. до н.э.), чтов культурномотношениипривело Китайк катастрофе.После смертиЦинь Шихуандивлияние концепцийлегизма значительнослабеет и онисливаются сидеями конфуцианства.Начиная с эпохиХань легизмпрекратил своесуществованиев качествесамостоятельногофилософскоготечения.
Японскаякультура
Начальныйпериод японскойкультуры (III– VI вв.) носитназвание курганного(кофун дзидай)– по типу погребений.Кофун представляетсобой квадратныйспереди и круглыйсзади курган, обнесенныйрвом, наполненнымводой. С птичьегополета он напоминаетзамочную скважину.В настоящеевремя обнаруженоболее 10 тысячкурганов. Самыйкрупный и наиболеедревний из них– кофун Хасихакавблизи священнойгоры Мива наравнине Ямато(о. Кюсю). Егоразмеры (278 м) даютархеологамоснованиеутверждать, что под этимкурганом захороненодин из первыхцарей Ямато.
ВIII – VIвв. среди жителейравнины Яматооформилосьпредставлениео том, что царь(окими) являетсяобительюбожественногодуха (митама)горы Мива. ВVII в. из Китаябыл заимствовантермин тэнно– небесныйправитель.Сложилось одноиз специфическихявлений японскойкультуры –культ тэнно-божественногоимператора, вместившегов свое телобожественныйдух и единоличнообладавшегоправом на кунитама– божество –покровителястраны. Ускорениюэтого представленияспособствовалиобряды воцарения.Обряд состоялв том, что царьдолжен удалитьсяв специальновыстроенноепомещение ипровести тамнекотороевремя, возлежана циновке пододеялом. Считалось, что тогдабожественныйдух вселяетсяв него. Главнымисоставляющиминациональнойрелигии японцевявляются культпредков (синто)и обожествлениедухов (ками).Называетсяэта религиясинтоизм.
В 710 годув местностиНара была построенапервая постояннаястолица – городХэйдзё кё (СтолицаЦитадели мира).Начинаетсяновый периодкультурногоразвития Японии– эпоха Нара(710 – 794).
Первыестоличныегорода, Фудзивараи Хэйдзё (Нара), строились порекомендациижрецов-геомантовв долинах, окруженныхгорами и омываемыхреками. От главныхгородских воротк императорскомудворцу веламагистральСудзаки-одзи, по обеим сторонамкоторой тянулисьневысокиекрепостныестены со рвами.В плане такойкомплекс зданийобразовывалзамкнутыйпрямоугольник.Внутри негоразбивалсяпейзажныйдекоративныйпарк, воспроизводившийв миниатюрекартины живойприроды.
СVIII века японцыпользовалисьлунным календарем.Новый год начиналсяв конце январяи считалсяпервым весеннимпраздником.Месяцы именовалисьпо порядку(первая луна), но каждому изних придавалосьспециальноедополнительноеназвание.Летосчислениевелось по годамцарствованияимператоров.Им также придавалосьособое название, девиз.
Центральнымявлением культурнойжизни эпохиНара было созданиепоэтическойантологии«Маньёсю»(«Собраниемириад листьев»)и письменноеоформлениеверсии японскоймифологии«Кодзики»(«Анналы Японии,720»). Все эти произведениябыли написаныс помощью китайскихиероглифов, а «Анналы Японии»- и на китайскомязыке, бывшемв то время языкоммежгосударственногообщения народовДальнего Востока.
В целяхпреодоленияидейно-политическойраздробленности, освящавшеесяродовыми ирегиональнымикультами синто, японские правителиобратилиськ буддизму, спомощью которогобыла оформленаобщегосударственнаяидеология.Буддизм способствовалформированиюнового типаличности, лишеннойродовой привязанностии потому болеесоответствовавшейсистеме государственныхотношений.
Проникновениебуддизма вЯпонию началосьв середине VIвека с прибытиемв страну посольстваиз корейскогогосударства.Сначала буддизмбыл поддержанвлиятельнымкланом Сога, утвердилсяв Асука, а оттуданачал своепобедоносноешествие постране. В эпохуНара буддизмстановитсягосударственнойрелигией Японии.
