Содержание
Введение
1.История народностей и национальных культурных традиций
2.Глобальные демографические и экономические процессы. Россия и
Кузбасс
3.Новые направления национальной политики
4.Необходимость учета национального фактора в службе деятельности
милиции
Заключение
Списоклитературы
Введение
Современное человечество представляет собойдовольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысячразличного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этническихгрупп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга как своейчисленностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических,этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразиласьв политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят всостав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государствполиэтнично.
Вся эта пестрота этнической структуры закономернопорождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты вотношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаютсяуже несколько десятилетий, другие резко обострились в последние 10-15 лет. Практическивсе они являются межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов актуальнейшейтемой.
Цель работы:
§ рассмотреть этническуюситуацию в России.
Задачами работы являются:
§ изучить историюнародностей и национальных культурных традиций;
§ выделить демографическиепроцессы в России и Кузбассе;
§ проанализироватьгосударственную и региональную национальную политику;
§ определить необходимостьучета национального фактора в службе деятельности милиции.
1. История народностей инациональных культурных традиций
Россия исторически формировалась как государствомногонациональное. Еще в древности Киевская Русь изначально развивалась какобъединение славянских, финно-угорских и иных племен, что наложило отпечаток навсю дальнейшую историю, язык, культуру, межнациональные связи русских. Спецификапоследних во многом определилась религиозным выбором. Русское православиевсегда отличалось достаточно терпимым отношением к межнациональным бракам,расовому смешению, веками накапливало опыт мирного сосуществования с другимимировыми религиями.
Разными путями оказались народы в составе России,причем далеко не всегда за счет захвата территорий, чаще — благодарястремлению самих этих народов стать под державную защиту могущественногороссийского престола.
Национальная политика царизма, как и любогомногонационального по составу государства мира, во многом была ориентированана формирование унитарной политической и социально-экономическойинфраструктуры, культурную ассимиляцию малочисленных народов. Были исущественные особенности. В отличие от европейских стран, правительство Россиидостаточно редко проводило политику геноцида по отношению к народам, которыебыли присоединены насильственно (Кавказские войны XIX в., присоединениеСредней Азии;. Почти все окраины вплоть до конца XIX в. сохраняли системуместного национального самоуправления и судопроизводства, традиционный образжизни, религию и культуру населения. С момента включения в состав государстванациональные меньшинства, вне зависимости от расовой принадлежности,хозяйственного уклада, религии, получали равные с российским крестьянствомправа (статус подданного, ясачного) и налоговые льготы. Национальная элита получаластатус российского дворянства России.
Само понятие «инородец»,«иноверец» в дореволюционной историографии в большинстве случаев неносило налета уничижения для представителей малочисленных коренных народов.Объединение в рамках одной государственной структуры сотен национальностей,исключительно слабая изученность гигантских по площади районов Сибири и Севера,национального состава и этнической истории невольно предопределяли разграничениенародов по признаку родства («иной род») или веры («инаявера»).[1]
Интерес представляет и состав российской армии,где столетиями существование национальных воинских частей органичносочеталось с практикой освобождения от воинской повинности сибирских«инородцев» и народов Севера.
В области национальной политики дореволюционнаяРоссия накопила огромный опыт, в котором парадоксальным образоммежнациональное противостояние веками органически сочеталось с вполне зримымтяготением народов к единению.
Элементы политической борьбы на уровненациональных элит как в Центре, так и на местах несомненно присутствовали. Однаковражда между собственно народами не стала преобладающей в российской истории.Более того, именно вхождение в состав Российской империи во многом способствовалоисчезновению межэтнических стычек и войн, объективно способствуядемографическому приросту населения вне зависимости от национальной принадлежности.
Дружба, сотрудничество народов России не являютсяпрямым результатом политики интернационализма, осуществляемой правительствомСССР. Их корни значительно глубже. Они рождены многовековой историей мирногососуществования сотен народов. Этот феномен стал возможен, прежде всего благодаряприоритету духовно-нравственных ценностей над материальными, которыми всегдаотличалась российская действительность. Татары, якуты, башкиры, мордва,карелы, кабардинцы, осетины, удмурты и многие десятки других народов — это неслучайный и тем более не чужеродный элемент российского бытия, а составнаячасть истории и культуры России.
