СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§1. Истоки появления традиционной одежды донских казаков
§2. Бытовое назначение и эстетика платья-кубелька
§3. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Народный костюм – это память, традиции, менталитет определеннойнациональности. Его следует рассматривать как своего рода социокод, которыйфиксирует определенные характеристики конкретной культуры и, вместе с тем,является источником информации об определенном этносе. Анализ особенностейнационального костюма того или иного народа позволяет нам узнать его историю,быт, традиции и обычаи. Вот почему проблема изучения народного костюмапривлекает большое внимание ученых из самых различных сфер науки: историков,этнографов, фольклористов, диалектологов.
Значительное количество исследований по традиционной одежде народовРоссии XIX — XX вв. было выполнено на основе сравнительно-этнографическойметодики, рассматривающей костюм как важный источник изучения проблемэтногенеза, этнической истории и межэтнических взаимовлияний. Это работыотечественных исследователей-этнографов: Г. С. Масловой,Н. И. Лебедевой, Н. И. Гаген-Торн,С. Ш. Гаджиевой, Н. П. Гринковой, В. С. Зеленчука,С. В. Иванова, Т. А. Крюковой, Л. А. Молчановой,Т. А. Николаевой, Г. Н. Прытковой,Е. Н. Студенецкой, О. А. Сухаревой,Л. Н. Чижиковой, Н. М. Шмелевой и др. Важными для изучениянародного костюма являлись и публикации искусствоведов, историков моды,художников, специалистов легкой промышленности: Г. С. Гориной, А. Ф. Бланк,В. Б. Богомолова, А. А. Васильева,Т. В. Козловой, М. Н. Мерцаловой, Л. В. Орловой,Ф. М. Пармон, Т. К. Стриженовой и др.
Следует также отметить огромный вклад в изучение роли народного костюмакак выразителя ментальности этноса доктора культурологии, профессора Н.М.Калашниковой. Ее многочисленные работы имеют обширную практическую основу,поскольку за плечами этнографа-собирателя многолетние экспедиционные поездкидля сбора экспонатов, пополнившие собрание Российского этнографического музея — свыше тысячи предметов, характеризующих культуру и быт разных народов России.Хорошо известны специалистам ее публикации по вопросам музееведения, славистикии балканистики, художественным народным ремеслам и промыслам. Однако наибольшеечисло работ посвящено истории народного костюма. Среди них — монографии,альбомы, статьи и методически разработки. Книга Н. М. Калашниковой «Народныйкостюм (семиотические функции)» — первое учебное пособие с характеристикойзнаковых функций народной одежды, предлагаемое Министерством образования РФ длястудентов высших учебных заведений страны.
В книге в частности отмечается, что национальная одежда, как и самчеловек-представитель определенного этноса, сообщает информацию о возрасте,половой и этнической принадлежности индивида, о месте его проживания,социальном статусе, профессии и т. д. Костюм может многое рассказать об эпохе,в которую был создан. А многозначность одежды представляет собой широкоеисследовательское поле, в котором особый интерес вызывает этническая и имиджеваязнаковость костюма.
Следовательно, рассмотрев национальный костюм донской казачки, мы сможемсделать выводы о том, какую информацию о данной этнической группе несет в себеплатье-кубелек, как отражается в нем менталитет казачества как конкретной народности.
Таким образом, цель нашей работы заключатся в выявлении социокультурногокода национальной одежды донской казачки на примере платья-кубелька.
Задачи:
— определить истоки появления национального костюма донских казаков,влияния на русских и тюркских народностей;
— рассмотреть специфику платья-кубелька с точки зрения бытовогоиспользования и эстетической ценности;
— проанализировать значение народного костюма для изучения национальнойкультуры.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал,изложенный в ней, может быть использован в курсе изучения истории донскогоказачества, при подготовке к спецкурсам и спецсеминарам по проблемам народнойментальности и семиотики.
§1. Истоки появления традиционнойодежды донских казаков
донской костюм платье казачка
Своеобразные условияжизни на Дону в XVI-XVIII вв., особенности характера и мировоззрения донскихказаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества.«Эта культура являлась частью русской культуры, что было связано с наличием вказачьих рядах устойчивого русского большинства. Вместе с тем донские казакисоставляли ту часть русского народа, которая была наиболее открытой для тесногообщения с соседними народами ближневосточной исламской, по преимуществу тюркскойкультуры»[1].
Общению с этими народамисодействовало географическое соседство с ними, разные формы военных и невоенныхконтактов, торговля. До XVIII вв. само сообщество донских казаков не носилозамкнутого характера. Несшие постоянные потери в боях, казаки охотно принималив свои ряды представителей соседних народов. «Отсюда возникали условия длявзаимопроникновения культур, для складывания в культуре донского казачества,русской в своей основе, тюркской струи»[2].Влияние на казаков их тюркских соседей проявлялось и в одежде. Среди казаковбыло принято одеваться «по-татарски».
