Реферат по предмету "Культура и искусство"


Бондаж садомазохизм и сексуальность в японской рисованной порнографии комиксы и анимация

Доклад
Бондаж, садомазохизми сексуальностьв японскойрисованнойпорнографии(комиксы и анимация)

Введение

ЭннМэгнусон, солисткаи автор текстовмузыкальнойгруппы «BongWater», играющейэкспериментальныйрок с элементамисоциальнойсатиры, в песне«WomanTiedUpinKnots»поет: «Когдамне становитсяскучно, я беруяпонское порно.Вы понимаете, о чем я? Я купилаих в Киото. Этокомиксы. Садомазохистскиекомиксы. Онидействительнов узлах, этияпонки Узлы…и блоки… и свечи.Я знаю, что этоне правильно, нет — не правильно, связанныеженщины, женщиныв узлах. Но… но…но… но… но… но…но… но… но Нет, это не правильно.Женщины связаны, Женщины в узлах.Скажи маме ипапе. Женщины, завязанныев узлы»
ЭннМэгнусон изальбома PowerOfPussy,1990

Мэгнусондерзка, непочтительна, саркастична, иронична, онадитя постмодерна, и весь ее стилькак таковой- это радикальнаяпостфеминистскаяпародия на всеформы рок-, фолк-и джазмузыки, существовавшиепосле Второймировой войны.В качествематериала этапародия используетвсю историюкультурныхформ, стилей, идиом, а такжекультурносконструированныеобразы мужчини женщин. Мэгнусонкомментируетамбивалентностьудовольствия, испытываемогомолодымиамериканками, которые читаюти смотрят японскуюрисованнуюпорнографию.Каждый, когоне шокируетто, о чем онапоет, смеется, слушая «BongWater».Ее стиль — этоирония кактаковая (еслипод ирониейпониматьтакую формувыражения, которая подразумеваетаудиторию, состоящую, содной стороны, из тех, кто, слушая, может услышать, но не можетпонять, и, с другойстороны, изтех, кто понимаетбольше, чемсказано, и знаетбольше, чемизвестно).
Забавнои то, что японскаярисованнаяпорнография, предназначеннаядля японскихпарней, приэтом используетсямолодыми американками- женщинамидостаточнопросвещеннымии знакомымис феминизмом.Однако я знаюлишь трех женщин, которые смотрятяпонскую анимациюи читают садомазохистскиекомиксы. В данномдокладе я попыталсяучесть их опытпроникновенияв суть этогожанра. Я хотелбы также отметитьтот факт, чтоэти женщиныпроявляютбольший интереск садомазохизмуи садомазохистскойлитературеи фильмам, чемзнакомые мнемужчины. Хотяэта областьисследованийявляется дляменя, изучающеготендер и сексуальность, достаточноновой, жанррисованнойяпонской порнографиимне знаком. Ввозрасте с 6 до10 лет (1972-1976) я жил наострове Окинава.Хотя порнографическиемультфильмы, которые показывалипо телевидению, не подвергалисьцензуре, япрактическине обращалвнимания наих непристойность; на протяжениимногих лет ясмотрел их какребенок, представляясебе, что этонечто естественное.В Америке преобладаеттенденциявосприниматьпорнографиюкак нечто плохое, пагубное, аморальноеи опасное. Наиболееинтереснымдля меня являетсяисследованиепотребностив порнографии, того, что людидумают о ней, и той атмосферыумалчиванияи цензуры, котораясуществуетв этой сфере.Также интереснымиявляются различияво взглядахмужчин и женщинна порнографиюи эротическуюлитературу.
По-видимому, мужчины большеинтересуютсямягким порно(softporn)«Плейбоя», который предлагаетизображенияидеализированныхженских телв различнойстепени обнаженности, или жесткимвидеопорно(hardcorepornvideos)с минимумомдиалогов ипрактическиотсутствующимисюжетом, сценариеми костюмами, где показаныувлеченносовокупляющиесяпары, или жевысококачественнымкинематографом.Женщин, кажется, больше привлекаютсюжет, отношения, интрига, опасность, романтика, декорации, костюмы и совершеннонеправдоподобныеситуации. Хотясюжеты порнографическихисторий сильноотличаются, существуетряд поджанров, которые можноопределить, как: любовныеотношения вшколе, одержимостьдемоном илиинопланетноевторжение иволшебныеистории. В качествепримера япроанализируюанимационныйфильм «AngelofDarkness*(«Ангел тьмы»), который соответствуетвсем трем поджанрам.Я рассматриваю«AngelofDarkness*как волшебнуюмагическуюисторию с участиемдвух школьниц-лесбиянок, захваченныхи помещенныхв неволю сверхъестественнойсилой, котораяхочет господствоватьнад миром ивоспользоватьсядевушками каксредством дляпорождениязлой силы. Девушкизахвачены врабство демоном, вселившимсяв одного изучителей-мужчин, и садисткой, директрисойшколы. Заставляяиспытыватьудовольствиеи боль, их подвергаютмазохистскойпытке, чтобысломить волюи подготовитьдля сексуальногорабства.
