--PAGE_BREAK--
Специализация торговой сети – это ограничение отдельных предприятий торговли по отдельным видам товаров.
Преимущества:
1. В специализированных магазинах имеются благоприятные условия для изучения потребительского спроса.
2. Повышается квалификация работников.
3. Возможность предложения покупателям широкого ассортимента в пределах одной или нескольких родственных товарных групп.
Недостатки:
1. Узкая специализация отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения.
2. Рассредоточенность товаров усложняет совершение единой комплексной покупки.
С учётом товарной специализации торговые предприятия делятся на группы:
1. Узкоспециализированные
2. Специализированные
3. Комбинированные
4. Универсальные
5. Смешанные
6. Комплексные
1. Узкоспециализированные – ассортимент которых включает товары какой-либо товарной группы(женская обувь, магазин головных уборов).
2. Специализированные – в основу построения которых положены товары одной товарной группы (молокопродукты, мясопродукты).
3. Комбинированные – осуществляющие торговлю товарами нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо, рыба, овощи).
4. Универсальные – ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп (продовольственные и непродовольственные).
5. Смешанные – ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами (магазины товаров повседневного спроса).
6. Комплексные – удобно для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, т.к. позволяет совершить комплексную покупку в одном магазине (торговые центры).
Специализация магазинов по товарному признаку нашла широкое применение там, где довольно высокий уровень концентрации предприятий торговли.
Типизация.
На развитие торговой сети, её построение и размещение оказывает влияние типизация предприятий торговли.
Под типизацией понимают систему мероприятий направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных видов магазинов.
Преимущества:
Типизация позволяет устранить многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению торговой сетью.
Направления типизации:
1. Формирование ассортимента
2. Выбор торгово–технологического оборудования
3. Внедрение рациональной организации труда
Появляется новая торговая сеть: супермаркеты, гипермаркеты, магазины-дискаунты.
1. Супермаркеты – продовольственные магазины самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами, рассчитанные на ежедневные покупки. Здесь представлен широкий ассортимент товаров, большой объём товарооборота, магазин оснащен современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудованием.
2. В зарубежной торговле получили распространение гипермаркеты – это универсальные магазины с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, которые расположены в пригородах с большими автостоянками и рассчитанные на закупку товаров на длительный период.
3. Магазины-дискаунты – это магазины торгующие по низким ценам с другими предприятиями. Их особенности:
· Большие торговые площади
· Большие объёмы продаж
· Политика низких цен и небольших наценок
Типы торговых предприятий не являются неизменными, они совершенствуются под влиянием процессов связанных с переходом к рыночной экономике.
Тест к лекции №2
1. Продолжите определение: «торговое предприятие это основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи…»
а) …являющееся активным участником рыночных отношений
б) …включающее в себя совокупность торговых работников обслуживающих покупателей
в) …реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей представленных на рынке
2. Что является основной особенностью торгового предприятия с позиции общесистемного подхода как открытой системы?
а) присутствие товаров или услуг на рынке
б) присутствие человека в качестве активного элемента системы
в) помощь государства в качестве партнёра
3. Специализация торговой сети это:
а) система мероприятий направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных видов магазинов.
б) ограничение деятельности предприятий по торговле отдельными видами товаров
4.К какому виду факторов размещения торговых предприятий относятся обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и их оптимального уровня доходности.
а) Градостроительному
б) Экономическому
в) Транспортному
5. Под торговыми услугами понимают:
а) услуги связанные с покупкой товаров
б) услуги оказываемые покупателям после приобретения товаров
в) различные виды полезных действий, дополнительно оказываемые торговым предприятием в процессе покупки
6. Какая из перечисленных функций торгового предприятия является основной?
а) реализация товаров
б) поддержание баланса между спросом и предложением
в) доведение предметов потребления до потребителей
Лекция №3
Средства товарной информации.
1. Виды и формы товарной информации.
2. Требования предъявляемые к товарной информации.
3. Основные средства товарной информации.
4. Штриховое кодирование товаров. Алгоритм вычисления контрольной цифры товаров.
I
Виды и формы товарной информации.
Товарная информация – это сведения о товаре предназначенные для пользователей, т.е. субъектов коммерческой деятельности. В зависимости от назначения товарную информацию разделяют на основные виды и формы.
Виды:
· Основополагающая
· Коммерческая
· Потребительская
Формы:
· Словесная
· Цифровая
· Изобразительная
· Символическая
· Штриховая
1. Основополагающая информация содержит в себе основные сведения о товаре имеющие решающее значение для идентификации и предназначенная для всех субъектов рыночных отношений.
К данной информации относятся вид и наименование товара, сорт, масса, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения.