Приходбуддизма вызвалкачественныйскачок в развитииархитектурыи изобразительногоискусстваЯпонии.
Скульптурабыла представленаглинянымистатуэтками– ханива, которыеустанавливалина местах захоронениязнати. В ритуальныхцелях производилибронзовыеколокола.
Буддийскиехрамы, ранеесоздававшиесяна японскойземле, отличалисьотсутствиемв них помещенийдля молений.Они традиционноориентировалисьс юга на север, в направлениизоны повышеннойсакральности, а их интерьерпреимущественнопредназначалсядля сохраненияхрамовых святынь.
Первыйбуддийскийхрам был сооруженв 596 году во владенияхСога, в Асука-дэра.Сейчас от егобылого величиясохраниласьлишь трехметроваястатуя сидящегоБудды, первыйобразец буддийскойскульптурына японскойземле. В народеее до сих порименуют «БольшойБудда из Асука».
Наиболееграндиознымкультовымсооружением, воздвигнутымв столице Нарав 743 – 752 гг., сталбуддийскиймонастырскийкомплекс Тодайдзи– «Великий ХрамВостока», занимавшийболее 90 га ивместившийогромный храм(74,5 м в высоту и90 м в длину), «ЗалВеликого Будды»с 16-метровойстатуей БуддыВайрочаны(Сияющего).
В Японииникогда преждене отливалистоль большихстатуй. Изготовлениеодной толькоформы для неезаняло целыйгод. Работа шланепрерывноднем и ночьюв течение двухлет. Так былсоздан 16-метровыйгигант, диаметрлица которогосоставлял 5метров, а в ноздряхмог поместитьсявзрослый человек.Судьба егооказаласьтрагичной: 8декабря 1180 годуНару сжег лидервоенно-феодальнойгруппировкиТайра Сигэхирас целью проучитьмятежных монахов, сторонниковдома Минамото.
ЭпохаХэйан (794 – 1185) сталазолотым векомяпонскойсредневековойкультуры с ееутонченностьюи склонностьюк самоанализу, способностьюзаимствоватьформы с материка.Но вкладыватьв них самобытноесодержание.Это проявилосебя в развитиияпонскойписьменности, становлениялитературныхжанров: повести, романа, лирическогопятистишья.
Хэйанскаякультурнаятрадиция складываласьиз обрядов, граничившихс шаманствоми магией, мистическогодаосизма, конфуцианстваи таинственногобуддизма. Яркимпроявлениемэтих тенденцийстало оформлениепрактикикультивированиясверхъестественныхспособностейблагодаряаскетическойжизни в горах.
Выдающейсяфигурой эпохиХэйан был буддийскиймонах, писатель, каллиграф, просветительКукай, известныйтакже под именемКобо-дайси. Емуприписываютсоздание первойяпонской слоговойазбуки хираганына основе китайскогокурсивногоиероглифическогописьма. Позжезвуки той жеазбуки стализаписыватьсязнаками другойсистемы.
Появляетсяособый разделграфическогоискусствакрасивогописьма – каллиграфия.
Вначале IXвека усилиямиКукая былаоткрыта и перваяшкола для детейпростых горожани чиновниковнизкого ранга.Для высшейаристократиибыл созданстоличныйуниверситет, имевший четырефакультета: ведущийисторико-филологический, юридический, историческийи математический.
С 1192 по1333 годы – периодКамакура. Наблюдаетсяболее глубокаянародная основа, усиливаетсяинтерес кдействительностии истории. Особенноценились мужествои простота.
ВXII – XIIIвеках в Япониюпроникло учениедзэн-буддизма.Особенно популярнымоно стало всамурайскихкругах.
Согласноему духовноесамосовершенствованиеличности достигаетсяинтуитивнымсамосознанием, приводящимк просветлениюсознания –сатори, то естьмгновенномуи всецеломуосознаниюистины, и прижизненномуспасению. Учениедзэн с его отрицаниемавторитетов, проповедьюзначительностилюбой повседневнойдеятельностилегко проникалово все сферыжизни. В режиссуруспектаклейтеатров ноои кабуки вошлиупражненияс оружием. Теперьпостановкиэтих театровпо обилию батальныхсцен напоминалирыцарскиетурниры.
