Реферат по предмету "Культура и искусство"


АСПушкин в театральных креслах Петербурга

Санкт-ПетербургскийГуманитарныйУниверситетПрофсоюзов
Кафедраистории искусств
Реферат
Пушкин втеатральныхкреслах Петербурга.
Пушкин- драматург иноватор:“БорисГодунов”,
“Маленькиетрагедии”.

Выполниластудентка
факультетакультуры
IIкурса 4 группыСКД
БерезинаО.А.
Преподаватель: Сергеева Е.В.
Санкт-Петербург
2002Содержание
А.С.Пушкин о театре с.2-5
Трагедия “Борис Годунов” с.5-8
“Маленькие трагедии” с.8-11
Заключение с.11
Литература с.11

1.А.С.Пушкино театре
Величайшиепреобразованияв русском театресвязаны с именемАлександраСергеевичаПушкина {1799—1837).И хотя драматурги­ческоетворчествовеликого поэтавыходит запределы первойчетверти XIXвека, следует рассматриватьдеятельностьПуш­кина-драматургав прямой егосвязи с периодомдвижениядекаб­ристов.
В историирусской культурыПушкиным начинаетсяновая эпоха.Он выступаетсмелым преобразователемрусской литературы— в поэзии, прозе, драме, преобразователемсамого русскогоязыка. Еготеоретическиеобобщенияопределяютновую ступеньрусской эстетическоймысли. Пушкинстановитсяпервооткрывателемнового направленияв русской литературеи искусстве— реализма.
Эстетические воззрения Пушкина сформировала эпоха декабристского движения, эпоха борьбы за освобождение России отсамодержавия, от крепостническогорежима, за избавлениенарода от угнетения.Идеи народно-освободительногодвижения являютсяосновой гражданскойпозиции поэта.
Видя вискусствеогромную силу, способнуювоздействоватьна умонастроениеобщества, Пушкини в творчествеи в теорети­ческихобобщенияхутверждаетнеобходимостьглубокой идейнойнасыщенностипроизведенийискусства.
ЭстетикаПушкина мужалав борьбе с отжившимсвой век клас­сицизмом.Идеи народногоосвобождения, критика монархизмастали намногоглубже и ширеи уже не вмещалисьв границыклассицизма.Классицистскоеразграничениежанров, узостьпонятий “изящное”и “грубое”, идеал положительногогероя-аристократа— все это мешалодальнейшемуразвитию ис­кусства.
Аристократическомугерою классицизмаПушкин противопостав­ляетвначале романтического героя, а позже— народ, как исто­рическуюсилу, определяющуюпути развитияобщества. Рольлич­ности и народа в историческом процессе определяет, по мысли Пушкина, философиюдраматургии.Движущей силойистории являетсянарод. Сила имудрость народадают ему правобыть верхов­ым судьей поступков героя, выносить приговор.Исследованиюродной жизни и должен подчинить драматический поэт своепроизведение. Философиянародной драмы, ее неумолимаяобъективностьтребовали отискусстваобнаженияправды жизни, убедительноговоссозданияее в драматическомдействии.
Критикуяклассицизмкак придворно-аристократическоенаправление Пушкин напоминает, что “драма родилась на площади исоставлялаувеселениенародное… Драмаоставила площадь и перенесласьв чертоги потребованиюобразованного, избранногообщества. Поэтпереселилсяко двору. Междутем драма остаетсяверною первоначальномусвоему назначению— действоватьна толпу, намножество, занимать еголюбопытство.Но тут драмаоставила языкобщепонятныйи приняла наречиемодное, избранноеутонченное”(статья “Онародной драмеи драме “МарфеПосад­нице”М.П.Погодина)1.
Пушкинстрастно проповедуетидеи самобытноготеатра и высту­паетпротив подражаниязападным образцам, против приспособ­ления“всегорусского ковсему европейскому”:“Трагедиянаша, образованнаяпо примерутрагедии Расиновой, может ли отвыкнутьот аристократическихсвоих привычек? Как ей перейтиот своего разговора, размеренного, важного иблагопристойного, к грубой откровенностинародных страстей, к вольностисуждений площади? Как ей вдруготстать отподобострастия, как обойтисьбез правил, ккоторым онапривыкла, безнасильственногоприноровлениявсего русскогоко всему европейскому, где, у кого выучитьсянаречию, понятномународу? Какиесуть страстисего народа, какие струныего сердца, гденайдет она себесозвучии,—словом, гдезрители, гдепублика?
… Длятого, чтобытрагедиямогларасставитьсвои подмостки, надобно былобы переменитьи ниспровергнутьобычаи, нравыи понятия целыхстолетий...”2.
НародностьтеатральногоискусстваПушкин неограничиваетлишь общедоступностьюзрелищ: он рассматриваетдраму какисследованиежизни народаво имя еесовершенствования.Народ­ностьискусства тесносмыкалась сего идейнойнаправленностью.Раскрытие“судьбынародной”Пушкин считаетглавной заботойдраматурга.
Пушкинтворил в векромантизма, когда в зарубежнойлитера­туревозвышалисьимена Байронаи Гюго, глашатаевнового направ­ления.Они разрушалиэстетику классицизма, с тем чтобыутвердитьромантизм.Пушкин такжеотдал даньувлечениюромантизмом.Но он же явилсяосновоположникомреалистическогометода в рус­скойлитературеи театре.