Хотя«AngelofDarknessобъединяетвсе три поджанра, как правило, четких границмежду ними нет.«NewAngel*(«Новый ангел»)- это серия эпизодов, в которых школьники- мальчики идевочки, постигаютнауку любвии секса, теряютневинностьи становятсяактивными всексуальномотношениивзрослыми, проходя черезсерии переживаний, разочарований, запутанныхлюбовныхтреугольникови неконтролируемыхжеланий. Двеистории рассказываюто привидениидевочки, котораязабеременелаот одноклассникаи покончилажизнь самоубийством.Ее призракблуждает покоридорам, соблазняямальчиков.После каждойсексуальнойвстречи с неймальчики теряютсвою жизненнуюсилу — это назидательныйрассказ обеременности, о том, как избытоксекса крадетвашу энергию, о том, как кто-томожет использоватьвас для своегособственногосексуальногонаслаждения, а после — покинутьнавсегда. Этаистория какбы предупреждаетдевочек: парни, от которых вызабеременеете, в конце концов, бросят вас. Этотакже предупреждениеоб опасностисуицида, послекоторого можностать призраком, вынужденнымпостоянноповторятьдействия, толкнувшиена то, чтобылишить себяжизни (привидениекак вечно мучающаясядуша). Мне кажется, что этот «заставляющийзадуматься»жанр, несмотряна свою патриархальностьи сексизм, популярен, потому чтопозволяетзрителям, главнымобразом девушкам, подумать опоследствияхсекса и сексуальности.Вероятно, длямальчиков онв большей степени, чем для девочек, интересен какспособ изучениясексуальныхтехник — т.е. «какэто делается»- как инструкция, если позволительноздесь использоватьтакое выражение.
В«Новом ангеле-2»события носятскорее профилактическийхарактер. Школьникипредотвращаютсамоубийствоодноклассницы, которая хочетпокончить ссобой, чувствуя, что парень, вкоторого онавлюблена, еене любит. Послетого как учащиесяудержали ееот прыжка скрыши школы, они связываютдевушку длятого, чтобы непозволить ейлишить себяжизни. Доказываяоднокласснице, что существуютудовольствия, ради которыхстоит жить(методы убеждениявключают и сексс ней), девушкесвязывают рукии ноги и помещаютее, с кляпом ворту, в туалет.Между тем другаядевушка, желаяманипулироватьодноклассниками, решает соблазнитьодного из парнейдля того, чтобыего подругабросила его, и попыталасьукрасть «настоящуюлюбовь» девушки-самоубийцыдля себя. Это«учит» настому, что некоторыемолодые девушкинастолькобестолковые, что им необходимозатыкать роти связыватьдля их же блага(в то время какдругие — опасныеинтриганки), а юные влюбленныедолжны прощатьдруг другусексуальныепроступки.Определениеэтих порномультфильмовкак сексистских, патриархальныхи опасных темне менее неотвечает намой вопрос, почему же молодыемужчины и женщинысмотрят их, почему такиемультфильмынастолькопопулярны, очем думаютзрители, когдасмотрят этимультипликационныепрограммы? Хотяможет показаться, что парни смотрятих в качествестимулирующегосредства длямастурбации, как и любуюпорнографиюи эротику, всеже они служатим и как руководства- вроде КамаСутры, — содержащиемодели сексуальностии сексуальногоповедения.
Однамолодая женщинарассказаламне, что оначитала такиеклассическиеработы, какКама Сутра,«История О»и романы маркизаде Сада не тольков качествепособий поизучению искусствасексуальности(до того, какона сама сталасексуальноактивной), нотакже потому, что подобнаялитературапредлагалаей разнообразныеварианты сексуальныхпрактик, которыеона могла опробоватьсо своим партнером,- чтобы выяснить, что работает, что ей нравитсяи что большеподходит ейи ее партнеру.Отвечая навопрос, почемуже ей нравятсябондаж и садомазохистскиефантазии, онасказала, чтосама идея отом, чтобы бытьсвязанной, позволяет ейпритворяться, что сама онане ответственназа сексуальноеудовольствие: возможностьбыть связаннойи «принужденной»к сексу освобождаетее от самоосужденияи вины. Онапризналась, что в атмосферевины и стыда, которая существуетвокруг сексуальногоудовольствия, не реальность, а фантазия обондаже исадомазохизмебыла способомиспытыватьэти чувствав меньшей степени, потому что онамогла сделатьвид, что это неона, а ее любовникбыл активнозаинтересованв сексуальномконтакте, такчто она моглаиграть рольего пассивнойжертвы. Ее строгоекатолическоевоспитаниеи пуританскиемассачусетскиекорни внушалией, что секс — это что-то постыдное, грязное и допустимоетолько дляпродолжениярода. Однакоона не согласиласьс этой культурнойтрадицией инашла временноеосвобождениеот наложенныхна нее путсексуальнойморали в сексуальныхфантазиях.Парадокс в том, что, хотя в подобнойситуации онамогла бы представитьвсе так, будтоона была лишьпассивнойжертвой своеголюбовника иничего не совершала, она тем не менеепризнавала, что фантазияисходит от неесамой и, связываяее, любовникразыгрываетее фантазию.
