Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Масленица. Масленичные песни

/>Московский педагогическийуниверситет им. Ленина
Реферат
 
Тема:«Масленица. Масленичные песни»
Работа по устному народному творчеству
выполнена студенткой
курса филологического факультета
заочного отделения
Быченковой А. С.
Москва 2010

Содержание
Введение
Определение понятия «Масленица»
Из истории Масленицы. Влияниехристианства на православный праздник
Масленичная неделя
Обряды и игры
Обрядовые песни
Заключение
Библиографический список
Тексты
Исследования

Введение
Масленица — древнийславянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннегообновления природы. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новойжизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначалапекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печьблины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце,жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичкуего тепла и могущества.
Возможно, блины были ичастью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительскийдень», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
Проходили века,менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковныепраздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с тойже неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Масленица, сырнаянеделя (до реформы орфографии также часто масляница) —праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён.Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
До крещения Руси(введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней,предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня.
Христианская Церковьоставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия страдициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнегосолнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени,чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.Поэтому после крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю передВеликим постом, за семь недель до Пасхи, на восьмой предпасхальной неделе.
Масленица — это озорноеи весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе исолнечное тепло.

 
Изистории Масленицы
С введениемхристианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое названиеот церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделюперед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктови рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной, сырницей.Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
В Православной церквисчитается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид,подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению сближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершатьвеликопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия,читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Вселенская Родительскаясуббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) — повествование о началеи конце человечества. Последний день масленицы — Прощеное воскресенье. В церквив этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой иеще одним прожитым годом.
И.П. Сахаров писал:«Все дни масляной недели имеют свои особенные названия:
Встреча-понедельник, заигрыши-вторник, лакомка-среда, разгул,перелом, широкий четверг-четверток, пятница-тещины вечерки, золовкиныпосиделки-суббота, проводы, прощанья, прощеной день-воскресенье1».
Понедельник — встреча.К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начиналипечь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельниканачинали печь блины. К молодым, которые впервые встречали Масленицусамостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печьхорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целыйдень, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает — погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, таккак вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.
Вот как характеризовался первый деньнаступления праздника:
Понедельник – встреча
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали..
(Воронежская губерния)
Вторник — заигрыши.С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных изнакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Молодыхзаставляли целоваться.
Среда — лакомки.В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала идругих гостей. Раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Ноничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»
Четверг — широкийразгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям,катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. В древностикатание имело особый смысл: оно должно было помочь движению солнца. Средиказаков была популярна игра «взятие снежной крепости», которая проводилась нареке. Начиналсянастоящий разгул: возили чучело на колесе, катались, пели песни, колядовали.Особенно дети.
Пятница — тёщинывечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали ихблинами.
Суббота — золовкины посиделки.Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должнабыла подарить золовке какой-нибудь подарок… Развлечения и забавы нарастали какснежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. Иднем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораныи трактиры были переполнены.
Последний деньМасленицы — прощёное воскресенье. В храмах на вечернембогослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у другихклириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просятпрощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали«чучело Масленицы».
Прощание с Масленицейзавершалось в первый день Великого поста Чистый понедельник, который считали днемочищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись вбане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее отжира и остатков скоромного.
 
Обряды.Игры
Катание.
Катались всю неделю,начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделюпоста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщиныкатали детей — для того, «чтобы лен долгий, хороший вырос».Праздничная форма катаний — «наперегонки».
Катания ряженых;персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены всокращенном виде.
Ритуальные игры.
Одна из обрядовых игр вМасленицу — " шелыга "(«хохлатая шелёга»). Ритуальныебесчинства — таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит междусобой), на крыши домов бороны затаскивали.
Игра «вКалашникова» .
Есть два варианта.Вариант первый — двое садят друг другу в грудь кулаками поочереди, покакто-нибудь не сдастся. Вариант второй — на землю кладут две палки. Выигравшимсчитается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить(или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным.
Сожжение чучела зимы.
Обычно «чучело»,представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте,православные ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которогозажигали огонь. Иногда в роли «Чучела» выступали живые ряженые люди,которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили и сваливали вснег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна ипугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело —«Сударыню-Масленицу» ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а всани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За Масленицейшествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжениемМасленицы за околицей деревни, в поле. Обычай сжигать Масленицу показывает, чтоона олицетворяла зиму, мрак, холод.В костер бросали не только чучело Зимы, но иразные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало (по аналогии скомоедицей) — похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновлениеприроды, зарождение весны, новых сил плодородия], к костру приносили блины иугощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы, при этомпели корильные песни, в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великийпост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, блиноеда. Моглиисполнять пародийные похоронные причитания. У горящего костра люди на Русикричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Масленаерзовая!»,«Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла.» приходу солнечного тепла должны былипомочь костры, которые раскладывались на высоком месте, а в серединеукреплялось колесо на шесте- когда оно загоралось, то оказалось изображениемсолнца
Чистый понедельник.
С чистым понедельникомсвязано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позжевстать утром, чтобы вырос хороший лен.
«В чистый понедельникпоедут по деревне с позвонками, веники к дуге на лошадей привяжут. Столпоставят на сани. Лодку везут, в лодке сидят».
(Архив.-Тетр.1987, эксп.1.-№390).
 