В этом плане можно говорить о формировании на еетерритории историко-культурной общности, когда судьбы народов были неразрывносвязаны с судьбой отечества, их объединяющего. Можно привести массу примеровсамоотверженного служения чести, достоинству и благополучию России представителейвсех российских национальностей, проявлений общности их духа, психологии иориентации. Поэтому право служить России, называться ее гражданином(подданным) давным-давно определялось и определяется не национальнойпринадлежностью человека, а его человеческими качествами, его готовностью служитьделу, служить Родине, не отказываясь при этом от своей национальной истории икультуры. Да этого отказа от него и не требовалось.
Современная Россия имеет вполне реальный шанснаследовать традиции и опыт межнационального сотрудничества и дружбы, и егонельзя упускать. Только использовав его, можно подчинить созидательный потенциалвсех народов благополучию и возрождению страны.
Здесь стоит вспомнить и те периоды истории, когдарусские не составляли подавляющего большинства населения. И российская историядает достаточно много ярких примеров.
Стихийные миграционные передвижения русскогонаселения уже с XV в., а особенно со второй половины XVI в. (когда политическиеобстоятельства переставали им препятствовать), приводили к изменениюнационального состава страны. В XVI-XVII вв. Русское государство вобрало в себя огромные пространстваи многие народы. Только в состав сибирской России вошли крупные этносы,составляющие национальную мозаику Северной Азии: обские угры и северныесамодийцы (31,6 тыс.), северные тунгусы (36,2 тыс.), юкагиры и северо-восточныепалеоазиаты с эскимосами (34,7 тыс.). В границах Русского государстванаходились также северные тюркоязычные (49,7 тыс.) и монголоязычные (37, 2тыс.) группы населения, часть манчжуров и южных тунгусов. Некоторые группынаселения Сибири в это время откочевали или были насильственно уведены южнымисоседями в сопредельные районы. Но были и такие группы, которые сознательноприходили на государственные земли и входили в состав государства.
По своим масштабам переселение в Сибирь в XVII в. было настолькомассовым, что представляло собой особую страницу не только российской, но имировой истории. В результате присоединения к России, ряд сибирских народовпопали в условия более развитых феодальных отношений. Переселенец, прежде всегосеверорусский крестьянин — промышленник и пахарь, перевалив через Урал,конечно, не думал о задачах государства. Само же государство не могло неопираться на переселенца. Для переселенца разгром Сибирского ханства (XVI в.) представлялся всеголишь одним из эпизодов вековой борьбы с «татарами». А возможностьперебраться в Сибирь — делом сложным и многотрудным в освоении новых угодий. Врезультате миграционных перемещений русского населения на вновь осваиваемыхим землях прослеживалось его сплошное или локальное расселение.[2]
Образование районов со сложным этническимсоставом было явлением постоянным и исторически обусловленным на Восточноевропейскойравнине, на Урале и в сибирских просторах. Определенное влияние на этническиепроцессы в Западной Сибири оказали города, центры 20 сибирских уездов, многочисленныекрепости (остроги) и ясачные зимовья, основанные русскими служилыми людьми в процессеприсоединения сибирской территории к России. Русские промышленные люди, жившиеменее компактно, сыграли тем не менее огромную роль в освоении обширныхпространств Сибири.
Русское население Сибири по своей численностистало преобладать над коренным только в конце XVII в. По официальным данным 1710 г., в Сибири насчитывалось в округленных цифрах 314 тыс. русских переселенцевобоего пола, которые на 100 тыс. превосходили местное население. Из переселенцев248 тыс. проживало в Западной и 66 тыс. — в Восточной Сибири.
Появление русских на огромных просторах Сибирисущественно изменило этнографическую карту и этнические процессы в средесамого коренного населения. Изменение системы расселения, консолидациябурятских, якутских племен стали возможны только благодаря тому, что прекратилисьмежродовые и межплеменные столкновения, что были определены границы народов игосударств в целом. Стоит отметить очень существенный момент, который не всегдаучитывается историками. Для коренного жителя Сибири любой пришелец, говорящийна русском, или пришедший с русскими, рассматривался как русский. Однакомиграция за Урал охватила не только русское население. В Сибирь продвинулисьнароды Поволжья (татары, башкиры, чуваши) и Севера (коми). Сюда же царскоеправительство высылало группы военнопленных (поляков, шведов, литовцев,украинцев и др). Все это способствовало формированию исключительно яркойнациональной и культурной мозаики населения Сибири. Присоединение Сибири кРусскому государству не только имело огромное значение для дальнейшегосоциального и экономического развития народов этого региона, но и определиломесто России в мире. Государство, распространившее свою юрисдикцию на огромнуютерриторию от границ на западе до Тихого океана, уже к середине XVII в. превратилось в«евроазиатское». Двуглавый орел стал символом государственной политики,на многие века определив ориентацию государства не только на Запад, но и наВосток.