Картину“судьбынародной”драматическийпоэт, по утвержде­ниюПушкина, раскрываетв конкретных“судьбахчеловеческих”, в полнокровныхи многогранныххарактерахдействующихлиц. Образцом“вольногои широкогоизображенияхарактеров”Пушкин считаетШекспира: “Твердоуверенный, чтоустарелые формынашего театратребуют преобразования, я расположилсвою траге­диюпо системе Отцанашего Шекспира...”1.Это признаниедало поводнекоторымисследователямупрекать Пушкинав подражанииШекспиру. Нодело не в подражании.Самобытныйрусский генийвидел в произведенияхШекспира образецистинной свободыхудож­ника, изображающего“судьбучеловеческую, судьбу народную”; считал, что“нашемутеатру приличнынародные законыдрамы Шекспировой, а не придворныйобычай трагедийРасина”2.
ПротивопоставляядраматургиюШекспирапроизведениямклас­сицистов, Пушкин раскрываетшироту охватажизненныхявлений в творчествеШекспира иузость эстетическихвоззренийосново­положниковклассицизма.
Великийпоэт считалтеатр важнейшейчастью национальнойкультуры. Поего мысли, театрдолжен существоватьне для “малогоограниченногокруга зрителей”, а для широкихмасс, доводядо них передовыеидеи. Взглядего на театркак на трибунув дальнейшемразовьют Гоголь, Островский, Салтыков-Щедрини многие другиерусские писателии драматурги.
Пушкинбыл страстнымтеатралом, чутким зрителем, которого ещев его юностиценили лучшиерусские актеры.Любовь поэтак театру былалюбовью деятельной: вместе с группоймолодых любителейсценическогоискусства онпостоянноучаствовалв обсужденияхспектаклей, писал глубокиестатьи.
Раздумыватьо театре поэтначал еще влицейские годы.По выходе излицея он жаднопотянулся кего волшебномумиру кулис, ктайнам сценическогоискусства. Онпостояннопосещал Петербург­скийБольшой театр, обширный репертуаркоторого давалпищу для размышлений.Много новогоузнавал поэтна вечерах уШахов­ского, где шли дискуссиио сценическоммастерствеи где он многоеслышал из устсамих актерови авторов пьес, опер, балетов.
Заседанияобщества “Зеленаялампа”помогали приводитьв сис­темупестрые иразнообразныетеатральныевпечатления.Узнав о доносев полицию, руководители«Зеленой лампы»сожгли частьпротоколов, а в оставшихсяимя Пушкинакак докладчикане упо­минается.Но сохранилисьсвидетельствао его выступлениях.Извест­но ито, что речипоэта содержалимного зрелыхи глубокихмыслей. Этоподтверждаети статья “Моизамечания обрусском театре”(1820), предназначеннаядля прочтенияна одном иззаседа­нийобщества. Ужев этой раннейстатье Пушкинподнял самыеважные проблемы— актерскогомастерства, национальнойиспол­нительскойманеры, длякоторой характерны“игравсегда свобод­ная, всегда ясная, благородствоодушевленныхдвижений”3.Самым ценными примечательнымв игре русскихактеров онсчитает истиннуювзволнованностьи вдохновение, умение свободнорас­поряжатьсяголосом, жестом, пластикой, способностьподчинить ихсозданию характера.Особенно ценитон мастерствоЕ. Семено­вой, великой трагическойактрисы, которую“природаодарила душою”.Пушкин пишет:“Говоряоб русскойтрагедии, говоришьо Семеновойи, может быть, только об ней.Одареннаяталантом, красотою, чувством живыми верным, онаобразоваласьсама собою.Семенованикогда неимела подлинника.Бездушнаяфранцузскаяактриса Жоржи вечно восторженныйпоэт Гнедичмогли толькоей намекнутьо тайнах искусства, которое понялаона откровениемдуши. Игра всегдасвободная, всегда ясная, благородствоодушевленныхдвижений, органчистый, ровный, приятный ичасто порывыистинноговдохновения, все сие принадлежитей и ни от когоне заимствовано.Она украсиланесовершенныетворения несчастногоОзерова и сотворилароль Антигоныи Моины; онаодушевилаизмеренныестроки Лобанова; в ее устахпонравилисьнам славянскиестихи Катенина, полные силыи огня, но отверженныевкусом и гармонией.В пестрых переводах, составленныхобщими силамии которые, понесчастью, стали нынчеслишком обыкновенны, слышали мы однуСеменову, игений актрисыудержал насцене все сииплачевныепроизведениясоюзных поэтов, от которыхкаждый отецотрекается.Семенова неимеет соперницы.Пристрастныетолки и минутныежертвы, принесенныеновости, прекратились, она осталасьединодержавноюцарицею трагическойсцены…”
Эмоциональность,“истинастрастей”, вдохновенныйогонь являютсяотличительнымичертами русскоготаланта. Нораскрываютсякачестватолько приверном пониманиироли. ОсновойвдохновенноготворчестваПушкин считаетвысокую профессиональность.“Талант- этопредрасположениек труду”,—говорил он. Иего сужденияо молодой Колосовой, которая моглавырасти в “истиннохорошуюактрису — нетолько прелестнуюсобой, но ипрекраснуюумом,искусствоми неоспоримымдарованием”1, но не стала ею, так как быланевзыскательнак себе, подтверждаетэто правило.Пушкин требуетот актерапрофессиональнойвооруженности, умения глубокоразбиратьсяв своих ролях.
