ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСОВ
План
1. Этногенез и егоосновные факторы
2. Методы исследованияэтногенеза. Этногенез и антропогенез3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева
1. ЭТНОГЕНЕЗ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
Исследование процесса этногенеза — происхождения и развития этносов — ученые-этнологи относят к одному из самыхсложных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая историяразных народов детерминирована противоречивым взаимодействиемантропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных,демографических, политических и других факторов.
Исходным пунктом исследованияэтногенеза является вопрос о понимании и употреблении самого термина «генезис»по отношению к этносам и этническим группам. В мировой и отечественнойлитературе по этнологии, культурной и социальной антропологии под этногенезом,как правило, понимается процесс исторического происхождения этнических групп впериоды плейстоцена (от 2 млн до 20 тыс. лет назад) и начала голоцена (от 20тыс. до 3 тыс. лет до н.э.), когда, согласно данным археологии и палеонтологии,протекали процессы антропогенеза, развития вида Homo sapiens, социогенезаранних форм человеческих обществ, зарождение основных форм труда, языка,религии, искусства и т.п. В силу большого числа факторов, оказавших влияние нагруппы людей, участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как оконкретной точке отсчета этого процесса, так и о какой-либо дате егозавершения. Ведь и за последние 5 тыс. лет человечество не сохранило своюпервичную этническую морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этоговремени порождение новых этнических образований не прекращалось, какпродолжается оно и в наши дни. Конкретных тому примеров можно привестимножество.
В отечественной этнологической наукепринято считать, что этногенез начался с образованием человека современноговида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверныеданные об этногенезе можно получить только начиная с эпохи неолита, когдапроизошло окончательное оформление племенных отношений.
Если применить гипотезу о единомцентре происхождения человечества, то, возможно, в самом начале своей историичеловечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом,социальном и других аспектах. С увеличением числа людей шло их расселение поновым территориям (вначале по тропикам и субтропикам, затем по менееблагоприятным для жизни районам умеренного пояса). Поскольку этот процессрасселения шел на протяжении тысячи лет, людям приходилось приспосабливаться кновым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению какобщего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков.Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными становилисьэти признаки.
Аналогичные процессы происходили и сязыком. Чем дальше от центра происхождения расселялись люди, тем больше их языкотличался от исходного языка-основы. Согласно гипотезе С.П. Толстова о«первичной языковой непрерывности», те многочисленные языки, на которыхговорило человечество на заре своей истории, произошли из единого центра ипостепенно переходили друг в друга на смежных территориях и составляли в целомкак бы единую непрерывную сеть.
Косвенным подтверждением этойгипотезы служит то, что следы древней языковой дробности в некоторых странахсохранились до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколькосотен языков, между которыми было нелегко провести четкие границы. Н.Н. Миклухо-Маклайотмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особыйязык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики,однако языки более отдаленных групп уже значительно отличались друг от друга.Таким образом, в языке-основе постепенно образовывались диалекты, которые вдальнейшем могли становиться самостоятельными языками.
По мере роста общей численностинаселения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов,развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этническихобщностей в народности, объединяло их в территориальном отношении,стимулировало формирование общих экономических, социальных и других интересов.
На процессах этногенеза, проходившихна рубеже ранней истории человечества, сказывались массовые переселения,сопровождавшиеся завоеваниями одних этнических групп другими. Массовые миграциизначительно ускоряли процесс замены первобытных ячеек-племен новыми, болеекрупными этносоциальными общностями — народностями. При этом перемещение тойили иной этнической общности на новую территорию, как правило, вело за собой еестолкновение с уже обитавшей здесь другой общностью. Этот контакт нередкозавершался тем, что автохтонное население оказывалось завоеванным пришельцами.
Этнические последствия переселенийбыли самыми разными. В частности, истории известно немало случаев переселенияотдельных частей этносов на слабо или полностью неосвоенные территории(переселение предков американских индейцев из Азии в Америку). В этом случае,как правило, не происходило возникновения новых этнических общностей. Инуюформу и результаты имел этногенез при активном взаимодействии переселенцев савтохтонным населением, в ходе которого у тех и других появлялись новыехарактерные черты.
В процессе этногенеза, связанного свзаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлогонаселения), в ходе которого и возникает новый этнос. Однако синтез этотпринимает чрезвычайно многообразные формы, особенно в тех случаях, когда онкасается весьма отличающихся друг от друга этнических общностей. Дело в том,что в подобной ситуации взаимодействие в этногенезе различных этнических групппроисходит не только с различными темпами и интенсивностью для каждого из них,но и нередко в различных направлениях. В этом отношении следует подходитьдифференцированно ко всем аспектам этногенеза: изменениям языка, базовойкультуры, физического типа, этнического сознания, включая самоназвание.
В процессе этногенеза во все временабыла и остается непреходящей роль языка, как одного из определяющих элементовсуществования и развития любого этноса.
Вслед за лингвистами этнологи исходятиз того, что родство языков, как правило, означает родство их носителей.Поэтому одним из результатов переселения народов становилось и смешение,взаимодействие языков.