Похожаяситуация лежитв основе другогояпонскогомультфильма,«Конец лета-2», в котором молодаяженщина проситсвоего друга-сверстникасвязать ее и«сделать взрослой»- лишить невинностии научить заниматьсялюбовью так, чтобы она моглазаниматьсясексом со своимвозлюбленным, не чувствуявины и стыда.Хотя обычноэто фантазияюношей — о том, что молоденькаядевушка проситих занятьсясексом и бытьсексуальныминаставниками,— по-видимому, некоторыедевушки такжемогут иметьтакие фантазии.И хотя весьматрудно или даженевозможноподсчитать, для какогоколичестваюношей и девушек, мужчин и женщинэта фантазияявляется искреннежеланной, самфакт того, чтооб этом говорят, свидетельствуето приемлемостии необходимостисексуальногообразованияи возможностиудовольствийво всех формахсексуальности.Весьма проблематичнымипредставляютсясуждения о том, что порнография, эротика и сексуальныеаксессуары(sexualdevices)являются причинойформированияу людей ненормальной, альтернативнойили девиантнойсексуальности.Это предполагаетсуществованиегосподствующейнормативнойсексуальности(cultural-sexualhegemony), которая еслии не являетсяжестко фиксированнойили абсолютнодоминирующей, все же действуеттак, что людипопроступрограммируютсясвоей культурой, средствамимасс-медиа исвоей природойи не имеют никакойкогнитивнойвозможностирешать длясамих себя, чего же онихотят, что имнравится икакие выводыможно сделатьиз тех знаков, которые ихокружают.
Значениеи важностьпорнографиии эротики, какмне кажется, заключаетсяв том, что ониделают доступнымбольшее количествоинформации, а также в том, что использованиеи потреблениеэротическогоискусствапозволяет людямкритическидумать о сексе, сексуальностии власти. Однакоиз-за того, чтосексуальностьявляется областьюстрожайшегоцензурирования, ее освобождениевсе еще совершается.Не многие людимогут говоритьо сексе, сексуальностии желании дажес ближайшимидрузьями, членамисемьи и любовниками- внутреннееподавлениеслишком сильно.В то время какфеминизм исексуальнаяреволюция1960-х помогли людямвыразить ихвзгляды на пол(гендер) и сексуальность,«право» («закон»)попыталосьзамаскироватьдискурсы вокругсексуальностипосредствомузаконеннойцензуры. Когданекоторыеучастницы (ки)феминистскогодвижения объявилипорнографиюопасной, онипредполагали, что средствамасс-медиапросто контролируютили укрепляютгосподствующиепредставленияо сексе, тендереи сексуальности.Я думаю, чтохотя культура, социализация, дискурсы убежденияв средствахмасс-медиа идругих источникахпсихологическогои культурноговоспитанияиспользуютсядля того, чтобыформироватьменталитетчеловека и егоотношение кжизни, все жеэто сложныйпроцесс — людиделают себясами, правда, не всегда изтого материала, который являетсярезультатомих собственноговыбора. Чтобыстроить лучшееобщество, намнеобходимыразнообразие, свобода выбораи различныеальтернативыв большей степени, чем цензура.Несмотря надостижениядвижения гееви лесбиянокв конце 1980-х гг., в сегодняшнейАмерике всееще существуетзапрет наопределенныеформы сексуальности.
Достаточноинтересно то, что, по моимсведениям, молодые японкилюбят гомосексуальныепорномультфильмыбольше, чем вседругие жанры.Я не могу объяснить, почему этидевушки смотрятгомосексуальныепорномультфильмы, но могу предположить, что это не делаетих лесбиянками.Это нельзяобъяснитьлесбийскимповедением, поскольку онине смотрятлесбийскуюэротику. Ноесли они гетеросексуальныеженщины, почемуих интересуютотношения двоихмужчин? Я допускаю, что ответзаключается, скорее, в ихжелании понятьповедениемужчин, нежелив интересепосмотреть, как двое мужчинзанимаютсясексом. Конечно, я могу ошибаться, они могут получатьнаслаждениеи от подсматриванияза двумя мужчинами, двумя пенисами, двумя целующимисяюношами, двойнымудовольствием, однако я думаю, что такое обобщениебыло бы ошибкой.Знакомые говорилимне, что порнографияи эротика — этокомплекс материаловдля исследованиясобственнойсексуальности, а любовныероманы — источникзнаний о людяхдругого пола.Безусловно, это также можнораспространитьи на гомосексуальныеотношения, ведьгомосексуальноепорно и эротикамогли бы помочьгомосексуалистамраскрыть своюсексуальностьдо того, какони станутсексуальноактивными. Чтоделает порнографиядля людей сразвивающейся, изменяющейсясексуальностью? Это можнорассматриватькак замещениев случае, когдакто-то не можетзаниматьсясексом с партнероми может использоватьпорно и эротикукак стимуляциюили вспомогательноесредство длямастурбации.Подобным образомпара могла бысмотреть порноили читатьэротическуюлитературу, чтобы усилитьполовое влечениеили узнать осуществующихвозможностях- для этих целейчасто используетсянелитературнаяверсия КамаСутры с иллюстрациями, так же как и«Радость секса»(JoyofSex)и др. В то времякак я могу размышлятьо причинахиспользованияпорнографиии эротики, надлежащееисследованиев этой областиможет бытьсделано толькос использованиемсоциологическихметодов — посредствомопроса людейна предметтого, что онидумают и делают, но это затруднительнов существующейныне культуремолчания, окружающейсексуальныепрактики.