В историю освоения Сибири XIX век и предреволюционныйпериод XX века вошли особой страничкой. Связано это было с целенаправленнойпереселенческой политикой Российского государства, не имеющего историческихпрецедентов в мировой истории как по масштабам переселения, так и по сложностирешаемых управленческих задач.
Освоение и развитие Сибири в прошлом всегдапредъявляло особые требования к ее жителям. Здесь выжить и успешно работатьвсегда могли только сильные духом, трудолюбивые люди, умеющие учиться и жить вмире с коренным населением. В течение XIX в., с открытием кпереселению сначала Амурской и Приморской областей (с 1861 г.), а с 1865 г. и кабинетских земель Алтая (куда входила и южная часть Кузбасса) в Сибирьпереселились сотни тысяч крестьян из черноземных губерний. Крестьяне уходили измест, где в прошлом были сильны крепостнические пережитки. Продав все своеимущество, проходили тысячи километров для того, чтобы на новом месте начатьсвою жизнь с новой страницы. Не все могли адаптироваться к новым условиям,часть возвращалась. В Сибири оставались только те, кто в течение несколькихлет, отработав по найму у старожилов, могли поднять свое хозяйство.
Межнациональные отношения в предреволюционныйпериод были далеко не гармоничными, что и сказалось на раскладке социальных силв гражданской войне. Во многом основными причинами межнациональных конфликтовявлялась слабость государственных структур в Сибири, не способных взять подполный контроль социально-экономические процессы и хищническую деятельностьпредставителей крупного капитала.
Стоит особо отметить, что многие современныепроблемы развития капиталистических отношений как в Сибири, так и в Кузбассе,имеют прямые аналогии с дореволюционным периодом. История нас учит, чем это вконечном счете завершилось. Сибиряки, несмотря на высокий уровень благосостояния(в сравнении с крестьянами европейской части России), активно принималиучастие в революционном движении начала XX в. Однако и не поддержалипрограмм сепаратистов, направленных на раскол Российского государства.
Еще один урок истории заключается в том, чтограмотная миграционная политика определяет социально-экономическое развитиерегиона. В результате столыпинских реформ начала XX века только чуть болееполовины русского этноса сохранилось на своей этнической территории. В Сибири,Средней Азии, Казахстане, Поволжье, Кавказе, Урале проживало 44,6% русских.Незначительная часть — за пределами России. В целом в России, по даннымпереписи 1897г., русский язык назвали родным 47% населения, на другие языкиприходилось: 19 процентов — украинский, 5% — белорусский, остальные языкисчитал родным меньший процент населения. Вместе с украинцами и белорусамирусские составляли 71% населения России. Именно благодаря миграции десятковнародов, при преобладающей роли русских переселенцев, Сибирь к началу XX в. окончательно превратиласьиз колонизуемой сырьевой окраины в один из наиболее динамично развивающихся регионовРоссии.
Значение сырьевых ресурсов Сибири для мировойэкономики уже определилось в XIX — начале XX вв. Однако значимостьнашего региона несоизмеримо возросла в годы советской власти, определившейкурс на индустриализацию Кузбасса и его активное включение в программы социально-экономическогоразвития страны. Каждый регион Сибири имеет свои территориальные особенности,характеризующиеся различными природно-климатическими условиями и национальнойспецификой проживающего населения. Кузбасс отличается тем, что являетсянаиболее населенным, урбанизированным и промышленно развитым районом. Для негохарактерен исключительно сложный этнический состав и во многом драматичнаяистория формирования судеб его жителей. Фактически история Кузбасса какрегиона, во многом определяющего судьбы России, началась в послереволюционныйпериод. Сочетание этих факторов влияет на состояние и развитие народовКузбасса, накладывает специфический отпечаток на национально-культурную сферужизни людей.[3]
С Октябрьской революции и гражданской войны внашем регионе начался качественно новый этап развития. Руководство страны взялокурс на индустриализацию, создание второй после Донбасса угольно-металлургическойбазы. Идея В. И. Ленина о связи уральского металла и кузнецкого угля нашласвое практическое применение в создании Урало-Кузнецкого комбината.Повышенный интерес к кузнецкому углю проявился в годы первых пятилеток. Здесьпланировалось построить десятки шахт, заводов, фабрик.
