/>/>/>Оглавление
Введение
Глава 1. Промышленное развитие городаво второй половине XIX века
1.1 Хозяйственная жизнь Красноярска
1.2 Домашняя промышленность
1.3 Ремесленный труд
1.4 Золотопромышленность
1.5 Развитие капитализма –толчок в развитии промышленности
1.6 Фабричная промышленность
Глава 2. Значение транспорта вразвитии промышленности
2.1. Московский тракт
2.2. Открытие пароходногодвижения по Енисею
2.3. Транссибирскаяжелезнодорожная магистраль
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Прошлое неисчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение иобработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории.«История- наставница жизни»,- говорили древние. Люди всегда, особенно впереломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мировогосоциального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. Наисторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящимчеловеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
По-разномускладывались судьбы российских и сибирских городов в первой половине 19столетия в условиях острого кризиса феодализма и бурного развитиякапиталистических отношений. Красноярск оказался среди быстрорастущих городов,став самым крупным из пяти городов Приенисейского края. За 60 лет (к 1861 г.)его население и число дворов увеличилось в 4 раза ( с 1093 до 4560 мужскогопола и с 386 до 1375 дворов).
С начала XIX века в Сибирь хлынулироссийские казенные крестьяне, которым правительство впервые, хотя сравнительнои ненадолго, разрешило свободно переселяться за Урал.
Мощныйимпульс для своего развития город на Енисее получил с конца 1822 года, ставцентром Енисейской губернии.
Одной изнаиболее острых и актуальных проблем современного общества является развитиероссийской промышленности. Успешное функционирование любой отрасли невозможнопредставить без использования исторического опыта.
Историяпромышленного развития провинциальной аграрной губернии представляет особыйинтерес с точки зрения оценки ее вклада в российскую промышленность в периодбурного экономического развития России во второй половине Х1Х века, началокоторому положила отмена крепостного права в 1861 г., устранившая препятствиядля проявления предпринимательской активности населения во всех сферахэкономической деятельности.
Актуальностьисследования определяется также необходимостью изучения опыта прошлого, безкоторого нельзя говорить об успехах современных экономических реформ в России.Без него невозможно объяснить тенденции и перспективы развития нынешнихэкономических процессов.
Для Енисейскойгубернии и поныне сохраняют свое значение вопросы создания и успешногофункционирования промышленных предприятий, рассчитанных на переработкупродуктов сельского хозяйства, так как и тогда, и теперь Красноярский край взначительной мере является аграрным.
Большойинтерес представляет исследование социальной структуры дореволюционногопромышленного предпринимательства и ее сравнительная характеристика.
Анализразвития промышленности российской провинции позволит более полно рассмотретьвопросы социальной дифференциации различных категорий предпринимателей,определить их отношение к экономическим преобразованиям и определить уровеньотношения отдельных социальных групп к ним. А выяснение характера участияразличных слоев населения в процессах реформирования страны в прошлом позволитлучше представить и оценить последствия сегодняшних эпохальных преобразований,спрогнозировать их влияние на социальную ситуацию в государственном и региональноммасштабе.
ОрденоносныйКрасноярск – крупнейший индустриальный и культурный центр Восточной Сибири –несомненно, заслуживает научного изучения.
Он прошелславный и поучительный путь: в XVII веке это крупный деревянный острог-крепость,видный опорный пункт русского освоения южной Сибири, через столетие этоскромный центр сельскохозяйственной округи, ремесла и торговли, на исходепервой четверти XIX века он становится административным центром огромнойЕнисейской губернии. В конце 30-40-х годов XIX века Красноярскоказывается в центре крупнейшего в мире золотопромышленного района. Этоокончательно превращает его в важный узел общесибирских водных и сухопутныхкоммуникаций, а также в заметный товарно-распределительный пункт.
К концу векаКрасноярск уже сравнительно крупный для Сибири центр промышленного производства,а значит и место формирования большого отряда рабочего класса.