В столице Донского войскавсегда было большое стечение народа. Сюда собирались торговые люди, приезжалитурецкие послы с большими свитами, горцы Кавказа, калмыки, постоянно навещалипосыльные из Астрахани. В этом постоянном водовороте людей донцы выделялисьсвоим внешним видом. «Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам инародам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские,турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда поцветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный»[3].
Своеобразныйоблик донской казаческой одежды складывался веками. В поход обычно казакинадевали старую одежду, чтобы враг ничего с них не брал. Даже оружие брали ссобой старое, без украшений.
Казакиревностно относились к самобытности в одежде, рассматривая ее как один изсущественных признаков своей самостоятельности. В 1705 году атаман Савва Кочетприносил благодарность Петру I от имени всего Войска: «Мы взысканы твоей милостиюпаче всех подданных; до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носимплатье по древнему своему обычаю, которое кому понравиться: один одевается черкесом,другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакогонарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же никто у нас не носит иохоты к нему вовсе не имеем...»[4].
НаДону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозилииз походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья,украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом.
С образцами традиционной казачьей одежды мы можемознакомиться в экспозициях различных городских и сельских музеев. По стариннымобразцам, но из современных, часто дешевых синтетических тканей, шьютсясценические костюмы для сельских фольклорных коллективов. Поэтому до начала90-х гг., когда оформилось движение возрождения казачества, военная форма иженская «парочка» (костюм из длинной юбки с кофтой) были принадлежностью сценыили праздника.
Следует отметить, что отдельные детали народного гардероба,продиктованные условиями быта, сохраняются до сих пор. Женщины во время работыпо-особому в разных районах Дона повязывают платки, мужчины зимой ходят втулупах, белых шерстяных носках, которые заправляют в брюки, а всю легкую обувьназывают «чириками».
§2. Бытовое назначение и эстетикаплатья-кубелька
Пока мужчины занималисьвоенной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственноевоспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали текостюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жаждапрекрасного. В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавшийее душу от тяжкой действительности.
Женская одежда отличаласьбольшим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце XIX векаповсеместно были юбка с кофтой. В XVIII — первой половине XIX веках былираспространены у донских казачек платье-кубелек, сарафан, у уральских —косоклинный сарафан.
Характер иособенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долгосохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. На Нижнем иСреднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве ясырок (пленниц) татарки,турчанки, ногайские женщины, наибольшее распространение получил комплексженского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока,поскольку по покрою и форме оно напоминало татарский камзол. Обычный кубелек,был суконный и не очень длинный. Красили сукно в пестрые цвета.
Шился кубилёкиз нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинкаделались цельными, прилегающими и соединялись подкройными бочками.
Отверстие дляшеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Сосбаривавшиеся наплечах прямые и узкие рукава заканчивались обшлагами. Снизу к лифу пришиваласьширокая, присборенная, не зашитая впереди юбка.
Лиф кубилька,а иногда и весь кубилёк застегивался на металлические, серебряные или низанныежемчугом пуговицы и петли из металлической золотной или серебряной тесьмы. Параллельноим шел второй ряд пуговиц (золотых или низанных из жемчуга), который служиллишь украшением.
Кубилёкносился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися изего рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.
Выше талии кубилёк подпоясывался шитым бисером шелковым илиметаллическим узорным узким поясом (татауром) с пряжкой. Были также пояса изцветного бархата, расшитого жемчугом
Назначениекубелька было разнообразным – это могла быть как повседневная одежда, так ипраздничная. Кроме того, платье могло быть показателем благосостояния исоциального статуса владелицы – у жен казачьих старшин они были особенно богатоукрашены, сшиты из бархата или парчи.
Кубилёкявлялся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины XIX века.
Широкоераспространение и популярность данного вида одежды объясняется, очевидно, егопрактичностью, с одной стороны, и восточной яркостью, так любимой казаками, сдругой.
Какповседневная одежда кубилек был удобен, так будучи сшитым из разнообразнойткани – более легкого полотна или более теплого — хорошо защищал от жары ихолода, не стеснял движений во время работы. Особенности кроя такого платьяпозволяли изготовлять его в домашних условиях без особых трудностей, а потомего можно было легко подогнать по конкретной фигуре с минимальными затратамивремени и сил, поскольку фасон был достаточно унифицирован. Девушки шили такиеплатья для своего преданного, одновременно постигая азы изготовления одежды инабивая руку для более сложных вещей – нарядных и свадебных костюмов.