В статьяхПушкина можнонайти характе­ристикумногих русскихактеров: А.С.Яковлева, Я.Г.Брянского, М.И. Вальберховой, балерины А. И.Истоминой идругих.Вот, что Пушкинпишет в своейстатье “Моизамечания обрусском театре”:“ДолгоСеменова являласьперед нами сдиким, но пламеннымЯковлевым, который, когдане был пьян, напоминал нампьяного Тальма.В то время имелимы двух трагическихактеров! Яковлевумер; Брянскийзаступил егоместо, но незаменил его.Брянский, можетбыть, благопристойнее, вообще имеетболее благородствана, сцене, болееуважения кпублике, твержезнает своироли, не останавливаетпредставленийвнезапнымисвоими болезнями; но зато какаяхолодность! какой однообразный, тяжелый напев!
Яковлевимел частовосхитительныепорывы гения, иногда порывылубочногоТальма. Брянскийвсегда, вездеодинаков. ВечноулыбающийсяФингал, Тезей, Орозман, Язон, Димитрий —равно бездушны, надуты, принужденны, томительны.Напрасно говоритевы ему: расшевелись, батюшка! развернись, рассердись, ну! ну! Неловкий, размеренный, сжатый во всехдвижениях, онне умеет владетьни своим голосом, ни своей фигурою.Брянский втрагедии никогданикого не тронул, а в комедии нерассмешил.Несмотря наэто, как комическийактер он имеетпреимуществои даже истинноедостоинство.
Оставляюна жертву бенуаруЩеникова, Глухарева, Каменогорского, Толченова ипроч. Все они, принятые сначалас восторгом, а после падшиев презрениесамого райка,погиблибез шума.Но из числа сихотверженныхисключим Борецкого.Любовь, иныедумают, несчастная, к своему искусствуувлекла егона трагическуюсцену. Он неимеет величественнойосанки Яковлева, ни даже довольноприятной фигурыБрянского, егонапев ещеоднообразнееи томительнее, вообще играетон хуже его.
Certes! c'estbeaucoup dire2— со всем темя БорецкогопредпочитаюБрянскому.Борецкий имеетчувство; мыслыхали порывыдуши его в ролиЭдипа и старогоГорация. Надеждав нем не пропала.Искоренениевсех привычек, совершеннаяперемена методы, новый образвыражатьсямогут сделатьиз Борецкого, одаренногосредствамидушевными ифизическими, актера с великимдостоинством”.
Многожанровымпредставлялсебе поэт русскоетеатральноеискусство. Онне обходилвниманиемоперу, балет.Первый заме­тилсвоеобразиерусской школытанца — “душойисполненныйполет”.
Особоевнимание проявлялПушкин к творчествуреформато­рарусской сценыМ. С. Щепкина.ИскусствоЩепкина представля­лосьему стользначительным, что он настаивална передачеопыта великогоартиста грядущимпоколениям.Пушкин своейрукой напи­салпервую фразу“Записок”Щепкина.
Огромнойзаслугой Пушкинаперед отечественнымтеатром являетсясоздание русскойнародной драмы.Он не толькотеоре­тическиобосновалэстетику реализма, но и создалдраматурги­ческиепроизведенияпо принципамэтой эстетики.

2.Трагедия“БорисГодунов”
Воплощениемновой системывзглядов вдраматургиистал “БорисГодунов”, написанныйв 1824—1825 годах. СпристальнымвниманиемПушкин изучает“Историюгосударст­ваРоссийского”Н. М. Карамзина, высоко ценитэтот труд. Своего“БорисаГодунова”“сблагоговениеми благодарностью”посвящаетКарамзину, однако егофилософскуюконцепциюПушкин отвергает.Объективноеисследованиеубеждает его, что историягосударстване есть историяего правителей, но — история“судьбынародной”.
Стройнаясистемаидейно-художественныхвзглядов помоглаПушкину создатьтрагедию “БорисГодунов”, которая поправу можетсчитатьсяобразцом народнойдрамы в духеШекспира.
Взявза основуфактологическийматериал из“Историигосудар­стваРоссийского”, Пушкин переосмыслилего в соответствиисо своей философскойконцепциейи вместо монархическойконцеп­цииКарамзина, утверждавшегоединство самодержцаи народа, раскрылнепримиримыйконфликтсамодержавнойвласти и народа.Временныеуспехи и победысамодержцевобусловленыподдерж­койнародных масс.Крушение самодержцевпроисходитв результа­тепотери довериянарода.
Отвергаяканоны классицизма, Пушкин свободнопереносит местодействия изМосквы в Краков, из царскихпалат на Девичьеполе, из Самборскогозамка Мнишекав корчму налитовскойгра­нице. Времядействия в“БорисеГодунове”охватываетболее шестилет. Классицистскоеединство действия, сосредоточенноговокруг главногогероя драмы, Пушкин заменяетединствомдействия вболее широкоми глубокомсмысле: 23 эпизода, из которыхсостоит трагедия, расположеныв соответствиис задачей раскрытиясудьбы народной, определяющейсобой и судьбыотдельныхгероев.
Следуя Шекспиру “в вольном и свободном изображении ха­рактеров”, Пушкин в “БорисеГодунове”создал множествообразов. Каждыйиз них обрисованярко, четко, сочно. Несколькимиштри­хами Пушкин создает острый характер и сообщает ему объемностьи глубину.
