Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Древние памятники Суздаля

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИЭКОНОМИКИ
г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа
по дисциплине«Археологические памятники»
Тема: "Древниепамятники Суздаля"

Барнаул-2009 г.

Содержание
Введение. 3
1. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. 3
2. Центральный ансамбль Суздальского Кремля. 6
3. Ансамбль Александровского монастыря. 7
4. Ансамбль Васильевского монастыря. 8
5. Ансамбль Покровского монастыря. 9
6. Ансамбль Ризоположенского монастыря. 11
7. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря. 12

Введение
 
«Каждый храм– как шапка Мономаха.
Над рекой– крутой зеленый вал.
С удалью,талантом и размахом
Русскиймастер Суздаль создавал.
Крепостныестены. Колокольни.
Вороньенад башнями кружит.
Шишаки набашнях – точно копья,
Точнокопия лихих дружин».
 
Эти строкипринадлежат перу московского поэта Игоря Кобзева (стихотворение называется«Поездка в Суздаль»). К слову, именно такие впечатления производит прелестноепутешествие по суздальским дубравам. Единожды посетив этот славный город,обыватель не в силах позабыть роскоши городских достопримечательностей.
Суздаль поправу зовется городом-музеем – на территории его расположено немыслимое обилиеразличных музеев, монастырей и заповедников. Стоит ли говорить о баснословнойпрелести культурно-исторических памятников Суздаля?
Музеи икультурно-исторические памятники Суздаля давно привлекают туристов со всехуголков Земли. Ныне здесь на площади 9 кв. км. сохраняется свыше 200 памятниковкультовой и гражданской архитектуры XII–XIX вв. Городскиедостопримечательности относятся к абсолютно разным эпохам, некоторые из нихнеоднократно перестраивались в связи с войнами или разрушениями. В целом жеархитектура Суздаля осталась практически нетронутой – культурно-историческиепамятники города и по сей день сохранили старинный стиль и текстуру.
Суздаль – одиниз красивейших российских городов, который по праву считают «жемчужиной» «Золотогокольца».

