Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Нации и народности в РФ

Содержание
Введение
1.История народностей и национальных культурных традиций
2.Глобальные демографические и экономические процессы. Россия и
Кузбасс
3.Новые направления национальной политики      
4.Необходимость учета национального фактора в службе деятельности
милиции
Заключение
Списоклитературы

Введение
Современное человечество представляет собойдовольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысячразличного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этническихгрупп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга как своейчисленностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических,этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразиласьв политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят всостав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государствполиэтнично.
Вся эта пестрота этнической структуры закономернопорождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты вотношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаютсяуже несколько десятилетий, другие резко обострились в последние 10-15 лет. Практическивсе они являются межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов актуальнейшейтемой.
Цель работы:
§   рассмотреть этническуюситуацию в России.
Задачами работы являются:
§   изучить историюнародностей и национальных культурных традиций;
§   выделить демографическиепроцессы в России и Кузбассе;
§   проанализироватьгосударственную и региональную национальную политику;
§   определить необходимостьучета национального фактора в службе деятельности милиции.

1. История народностей инациональных культурных традиций
Россия исторически формировалась как государствомно­гонациональное. Еще в древности Киевская Русь изначально раз­вивалась какобъединение славянских, финно-угорских и иных племен, что наложило отпечаток навсю дальнейшую историю, язык, культуру, межнациональные связи русских. Спецификапос­ледних во многом определилась религиозным выбором. Русское православиевсегда отличалось достаточно терпимым отноше­нием к межнациональным бракам,расовому смешению, веками накапливало опыт мирного сосуществования с другимимиро­выми религиями.
Разными путями оказались народы в составе России,при­чем далеко не всегда за счет захвата территорий, чаще — благо­дарястремлению самих этих народов стать под державную за­щиту могущественногороссийского престола.
Национальная политика царизма, как и любогомногонацио­нального по составу государства мира, во многом была ориен­тированана формирование унитарной политической и социаль­но-экономическойинфраструктуры, культурную ассимиляцию ма­лочисленных народов. Были исущественные особенности. В от­личие от европейских стран, правительство Россиидостаточно редко проводило политику геноцида по отношению к народам, которыебыли присоединены насильственно (Кавказские войны XIX в., присоединениеСредней Азии;. Почти все окраины вплоть до конца XIX в. сохраняли системуместного национального самоуправления и судопроизводства, традиционный образжиз­ни, религию и культуру населения. С момента включения в со­став государстванациональные меньшинства, вне зависимости от расовой принадлежности,хозяйственного уклада, религии, по­лучали равные с российским крестьянствомправа (статус под­данного, ясачного) и налоговые льготы. Национальная элита по­лучаластатус российского дворянства России.
Само понятие «инородец»,«иноверец» в дореволюционной историографии в большинстве случаев неносило налета уни­чижения для представителей малочисленных коренных народов.Объединение в рамках одной государственной структуры сотен национальностей,исключительно слабая изученность гигантских по площади районов Сибири и Севера,национального состава и этнической истории невольно предопределяли разграниче­ниенародов по признаку родства («иной род») или веры («инаявера»).[1]
Интерес представляет и состав российской армии,где сто­летиями существование национальных воинских частей органич­носочеталось с практикой освобождения от воинской повин­ности сибирских«инородцев» и народов Севера.
В области национальной политики дореволюционнаяРос­сия накопила огромный опыт, в котором парадоксальным обра­зоммежнациональное противостояние веками органически со­четалось с вполне зримымтяготением народов к единению.
Элементы политической борьбы на уровненациональных элит как в Центре, так и на местах несомненно присутствовали. Од­наковражда между собственно народами не стала преоблада­ющей в российской истории.Более того, именно вхождение в состав Российской империи во многом способствовалоисчез­новению межэтнических стычек и войн, объективно способствуядемографическому приросту населения вне зависимости от на­циональной принадлежности.
Дружба, сотрудничество народов России не являютсяпря­мым результатом политики интернационализма, осуществляе­мой правительствомСССР. Их корни значительно глубже. Они рождены многовековой историей мирногососуществования сотен народов. Этот феномен стал возможен, прежде всего бла­годаряприоритету духовно-нравственных ценностей над мате­риальными, которыми всегдаотличалась российская действи­тельность. Татары, якуты, башкиры, мордва,карелы, кабардинцы, осетины, удмурты и многие десятки других народов — это неслучайный и тем более не чужеродный элемент российского бытия, а составнаячасть истории и культуры России.
