Министерство образования РоссийскойФедерации
Дальневосточный государственный университет
Институт педагогики и образования
Факультет педагогики
Кафедра социальной педагогики иуправления образованием
Реферат
По этнопедагогике и этнопсихологии
Мораль и этика Буддизма
Выполнила: студентка
3 курса ИПО, гр. 1732
Ефимова Нина
Проверила:
Исакова Светлана Дмитриевна
Владивосток 2009
Содержание
Введение
1. История возникновения буддизма
2. Моральные ценности в буддизме
3. Социальный порядок
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Буддизм —религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия(наряду с христианством и исламом). В современном мире буддизм представленмножеством разновидностей. Благодаря многообразию направлений это учениепостоянно обогащается, что в первую очередь характерно для стран Запада. Теорияи практика буддизма доступны любому мало-мальски любознательному инепредвзятому человеку, готовому признать, что современный мир может почерпнутьдля себя очень и очень многое из сокровищницы древней мудрости.
Буддизм учит отказу отсобственности, равенству всех людей, жизни в общине (сангхе). Он выступилпротив ритуальных форм религиозной жизни, против абстрактно-догматическихисканий. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе историческогоразвития пришел к ее признанию. Будда стал олицетворяться с Универсумом,возникла теория Космического тела Будды.
Культ буддизма сталохватывать семейно-бытовую жизнь, праздники, создал систему социальныхинститутов, позволяющих рассматривать буддизм как единое религиозноегосударство со своими регионами — школами и традициями.
История возникновения буддизма
Буддизм — первая повремени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появилисьзначительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот летпосле буддизма, а ислам — более чем через тысячу. Мировой религией буддизмсчитается на том же основании, что и две другие только что названные религии:подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шарурешительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы,став религией самых различных народов с совершенно разными культурными ирелигиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы иБурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIXвека процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религиейсотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родинойбуддизма — Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались наоснове традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет являетсяТибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность,литературный язык и основы цивилизации. Без понимания буддизма невозможнопонять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж окультурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последнихоснований.
Основатель буддизма —индийский принц Сиддхартха Гаутама — Будда. Краеугольный камень буддизма — верав перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны — высочайшегодуховного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже впервые столетия существования разделилось на 18 школ.
В начале 1 в. образуютсядве основные ветви буддизма: Хинаяна («малая колесница») и Махаяна(«большая колесница»).
Возникнув всеверо-восточной Индии, буддизм распространяется по всей Индии, Китаю, Тибету,Юго-Западной Азии, Японии, Монголии и др. Особого расцвета достигает в 3—1 вв.до н. э., 1—4, 8—9 вв. В Индии буддизм постепенно вытесняется возрождающимсябрахманизмом (индуизмом) и к 12 в. практически теряет свое значение. Внастоящее время существует около 400 млн. буддистов-мирян и 1 млн. монахов имонахинь.
Основнаяфилософско-этическая идея буддизма связана с учением о «четырехблагородных истинах»:
1) существует страданиевоплощенного бытия, проистекающее из постоянно возобновляющихся рождений исмертей;
2) причина этих страданийв омраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве;
3) прекращение страданийзаключается в достижении состояния просветленного вмещения, при котором создаютсявозможности выхода из кругооборота бытия на земле;
4) путь к прекращениюстраданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных насовершенствование для уничтожения причин бытия на земле, и в приближении квеликой истине.
Существует «восьмеричныйпуть» к истине: правильные
1) мышление,
2) речь,
3) действие,
4) распознавание,
5) жизнь,
6) труд,
7) воспоминания исамодисциплина,
8) концентрация
Буддизм оказал сильноевлияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив воппозиции брахманизму. Влияние буддизма на мировую религиозно-философскую мысльогромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своимифилософией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В 1950создано Всемирное братство буддистов.
Так, в начале 21 в. вмире насчитывается около 380 млн. приверженцев буддизма.
Моральные ценности вбуддизме
Буддисты подходят ко всемморальным ценностям, учитывая следующие принципы:
- очищение разума иразвитие мудрости;
- следованиенаставления;
- непреложностьзакона Кармы и перерождения;
- направленность наискусные методы;
- развитиеучастливой доброты, а также сострадания.