Всюжетной линии“БорисаГодунова”явственнопрочерчивается нравственная проблема: ответственность Бориса за убийство царевичаДимитрия. В своем стремлении к узурпации царского престолаБорис Годуновне останавливаетсяперед убийствомзаконногонаследника.Но было бы ошибкойсчитать, чтоэтическаяпроблема составляетидейный пафострагедии.Нравственнойсторо­не событийПушкин придаетсоциальныйсмысл.
“Димитриявоскреснувшегоимя”становитсязнаменем движе­нияшироких народныхмасс против“царя-Ирода”, отнявшего укре­постныхкрестьян Юрьевдень — единственныйв году деньсвободы. Нравственнаявина Годуновалишь повод дляобращенияпротив негонародной ярости.И хотя вера в“хорошегоцаря”, свойственнаякрестьянскойидеологииXVII—XVIIIвеков, выражена втрагедии внародном культеубиенногомладенца Димитрия, она не затемняетсоциальныйсмысл борьбынарода ссамодержавно-крепостни­ческимгнетом. Народ, оплакивающийцаревича-мученика, не хочет приветствоватьнового царя.
Такбеспристрастноеисследованиесобытий сообщает“БорисуГодунову”значениесоциально-историческойтрагедии. Социальнаяее направленностьакцентируетсяуже в первойсцене: Пушкинподчеркиваетполитическуюцель Борисав убийствецаревича Димитрия.
ИнтересноподготавливаетсяраскрытиевзаимоотношенийБори­са с народом.Из диалогаШуйского иВоротынскогомы узнаем, что“вследза патриархомк монастырюпошел и весьнарод”.Значит, народдоверяет БорисуГодунову, еслипросит егопринять царскийвенец? Но ужеследующаякоротенькаясцена на Краснойплощади заставляетсомневатьсяв народномдоверии. Не позову сердца, а по велениюдумного дьячкастекается народк Ново­девичьемумонастырю. Асцена на Девичьемполе и народный“плач”, возникающийпо указаниюбоярства, окончательноразвен­чиваютхитросплетенияправящих слоевобщества, стремящихсяпри­дать самодержавиювидимостьвсенароднойвласти.
ИзбраниеБориса царем— завязка конфликта.Введение вдей­ствиеСамозванцаобостряетконфликт междуцарем и народом.Сюжетная линияраскрываетборьбу Самозванцаи Бориса, новнутреннейпружиной всехсобытий остаетсяконфликтсамодер­жавнойвласти и угнетенныхнародных масс.
В течениепоследующихтринадцатиэпизодов народне выходит
на сцену, но его присутствиепостоянноощущается. Егосимпатии
к Димитрию-царевичутревожат царя и боярство, питают удаль
Самозванца.С “мнениемнародным”сверяют своипоступки борющиесястороны. Да ипобеду СамозванцаПушкин представляеткаксоциальнообусловленную.У него малочисленноевойско — 15 тысячпротив50 тысяч царских, он плохойполководец, он легкомыслен(из-за МариныМнишек на месяц задержал поход), но царскиевойска бегут при имени царевича Димитрия, города и крепостисдаютсяему. И даже временнаяпобеда Борисане может ничегоизменить, пока на сторонеСамозванца“мнениенародное”.Борис
понимаетэто:
Он побежден, какая пользав том? Мы тщетноюпобедой увенчались.Он вновь собралрассеянноевойско и намсо стен Путивляугрожает.
Пушкин не обрывает драматическое повествование на сцен смертицаря Бориса, подчеркиваятем самым, чтоне царь, а народявляется подлинным героем произведения. Не приемлет народ бессмысленнойжестокости, которую несетсамодержавие, а не толькоперсональноБорис Годунов.Увидев, что исторонникиновоявленного государя начинаютсвою деятельность с преступления, народ отказываетв поддержкеи Лжедимитрию.
Трагедияначалась политическимубийствомбезвинногоцаревича Димитрияи закончиласьбессмысленнымубийством Мариии Федо­ра Годуновых.Самодержавиеи насилие идутрука об руку.“Народбезмолвствует”— таков егоприговор общественнойсистеме.
Пушкинсоздал в трагедиисобирательныйобраз народа.Дейст­вующихлиц из народаПушкин называет“Один”,“Другой”,“Третий”; к ним примыкаети баба с ребенком, и Юродивый. Ихкороткие репликисоздают яркиеиндивидуальныеобразы. И каждыйиз них отмечаетгрань единогообраза народа.Создавая этотобобщенныйобраз, Пушкини здесь следуетзаконам драмыШекспировой.Он показываетна протяжениитрагедии эволюциюобраза народа.Если в первойсцене этобезразличнаяк борьбе завласть, лишьисподтишкаиронизирующаятолпа, то наплощади передсобором в Москвев отрывочныхфразах звучитнасторожен­ностьнарода, угнетаемогои притесняемогоцарской властью.И крик Юродивого:“Нет, нет! Нельзямолиться зацаря-Ирода!”— звучит призывомк бунту. Народмятежный, охваченныйстрастью разру­шения, показываетнам Пушкин всцене у Лобногоместа. Мудрым, справедливыми непреклоннымсудьей историипредстает народв финале трагедии.
Мощьюфилософскогообобщенияотличаетсямногогранный, противоречивый, воистинушекспировскийобраз царяБориса. Уже впервой сценеавтор устамиразных действующихлиц дает харак­теристикуГодунову, какбы предупреждаянас о сложностиего личности:“Зятьпалача и самв душе палач”,“Аон сумел и страхоми любовью, иславою народочаровать”.