В этом плане можно говорить о формировании на еетерри­тории историко-культурной общности, когда судьбы народов были неразрывносвязаны с судьбой отечества, их объединяю­щего. Можно привести массу примеровсамоотверженного слу­жения чести, достоинству и благополучию России представите­лейвсех российских национальностей, проявлений общности их духа, психологии иориентации. Поэтому право служить России, называться ее гражданином(подданным) давным-давно опре­делялось и определяется не национальнойпринадлежностью человека, а его человеческими качествами, его готовностью слу­житьделу, служить Родине, не отказываясь при этом от своей национальной истории икультуры. Да этого отказа от него и не требовалось.
Современная Россия имеет вполне реальный шанснасле­довать традиции и опыт межнационального сотрудничества и дружбы, и егонельзя упускать. Только использовав его, можно подчинить созидательный потенциалвсех народов благополу­чию и возрождению страны.
Здесь стоит вспомнить и те периоды истории, когдарусские не составляли подавляющего большинства населения. И рос­сийская историядает достаточно много ярких примеров.
Стихийные миграционные передвижения русскогонаселе­ния уже с XV в., а особенно со второй половины XVI в. (когда политическиеобстоятельства переставали им препятствовать), приводили к изменениюнационального состава страны. В XVI-XVII вв. Русское государство вобрало в себя огромные простран­стваи многие народы. Только в состав сибирской России вош­ли крупные этносы,составляющие национальную мозаику Се­верной Азии: обские угры и северныесамодийцы (31,6 тыс.), северные тунгусы (36,2 тыс.), юкагиры и северо-восточныепа­леоазиаты с эскимосами (34,7 тыс.). В границах Русского госу­дарстванаходились также северные тюркоязычные (49,7 тыс.) и монголоязычные (37, 2тыс.) группы населения, часть манчжуров и южных тунгусов. Некоторые группынаселения Сибири в это время откочевали или были насильственно уведены южнымисоседями в сопредельные районы. Но были и такие группы, которые сознательноприходили на государственные земли и входили в состав государства.
По своим масштабам переселение в Сибирь в XVII в. было настолькомассовым, что представляло собой особую страницу не только российской, но имировой истории. В результате при­соединения к России, ряд сибирских народовпопали в условия более развитых феодальных отношений. Переселенец, прежде всегосеверорусский крестьянин — промышленник и пахарь, пе­ревалив через Урал,конечно, не думал о задачах государства. Само же государство не могло неопираться на переселенца. Для переселенца разгром Сибирского ханства (XVI в.) представ­лялся всеголишь одним из эпизодов вековой борьбы с «тата­рами». А возможностьперебраться в Сибирь — делом сложным и многотрудным в освоении новых угодий. Врезультате миг­рационных перемещений русского населения на вновь осваива­емыхим землях прослеживалось его сплошное или локальное расселение.[2]
Образование районов со сложным этническимсоставом было явлением постоянным и исторически обусловленным на Восточноевропейскойравнине, на Урале и в сибирских просто­рах. Определенное влияние на этническиепроцессы в Запад­ной Сибири оказали города, центры 20 сибирских уездов, много­численныекрепости (остроги) и ясачные зимовья, основанные русскими служилыми людьми в процессеприсоединения си­бирской территории к России. Русские промышленные люди, жившиеменее компактно, сыграли тем не менее огромную роль в освоении обширныхпространств Сибири.
Русское население Сибири по своей численностистало пре­обладать над коренным только в конце XVII в. По официальным данным 1710 г., в Сибири насчитывалось в округленных цифрах 314 тыс. русских переселенцевобоего пола, которые на 100 тыс. превосходили местное население. Из переселенцев248 тыс. проживало в Западной и 66 тыс. — в Восточной Сибири.
Появление русских на огромных просторах Сибирисущественно изменило этнографическую карту и этнические процессы в сре­десамого коренного населения. Изменение системы расселе­ния, консолидациябурятских, якутских племен стали возможны только благодаря тому, что прекратилисьмежродовые и меж­племенные столкновения, что были определены границы наро­дов игосударств в целом. Стоит отметить очень существенный момент, который не все­гдаучитывается историками. Для коренного жителя Сибири лю­бой пришелец, говорящийна русском, или пришедший с рус­скими, рассматривался как русский. Однакомиграция за Урал охватила не только русское население. В Сибирь продвинулисьнароды Поволжья (татары, башкиры, чуваши) и Севера (коми). Сюда же царскоеправительство высылало группы военноплен­ных (поляков, шведов, литовцев,украинцев и др). Все это спо­собствовало формированию исключительно яркойнациональ­ной и культурной мозаики населения Сибири. Присоединение Сибири кРусскому государству не только имело огромное значение для дальнейшегосоциального и эко­номического развития народов этого региона, но и определиломесто России в мире. Государство, распространившее свою юрисдикцию на огромнуютерриторию от границ на западе до Тихого океана, уже к середине XVII в. превратилось в«евро­азиатское». Двуглавый орел стал символом государственной по­литики,на многие века определив ориентацию государства не только на Запад, но и наВосток.
