Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Национальный костюм донской казачки

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
§1. Истоки появления традиционной одежды донских казаков
§2. Бытовое назначение и эстетика платья-кубелька
§3. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
 
Народный костюм – это память, традиции, менталитет определеннойнациональности. Его следует рассматривать как своего рода социокод, которыйфиксирует определенные характеристики конкретной культуры и, вместе с тем,является источником информации об определенном этносе. Анализ особенностейнационального костюма того или иного народа позволяет нам узнать его историю,быт, традиции и обычаи. Вот почему проблема изучения народного костюмапривлекает большое внимание ученых из самых различных сфер науки: историков,этнографов, фольклористов, диалектологов.
Значительное количество исследований по традиционной одежде народовРоссии XIX — XX вв. было выполнено на основе сравнительно-этнографическойметодики, рассматривающей костюм как важный источник изучения проблемэтногенеза, этнической истории и межэтнических взаимовлияний. Это работыотечественных исследователей-этнографов: Г. С. Масловой,Н. И. Лебедевой, Н. И. Гаген-Торн,С. Ш. Гаджиевой, Н. П. Гринковой, В. С. Зеленчука,С. В. Иванова, Т. А. Крюковой, Л. А. Молчановой,Т. А. Николаевой, Г. Н. Прытковой,Е. Н. Студенецкой, О. А. Сухаревой,Л. Н. Чижиковой, Н. М. Шмелевой и др. Важными для изучениянародного костюма являлись и публикации искусствоведов, историков моды,художников, специалистов легкой промышленности: Г. С. Гориной, А. Ф. Бланк,В. Б. Богомолова, А. А. Васильева,Т. В. Козловой, М. Н. Мерцаловой, Л. В. Орловой,Ф. М. Пармон, Т. К. Стриженовой и др.
Следует также отметить огромный вклад в изучение роли народного костюмакак выразителя ментальности этноса доктора культурологии, профессора Н.М.Калашниковой. Ее многочисленные работы имеют обширную практическую основу,поскольку за плечами этнографа-собирателя многолетние экспедиционные поездкидля сбора экспонатов, пополнившие собрание Российского этнографического музея — свыше тысячи предметов, характеризующих культуру и быт разных народов России.Хорошо известны специалистам ее публикации по вопросам музееведения, славистикии балканистики, художественным народным ремеслам и промыслам. Однако наибольшеечисло работ посвящено истории народного костюма. Среди них — монографии,альбомы, статьи и методически разработки. Книга Н. М. Калашниковой «Народныйкостюм (семиотические функции)» — первое учебное пособие с характеристикойзнаковых функций народной одежды, предлагаемое Министерством образования РФ длястудентов высших учебных заведений страны.
В книге в частности отмечается, что национальная одежда, как и самчеловек-представитель определенного этноса, сообщает информацию о возрасте,половой и этнической принадлежности индивида, о месте его проживания,социальном статусе, профессии и т. д. Костюм может многое рассказать об эпохе,в которую был создан. А многозначность одежды представляет собой широкоеисследовательское поле, в котором особый интерес вызывает этническая и имиджеваязнаковость костюма.
Следовательно, рассмотрев национальный костюм донской казачки, мы сможемсделать выводы о том, какую информацию о данной этнической группе несет в себеплатье-кубелек, как отражается в нем менталитет казачества как конкретной народности.
Таким образом, цель нашей работы заключатся в выявлении социокультурногокода национальной одежды донской казачки на примере платья-кубелька.
Задачи:
— определить истоки появления национального костюма донских казаков,влияния на русских и тюркских народностей;
— рассмотреть специфику платья-кубелька с точки зрения бытовогоиспользования и эстетической ценности;
— проанализировать значение народного костюма для изучения национальнойкультуры.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал,изложенный в ней, может быть использован в курсе изучения истории донскогоказачества, при подготовке к спецкурсам и спецсеминарам по проблемам народнойментальности и семиотики.