Такимобразом, целью данной работы является изучение промышленного развития городаКрасноярска во второй половине XIX века. Указанная цель обусловила решениеследующих задач:
1. Описатьразные виды промышленности того времени
2. Ознакомитьсяс различными нововведениями, которые послужили толчком в развитиипромышленности города
Глава 1. Промышленное развитие города во второй половине XIX
века
1.1 Хозяйственнаяжизнь Красноярска
Сравнительнаянеразвитость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливопроявилась в содержании хозяйственной жизни Красноярска. Жители оставалисьтесно связанными с сельским хозяйством. В 1828 году, например, красноярцы имели2145 десятин пашни, 484 десятины сенокосов и 40 десятин садов. В среднем накаждого жителя мужского пола тогда приходилось до двух десятин сельскохозяйственныхугодий и около одной головы крупного рогатого скота. Практически у каждогодворовладельца был огород, с которого в 1828 году в среднем получали по дварубля продукции. К 1861 году эти средние показатели уменьшились примерно вдвое,но не за счет сокращения площади сельскохозяйственных угодий и поголовья скота,а за счет увеличения численности населения. 1835 год — в Красноярске началивыращивать картофель. Каждая семья была обязана заниматься выращиваниемкартофеля. За невыполнение этого распоряжения виновных ссылали в Белоруссию, настроительство Бобруйской крепости. Ежегодно всю информацию о выращиваниикартофеля губернатор отсылал в Петербург.
1.2 Домашняя промышленность
Крестьянскиепромыслы стали питательной средой для зарождения промышленности в губернии. Земледельческийхарактер экономики, ее удаленность от крупных торгово-промышленных центровобусловили широкое распространение домашней промышленности. Зачастую все – оторудия труда до домашней утвари – изготовлялось самими крестьянами.
Домашняяпромышленность – самая ранняя форма промышленного производства, для которойбыла характерна переработка продукции крестьянского хозяйства для внутреннегопотребления.
1.3 Ремесленный труд
В Красноярскомокруге свыше 40 % крестьянских дворов было занято ремеслами, связанными сдеревообработкой. На втором месте стояли извозный промысел и дворничество.Дворничество – промысел, связанный с содержанием постоялых дворов. Затем шлирыболовство -11,2 %; охота – 8,4 %; слесарно-кузнечные промыслы – 3 %,кожевенные – 3%, шерстяные – 1,6 %, ткачество – 0,8 %. Ремесленные занятиягорожан по сравнению с 80-и годами 18 века расширились в 2 раза. В городе к1861 году насчитывались ремесленники 31 специальности. Самыми многочисленнымибыли кузнецы – 41 мастер, 67 подмастерьев и 12 учеников; за ними шли плотники истоляры – 32 мастера, 39 подмастерьев и 6 учеников; сапожники и башмачники – 29мастеров, 41 подмастерье и 11 учеников; портные – 14 мастеров, 34 подмастерье и20 учеников; печники – 21 мастер и 10 подмастерье; извозчики- 25 человек, в томчисле 8 помощников. Каждый десятый житель Красноярска жил ремеслом. Ремесленныйтруд был производительнее сельскохозяйственных занятий горожан, но оставалсямалопродуктивным. Так, по данным городской думы, в 1858 – 1860 годах на каждуюдушу обоего пола, занятую в городском ремесле, производилось продукции ежегоднона 58 рублей, а в сельском хозяйстве только на 32 рубля.
1.4 Золотопромышленность
Новойотраслью экономики Енисейской губернии крупнотоварного типа сталазолотопромышленность. Она требовала значительного начального капитала,специальных знаний, организации работ и снабжения их на мануфактурном уровне.Поэтому, за исключением нескольких местных купцов (И.К. Кузнецов, С.А. Логинов,И.Д. Попов), красноярские «толстосумы» не могли, да и не хотели рисковатьсвоими средствами, довольствуясь прежней неэквивалентной торговлей,ростовщичеством, виноторговлей и подрядами. Ведущую роль в золотопромышленностизаняли томичи Асташевы, Горохов и Голубков, а также осевшие в Красноярске«купеческий сын» из Барнаула С.Г. Щеголев, енисейцы Даниловы, выходцы с Урала –екатеринбургские купцы Рязанов, Подсосовы, Казанцев, Крюков, Ярославскийпочетный гражданин Н.Ф. Мясников с братом и др. Золотопромышленники получалибаснословные прибыли, но после выработки наиболее богатых золотых россыпей кконцу 50-х годов многие из низ разорились. Спад золотопромышленности болезненносказался на общем развитии губернского Красноярска, где размещались конторывсех наиболее крупных компаний по добыче золота. Добыча золота веласьпримитивными хищническими способами: отрабатывались только верхние слои, анижние сбрасывались в стволы шахт и засыпались пустой породой. Основными орудиямипри добыче песка было кайло, лом и лопата, для промывки золота использовалсяручной труд. Транспортировка песка производилась тачками. Лишь на крупныхприисках для промывки золота использовались приспособления – бутары. В 1870 –х гг.на некоторых приисках внедряются паровые двигатели и шлюзовые устройства. В40-е годы город стал центром крупнейшего не только общероссийского, но имирового района золотодобычи, давшего к 1860 году 18,9 тыс. пудов золота, или75% всего добытого золота Сибири и 53 % в России. Все другие отраслипромышленности губернии остались в это время далеко позади по стоимостипродукции и количеству занятых рабочих рук. Впервые промышленная продукцияпревзошла по стоимости продукцию сельскохозяйственную, но это не означает, чтоэкономика Енисейской губернии стала индустриально-аграрной.