В историю освоения Сибири XIX век и предреволюционныйпериод XX века вошли особой страничкой. Связано это было с целенаправленнойпереселенческой политикой Российского го­сударства, не имеющего историческихпрецедентов в мировой истории как по масштабам переселения, так и по сложностирешаемых управленческих задач.
Освоение и развитие Сибири в прошлом всегдапредъявля­ло особые требования к ее жителям. Здесь выжить и успешно работатьвсегда могли только сильные духом, трудолюбивые люди, умеющие учиться и жить вмире с коренным населением. В те­чение XIX в., с открытием кпереселению сначала Амурской и Приморской областей (с 1861 г.), а с 1865 г. и кабинетских земель Алтая (куда входила и южная часть Кузбасса) в Сибирьпереселились сотни тысяч крестьян из черноземных губерний. Крестьяне уходили измест, где в прошлом были сильны крепост­нические пережитки. Продав все своеимущество, проходили ты­сячи километров для того, чтобы на новом месте начатьсвою жизнь с новой страницы. Не все могли адаптироваться к новым условиям,часть возвращалась. В Сибири оставались только те, кто в течение несколькихлет, отработав по найму у старожилов, могли поднять свое хозяйство.
Межнациональные отношения в предреволю­ционныйпериод были далеко не гармоничными, что и сказалось на раскладке социальных силв гражданской войне. Во многом основными причинами межнациональных конфликтовявлялась слабость государственных структур в Сибири, не способных взять подполный контроль социально-экономические процессы и хищ­ническую деятельностьпредставителей крупного капитала.
Стоит особо отметить, что многие современныепроблемы развития капиталистических отношений как в Сибири, так и в Кузбассе,имеют прямые аналогии с дореволюционным перио­дом. История нас учит, чем это вконечном счете завершилось. Сибиряки, несмотря на высокий уровень благосостояния(в срав­нении с крестьянами европейской части России), активно при­нималиучастие в революционном движении начала XX в. Одна­ко и не поддержалипрограмм сепаратистов, направленных на раскол Российского государства.
Еще один урок истории заключается в том, чтограмотная миграционная политика определяет социально-экономическое развитиерегиона. В результате столыпинских реформ начала XX века только чуть болееполовины русского этноса сохрани­лось на своей этнической территории. В Сибири,Средней Азии, Казахстане, Поволжье, Кавказе, Урале проживало 44,6% русских.Незначительная часть — за пределами России. В целом в Рос­сии, по даннымпереписи 1897г., русский язык назвали родным 47% населения, на другие языкиприходилось: 19 процентов — украинский, 5% — белорусский, остальные языкисчитал родным меньший процент населения. Вместе с украинцами и белору­самирусские составляли 71% населения России. Именно бла­годаря миграции десятковнародов, при преобладающей роли русских переселенцев, Сибирь к началу XX в. окончательно пре­вратиласьиз колонизуемой сырьевой окраины в один из наибо­лее динамично развивающихся регионовРоссии.
Значение сырьевых ресурсов Сибири для мировойэконо­мики уже определилось в XIX — начале XX вв. Однако значимостьнашего региона несоизмеримо возросла в годы советской вла­сти, определившейкурс на индустриализацию Кузбасса и его активное включение в программы социально-экономическогоразвития страны. Каждый регион Сибири имеет свои территориальные осо­бенности,характеризующиеся различными природно-климати­ческими условиями и национальнойспецификой проживающе­го населения. Кузбасс отличается тем, что являетсянаиболее населенным, урбанизированным и промышленно развитым райо­ном. Для негохарактерен исключительно сложный этнический состав и во многом драматичнаяистория формирования судеб его жителей. Фактически история Кузбасса какрегиона, во мно­гом определяющего судьбы России, началась в послереволюцион­ныйпериод. Сочетание этих факторов влияет на состояние и развитие народовКузбасса, накладывает специфический отпе­чаток на национально-культурную сферужизни людей.[3]
С Октябрьской революции и гражданской войны внашем регионе начался качественно новый этап развития. Руководство страны взялокурс на индустриализацию, создание второй пос­ле Донбасса угольно-металлургическойбазы. Идея В. И. Лени­на о связи уральского металла и кузнецкого угля нашласвое практическое применение в создании Урало-Кузнецкого комби­ната.Повышенный интерес к кузнецкому углю проявился в годы первых пятилеток. Здесьпланировалось построить десятки шахт, заводов, фабрик.