Литературныепроизведенияв период Камакурасоздавалисьдля самураев, отражали ихмировоззрениеи неписанныйкодекс честиповедения.
Ведущимжанром самурайскойлитературыстали историко-героическиеповести. В первыевек классическогоСредневековьяв Японии продолжалосьразвитие поэзиитанка.
Пространственныеискусства впериод Камакуранаходилисьтакже под сильнымвлияниемдзэн-буддизма.Это проявлялосьв подчеркнутострогом обликедзэнских монастырей.В монастыряхне было дажепагод, и всепостройкисчиталисьсвященными.Тяга к простотеи героическойвыразительностипроявиласьв создании12-метровой бронзовойстатуи Буддыв Камакура.
Супразднениемсложных обрядовначинает сужатьсякруг культовыхизображений.Популярнымистановятсяпластическиеи живописныеизображениядзэнских патриархов, возводившихсяв ранг святых, и военачальников.В их обликахценились отрешенностьот суеты и суроваямужественность.
С1333 по 1575 год – периодМуромати, получившегосвое названиепо имени кварталав старой столицеКиото, гдерасполагалосьвоенное правительство.XIV век – времяфеодальныхусобиц. Онооказалосьпереходнойпорой, подготовившейкультурнуюисторию Япониик последнейстадии Средневековья.
Переходныйпериод XIVв. Наиболееярко отразилсяв трех письменныхпамятниках.
Первый– «ОписаниеВеликого мира», создан в жанреисторическойповести. Второй– «Историяправильнойпреемственностибожественныхмонархов». Итретий – «Вчасы досугаи пусточасья», созданный вжанре лирическихэссе.
Этитри произведениязнаменовалисобой приближениеновой эпохи.Японская традицияназывает еевременем, когда«герои обосновывалисьв отдельныхместах» и когда«низы одолеваливерхи». В жизньи в искусствовсе более привносятсяэлементы изящества, все более удаляютсяони от религиозныхканонов и обращаютсяк светскиммотивам. Лучшиепроизведенияархитектуры– не храмы, азамки.
ВXIV – XVIвв. сложилосьискусствомонохромнойживописи –картина, выполненнаяводой и тушью, и картина, выполненнаятушью. Задачейхудожниковбыло заставитьдух изображаемогопредмета двигатьсяна бумаге, каждыймазок кистипри этом долженпульсироватьв такт живомусуществу.
Пределоми синтезомвсего дзэнскогоискусстваявляется классическийтеатр ноо.Театральноеискусствопредставлялособой музыкально-танцевальныепьесы с драматическимиигровымиинтермедиями.Возникает такжепрофессиональныйкукольный театр– дзёрури. Своинациональныеособенностиэто искусствоприобрелоблагодарясоединениюкукольныхпредставленийсо стариннымнародным песеннымсказом, исполнявшимсянараспев бродячимипоэтами подаккомпанементструнногоинструмента– бива.
ПериодЭдо (1614 – 1868) –завершающийпериод японскогофеодализмаи начало Новоговремени. Главнымитворцами ипотребителямикультурныхценностей былипредставителитретьего сословия(горожане).
Усилениедемократическихначал в литературевызвало появлениек жизни простонароднуюлубочную повестьи комическуюпоэзию. Городскаяпроза рождаласькак упрощеннаяверсия придворныхмоногатари, воинских эпопей, буддийскихкниг или каклитературнаяобработкаэпическихжанров фольклора.Этим обусловленыкраткостьтекста, динамичностьсюжетов с финальнойморалью.
Народнымтворчествомбыл введен вжизнь и новыйдраматическийжанр – театркабуки (мастерствомузыки и танца).
ВXVII веке сложилисьосновные жанрыксилографии– гравюры надереве, а в XVIIIв. Завершилосьоформлениеведущих национальныхшкол живописии гравюры. Впервыегероями искусствастали героитеатра кабуки, торговцы, гейши.