В 20-е годы XX века основным источникомрабочего класса Кузбасса являлось сибирское крестьянство. Более 66 тыс.человек выехало в то время из деревень на строительство индустриальных объектов.Незначительное пополнение рабочего класса Кузбасса в эти годы проходило за счеторганизационного набора (оргнабора) и партийно-комсомольского призыва, оставшегосяво многом без ответа. Так, для развернутого строительства шахт и заводов водном только г. Кемерово необходимо было 180 тыс. рабочих. В реальностинасчитывалось лишь 30 тыс. человек. Планы первой пятилетки в Кузбассе находилисьпод угрозой срыва, так как численность населения у нас к 20-м годам составлялавсего 200 тыс. человек. Решить кадровую проблему своими силами регион не смог.
Если в начале 20-х годов на территории Кузбассапроживало около 200 тыс. человек, то в конце 30-х годов насчитывалось ужеболее одного миллиона. В конце 20-30 гг. в Кузбасс пошел огромный потокспецконтингента — раскулаченных, депортированных, осужденных по 58 статье.Раскулаченных крестьян семьями (более 600 тыс. чел. — в среднем по 5 чел. всемье) свозили сюда из соседних территорий — Алтая, Томской, Новосибирскойобластей и т. д. Представителей депортированных народов (немцев, поляков,жителей Прибалтики) вывозили из европейской части России.
Национальный состав Кузбасса пополнился и впослевоенный период крымскими татарами, народами Северного Кавказа,украинцами, народами прибалтийских государств. В большинстве своем послеосвобождения со спецпоселения эти люди оставались жить в Кузбассе. Ихтрагические судьбы помогли создать особый тип межнациональных отношений. Дляних было характерно настороженное отношение к политике центра, взаимоуважение,чувство локтя, взаимовыручка, сочувствие, умение сопереживать и многие другиекачества, которых порой так не достает современному молодому поколению. Нетолько сложные климатические условия, но и единство судеб кузбассовцев помогливоспитать в нашем народе чувство межнациональной и религиозной терпимости,теплоты и доверия друг другу, чувство достоинства и гордости за Кузбасс.
2. Глобальныедемографические и экономические процессы.
Россия и Кузбасс
В третьем тысячелетии Россия находится наначальном этапе глобальных социальных изменений. Экономика нашего регионасвязана тысячами нитей с экономикой не только сопредельных областей, странСНГ, но и десятков зарубежных стран. Эта связь обуславливает то, что измененияв мировой экономике, политике, социальные и национальные потрясения объективновлияют, а в ближайшее десятилетие будут еще больше влиять на жизнь людей.
Сентябрьские события в США и целый ряд трагедий,которые пережила Российская Федерация, когда в результате национализма,сепаратизма, террористических актов страна потеряла десятки тысяч жизней, когдасотни тысяч превратились в мигрантов, теряя дома и имущество, не являлись неожиданнымидля серьезных аналитиков. Это события одного порядка. И спровоцированы онидемографическими и политическими процессами.
Человечество стоит на пороге исключительносложных стратегических задач, пути разрешения которых во многом не ясны испорны. Уже в конце 70-80-х гг. ведущие ученые мира начали бить тревогу о том,что гигантские социальные и политические изменения последних десятилетий XX в. кардинально преображаютмир в целом. Социальная общность десятков стран мира начала распадаться.Распад проявляется в разных формах: политических кризисах и сменахправительств, форм государственных устройств и политических режимов, сменеидеологий, банкротствах крупных монополий, выступлениях «антиглобалистов»и создании международных террористических организаций. Отчасти это — результатисключительно высоких темпов экономического роста европейских стран и США.Отчасти — переориентации десятков наций мира на самоопределение исамостоятельность в попытке достичь более высокого уровня.[4]
Россияне столкнулись с этой проблемой в 90-х гг. XX в. Распад СоветскогоСоюза и образование Содружества Независимых Государств (СНГ), несомненно,явление мирового порядка, спровоцировавшее углубление мирового кризиса. На гигантскомпространстве, охватывающем территории бывших стран социалистического лагеря,произошло изменение форм государственного устройства и политических режимов.Произошел раскол постсоветского общества по имущественным, идеологическим имировоззренческим позициям. Укрепились позиции мировых религий и национальныхдвижений, преобразующих повседневную жизнь десятков миллионов жителей не менееактивно, чем экономическая, политическая, культурная экспансия стран Европы иСША. Россия впервые столкнулась с демографической проблемой. Россияимеет самую низкую рождаемость (8,6%), уступая только Японии и Армении. Врезультате за время реформ Россия потеряла более 5 миллионов человек.