Анализ

Мойанализ японскоймультипликациибазируетсяна американскойаудитории инаходится подвлиянием американскойкультуры. Я непретендую нато, что могузнать, почемухудожникиделают порнографическиевидео и комиксыили что японскаяаудиториядумает об этойпродукции. Ксожалению, уменя не быловозможностипоговоритьоб этом со многимилюдьми. Средимоих консультантовв Америке былотолько триженщины и одинмужчина, кромеменя самого, поэтому мойанализ неокончательный, а скорее вводныйи умозрительный.Также я не сделалисчерпывающегообзора доступнойлитературыпо данномупредмету, апросто применилте небольшиезнания в даннойобласти, которыеу меня были спомощью несколькихтекстов покультурологии, психологиии антропологии.Один из этихтекстов — статьяСандры Бакли«Пингвин врабстве: графическаяистория японскихкомиксов». Онаговорит, чтосхема комиксовчасто представляетсобой сериюприключенийи романтическихвстреч, заканчивающихсяхэппи-эндом- (вос)соединениемистинно любящих.Иногда этиконцовки трагичны, как, например, в назидательныхрассказах.Бакли доказывает, что цель этихисторий состоитв том, чтобы(пере)поместитьмолодых женщинпосле того, какони были травмированы, получили девиантныйопыт, обратно, в надлежащуютендерную рольв соответствиис нормативной(гетеро)сексуальностью.Она утверждает, что эти историиявляются эффективныминравоучительнымирассказами.
Несмотряна то что японскиепорнографическиемультфильмырепрезентируютфантазии натему мужскогогосподства: насильнические, женоненавистническиеи садистские,- они также являютсясвоего роданазидательнымиисториями. Онипоказывают, учат и говорятнам о том, чтопризнаетсядопустимымпосредствомдемонстрациитого, что являетсянеприемлемым.К тому же онирассказываютнам об опасностяхотклоненияот нормы, обезнравственностии о нормативнойдоминирующейсексуальнойгегемонии. Тутважной являетсяидея о существованиив мире сил зла, аморальныхличностей, извращенцев, людей, которыежаждут власти, и беспомощныхжертв, нуждающихсяв спасении, героев и героинь, супергероеви защитниковнравственности.Подобно большинствусказок и произведенийнаучной фантастики, эти назидательныеистории происходятв неком мире, который отличаетсяот нашего, вкотором нетникаких ограничений, однако этотдругой мир всеже параллеленнашему собственному, и мораль (message)этих историйкасается именнонас. Чтобы небыть голословным, я предлагаюанализ анимационногофильма «Ангелтьмы». Я хочу, чтобы вы сделалисобственныевыводы и самостоятельнооценили смысл, значимостьи моральныеустановки этогофильма.
Ясчитаю этотфильм порнографическимне только потому, что он подробнопоказываетсексуальныесцены, но и потому, что он используетспецифическуюриторику тела, способы повествования, костюмы, позы, взаимодействиеактивных ипассивныхсексуальныхсубъектов иидеализированныемужские и женскиеобразы и сексуальныероли. Частопорнографияиспользуетобыденные вещи, придавая имособое значение,— привычныепредметы становятсясексуальнымиигрушками истимулируютсексуальноежелание. Такжеи люди изымаютсяиз рутиныповседневностии помещаютсяв сексуальныеситуации, вкоторых ониосвобождаютсяот внутреннихзапретов ипредаютсяисключительносексуальномунаслаждению, редкому и особенному.Сексуальнаяфантазия задействуетвоображениеневообразимого, пониманиеневероятногои участие всексуальныхотношенияхс лицами, с которыминикто не надеетсяили не хочетзаняться сексом.Порнографиясоздает сексуальнуюфантазию, котораяв обычной жизнине одобряется, порицаетсяили запрещается.Две совершенноразные, незнакомыедруг с другомженщины описалиэто как сексбез запретов(thezip-lessfuck).Это — своегорода фантазия, в которой женщиназанимаетсясексом с абсолютнонезнакомыммужчиной, своеобразноенасилие, когдаженщину ненужно долгособлазнять, вовлекая в игруухаживания, и в которойженщине необязательнознать имя иливидеть лицопартнера. Онберет ее сзадибез неловкойвозни с одеждой, без ласк. Онипросто полностьюсоприкасаются, его пенис проникаетв нее сзади, они достигаюторгазма одновременно.Ее возбуждаетопасностьситуации, анонимность, вероятностьзабеременетьот незнакомца, а еще — секс безморальныхсложностейи излишнеэмоциональныхотношений.Вместо всегоэтого — сексуальноеудовольствие, животное, полноеи несложное, запретное, носвободное отчувства вины.Считается, чтоэто своего родафантазия обизнасиловании.Однако изнасилование- это нежелательнаяформа сексуальныхотношений, эторазновидностьнасилия. Такимобразом, сексуальныефантазии немогут быть обизнасиловании, ведь никто нехочет бытьизнасилованным, и это то, о чемможно говоритьнаверняка.
