Введение
Любой грамотныйчеловек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедови прадедов. На основе образов прошлого, исторических событий происходит отбор иформирование норм и нравственных ценностей. Настоящее тесно переплетается сбудущим. Поэтому достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить подсомнение настоящее. Постепенно начинает рваться привычный уклад жизни, вносясмуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды,опустошая духовно.
Познаваяисторию образования и развития Судогодского края, попробуем через названияуловить присущие ей особенности.
Гипотеза:
Существуетвзаимосвязь между историей Судогодского района и топонимами и гидронимами, чтоистория Судогодского района отражается в топонимах и гидронимах.
Цель:
Показать,что топонимы являются одной из главных составляющих краеведения.
Задачи:
1. изучитькраеведческие материалы Судогодского района
2. изучитьнаучную литературу по топонимике
3. выявитьтопонимы края на карте Судогодского района
4. выявитьтопонимы края по историческим документам
5. сопоставитьтопонимы современности с топонимами прошлого
6. выявитьотношение населения к местным топонимам
Объектисследования:
Судогодскийрайон Владимирской области.
Предметисследования:
Топонимы игидронимы края.
1.Топонимы и гидронимы финноугорского периода
Судогда – этимсловом называют и реку, и город и район. Расположение Судогды на торговом путииз Владимира (Клязьмы) в Муром (Оку) во многом сыграло положительную роль в ееразвитии. Определить первоначальные истоки образования топонима «Судогда»практически невозможно, т. к. нельзя однозначно сказать, из какого языкапришло это слово. Большинство краеведов склонны считать его финноугорским. Одиниз вариантов названия «Судогда» от финноугорского слова «суо», котороепереводится как «волк» (эти животные в большом количестве водились в мещерскихлесах). А также названия рек Воймига, Сойма, Ирма, Сердуга свидетельствуют обосвоении края финно-угорскими племенами.
Огромноепространство Окско – Клязьменского междуречья было заселено финноугорскимиплеменами: меря, мурома, мещера. Поселения этих племен располагались вблизирек. Меря и мурома занимались скотоводством, рыбной ловлей, охотой и, в меньшейстепени, земледелием. Это подтверждается данными археологии. Раскопки селищобнаруживают богатый рыболовный инвентарь – железные крючки, поплавки, глиняныегрузила для рыболовных сетей и множество костей и чешуи сома, судака, леща идругих рыб. Об охоте свидетельствуют найденные стрелы для луков, в том числе итупые стрелы, предназначенные для пушного зверя. Земледелие не играло большойроли.
Финноугорскиеплемена знали прядение, ткачество, обработку дерева и кости. Известно им было игончарное дело. Но они еще не знали гончарного круга, поэтому их сосуды былитолстостенными, сделанными вручную. Отсюда и еще один вариант имени реки. Её назвали,как сосуд из черной глины, СУДОК.
Финноугорыбыли язычниками и поклонялись идолам. В финноугорских захоронениях фигуркилошадей, змей, птиц – частые находки. С именами языческих финноугорских божествсвязывают названия деревень Кощеево (переименованное впоследствии в Святец,ныне исчезнувшее), Кощухино. От имени этого божка, видимо, появился и Кащей – отрицательныйперсонаж русских народных сказок.
Древнемунаселению края была известна и торговля. Торговые пути проходили по Оке,Клязьме, и их притокам, в том числе и Судогде.
2.Славянские топонимы
На рубеже VIII–IX веков на территориюмеждуречья началось проникновение славян, и, прежде всего, кривичей, вятичей иновогородских словен. Они пришли двумя потоками переселенцев: один – изНовгорода, другой – с Волыни. В память об этом сохранился смешанный говорсудогодцев.
С VIII века финноугорскаякультура начинает тесно переплетаться с культурой славян, отдельными элементамисохранившись в укладе жизни и обычаях местных жителей до сих пор.