Демографические процессы, углубление бедности,социальные взрывы спровоцировали мощные миграционные процессы. Мир стронулся,как в эпоху «Великого переселения народов». В настоящее время количествобеженцев и перемещенных лиц в мире больше, чем во время Второй Мировой войны.Этот процесс уже охватил Россию. По экспертным оценкам специалистов Институтасоциально-экономических проблем народонаселения РАН, нелегальная миграция встране в 2002 г. составляла примерно 9,5 млн. человек. За последние годы этипроцессы взяты под контроль государства, миграция вошла в нормальное русло истала больше определяться факторами экономического порядка.
Как обстоит демографическая ситуация в Сибири иКузбассе? Впервые за последние три столетия население Сибири пересталоприрастать. В Кузбассе, благодаря принятым мерам за последние пять лет поподъему экономики и социальным программам, удалось стабилизировать численныйсостав населения (2002 г. — 2940,5 тыс. человек). За прошедшее десятилетиесамоотверженным трудом кузбассовцев сделано исключительно много. И в это жевремя отрицательные демографические тенденции серьезно повлияли на возрастнуюструктуру населения области. Оно, вне зависимости от его этнического состава,стремительно стареет. Средняя продолжительность жизни составляет 62,8 лет(мужчин — 56,6 лет). Преломить этот процесс вплоть до настоящего времени органамвласти не удается. Ситуация остается стабильной только благодаря миграционномуприросту, переселению людей из бывших республик Средней Азии и Кавказа. Запоследние два года в области осталось 23 тыс. мигрантов.
К сожалению, впервые в истории негативныедемографические процессы охватили районы проживания малочисленного коренногонаселения Кемеровской области, как шорцев, так и телеутов. СогласноПостановлению Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 997, у нас определен перечень таких районов. Они охватывают всего 32населенных пункта из 1399 по области и входят в 8 из 34 районов. Насколькоглубоко зашли эти процессы, до подведения итогов переписи 2002 г. сказать сложно. Связано это с несовершенством муниципальной статистики и тем, что национальностьне фиксируется в паспорте. Администрации городов и районов не обладают точнойинформацией о количестве шорцев по населенным пунктам и районам. Порезультатам научных исследований, охвативших только сельские администрацииТаштагольского района, относительно стабильная ситуация сохраняется вотдаленных поселках, население которых сохраняет традиционный уклад жизни.
3. Новые направлениянациональной политики
Концепции национальной политики правительстваРоссийской Федерации определяет:
— сохранениецелостности Российской Федерации;
— равенствоправ и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности,языка, отношения к религии;
— запрещениелюбых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— правокаждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность,пользоваться национальным языком, сохранять и развивать национальную культуру,традиции, обычаи;
§ предупреждение возможныхмежэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности.
Последнее российское десятилетие наглядноотражает и новые проблемы. Связаны они с появлением политических сил как внутристраны, так и за ее пределами, заинтересованных в дестабилизации обстановки,отказе от формирующегося курса развития, построения гражданского общества и правовогогосударства. Достаточно часто разыгрывается национальная карта, направленнаяна выработку платформы сепаратизма, разжигание межнациональной розни ирелигиозного противостояния. Сегодня реальной угрозой в России, как и в мире,становятся терроризм и экстремизм, маскирующийся в религиозные одежды. В этихусловиях политически неверно сводить возникающие проблемы исключительно к материальным.Они уходят и в духовную сферу. Относиться к этому следует серьезно.
В международной практике безусловно успешнымиоказались те народы, чья самоорганизация осуществлялась на основе национальныхценностей. Яркий пример — Великобритания, Франция, Германия, государстваЮго-Восточной Азии. Там, где приоритетной была политика размывания национальнойспецифики и формирования общества на основе ценностей, предлагаемых всеймощью государства, неизбежно возникало межэтническое противостояние. Россия нестала исключением. Именно игнорирование национальных проблем в течениепоследнего столетия во многом способствовало распаду СССР. В результате исформировались особенности современного состояния России. К ним можно отнестистремление национальных элит к национальной самореализации, настороженноеотношение граждан к власти, проблемы в межличностных отношениях, неразрывносвязанные и вытекающие из системы национального образования, социального ирелигиозного прошлого, семейных традиций и национальной культуры в целом.