В 20-е годы XX века основным источникомрабочего класса Кузбасса явля­лось сибирское крестьянство. Более 66 тыс.человек выехало в то время из деревень на строительство индустриальных объек­тов.Незначительное пополнение рабочего класса Кузбасса в эти годы проходило за счеторганизационного набора (оргнабора) и партийно-комсомольского призыва, оставшегосяво многом без ответа. Так, для развернутого строительства шахт и заводов водном только г. Кемерово необходимо было 180 тыс. рабочих. В реальностинасчитывалось лишь 30 тыс. человек. Планы пер­вой пятилетки в Кузбассе находилисьпод угрозой срыва, так как численность населения у нас к 20-м годам составлялавсего 200 тыс. человек. Решить кадровую проблему своими силами реги­он не смог.
Если в начале 20-х годов на территории Кузбассапрожива­ло около 200 тыс. человек, то в конце 30-х годов насчитывалось ужеболее одного миллиона. В конце 20-30 гг. в Кузбасс пошел огромный потокспецконтин­гента — раскулаченных, депортированных, осужденных по 58 ста­тье.Раскулаченных крестьян семьями (более 600 тыс. чел. — в среднем по 5 чел. всемье) свозили сюда из соседних террито­рий — Алтая, Томской, Новосибирскойобластей и т. д. Предста­вителей депортированных народов (немцев, поляков,жителей Прибалтики) вывозили из европейской части России.
Национальный состав Кузбасса пополнился и впослевоен­ный период крымскими татарами, народами Северного Кавказа,украинцами, народами прибалтийских государств. В большин­стве своем послеосвобождения со спецпоселения эти люди оставались жить в Кузбассе. Ихтрагические судьбы помогли создать особый тип межнациональных отношений. Дляних было характерно настороженное отношение к политике центра, взаи­моуважение,чувство локтя, взаимовыручка, сочувствие, умение со­переживать и многие другиекачества, которых порой так не достает современному молодому поколению. Нетолько слож­ные климатические условия, но и единство судеб кузбассовцев помогливоспитать в нашем народе чувство межнациональной и религиозной терпимости,теплоты и доверия друг другу, чувство достоинства и гордости за Кузбасс.
 
2. Глобальныедемографические и экономические процессы.
Россия и Кузбасс
В третьем тысячелетии Россия находится наначальном этапе глобальных социальных изменений. Экономика нашего ре­гионасвязана тысячами нитей с экономикой не только сопре­дельных областей, странСНГ, но и десятков зарубежных стран. Эта связь обуславливает то, что измененияв мировой экономи­ке, политике, социальные и национальные потрясения объектив­новлияют, а в ближайшее десятилетие будут еще больше вли­ять на жизнь людей.
Сен­тябрьские события в США и целый ряд трагедий,которые пере­жила Российская Федерация, когда в результате национализма,сепаратизма, террористических актов страна потеряла десятки тысяч жизней, когдасотни тысяч превратились в мигрантов, те­ряя дома и имущество, не являлись неожиданнымидля серьез­ных аналитиков. Это события одного порядка. И спровоцирова­ны онидемографическими и политическими процессами.
Человечество стоит на пороге исключительносложных стратегических задач, пути разрешения которых во многом не ясны испорны. Уже в конце 70-80-х гг. ведущие ученые мира начали бить тревогу о том,что гигантские социальные и политические изменения последних десятилетий XX в. кардинально преобра­жаютмир в целом. Социальная общность десятков стран мира начала распа­даться.Распад проявляется в разных формах: политических кри­зисах и сменахправительств, форм государственных устройств и политических режимов, сменеидеологий, банкротствах круп­ных монополий, выступлениях «антиглобалистов»и создании международных террористических организаций. Отчасти это — результатисключительно высоких темпов экономического рос­та европейских стран и США.Отчасти — переориентации десят­ков наций мира на самоопределение исамостоятельность в попытке достичь более высокого уровня.[4]
Россияне столкнулись с этой проблемой в 90-х гг. XX в. Распад СоветскогоСоюза и образование Содружества Незави­симых Государств (СНГ), несомненно,явление мирового поряд­ка, спровоцировавшее углубление мирового кризиса. На ги­гантскомпространстве, охватывающем территории бывших стран социалистического лагеря,произошло изменение форм государственного устройства и политических режимов.Произо­шел раскол постсоветского общества по имущественным, идео­логическим имировоззренческим позициям. Укрепились пози­ции мировых религий и национальныхдвижений, преобразую­щих повседневную жизнь десятков миллионов жителей не менееактивно, чем экономическая, политическая, культурная экспансия стран Европы иСША.          Россия впервые столкнулась с демографической пробле­мой. Россияимеет самую низкую рождаемость (8,6%), уступая только Японии и Армении. Врезультате за время реформ Рос­сия потеряла более 5 миллионов человек.