§1. Истоки появления традиционнойодежды донских казаков
донской костюм платье казачка
Своеобразные условияжизни на Дону в XVI-XVIII вв., особенности характера и мировоззрения донскихказаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества.«Эта культура являлась частью русской культуры, что было связано с наличием вказачьих рядах устойчивого русского большинства. Вместе с тем донские казакисоставляли ту часть русского народа, которая была наиболее открытой для тесногообщения с соседними народами ближневосточной исламской, по преимуществу тюркскойкультуры»[1].
Общению с этими народамисодействовало географическое соседство с ними, разные формы военных и невоенныхконтактов, торговля. До XVIII вв. само сообщество донских казаков не носилозамкнутого характера. Несшие постоянные потери в боях, казаки охотно принималив свои ряды представителей соседних народов. «Отсюда возникали условия длявзаимопроникновения культур, для складывания в культуре донского казачества,русской в своей основе, тюркской струи»[2].Влияние на казаков их тюркских соседей проявлялось и в одежде. Среди казаковбыло принято одеваться «по-татарски».
В столице Донского войскавсегда было большое стечение народа. Сюда собирались торговые люди, приезжалитурецкие послы с большими свитами, горцы Кавказа, калмыки, постоянно навещалипосыльные из Астрахани. В этом постоянном водовороте людей донцы выделялисьсвоим внешним видом. «Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам инародам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские,турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда поцветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный»[3].
Своеобразныйоблик донской казаческой одежды складывался веками. В поход обычно казакинадевали старую одежду, чтобы враг ничего с них не брал. Даже оружие брали ссобой старое, без украшений.
Казакиревностно относились к самобытности в одежде, рассматривая ее как один изсущественных признаков своей самостоятельности. В 1705 году атаман Савва Кочетприносил благодарность Петру I от имени всего Войска: «Мы взысканы твоей милостиюпаче всех подданных; до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носимплатье по древнему своему обычаю, которое кому понравиться: один одевается черкесом,другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакогонарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же никто у нас не носит иохоты к нему вовсе не имеем...»[4].
НаДону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозилииз походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья,украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом.
С образцами традиционной казачьей одежды мы можемознакомиться в экспозициях различных городских и сельских музеев. По стариннымобразцам, но из современных, часто дешевых синтетических тканей, шьютсясценические костюмы для сельских фольклорных коллективов. Поэтому до начала90-х гг., когда оформилось движение возрождения казачества, военная форма иженская «парочка» (костюм из длинной юбки с кофтой) были принадлежностью сценыили праздника.
Следует отметить, что отдельные детали народного гардероба,продиктованные условиями быта, сохраняются до сих пор. Женщины во время работыпо-особому в разных районах Дона повязывают платки, мужчины зимой ходят втулупах, белых шерстяных носках, которые заправляют в брюки, а всю легкую обувьназывают «чириками».
§2. Бытовое назначение и эстетикаплатья-кубелька
 
Пока мужчины занималисьвоенной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственноевоспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали текостюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жаждапрекрасного. В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавшийее душу от тяжкой действительности.
Женская одежда отличаласьбольшим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце XIX векаповсеместно были юбка с кофтой. В XVIII — первой половине XIX веках былираспространены у донских казачек платье-кубелек, сарафан, у уральских —косоклинный сарафан.
Характер иособенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долгосохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. На Нижнем иСреднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве ясырок (пленниц) татарки,турчанки, ногайские женщины, наибольшее распространение получил комплексженского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока,поскольку по покрою и форме оно напоминало татарский камзол. Обычный кубелек,был суконный и не очень длинный. Красили сукно в пестрые цвета.
Шился кубилёкиз нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинкаделались цельными, прилегающими и соединялись подкройными бочками.
Отверстие дляшеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Сосбаривавшиеся наплечах прямые и узкие рукава заканчивались обшлагами. Снизу к лифу пришиваласьширокая, присборенная, не зашитая впереди юбка.