1. Музейдеревянного зодчества и крестьянского быта
 
К сожалению,на территории Суздаля сохранилось очень мало памятников деревянной архитектуры.К слову, музей деревянного зодчества – практически единственный в своем родеобъект, сохранивший неповторимое великолепие древнего зодчества. Музей этотизначально задумывался как региональная культурно-историческая достопримечательность.В нем воплощена уходящая в историю строительная культура наших предков. Музейдеревянного зодчества – это своеобразное село с улочками, домами иинтереснейшими постройками.
Преображенскаяцерковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756) – красивая постройка в трияруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанныхпросто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковыхпридела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающиецерковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую надземлей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо.
Второйдеревянный храм в музее – Воскресенская церковь из с. ПотакиноКамешковского района (1776). Такие храмы были весьма распространены воВладимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей,увенчанный небольшой главкой. Церковь построена так называемым «кораблем», или,иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкаеттрапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом.Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькойглавкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Интерьерстарой мельницы
Ветряки 18века стали настоящим украшением Музея деревянного зодчества, вносят особыйромантизм в интерьер музея. Старая мельница, как и многие другие экспонатыМузея деревянного зодчества и крестьянского быта, была привезена ивосстановлена из деревни Мошок Судогодского района. Интерьер старой мельницысоздавался по литературным источникам, живописным полотнам, рассказамстарожилов. Старая мельница и так внешне поражает своим фантастическим видом, аизнутри дух захватывает от кажущейся неправдоподобности происходящего.
Домзажиточного крестьянина
Музейдеревянного зодчества не только рассказывает о крестьянском быте и жизни, также делается некое сравнение жизни зажиточного крестьянства и середняков. О чемнаглядно свидетельствуют интерьеры крестьянских домов. Дом зажиточногокрестьянина сразу виден, тут же бросается в глаза. Дом очень нарядный,двухэтажный, с середины 19 века, очень интересен обилием резных украшений.
Планировкадома вполне традиционная, на первом этаже расположены мастерские, ткацкая,столярная, а на втором – жилые комнаты. Второй этаж состоит из трех частей-избы, сеней и клети. В избе характерная обстановка – встроенные лавки, полати,печь. Но сама обстановка, домашняя утварь свидетельствует о более высокомстатусе по сравнению с домом крестьянина-середняка. Здесь присутствуютнекоторые элементы, которые свидетельствуют о проникновении городского быта вдеревню.
Керосиноваялампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника поставленадеревянная резная кровать – символ достатка и благополучия. На первом этаже – ткацкаямастерская. Здесь трудилась наемные работники.
Домкрестьянина-середняка
Домкрестьянина-середняка разительно отличается от хором зажиточного крестьянина.Здесь все так же хозяйственно, но без излишеств и нарядности. Типичная длякрестьянского дома 19 века планировка – изба, сени, клеть. Изба – основноежилое помещение дома, мебель как правило была встроенная, и рубилась вместе сдомом – лавки, полати, полки.
Большаярусская печь служила главным источником тепла в холод, а так же дляприготовления пищи, сушки зерна, была местом для сна. Перед печью расположен «бабийкут» – место, где хранилась домашняя утварь, где хозяйка готовила пищу. Мужскаялавка – коник – служила хозяину местом, где он чинил обувь, конскую утварь,столярничал.
Вдоль стенстояли широкие лавки, сидя на которых женщины по вечерам занимались рукоделием:вышивали, пряли, вязали. В переднем красном угле стоит стол, над ним – иконы.
Сени,неотапливаемая часть дома, соединяют избу с клетью. В сенях хранили громоздкие хозяйственныевещи, орудия труда, здесь хранилось имущество, запасы, продукты, домашняяутварь. Двор – комплекс хозяйственных построек для сельхоз работ.
В стенахславного города Суздаля функционирует немало превосходных музеев. К слову,помимо музейных экспозиций здесь насчитывается огромное количествокультурно-исторических памятников. К ним относят церкви, храмы, монастыри исоборы. Недаром говорят, что колыбель Золотого кольца Суздаль некогда считалсяглавной христианской столицей Руси!
2. Центральный ансамбль Суздальского Кремля
Вскульптурную композицию Суздальского Кремля также входитБогородице-Рождественский собор (1222–1225 гг., XVI века), Архиерейскиепалаты (XV–XVIII вв.), Колокольня (1635 г.), Ограда с воротами (XVIII в.),Никольская церковь (деревянная) из села Глотова Юрьев-Польского районаВладимирской области (XVII век). Кремль в Суздале – это первоначальное ядро.Вокруг Кремлевских стен разрастался и формировался средневековый Суздаль.Суздальский Кремль расположен в излучине реки Каменки и окружен хорошосохранившимися земляными валами XI–XII веков. На территории его, в мысовойчасти, археологами обнаружено древнейшее поселение, относящееся еще к IX веку.Рождественский собор – уникальный памятник своей эпохи. Собор входит в числоблестящих белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси. Сейчас вархитектурном ансамбле Суздальского Кремля расположены экспозицииВладимиро-суздальского музея-заповедника. Как и много веков назад, свосьмигранной шатровой колокольни Кремля раздается мелодичный перезвончасов-курантов.
3. Ансамбль Александровского монастыря
Стоящий навысоком берегу Каменки Александровский женский монастырь, по преданию,был основан в 1240 г. Александром Невским. По данным XVII в., им жебыла построена первая деревянная церковь монастыря, не сохранившаяся. В XIV в.Монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли.Вероятно, тогда он и стал называться «Большая лавра». От тех времен несохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесьпохоронены две суздальские княгини – Мария (1362) и Агриппина (1393).
В 1650 г.по разрешению суздальского архиепископа Серапиона на территории старогомонастыря были построены новые здания, уничтоженные вскоре пожаром. И в 1695 г.на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь – Вознесенская.Средства на ее сооружение пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать Петра I.
Вознесенскаяцерковь построенас применением характерных для Суздаля приемов своего времени: высокий четверикс двумя ярусами окон и пятиглавием. Окна украшены резными наличниками, которыев первом ярусе сходны с наличниками Петропавловской церкви, а во второмдополнены фигурными колонками, которые чуть позднее станут очень популярны вдекоре суздальских церквей. Фигурные колонки того же стиля украшают и барабаныхрама. Барабаны – высокие и придают храму ощущение устремленности ввысь. Ссеверной стороны к храму пристроен «теплый» придел и паперть, с востока – однабольшая апсида. Перспективный портал и карнизы дополняют декор высоких стен.