Демографические процессы, уг­лубление бедности,социальные взрывы спровоцировали мощ­ные миграционные процессы. Мир стронулся,как в эпоху «Великого переселения народов». В настоящее время количе­ствобеженцев и перемещенных лиц в мире больше, чем во вре­мя Второй Мировой войны.Этот процесс уже охватил Россию. По экспертным оценкам специалистов Институтасоциально-эко­номических проблем народонаселения РАН, нелегальная миграция встране в 2002 г. составляла примерно 9,5 млн. человек. За последние годы этипроцессы взяты под контроль госу­дарства, миграция вошла в нормальное русло истала больше определяться факторами экономического порядка.
Как обстоит демографическая ситуация в Сибири иКузбас­се? Впервые за последние три столетия население Сибири пе­ресталоприрастать. В Кузбассе, благодаря принятым мерам за последние пять лет поподъему экономики и социальным про­граммам, удалось стабилизировать численныйсостав населения (2002 г. — 2940,5 тыс. человек). За прошедшее десятилетиесамоотверженным трудом кузбассовцев сделано исключительно много. И в это жевремя отрицательные демографические тенден­ции серьезно повлияли на возрастнуюструктуру населения об­ласти. Оно, вне зависимости от его этнического состава,стре­мительно стареет. Средняя продолжительность жизни состав­ляет 62,8 лет(мужчин — 56,6 лет). Преломить этот процесс вплоть до настоящего времени органамвласти не удается. Ситуация остается стабильной только благодаря миграционномуприрос­ту, переселению людей из бывших республик Средней Азии и Кавказа. Запоследние два года в области осталось 23 тыс. миг­рантов.
К сожалению, впервые в истории негативныедемографи­ческие процессы охватили районы проживания малочисленного коренногонаселения Кемеровской области, как шорцев, так и телеутов. СогласноПостановлению Совета Министров Прави­тельства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 997, у нас определен перечень таких районов. Они охватывают всего 32населенных пункта из 1399 по области и входят в 8 из 34 районов. Насколькоглубоко зашли эти процессы, до подведе­ния итогов переписи 2002 г. сказать сложно. Связано это с не­совершенством муниципальной статистики и тем, что националь­ностьне фиксируется в паспорте. Администрации городов и районов не обладают точнойинформацией о количестве шор­цев по населенным пунктам и районам. Порезультатам научных исследований, охвативших только сельские администрацииТаштагольского района, относительно стабильная ситуация сохраняется вотдаленных поселках, население которых сохра­няет традиционный уклад жизни.
3. Новые направлениянациональной политики
Концепции национальной политики правительстваРоссийской Федерации определяет:
—   сохранениецелостности Российской Федерации;
—   равенствоправ и свобод человека и гражданина незави­симо от его расы, национальности,языка, отношения к религии;
—   запрещениелюбых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,национальной, языковой или религиозной принадлежности;
—   правокаждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность,пользоваться национальным языком, сохранять и развивать национальную культуру,традиции, обычаи;
§   предупреждение возможныхмежэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности.
Последнее российское десятилетие наглядноотражает и новые проблемы. Связаны они с появлением политических сил как внутристраны, так и за ее пределами, заинтересованных в дестабилизации обстановки,отказе от формирующегося курса развития, построения гражданского общества и правовогогосу­дарства. Достаточно часто разыгрывается национальная карта, направленнаяна выработку платформы сепаратизма, разжига­ние межнациональной розни ирелигиозного противостояния. Сегодня реальной угрозой в России, как и в мире,становятся терроризм и экстремизм, маскирующийся в религиозные одеж­ды. В этихусловиях политически неверно сводить возникающие проблемы исключительно к материальным.Они уходят и в ду­ховную сферу. Относиться к этому следует серьезно.
В международной практике безусловно успешнымиоказа­лись те народы, чья самоорганизация осуществлялась на основе национальныхценностей. Яркий пример — Великобритания, Франция, Германия, государстваЮго-Восточной Азии. Там, где приоритетной была политика размывания национальнойспеци­фики и формирования общества на основе ценностей, предла­гаемых всеймощью государства, неизбежно возникало межэтни­ческое противостояние. Россия нестала исключением. Именно игнорирование национальных проблем в течениепоследнего столетия во многом способствовало распаду СССР. В результа­те исформировались особенности современного состояния России. К ним можно отнестистремление национальных элит к национальной самореализации, настороженноеотношение граж­дан к власти, проблемы в межличностных отношениях, неразрывносвязанные и вытекающие из системы национального образова­ния, социального ирелигиозного прошлого, семейных традиций и национальной культуры в целом.