При этом важными оказывалисьобстоятельства и причины, предопределявшие победу одного языка над другим.Решающее значение имело наличие письменности хотя бы у одной извзаимодействующих этнических общностей. Хорошо известно, что отсутствиеписьменности особенно благоприятствует смене языков. Как свидетельствуютмногочисленные материалы из истории бесписьменных народов, последние внаибольшей степени подвержены языковой интеграции, связанной с переходом наязык другого этноса. Однако истории известно много примеров, когда в этногенезевзаимодействовали две бесписьменные этнические общности. В этом случаебесписьменность становится лишь благоприятным условием, но не причиной победыязыка пришлого населения над языком аборигенов. В такой исторической ситуациирешающими становятся религиозные или хозяйственные факторы.
Хорошо известно, что установлениеновой веры обычно влечет за собой широкое распространение определенного языка ипоявление у части населения двуязычия (например, католицизм и латинский язык).В некоторых случаях религии явно принадлежала весьма активная роль в победесоответствующего языка. Общепризнано, в частности, что такую роль сыграл исламв распространении арабского языка в Египте.
Особое значение в процессе этногенезаимел такой фактор, как политическое господство пришлого населения. Особаясплоченность завоевателей, обусловленная военной демократией, создавалаблагоприятные условия для победы одного языка над другим и оказывалазначительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.
Типыэтногенетических процессов. Этногенетические процессы, сопровождавшие исопровождающие возникновение новых этносов и этнических групп, не ограничиваютсялишь отмеченными вариантами. Этническими (этногенетическими) процессами мыбудем называть процессы, при которых происходит изменение различных компонентовэтноса: отдельных элементов духовной и материальной культуры, языка, социальнойструктуры, самосознания и др.
Этнические процессы весьмамногообразны, поэтому необходимо систематизировать и классифицировать их.(Классификация дается по книге О.Е. Кузьминой, П.И. Пучкова «Основыэтнодемографии». — М., 1994.) Прежде всего мы должны выделить этноэволюционныеи этнотрансформационные процессы. Процесс называется этноэволюционным, когдапри изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его часть остаютсясамими собой, так как не меняется этническое самосознание входящих в неголюдей. При этнотрансформационном процессе самосознание изменяется и этническаяпринадлежность человека становится иной.
В зависимости от преобладанияцентростремительных или центробежных тенденций этнические процессыподразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение иэтническое разделение. Процессы этнического объединения весьма различны посвоему характеру, но у них есть общие черты, среди которых — культурное иязыковое сближение вовлеченных в этот процесс лиц, а также нивелировка имеющихсямежду людьми различий.
Выделяют несколько форм этническогообъединения.
1. Этническая фузия — процессслияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку икультуре, в единый новый, более крупный этнос. Примером может служить слияниевосточнославянских племен в древнерусский этнос. Скорость протекания этогопроцесса зависит от комплекса факторов — от уровня социального и экономическогоразвития страны, в которой идет процесс; от интенсивности хозяйственных и иныхсвязей между отдельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснеесвязи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия. Влияют наэтот процесс и географические условия (например, ровная, открытая местностьускоряет его); степень языковой, культурной, религиозной и расовой близостигрупп, участвующих в процессе (чем ближе родство, тем быстрее идет процесс).Сложность этнической структуры населения территории (слишком в большое числомелких этносов), где происходит фузия, может, напротив, несколько замедлить ее.
2. Этническая консолидация — внутреннеесплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различиймежду имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен дляподавляющего большинства крупных и средних «этнических общностей. Этническаяфузия и этническая консолидация — два тесно связанных между собой процесса. Современем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Но сущность этихпроцессов различна: если первый из них является этнотрансформационным процессоми приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс — этноэволюционный и к смене самосознания не ведет.
3. Этническая ассимиляция — широкораспространена в экономически развитых странах, где много иммигрантов. Эторастворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого,обычно более крупного народа. Для ассимилируемой стороны этоэтнотрансформационный процесс, для ассимилирующего народа — этноэволюционный.
Хотя ассимиляционные процессы былиизвестны во все периоды истории, наиболее характерны они для современного этапаразвития человечества.
Ассимиляционные процессы имеютнеодинаковую скорость. Они зависят от сочетания таких факторов, как численностьассимилируемой группы; характер ее расселения; время пребывания вассимилирующей среде; род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственныесвязи с основным населением территории; социально-правовое и семейное положениеассимилируемых; частота вступления в смешанные браки; наличие или отсутствиеконтактов с родиной; отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающейэтнической среды; близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре,религии, расе; соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства иассимилирующего большинства; уровень развития этнического самосознания.
Все эти факторы важны для процессаассимиляции, но не в одинаковой степени. Так, сходство хозяйственных занятий, содной стороны, может способствовать интенсификации ассимиляционного процесса,но иногда оно может вызывать конкурентные столкновения между пришлым и кореннымнаселением, затрудняя его.