Процессзаселения носил мирный характер. Славяне расселились сначала по рекам, ихпривлекли земли плодородного Ополья. Впоследствии славянами осваиваются иостальные земли Окско-Клязьменского междуречья. В ходе ассимиляциифинноугорских племен, в Судогодском районе сохранились лишь гидронимы (Судогда,Войнинга, Ванчура). Зато появились новые славянские названия: Высокуша, Ястреб,Черная Рябиновка.
В конце Хвека население этих мест вошло в состав Древнерусского государства. Племенаславян и финнов были обращены в христианство в результате миссионерскойдеятельности равноапостольного Феодора Суздальского. Посвящая народ, он неделал разницы между славянами и финноугорами, что тоже поспособствовало соединениюдвух культур.
К периодуКиевского княжества относится топоним:
Глебово – вчесть св. Глеба, князя Муромского.
А к периодустановления Владимирского (XII век):
Андреево – вчесть Великого князя Андрея Боголюбского,
3. Влияниетатаро-монголов на топонимы Судогодского края
Следующаягруппа названий относятся к XIII веку, ко временам нашествия Батыя. В частности,одна из версий происхождения названия Судогды восходит ко временаммонголо-татарского ига. С монголо-татарского языка «су» означает вода, болото,а «Судогда» – «стой-вода», «кругом вода». Один из притоков Судогды, река Сойма,может быть переведено как «мелкая вода». Лично я склоняюсь к этой версии,потому что наш край по-настоящему богат водами и поверхностными, и подземными,а весной действительно «кругом вода».
По одной изсудогодских легенд названием реки Побойка увековечена сеча с татарами. Так жетопонимы XIII века носят несколько деревень нашего края:
Неврюево (поимени татаро-монгольского полководца Неврюя);
Ушаково (поимени ханского баскака).
Гориглядовона реке Высокой служило пограничным форпостом на рубеже с Рязанским княжеством.
4. Топонимыпериода последних Рюриковичей
В XV веке грамотой государяВасилия III волостное сельцо Судогда отдано «на кормление» московскому бояринуКарамышеву. Отныне, он один был властен не только собирать разные подати ипошлины с населения, но и распоряжаться судьбой местных жителей. В те времена вСудогодский край ссылали за разного рода провинности и проступки, тут оседали иразбойники, промышлявшие кистенем на муромской дорожке. Я считаю, что такпоявились деревни Веригино, Кострово, Жарки, Непейцино.
Яркоеотражение в жизни Судогодской земли нашло правление Иоанна Грозного. Однимземлям это время принесло опалу, упадок и забвение, другим – возвышение и процветание.Судогде оно принесло процветание. В 1552 году Иван Грозный возглавил поход наКазань. Сухопутный путь лежал из Коломны на Муром. Царь ехал через болота вспециальной повозке с большими колесами. Через это получила своё названиедеревня Колесня. В Судогде с пребыванием царя связывают возникновение двухцерквей. Одна Преображенская церковь, расположенная при впадении реки Воймиги вСудогду, впоследствии место названо Спас Беседа (царь отдыхал в этом месте). Адругая Преображенская церковь, расположенная при впадении реки Судогды вКлязьму. Место названо Спас-Купалище. Вероятно потому, что царь там купался. Посвидетельству Н.М. Карамзина, именно в Судогде Иоанн получил известие отцарицы Анастасии о рождении долгожданного сына Димитрия.
Известно ещеодно название времен правления Грозного:
Соколово – здесьразводили птиц для соколиной охоты.
В 1623 годуцарской грамотой Михаила Федоровича слободка Судогда, с прилегающими деревнями,была передана в вотчину – владение дьякону Ивану Грязеву. После смертибездетного Грязева и его жены Судогда с деревнями перешла по завещанию дьякаМосковскому Семеонову монастырю. В связи с этим возникло название деревни:
Лаврово – отслова монастырь, лавра.
5.Топонимы периода Романовых
По переписнымкнигам Владимирского уезда 1678 года в слободке Судогда с четырьмя деревнямиОфонино, Ушаково, Степачево и Лаврово числилось 50 крестьянских дворов, вкоторых жило 210 человек мужского пола и 30 дворов бобыльских, а в них 72 душимужского пола. Все они были в основном православной веры. Однако, послецерковной реформы патриарха Никона, в конце ХVII века власти началипреследовать раскольников и немало старообрядцев из Сибири было вывезено подСудогду. Некогда старообрячество было широко распространено в этих землях,сохранились до наших дней старообрядческие традиции в фольклоре, появилсятопоним:
Неверино, связанныйс проживанием в деревне старообрядцев. Впоследствии переименована в Ягодино.Ныне исчезла.
СогласноРеформе Петра I (1708–1710 гг.),территория Владимирского края вошла частью в Московскую губернию, частью вКазанскую. Судогодский стан со слободкой Судогдой вошел во Владимирскуюпровинцию Московской губернии. Всю административную власть осуществлял становойпристав со своей службой. В 1764 году Судогда с деревнями перешла в ведениеКоллегии Экономии, которая ведала состоянием хозяйства царской России. Также владельцамиСудогодской земли в период с XVII по начало XX вв. были и князьяВяземские, Воротынские, дроряне Волжские, Небольсины, Голицыны, Храповицкие,Дубенские, Башевы, Языковы, Кудрявцевы и купцы Мальцевы, Демидовы. Отсюда появилисьтопонимы Башево, Натальинка, Варварино, Языково, Кудрявцево, Даниловка,Демидово, Воковского, Новопетровское, Лобаново. Интересен факт, связанный с деревнейГонобилово, которая раньше называлось Конобилово, здесь разбился насмерть, упавс коня, один из отпрысков князей Воротынских.
В 1778 годуСудогда получила статус уездного города по Указу Екатерины II. В 1781 году городу былпожалован Герб в виде разделенного пополам щита: в верхней его части помещенлев со скипетром и шапкой Мономаха, в нижней – на зеленом поле изображенычетверо серебряных граблей. Герб символизировал основное занятие судогодцев –заготовление сена на обширных заливных лугах. Отсюда названия деревень: Травинино,Копнино (ныне исчезнувшее).
В основномсреди населения были ямщики, извозчики, содержатели постоялых дворов и торговыхлавок, ремесленники и священнослужители. Появились населённые пункты,получившие имена по названиям религиозных обрядов, праздников, святых,религиозных деятелей:
Борисоглеб – вчесть св. Бориса и Глеба;
Ильино – вчесть пророка Ильи;
Никольское – вчесть Николая-Чудотворца;
Преображенскийхутор – праздник Преображения Господня;
Патрикеево – вчесть монаха Вассиана Патрикеева;
Воскресенское– праздник Воскресение Господне (ныне исчезнувшее);
Святец – отслова «святки», «святой»;
Николо-Дубёнки(Дубёнки) – связано с легендой явления лика св. Николая на ветвях столетнегодуба жителю этой деревни;
Ликино – отслова икона, лик;
Александрово(приписанное к Рождественскому монастырю) – в честь св. АлександраНевского (до 1505 г. оно именовалось Гориглядовым).
Прохоровапустынь (бывший монастырь) – в честь св. преп. Прохора Ястребского (пустыньрасполагалась рядом с речкой Ястреб).
Население крестьянствовало,занималось рыбной ловлей, сплавом леса для Суздаля и Юрьев – Польского. Никакоймануфактурной промышленности не существовало. Практически все население былосвязано с обслуживанием Сибирского тракта – одного из главных сухопутныхторговых путей России.
Глухиедремучие леса Мещерского края изобиловали древесиной, которая шла настроительство и на топливо. Недра содержали кварцевый песок, глину, белыйкамень известняк, болотные железные руды. Много топонимов связано с рельефом иприродными особенностями местности: Бережки, Болотский, Высоково, Горки,Жуковка, Загорье, Крутец (оно же Заястребье – за рекой Ястреб), Каменец,Комары, Коростелёво, Коростелиха, Лесавино, Медведцево, Синицыно, Сорокино,Суховка, Студёнцово, Цветково, Лисы (Лисавино), Ключиково, Смолино (Копнино), Мошок(от слова «мох»), Замаричье (за рекой Марой).
В 50-ые годыХVII столетия резко возрослоколичество промышленных заводов в Судогодском уезде. Обслуживали заводыкрепостные крестьяне, которых приобретал заводчик.
Дальнейшееразвитие Судогды связано с обслуживанием почтово-торговых трактов. Кстати, до XIV века Судогду называли «старыйЯм» (почтовая служба). Здесь пересекались две Важнейшие дороги России: Старо – Саратовская(Касимовская) с Великим Сибирским путем – «Владимиркой». Сибирский путь началдействовать с момента завоевания Казани и покорения Сибири. Сегодняшнее еёназвание – автомагистраль Москва – Нижний Новгород – Казань.
Этот тракт,до постройки чугунки от Владимира до Нижнего Новгорода, шел через Судогду иМуром. Через него прошли на каторгу и ссылку участники крестьянских восстаний,декабристы, революционеры-демократы. В наши дни осталось напоминание ознаменитой «Владимирке» – деревня Бараки, куда во время холеры свозили умиратьбольных арестантов, и деревня Погребищи, где хоронили неизвестных умерших. Асколько горьких слез было пролито в Судогодской тюрьме, где каторжанеостанавливались на ночь! Также известно, что в Судогде останавливался Радищев А.Н.по пути в ссылку. Трижды через Судогду проезжал А.С. Пушкин, направляясь всвоё имение Михайловское. Возможно, эти строчки из Евгения Онегина» навеяныСудогодским постоялым двором: «Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытыегниют, На станциях клопы и блохи Заснуть минуты не дают…»
В Судогодскомуезде не редко случались эпидемии. Зачастую, болезни уносили целые деревни. Обэтом свидетельствуют названия населенных пунктов: Черепово, Костино.
Такжеслучался мор скота. Крупный падеж лошадей увековечен в названии села Чамерево (отслова чемер – болезнь лошадей).
6. Происхождениетопонимов с начала XIX в. по 1917 г.
В первойполовине XIX века начинается промышленный подъём Судогодского уезда, вызванныйзапретом властей открывать промышленные предприятия ближе, чем в 200хкилометрах от Москвы. Один за другим росли стекольные заводы. Купец второй гильдии Ф.Л. Безбородовосновывает в 1858 году Болотский завод (стеклозавод Богатырь). В 1870 годустекольное производство заводит и дворянин, коллежский асессор, А.Я. Белтов.Называлось оно Богословский хрустальный завод при деревне Баркино (ныне КрасныйКуст). При селе Мошок появился стекольный завод Т.Е. Садовникова.
Заготовкудревесины на промышленной основе организовал владелец усадьбы в сельце Муромцево В.С. Храповицкий.В 1888 году построена первая паровая лесопилка. По ходатайству Храповицкогопостроена железнодорожная ветка от усадьбы Муромцево до ст. Волосатая.Промышленная лесозаготовка приносила большие прибыли. В.С. Храповицкийчетверть века интенсивно занимался лесоразработками, но вскоре понял, чтоприродное богатство иссякает, поэтому предприниматель решил попробовать и другойвид деятельности. Судогодский купец В.И. Комиссаров продал емуНово-Гординский стекольный завод (ныне Красное Эхо). Так лесопромышленник сталстеклозаводчиком.
Лес жеХраповицкий поручил возрождать известному немецкому лесоводу К.Ф. Тюрмеру.
Сдеятельностью В.С. Храповицкого связывают происхождение названийнаселенных пунктов:
пос. Передел(первый канифольный завод России, «переделка» древесины);
пос. Бег(графский ипподром, собачьи и лошадиные бега);
поселокТюрмеровка (в честь немецкого лесовода К.Ф. Тюрмера);
пруд Барскийв п. Муромцево (пруд на территории барской усадьбы);
станцияХраповицкая в п. Муромцево (по имени В.С. Храповицкого);
ул. Борв п. Муромцево (территория лесопосадки в барской усадьбе);
ул. Парковаяв п. Муромцево (территория барского парка).