Нарядные,богато украшенные кубельки были настоящим произведением искусства. Над нимидолго работали наиболее умелые мастерицы. Часто в небогатых семьях материал длятакого платья, а также различная фурнитура для украшения – бисер, жемчуг,золотое и серебряное шитье – кропотливо собирались в течение несколькихпоколений, нашивались на платье постепенно. В таком характере работы надкостюмом отражался принцип преемственности – платье переходило по наследству отматери к дочери, которая должна была добавить к нему что-то свое, новое, и в тоже время сохранить уже завещанное от предков в целости и сохранности. Умениесохранять хрупкую дорогую вещь показывало состоятельность девушки как хозяйки,умение ее распоряжаться бережливо семейными ценностями. Ведь такое платьестановилось уже не просто красивым нарядом, а своеобразным архивом, семейнойлетописью, по отдельным элементам которого можно было рассказать историю свадебпредыдущих членов семьи. Кроме того, кубилек являлся символом приумножениябогатства – прибавляя к нему каждый раз все более богатые отделочные элементы,женщина как бы заговаривала свою будущую семью на увеличение материальногоблагосостояния. А в случае крайней нужды или несчастья (пожара, например)платье можно было и продать, таким образом, кубилек служил и своеобразным«вложением» капитала. И еще, разумеется, платье-кубилек выступало как «презентация»своей хозяйки, то есть, глядя на него даже посторонний человек мог многоесказать о женщине – и что она хорошая хозяйка (если платье в хорошейсохранности), и что она искусная мастерица (если платье было хорошо сшито,фасон дополнялся различными более сложными деталями), и что она бережлива иживет в достатке (если платье богато и обильно украшено).
Утилитарныефункции платья-кубелька дополнялись эстетическим значением. Потому что такаяразновидность народного костюма была по настоящему красива, подчеркиваластатность, дородность казачек, их неторопливую величавую походку, прекрасныйхудожественный вкус, отражала стремление к упорядоченности и гармонии.
§3. Роль народного костюма в изучениитрадиционной культуры
Значение исследования особенностей костюма того или иного народа дляпонимания его культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком,мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Одним изпервых исследователей, обративших внимание на это обстоятельство, был П.Г. Богатырев,выделивший в народном и историческом костюмах практическую утилитарную,эстетическую, социальную, половую и моральную функции[5].Они все взаимосвязаны между собой и дают нам огромное количество информации оменталитете конкретного народа.
Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан.Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле. ПрофессорКалашникова Н.М. в частности отмечает: «Являясь частью культурного пространствачеловека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представленийо ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народногокостюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, содной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытиечеловека, а с другой — в нем происходила трансформация форм одежды,являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которыхтребовало определенных знаний»[6].Прежде всего, это ритуалы жизненного цикла, которым соответствует «родины –свадьба – похороны».
Фундаментальные работы в области изучения народного костюма практическивсех регионов России позволяют констатировать сохранение традиционногохарактера одежды у многих этносов вплоть до 1920-30-х годов и даже до серединыХХ в., что объяснялось определенной системой жизнеобеспечения,консервативностью жизненного уклада крестьянства, устойчивостью связанных с нимобычаев, передававшихся из поколения в поколение.
В традиционной одежде донских казачек – платье-кубельке отразиласьистория казачества, его близкий контакт с тюркскими народами, многие поколениясмешенных браков. Платье выражало представление донских женщин о красоте,служило связующим звеном между разными поколениями семьи, выступало символомматериального благополучия. Кубилек был также показателем и социального статусаженщины, и ее личных качеств, как хозяйки и рукодельницы.
Знаковые функции кубилька максимально сохранялись в ритуальных,праздничном и свадебном костюмах. Отношение к такой одежде было особенное: ихбогаче украшали, тщательнее хранили. Существенное значение придавалось иатрибутам костюма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждому народу достаетсянаследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами.Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, и,хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высокомхудожественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.
В основе традиционного костюмадонских казачек – платья-кубелька — заложено искусство радости, неуемной тяги икрасоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своеговнешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждуюженщину истинной красотой. И чем больше изучаешь казаческий женский костюм, тембольше находишь в нем ценностей.
Гармония цвета, формы,орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы нибыла тяжела жизнь донской казачки, ее искусство поражает своим светлым,жизнеутверждающим содержанием. И хотя традиционная одежда казачек неисчерпывалась только кубельком, он наряду с любым народным женским костюмомобладал общими чертами – компактным объемом, мягким, плавным контуром.
Платье-кубилек – это нетолько элемент материальной культуры донского казачества, это синтез различныхвидов декоративного творчества, донесший до нашего времени характернейшиеэлементы края. Ведь такой костюм формировался на протяжении веков. Его развитиебыло обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа,взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами.
Этим объясняется особаяценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих другихсторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжола А.П. Казаки. СПб.,1999. С. 50.
2. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. Ростов н/Д., 1995.
3. Калашникова Н.М… Имидж и семиотика народного костюма//Имиджелогия-2005: Феноменология, теория, практика: Материалы ТретьегоМеждународного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А.Петровой. — М.: РИЦ АИМ,2005.
4. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции).– М.: Сварог и К, 2002.
5. Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современная литература,1999.
6. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднегосредневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д., 1998.
7. Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Старинный донской казачий костюмXVII—XIX вв. // Донской народный костюм. Ростов н/Д. 1986. С. 33; Донские казакив прошлом и настоящем. Ростов н/Д., 1998