При формировании своей позиции в сферемежэтнических отношений Администрация Кемеровской области исходит из четкогоосознания того, что власть не должна делать никакого различия между этносами, чтопредставители всех народов должны пользоваться одинаковыми правами и нести одинаковыеобязанности. Только при соблюдении этого условия возможно формированиедоверия населения к власти, без чего не может быть сбалансированного управленияв многонациональном по составу регионе. Исключением в этом отношении являютсятолько представители коренных малочисленных народов (шорцы — около 10 тыс.,телеуты — около 2 тыс. чел.), в соответствии с нормами международного права ифедеральным законодательством имеющие особый правовой статус.
В целом специфика курса региональной национальнойполитики в наступившем столетии выражается в отказе от представления о том,что она имеет второстепенный характер, размывается в повседневных проблемахобщего социального благоустройства людей. Развитие Кузбасса как многонациональногорегиона возможно только в условиях межнационального мира и гражданскогосогласия. Это положение становится приоритетным. Региональная национальнаяполитика должна способствовать укреплению внутренней безопасности региона.
Определенные в октябре 1990 г. на I Областной конференциинациональных обществ и представителей национальностей Кузбасса курс национальнойполитики, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, был направлен впервую очередь на сохранение национального своеобразия области и развитиенациональных культур.
В связи с этим органами законодательной и исполнительнойвласти Кемеровской области и были сформированы основные направления региональнойнациональной политики:
— соблюдениеконституционных прав национальных групп;
— оказаниеподдержки развитию национальных культур, языка;
— распространениевлияния национально-культурного движения на все национальные диаспоры иэтнические группы;
— подготовканациональных кадров;
— содействиеэкономическому развитию национальных предприятий;
— созданиерабочих мест в национальных районах;
— предупреждениевозможных межэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности.[5]
Можно констатировать, что в областисформировалась достаточно устойчивая тенденция распространения влияниянационально-культурного движения на большую часть крупных национальных диаспори этнических групп.
Наиболее серьезным достижением АдминистрацииКемеровской области, общественных организаций, жителей Кузбасса в последниегоды стало то, что при наметившихся темпах экономического роста район избежалконфликтов на национальной почве, обычных при проведениисоциально-экономических и политических реформ. Для области в настоящее время нехарактерна активизация деятельности экстремистских националистическихорганизаций. Этого во многом помог избежать многовековой опыт совместногопроживания на земле Кузнецкой десятков народов, тот исторический путь, которыйпрошла область за 60 лет.
В то же время политические, демографические исоциально-экономические процессы диктуют поиск новых направлений в решении возникающихпроблем.
Необходимость поиска ответов диктует резкоменяющаяся социальная и политическая обстановка в Кузбассе. Кемеровская областьимеет существенные преимущества по сравнению с соседями. Развитаяпромышленность, богатые сырьевые ресурсы создают основу для устойчивогоразвития и перспективы роста числа рабочих мест как для населения области, таки для мигрантов. Именно это привело к тому, что при сокращении рождаемости, повышениисмертности, проблемах занятости, оттоке части населения в европейскую часть Россиии в зарубежные страны область сохраняет относительно стабильную численностьгородского населения.
Как и соседние регионы Сибири, Кузбасспривлекателен для представителей целого ряда народов стран СНГ, Северного Китаяи Юго-Восточной Азии. Учитывая современную демографическую обстановку(устойчивый рост) и более низкий уровень жизни населения регионов, этитенденции устойчивы. Менее развитые в индустриальном отношении регионы Сибириприняли первую волну мигрантов. Кузбасс в ближайшие десятилетия приметследующие.
Можно ожидать, что доля представительства народовРоссии и СНГ в составе населения области будет меняться. Сравниваястатистические данные 2002 г. по представителям народов Кавказа,зарегистрированных на территории Кемеровской области, с результатами переписи 1989 г., можно сделать вывод, что прирост населения только по этой группе составил около 5 тыс.человек. Исключительно высокие темпы прироста дают диаспоры выходцев из СреднейАзии, республик, традиционно отличающихся высокими показателями рождаемости. Внастоящее время по данным УПВС ГУВД КО по Кемеровской области ужезарегистрировано 3513 выходцев из Казахстана, 1515 — из Узбекистана, 1885 — изКиргизии. К притоку мигрантов надо относиться спокойно. Однако в связи с этимвозникает задача сохранения национального мира и нейтрализации возможныхмежэтнических конфликтов, обычных при разграничении сфер экономическойдеятельности. Процесс этот неизбежен.