Развитиезолотопромышленности оказало огромное влияние на экономику губернии. Поколичеству вложенных капиталов привлеченных рабочих она занимала первое место.Самый крупный прииск на р. Осиновой принадлежал красноярскому купцу Некрасову.
1.5 Развитие капитализма – толчок в развитиипромышленности
Отменакрепостного права в 1861 году дала могучий толчок развитию капиталистическихотношений в стране. Распространение капитализма вширь захватывало новые районы,в том числе и Сибирь, вовлекая их в общероссийские исторические процессы. Норазвитие капитализма и формирование новой социально-классовой структуры наокраинах шло замедленными темпами. Положение Сибири как колонии в экономическомсмысле, многоукладность ее экономики, консервация патриархально-родовых ифеодальных общественных отношений у народов Сибири сочетались с такимиособенностями региона, как отсутствие помещичьего землевладения, многоземелье, определяющийкрестьянский тип сельскохозяйственного производства, казенно-кабинетное землевладение.Несмотря на черты колониальной эксплуатации, экономика Сибири развивалась впоступательном направлении. Оживление торгово-промышленной жизни края вызвалозаметный подъем сибирских городов.
РазвитиеКрасноярска последней трети XIX века ознаменовалась рядом новых качественныхизменений. Город все более приобретает значение не только административно-культурногоцентра губернии, но и торгово-промышленного, к которому тяготеет прилегающийокруг.
Экономическомуподъему города способствовал рост населения. Массовое переселение в Сибирь,начавшееся после реформы, затронуло и Енисейскую губернию.
Торгово-промышленноеразвитие Красноярска в пореформенное десятилетия отставало от общероссийскихтемпов. Сибирь привлекала русский капитал как громадный рынок сырья и сбыта дляпромышленности центральных областей страны. Российские капиталисты, опасаяськонкуренции сибирских купцов и промышленников, стремились через систему различныхмер, в том числе через кредит товарами, ограничить их предпринимательскуюдеятельность, превратив в посредников по сбыту своих товаров в Сибири.
В «ОбзореЕнисейской губернии за 1884 год» говорилось, что Красноярск и другие городагубернии не отличаются оживленностью торговой и фабрично-заводскойдеятельности: «Жители Красноярска занимаются молочной торговлей, в небольшихразмерах земледелием, преобладающими ремеслами считаются плотничное, кузнечноеи сапожное». Доля Красноярска в производстве промышленной продукции в губерниибыла незначительной. За тридцать лет пореформенного развития она выросла с 8 до11 %. (Динамику промышленного развития Красноярска в пореформенное времясмотрите в приложении 1).
По своейэкономической организации городская промышленность имела сложную структуру. Вней были представлены все стадии промышленного производства: домашняяпромышленность, ремесло на заказ, мелкотоварное производство, мануфактура ипредприятия фабрично-заводского типа.
Со временемзаметно расширяется номенклатура ремесел, углубляется их специализация,появляются новые ремесленные профессии: мясники, колбасники, рыбники,меховщики, шубники, овчинники, обойщики, конопатчики, кровельщики. Ростремесленников в городе выражается в следующих цифрах: в 1863 году-593 человека,в 1890-1424 человек.
Наиболеераспространенным в городе было кожевенное ремесло. Оно возникло в 50-х годах, ав 70-х годах объем кожевенного производства возрос до 20 тысяч рублей. В 80-хгодах оно давало 20 % всей промышленности продукции города. Преобладали в основномкустарные мастерские, в которых кожи выделывались вручную самимиремесленниками, членами их семей, иногда привлекались наемные работники.
Общая низкаяпроизводительность городского ремесла обусловливалась его слабойпрофессионализацией и широким участием ремесленников в других сферах хозяйства.Поэтому неслучайно цеховые организации к 1960 году имелись только у портных (30человек) и сапожников (64). Традиционное для Красноярска преобладание ремесел,обрабатывающих в первую очередь животное сырье, обусловило появление именно вэтой отрасли городской промышленности предприятий фабрично — мануфактурноготипа.
1.6 Фабричная промышленность
В 1860 годуфабричная промышленность города состояла из 21 заведения, в том числе девятикожевен, шести салотопен, пяти мыловарен и одного восокобелильного заведения.Судя по числу работников, только два кожевенных завода, где было занято по10-12 человек, можно отнести к мануфактуре, а прочие оставались мелкотоварными«домашними заведениями», которые обслуживались главным образом домочадцамиремесленников. Крупное товарное производство в Красноярске еще толькоскладывалось. Так, каждый кожевенный завод вырабатывал в среднем ежегодно до1,2 тысяч юфтяных и подошвенных кож, а домашняя кожевня – 75-80 кож. Топтаниена месте даже самой развитой в городе обрабатывающей промышленности в 30-50годах объясняется наплывом более дешевых российских товаров и трудностями сквалифицированной рабочей силой, так как многие из мелких и неимущихремесленников, привлеченные более высокими заработками, предпочитали наниматьсяна золотые прииски.
В подавляющеймассе городские промышленные предприятия основывались на ручном труде. Лишь в80-х годах появляются заводы, на которых применялись паровые двигатели. Они возникаликак своеобразные объединения нескольких предприятий. Такой комплекс представлялчугунно-литейно-механический и лесопильный заводы, принадлежавшие купцу 1гильдии А.П. Кузнецову. На чугунно-литейном заводе изготовлялась продукция изсырья Абаканского железоделательного завода. В кирпичном здании заводанаходились литейная и кузница. Работы в них производились ручным способом.Слесарные, токарные и гранильные мастерские располагались в корпуселесопильного завода, где помещалась паровая машина мощностью 10 лошадиных сил.Гранильные и токарные работы выполнялись с использованием приводного колеса,присоединенного ремнями к паровому двигателю. Этот же двигатель применялся дляприведения в действие и лесопильного инструмента, при протяжке леса использовалисьдве лошади. Корпуса завода находились на берегу Енисея, недалеко от городскогопарка.
В 1881 году вгороде началось строительство кирпичного завода и паровой мельницы купцом К.Плотниковым. Паровой двигатель мощностью 10 л.с. использовался одновременно длямеханической выделки кирпича и помола муки. В июле 1823 года основан Знаменскийстеклоделательный завод.
Появлениемашин означало переход к фабричной стадии капиталистического производства.
Однако этотпроцесс в Сибири шел медленно, мешала дороговизна машин, отсутствие кредита,недостаток инженерно-технических кадров.
Фабричнаяпромышленность основывалась на капиталах, сколоченных на доходах отзолотопромышленности и торгово-ростовщической деятельности. Не случайновладельцы первых фабрик и заводов – Гадаловы, Кузнецовы, Даниловы, Плотниковы –были одновременно золотопромышленниками и купцами.
Существенноеместо по размерам вложения капитала занимало винокурение. В Красноярском округев 1882 году было два винокуренных завода, в самом городе три водочных завода.Производство вина приносило прибыли винозаводчикам. Доля этой отрасли в общемобъеме промышленного производства составляло 70 %.
Глава 2. Значение транспорта в развитиипромышленности
2.1 Московский тракт
Одной изпричин медленного развития промышленности и торговли в крае было отсутствиеразветвленной транспортной системы. Знаменитый великий сибирский путь –Московский тракт, протянувшийся на многие тысячи километров от столицы Росси доДальнего Востока, прошёл через Красноярск, за счет этого во много разускорилась доставка товаров из европейской России на Восток, активизироваласьторговля. Обслуживание тракта (извозный промысел, ямщина) способствовалоформированию ремесленных и торгово-транспортных функций городов, пришедших насмену их военно-оборонительным.
2.2 Открытие пароходного движения по Енисею
Главнойтранспортной артерией был Великий сибирский тракт. Натуральные и денежныеповинности по обслуживанию тракта являлись тяжелым бременем для городскихобывателей. Но, несмотря на возрастающие поборы, состояние тракта и дорог впределах города оставалось неудовлетворительным. Современники ироническисравнивали сибирские дороги с «восьмым чудом света». «Море жидкой грязи враспутицу, в сухую погоду пересохшие канавы и кочки, поднимавшиеся на аршин»,-так описывала местная газета дорогу близ Красноярска. Скорость движения потаким дорогам не могла удовлетворять нужд хозяйственного и общественногоразвития края. Та же газета с возмущением писала о случае, когда обоз с товаромшел из Томска до Красноярска 39 дней.
В этихусловиях чрезвычайно важное значение имело открытие пароходного движения поЕнисею. Начало ему было положено в 1861 году образованием частной пароходнойкомпании енисейских купцов – А.С. Баландина, И. и А. Кытмановых, С. и И.Калашниковых, Е. и А.Грязновых. В 1863 году на Енисее появился первый пароход«Енисей». Однако первые пароходы курсировали в нижнем течении Енисея, проход кКрасноярску преграждали Казачинские пороги, которые считались непроходимыми.Лишь в начале 80-х годов Н. Гадалов приобрел у фирмы «Кнопп» два парохода («Москва» и «Дальман») и несколько барж. Пароходы успешно преодолели пороги, и сэтого времени началось регулярное пассажирское и грузовое пароходное сообщениемежду Красноярском, Енисейском и Минусинском. И в 1888 году по Енисею ужеходили шесть пароходов, из них три были Гадало́ва.
2.3 Транссибирская железнодорожная магистраль
Развитиепароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но немогло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские властисвязывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе широкодебатировались вопросы строительства железной магистрали, соединяющейевропейский центр страны и Сибирь. В 1891 году было принято окончательноерешение о строительстве дороги одновременно с двух сторон – Челябинске иВладивостока. Строительство дороги шло ускоренными темпами. Этому способствовалоширокое привлечение частных капиталов. На железнодорожных подрядах вырасталиогромные состояния предпринимателей — А. Данилова, Е. Жеголева.
Основнойрабочей силой, занятой на строительстве участка дороги около Красноярска, былиарестанты, ссыльнопоселенцы. Положение этой категории рабочих резко отличалосьот положения вольнонаемных. Задания для них были более интенсивны, а оплататруда намного ниже, чем у других рабочих. Работы проводились, главным образом,на берегу Енисея по устройству мостовой дамбы.
В конце 1895года строительство рельсового пути на среднесибирском участке железной дороги,в основном, завершено, а 6 декабря в Красноярск прибыл первый поезд. Вследующем году были построены здания железнодорожного вокзала, депо, кузнецы ижелезнодорожные мастерские. Общая площадь построек превысила 1,5 квадратныхверсты.
Это имелогромадное значение для более широкого вовлечения края в экономическую жизньстраны и форм. Новый этап в жизни Красноярска, безусловно связан с проведениемчерез всю Сибирь Великого железнодорожного пути. Рельсовый путь к концу 1895года пересек Енисейскую губернию с запада на восток. В 1897 году открылосьдвижение пассажирских поездов на линии Новониколаевск (ныне Новосибирск) — Красноярск, а в 1898 году — на линии Красноярск — Иркутск. Она усиливала связьСибири с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товарооборота,возникновению новых предприятий, увеличению численности населения вообще,рабочего класса в частности.
30 августа1896 года в Красноярске состоялось торжественная закладка железнодорожногомоста через Енисей, руководил ею инженер-механик Е.К. Кнорре. Мостпротяженностью около километра был открыт 28 марта 1899 года. Автор проектамоста профессор Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряков получил занего золотую медаль на всемирной выставке в Париже.
Постройкарейсового пути имела исключительное значение для более широкого вовлечения краяв экономическую жизнь страны, ставших ударным отрядом сибирского пролетариата вклассовых боях в годы первой русской революции.
Спецификаэкономического развития Сибири в пореформенное время во многом способствоваласкладыванию здесь особого типа буржуазного предпринимательства. В Сибири в этотпериод не произошло еще окончательного отделения торгового капитала отпромышленного, и для сибирского капиталиста было характерно слияние в одномлице купца и промышленника. Подряды, торгово-ростовщическая деятельность, золотопромышленностьявлялись благотворной почвой, на которой выросли громадные капиталыкрасноярских предпринимателей — Кузнецовых, Гадаловых, Даниловых, Щеголевых,Хилковых, Ларионовых и др.
Заключение
Красноярск — столица объединённого края. Миллионный город с четырёх вековой историей.Основанный казаками-первопроходцами в начале XVII века, он горел, воевал,отстраивался снова и снова, меняя своё название от Красного Яра, Качинскогоострога и Новокачинского городка. И стал, наконец, Красноярском — Сибирскимоплотом государства Российского.
В 1822 г.была учреждена Енисейская губерния, административным центром которой стал г.Красноярск, обладающий удобным транспортно-географическим положением. Ксередине XIX в. Енисейская губерния стала крупнейшим золотодобывающим райономРоссии. В период апогея «золотой лихорадки», который приходится на 1847 г., взаангарской тайге было намыто 1212 из 1270 пудов всего добытого в Россиизолота. Город Красноярск все более стал приобретать значениеторгово-промышленного центра губернии.
Экономическомуподъему города способствовал рост населения. Массовое переселение в Сибирь,начавшееся после реформы, затронуло и Енисейскую губернию. За 30 лет с 1863-гопо 1893 год население Красноярска выросло с 9997 до 17035 человек. Долягубернского центра в общей сложности городского населения губернии составляла38-40 процентов. Но Красноярск по численности населения все же уступал такимкрупным городам Сибири, как Иркутск, Томск, Омск.
Развитиекапитализма изменило социальную структуру населения города. Заметно возрастаетдоля крестьян-мещан, до 60 процентов. Число мещан с 1863-го по 1888 годувеличилось с 2297 до 5385 человек.
В городскойпромышленности преобладали обрабатывающие отрасли. При этом ведущее местозанимала обработка сельскохозяйственного сырья — мукомольная, лесопильная,винокуренная, салотопленная, мыловаренная, маслобойная, кожевенная. На второмместе находилась обработка минерального сырья — механическая, чугунолитейная,кирпичная. Значительное место по размерам вложения капиталов занималовинокурение. В Красноярском округе в 1882 году было два винокуренных завода.
Одной изпричин медленного развития промышленности и торговли в губернии было отсутствиеразветвленной транспортной системы. Знаменитый великий сибирский путь –Московский тракт, протянувшийся на многие тысячи километров от столицы Росси доДальнего Востока, прошёл через Красноярск. Во много раз ускорилась доставкатоваров из европейской России на Восток, активизировалась торговля.Обслуживание тракта (извозный промысел, ямщина) способствовало формированиюремесленных и торгово-транспортных функций городов, пришедших на смену ихвоенно-оборонительным.
Проведениемна территории губернии в 1895-1897гг. Транссибирской железной дороги ивнедрением капиталистических отношений развивается фабрично-заводскаяпромышленность, основная доля которой приходилась на предприятия железнойдороги, добычу золота, винокурение, лесную и железоделательную промышленности.
В последующемв Красноярске как центральном пункте Средне-Сибирской железной дороги былипостроены депо и главные железнодорожные мастерские в составе вагонного,сборочного, кузнечного, электромеханического и токарного цехов. Мастерские идепо в Красноярске стали самым крупным капиталистическим промышленнымпредприятием не только в Енисейской губернии, но и во всей Сибири. В 1898 годув них было занято 2000 железнодорожных рабочих.
Оживлениеторгово-экономической жизни повлекло за собой развитие пароходства. За счетэтого еще больше активизировалась торговля.
Московскийтракт, железная дорога, пароходство дали новый толчок развитию фабрично-заводскойпромышленности в сибирских городах.
.
Список литературы
1. БыконяГ.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII – XIX века). – Изд-воКраснояр. ун-та, 1990. – 304 с.
2. Красноярье:пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. – Красноярск: группакомпаний «Платина», 2005. – 240 с., илл.
3. МешалкинП.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей.Красноярск, 1998. – 150 с.
4. ХроленокС.Ф. Золотопромышленность Восточной Сибири. Иркутск, 1990
5. ИсторияКрасноярского края — www.sibterra.ru/aboutkk/detail.php?ID=1076
6. Красноярск.Страницы истории — www.ikz.ru/siberianway/krasnoyarsk/19.html
Приложение 1
Динамикапромышленного развития Красноярска в пореформенное времяГод Число предприятий Количество занятых рабочих Объем производства, в рублях 1864 20 52 24 000 1876 35 191 140 000 1885 49 333 282 448 1890 27 138 164 420