Проблема«жесткой»порнографиизаключаетсяв том, что онаизображаетизнасилование, т.е. совершаемыепротив волиполовые сношениямежду монстрамии слабыми, беспомощнымижертвами, неспособнымик сопротивлению.Подразумевается, что насильникиолицетворяютзло, а их жертвыслишком слабы, чтобы им противостоять.И конечно же, существуетгероиня, которая, несмотря нато что она слишкомслаба, чтобыодержать победунад насильником, все же находитвнутри себямагическиесилы, позволяющиеей либо статьмужчиной, либоприобрестимужскую силу.И хотя фильм«Ангел тьмы»позволяетдевушкам-зрительницампредставить, что бы они моглисделать, столкнувшисьс насильникомлицом к лицу, логика фильмаговорит им, чтоони слишкомслабы, чтобысопротивлятьсяв одиночку — имнужен мужчина.Несмотря нато что этотфильм можнобыло бы рассматриватькак феминистскоеизложениепроблем, связанныхс изнасилованием, он все же содержити сексистскуюидею о том, чтоженщинам необходимымужчины. Онтакже намекает, что мужчины, насилующиеженщин, одержимыдемонами, ихотя в этом нетих вины, онидолжны бытьпойманы и уничтожены, как и бесы, обитающиев их телах. Этаидея соответствуеттрадиционнойяпонской мифологии, возникшей ещедо XVII в.
Мифология- это комплексназидательныхисторий, в которыхсверхъестественныесилы овладеваютпростыми людьми, допустившимиглупые ошибки, и причиняютвред и им, и ихблизким. Втрадиционнойяпонской мифологиисуществуетряд запретов, таких как, например, гулять в лесуночью, ходитьпоблизостиот могил (кромепосещениянедавно умерших), пропускатьразличныеважные церемониии обряды.
Этимифы все ещераспространеныи в них верятдаже в нашевремя.
Дляусиления воздействияяпонская анимацияиспользуетэти мифы присоздании нарративныхструктур, сюжетов, типажей, а такжедля нравоучений.Один из популярныхмифов рассказываето различныхдемонах, пытающихсяоплодотворитьдевушек, гуляющихвдали от дома, когда мужчиныиз семьи немогут их защитить.Женская школа, изображеннаяв «Ангеле тьмы», представляетсобой современноеучреждение, которое воплощаетразрушениенорм традиционнойморали. Этоучреждениеопасно тем, чтодает возможностьбольшому числудевушек находитьсяв одном месте, вдалеке отзащиты и влиянияродственников-мужчин, помимо всегопрочего, этоведет к возможностиполученияизвращенныхудовольствий, например лесбийскойлюбви, прелюбодеяния, и даже возможностиизменениясвоего, ужеопределенногоместа в жизни- т.е. претензиюна место мужчины.Девочки участвуютв лесбийскихотношениях, таким образомразрушая нормы, закрепляющиегетеросексуальныеотношениявнутри брака.К тому же девочкиподвергаютсявлиянию современности, заключающемусяв разрушениидухов добраи зла, живущихв каждом предметеи организме.Невдалеке отженской школыстроителисрубают дерево, тем самым освобождаязло — демона, заточенноговнутри. Чтобыразмножиться, демон начинаетпревращатьшкольниц всвоих сексуальныхрабынь. Современностьведет к сексуальнойраспущенностии уничтожениюстарых деревьев, в которых живутдобрые духи, защищающиемир от зла, — т.е.к потере традиционныхценностей иустоев. В этомфильме многоо бондаже, рабстве, подчинениичерез пыткуи властныхотношениях.Сам фильм вцелом — об опасностяхи последствияхсексуальности, о плодовитости, об изнасилованиии жажде власти.
Современныймир насилуетземлю, разрываяна кусочки еесилу, ее плодородие- способностьвоспроизводить; все это делаетмир бесплодными неспособным(по)рождать. Вэтом состоитлегко прочитываемаяметафора фильма.Современностьразрушает мир, а вместе с ними социальныеотношения.Женщинам выгоднеебыть лесбиянками, нежели незамужнимидевственницами, ожидающимибрака; учителяпревращаютсяв алчущих развратасадистов, а нев защитниковморали и непорочнойжизни; мужчины, окруженныемолодыми сексуальнымиженщинами, становятсянасильниками.
Этаистория поучительнаи символична- она побуждаетнас к размышлениям.Однако, чтобыпонять смыслфильма в этомаспекте, надоопираться накомплекс традиционныхпатриархальныхценностей. Каки все тексты, она полисемична, и не существуетпростого иединственноправильногои строго определенногоспособа трактовкиее смысла. Основнымвопросом здесь, как кажется, является разницав трактовкеэтого текстамужчинами иженщинами, новажны и другиеидентификационныепараметрыаудитории, атакже их иерархия.Как бы воспринялиэту историюдевушки — какгероическийили как назидательныйрассказ? Будутли молодыемужчины восприниматьэту историю, как фантазиюо том, чтобыбыть окруженнымимолодыми женщинами, как фантазиюо месте сексуальногозавоеваниятомимых желаниемшкольниц? Нужноли расцениватьэтот фильм какпедофилический? Или мы можемрассматриватьего как критическуюатаку на фигурывласти — извращенныхи жаждущихгосподстваучителей идиректоровшкол? Нужно липринимать этотфильм всерьезили рассматриватьего в качествесатиры? Или этолесбийскийфильм, в которомдиректрисашколы, подчиняяи унижая учениц, учит их бытьнастоящимилесбиянками? А может быть, это назидательнаяистория о лесбиянках, охотящихсяна девочек, которые (переддобродетельнымзамужеством)заинтересованыв экспериментированиис альтернативнойсексуальностьюи отправляютсяна невинныесексуальныепоиски. Какоезначение этогофильма и объединяемыхим жанров мыможем найти? Почему этоти подобные емуфильмы стольпопулярны? Чтоон говорит намо взаимосвязисекса, насилия, цензуры, пуританскихценностей, культурногои сексуальногогосподства, фантазии исексуальнойреальности?