При формировании своей позиции в сферемежэтнических отношений Администрация Кемеровской области исходит из чет­когоосознания того, что власть не должна делать никакого раз­личия между этносами, чтопредставители всех народов должны пользоваться одинаковыми правами и нести одинаковыеобя­занности. Только при соблюдении этого условия возможно фор­мированиедоверия населения к власти, без чего не может быть сбалансированного управленияв многонациональном по соста­ву регионе. Исключением в этом отношении являютсятолько представители коренных малочисленных народов (шорцы — около 10 тыс.,телеуты — около 2 тыс. чел.), в соответствии с нормами международного права ифедеральным законодательством име­ющие особый правовой статус.
В целом специфика курса региональной национальнойполи­тики в наступившем столетии выражается в отказе от представ­ления о том,что она имеет второстепенный характер, размы­вается в повседневных проблемахобщего социального бла­гоустройства людей. Развитие Кузбасса как многонационально­горегиона возможно только в условиях межнационального мира и гражданскогосогласия. Это положение становится приори­тетным. Региональная национальнаяполитика должна способ­ствовать укреплению внутренней безопасности региона.
Определенные в октябре 1990 г. на I Областной конферен­циинациональных обществ и представителей национальностей Кузбасса курс национальнойполитики, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, был направлен впервую очередь на сохранение национального своеобразия области и развитиенациональных культур.
В связи с этим органами законодательной и исполнительнойвласти Кемеровской области и были сформированы основ­ные направления региональнойнациональной политики:
—   соблюдениеконституционных прав национальных групп;
—   оказаниеподдержки развитию национальных культур, языка;
—   распространениевлияния национально-культурного дви­жения на все национальные диаспоры иэтнические группы;
—   подготовканациональных кадров;
—   содействиеэкономическому развитию национальных пред­приятий;
—   созданиерабочих мест в национальных районах;
—   предупреждениевозможных межэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности.[5]
Можно констатировать, что в областисформировалась до­статочно устойчивая тенденция распространения влияниянационально-культурного движения на большую часть крупных национальных диаспори этнических групп.
Наиболее серьезным достижением АдминистрацииКемеров­ской области, общественных организаций, жителей Кузбасса в последниегоды стало то, что при наметившихся темпах эконо­мического роста район избежалконфликтов на национальной почве, обычных при проведениисоциально-экономических и политических реформ. Для области в настоящее время неха­рактерна активизация деятельности экстремистских нацио­налистическихорганизаций. Этого во многом помог избежать многовековой опыт совместногопроживания на земле Кузнец­кой десятков народов, тот исторический путь, которыйпрошла область за 60 лет.
В то же время политические, демографические исоциально-экономические процессы диктуют поиск новых направлений в решении возникающихпроблем.
Необходимость поиска ответов диктует резкоменяющаяся социальная и политическая обстановка в Кузбассе. Кемеровская областьимеет существенные преимущества по сравнению с со­седями. Развитаяпромышленность, богатые сырьевые ресурсы создают основу для устойчивогоразвития и перспективы роста числа рабочих мест как для населения области, таки для миг­рантов. Именно это привело к тому, что при сокращении рождае­мости, повышениисмертности, проблемах занятости, оттоке час­ти населения в европейскую часть Россиии в зарубежные страны область сохраняет относительно стабильную численностьгородского населения.
Как и соседние регионы Сибири, Кузбасспривлекателен для представителей целого ряда народов стран СНГ, Северного Ки­таяи Юго-Восточной Азии. Учитывая современную демографи­ческую обстановку(устойчивый рост) и более низкий уровень жизни населения регионов, этитенденции устойчивы. Менее развитые в индустриальном отношении регионы Сибириприня­ли первую волну мигрантов. Кузбасс в ближайшие десятилетия приметследующие.
Можно ожидать, что доля представительства народовРос­сии и СНГ в составе населения области будет меняться. Срав­ниваястатистические данные 2002 г. по представителям наро­дов Кавказа,зарегистрированных на территории Кемеровской области, с результатами переписи 1989 г., можно сделать вывод, что прирост населения только по этой группе составил около 5 тыс.человек. Исключительно высокие темпы прироста дают диаспоры выходцев из СреднейАзии, республик, традиционно отличающихся высокими показателями рождаемости. Внастоя­щее время по данным УПВС ГУВД КО по Кемеровской области ужезарегистрировано 3513 выходцев из Казахстана, 1515 — из Узбекистана, 1885 — изКиргизии. К притоку мигрантов надо от­носиться спокойно. Однако в связи с этимвозникает задача сохранения национального мира и нейтрализации возможныхмежэтнических конфликтов, обычных при разграничении сфер экономическойдеятельности. Процесс этот неизбежен.