Если человекориентируется в жизни на эти принципы, то все его дела будут благословениеммиру. Для буддистов нет высшего авторитета, разбирающего, что правильно и чтонеправильно в каждом конкретном случае. Вы можете пользоваться руководством иприбегать к определенным ограничениям, однако ответственность за принятиерешений, пусть даже они опираются на наставления, лежит только на вас.
Экология
Особенно буддистыподчеркивают важность гармонии и указывают, что экологическое равновесие должнораспространяться на весь природный мир. Буддисты рассматривают необходимостьобеспечения равновесия в природе как этический приоритет. Буддизм есть религиялюбви, понимания и сострадания, и в качестве таковой она стремится к идеалуненасилия. Буддизм придает огромную важность делу охраны диких животных изащиты окружающей среды, от которой зависит выживание всех видов живых существ.
Согласно первомунаставлению, все буддисты – вегетарианцы. Они считают, что убийство животныхумножает боль и страдание, а тот способ, которым животных содержат итранспортируют из одного места в другое, можно объяснить только стремлением людейк наживе. Вегетарианцы считают, что мясоедение представляет собой молчаливоеодобрение свойственной людям жадности и что мясоеды, соучастники преступленияпротив живой природы.
Однако, из каждогоправила бывают и исключения. Но буддисты на Западе считают, если человек хочетстать буддистом, то он должен перейти на вегетарианство.
Уголовное наказание итюремное заключение
Буддисты считаютпредосудительным отнимать у живого существа жизнь при любых обстоятельствах. Нов некоторых буддийских странах, особенно в Таиланде и Бирме, смертная казнь какнаказание иногда практикуется. Притом, что на акт убийства в принципе наложензапрет, поскольку убийство является уголовно наказуемым, важно проявлятьсострадание в любых случаях. Следует с состраданием относиться к любомучеловеку в любых обстоятельствах – независимо от действий, им совершенных.
Аборт и суицид
В этой области буддистытакже руководствуются пятью наставлениями, особенно первым из них, котороеподразумевает такое качество, как сострадание. Поскольку для буддистов нетвысшего авторитета, когда речь идет о морали, то каждый сам принимаетокончательное решение по поводу ситуации, в которой он оказался. Аборта нужноизбегать, хотя, как показывает следующий комментарий, эта рекомендация не носитхарактера абсолютного запрета:
«Аборт, казалось бы,действительно противоречит первому наставлению, и, тем не менее, иногда должныбыть приняты во внимание и обстоятельства, смягчающие вину женщины».
Те, кто руководствуютсябуддийским принципом сострадания, усматривают определенное значение в такомсобытии, как рождение:
«Каждое рождение –святое. Я думаю, что акушерка должна быть верующей, потому что та энергия, скоторой она имеет дело, — святая. Следует знать, что энергия других людейсвященна».
Строго говоря, суициднельзя отнести к разряду нравственных проблем, поскольку речь о морали заходит,когда наши действия затрагивают других людей. Если же один человек побуждаетдругого к самоубийству, то это меняет дело. Самоубийство – это глупый поступок,продиктованный желанием прекратить собственное существование. Тем не менее,если речь идет о Благородном существе, как человек, который уже избавился отвсех желаний, то акт убийства может быть оправдан. Смерть в этом случаевыступает как способ уничтожения его истончившейся связи с миром, за чемследует переход в нирвану, ведь он уже выполнил то, что должен был выполнить.
Как мы уже говорили, вбуддизме существует так называемый восьмеричный путь к истине, которыйописывает то, как люди должны жить. Буддизм отмечает, что если человек следуетвосьмеричному пути во всех его категориях, то он сможет достичь гармонии исчастья, достичь состояния нирваны. А в чем ж смысл этого восьмеричного пути?
1. Праведное знание. Это начальный этап. Человек долженпонять то положение, в котором он находится, должен осознать себя, свойвнутренний мир, и тогда это станет отправной точкой дальнейшего развития.