Неоднозначен и семейный фактор.Быстрее всех ассимилируются холостяки, многие из которых готовы обрести новуюродину и поэтому охотно вступают в браки с местными девушками. Если же в странуприезжает вся семья, то она хотя и остается часто навсегда здесь, ноассимилируется намного медленнее, так как именно семья является той первичнойячейкой, в которой сохраняются и воспроизводятся основные этнические признаки.Еще более затруднены ассимиляционные процессы для людей, оставивших свои семьина родине. Обычно они приезжают в страну пребывания для того, чтобы заработатьденег и вернуться потом домой, к семье. Думая о возвращении назад, они неставят перед собой цели ассимилироваться.
Уровень культуры также влияет наассимиляционные процессы. Лучше всего ассимиляция идет, если уровень культурыпримерно одинаков или пришельцы попадают в среду, несколько превышающую их поуровню культуры. При значительных различиях в уровне культуры, особенно еслипришельцы превосходят местное население, ассимиляция очень затруднена.
4. Когда в ассимиляционном процессевзаимодействуют два очень близких друг другу по языку и культуре этноса, этотпроцесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его сконсолидацией и фузией. Такие процессы называются этнической конвергенцией.
5. Межэтническая интеграция — взаимодействиевнутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенноразличающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит кпоявлению у них ряда общих черт. В результате складываются не этносы, а особыемежэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться вединый народ (а могут и не слиться). Эти своеобразные общности представляютсобой группу этносов (суперэтнос), которые обладают элементами общегосамосознания. Эти процессы присущи всем длительно существующим полиэтническимгосударствам. Они в той или иной форме шли в Римской империи, Российскойимперии, Советском Союзе и т.д.
6. Этногенетическая миксация — редковстречающийся тип этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнособразуется путем слияния народов, не связанных родством. Этоэт-нотрансформационный процесс. В качестве примера можно назвать современныхавстралийцев, генетически связанных не только с англичанами, но и спредставителями других европейских этносов. Весьма своеобразны были процессымиксации в этнической истории США, где смешение различных по происхождению, нопринадлежащих к одной расе переселенцев из Европы было дополнено включением вэтногенетический процесс представителей других этносов и рас как аборигенногопроисхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате двухсотлетнихэтнических процессов в США сложилась новая этническая общность, которуюназывают североамериканской нацией. Схожие процессы протекают также в ЛатинскойАмерике.
Вместе с этническим объединением впроцессе этногенеза действует и противоположная тенденция этническогоразделения, которая чаще всего имеет следующие формы.
1. Этническая парциация — разделениеединого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ниодин из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так изосколков древнерусского этноса выделились русские, украинцы, белорусы.
2. Этническая сепарация — отделениеот этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временемпревращается в самостоятельный этнос. Этот процесс может вызываться различнымипричинами — переселением какой-либо группы исходного этноса,политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиознымобособлением этнической группы. Так, английские пуритане, приехавшие всевероамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основойсевероамериканского этноса, а английские каторжники и ссыльные — основойавстралийского.
Таким образом, развитие процессаэтногенеза от первобытного состояния человека до настоящего времени прошлонесколько стадий и было детерминировано различными по характеру факторами.Итогом же процесса этногенеза стала пестрая, разнообразная и динамичноменяющаяся этническая картина мира.
2.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОГЕНЕЗА. ЭТНОГЕНЕЗ И АНТРОПОГЕНЕЗ
Данные палеонтологии, археологии,антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза,этнической истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологистараются восстановить процесс формирования этносов и установить родство техили иных этнических групп. В этих исследованиях большое значение имеют данныелингвистики, поскольку в этногенетических исследованиях используются материалыживого языка со всеми его связями и с одновременной реконструкцией его древнихформ, чтобы через имеющиеся письменные источники проследить саму историю языкаи наложить ее на историю этноса. При этом необходимо иметь в виду, что языковыесопоставления возможны только на синхронном уровне и невозможно сопоставлятьфакты живого языка без соответствующих реконструкций с древними языковымиформами. В этногенетических исследованиях анализируют первичные понятия: человеки его тело, числительные до 10, местоимения, термины родства, космическиеастральные объекты и явления природы, а также понятия из сферы материальнойкультуры, отражающие конкретную среду зоны этнического формирования иэлементарные социальные, семейные отношения.
Велико в этногенетическихисследованиях значение данных антропологии, в которой прежде всего используютсярезультаты классификации рас, народов мира по антропологическим типам,сложившимся в результате социально-исторического развития уже сформировавшихсярас, в процессе культурных, исторических, межрасовых контактов, вызванныхмиграционными и консолидационными процессами. Именно антропологические типывыступают как первичные категории этнического многообразия мира.
По мере обращения ко все болеедревним этногенетическим процессам значение антропологических данныхвозрастает. Чем дальше в глубь веков, тем больше совпадений этнических иантропологических данных. Различия в антропологическом типе не адекватныразличиям сравниваемых групп в этническом и языковом отношениях. Например,значительная разнородность антропологических типов, входящих в состав народов,лингвистически близких, свидетельствует о формировании языковой общности врезультате ассимиляции, хотя в то же время антропологическая общность не даетоснований отрицать процесс ассимиляции. Антропологическая общность при большойязыковой разнородности свидетельствует о существовании в прошлом каких-то формязыковой общности.