В первоммонологе Борисав кремлевскихпалатах, передпат­риархоми боярами смиреннаякротость имудрая покорностьобры­ваютсяинтонациейприказа. И ужсовсем русскаяудаль и размахв последнихстроках:
А там —сзыватьвесь наш народна пир, Всех, от вельмож донищего слепца; Всем вольныйвход, все гостидорогие.
Глубокая, сильная душаБориса раскрываетсяв монологе“Достигя высшей власти...”.ФилософомпредстаетБорис, размышляющийо превратностяхсудьбы; емудоступно пониманиенепреходящихценностейжизни:
… ничто неможет нас
Среди мирскихпечалей успокоить;
Ничто, ничто…едина, развесовесть.
Сила егохарактера проявляется и в беспощадности приговорасамому себе:
Да, жалок тот, в ком совестьнечиста.
ПушкинпоказываетБориса и в кругусемьи; он нежныйотец, мудрыйнаставник. Ноон не погнушаетсяи выслушатьдонос. Болеетого в Московскомгосударствецелая сетьшпионов иосведомителей.В каждом боярскомдоме у Борисаесть “ушии глаза”.И он не занимаетсявыяснениемсправедливостидоносов. Жестокостьювеет от егоприказа: “Гонцасхватить...”
Какбы для тогочтобы датьБорису достойногопротивника, Пушкин рисуетобраз хитрейшегоиз хитрецовкнязя Шуйского.Но и в хитростиБорис можетпомеритьсяс любым хитрецом.Огромноесамообладаниепроявляет он, внешне спокойновыслу­шиваядолгий докладШуйского особытиях вУгличе. “Довольно, удались”,— отпускаетцарь подданного.Но как толькоушел Шуй­ский, вопль истерзаннойсовести вырываетсяиз груди Бориса:“Ух, тяжело!.. Дайдух переведу...”
В сценена Соборнойплощади у царяБориса всегодве фразы. Нои их довольноПушкину, чтобыв неожиданномзаступничествеБориса за Юродивогоотразить внутреннеепониманиеГодуно­вымсвоей ответственностиза преступление, совершенноев борьбе запрестол.
Создаваяобраз БорисаГодунова, Пушкинне задавалсяцелью нарисоватьзлодея от рождения.Борис Годуновпривлекаетсилой характера, ума, страсти.Но чтобы добитьсявласти самодержцаи удержать ееза собой, надобыть злодеем.Самодержавиеобеспечиваетсявластолюбием, хитростью, жестокостью, угнете­ниемнародных масс.Это поэт делаеточевидным всемсодержа­ниемтрагедии.
Пушкинсоздает и обобщенный образ правящей верхушки —боярства. ЭтоШуйский, Воротынский, Афанасий Пушкин.Они сами в конфликтеи с царем и снародом, но имнужен и конфликтцаря с народом— на этом строитсяих благополучие.
Нарождающеесяи обделенноедворянстворисует Пушкинв образе талантливогополководца, хитрого царедворцаБасманова, которому неизвестнымучения совести.Представительмолодого в туэпоху класса, он готов и наизмену радиобеспеченияличной выгоды.
“Милым авантюристом” назвал Пушкин своего Самозванца, которогоотличает обаяниемолодости, бесшабашнаясмелость (сценав корчме), пылкостьчувств (сценау фонтана). Онсмел и лукав, наход­ив ильстив. И даже“хлестаковскими”чертами, присущимилюбому авантюристу, наделяет Пушкин Самозванца: в сцене с поэтом, преподносящим ему стихи; в сцене, где Лжедимитрий строит прожектыотносительносвоего будущегодвора. Ничегонет в нем барского, величественного, даже ростоммал Самозванец.Героем его сделало “мнение народное”, обращенное против “царя-Ирода”.
Совестьнародную представляютв трагедии Пимен и Юродивый.В неторопливой, мудрой речиПимена слышитсянедовольствцарской властью, властью царя-преступника. Пимен являетсявыразителемгнева и мнениянарода.
Каки Шекспир, Пушкинсмешиваетстихотворнуюи прозаичес­куюречь. Внутристихотворнойречи рифмованныйстих соседствуетс белым стихом.Стихотворныеразмеры меняютсясо смелостьюдозволеннойтолько гению.И всякий разязык героя (иразмер стиха)именно тот, которым можетговорить толькоэтот персонаж.Русская народнаяречь, отражающая“лукавуюнасмешливостьума”присущую русскомународномускладу, в трагедиипредставленаочень широко.Но русскойречью в форменародной прибауткиможет заговоритьтолько Варлаам, а русская речьв форме народ­ногоплача можетраскрыть душевнуюболь Ксении— “вневестах ужпечальнейвдовицы”.
Размереннымбелым стихомразговариваютв палатах царяБориса и в боярскихдомах. Рифмованная, более легкаяречь — в Краковеи Самборе. Величаваячеканка речицаря Борисавыдер­жанаот первого егослова до последнего(“Яготов”).
Действующиелица в “польских”сценах изъясняютсяособенно изысканно.Изменяетсяв зависимостиот окруженияи речь Само­званца: в сценах, гдеон становитсяцаревичемДимитрием, онаболее легкая, изысканная, чем была у ГришкиОтрепьева. Ав моно­логепатера Черниковского(“Всепомоществуйтебе снятыйИгнатий...”)слышны интонациипольской речи.