2. Коммерческая информация – это сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков, продавцов, но малодоступная потребителям. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментные номера продукции. Например, штрихкод.
3. Потребительская информация – это сведения, предназначенные для создания потребительских предпочтений и направленная на применение конкретного товара. Данная информация содержит следующие сведения: пищевая ценность, состав, функциональное назначение, способы использования и эксплуотации, безопасность и надёжность.
Формы информации:
1. Словесная. Её плюсом является доступность, минусом – для её восприятия необходимо время.
2. Цифровая – применяется для дополнения словесной информации, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например: порядковые номера продукции, масса, объём, длина). Её плюсом является лаконичность, чёткость, единообразие, минусом – доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям.
3. Изобразительная – обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товаре. Её плюсами является: наглядность, доступность, эстетичность, эмоциональность; минусами: сведения очень ограниченны, поэтому она не заменяет а лишь дополняет словесную и цифровую информацию.
4. Символическая – это сведения о товаре передаваемые с помощью информационных знаков. Её плюсами является: лаконичность, однозначность; минусами: их восприятие требует определённой профессиональной подготовки.
5. Штриховая.
II
Требования предъявляемые к товарной информации.
Основные три требования:
1. Достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре. Недостоверность информации может быть квалифицированна как информационная фальсификация.
2. Доступность – связана с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.
Доступность подразделяется на частные информации:
а) Языковая доступность. В федеральном законе о защите прав потребителей указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.
б) Востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца предъявить её по требованию потребителя.
в) понятность – это требования, предполагающие использование понятий, терминов, которые приводятся в стандартных справочниках.
3. Достаточность информации может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает представление в ней, как неполной, так и излишней информации.
а) неполная информация – отсутствие определённых сведений о товаре
б) излишняя информация – предоставление сведений, дублирующих основную информацию. Излишние сведения могут побудить к отказу от покупки.
III
Основные средства товарной информации.
Средством товарной информации служит маркировка.
Маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесённые на товар или упаковку и предназначенные для доведения до потребителей информации об изготовителях, а так же количественных и качественных характеристиках товаров.
В маркировке наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий – на коммерческую, в зависимости от нанесения, маркировка подразделяется на торговую и производственную.
Производственная включает в себя этикетки, кольеретки, вкладыши, бирки, ярлыки, контрольные ленты и штампы.
Торговая маркировка включает в себя ценники, товарные и кассовые чеки.
Основные требования предъявляемые к маркировке подразделяются на общие и специфические.
Общие – доступность, достаточность и достоверность.
Специфические – чёткость текста и иллюстрации, наглядность, однозначность, достоверность относительно количества и качества, несмываемость красителей.
Характеристика видов маркировки:
1. Производственная маркировка – это текст или условные обозначения нанесённые на товар или упаковку.
а) Этикетки. Наносятся типографическим способом на товар или упаковку, они являются самостоятельным носителем информации. Недостаток – отличается значительной информационной ёмкостью. Из всех маркировок этикетка содержит обширные по количеству характеризуемых признаков.
б) Кольеретки – разновидность этикеток, которые наклеиваются на горлышко бутылок, они не несут на себе информационной нагрузки, а их назначение – эстетическое оформление.
в) Вкладыши – это разновидность этикеток, отличающаяся направленностью товарной информации, предназначенных для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе. Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара. Применяют их для кондитерских изделий, парфюмерно-косметических товаров и товаров бытовой химии.
г) Бирки, ярлыки – носители информации, которые подвешиваются к товару. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Бирки несут на себе наименование фабричной марки или название фирмы-изготовителя. Ярлыки включают в себя наименование товара, фирму-изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска. Так же ярлык может содержать фирменный или товарный знак.
д) Контрольные ленты – носители краткой информации предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре, в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.
Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой информации (наименование, артикул изделия, номера модели, размера, каких-либо эксплутационных знаков).
е) Клеймы и штампы – это носители информации, предназначенные для нанесения условных обозначений на товары, упаковку с помощью специальных приспособлений. Применяются для отдельных видов продовольственных (мясопродуктов) и некоторых непродовольственных товаров.
Основные требования, предъявляемые к клеймам и штампам:
· Чёткость клейм
· Сохранность независимо от внешних воздействий
· Безопасность применения способов
· Сохранение товарного вида продукта или изделий
2. Торговая маркировка.
Носителями торговой маркировки являются, например ценники.
Отличия торговой маркировки от производственной заключается в том, что её информационная функция связана с указанием данных о продавце, а в меньшей степени с информацией о товаре.
Торговая маркировка регламентируется рядом нормативных законодательных актов:
1) Правила продажи отдельных видов товаров (пункт 51 – требования к товарному чеку, выдаваемого при покупке товаров).