Фрейдполагает, чтопорнографияи эротика выполняютфункцию стимулирующегосредства длямастурбации, удовлетворяющейчью-то сексуальнуюпотребность, т.е. являютсясублимациейлибидо. Подобноезамещениеприемлемо, когда болееподходящийобъект не доступени природасексуальногоинстинктадопускаетподобный выбор.
Однакослишком простосказать, чтопорнография- это всего лишьспособ удовлетворитьчьи-либо сексуальныепотребности, когда подходящийпартнер неможет бытьнайден. Этатеория моглабы разъяснить, почему молодыемужчины и женщинысмотрят подобныевидеофильмы, но это лишьчасть проблемы.
Несмотряна то что я никогдане был большимпоклонникомтеории Фрейда, я хочу сказать, что он мог быпомочь намсоздать теориюсексуальности, способнуюобъяснитьчеловеческуюпотребностьсмотреть порнографиюили читатьэротическуюлитературу, в какой бы формеона ни проявлялась.И я повторюсь, что не считаюни этот анализ, ни свои теоретическиеразмышленияокончательными, а в большейстепени наводящимина размышленияи надеюсь, чтоэто будет учтеномоими читателями.
Вследза Фрейдом яутверждаю, чтовсеобщая практикаукрывать иукрашать телопривлекаетсексуальноокрашенныевзгляды и поощряетполучениесексуальногоудовольствияот разглядывания.Люди не простосексуальноразличны, ониспециальноподчеркиваюттендерныйдиморфизм спомощью одеждыи стиля. Сокрытиетела толькопритягиваетвзгляды иподстегиваетвоображение, одежда вызываетлюбопытство.Люди частосмотрят другна друга илиразглядываютдруг друга, получая отэтого сексуальноенаслаждение, но это осложняетсятем, что многиерасцениваютпристальныйвзгляд как однуиз форм насилияи считают, чторазглядыватького-нибудь- неприлично, неприятно иагрессивно.Но вместе с теммы знаем, чтоимидж — это визитнаякарточка мужчины, а тем болееженщины. Мыдолжны выглядетьдобропорядочными, умными илисексуальными, если тольковообще возможнообъединитьэти характеристикив поле всеобщеговожделения.Несмотря нато что цивилизацияпостоянносоздает вокругсвободнойсексуальностиатмосферу вины, критично настроенныелюди могутперенаправитьэнергию либидов искусство- порнографическиеили эротическиеобразы, диалоги, описания илиже другие формырепрезентациивплоть до музыки.Сексуальноевожделениеможет бытьсублимированопосредствомразглядывания(gazing)совершенныхтелесных форм.Тогда скопофилия- это получениеудовольствияот любованиятакими объектамикрасоты, каккрасивые мужчины, привлекательныеженщины, хорошоодетые людии идеализированныеизображениячеловеческихформ, представленныев искусстве, эротике ипорнографии.
Фрейдутверждает, что девиацияи перверсиявозникаюттогда, когдаскопофилияполностьюзаменяет секс, т.е. когда сексупредпочитаютпорнографию.Или когдарассматриватького-либо имастурбироватьпредпочтительнее, чем заниматьсяс ним сексом.Фрейд говорито том, что стыд, культурносконструированныйи привитый, может бытьпреодоленпосредствомскопофилии, т.е. наслаждениемот разглядываниядругих или оттого, что разглядываюттебя самого.Некоторые людимогут дажеизменить своипредпочтенияпо отношениюк сексуальнымнаслаждениям, получив удовольствиеот разглядывания(gazing), т.е. от того, очем раньше имговорили како постыдномили безнравственном(это одно изпоследствийобразования, навязываемойморали и доминирующейконцепциисексуальности).И даже если онине вожделеютто, что видят, даже если онине хотят воплотитьсяв представленныеим образы, подчинениеим (этим образам)составляетчасть воспитаниячувств и получениязнаний относительноизображений, помещенныхв поле пристальноговзгляда (gaze).Смотреть изнать — это однаиз форм властии способ освобожденияот принудительногоподчинениясексуальномугосподству.Люди могутдисциплинироватьсвои тела исвой собственныйразум, сопротивляясьнавязываемомугосподству, могут отброситьбезупречныйнаряд пуританскихценностей, непринимая ихи не поддаваясьпрограммированиютеми изображениями, которые выбираюти смотрят. Этаформа сопротивления- своего родаосвобождениедля таких людей, она позволяетим выбиратьиз большогоразнообразияидей, мыслей, чувств и желаний.Пристальноенаблюдение- это выражениевласти, но ономожет быть исвоеобразнымсопротивлениемвласти, т.е.сопротивлениемгосподству.