Народизъясняетсяпочти всегдапрозой. Дажестихотворнаяформа первыхнародных сценкраткостьюи разорванностьюреплик, частотойвосклицанийсоздает впечатлениеразговорнойречи.
“БорисГодунов”—перваянародная трагедияРоссии. Трагедия, обнажающаясущностьсамодержавия, его антинародныйхарактер.Естественно, что царь долгоотказывалсяразрешить ееопублико­вание, издана она былатолько в 1831 году, но была запрещенадля сцены. Дажеотрывки из неецензура неразрешалаисполнять втеатре. Впервыетрагедия Пушкинабыла поставленалишь в 1870 годуна сцене Александрийскоготеатра.

3.“Маленькиетрагедии”
Дальнейшимутверждениемтеатральнойэстетики Пушкинастали “маленькиетрагедии”:“Скупойрыцарь”,“Моцарти Сальери”,“Каменныйгость”и “Пирво время чумы”.
Сюжетноне связанныемежду собою,“маленькиетрагедии”объединеныфилософскимиразмышлениямипоэта. Несмотряна горечь утраты“120братьев, друзей, товарищей”, Пушкин и впоследекабрьскуюпору осталсяверен идеалам“вольностисвятой”и проповедовалсвоим творчествомидеи освобождениянарода;
Лишь я, таинственныйпевец, На берегвыброшен грозою, Я
гимны прежниепою...
СозданиеПушкиным “маленькихтрагедии”и “Русалки”связанотворческимфеноменом“болдинскойосени”поэта — осени1830 года. В это жевремя былинаписаны “Станционныйсмотри­тель”,“Историясела Горюхина”, десятая глава“ЕвгенияОнегина”.Широкая тематикапушкинскихтворений этогопериода охватываетнечто большее, чем личныеассоциацииавтора, вынужденноговыжидать холерныйкарантин (вразлуке с невестойН. Н. Гончаро­войнакануне своейженитьбы), вполнеосознавшего, что с моментавозвращенияиз ссылки оноказался скованнымне только всвободе творчества, но даже в свободепередвижения, находясь поднеусып­нымнаблюдениемТретьего жандармскогоотделенияличной еговеличестваканцелярии.Замыслы Пушкинабыли необъятными.Он думал и надисторией ПетраIинад историейцарствованияАлександра1. Его волновалатема декабристови самого восстания14 декабря 1825 года.
“Маленькиетрагедии”родились отживой заинтересованностипоэта в развитиирусского театра, от желаниясоздать глубокиесоциально-психологическиеобразы, не просторассказатьо дейст­вии, но развить самодействие.
Неследует искатьв “маленькихтрагедиях”иной связи спроизве­дениямиВильсона иКорнуола илиТирсо де Молинаи Мольера, кромечисто сюжетногосходства. Пушкин, как, впрочем, и Шекспир иГете, смелоиспользовализвестныесюжеты длясоздания вполнесамобытныхпроизведений.Известныесюжеты наполненыу Пушки­нановизной содержания, широтой иконтрастностьюхарактеровперсонажей.
В“Скупомрыцаре”в центре вниманиядраматургастоит вовсене скупостьв обыденномпонимании этогослова. Пушкинраз­ворачиваетстрашную картинувласти золота, которой охваченыв разной степенипочти все действующиелица. МолодомуАльберу необходимодобиться заметногоположения придворе Герцога.Ему нужны средствана экипировкудля предстоящеготурнира, в которомАльбер надеетсяпобедить. Однакостарый отец, Барон, Денегне даст, и Альбер, попытавшисьполучить ссудуу ростовщика, вынужден обратитьсяза помощью ксамому Герцогу.Мысль об убийствеотца ради наследствапугает молодогорыцаря, но нисколь­коне мешает емужелать скорейшейсмерти Барона.В самом конфликтемежду сыноми отцом еще невозникаеттрагедии.Невидит ее поэт и в крайней скупости Барона, скрывающегов подвалахсвоего замканесметныесокровища.Трагическоезаключено всундуках Скупогорыцаря, в судьбахмножестваобездоленныхим людей:
Так я, по горстибедной принося
Привычнудань мою сюдав подвал.
Вознес мойхолм – и с высотыего
Могу взиратьна все, что мнеподвластно.
Подэтим “холмом”раздавленныесудьбы вдовыи трех ее детей.преступлениеТибо, учинившегоразбой. чтобыотдать долгБарону, утраченнаярыцарская честьотца и сына, готовых сразитьсяв поединке, наконец, скоропостижнаясмерть самогоБарона. Властьс помощью денег– предмет заветныхжеланий Скупогорыцаря и Альбера.Во имя этойвласти людиидут большечем на самоуничтожение.Так золотостановитсяв трагедии“Скупойрыцарь”самостоятельнойсилой, одерживающейверх даже надинстинктомжизни. Но бессмысленностьстрасти к золотуи борьбы занего обнажаетсявнезапно, поистине трагическойсмертью Барона, его последнимвозгласом:“Ключи, ключи мои!”Трагедия “Скупойрыцарь”– протест противуродующей душучеловека властиденег.
Резкоизмениласьобщественнаяжизнь Россипосле восстаниядекабристов.Она повлиялана судьбы искусстваи его служителей.Трагедия “Моцарти Сальери”поднимаетвопрос о местехудожника вобществе, оназначенииискусства, оего связи спростыми людьми, их радостямии заботами.Поэт свободенв своем творчестве:
Нас мало, избранных, счастливцевпраздных,
Пренебрегающихпрезреннойпользой,
Единогопрекрасногожрецов.