4. Необходимость учета национальногофактора
в службе деятельностимилиции
Интенсивнаямиграция приводит к формированию национальных диаспор, изменению этническогосостава населения. К наиболее многочисленным диаспорам относятся китайская,афганская и вьетнамская; во всех субъектах РФ, граничащих с Казахстаном,наблюдается процесс заселения их казахами. Как результат, в районах проживаниямигрантов фиксируются многочисленные требования о созданиикультурно-национальных автономий, имеют место факты проникновенияпредставителей диаспор во властные структуры, экономику, банковскую и финансовуюдеятельность.
По некоторым оценкам, представителямиазербайджанской, армянской, грузинской и ряда других диаспор, локализующихся на территории России, ежегодно за рубеж перечисляются денежныедоходы, в полтора-три раза превышающие бюджет стран их исхода. В то же времябольшая часть мигрантов относится к категории малообеспеченных, незащищенных в социальном и правовом отношении, а потому находящихся встрессовом состоянии людей, в связи с чем они составляют устойчивый источникпополнения этноорганизованных криминальных группировок.
Незаконно прибывающие в Россию мигранты, какправило, занимаются нелегальной, уголовно наказуемой деятельностью. По даннымМВД РФ, рост общего числа ежегодных преступлений, совершаемых негражданами, поРоссии составил с 308 в 1991 г. до 40 570 в 2003 г. Сибирский федеральный округ (СФО) — один из наиболее сложных суперрегионов России. Так, если вцелом по стране рост миграционной преступности составил 9,6 %, то в субъектахРФ на территории Сибирского суперрегиона -19,7 %. При этом отмечается высокаялатентность преступлений, совершенных мигрантами.[6]
Особая криминальная активность зафиксирована состороны транснациональных преступных сообществ (китайские триады),этнокриминальных и трансграничных группировок. Криминальные мигранты натерритории СФО устанавливают устойчивые связи с региональной российскойорганизованной преступностью, что в принципе соответствует общей тенденции криминальнойглобализации общественных отношений в мире. Ярко выраженная криминальнаясубкультура, которой противостоят общепринятые ценностные ориентации,стереотипы мышления и поведения, мировоззрение российского общества,превращают криминальную миграцию в своего рода антисистему.
Особенно опасным становится ее«культурный» аспект, имеющий глубинный по своим последствиямнегативный характер воздействия на общество и государство.
Это принципиально новое антисоциальное явление.Транснациональные преступные сообщества, этнокриминальные, трансграничныегруппировки и преступные региональные образования в СФО представляют собойиерархические организации с жестко централизованным принципомуправления. Их «сильной стороной» являются: жесткая дисциплина,высокая управляемость, эффективная система защиты и устойчивые каналы полученияприбыли. К числу «слабых сторон» такой организации можно отнестиотсутствие обратной связи как по горизонтали, так и по вертикали; низкийуровень прогноза развития ситуации и неспособность к генерации задач; слабаяадаптивность к новым условиям; отсутствие резерва для замены лидеров, а такжевозможностей для маневра ресурсами и средствами.
Очевидно, начальный этап их деятельностихарактеризовался попытками раздела сфер криминального воздействия и координациисвоих действий. По некоторым данным, в настоящее время складывается структура координированногоуправления системой этноорганизованных и трансграничных преступныхгруппировок, транснациональных сообществ и отдельных представителейрегиональной российской преступности. Последние, распространяя влияние зарубежом, приобретают системообразующий и видовой признак миграционнойпреступности. При этом начинают выполнять работу по организации, координации, целенаправленномувоздействию на условия, способствующие усилению криминальной миграции идостижению поставленных целей. На этом этапе формируется организованная миграционнаяпреступность, представляющая собой систему с децентрализованным принципомуправления. Такие системы устойчиво функционируют в любых, но не экстремальныхусловиях. Инициативность, способность к самоорганизации, гибкость элементовструктуры и т. д. обеспечивают на определенном этапе развития высокуюэффективность преступной деятельности. Вместе с тем низкая управляемостьтакой организации, неспособность к систематическому и полному анализу ситуации,превалирование индивидуального компонента и т.д. обусловливают дальнейшуютрансформацию организованной миграционной преступности.
Она может пойти по пути как жесткойструктуризации, так и альтернативного построения структур с высокими адаптивнымивозможностями, способных оперативно перестраиваться.
Анализ состояния и тенденций развитиямиграционной преступности позволяет говорить о ней как о сложившейсяантисистеме и обосновывает необходимость проработки теоретических вопросов еекриминологического предупреждения.
Система предупреждения миграционной преступностидолжна строиться с учетом угроз безопасности России. Очевидно, в своей основеэти угрозы не носят военного характера. К числу наиболее опасных факторов следуетотнести:
а) увеличение потока незаконной миграции(китайцев, афганцев и представителей других азиатских государств);
б) незаконное перемещение через границунаркотиков, оружия, «живого» товара и т.д.;
в) резкую активизацию криминальной миграции(транснациональная и трансграничная преступности, этноорганизованные группы ит.д.);
г) все более широкое вовлечение террористическимигруппировками мигрантов в свою деятельность;
д) рост масштабов незаконного промысла и вывозабиоресурсов и т.д.
Анализ состояния миграционной преступности, втом числе на территории СФО, убеждает, что существующая система нейтрализацииэтих угроз малоэффективна. На примере Сибирского региона можно выделить ряд наиболееактуальных направлений по предупреждению миграционной преступности, в частности:
а) разработку концепции и правовой политики;
б) координацию в пределах федерального округадеятельности правоохранительных органов;
в) организацию взаимодействия федеральныхорганов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану экономических ииных интересов России, с территориальными органами;
г) поддержание взаимодействия по предупреждениюмиграционной преступности с полномочным представителем Президента РФ в СФО иорганами власти.
К числу неотложных задач на федеральном уровнеследует отнести разработку законов по противодействию криминальным угрозам иупрочнению внутренней безопасности общества — федеральных законов о борьбе смиграционной преступностью, о предупреждении легализации доходов, полученныхпреступными способами, об ответственности за незаконные трансфертные операциии т.д.
Заключение
Опыт Сибири свидетельствует, что мирное сосуществованиенародов возможно. Изменение национального состава не обязательно провоцируетвозникновение межэтнической напряженности. Более того, миграционные процессы вразвитых странах иногда стимулируются государством для решения возникающихсоциальных проблем. Многонациональный состав европейских и американскихгородов при развитии такого зла, как этническая преступность, в значительноймере определил интенсивный характер развития частного предпринимательства,городской инфраструктуры, городской культуры, пополнения бюджетов городов ирегионов.
Анализ современного состояния миграционнойпреступности позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасностиРоссии. Предупреждениемиграционной преступности — одна из актуальных проблем криминологическойтеории, значимость которой в условиях криминальной глобализации миранеизмеримо возрастает.
Развитие интеграции в современном мире, обусловленноеполитическими и социально-экономическими изменениями, происшедшими за последнеедесятилетие, усиливает миграционные процессы. Как показывает анализ, онихарактеризуются нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическаяглобализация стимулирует международные перемещения, а с другой — обусловливает интенсивную криминализацию общественных и экономическихотношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран.
По экспертным оценкам, сейчас общее числонезаконных мигрантов в России составляет от полутора до трех миллионов человекболее чем из 60 стран мира.
В поиске путей и подходов в реализации курсарегиональной национальной политики особое значение приобретает подготовкаработников милиции, способных быстро и эффективно решать возникающие проблемыв области межнациональных отношений. Втечение десятилетий в России отсутствоваласистема подготовки кадров в области национальной политики, сориентированных наработу в силовых структурах, сталкивающихся с этой проблемой каждодневно приисполнении служебных обязанностей.
Мир меняется, и это требует создания более гибкойи профессиональной системы. Мировой опыт показывает, что только четкое ибыстрое реагирование, вовремя предпринятые меры в сложных ситуациях во многоммогут нивелировать социальные конфликты. В этом контексте подготовка кадровмилиции становится одной из приоритетных задач как социальной, так и национальнойполитики.
Список литературы
1. Красникова Е.А.Этика и психология профессиональной деятельности. – М.: ФОРУМ, 2004.
2. МногонациональныйКузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественныхотношений Кемеровской области. — Кемерово, 2003. – 160 с.
3. СадохинА.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – 302 с.
4. СобольниковВ. Миграционная преступность и её предупреждение // Законность. – 2005. — № 8.– С. 39-40.