Для исследования проблем этногенезаиспользуют также данные археологии, которая дает возможность проникнуть вранние этапы этнической истории. Археология адекватно описывает материальнуюкультуру этноса и некоторые аспекты его духовной культуры (прикладноеискусство, верования). Это дает возможность изучать этносы как определенныехозяйственно-культурные типы. Данные археологии также дают возможность показатьавтохтонность или пришлость народа, интенсивность культурных контактов,приспособленность к местным физико-географическим условиям.
В ряду данных для этногенетическихисследований существенное значение имеют письменные источники, хотя ониисторически ограничены, и фольклор. В них особое внимание уделяется этнонимам(именам народов) и топонимам (названиям географических объектов), легендам,преданиям и сказаниям.
Изучение явлений материальной идуховной культуры — сочетание основных занятий, набор орудий труда, пища,утварь, жилище, одежда, социальные и семейно-брачные отношения — позволяютвыявить этническую специфику и связи с другими народами.
Данные этногенетических исследований,полученные в результате применения комплексного подхода, дают возможностьпроследить внешнюю историю этноса, его происхождение, развитие и контакты сдругими народами.
Ранний этапэтногенеза. Сопоставляя материалы перечисленных наук, сегодня можнопостроить схему самого раннего этапа этногенеза. Исходные популяции былималочисленны, эндогамны (браки заключались в пределах одной группы) иотносительно оседлы, т.е. имели значительную охотничью территорию, в пределахкоторой и передвигались более или менее регулярно. Замкнутость популяции былаотносительной и периодически, хотя и случайно, включала в свой состав инородныхчленов, особенно при встрече с другими популяциями на границах охотничьихтерриторий. Антропологически эти популяции были специфичными, хотя в пределахкрупных территорий обнаруживали сходные вариации единичных морфологическихпризнаков, которые затем становились специфическими характеристикамиобразующихся рас. В пределах этих популяций закреплялись различные традицииобработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось первичноесамосознание на основе противопоставления своих чужим.
Первичные языки охватывали, скореевсего, не одну, а несколько популяций, говоривших на одном языке, араспространение языка между группами популяций, говорящих на других языках,было затруднено. Здесь налицо взаимодействие процессов дифференциации иинтеграции, которые стали составными частями этногенеза с самых ранних стадийего развития. Распространение процессов интеграции особенностейантропологического состава, культуры и языка одной популяции с группой другихпроисходило в форме наложения одного на другое, что стало исходным пунктомрасообразования. Таким образом, на раннем этапе человеческой истории процессырасообразования и этногенез были тесно взаимосвязаны.
Однако ни этногенез, нирасообразование (расогенез), в свою очередь, не были бы возможны безантропогенеза, без процесса эволюционного формирования физического типа Homosapiens. Палеонтологические исследования останков древних людей позволяютсделать вывод, что первые люди появились на нашей планете около миллиона летназад. Кости таких живых существ были найдены на востоке и юге африканскогоконтинента, откуда, как полагают палеонтологи, эти существа, названные австралопитеками,распространились по другим частям света. Внешне они еще мало отличались отвысших обезьян, но уже были прямоходящими. Следующими ступенями антропогенезастали питекантропы, жившие в раннем палеолите (от 600 тыс. до 200 тыс. летназад) и неандертальцы (от 200 тыс. до 40 тыс. лет назад — средний палеолит).Последний вид древнего человека, возможно, был предком кроманьонца,появившегося около 40 тыс. лет назад и в совершенстве владевшего техникойобработки камня и изготовления орудий труда. У кроманьонцев уже существовалоразделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждогоиндивида. Этот исторический период позднего палеолита характеризуетсяпоявлением первобытного искусства — наскальной живописи, женских статуэток,имевших ритуальное и магическое значение.
За 10 тыс. лет до н.э. закончиласьледниковая эпоха (плейстоцен), которая значительно изменила климат, окружающуюсреду, флору и фауну нашей планеты. Исчезли некоторые крупные млекопитающие ирастения, составлявшие существенную часть пищевого рациона древних людей.Изменение условий существования наших предков породило необходимость адаптациичеловека к новому природному окружению, что привело к крупным сдвигам в образежизни и поведении первых людей. Они, в частности, научились производитьпродукты питания.
Создание молекулярной биологиисущественно углубило представленную картину. Со времен появления дарвиновскойтеории эволюции антропологи были убеждены, что современный человек и нынешняячеловекообразная обезьяна имеют общий корень. Данные молекулярной биологиипоказали, что гипотетический предок человека жил 15-20 млн лет назад. Этотвывод основывается на том, что, когда биологи сравнили белки крови нынешнихчеловекообразных обезьян с человеческими, они обнаружили их поразительноесходство. Было доказано, что эти две линии обезьяноподобных предков не моглирасщепиться ранее 4-6 млн лет назад. Голая (непосредственный предок человека) иволосатая обезьяны, появившиеся в результате этого расщепления, имели лишьблизкое генеалогическое сходство, что и нашло подтверждение в обнаруженных вЭфиопии окаменелых останках прямых предков человека, живших около 4,5 млн летназад. Взрослые особи этой популяции должны были весить примерно 30 кг и иметь рост 1,2 м. Существа с такими физическими параметрами были промежуточной ступенью междучеловеком и обезьяной в начале процесса антропогенеза.