Садизми мазохизм

Выможете спросить, может ли просмотрсадомазохистскихфильмов бытьнеким относительнымраскрепощением, позитивнымпроявлениемженского освобождения(women'sliberation), нравственнымблагом, положительнымвлиянием наюные умы? Ведьвсем известно, что желаниепричинять больили ее испытывать— извращение, что это неправильнои безнравственно.Но почему мытак думаем? Откуда мы этоузнаем? Какиеименно предания, сказки, поучительныеистории и фактыиз реальногожизненногоопыта убеждаютнас в том, чтопричинениеболи являетсяпроблемойнравственности? Ведь нас простоучат этому, имы воспринимаемэто как истину.И разве мультипликацияне подобнаяформа образования? Пока мы можемлишь говорить, что садизм — это активнаяформа причиненияболи, а мазохизм- ее обратнаяпассивнаясторона. Насучат тому, чтожелание причинятьболь или испытыватьболь — это перверсия, извращение, но все же кажется, что немалолюдей наслаждается, причиняя больдругим, подобнотому как многие- испытывая ее.Однако принятосчитать, чтотолько извращенцыдумают о боликак о чем-тосексуальновозбуждающеми отвечающемчьим-либо сексуальнымзапросам.Распространеномнение, чтосадомазохизм- это еще и способностьнаходить удовольствиев боли, жестокости, унижении иподчинении.В таком случае, садомазохистскиемультфильмымогут выступатьв качественазидательныхисторий — ведьони могут укрепитьверу в то, чтоболь и удовольствие, господствои подчинение, издевательствои унижение немогут удовлетворитьсексуальноежелание. Какгласит предупреждениев магическихи экстремальныхшоу — «Не пытайтесьповторить этодома».
Фрейдполагал, чтоу мужчин естьнекотораясклонностьк садизму, которыйявляется частьюих природнойагрессивности.Он считал, чтомужчины властвуютнад женщинамии это нормально.Тогда мы моглибы предположить, что мазохизмнормален дляженщин какпассивнаяпозиция поотношению ксексуальнойжизни и сексуальномуобъекту. Но, мне кажется, в это сложноповерить, поменьшей мере, мы должнырассматриватьэто как одиниз комплексовкультурныхверований, поддерживаемый, подкрепляемыйсуществующейнормой и преподносимыйкак истина, однако в отношениивсего человечестваэто недопустимои невозможнодоказать.Исключительнымусловием сексуальногоудовлетворенияв крайних формахсексуальности, т.е. при перверсии, является испытываниеили причинениефизическойболи сексуальномуобъекту. Садизми мазохизм, таким образом, связаны. Фрейдутверждает, что садизмсвязан с чувствомвины, но не объясняетпочему. Я предполагаю, что садомазохизм- это своеобразныйдвойной капкан, в котором человеквсегда повиненв нарушениинормы, ведь, как определяетобщество, оба, и садист и мазохист, виновны в сексуальнойтрансгрессии; единственнаядля них возможностьискуплениявины — этопродолжениеотношений изстраха, что ихтайная сексуальнаяжизнь будетраскрыта и онибудут страдатьот публичногоунижения. Такимобразом, онипростят другдруга приединственномусловии — еслиих связь продолжится.
Фрейдутверждает, что садомазохизм, таким образом, является способомпреодоления(чувств) отвращения, стыда, вины иподавления.Как выразилсяодин из моихзнакомых, садомазохизмснимает чувствовины и стыдас желания получитьсексуальноеудовольствие, ведь кого-тоиз партнеровпринуждаютк сексу. А когдакого-то заставляютпротив еговоли, он становитсябеззащитнойжертвой и избавляетсяот чувствавины.
Фрейдне решает проблемунасилия. Дажеговоря о том, что женщиныразвращеныи хотят бытьизнасилованными, а мужчины — извращенцыи хотят насиловать, он не допускаетвозможности, что садомазохизмможет быть иигрой воображения, выдумкой (когдаболь — легка, издевательстваи унижения — разыграны, ажестокость- всего лишьигра, предназначеннаядля возбуждения), а не толькомаскарадомс четким распределениемролей, навязчивойфантазией, фетишистскимпредставлением, театром спальнии т.п. Фрейд такжеутверждает, что каждыйсадист одновременномазохист, акаждый мазохист- садист, таккак он/она, какистинные актерысадомазохизма, наслаждаются, играя как пассивную, так и активнуюроли.

Перверсии

Этитак называемыеперверсиинередко являютсячастью нормальнойздоровой сексуальнойжизни, и о нихнельзя думатьтолько как обизвращении, отклоненииот нормы, како психологическойили физиологической, другими словами, медицинскойпроблеме. Есликакой-нибудьчеловек имееттак называемуюперверсию, которая вытесняетвсе остальноеиз его жизнии угрожает ей, его репродуктивнымспособностями нормальномуфункционированию, только тогдаперверсиястановитсядля него проблемой, а точнее онастановитсясоциальнойпроблемой, базирующейсяна социальныхусловностях, называемыхкультурой. Этиодержимости(перверсии)усложняютсяне спецификойсексуальногоповедения, аотсутствиемразнообразиявыбора в сексуальныхотношенияхи невозможностьюудовлетворенияобоих партнеров(в рамках перверсии).Проблема в том, что оба партнеране могут получитьудовлетворение.Культура награждаетнас чувствамиотвращения, стыда, вины ираскаяния.Чтобы иметьздоровую исчастливуюсексуальнуюжизнь, их необходимопреодолеть.Подобным, образомнаши убеждения, гласящие, чтомужчины должныбыть активнымии агрессивными, а женщины пассивнымии чувствительными,- всего лишьстереотипы, сдерживающиесексуальноеудовольствие.В этом заключаетсядвойная ловушкакультуры — такиепротиворечияведут к проблемамв сексуальнойжизни, в своюочередь атмосферамолчания исокрытия знанийо сексе и любвиприводит кпутанице ипротиворечиям, тогда как болееоткрытое исвободноеобщество недопустило быпоявлениямногих сексуальныхпроблем. Честностьи открытостьмогли бы предупредитьмногие сексуальныерасстройства, дисфункциии осложнения.Еще одна большаяпроблема связанас ограничениемсексуальногоудовольствиядля небольшой, но значительнойгруппы популяции- это гомофобия, ведь, если Фрейдне ошибался,- секс являетсяестественнойпотребностьючеловека, стольже необходимойему, как пища(и потому сравнимойс голодом), икаждый можетсказать, чтоэто если неежедневная, то, по крайнеймере, регулярнаяпотребность, которая, однако, слишком частоостаетсянеудовлетвореннойиз-за влиянияпуританскихценностей, современныхтрудовых ритмови культурносконструированныхограничений.