2. Праведная решимость. После того, как ты понял, в какомсостоянии находишься, понял зло и добро и их разделение в себе, ты должен исполнитьсярешимости это преодолеть и развить в себе только добро.
3. Праведные слова. После того, как ты исполнилсярешимостью идти по пути добра, необходимо следовать по этому пути. Недостаточнопросто мыслить какими-то правильными категориями, нужно, чтобы твои слова такжебыли чистыми.
4. Праведные поступки. Если ты понял, что такое правда, ирешился встать на путь истины, твои поступки должны отражать понимание истины.Необходимо правильно строить свои отношения с другими людьми.
5. Праведный образ жизни. Это уже не просто конкретныепоступки, которые ты совершаешь ежедневно. Это значит, что ты не можешьпозволить себе заниматься той деятельностью, которая противоречит твоемупониманию истины. Именно поэтому буддизм говорит как о чем-то недопустимом о такихявлениях, как наркомания, проституция, алкоголизм..
6. Праведное усердие. Если ты понял, что такоеправедность, если ты решил воплотить это в жизнь, то необходимо прикладыватьзначительные усилия, чтобы твои благие помыслы перешли в конкретные поступки.Это тот шаг, который часто является для нас непреодолимым барьером.
7. Праведные помыслы. Очень важно не только то, что мыговорим и что мы делаем, но и чем мы руководствуемся в поступках, каковы нашимотивы.
8. Праведное созерцание. В буддизме особое внимание придаетсяименно этой составляющей восьмеричного пути, ведущего к совершенству ипросветлению. Именно через созерцание Будды были открыты великие истины. Внашей повседневности мы занимаемся какими-то делами не давая себе трудаостановиться и взглянуть внутрь себя, понять, что это такое, задуматься надчем-то, выходящем за рамки суеты. Важно уделять какое-то время в жизнисамосозерцанию, попытке осознать себя и свои взаимоотношения с окружающиммиром, поиску смысла жизни.
буддизм разумсострадание социальный
Социальный порядок
Пол и равенство полов
Во всех основных мировыхрелигиях это непростой вопрос, что объясняется причинами исторического исоциального характера. В те времена, когда сформировались традиции, женщина посвоему положению была подчинена мужчине. Так, Будда сдержанно относился к тому,чтобы принимать в монашеский орден женщин. В монастырях четко оговаривалосьразделение мужчин и женщин – с той целью, чтобы исключать ситуации,провоцирующие похотливые желания.
Как бы то ни было,женщина не вытеснялась из буддийского социума – ни из мирской, ни из монашескойсреды. Буддийское учение подчеркивало важность роли матери, дарующей жизнь ипоэтому заслуживающей сострадания. В целом, женщине отведена второстепеннаяроль по сравнению с ролью мужчины – независимо оттого, идет ли речь омонашеской сангхе или о мирской жизни. Статус монахини вообще спорен, изападных женщин, решивших посвятить себя монашеской жизни, заранеепредупреждали о том, что им никогда не удастся достичь такого же положения, какогодостигают монахи — мужчины.
Винная (закон дисциплины)предписывает монахам жить в безбрачии. Следует отметить, что в определенныхяпонских, корейских и тибетских общинах монахам и монахиням разрешаетсявступать в брак, хотя это скорее исключение, чем правило. Исповедующие буддизмна Западе могут быть женаты и иметь семью, а могут быть и холостыми. Некоторыепрактикуют безбрачие.
Свадьба, брак
Свадьба рассматривается вбуддизме как общественный и гражданский акт, поэтому монахи не отправляютслужбу на свадьбе. Присутствовать на церемонии им также не разрешается (т.к.монах — это человек, который отказался от мирской жизни). Монахи могутблагословить брак как отдельное событие после церемонии.
Семья, семейная жизнь
Поскольку буддизмтрадиционно ориентирован на монашескую жизнь, свободную от семейныхобязательств, может показаться, что буддистов не занимает тема семьи ивоспитания детей. Но более 95% буддистов – миряне, и этот вопрос, конечно,волнует их.