Таким образом, по данным современнойнауки, антропогенез представлял собой процесс появления и эволюции первобытныхлюдей, последовательно прошедших следующие этапы: 1) гипотетический общийпредок человека и обезьяны; 2) тип примата, названный учеными кличкой Люси,объем мозга которого составлял 400-500 см3, прямоходящий, жившийсемейными группами на всей территории Восточной Африки; 3) тип «африканус» — потомок Люси, объем мозга которого также достигал 400-500 см3; онимел длинные руки, был ловким и подвижным, жил общественными группами; 4) тип«робистус» — потомок африкануса, который обладал объемом мозга 530 см3,но не оставил после себя большого потомства; 5) Homo habilis — «человекумелый», первый известный вид, относящийся к семейству людей и использующийорудия труда; его объем мозга достигал 600-800 см3; 6) Homo errektus-«человек прямоходящий», первый вид человека, сравнительно широко расселившийсяпо планете, колонизировал Ближний и Средний Восток вплоть до Китая, обладалобъемом мозга 750-1250 см3 и жил около 1,5 млн лет назад; 7) Homosapiens — «человек разумный», объем мозга которого достиг 1200-1700 см3,известный в антропологии под названием «кроманьонец» (найден в 1868 году вКроманьоне, Франция) и появившийся около 40 тыс. лет назад.
Отдавая должное такому объяснениюпроцесса антропогенеза, следует отметить некоторые уязвимые моменты этой концепции.Принципиальное возражение состоит в том, что не следует отождествлять человекас его внешним анатомическим обликом. В этом случае необъяснимым остаетсяпроцесс происхождения разума. Если судить по величине мозга, его изменениям, томожно сделать вывод о том, что разум человека складывался постепенно, чтоименно труд был основой формирования сознания человека. Однако это лишькосвенный показатель, имеющий внешний характер и оставляющий необъяснимымипроцессы исторического развития внутреннего мира человека, а именно с этимсвязано становление человеческой культуры.
Можно попытаться объяснитьпроисхождение сознания из практического опыта взаимодействия с окружающиммиром. Такая способность, естественно, появляется у человека лишь сформированием абстрактного мышления, умением находить нестандартные решения вконкретных ситуациях. Современные семиотические исследования позволяютутверждать, что в критических жизненных ситуациях выживали лишь те особи,которые смогли выработать у себя так называемое «парадоксальное поведение»,т.е. способность к нетрадиционному решению жизненно важных проблем. Ученыесчитают это проявлением зачатков абстрактного мышления. При соответствующихположительных результатах парадоксальное поведение становится нормой, закрепленнойопытом. Это ведет к появлению у человека способности к мысленному наложению нарегулярно повторяющиеся факты реальности своего ценностно-смыслового отношенияи к отбору таких типов поведения, которые соответствуют позитивным оценкам.Этот момент и есть начало становления человеческого сознания.
Теория антропогенеза объясняет лишьпроцесс формирования человека современного вида, но не объясняет разнообразиявидов человеческих популяций, не дает объяснения процессу расообразования.
Вопрос о времени и причинахпроисхождения рас до сих пор еще не получил окончательного решения.
Долгое время в отечественной наукегосподствовало представление, что люди современного физического типа появились35-40 тыс. лет назад и что одновременно с новым физическим типом человекавозникла культура. Появление человечества и его культуры объяснялосьсознательной трудовой деятельностью, возникшей в процессе антропогенеза. Однаков конце 60-х годов в Африке и на Ближнем Востоке были найдены останки череповнеоантропов, возраст которых оценивался в 60-130 тыс. лет, благодаря им былонеопровержимо доказано, что люди современного типа уже десятки тысяч лет былиносителями культуры, приписываемой неандертальцам.
Несколько позднее, в середине 80-хгодов, несколько групп ученых в США, Японии, Англии, исследуя процессыантропогенеза, независимо друг от друга пришли к выводу, что в интервале между360 и 180 тыс. лет назад имело место резкое сокращение численности населениянашей планеты, а затем произошел демографический взрыв, в результате котороговозникли популяции-основатели различных этносов. Кроме того, этими учеными былиполучены доказательства, что все неафриканские популяции человека развились отодной, мигрировавшей из Африки, а отделение европеоидов и монголоидов от этойпопуляции произошло приблизительно 80-150 тыс. лет назад. И наконец, ученыеустановили, что из всех четырех основных рас европеоидная является самоймолодой и насчитывает примерно 50 тыс. лет.
Процесс происхождения рас этнологиотносят к сложнейшим проблемам этнической истории народов. И эта сложностьобъясняется многочисленностью и разнообразным характером проявления различныхрасообразующих факторов.