4. Необходимость учета национальногофактора
в службе деятельностимилиции
Интенсивнаямиграция приводит к формированию национальных диаспор, изменению этническогосостава населения. К наиболее многочисленным диаспорам относятся китайская,афганская и вьетнамская; во всех субъектах РФ, граничащих с Казахстаном,наблюдается процесс заселения их казахами. Как результат, в районах проживаниямигрантов фиксируются многочисленные требования о созданиикультурно-национальных автономий, имеют место факты проникновенияпредставителей диаспор во властные структуры, экономику,   банковскую и финансовуюдеятельность.
По некоторым оценкам, представителямиазербайджанской, ар­мянской, грузинской и ряда других диа­спор,  локализующихся на территории России, ежегодно за рубеж перечисляют­ся денежныедоходы, в полтора-три раза превышающие бюджет стран их исхода. В то же времябольшая часть мигрантов относится к   категории малообеспечен­ных, незащищенных в социальном и пра­вовом отношении, а потому находящихся встрессовом состоянии людей, в связи с чем они составляют устойчивый источникпополнения этноорганизованных крими­нальных группировок.
Незаконно прибы­вающие в Россию мигранты, какправило, занимаются нелегальной, уголовно нака­зуемой деятельностью. По даннымМВД РФ, рост общего числа ежегодных пре­ступлений, совершаемых негражданами, поРоссии составил с 308 в 1991 г. до 40 570 в 2003 г. Сибирский федеральный округ (СФО) — один из наиболее сложных суперрегионов России. Так, если вцелом по стране рост миграционной преступнос­ти составил 9,6 %, то в субъектахРФ на территории Сибирского суперрегиона -19,7 %. При этом отмечается высокаялатентность преступлений, совершенных мигрантами.[6]
Особая криминальная активность зафик­сирована состороны транснациональных преступных сообществ (китайские триа­ды),этнокриминальных и трансграничных группировок. Криминальные мигранты натерритории СФО устанавливают устойчи­вые связи с региональной российскойорганизованной преступностью, что в принципе соответствует общей тенденции криминальнойглобализации обществен­ных отношений в мире. Ярко выраженная криминальнаясубкультура, которой проти­востоят общепринятые ценностные ори­ентации,стереотипы мышления и поведе­ния, мировоззрение российского общест­ва,превращают криминальную миграцию в своего рода антисистему.
Особенно опасным становится ее«культурный» ас­пект, имеющий глубинный по своим по­следствиямнегативный характер воздей­ствия на общество и государство.
Это принципиально новое антисоциаль­ное явление.Транснациональные пре­ступные сообщества, этнокриминальные, трансграничныегруппировки и преступ­ные региональные образования в СФО представляют собойиерархические орга­низации с жестко централизованным принципомуправления. Их «сильной сто­роной» являются: жесткая дисциплина,высокая управляемость, эффективная си­стема защиты и устойчивые каналы полу­ченияприбыли. К числу «слабых сторон» такой организации можно отнестиотсут­ствие обратной связи как по горизонтали, так и по вертикали; низкийуровень про­гноза развития ситуации и неспособность к генерации задач; слабаяадаптивность к новым условиям; отсутствие резерва для замены лидеров, а такжевозможностей для маневра ресурсами и средствами.
Очевидно, начальный этап их деятельно­стихарактеризовался попытками раздела сфер криминального воздействия и коор­динациисвоих действий. По некоторым данным, в настоящее время складывается структура координированногоуправления системой этноорганизованных и транс­граничных преступныхгруппировок, транснациональных сообществ и отдель­ных представителейрегиональной рос­сийской преступности. Последние, рас­пространяя влияние зарубежом, приобре­тают системообразующий и видовой при­знак миграционнойпреступности. При этом начинают выполнять работу по орга­низации, координации, целенаправленно­мувоздействию на условия, способствую­щие усилению криминальной миграции идостижению поставленных целей. На этом этапе формируется организованная миг­рационнаяпреступность, представляющая собой систему с децентрализованным принципомуправления. Такие системы устойчиво функционируют в любых, но не экстремальныхусловиях. Инициативность, способность к самоорганизации, гибкость элементовструктуры и т. д. обеспечивают на определенном этапе развития высо­куюэффективность преступной деятель­ности. Вместе с тем низкая управляе­мостьтакой организации, неспособность к систематическому и полному анализу ситуации,превалирование индивидуаль­ного компонента и т.д. обусловливают дальнейшуютрансформацию организо­ванной миграционной преступности.