Сусилениемвнимания кпредметномумиру в XVII –XVIII вв. наблюдаетсярасцветдекоративно-прикладногоискусства.Художники частосоздавалипроизведенияразных жанровживописи, гравюры, изделия излака, керамику, расписывалиширмы, веера, кимоно. Широкуюизвестностьприобрели запределамиЯпонии изделияиз цветноголака. Они делалисьиз дерева, папье-маше, шелка, затеммногократнопокрывалисьлаком. Лаковыеизделия эпохиЭдо обогатилисьсочетаниемрезьбы и рельефас инкрустациейзолотом иперламутром.
Вэто же времявозникает новыйвид керамики, яркой, украшенноймногоцветнымиросписями сдобавлениемзолота по черномуили беломуфону. Национальнаяодежда кимоно(оби) по рисункудолжна соответствоватьвремени года, а по цвету –возрасту, характеруи даже настроениювладельца.
С развитиемкостюма связанопоявлениеспецифическоговида декоративногоискусства –нэцке, в которомкак бы завершиласьскульптурнаятрадиция веков.Большим спросомна рынкахпользовалисьглиняные куклыв ярких одеждахжителей торговыхкварталов, посетителейчайных домов, куклы демоническогооблика, куклы– пародии наиностранцев: удалые краснолицыематросы, патерыс орлиныминосами, тонконогиеголландскиечиновники.

3. Проблемамодернизациистран Востока

Модернизация– процесс движениядоиндустриальныхобществ, основанныхна традиционных(коммунитарных)типах социальности, к тем экономическими политическимсистемам, атакже массовойкультуре, которыехарактерныдля развитыхстран капитализма.Таким образом, модернизацияозначает преждевсего роствозможностейприменятьсовременнуютехнологиюв важнейшихсферах материальногопроизводства, расширениесовременныхформ потребления, но вместе с темсоздание условий(социальных, политическихи культурных)для развитиянового производства.Она означаети освоениеновых типовдуховности(нового мышления)в сферах, связанныхс новыми формамипроизводственнойдеятельности.
К числуважнейшихфакторов модернизациив культурнойсфере относятсяследующие: дифференциациядуховных системи ценностныхориентаций, секуляризацияи плюрализацияобщественногосознания иобразования, распространениеграмотности, формированиенациональнойкультуры иязыка, многообразиеидеологическихтечений, развитиемасс-медиа.
Рассмотримпроблемы субъектаи периодизацииистории. Основныхподходов кпериодизацииисторическогопроцесса два: унитаристскийи плюралистский.
Унитаристскоепониманиеобщества, представленноев античностии средневековьеконцепциямичетырех монархийи провиденциализма, в Новое времяделением Всемирнойистории наохотничье-собирательную, земледельческую, торгово-промышленнуюстадии и первобытную, древневосточную, античную(рабовладельческую), средневековую(феодальную), буржуазнуюэпохи, достигловершины своегоразвития вмарксистскойтеории общественно-экономическихформаций. Ошибочностьточки зрения, согласно которойтеория формацииотражает объективнуюлогику развитиявсех или большинстваотдельныхсоциальныхобщностей, атем самым ивсего человечества, привела к отрицаниюформационногои утверждениюплюралистскогоподхода к обществу.
Объективноеоснованиеплюралистскогоили цивилизационногопониманияистории заключалосьв спецификеобществ восточной(азиатской)формации. Этиобщества безвоздействиягосударств, находившихсяна более прогрессивныхступенях развития, были обреченына повторениециклов возникновения, расцвета игибели в рамкаходной и той жевосточнойформации.
Несовпадениеплюралистскогоподхода систорическимиреалиями (преждевсего отсутствиеабсолютнозамкнутых иравноценныхцивилизаций)обусловилоуход его с научнойсцены.
Однимиз следствийкраха цивилизационногопониманияистории быловозникновениемир — системногоподхода. Объективнаяоснова последнегозаключаласьв интернационализацииэкономических, политических, информационныхи других горизонтальныхсвязей современногомирового сообщества.Однако игнорированиепроизводственно-экономическогофундаментасоциума, отказот его стадиальноговосприятияи чрезмернаяидеологизированностьконцепций мир- системниковне позволилиим создатьобъективнуюкартину развитиячеловечества.