К числу наиболее важных факторовобразования рас в ходе антропогенеза следует отнести влияние географическойсреды. Многие из отмеченных ранее расовых признаков имеют очевидноеприспособительное значение. Так, темный цвет кожи негроидов обусловленприсутствием в подкожном слое особого пигмента — меланина, защищающего организмчеловека от губительного для него излучения солнца. Удлиненная, высокаячерепная коробка, жесткие курчавые волосы негров предохраняют голову отперегрева. Узкий нос жителей пустынь и северных народов (особенно у эскимосов)затрудняет свободную циркуляцию воздуха. Жирная кожа лица у монголоидов препятствуетобморожению, а кроме того, создает для организма запас высококалорийногопитательного вещества на неблагоприятные сезоны года. Узкая глазная щель инабухшие массивные веки монголоидов защищают глаза от пыли, песка, яркогосолнечного света, эпикантус прикрывает слезный бугорок и затрудняет смачиваниересниц, поэтому пыль на них оседает меньше. В тропиках приспособительноезначение имеют утолщенные губы и широко открытые ноздри, необходимые дляусиленного испарения влаги через слизистую оболочку.
У эскимосов при низких температурахскорость кровообращения примерно вдвое больше, чем у европейцев, это позволяетим сохранять тепловой баланс и оберегает их от переохлаждения. У народовСеверных Анд Южной Америки, проживающих на больших высотах, антропологамизафиксированы приспособительные изменения в объеме легких и интенсивностикислородного обмена.
Группы крови людей тоже имеютнекоторое приспособительное значение, поскольку их носители неодинакововосприимчивы к различным инфекционным заболеваниям. Например, негроидыневосприимчивы ко многим болезням тропической зоны, которые губительны дляевропейцев, но в то же время чрезвычайно чувствительны к тем инфекциям, которыесуществуют вне пределов африканского континента. Группа крови В в Китае идругих азиатских странах получила преобладание, потому что их носители режезаболевали свирепствовавшей здесь оспой и легче ее переносили.
Географический фактор расогенезатакже нашел свое проявление в зависимости между температурой внешней среды иразмером тела всех гомотермных животных: на севере и юге размеры тела больше,чем в тропической зоне. Это следствие общих закономерностей терморегуляцииорганизма. Применительно к популяции человека аналогичное соотношениепроявилось в пропорциях длины, веса, площади поверхности тела. Правило Алленаустанавливает связь пропорций тела с климатом. В холодном климате гомотермныеживотные отличаются более удлиненными конечностями и менее плотным сложением, апроживающие в умеренном и жарком поясе — более плотным сложением и укороченнымипропорциями. Правилом Глогера устанавливается зависимость интенсивности окраскиот географической широты местности: чем ближе к тропикам, тем окраскаинтенсивнее. У человека и цвет кожи, и цвет волос светлеют по мере перехода оттропического пояса к умеренным зонам и далее к поясам холода в обоихполушариях. Эти и другие закономерности носят статистический характер иустанавливаются на большом фактическом материале. Справедливость этихзакономерностей по отношению к человеку свидетельствует о том, что адаптивныйфактор играет значительную роль в расообразовании.
В исследовании процесса расогенезаследует иметь в виду то обстоятельство, что никакой полезный признак из областифизиологии или морфологии, приобретенный человеком на протяжении жизни, потомствупередаваться не может. Как ни велика роль географической среды, она неоказывала бы никакого влияния на морфологический облик людей, если бы не быловторого фактора расогенеза — спонтанно идущего мутагенеза в биосфере, вчеловеческих популяциях в том числе. Постоянные изменения в генетическомаппарате человека идут самопроизвольно, а внешняя среда только придает имопределенную направленность. Неоднородность среды, в свою очередь, создаетпредпосылки для территориальных различий в развитии генетических изменений.
Третьим важным фактором расогенезаявляется социальная изоляция. Ее суть состоит в том, что при заключении браковпреимущественно внутри своей обособленной группы могут происходить заметныесдвиги в распределении генов, контролирующих расовые признаки. Например, визолированных популяциях может происходить брахи- или долихокефализация,уменьшение или увеличение массивности скелета (грацилизация или матуризация).Подобными причинами ученые пытаются объяснить возникновение многиходонтологических (строение зубов), серологических (иммунных), дерматологических(узоры на пальцах, ладонях, стопах) и других, по большей части нейтральныхразличий между популяциями.
В настоящее время в процессерасогенеза происходит возрастание фактора метисации (смешения), что объясняетсяинтенсивным процессом взаимосвязи культур и миграционными перемещениями большихмасс людей. Увеличение ойкумены в процессе расселения человечества, увеличениеплотности населения в процессе хозяйственного развития и одновременно появлениевсе новых и новых генетических барьеров — вот те причины, которые постоянновызывают появление новых очагов расообразования на протяжении эволюции Homosapiens.3.КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА
этнос расообразованиеэтногенез гумилев
Несмотря на многократные попыткиученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все жесуществующие концепции носят преимущественно частный характер. До настоящеговремени в этнологии нет законченных, научно аргументированных теорий, которыебы давали полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологовв этом направлении продолжается. Большой интерес сегодня вызывает концепцияэтногенеза Льва Николаевича Гумилева.