Она может пойти по пути как жесткойструктуризации, так и альтернативного построения структур с высокими адаптив­нымивозможностями, способных опера­тивно перестраиваться.
Анализ состояния и тенденций развитиямиграционной преступности позволяет го­ворить о ней как о сложившейсяантисистеме и обосновывает необходимость проработки теоретических вопросов еекриминологического предупреждения.
Система предупреждения миграционной преступностидолжна строиться с учетом угроз безопасности России. Очевидно, в своей основеэти угрозы не носят военно­го характера. К числу наиболее опасных факторов следуетотнести:
а) увеличение потока незаконной миграции(китайцев, афганцев и представителей других азиат­ских государств);
б) незаконное переме­щение через границунаркотиков, оружия, «живого» товара и т.д.;
в) резкую активи­зацию криминальной миграции(трансна­циональная и трансграничная преступнос­ти, этноорганизованные группы ит.д.);
г) все более широкое вовлечение терро­ристическимигруппировками мигрантов в свою деятельность;
д) рост масштабов незаконного промысла и вывозабиоре­сурсов и т.д.
Анализ состояния миграционной пре­ступности, втом числе на территории СФО, убеждает, что существующая систе­ма нейтрализацииэтих угроз малоэффек­тивна. На примере Сибирского региона можно выделить ряд наиболееактуаль­ных направлений по предупреждению миграционной преступности, в частности:
а) разработку концепции и правовой по­литики;
б) координацию в пределах феде­рального округадеятельности правоохра­нительных органов;
в) организацию взаи­модействия федеральныхорганов испол­нительной власти, осуществляющих защи­ту и охрану экономических ииных интересов России, с территориальными органа­ми;
г) поддержание взаимодействия по предупреждениюмиграционной преступ­ности с полномочным представителем Президента РФ в СФО иорганами власти.
К числу неотложных задач на федераль­ном уровнеследует отнести разработку законов по противодействию криминаль­ным угрозам иупрочнению внутренней безопасности общества — федеральных законов о борьбе смиграционной пре­ступностью, о предупреждении легализа­ции доходов, полученныхпреступными способами, об ответственности за неза­конные трансфертные операциии т.д.

Заключение
Опыт Сибири свидетельствует, что мирное со­существованиенародов возможно. Изменение национально­го состава не обязательно провоцируетвозникновение межэт­нической напряженности. Более того, миграционные процессы вразвитых странах иногда стимулируются государством для решения возникающихсоциальных проблем. Многонацио­нальный состав европейских и американскихгородов при раз­витии такого зла, как этническая преступность, в значительноймере определил интенсивный характер развития частного пред­принимательства,городской инфраструктуры, городской культу­ры, пополнения бюджетов городов ирегионов.
Анализ современного состояния миграционнойпреступности позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасностиРоссии. Преду­преждениемиграционной преступности — одна из актуальных проблем криминологическойтеории, значимость которой в условиях криминаль­ной глобализации миранеизмеримо возрастает.
Развитие интеграции в современном  мире, обусловленноеполитическими  и социально-экономическими изменениями, происшедшими за последнеедесятилетие, усиливает миграционные процессы. Как показывает анализ, онихарактеризуются нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическаяглобали­зация стимулирует международные пере­мещения, а с другой — обусловливает ин­тенсивную криминализацию обществен­ных и экономическихотношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран.
По экспертным оцен­кам, сейчас общее числонезаконных мигрантов в России составляет от полу­тора до трех миллионов человекболее чем из 60 стран мира.
В поиске путей и подходов в реализации курсарегиональ­ной национальной политики особое значение приобретает подготовкаработников милиции, способных быстро и эффектив­но решать возникающие проблемыв области межнациональных отношений. Втечение десятилетий в Рос­сии отсутствоваласистема подготовки кадров в области на­циональной политики, сориентированных наработу в силовых структурах, сталкивающихся с этой проблемой каждодневно приисполнении служебных обязан­ностей.
Мир меняется, и это требует создания более гибкойи профессиональной системы.  Мировой опыт показывает, что толь­ко чет­кое ибыстрое реагирование, вовремя предпринятые меры в сложных ситуациях во многоммогут нивелировать социальные конфликты. В этом контексте подготовка кадровмилиции ста­новится одной из приоритетных задач как социальной, так и национальнойполитики.

Список литературы
1.        Красникова Е.А.Этика и психология профессиональной деятельности. – М.: ФОРУМ, 2004.
2.        МногонациональныйКузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественныхотношений Кемеровской области. — Кемерово, 2003. – 160 с.
3.        СадохинА.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – 302 с.
4.        СобольниковВ. Миграционная преступность и её предупреждение // Законность. – 2005. — № 8.– С. 39-40.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :