Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Красота природы Муромцевского района

Цикл уроков,посвященных изучению родного края
Тема: «Красотаприроды Муромцевского района»
Хачатурян О.Н.

Цель: Познакомить со строением ландшафта и растительностьюрайона Муромцево.
Задачи:
1. Учить правильно изображать деревья и кустарники, соблюдаяпропорции.
2. Развивать умение передавать в рисунке растительныеформы.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: карта п. Муромцево, презентация (слайдыМуромцевской природы), сборник стихов Муромцевского поэта В. Овчинникова,альбомы, краски, карандаши, кисти, баночки с водой.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
(Звучит песня в исполнении А. Шигина «Муромцево, Муромцево»).
Почему наш урок начался с этой песни?
Мы открываем сегодня цикл уроков о Муромцевской земле. Исегодня мы поговорим о природе, которая нас окружает.
Но сначала небольшая географическая справка.
а) Вводная беседа.
Муромцевская земля, сибирская Швейцария — так ее называютгости и местные поэты. Все, кто побывал в Муромцево, единодушно признают — этосамый живописный район в Омской области. Природа наделила этот крайкрасивейшими лиственными и хвойными лесами, богатыми ягодами, грибами, дичью.Судоходные реки Иртыш и Тара, таежные речки и многочисленные озера сталинадежным местом обитания для водоплавающих птиц и рыбы.
Муромцевский район расположен в северо-восточной частиОмской области в бассейне нижнего течения реки Тара. Площадь Муромцевскогорайона в современных границах составляет 6660 кв. км и по этому показателювходит в пятерку крупнейших районов Омской области.
/>
На территории района отмечается 8 различных видовландшафтов:
— повышенные плоские поверхности водоразделов;
— пологоволнистые поверхности водоразделов;
— высокие, расчлененные речной и овражно-балочной сетьюводоразделы.
При этом Тара делит территорию Муромцевского района на двебольшие части. И если на правом берегу мы наблюдаем елово-сосново-березовый лес(ельников — 7 %, кедрачей – 3 %, сосняков – 18 %, березняков – 32 %, осинников– 3 %, болот – 30 %, лугов – 6 %, вод – 1 %), входящий в Западно-Сибирскуюпровинцию Евразийской области лесов умеренного пояса, с многочисленнымиболотами (крупнейшее из которых Китлинское, входит в самую обширную в миресистему Васюганских болот), озерами, множеством таежных рек (Бергамак, Инцисс,Верхняя Тунгуска, Нижняя Тунгуска), то на левом берегу это северная лесостепь –водораздельный Барабинский аллапно-болотный район (березняков — 25 %, ивняков –9 %, болот — 60 %, лугов – 6%), входящий в Восточно-Казахстанскую провинциюЕвразийской степной области.
Склоны коренного берега заняты березняком с примесьюосины, разнотравно-злаковым, осиново-березовым разнотравным сообществом.
В условиях хорошего дренажа коренного берега в древесномярусе доминирует сосна, к которой подмешиваются береза и осина.
В подлеске встречаются шиповник, боярышник, рябинаобыкновенная, калина, малина. В травянисто-кустарниковом ярусе правобережьяТары появляются таежные виды: майник двулистный, грушанка круглолистая; изягодных – земляника лесная, черника, брусника.
Мелколиственные леса приурочены к суглинистым материнскимпородам. Преобладающим видом является береза повислая, а на юге и пушистая.
Из хвойных пород растут сосна, кедр сибирский, ель и пихтасибирская, а изредка и лиственница.
Природу нашей прекрасной малой Родины не могли не заметитьпоэты. Поселку посвящали свои стихи многие, восхищаясь красотой, котораяокружает нас.
В краю соснового бора и голубых елей невозможно незаниматься творчеством. Поэтому многие наши односельчане выражают свою любовь кэтому таежному краю через живопись, написании стихов и песен.
Опять рассвет встает за крутояром.
Как погляжу, замрет моя душа:
Какой простор от тихой речки Тары
До берегов седого Иртыша.
Земля отцов! Земля моя святая!
Поклон тебе за все, что ты дала.
Шумит тайга на радость вековая,
И гнезда вьют в хлебах перепела...
Поклон тебе, что с земляками вместе
Рассвет на пашне встречу за селом.
За то, что льются нынче наши песни
За хлебосольным праздничным столом.
В.Овчинников
А вам сегодня предстоит работа над рисунком, которыйназывается «Моя родная сторона».
3. Самостоятельная работа.
Т. к. вы будете рисовать пейзаж, вспомним правилаизображения пейзажа.
Что рисуем сначала?
Линию горизонта.
Что находится над линией горизонта?
Что под линией горизонта?
Какие предметы больше на рисунке?
Какие меньше?
Проведите самостоятельно разминку для пальцев иприступайте к работе.
4. Подведение итогов урока.
Выставка рисунков детей:
/>
«Сторожка» В. Шамурзин
/>
«Покос» А. Мозжерин.
/>
«Деревенский дом». Базанов
/>
«Родные просторы» Гинда Виктория

/>
«Дорога в бор» Смольников Слава.
Оценивание.
Закрепление материала.
Что нового о поселке вы узнали?
Что больше всего вам понравилось на уроке?
А сейчас давайте поиграем в игру.
Несколько человек выходят к доске, на которой висит картаМуроцевского района. По команде дети должны найти свою деревню. Победит тот,кто раньше нашел.
Урок окончен.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.