Фрейдпоказал, чтосексуальныеперверсии ианомалии обнаруживаютсебя тогда, когда чьи-либосексуальныепотребности(или потребностьв любви) отвергаются, ограничиваютсяили подавляются.В поисках способаудовлетворенияэтих потребностейнекоторые людиостанавливаютсяне на искреннейчеловеческойпривязанности, понимании, эмоциональнойтеплоте и физическомконтакте, а нанеких «заменителях».Тогда мы можемсделать вывод, что порнографическиефильмы могутвыступать вкачестве такойвременнойзамены секса(впрочем, каки любые другиезаменителилюбви) — этосвоеобразныйкоммерциализированныйфетишизм вкультуре потребления.Почему анимация? Анимация имеетследующиепреимущества: идеализированнаярепрезентация, оформлениеистории какфантазии, безупречнаягибкость рисунка, иллюзия того, что в процессесоздания фильмане эксплуатируютсяработникисекс-индустрии(а они эксплуатируются), и возможностьапеллироватьк молодой аудитории, проявляющейстрастную тягук сексуальнымзнаниям, но неимеющей к нимдоступа из-засвоего возраста.
Яполагаю, чтояпонскаяпорнографическаяанимация являетсядля американскойаудиториисвоего родазаменой секса, средствомстимуляции(секса илимастурбации), способом полученияподробныхзнаний о сексуальномискусстве идоступом кмоделям сексуальностии сексуальногоповедения, комплексомназидательныхисторий и рядомвоображаемыхобразов (паттернов)для размышленияо сексуальностив условияхкультуры подавленияи молчания.Фильмы в процессеразворачиваниясмысла тожепродуцируютнедосказанности, умолчания. Вних содержатьсяпустоты, которыеаудиториязаполняетсобственнымисмыслами ивариантами.Они предлагаютсценарии «что, если». Что, еслибы это случилосьсо мной, еслибы я участвовалв этой фантазии; что, если бывсе это былона самом деле? В действительностиэти фильмыпредставляютсобой культурныемодели, из которыхмогут бытьсконструированыкогнитивныеи психологическиепаттерны. Такиефильмы могутбыть опасными, так как онипропагандируютфетишизм (каксами по себе, так и своимсодержанием)и укрепляютпатриархатныенормы и убеждения.Но все-таки онимогут использоватьсядля того, чтобыпоставить подсомнение подобныенормы, фетишии доминированиенормативнойсексуальности.Люди могутиграть, экспериментироватьс текстами ичто-то получатьот них взамен.Чем в меньшейстепени будетзадействованацензура припроизводстветекстов, темлучше. Чем большебудет возможностейдля открытогообсуждениявсех аспектовчеловеческогосуществования, тем лучше. Тотфакт, что этифильмы одновременновыполняютфункции сопротивлениякультурнойгегемонии иобозначенияграниц дозволенного, говорит о том, что ситуацияв лучшем случаебезрадостна.Если молодыелюди чувствуют, что для экспериментированиясо своей сексуальностьюим необходимообращатьсяк подобнымформам репрезентациилибо сублимироватьсвою сексуальностьпосредствомиспользованиятаких ограниченныхтекстов иизображений, то это лишьдоказывает, что они действительноне свободны.Популярностьэтих анимационныхфильмов в Америкеи Японии наводитна мысль, чтомолодым людямтрудно вступатьв реальныесексуальныеконтакты, любитьили испытыватьинтимные чувства, причиной чегоявляется господствоодной моделисексуальности, накладывающееограниченияна их сексуальноеповедение. Тотфакт, что онивынужденысублимироватьсвои желаниячерез разглядываниерисованныхверсий человеческойсексуальности, занятия спортом, молитвы, пениеи коммерциализированныйфетишизм, подсказываетмне, что молодежь(а в действительностивсе люди) попадаютв ловушку сексуальныхи политическихрепрессий (уОруэлла в «1984»порнографиюраспространяютслужащие Порносекаи пролы). Какпоказано в«BraveNewWorld»Олдоса Хаксли, контроль надчеловеческойсексуальностьюхарактерендля тоталитарныхсообществ: Фили(theFeelies- от англ. feeling«фильмы длявсех чувств»)- это разновидностьсекса «по квитанции», а порнография- это попыткаконтролироватьсексуальность.Как подсказываетФуко, любойаппарат контролядает возможностьсопротивления.Вопрос в том, связано лиэротическоеискусство вбольшей степенис властью, контролеми репрессиямиили все-такис освобождением, сопротивлениеми сублимированиемсексуальногожелания в желаниесвободы?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.