Обществавосточной(азиатской)формации былиспособны достичьболее высокихступеней развитиялишь под воздействиемсоциальныхорганизмоввышестоящихформаций. Последнимипо сути явилиськапиталистическиестраны Запада, которые в ходеколонизацииВостока объединилибольшую частьчеловечествав единый капиталистическиймир – систему.С середины XXвека на основесращиванияэкономик странэтой системыначаласьтрансформацияих в единыйсверхорганизм, то есть глобализация.Хотя процессглобализациине привел кликвидацииотдельныхгосударств, его влияниена них сталоопределяющим.Так, центр глобальнойсистемы капитализма(Запад или страны«золотогомиллиарда», эксплуатируяпериферию этойсистемы (государствазоны зависимогокапитализма)), обрек ее настагнацию имаргинализацию.Это основное, глобальноепротиворечиенашей эпохипородило глобальноеклассовоепротивоборствоцентра и периферии.Антизападнаяборьба периферииневозможнабез формированияопределеннойидеологии. Каки в других регионахразвитие идеологиисовременногоВостока являетсясложным, противоречивым.Основные причиныэтого – несовпадениеинтересовразличныхклассов, социальныхгрупп, этносов, конфессий, стран, регионовВостока, а такжепротиворечивыйхарактер процессазаимствованиявостоком культурнойэстафеты отболее развитогоЗапада. Ведьне желая бытьобъектом эксплуатацииЗапада, населениеВостока стремитьсяныне сравнятьсяс народами«золотогомиллиарда»в развитииэкономики иуровне жизни, то есть вестернизироваться, модернизироваться.Необходимымусловиемвестернизациивыступаетзаимствованиеу Запада достиженийнаучно-техническойреволюции имногих другихценностей. Входе этогозаимствованияна Восток проникаети чуждая еготрадициямидеология.Однако развивающиесястраны, желаяво многих отношенияхжить «по западному», достичь вершинматериальнойкультуры Западав процесседогоняющеймодернизации, опасаются, чтозападная идеологиястанет орудиемразрушениядуховной культурыего народов, средством ихидеологическогозакабаления, то есть очереднойформой неоколониализма.А так как противостояниеидеологиицентра, включаяпрогрессивную, происходитпод лозунгомсохранениятрадиционныхдуховных ценностейпериферии, процесс вестернизацииВостока облекаетсяв неадекватныеидеологическиеодеяния. Например, реальные интересыэксплуатационныхмасс и национальнойбуржуазии«третьего мира»требуют освобожденияот гнета западныхнеоколонизаторови их отечественныхсоюзников(компрадоров, коррумпированногочиновничества, квазифеодалов, мафии). Традиционныеже духовныеценности Востокадеформируютэти интересыдо неузнаваемости.В итоге борьбамодернизирующегося«третьего»мира за сохранениесвоих традиционныхценностейпорождаетнационалистическиеидеологии вформе расизма(«черного»,«желтого» идр.), немарксистскогосоциализма, религиозногофундаментализма(исламского, индуистскогои т. п.), светскогомилитаризмаи т. д.

Заключение

Итак, я попыталасьосветить всеаспекты такоговажного вкультурологиивопроса, как«Восток, кактип культуры».Что-то я ужезнала из представленногоматериала, ас чем-то я столкнуласьвпервые.
В заключениехочется добавить, что если наЗападе подкультуройпонимаетсясовокупностьи материальных, и духовныхпродуктовчеловеческойдеятельности, то на Востокев культурувходят лишьте из продуктов, которые делаютмир и человека«украшенными»,«утончёнными»внутренне,«эстетически»украшенными.

Списокиспользованнойлитературы

Гуревич П.С. Культурология. — М.: Гардарики, 2001.
Драч Г.В. Культурология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
Кармин А.С. Культурология. — СПб.: Лань, 2001
Костина А.В. Культурология. — М.: КноРус, 2005
Шишова Н.В. История и культурология. — М.: Логос, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.