Лиф кубилька,а иногда и весь кубилёк застегивался на металлические, серебряные или низанныежемчугом пуговицы и петли из металлической золотной или серебряной тесьмы. Параллельноим шел второй ряд пуговиц (золотых или низанных из жемчуга), который служиллишь украшением.
Кубилёкносился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися изего рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.
Выше талии кубилёк подпоясывался шитым бисером шелковым илиметаллическим узорным узким поясом (татауром) с пряжкой. Были также пояса изцветного бархата, расшитого жемчугом
Назначениекубелька было разнообразным – это могла быть как повседневная одежда, так ипраздничная. Кроме того, платье могло быть показателем благосостояния исоциального статуса владелицы – у жен казачьих старшин они были особенно богатоукрашены, сшиты из бархата или парчи.
Кубилёкявлялся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины XIX века.
Широкоераспространение и популярность данного вида одежды объясняется, очевидно, егопрактичностью, с одной стороны, и восточной яркостью, так любимой казаками, сдругой.
Какповседневная одежда кубилек был удобен, так будучи сшитым из разнообразнойткани – более легкого полотна или более теплого — хорошо защищал от жары ихолода, не стеснял движений во время работы. Особенности кроя такого платьяпозволяли изготовлять его в домашних условиях без особых трудностей, а потомего можно было легко подогнать по конкретной фигуре с минимальными затратамивремени и сил, поскольку фасон был достаточно унифицирован. Девушки шили такиеплатья для своего преданного, одновременно постигая азы изготовления одежды инабивая руку для более сложных вещей – нарядных и свадебных костюмов.
Нарядные,богато украшенные кубельки были настоящим произведением искусства. Над нимидолго работали наиболее умелые мастерицы. Часто в небогатых семьях материал длятакого платья, а также различная фурнитура для украшения – бисер, жемчуг,золотое и серебряное шитье – кропотливо собирались в течение несколькихпоколений, нашивались на платье постепенно. В таком характере работы надкостюмом отражался принцип преемственности – платье переходило по наследству отматери к дочери, которая должна была добавить к нему что-то свое, новое, и в тоже время сохранить уже завещанное от предков в целости и сохранности. Умениесохранять хрупкую дорогую вещь показывало состоятельность девушки как хозяйки,умение ее распоряжаться бережливо семейными ценностями. Ведь такое платьестановилось уже не просто красивым нарядом, а своеобразным архивом, семейнойлетописью, по отдельным элементам которого можно было рассказать историю свадебпредыдущих членов семьи. Кроме того, кубилек являлся символом приумножениябогатства – прибавляя к нему каждый раз все более богатые отделочные элементы,женщина как бы заговаривала свою будущую семью на увеличение материальногоблагосостояния. А в случае крайней нужды или несчастья (пожара, например)платье можно было и продать, таким образом, кубилек служил и своеобразным«вложением» капитала. И еще, разумеется, платье-кубилек выступало как «презентация»своей хозяйки, то есть, глядя на него даже посторонний человек мог многоесказать о женщине – и что она хорошая хозяйка (если платье в хорошейсохранности), и что она искусная мастерица (если платье было хорошо сшито,фасон дополнялся различными более сложными деталями), и что она бережлива иживет в достатке (если платье богато и обильно украшено).
Утилитарныефункции платья-кубелька дополнялись эстетическим значением. Потому что такаяразновидность народного костюма была по настоящему красива, подчеркиваластатность, дородность казачек, их неторопливую величавую походку, прекрасныйхудожественный вкус, отражала стремление к упорядоченности и гармонии.

§3. Роль народного костюма в изучениитрадиционной культуры
Значение исследования особенностей костюма того или иного народа дляпонимания его культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком,мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Одним изпервых исследователей, обративших внимание на это обстоятельство, был П.Г. Богатырев,выделивший в народном и историческом костюмах практическую утилитарную,эстетическую, социальную, половую и моральную функции[5].Они все взаимосвязаны между собой и дают нам огромное количество информации оменталитете конкретного народа.
Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан.Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле. ПрофессорКалашникова Н.М. в частности отмечает: «Являясь частью культурного пространствачеловека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представленийо ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народногокостюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, содной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытиечеловека, а с другой — в нем происходила трансформация форм одежды,являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которыхтребовало определенных знаний»[6].Прежде всего, это ритуалы жизненного цикла, которым соответствует «родины –свадьба – похороны».
Фундаментальные работы в области изучения народного костюма практическивсех регионов России позволяют констатировать сохранение традиционногохарактера одежды у многих этносов вплоть до 1920-30-х годов и даже до серединыХХ в., что объяснялось определенной системой жизнеобеспечения,консервативностью жизненного уклада крестьянства, устойчивостью связанных с нимобычаев, передававшихся из поколения в поколение.
В традиционной одежде донских казачек – платье-кубельке отразиласьистория казачества, его близкий контакт с тюркскими народами, многие поколениясмешенных браков. Платье выражало представление донских женщин о красоте,служило связующим звеном между разными поколениями семьи, выступало символомматериального благополучия. Кубилек был также показателем и социального статусаженщины, и ее личных качеств, как хозяйки и рукодельницы.
Знаковые функции кубилька максимально сохранялись в ритуальных,праздничном и свадебном костюмах. Отношение к такой одежде было особенное: ихбогаче украшали, тщательнее хранили. Существенное значение придавалось иатрибутам костюма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждому народу достаетсянаследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами.Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, и,хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высокомхудожественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.
В основе традиционного костюмадонских казачек – платья-кубелька — заложено искусство радости, неуемной тяги икрасоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своеговнешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждуюженщину истинной красотой. И чем больше изучаешь казаческий женский костюм, тембольше находишь в нем ценностей.
Гармония цвета, формы,орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы нибыла тяжела жизнь донской казачки, ее искусство поражает своим светлым,жизнеутверждающим содержанием. И хотя традиционная одежда казачек неисчерпывалась только кубельком, он наряду с любым народным женским костюмомобладал общими чертами – компактным объемом, мягким, плавным контуром.
Платье-кубилек – это нетолько элемент материальной культуры донского казачества, это синтез различныхвидов декоративного творчества, донесший до нашего времени характернейшиеэлементы края. Ведь такой костюм формировался на протяжении веков. Его развитиебыло обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа,взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами.
Этим объясняется особаяценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих другихсторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжола А.П. Казаки. СПб.,1999. С. 50.
2. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. Ростов н/Д., 1995.
3. Калашникова Н.М… Имидж и семиотика народного костюма//Имиджелогия-2005: Феноменология, теория, практика: Материалы ТретьегоМеждународного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А.Петровой. — М.: РИЦ АИМ,2005.
4. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции).– М.: Сварог и К, 2002.
5. Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современная литература,1999.
6. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднегосредневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д., 1998.
7. Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Старинный донской казачий костюмXVII—XIX вв. // Донской народный костюм. Ростов н/Д. 1986. С. 33; Донские казакив прошлом и настоящем. Ростов н/Д., 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление запасами на предприятии на примере предприятия ОАО Хлебпром
Реферат Бизнес-план: поставка коровьих рогов и копыт в Ханты-Мансийский автономный округ
Реферат Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью. Договор подряда
Реферат Особенности обучения детей мигрантов, общение с ними
Реферат Filles De Caleb Essay Research Paper Auparavant
Реферат Михайло Драй-Хмара - життєвий і творчий шлях
Реферат Ликвидация
Реферат Running Head Divorce The
Реферат Gore Vidal Essay Research Paper Gore Vidal
Реферат Використання нейромережевих технологій при створенні систем підтримки прийняття рішень СППР
Реферат Учет труда и заработной платы на предприятии 5
Реферат Маркетинговая разработка товара
Реферат Антикризисное управление при угрозе банкротства
Реферат Логика составления бизнес-плана
Реферат «Многообразие культур» в п. Витязево