Обрядовыепесни
Характеризуямасленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают,призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна,Акулина Саввишна и т. д.
Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дунярумяная,
Коса длинная,триаршинная,
Лента алая,двуполтинная,
Платок беленький,новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ласткикрасные,
Лапти частыеголовастые,
Портянки белые,набеленные!
(Подмосковье)
В русских масленичныхпеснях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было такмного, что ими умащивали гору для катания на санках:
Ай, как мы масленицудожидали,
Дожидали, люли,дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли,укладали.
Сверхом маслицемполивали.
Ах ты масленица, будькатлива,
Будь катлива, люли,будь катлива…
(Красноярский край)
Иногда масленичныенапевы имели печальный, заунывный характер, даже если пелись с веселымисловами. Праздничное время пролетало быстро, наступал последний день веселья. Впоследний день масленицы («прощёное воскресенье») пелось много грустныхлирических песен. Молодушки выходили за околицу села, взбирались на горку и,обернувшись в сторону далекой родной деревни, заводили песни о разлуке сродителями, жаловались на суровость свекра и свекрови. В курской песне «У воротсосна всколыхалася» рассказывается о том, как молодушка, собираясь навеститьмать, прихорашивалась, умывалась тремя сортами заморского мыла. Тем временемзима скрылась, снега потаяли, реки разлились, а поехать к матери она так и неуспела. Эта песня пронизана грустным мотивом. Мелодия песни принадлежит кгруппе типовых календарных напевов.
В последний деньмасленичной недели справлялся обряд проводов зимы. Обряд сжигания чучелавоспроизведен в пьесе А. Островского «Снегурочка», музыку к которой писали П.Чайковский и А. Гречанинов, а также в опере на этот сюжет Н. Римского-Корсакова.В большинстве местностей на масленицу пелись обычные веселые шуточные илирические песни: старинные же масленичные песни сохранились в Тверской областина Смоленщине на Псковщине, во Владимире:
Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела —
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
(Владимирская губерния)
На Украине же гдепелось огромное количество колядок, не было записано ни подблюдных, нимасленичных песен.

 
Заключение
 
В данной работерассматривался такой праздник как Масленица. Передо мной стояла цель работы-рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение Масленичных песен, их анализ.
В соответствии споставленными задачами была изучена специальная литература, учебники,монографии и тексты песен, в которых рассматривается этот праздник.
В своей основеМасленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство отязыческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
В своей работе ярассмотрела понятие «Масленица», христианские обычаи, традиции главного праздникаприхода весны. Огромное значение в этом празднике играет устное народноетворчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки. Кульминацией Масленицыостается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны.

Библиографическийсписок
Тексты
1.Обрядовая поэзия-книга1. Календарныйфольклор.Cост., вступ.ст.,подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова-М.,1997.
2.Паникеев И. Масленица.Издательство-М.2007г-350стр.
3.www.clubochek.ru.
Исследования
1.Аникин В.П. Теория фольклора. Курслекций.М.1996г.
2. Капица Ф.С. Славянские традиционныеверования, праздники и ритуалы: Справочник. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука,2001. -216 стр.
3.Снегирев И. Русские простонародныепраздники и суеверные обряды. — М., 1838. — Вып. 1-4.
4. Соколова В. Весеннее-летниекалендарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М., 1957г.
5. Харлицкий М., Хромов С Русскиепраздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. — М., 1996г.
6. Масленица. Праздники народов России:энциклопедия. — М., 2002. — С. 10, сост.С.В.Волков.
7.СтепановН.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992г.
8. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Русскийфольклор: Учебник для высших учебныхзаведений.-4изд.,-М.: Флинта: Наука,2002.-400стр.
9.www.maslenitsa.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.