Содержание:
Введение….……………………………………………………………………… 4
1. Этапы становления древнегреческой культуры. Основные черты культуры Древней Греции…………………………………………………………………. 5
2. Основные периоды развития культуры Древнего Рима. Основные черты культуры Древнего Рима…………………………………………………..…… 23
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список использованной литературы…………… …………………………… 37
Введение
Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название— античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры.
Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания..
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития мировой культуры важнейшим вопросом является ее формирование и развитие. Античность как тип культуры является фундаментом мировой культуры.
Целью курсовой работы является рассмотрение античного типа культуры Древней Греции и Древнего Рима и ее роли в формировании современной мировой культуры.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
— описание этапов становления древнегреческой культуры;
— раскрытие основных черт культуры Древней Греции;
— анализ основных периодов становления развития культуры Древнего Рима;
— описание основных черт культуры Древнего Рима
Культура Древней Греции.
В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубежеIII тыс. до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На протяженииIII тыс. до н. э. наиболее развитым было население Кикладских островов, расположенных в Эгейском море. До нашего времени дошли остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. На рубежеIII—II тыс. до н. э. на островах появляются настоящие города, с этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса— легендарного царя острова.
Вся жизнь на Крите была сосредоточена вокруг так называемых дворцов, которые состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль. Этому во многом способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.
Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти— теократия (от греч. theos — бог), при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административными и хозяйственным центром. Среди дошедших до нас памятников ремесла и искусства критской цивилизации следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику.
Расцвет Минойской культуры приходится наXVI — 1-ю пол.XV вв. до н. э. Однако в серединеXV в. до н. э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой части Греции воинственных греков-ахейцев. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время достигла расцвета Микенская (или Ахейская) культура, сформировавшаяся на рубежеXVIII—XVII вв. до н. э.[2]
Первоначально эта культура испытывала сильное влияние Минойской цивилизации. С Крита были заимствованы некоторые божества, фресковая живопись, фасоны одежды, водопровод, канализация и др. Однако тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, Микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Одним из ранних памятников Ахейской культуры были так называемые шахтные гробницы в Микенах, открытые в1876 г. известным немецким археологом Генрихом Шлиманом(1822—1900). В гробницах вместе с костями умерших были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.
Расцвет Микенской цивилизации приходится наXV—ХШ вв. до н. э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из ИТОГ— в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. Почти все ахейские дворцы в отличие от критских были укреплены, их мощные стены сооружались из огромных каменных глыб без всякого связующего материала.
Как и на Крите, дворцы были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно Преобладание сцен войны и охоты. В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы— толос (купольная гробница), самая большая из них— гробница Атрея в Микенах.
Ахейцы, захватив вXV в. до н. э. Крит, переняли у минойцев письменность (линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (линейное слоговое письмо Б). Глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке, удалось расшифровать.
Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы— доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.
В концеXIII в. до н. э. огромная масса северобалканских варварских, то есть не затронутых Крито-Микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущая роль в этом переселении народов принадлежала греческому племени дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами— более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев вXII—XI вв. до н. э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование Крито-Микенская цивилизация.[11]
Культура гомеровского периода. Этот период(XI—IX вв. до н. э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные вVIII в. до н. э., являются важнейшим источником информации об этом времени, хотя и рассказывают о происходившей вXIII в. до н. э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев— Одиссея,— домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся еще к Крито-Микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. В поэмах отражена жизнь общества с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая Предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской цивилизации. Герои Гомера— цари и представители знати— живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь не похожих на дворцы крито-микенских царей.[6]
До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (IX в.до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение. Сцены на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны героя, соревнования юношей в силе и ловкости.[8]
Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе— архаической (2-я пол.VIII в. до н. э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.
Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы — «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, одного из родоначальников греческой и европейской литературы.
Принято считать, что поэмы эти были написаны в IX-VIII в.до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В их основе ежит ахейский эпос — сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии).
Своими корнями эпическая традиция уходила в период микенской культуры.
Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Эти песни пели тогда сами цари и воины под звуки форминги -разновидности кифары, как это делает Ахилл в «Иллиаде».
Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы — аэды или рапсоды. Из эпической песни выстроены «Иллиада» и «Одиссея»
Эпические поэмы Гомера — своего рода кодекс аристократической морали.
Высшей ценностью для знатного воина — эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец-аэд, который передает ее потомкам.
В это время изобразительное искусство и архитектура делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более высоким уровнем мастерства.[3]
Культура архаического периода. В этот период(VIII — 480 до н. э.) проходила Великая колонизация— освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В резуль-тате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев— алфавитное письмо, которое греки усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки, в частности астрономии и геометрии, происходило под влиянием египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.
В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.
В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало окончательное создание единого пантеона богов в результате слияния древних местных культов, основным среди которых стал культ олимпийских богов.[2]
Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана— титаны, которые свергли отца. Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном— Зевсом. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера— владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату— Аиду— подземное царство.
Богом света и поэзии был Дполлон, которого обычно сопровождали девять муз— покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости— Афина, богом огня и кузнечного мастерства— Гефест, войны— Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина— ткачеству, Дионис — виноделию, Гермес— торговле и т. д.
Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.
Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.
Состязательное начало или агон – стремление к успеху, будь то спорт, музыка или поэзия, отличительная особенность у древних греков. Основным фактором в культурном развитии Древней Греции были игры, которые устраивали в честь богов. Самыми главными были — Олимпийские игры, Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Олимпийские игры представляли собой спортивное состязание, посвященное богу Зевсу, и проходили один раз в четыре года. Пифийские игры – спортивное и музыкальное состязание в честь бога Аполлона, проходившее в Дельфах так же как и Олимпийские игры — один раз в четыре года. Истмийские игры проводились в честь бога Посейдона под Коринфом – один раз в два года, Немейские игры проходили в новолуние июня один раз в год в Немейской долине при храме Зевса. Игры продолжались пять дней, и в Греции на это время сохранялся мир. Атлету, который трижды одерживал победу в играх, давалось право установить свою статую в священной роще, расположенной около храма бога Зевса Олимпийского. Атлеты выступали обнаженными, женщинам было запрещено присутствовать на играх. Участники состязались в таких видах как бег, кулачная борьба и гонки на колесницах. В олимпийских играх наградой была оливковая ветвь, в Пифийских играх – лавровый венок, в Истмийских играх – венок из сосновых веток, в Немейских играх – венок из веток оливы или из сельдерея.[1]
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности— натурфилософия. Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (624—546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок.585— 525 до н. э.)— воздух, Анаксимандр (ок. б11—546до)н; э.)— апейрон (беспредельное), т. е. первоматерию с ее противоположными началами— твердым и жидким, теплым и холодным. Исследованием первопричины мира занимались и другие философы архаической эпохи.
Пифагор (ок.540—500 до н. э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок.554—483 до н. э.), считавший первоосг новой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Большой вклад в) развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок.540—480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей, их движение он объяснял обманом органов чувств.
Греческая поэзия в послегомеровское время отличается насыщенным тематическим богатством и разнообразием жанров. Эпос представляет два варианта: эпос героический и эпос дидактический. К героическому эпосу относятся поэмы «Цикла», а к дидактическому эпосу относятся поэмы Гесиода: “Труды и дни” и “Теогония”. Гесиод – это реально существовавший человек, обычный земледелец, в отличие от Гомера, чья жизнь практически полулегенда. «Теогония» – это поэма, созданная на мифических материалах. «Труды и дни» является первым произведением по этике и правилам поведения. В этот период формируется совершенно другое направление греческой литературы. Теперь внимание писателей направлено не на героические подвиги прошлых лет, а на сегодняшнюю жизнь людей. Поэты начинают писать о своих личных переживаниях, такие произведения получили название «Лирические» – от слова «лира» – популярный греческий музыкальный инструмент, под звуки которого поэты читали свои стихи. Величайшим стихотворцем лирической поэзии был Архилох, он передавал в своих стихах оскорбленное самолюбие, порыв страсти, желание мстить и стойко переносить невзгоды судьбы. Лучшие поэты греческой лирики – Анакреонт – создал образы весёлых и радостных греков, Феогнид, Солон, Пиндар – воспевший добродетель, Алкей и легендарная поэтесса Сафо – писала любовные стихи и свадебные песни.[12]
КVI в. до н.э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа.
ВVIII—VI вв. до н. э. зарождаются греческая историография, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица— актера.
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного Телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры— обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
Достижением греческой архитектуры в архаический период является строительство храмов. Появляется система ордеров – это соотношение несущих и несомых частей здания в конструкции, которая строилась из балок. Существовали два архитектурных ордера – дорический и ионический. В них наблюдались некоторые художественные особенности Дорический стиль суровый и немного тяжеловесный, но присутствует строгое соответствие между ними, колонны правильно геометрически исполнены. Ионический стиль пышный, колонна вместе с функциональной характеристикой, еще и декоративно оформлены – капитель (верхняя часть колонны) имела форму бараньего рога. В этом стиле ценилось легкость и изящество. В это период объединяется архитектура и скульптура – храмы украшают рельефами снаружи, а внутри здания устанавливаются статуи богов, которым посвящен храм. Храм Аполлона – образец дорической постройки. Из ионических храмов большая часть уничтожена, но в мире греков славились – святилище Артемиды, храм Геры. Полихромная роспись – эта главная особенность храмов того времени. Произведения античной архитектуры сверкали разноцветными красками. [7]
Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около700 г. до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около530 г. до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением сцен обыденной жизни людей.[1]
Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.
Классический период. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.
Классический период(480—323 до н. э.) подразделяется на эпоху расцвета (V в. до н. э.) и эпоху кризиса полиса(IV в. до н. э.)
Эпоха расцвета. Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны(500—-449 до н. э.). Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции вV в. до н. э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (ок.495—429 до н. э.)
В классический период целью воспитания гражданина стало его физическое и духовное совершенство. В систему образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли софисты— странствующие философы, которые за плату обучали желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим умением убеждать и доказывать.
В этот период жил один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины великий мудрец Сократ(470—399 до н. э.). Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Не интересуясь традиционными философскими проблемами, все внимание Сократ уделяет человеку— его природе, возможностям, воспитанию. Основой человеческого существования и развития он считает разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать в споре с помощью наводящих вопросов.
В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит(460— умер в глубокой старости), который ввел понятие атомов— неделимых частиц, материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении— объяснять надо только изменения, а это возможно без веры в богов.[2]
В классическую эпоху наука еще тесно связана с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. Например, «вV в> до н. э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа (ок.460 — ок.370 до н. э.). Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого человека следует в зависимости от его индивидуальных.особенностей, мобилизуя силы организма с помощью диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего— не вредить пациенту.[9]
В литературеV, в. до н. э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил(525—456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано.применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила— прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный».
Еще одна важная тема Эсхила— идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».
Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика— Софокла (ок.496—406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе.
Творцом психологической драмы был Еврипид(485/484 или480—406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях— борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».
Великолепным комедиографом был Аристофан (ок.445 — ок.386), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Миро, «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.[11]
Вся жизнь афинских граждан вV в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан— мужчин— принимало участие в работе народного собрания, органов управления, судов. Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы— дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. Повседневная одежда афинян была скромной, пища— довольно скудной: в основном овощи, рыба, ячменные лепешки, пили обычно разбавленное вино, воду, молоко. [9]
Большой интерес граждан вызывала история родного полиса. Греческая историографияV в. до н. э. бурно развивается и впоследствии становится образцом для подражания, Еще древние «отцом истории» называли Геродота (ок.484—425 до н. э.). В отличие от логографов (историков архаического периода, у которых отсутствовала четко выраженная основная идея повествования, он написал законченное, прекрасно изложенное произведение— «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны.
Величайший историк античности— Фукидид(460—396 до н. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.
Главной задачей искусстваV в. до н. э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил— победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической.
В это время достигает расцвета реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей отличают творчество великих скульпторовV в. до н. э.: Фидия (серединаV в. до н. э.)— статуи «Афина-воительница», «Афина- Парфенов для Парфенона в Афинах, «Зевс»— для храма в Олимпии; Мирона(V в. до н. э.)— знаменитый «Дискобол»; Поликлета (2-я пол.V в. до н. э.)— статуя «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка».[7]
Среди греческих живописцевV в. до н. э. следует отметить Полигнота (1-я пол.V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол.V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их картины до нас, к сожалению, не дошли, и основным памятником живописи этого периода для нас остается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.[12]
V в. до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции. В это время создаются наиболее совершенные, комплексы, после разрушений во время греко-персидских войн восстанавливаются города и отдельные памятники. В классический период окончатедьно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый,.более нарядный ордер— коринфский,, для которого характерна капитель колонны, украшенная листвой и завитками. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. В первой половинеV в. до н. э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского стиля: величественные храмы в городе Посейдония (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии. Особое место в истории античной ар хитекгуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в480 г. до н. э., он заново отстраивается на протяжении всегоV в. до н. э. под общим художественным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшегорасцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений— пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы): Здесь же возвышался и главный храм Афин— Парфенон. Прекрасно найденные пропорций, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.
Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле, другой великолепный храм Афинского Акрополя— Эрехтейон(421—406 до н. э.) со знаменитым портиком кариатид.[1]
Эпоха кризиса полиса. Первые признаки кризиса полиса проявились уже в годы Пелопоннесскойвойны (431г-404 до н. э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности— экономическую основу города-государства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Все больше развивается индивидуализм, стремление прежде всего к личному благополучию, а не к общественному благу, Постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит.[2]
Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н. э. вели к тому, что люди все сильнее сосредоточивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании. Не случайно в двух сложившихся в это время философских школах— кинической и гедонической— на первом плане стоят этические проблемы, поиски счастья. Главными представителями кинической школы были Антисфен (ок.444—366 до н. э.) и Диоген Синопский (ок.412—323 до н. э.). По их мнению, конечная цель человеческих устремлений— добродетель, она совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла и довольствоваться малым, что обеспечивает независимость. Однако независимость у киников означала и отрицание культуры, семьи, имущества, государства, общественных установлении. Очень характерна фигура Диогена, который вел нищенский образ жизни, презрительно относился к культуре, считал себя гражданином мира (космополитом) и требовал «переоценки ценностей».
Гедонисты, основным представителем которых был Аристипп (ок.435— 355 до н. э.), считали, что истина непознаваема, Поэтому каждый человек должен стремиться к тому немногому, что ему доступно,— к удовольствию и должен во всем руководствоваться собственными ощущениями.[3]
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа— Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на развитие как философии, так и христианской теологии. Платон(427—347 до н. э.) был учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу— Академию. По его мнению, можно узнать истину о том, что происходит в государстве и в природе, причем это знание не особое у каждого человека, а единое и общее для всех Людей. Чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, природа, все видимые вещи— лишь копии или отражения мира идей— невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве. Уделяя большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности, Платон предлагал реформировать клонившийся к упадку полис. Основной идеей его учения о государстве является справедливость, создание идеального политического строя. Государство Платона состоит из сословий правителей (философов), воинов и так называемого третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и пр., Каждое сословие должно заниматься своим делом и в совершенстве владеть им. Справедливый государственный строй создается в результате гармоничного сочетания деятельности сословий и их добродетелей.
Ученика Платона— Аристотеля(384—322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. Дошедшие до нас его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и представители натурфилософии, особенно Демокрит, Достижения прежней философии Аристотель углубил, критически переработал и систематизировал в своей философской системе. Важным моментом в учении Аристотеля является взаимоотношение формы и материи. Процесс развития, по его мнению, выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материй, придает ей определенность. Аристотель также разрабатывал учение о природе» понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, о логике. Как и Платон, Аристотель сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе.
Учение Аристотеля, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений.
Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой системы образования, основной задачей которого считал научить человека мыслить, дать, фундаментальные знания, в различных областях науки и жизни; Под влиянием Аристотеля вIV в. до н. э. окончательно сложилась стройная система образования, сохранившая свое значение до конца истории Древнего мира. На первом, начальном, этапе обучения давались навыки Письма, чтения, счета, проводились уроки гимнастики и музыки. На втором этапе изучались грамматика, риторика, математика, занятия спортом и музыкой проводились на более высоком уровне. Третья, высшая, ступень завершала учебный процесс, на этом этапе изучались риторика и особенно философия.[4]
В литературеIV в. до н. э. ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия. Место так называемой «древней» комедииV в. до н. э., отражавшей злободневные политические вопросы, заняла «средняя» комедия, развлекавшая публику обыгрыванием незначительных событий повседневной жизни. Театр перестал играть свою прежнюю социально-воспитательную роль, обратился к частной жизни человека:
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика— наука об ораторском искусстве. Речи Cократа(436—338 до н. э.) и Демосфена(384— 322 до н. э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма— единства греков, сознавая, что отдельный полис не может выжить самостоятельно.
Наиболее значительным историкомIV в. до н. э. был Ксенофонт(430/425— после355 до н. э.). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. Но до уровня Фукидида Ксенофонту подняться не удалось— его в основном интересовали великие личности, а не причинно-следственные связи событий.[2]
Греческая архитектура этого периода, развивая достижения предыдущего столетия, обладает рядом особенностей. Все большее значение в ней приобретают декоративные начала, гораздо чаще других встречается теперь самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей— коринфский. В это время применяются новые композиционные приемы, в частности, появляются сооружения круглой формы. Большое внимание уделяется строительству театров, для возведения которых теперь используется прочный материал — камень. Среди наиболее известных построек этого этапа следует отметить театр в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе.
Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастераV в. до и. э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторыIV в. до н. э.— Пракситель (2-я третьIV в. До н. э.), Скопас(IV в. до н. э.), Лисипп (2-я пол. IV в. до н. э:). Изображая богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель насыщает' их чисто человеческими настроениями самых различных оттенков («Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу», «Отдыхающий Гермес» и др.). В отличие от Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоций, Скопас показывает глубокие чувства, драматические ситуации («Геракл», «Вакханка» и др.). Переосмыслив канон изображения человека, созданный вV в. до н. э. Поликлетом, Лисипп делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную внутреннюю жизнь человека.[4]
О живописи Древней Греции судить сложно, но, по свидетельствам древних авторов, в IV в. до н. э. в ней наблюдаются те же тенденции, что и в развитии скульптуры.
Бесспорным положительным моментом развития греческой культуры вIV в. до н. э. стало обращение к внутреннему миру человека. В тоже время культура из общего достояния гражданского коллектива все больше превращается в культуру интеллектуальной элиты, основная масса людей постепенно превращается в обывателей, занятых лишь собственными проблемами.
В целом под воздействием кризиса полиса вIV в. до н. э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.[2]--PAGE_BREAK--
Культура эпохи Эллинизма. Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского(356—323 до н. э.)— сына ФилиппаII, подчинившего Грецию. В результате похода(334—324 до н. э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма(323—27 до н. э.)— эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок.287—212 до н. э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину Ж для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т. д. В то же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.[2]
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук— математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок.365—300 до н. э.) создал, элементарную геометрию; Эратосфен (ок.320 —250 до н. э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок.320—250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский(190 — 125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский(I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины.
Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Древнегреческие ученые Герофил (рубеж Г/—III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок,300—240 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля— Феофрата (Теофраст)(372—288 до н. э.).
Развитие научных знании требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них— в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.[3]
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху,— филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане— эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Родосский(III в. до н. э.), Каллимах (ок. 300 — ок.240 до н. э.).
Своеобразной реакцией на жизнь городов стал особый вид поэзии— идиллия. Идиллии поэта Феокрита (ок.310 — ок.250 до н. э.) стали образцами для более поздней буколической, или пастушечьей, поэзии.
Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образами богов и демонов.
Человек этого времени предпочитал не принимать участия в жизни общества и погрузился в личную жизнь. Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.
Появляется новый вид драматургии-новоаттическая комедия. Были популярны и такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.
Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершенство и гармоничность форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страстному[1]
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм (от греч. ekiektikos— выбирающий)— стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее, типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы— эпикурейство и стоицизм.
Основателем первой был Эпикур(342/341—271/270 до н. э.). Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавалась атараксия, т. е. невозмутимость, душевный покой.
Вторая система, стоицизм, созданная Земном (ок.335 — ок.262 до н- э.), идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.
Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта— религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все яснее,
В религию эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений. Прежде всего, это культ монарха, выросший на почве обожествления личности царя, харак-. терного для многих древневосточных обществ. Греко-македонские монархии сделали этот культ общим. Царствующие монархи, их жены признавались богами, в их честь строились храмы, им воздавались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии— культ судьбы, судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм (от греч. synkretismos— соединение)— смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.[2]
В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство которых, а также перепланировка старых осуществляются по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эллинистическую эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т. д. В столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки. В этот период широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях. Стены зданий часто украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.
В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.
Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), который одно время был придворным художником Александра Македонского. Он в совершенстве использовал эффекты светотени и графическую перспективу, его изображения людей отличались особым изяществом.
Произведения Апеллеса, как и других греческих художников, не сохранились, а известны по свидетельствам античных авторов.
В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуреIV в. до н. э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени— динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы— в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры «Афродита Мелосская», «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс— бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту37 м.[1]
Культура Древнего Рима
Римская культура является составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземноморского мира.[2]
Этрусская культура. На территории Апеннинского полуострова Этрусская цивилизация— древнейшая. ВI тыс. до н. э. в Средней и Северной Италии этруски еще до римлян создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света,— характерные черты этих городов. Большой вклад этруски внесли в развитие архитектуры, первыми начав строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.
Этрускам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит, распространенный в большей части Европы и мира,— этрусского происхождения.
Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигла керамика, особенно характерны зачерненные при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Изобразительному искусству этрусков присущи реализм, стремление передать наиболее существенные черты. Особенно это касается портрета, совершенно чуждого идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.
Во время раскопок было, найдено также около10 тысяч надписей, однако расшифровать удалось только несколько слов, язык этрусков до сих пор непонятен.
В этрусской религии большое значение имело искусство гадания по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений— необычных явлений природы. Пантеон богов в общих чертах соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.
Большое влияние на этрусскую культуру оказали греки, появившиеся в Италии в ходе Великой колонизации(VIII—VI вв. де н. э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества все больше и больше приобретали функцией и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские племена. Одно из них, латины, занимало Лаций— территорию в центральной части Апеннинского полуострова, именно здесь и возник город Рим— будущая столица громадной империи.[5]
Царский период. Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои— города на северо-западном побережье Малой Азии — некоторым ее защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жены свою дочь. Сын Энея— Асканий Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лаций новый город, Получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея— Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. через некоторое время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвии родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра,— на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым-царем.[10]
Временем основания Рима традиционно считается753 г. до н. э. С этого момента начинается первый, царский, период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, устроена канализация, возведен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян— тога, форма дома с атрием— внутренним двориком— и т д.
Ранняя римская религия была анимистической, т. е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм— храм Юпитера на Капитолийском холме— был построен этрусскими мастерами.[2]
Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны— души умерших, гении— духи— покровители мужчин, лары— хранители домашнего очага и семьи, пенаты— покровители дома и всего города. Злыми духами считались ларвы— души непогребенных покойников, лемуры— призраки мертвецов, преследующие людей, и др.
Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых от-мечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики— по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме— не особая каста, а выборные должностные лица.[5]
По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в510 г. до н. э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого(534/533— 510/509 до н. э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой.[2]
Период Республики. Ранняя Республика. В эпоху ранней Республики (конецVI — началоIII вв. до н. э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. ВIV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.
КIV в. до н. э. относится зарождение в Риме театра— по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.[6]
В серединеV в. до н. э. в Риме были составлены «Законы12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.
С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц— в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.
В эпоху ранней Республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи Рима. Основной единицей римской армии был легион (от3 до б тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. В состав легиона входили также конница и вспомогательные войска. Для размещения войск строились временные и постоянные укрепленные военные лагеря с четкой и простой планировкой: две улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Весь лагерь окружался рвом и валом, четверо ворот постоянно охранялись вооруженными воинами. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград.
Высшими наградами были венок из дубовых листьев, дававшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец— тому, кто первым поднимался на стену вражеского города. Высшей наградой полководцу служил триумф— торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия. Перед триумфатором шли таенные и заложники, музыканты, замыкали процессию воины-победители.[5]
Поздняя Республика. С 60-х гг.III в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К серединеII в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка— начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы(138—78 до н. э.) или Цезаря(100—44 до н. э.) к концуI в. до н. э. сменяется принципатом— наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.
В связи с необходимостью идеологического обоснования широкомасштабных завоевательных войн в эпоху поздней Республики (начало III — конец I вв. до н.э.) начинает складываться особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделенным особыми добродетелями: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит общему делу— республике.[1]
Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих ее сторон.
Начиная сIII в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера— с Зевсом, Нептуна— с Посейдоном, Плутона— с Аидом, Марса— с Аресом, Юноны— с Герой, Минервы— с Афиной, Цереры— с Деметрой, Венеры— с Афродитой, Вулкана— с Гефестом, Меркурия— с Гермесом, Диуны— с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое— в будущее), как божество входа и выхода, а затем— всякого начала. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки, правильно, со всеми формальностями совершенный обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.[7]
Еще одним характерным проявлением практичного мышления римлян была их любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция— наука о праве. Уже сIII в. до н. э. можно было получить консультацию профессионального юриста, воII в. до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а вI в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.
Развивалось и красноречие (риторика), выдающимся представителем которого был Цицерон(106—43 до н. э.). О гениальном риторическом даровании его свидетельствуют не только более50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории риторики.[9]
Практическим целям было подчинено и римское образование. ВоII—I в в. до н. э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.[2]
Наряду с народным италийским творчеством (культовые, обрядовые, свадебные и другие песни) на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливии Андроник (III в. до н. э.), переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы были очень вольными, допускали включение новых отрывков, изменение имен и пр.
Крупнейшим писателем концаIII — началаII вв. до н. э. был Плавт (ок. 250—184 до н. э.)— знаменитый комедиограф. В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах.
Несколько позже писал свои комедии Теренций(190—159 до н. э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Римская трагедия была еще более подражательной, слабо связанной с римской действительностью.[4]
Больших успехов достигла римская поэзия вI в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция (ок.96—55 до н. э.) и Катулла (87/84-ок.54 до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции.
Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба, тонко передаются настроения и размышления самого автора. Особой популярностью пользовались страстные и выразительные любовные стихотворения Катулла.[2]
Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего(234—149 до н. э.) «О сельском хозяйстве». Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон(116—27 до н. э.) и Цицерон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих»— своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии выдающихся граждан, философские произведения. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.
Истоки римской историографии восходят еще к календарям жрецов-пон-тификов. В республиканскую эпоху наибольший вклад в ее развитие внесли Саллюстий(86—35 до н. э.): «Заговор Катилины», «Югуртинская война», а»также великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь, оставивший потомкам «Записки о Галльской войне». Главными задачами римской историографии были политическая пропаганда, разъяснение и оправдание внешней и внутренней политики государства.
На развитие римской философии оказала влияние греческая культура— наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.[10]
Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих, сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды, купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. ВоII—I вв. до н. э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы— сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок.
Возникает новый тип монументального сооружения— триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua — вода и duco — веду).
Завоевание Римом Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, различными материальными ценностями в Рим в огромном количестве ввозились греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Ли-сиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях.
Свой вклад в развитие скульптуры римляне, используя этрусские традиции, внесли в области реалистического портрета. Портретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре, именно в них проявляется ее своеобразие. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. ВоII—I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.[7]
Период империи. Ранняя империя. Эпоха ранней империи— принципата (конецI в. до н. э.— II в. н. э.)— время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное
Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.
Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, так и в эпоху эллинизма) оставались Афины. ВI—II вв. н. э. у римлян по-прежнему были распространены стоицизм и эпикурейство. Среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок.4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121—180 н. э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.
Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов— почитание императоров, объявлявшихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верящим в них бессмертие в загробном мире.[6]
Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I—II вв. н. э. придавалось географическим знаниям— появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э.— 23/24 н. э.), Птолемея (после 83-после161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший(23/24—79). Больших успехов добилась медицина: врач Гален(129—199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физическое описание целостного организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже воII в. н. э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще вIII в. до н. э. гелиоцентрической системы, принимается предложенная Птолемеем геоцентрическая теория, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.