С точкизрения топонимики, вызывает интерес происхождение топонима «Муромцево».Исторически сложилось, что население Судогодского края в основном составляет«пришлый люд» со своим диалектом. В некоторых местах люди до сих пор вместо «ц»произносят «ч», и наоборот. Существует местная легенда о знатном вельможе и егоразговоре с крестьянином. Дворянин, направляясь в Муром, спросил у проходящегомимо мужика: «Где Муром?» Опешивший крестьянин только и смог ответить: «Муром,цево?». С тех пор местные жители уверены, именно от этого разговора пошлоназвание их посёлка.
Судогодскомукрестьянину не повезло на землю. Пашни было мало, да и урожаи были скупыми.Зато природа наградила эти места лесом, который в избытке снабжал человекаягодами. От этого пошли названия: Ягодино, Малинино, Ягодинка.
В урожайныегоды в Судогодской округе собирали сотни пудов белых грибов. Московские купцыпудами заготовляли грибы и поставляли их за границу. В «чистый понедельник»после проводов Масленицы в Судогде проводился грибной базар. Сушеные, соленые имаринованные грибы, заготовленные осенью, сюда свозились со всего уезда.Особенно славились сушёные боровые и соленые грузди и рыжики. С грибами связаныи названия некоторых деревень: Гладышево, Рыжиково.
Но в лесахгремели топоры. На месте могучих сосновых боров, еловых пущ после порубки буйнои густо стала разрастаться береза, осина, ольха. С вырубкой лесов связанытопонимы: Пеньки, Березняки.
Строительствожелезнодорожной ветки В.С. Храповицким позволило сохранить реку, т. к.до её строительства, лес сплавлялся по реке. Судогда, Сойма кишили рыбой, а вКлязьме ловилась стерлядь. Существуют и «рыбные» названия: Карпово,Новокарповка.
Чем толькосудогодцы не занимались: делали грабли, прялки, сундуки, ткацкие станы, ткалильняное полотно, рогожные кули, половики, сукно, дубили овчины, снаряжалиобозы, жгли уголь, красили ольховыми шишками полотно, клепали кадки и бочки,обжигали горшки, держали скотину, рубили дома. Словом что ни деревня, то свойпромысел. Часто по промыслу деревня и получала свое название: Киселево, Клины, Конюшино,Коняева (целых три деревни!), Маслово, Овсяниково, Овсянниково, Овцино,Пивоварово, Пищальниково, Быково, Коровино, Станково, Дворишнево, Избища.
Наибольшуюславу судогодским мастерам дали знаменитые плотники и каменщики. С давнихвремен они возводили храмы и жилые дома во Владимире, Суздале, белокаменнойМоскве (возникло название Камемец).
С появлениемжелезных дорог Нижний Новгород и Муром Судогда начала хиреть. Начавшийся в 1990году кризис в промышленности коснулся и Судогодского уезда. Из-занерентабельности прекращает работу ткацкая фабрика госпожи Г.Т. Конышевойв Мошке, лесопильный завод братьев Панфиловых в Избищах, лесопильня Е.Т. Андреевав Побойках. При с. Мошок прекратил работу стекольный завод Т.Е. Садовникова.Упали в городе и кустарные промыслы по выделке свечей, кож, различных поделокиз древесины. Сказалась мобилизация солдат-запасников на дальний Восток.
7. ТопонимыСоветского периода
Сложившийсяуклад жизни мало изменился и после провозглашения Советской власти. Как иповсеместно, новая власть сурово обошлась со многими церковными древностями иценностями. Взорван красавец Екатерининский собор, большинство церквей былозакрыто и использовалось в хозяйственных нуждах. Значительный ущерб был нанесенв этот период имению графа Храповицкого в посёлке Муромцево.