Создавая свою теорию этногенеза,Гумилев положил в ее основу в качестве главного постулата тезис оприродно-биологическом характере этноса, обусловленном тем, что он являетсясоставной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенныхгеографических и климатических условиях. Гумилев определяет этнос какбиофизическую реальность, а потому весь механизм этногенеза он ищет в реальныхприродных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносыдолжны подчиняться ее законам, участвуя в тех процессах, которые протекают вней. А это гигантские по своим масштабам процессы, в значительной мересформировавшие весь современный облик нашей планеты, сравнимые поэнергетическим затратам с величайшими геологическими процессами. В.И.Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого веществабиосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса ирадиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потокахэнергии, она открыта космосу и чутко реагирует на энергетические всплески,происходящие там. Эта связь была доказана нашим соотечественником А.Л.Чижевским. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывовпопуляций — стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в гигантскихколичествах, чтобы броситься в воды океана. Подобные же влияния испытывает ичеловек, реакция на них становится заметной на уровне этносов. При соблюдениинекоторых условий энергетическая вспышка становится началом процессаэтногенеза.
Гипотеза Гумилева заключается впредположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планетыподвергается воздействию определенного типа космического излучения, котороевызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего завосприятие энергии организмом из внешнего мира. Особенность этих толчков заключаетсяв их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано 9пассионарных толчков: 4 до нашей эры и 5 за последние два тысячелетия.
Суть явления пассионарности состоит втом, что до мутационных изменений человек получает из окружающего мира ровностолько энергии, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. Припассионарном толчке, вызывающем мутацию этого гена, человек становитсяспособным воспринять значительно больше энергии, чем ему необходимо. Такобразуется избыток энергии, который может быть направлен в любое русло. Такойчеловек будет обладать повышенной тягой к действию — пассио-нарностью. Этаизбыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походовили научных экспедиций, на создание новой религии или научной теории. Если женекоторое количество людей, обладающих этим признаком, соберется вместе,объединенное одной целью, и если при этом они находятся в благоприятныхгеографических условиях — необходим разнообразный ландшафт — появляется зародышнового этноса, начинается бурный процесс этногенеза, завершающийся через130-160 лет возникновением нового народа. Наиболее существенными отличительнымипризнаками нового этноса являются специфические стереотипы поведения, которыепередаются последующим поколениям не генетически, а через механизм сигнальнойнаследственности, через культуру, когда потомство путем подражания и наученияперенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы. Именно этистереотипы и создают пассионарии.
Таким образом, процесс этногенезаГумилев связывает с пассионарностью — образованием внутри старого этноса илинескольких этносов некоторого количества людей с повышенной тягой к действию.Это становится пусковым механизмом этногенеза.
После этого этнос проходит рядзакономерных фаз развития, которые составляют цикл жизни этносапродолжительностью около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешнейпричине.
Этногенез по Гумилеву — процессполучения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения идальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока последний не придет всостояние гомеостаза — равновесия с природой, при котором уровеньпассионарности равен нулю.
Фазы развития этноса связаны сопределенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается вспецифических для каждой фазы стереотипах поведения.
После пассионарного толчка наступаетфаза подъема, которая продолжается 200-300 лет. Она связана с экспансией новогоэтноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу созданиянового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающиенароды воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюсякак бы вдруг на месте нескольких незначительных племен и активно отстаивающуюсвои интересы, часто за счет соседей.
Основной императив поведения в этойфазе: «Будь тем, кем ты должен быть». Примером могут служить все молодыенароды: предки современных англичан и французов в IX веке, монголы в XII веке ит. д.
Затем наступает акматическая (от греч.«акме» — высшая точка) фаза, в которой пассионарное напряжение достигаетвысочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают ужене столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Ростиндивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос всостояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазеподъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза,продолжающаяся следующие 300 лет, — одна из самых тяжелых в жизни этноса, таккак это период гражданских войн, культурных потерь.
Основной императив поведения в этовремя: «Будь тем, кем я хочу». Люди хотят уже не общего блага, а только своего.Обычно это связано с тем, что глобальная цель предыдущей фазы — созданиевеликого государства — уже достигнута. Примером может служить Европа периодафеодальной раздробленности или Россия периода Смутного времени.
В конце концов большая частьпассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровняпассионарного напряжения в этносе. Это падение связано также с тем, что ушедшиепассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями — людьми, неспособными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптациик среде. Люди такого типа хорошо известны — это бродяги, люмпены, босяки,бомжи. Появление этих признаков означает наступление фазы надлома — кризиснойфазы, продолжающейся 200 лет.
Жизнь в фазе надлома очень тяжела. Мыэто знаем на собственном опыте, так как наша страна находится сейчас в концеэтой фазы. Западная Европа пережила ее в период Реформации и Контрреформации,заплатив за свое нынешнее спокойствие не менее кровавую дань, чем мы в XX веке.
После пережитых потрясений люди хотятне успеха, а покоя, и это говорит о том, что этнос перешел в следующую — инерционную — фазу. В ней наблюдается некоторое повышение, а затем плавноеснижение уровня пассионарного напряжения. Идет укрепление государственнойвласти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей,активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотойпосредственности» — законопослушного, работоспособного человека.