2) Типовые положения о применении контрольно-кассовых машин, т.е. реквизиты товарного чека.
а) Кассовые чеки и ценники.
Как носители торговой маркировки, обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли и общественного питания.
б) Товарные чеки применяются при продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Чек содержит: дату покупки, цену, наименование торгового предприятия.
IV
Штриховое кодирование.
Штрихкод – это знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учёта информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Штрихкод наносится на транспортную и потребительскую упаковку.
Преимущества от внедрения штрихкода:
1. Автоматизированный учёт и контроль запасов.
2. Автоматизация идентификации товаров с помощью машиносчитывающих устройств.
3. Оперативное управление процессом товародвижения.
4. Повышение скорости и культуры обслуживания покупателей.
5. Информационное обеспечение маркетинговых исследований.
В 1977г. по инициативе европейских государств была создана европейская ассоциация нумерации EAN. Система EANявляется универсальной и может быть применена к любому виду товаров и используется в следующей цепи: производитель – оптовое предприятие и предприятие розничной торговли. В этой цепи используется штрихкод EAN13.
Применение штрихкода совместно с ЭВМ обеспечивает оптимизацию следующих процессов:
1. Для производителя – учёт количества произведённой продукции, её сортировка, складирование, формирование заказов, определённого качества и в определённом количестве и отправка в торговлю.
2. Оптовые посредники – приёмка товаров по количеству и ассортименту, учёт и контроль товарных запасов на складе и отгрузка в розничную торговлю.
3. Розничным продавцам EANобеспечивает приёмку товаров по количеству ассортиментов, контроль товарных запасов в магазине, на складе, в торговых помещениях, а так же контроль за сохранностью товаров.
Если расшифровать алфавит кода EAN13, то каждая цифра кода представляет собой чередование двух штрихов и двух пробелов.
Рассмотрим структуру штрихкода:
· первые 3 цифры носят название код страны происхождения товаров;
· следующие 5 цифр – код фирмы-производителя товара;
· следующие 4 цифры – код товара;
· последняя цифра это контрольное число которое рассчитывается на основании 12 предыдущих.
Присвоение кода страны производится торгово-промышленной палатой, где регистрируется каждый производитель товаров.
Алгоритм вычисления контрольной цифры:
1. Складываются цифры стоящие на чётных позициях кода (без контрольной цифры).
2. Результат первого действия умножается на три.
3. Складываются цифры стоящие на нечётных позициях кода.
4. Складываются результаты второго и третьего пунктов.
5. Определяется контрольное число представляющее собой разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом кратным 10.
Например:
Растворимый кофе Бразилиан Бест, продающийся в Тольятти, имеет код: 789 73314 0012 7
Тестк лекции №3
1. Что подразумевается под следующим определением: «сведения о товаре предназначенные для пользователей, т.е. субъектов коммерческой деятельности»?
а) товарная информация
б) маркировка
в) штриховое кодирование
2. Какая из форм товарной информации наиболее доступна для населения?
а) словесная
б) цифровая
в) изобразительная
г) символическая
3. Что является носителем торговой маркировки?
а) бирки
б) кассовые чеки
в) этикетки
г) вкладыши
4. Какие основные требования предъявляются к товарной информации?
а) наглядность, эстетичность
б) правдивость, востребованность
в) достоверность, доступность, достаточность
5. Какое из требований «3Д» связанно с принципом информационной открытости?
а) достоверность
б) доступность
в) достаточность
6. Продолжите определение: «маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесённые на товар или упаковку»
а) …предназначенные для доведения до покупателя информации об изготовителе, количественных и качественных характеристик товара
б) …предназначенная для пользователей, т.е. субъектов рынка.
Лекция №4
Экспертиза товаров.
1. Экономическая сущность экспертизы.
2. Виды экспертизы, их характеристики.
3. Структура, содержание и заключение эксперта.
I
Экономическая сущность экспертизы.
Укрепление законности и правопорядка в государстве обусловливает применение экспертизы.
Экспертиза – это решение вопросов исследования которых требуетспециальных занний с представлением мативированного заключения.
Проведение экспертизы поручается экспертам (с латинского переводится «опытный») – специалистам, которые владеют профессиональными знаниями необходимыми для решения вопросов, связанных с идетнификацией и фальсификацией товаров.
Экспертиза, как специальный вид деятельности состоит из компонентов:
1) Объект экспертизы. Объектом экспертизы является потребительские свойства товара проявляющиеся при их взаимодействии с субъектом т.е. человеком-потребителем в процессе потребления товаров.
2) Критерии. Критерии используемые при анализе и оценке потребительских свойств товаров подразделяются на общие и конкретные:
продолжение
--PAGE_BREAK--