Многиенаселённые пункты были переименованы в «правильные» советские названия:
Баркино вКрасный Куст;
Болотский вКрасный Богатырь;
Синеборье вКрасное Синеборье;
Высокоречье вКрасный Партизан.
«Покраснели»и другие населённые пункты: Красное Заречье, Красный Маяк, Красный Химик,Красное Эхо, Красная Искра. Отдельным населённым пунктам и объектам были даныназвания событий, видных советских деятелей и учёных: посёлок им. Воровского(бывшее село Воковсого); деревня Мичурино, ул. Коммунистическая, ул. Ленина,ул. К. Маркса, ул. Октябрьская, ул. Комсомольская, ул. Пионерскаяи др.
ВтораяМировая война тоже оставила свой след в топонимах нашего края. Во всехнаселённых пунктах Судогодского района можно найти названия улиц, аллей ипарков, напоминающих о героях – земляках или событиях ВОВ: парк Победы, аллеягероев Советского Союза, улицы имени Шкурина К., Мишулина В.А., Бякова А.И.,Спирина Н.И., Конькова Ф.Г., Андреева И.Е., Ошмарина А.П.
8.Отношение современных жителей к старым названиям улиц п. Муромцево
Опросотдельных жителей нескольких деревень и в том числе п. Муромцево, которыйпроводился участниками краеведческого летнего пришкольного лагеря, показал, что80% из опрошенных жителей нравится названия их местности, 8% относятсябезразлично к этим названиям, но почти никто из опрошенных не согласен менятьпривычные названия на новые. Лишь жители улицы Лесозаводская пос. Муромцевохотели бы изменить, т. к. большинство их не связаны с этим производством.Особенно трепетно к старым названиям относятся жители улиц Совхозная,Техникумовская пос. Муромцево. Это связано с тем, что эти улицы построенысовхозом «Пионер» и лесхозом – техникумом для своих работников. Люди это ценяти помнят, в особенности, пожилое население. А жителям деревень Травинино,Овсяниково, Горки дороги названия их населенных пунктов, потому что они точноуказывают на особенности природы и деятельность людей.
Заключение
У Судогодскойземли, как и у всей России, была своя сложная, противоречивая, героическая идраматичная, самобытная история, отразившаяся в названиях края. Она обладаетогромным воспитательным действием, формирует гражданские качества. История органичновплетается в общественное сознание, и при решении кардинальных проблемсовременности полезно обратиться к прошлому. Связь и преемственность прошлого инастоящего неразрывна.
Исследованиетопонимики как одной из составляющих краеведения имеет огромное значение. Всовременных условиях оно стократно возросло, т. к. за период с 1902 годапо 2007 год только с карты Судогодского района исчезло 25 деревень с ихуникальными названиями, отражающими историю, традиции, природу, ремёсла. Асколько же их исчезло по всей России?! Сколько утрачено самобытных неповторимыхназваний?!
Можноутверждать, что топонимика является зеркалом краеведения, т. к. включает всебя демографическую, географическую, экономическую историю местности. Изучениетопонимов позволяет систематизировать знания об укладе, образе жизни людей,политическом значении края, уровне промышленного развития в разные историческиеэпохи. Позволяет комплексно изучить свой край.
Литература
1. История Владимирскогокрая (учебное пособие). Под ред. Копылова Д.И. Владимир: ООО «Дюна»,2001.
2. Никонов В. Судогда(историко-краеведческие очерки). Владимир, 1994.
3. Земля Владимирская(географический словарь)/ Сост. Фоминцева Л.А. Владимир, 1991.
4. Судогодское благочиние.История приходов и храмов/ Сост. Иерей Г. Морохин, Н.В, Белицина. Москва –Судогда, 2004.
5. Учебные материалы погеографии Владимирской области. Под.ред. Кузнецова В.В. Москва:«Спортакадемпресс», 2000.
6. Мурзаев Э.М. Очеркипо топонимики. М, 1974.
7. Сайт Наша Вятка nashavyatka.ru
8. Сайт Наш край в древностиhttp://s81.ulstu.ru