ВоII—III вв. н. э. высшего расцвета достигает римская юриспруденция. Создаются многочисленные теоретические сочинения, юристы активно участвуют в управлении государством, занимают высокие государственные должности, являются экспертами и советниками императоров. Наиболее известными юристами того времени были Гай (2-я пол.II в.), Юлиан(II в.), Папиниан (ок.146—212), Ульпиан (?—228) и др.[2]
Одно из величайших достижений римской культуры— литература эпохи ранней империи. Особого расцвета она достигает в правление первого римского императора Августа(63 до н. э.— 14 н. э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный Августа— Гай Цильний Меценат (?—8 до н. э.), чье имя стало нарицательным. Среди пользовавшихся поддержкой Мецената— замечательные поэты Вергилий(70—19 до н. э.), перу которого принадлежит знаменитая поэма «Энеида», и Гораций(65—8 до н. э.), поэзия которого стала образцом для европейской лирики.
Немного позже творил еще один знаменитый римский поэт— Овидий(43 до н. э.— 18 н. э.). Особой известностью среди его произведений пользуются «Метаморфозы»— поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. Умная, ироничная, полная горьких упреков судьбе поэзия Овидия оказала большое влияние на литературу Средневековья и Возрождения:
Римская литература1—11 вв. н. э. представлена целым созвездием имен:
писатели Апулей(II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел»; Плутарх (ок.46 — ок.119), знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал (ок.60— ок.127), Петроний (?—66), Лукиан (ок.120 — ок.190).
В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию(59 до н. э.— 17 н. э.) принадлежит труд «История Рима» от основания города до9 г. н. э. Крупный римский историк Тацит (ок.55 — ок.120) —автор работ «Анналы», «История», «Германия». В этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени— ее явная ориентация на прославление империи.[4]
В период принципата во многих городах империи развивается крупное строительство— создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. ВI—II вв. н. э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей— самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов)— самое знаменитое античное купольное сооружение высотой43 м. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в79 г. н. э.[11]
В концеII в. н. э. в Римской империи начинается кризис, который вIII в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.
СIII в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, снижается техническое мастерство. [10]
Поздняя империя. В период поздней империи (конец III — конецV вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату— неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византии).
История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.
Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии— спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии— Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в концеI в. и в первой половинеII в. н. э., появились жизнеописания основоположника новой религии— Евангелия. В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в серединеIII в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин(272— 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В325 г. Константин созвал в Никее первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половинеIV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.[11]
В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще творили такие поэты, как Авзоний (ок. 310 — ок.395) и Клавдиан (ок.375 — после404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок.330 — ок.400), но они все же подражали старым образцам и чрезмерно увлекались внешней формой.
ВIV в. начинают строить христианские храмы— базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.
Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.
Восточная Римская империя продолжала существовать до1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое сущенствование в476 г. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья.[10]
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры, античная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.
Значение древнегреческой культуры столь велико, что недаром мы называем времена ее расцвета «золотым веком» человечества. Мы восхищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых.
В сохранении греческого культурного наследия и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римская культура.
Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства— религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.
Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.
Список используемой литературы:
[1] П. С. Гуревич «Культурология: Учебник 3-е издание». Москва 2001г.
[2] Маркова А. Н. «Культурология. История мировой культуры». М., 2001г.
[3] Боннар А. «Греческая цивилизация». М., 1989г.
[4] Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,. Трикста, 2003 — 496 с
[5] История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. — М., Высшая школа, 1971.
[6] Древние цивилизации. / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль, 1989.
[7] Дмитриева Н. А. Краткая история искусств — М., Искусство, 1985.
[8] Лурье С. А. История Греции. — СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.
[9] Любимов Л. Искусство древнего мира. — М., Просвещение, 1980.
[10] Моммзен Т. История Рима. — СПб, Лениздат, 1993.
[11] Зелинский Ф. История античной культуры. СПб., 1995г.
[12] Гриненко Г. Культурология. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998г.