Будда всегда подчеркивал,как важно поддерживать отношения между монашеской общиной и мирянами. Длябуддийского общества особенно важен вопрос о том, как мирянин проживает своюжизнь и каким образом воспитывает своих детей. Так Будда сказал:
«Мудрый человек долженизбегать невоздержанности, как будто это сама преисподняя с раскаленнымиуглями. Тот, кто не способен жить в безбрачии, по крайней мере, не долженнарушать чистоту жены, принадлежащей другому мужчине.
В отношениях междуродителями и детьми дети должны:
· поддерживать своих родителей
· исполнять свои обязанности поотношению к родителям
· поддерживать свою семью и семейныетрадиции
· быть достойным своих предков
· подавать милостыню в память умерших иродственников
Родители должны:
· удержать детей от греха
· направлять детей на путь истинный
· заботиться об их воспитании
· следить за тем, чтобы они вступали вбрак в нужном возрасте
· передавать им их наследство
В отношениях междумужем и женой муж должен:
· быть внимательным по отношению к жене
· уважать ее
· быть верным
· заботиться о ее авторитете
· обеспечивать ее одеждой и украшениями
Жена должна:
· хорошо исполнять свои обязанности вкачестве домохозяйки
· быть гостеприимной по отношению кродственникам
· быть верной
· беречь семейный достаток
· быть умелой и трудолюбивой, исполняясвои обязанности
Рождение и воспитаниеребенка
Существует традиция, всоответствии с которой женщина, готовящаяся стать матерью, еще до рожденияребенка должна посетить храм, чтобы получить благословение от монахов. Вскорепосле того, как малыш родится, его также несут в храм, чтобы он получилблагословение. Многие буддисты дают своим детям имена, начинающиеся сблагоприятных звуков, и она может подсказать, насколько выбранное имя подходитвашему ребенку. Некоторые семьи на Западе дают своим детям восточные имена.
Школьное обучение детейзаключается в приобщении их к буддийским ценностям. В Сигаловаде- Суттантеизлагается пять правил поведения ученика по отношению к учителю, а также пять правилповедения учителя по отношению к ученикам.
Правила, предписываемыеученикам требуют, чтобы:
1. ученики вставали со своих мест в знакприветствия
2. ждали учителя
3. имели желание слушать его
4. оказывали ему личные услуги
5. относились к нему с уважением
В переносном смысле речьидет о том, что ученики должны высказывать усердие проникать в суть наставленийучителя, быть внимательными, повиноваться учителю, выполнять задания.
Учитель должен проявлятьсострадание и любовь к ученикам, обучать и тренировать добросовестно, но такжеи весело, наблюдая за тем, что бы они усваивали все искусства и ремеслаодинаково успешно. Причем обучать подопечных он должен в уважительной мере,которую применяет по отношению к друзьям, а еще он должен быть им защитой.
Заключение
Кто такие буддисты?Каковы же моральные ценности, этика, особенности семейного уклада исповедуютсяв этой религии. Частично мне удалось ответить на поставленный передо мнойвопрос, но изучить религию за несколько дней невозможно. Буддизм – религия,которая возникла не за одно тысячелетие и хранит не один десяток тайн.
Сегодня буддизмраспространился по всему миру, и буддистов можно встретить в разных странах,впрочем, так же, как представителей других вероисповеданий, например, христиан.
Буддизм оказал сильноевлияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив воппозиции брахманизму. Влияние буддизма на мировую религиозно-философскую мысльогромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своимифилософией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В 1950создано Всемирное братство буддистов.
Список использованнойлитературы:
1) Клайв Эррикер. Буддизм- Пер. сангл. Л. Бесковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.- 304 с.: ил.-(Грандиозный мир)
2) Кукушин В.С. Этнопедагогика.Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социальногоинститута; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.-304.
3) Ермакова Т.В., Островская Е.П.,Рудой В.И и др. Введение в буддизм. СПб, 1999
4) Будон Ринчендуб. История Буддизма.Перевод с тибетского Е.Е. Обермиллера, перевод с англ. А.М. Обермиллера. СПб,1999
5) Поисковая система www.google.ru Переводс тибетского Е.Е. Обермиллера, перевод с англ.; Воронеж: Издательство НПО