Вэпоху николаевскойреакции такиемысли звучалиреволюционно.Эти строкиутверждалиправо художникатворить повелению совести, а не по указкеправящих верхов.
Подобнотому, как темаскупости в“Скупомрыцаре”отступает передтемой властиденег, в “Моцартеи Сальери”тема завистилишь вплетаетсяв главную тему– трагедиюгения. Поэтутверждает, что “генийи злодейство”несовместимы, что свободасамовыраженияхудожника всвоих творенияхобусловленачистотой душевной.
Гений, каким утверждаетего Пушкин, олицетворяетсобой естественнуюсвязь с природой, с народом, сжизнью и смертьюсамого творца.Моцарт у Пушкинав равной степенирадуется игрес маленькимсыном, вкусномуобеду, несовершенному, наивному исполнениюсвоего сочиненияуличным музыкантам, волнуетсятаинственнымзаказом “Реквиема”.Творчестводля него –естественно.как сама жизнь, лишено какогобы то ни былонасилия надтворцом, еговолей.
ДляСальери жеискусство –плод “трудов, усердия, молений”, техники, ума, а не вольногосамовыражения.Он видит, чтотак живут итворят многие, и потому генийМоцарт представляетсяему противоестественными опасным. Сальеринесколько разговорит о том, что чувствозависти появилосьу него неожиданно, и он ищет объясненияэтому унизительномучувству и находитего в том, чтоименно ему, Сальери, назначеносвыше “остановить”гения, помешатьему создатьновые недостижимыевершины.
ВстолкновенииМоцарта и Сальеринедостаточнообнаружитьлишь два противоборствующихтипа творческогосознания – за“сальеризмом”можно увидетьнепримиримостьк свободе инезависимостихудожника, тозлодейство, которое во всевека и у всехнародов былои будет “несовместно”с гением.
Естьглубокие икрепкие связив философско-поэтическихобобщениях“Скупогорыцаря”,“Моцартаи Сальери”с третьей из“маленькихтрагедий”– “Каменныйгость”.Еслигубительнаясила золотамрачна и отвратительна, как мрачна иотвратительнаненавистьсхоластов кгению, то властьлюбви над человекомПушкин признаетсилой жизнеутверждающейи прекрасной, даже эта силаприводит егок гибели. Старыймиф о Дон Жуане, использованныймногими авторамиразных народов, находит у Пушкинасвое истолкование.Впервыемы встречаемсяс нравственнымперерождениемизвестногособлазнителяженщин. ДонГуан признаетсяДоне Анне:
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первыйраз смиренноперед ней
Дрожащиеколена преклоняю.
“Каменныйгость”– это преждевсего борьбатрех сердец: Дон Гуана, ДоныАнны и Лауры.Не понимаяприроды чувстваэтих персонажей.невозможнопонять и художественногоноваторстватрагедии.
Лаураи Дона Анна –два противоположныхженских характера, два различныхотношения клюбви и любимомучеловеку. Лаураспособна преданнолюбить толькоискусство. Она– хорошая актриса.“Какроль свою тыверно поняла, как развилаее”,- восхищаютсяпоклонникиюного талантаЛауры. И онаотвечает имкак истинныйхудожник:
Да, мне удавалось
Сегодня каждоедвиженье, слово.
Я вольнопредаваласьвдохновенью,
Слова лились, как будто ихрождала
Не памятьрабская, носердце…
Лаурасвободна ввыборе возлюбленного.Она не может, подобно ДонеАнне, сказать, что “сердцемслаба”.Лаура готоваотдать любовьДон Карлосу.Но появляетсяпрежний влюбленный, Дон Гуан, которыйубивает ДонКарлоса напоединке, иЛаура, хоть исмущена присутствиемв доме мертвоготела, бросаетсяв объятия ДонГуана. Они равныв своей освобожденностиот житейскихусловностей.
Совсемдругое дело– Дона Анна. Ейеще не знакомочувство настоящейлюбви, она незнает, что такоелюбовная страсть, хотя была замужемза Командором.Замуж ее отдалипотому, чтосемья былабедна, а пожилойКомандор ДонАльвар – богат.Она убеждена, что муж ее любил, и, повинуясьвдовьему долгу, приходит оплакиватьего на кладбище, где ее и встречаетвпервые ДонГуан.
Любовьк Доне Анне –единственнаяв богатой любовнымипохождениямибиографии ДонГуана. Это чувстводля него ново, оно для неговажнее жизни.И прежде ставящийлюбовь превышесмерти, ДонГуан почтинаверное знает, что месть каменнойстатуи Командора, некогда убитогоим на поединке, будет смертельной.Он бросаетвызов самойсмерти в лицестатуи Командора.И погибает от“пожатьякаменной егодесницы”с именем ДоныАнны на устах.Любовь ДонГуана исполненаглубокой нравственнойчистоты, парящейнад житейскойморалью.
Также возвышеннаи прекрасналюбовь женщины, которая преодолеваетненависть кубийце мужа, страх предроковой ответственностьюза вдовью неверностьпамяти своего“благодетеля”, перед разрушениемморали, завещанной матерью.
ДонаАнна у Пушкина– воплощениечистоты идобродетели, и перед этимиее качествамиДон Гуан склоняется, как перед алтарем.