«Будь таким, как я!» — господствующийимператив поведения инерционной фазы сменяет императив предшествующего периода:«Мы устали от великих». Это означает, что люди наконец-то понимают, что именноиндивидуальности, пытающиеся проявиться во всей своей оригинальности,представляют наибольшую опасность для соседей. Примером служит современнаяЗападная Европа, Киевская Русь XI-XII веков, Китай эпохи Сун.
Культура и порядок в это время бываютстоль совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровеньпассионарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечет неизбежныйупадок, скрытый вначале за маской процветания, которая сбрасывается послепоследнего фазового перехода.
Важной причиной кризиса обычно бываетрезко возросшее воздействие цивилизации на природу, которая в конце концов невыдерживает этой нагрузки. Недаром все крупнейшие цивилизации древностиоставили после себя в прямом смысле слова пустыни, занявшие место прежнихплодородных земель (Вавилон, Египет и др.). Наступает фаза обскурации — старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. Вэто время пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счетпоявления значительного числа субпассионариев, что делает невозможной никакуюконструктивную деятельность, и этнос существует за счет прежних запасов. Врезультате общественный организм начинает разлагаться: фактически узакониваетсякоррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к властиприходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численностьэтноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей болеепассионарных соседей.
Меняется императив поведения: «Будьтаким, как мы», причем определяют его отныне люди нетворческие инетрудолюбивые, эмоционально и умственно неполноценные, но при этом обладающиеповышенными требованиями к жизни (не выходящими, правда, за пределы того, чтонельзя съесть или выпить). Всякий рост становится явлением исключительным,трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. Всепродажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Идет настоящийестественный отбор. Но тут-то и наступает возмездие. Субпассионарии разъедаюттело народа, как клетки раковой опухоли организм человека, но, победив,умертвив соперника, они гибнут сами.
Классические примеры — Рим эпохипоздней империи, Китай с XVII века, Русь перед нашествием татаро-монголов.
Фаза обскурации предшествует гибелиэтнической системы или переходу ее к состоянию гомеостаза, которого можетдостичь лишь незначительная здоровая часть этноса.
Иногда бывает возможна фазарегенерации — временное восстановление этнической системы после обскурации засчет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности.
Примером может служить Византия впоследний период своей истории. После падения Константинополя в 1204 г. под натиском крестоносцев казалось, что великая империя погибла безвозвратно от нее осталсякрохотный обломок — Никейская империя — окраина прежней Византии. Но именно изнее через 50 лет смогла возродиться Византийская империя, которая, правда, былатолько тенью прежней великой Византии, но просуществовала еще 200 лет. Этосмогло произойти только за счет того, что в фазе обскурации именно на окраинеареала обитания этноса сохранилась повышенная пассионарность.
В любом случае это короткий всплескактивности накануне завершения процесса этногенеза, которым являетсямемориальная фаза. В этой фазе этническая система уже утратила пассионарность,и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого.Память о героических деяниях предков живет в фольклоре, легендах.
Такую картину мы наблюдаем на Алтае.Там живут телесы, теленгиты, телеуты, алтай-кижи. У всех у них есть богатыйбылинный эпос. Такую же картину можно увидеть у киргизов Тянь-Шаня, индейцевпуэбло и других, некогда могучих этносов, превратившихся в малочисленныеплемена. Кристаллизованная пассионарность — искусство спасло их от растворениясреди соседей, от ассимиляции и связанных с ней унижений.
После конца динамических фазэтногенеза уцелевшие люди не становятся хуже, слабее или глупее прежних.Изменяются не люди, а этническая системная целостность. Раньше рядом с обычнымбольшинством были пассионарии, многим мешавшие, но придававшие этносусопротивляемость и вызывавшие стремление к переменам. Агрессивность этническойсистемы исчезает, но снижается и ее резистентность (сопротивляемость). А этозначит, что взамен приобретений идут утраты.
Дальше все зависит от соседей. Еслиони не будут нападать, то остатки этноса будут меняться, превращаться в милых,безобидных людей, гостеприимных и доброжелательных. Они продолжают терятьпамять о прошлом, а вместе с ней и ощущение времени. На конечном этапе онипросто ограничиваются констатацией смены времен года и даже просто дня и ночи.Так живут чукчи -прекрасные охотники, обладающие развитой мифологией.Сходную картину демонстрируют племена Центральной Африки, члены которых незнают даже, сколько им лет (при том, что они прекрасно ориентируются вджунглях). Но эти этносы живут в контакте с более пассионарными соседями,которые держат их в форме. Если же этого не будет, то остатки этноса могутпросто вымереть из-за отсутствия желания жить. Такие этносы сегодня живут внекоторых заповедниках.
Переход от мемориальной фазы кзаконченной форме этнического гомеостаза имеет очень плавный характер ивыглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяетсяиз поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, непроявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоитпочти целиком из гармоничных людей — достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечитьвсем себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либоменять в жизни.
В таком состоянии этнос можетсуществовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии,стихийного бедствия или не будет ассимилирован. Так живут народы Австралии,Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.
Новый цикл развития может быть вызванлишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарнаяпопуляция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая началоочередному витку этногенеза — процессу, благодаря которому человечество неисчезает с лица Земли.