Четвертаяиз “маленькихтрагедий”– “Пирво время чумы”целиком принадлежит“болдинскойосени”.Случайныесведения о чумев Лондоне 1665 годасвязались ввоображенииПушкина нетолько с холернойэпидемией, задержавшейпоэта в Болдине.Чувство окруженностицарскими соглядатаямисовпало с тем, что “Болдиноимеет вид острова, окруженногоскалами”.
“Пирво время чумы”с еще большейстрастью, чем“Каменныйгость”, воспеваетнравственнуюпобеду человеканад властьюсмерти. Большетого, здесьзвучит прямойвызов религии, трактующейэпидемию чумыкак высшуюкару, как испытаниесмертью, передкоторым обязансмиритьсякаждый человек.Старик-священникукоряет пирующих:
Безбожныйпир, безбожныебезумцы!
Вы пиршествоми песнями разврата
Ругаетесьнад мрачнойтишиной,
Повсюдусмертию распространенной!
Пушкинустами главногогероя трагедии– председателяпира Вальсингама– воспеваетмужество человека, его презрениек смерти во имяразума и познания:
Есть упоениев бою,
И безднымрачной накраю,
И в разъяренномокеане,
Средь грозныхволн и бурнойтьмы,
И в аравийскомурагане,
И в дуновенииЧумы.
Этотгимн исполняетне легкомысленныйчеловек, отдавшийсебя на волюрока. Вальсингаму Пушкина –характер, терзаемыйтрагическимипротиворечиями: он скорбит ишутит, спорити доходит доотчаяния, впадаетв долгую задумчивостьи едва не лишаетсяразума от видениялюбимой жены, унесеннойчумой. Ему трудновыстоять ипомочь другимиспытать “упоениев бою”.Среди этих, других, — двеженщины – дваконтрастныххарактера: шотландка Мэрии Луиза. Мэри– “падшаяженщина”с чистым и добрымсердцем, сумевшаяподняться надстрахом смерти.Луиза – ревниваяее соперница, воплощениезлобного эгоизма, не умеющегопобедить ужасперед подступающейгибелью. Пушкинрешает спормежду Мэри иЛуизой полнойнравственнойпобедой тихойи печальной шотландки, которая помогаетЛуизе в минутуобморока:“Сестрамоей печалии позора, приляг на грудьмою”.
В ремаркахПушкин настаиваетна активнойработе разумалюдей в атмосферепечали, в “царствечумы”, перед лицомсмерти.
“Пирво время чумы”заимствуетсюжет и персонажиих поэмы Вильсона“Чумнойгород”.Но и здесь Пушкинне повторилни одного характера, ни одной мыслианглийскогоавтора.
“Маленькиетрагедии”были с волнениемвстреченыпередовымиумами России30-х годов XIX века, но сценическаясудьба их прижизни поэтане состоялась.Театр не былподготовленк тем тонкимтребованиям“жизничеловеческогодуха”, которые предложилПушкин.
Создание“маленькихтрагедий”нельзя отделитьот работыпоэта-драматурганад драмой изнародной жизни“Русалка”.Задуманнаяза год до “болдинскойосени”,“Русалка”не было завершенани в 1830 году, нипозже. Пушкинприостановилработу наддрамой в 1832 году.Но и в незавершенномвиде “Русалка”служит образцомрусской национальнойдрамы, написаннойдля народа ина “наречии, понятном народу”, поднимающейострую проблемусоциальногонеравенства.

4.Заключение
Пушкинкак драматурги театральныйдеятель оказалрешающее влияниена всю последующуюисторию театра.Глубина социально– психологическиххарактеристикисторическихперсонажей, умение динамическистроить действие, а не рассказыватьо нем, жизненностьобраза народа– героя истории, а не историческогофона, богатствои красочнаяобразностьязыка – все этоостается посей день образцомв драматургии.Теоретическиеработы Пушкина, его размышленияоб актерскоммастерствев реалистическомтеатре сталиосновой будущейреформы театральнойкультуры, предпринятойК.С.Станиславскими его соратникамина рубеже XIX– XXстолетий.

5.Литература

Асеева Б.Н., Русский драматический театр.-М.: изд.Просвещение,1976.-382с.
Пушкин А.С., Собр.соч. в 10 т., Т.7.-М.: Худож.лит., 1976.- 398с.
Пушкин А.С., Мои замечания об русском театре// Наука.-1964.-Т.6.- c.247-248


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Descriptive Bok Tower Gardens Essay Research Paper
Реферат Найвидатніші особистості української літератури
Реферат Новаторське використання вільного вірша на прикладі творчості відомої іракської поетеси Назік аль-Малаіки
Реферат Нарративный потенциал рассказа А.П. Чехова "Студент"
Реферат О чем мечтают герой в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Реферат О людях, что ушли недолюбив, не докурив последней папиросы…
Реферат Образ немца в русской литературе
Реферат О начитанности Печорина по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Реферат Образ Петербурга в поэзии Г. Иванова
Реферат Book Review New Worlds For All Essay
Реферат Новые грани вечного образа Дон Жуана в одноименной комедии Мольера
Реферат Тенденции символизма в творчестве Врубеля
Реферат Сочетание почечноклеточного рака и пузырно-влагалищного свища (случай из практики)
Реферат Pollution In Georgia Essay Research Paper Growing
Реферат Конфликтность и сплоченность как характеристика групп 2