Колокольня, стоящая отдельно отхрама, интересна тем, что она – единственная в Суздале шатровая колокольня,стены которой почти лишены украшений. Мощный высокий восьмигранный столпзвонницы поставлен на очень низенький четверик, сбоку которого пристроенадеревянная лестница. Только карниз под самым шатром украшает чистые гладкиестены восьмерика. Шатер с узкими высокими окнами-слухами тоже украшен оченьскромно – арочными проемами и наличниками над слухами.
В настоящеевремя архитектура Александровского монастыря находится в пользовании АО«Суздальреставрация». Здесь проходят региональные совещанияархитекторов-реставраторов «Золотое кольцо».
4. Ансамбль Васильевского монастыря
Васильевскиймужской монастырь возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге,ведущей от суздальского кремля в Кидекшу. Легенда связывает его основание сВладимиром Красное Солнышко и крещением суздальцев как раз на том месте, гдесначала построили дубовую церковь, а теперь стоит монастырь. По болеепроверенным данным, монастырь все же был заложен в XIII веке. Как отдельныймонастырь, он просуществовал до времен Екатерины II, а позднее был лишен своихземельных владений и приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю.
Васильевскийсобор (1662–1669 гг.) построен на месте шатровой деревянной церкви. Двустолпнаяконструкция его, редкая для Суздаля, сходна с Лазаревской церковью, но внешнееубранство собора совершенно иное. Собор был трехглавым (сейчас осталась однаглава), видимо, по образцу древнего трехглавого городского собора. Декор егосуров и аскетичен: небольшие порталы входов и узкие амбразуры окон придают емусходство с старинной крепостью. Немного наряднее трехъярусная колокольня,пристроенная в XIX веке: она украшена резными карнизами и тесно поставленнымипилястрами.
Сретенскаяцерковь (конец XVII в.) – трапезная. Она построена в два яруса, причемапсиды оставлены только на втором этаже, они как бы приподняты кубом первогояруса. Такая композиция характерна для некоторых надвратных церквей этоговремени. Вертикальная ориентация храма подчеркнута и его одноглавием.Восьмискатная крыша построена с использованием тех же приемов, что и церковьАрхиерейских палат в кремле.
В монастыресохранилась ограда (некоторые части ее относятся к XVII веку) с невысокимиСвятыми воротами, остались некоторые служебные помещения, где сейчас живутмонахи.
Монастырьдействует, хотя не вся территория в его стенах принадлежит общине: у самой стенысо стороны Васильевской ул. сохранился двухэтажный дом коммунального хозяйства.
5. Ансамбль Покровского монастыря
Покровскиймонастырьбыл основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем АндреемКонстантиновичем. Собор вошел в историю благодаря аристократическому началу – сXVI века сюда ссылали именитых женщин (дочь Бориса Годунова, первая жена ПетраI – Евдокия Лопухина и др.), Покровский собор был первым каменным зданием XVIвека. В ходе строительства храма суздальские зодчие применяли традиционныеэлементы владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода, включаяисключительное в XVI веке «трехглавие». В 1992 году часть памятников монастырябыла передана религиозной общине Владимиро-Суздальской епархии Русской ПравославнойЦеркви. В современные дни внутри Покровского монастыря сформированмузейно-гостиничный комплекс.
Покровскийсобор (1510–1514) – главное здание монастыря, его композиционный центр. Он былпостроен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к томувремени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточнобольшой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседнимипостройками. Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажнойобходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкимивысокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкимиколонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершаетсялегкой крытой аркадой, с северо-западного и юго-западного углов на галереюведут лестницы.
Ссеверо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515 г. – XVII в.)– интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престоломПроисхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусомзвона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобысоответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочнымярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн – слуховыхотверстий.
Святыеворота с Благовещенской надвратной церковью (1510–1518) – своего рода крепостнаябашня с двумя арками – большой проездной и малой для пешеходов. Мощныйтрехглавый четверик – уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий всебе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается вверхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик,окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами. По композиции онаповторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном июжном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками насветовых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнамиопирается на два яруса килевидных закомар.
Еще одининтересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевскаятрапезная церковь (после 1551 г.). Она была построена на месте старойдеревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провозкамня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большоездание с одной главкой украшено необычным рисунком – в верхней части стены изкрасного кирпича выложены крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техникакладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польскойархитектуры. Основа церкви – большой одностолпный трапезный зал во второмэтаже; с востока к нему примыкает небольшое помещение церкви с прямоугольнойапсидой. В нижнем этаже помещались хлебопекарня и прочие кухонные помещения.
6. Ансамбль Ризоположенского монастыря
 
Монастырь основан в 1207 году.Этот храм сыграл огромную роль в сохранении топографии города – в его воротавходила древнейшая дорога Суздаля, идущая из Кремля через посад по левомуберегу реки Каменки. Уникальны также и двухшатровые ворота Ризоположенскогомонастыря. В 60-е годы XVIII века к девичьему Ризоположенскому монастырю былприсоединен вдовий Троицкий монастырь с двухэтажным Троицким собором. В настоящеевремя Ризоположенский монастырь занят художественно-реставрационным училищем иЦентром детского туризма и краеведения.
Ризположенскийсобор (середина XVI в.) предположительно строился ИваномШигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр, причастному кзаточению в Покровский монастырь жены последнего, Соломонии Сабуровой.Трехглавый собор с тремя апсидами необычен для суздальской архитектуры этоговремени. Бесстолпный четверик был перекрыт крещатым сводом, из-за чего налишенную внутренних опор кровлю пришлось ставить облегченные главы с болеетонкими и высокими, чем это было принято в архитектуре того времени. Ложныезакомары и лопатки на боковых фасадах здания не полностью соответствуют еговнутренней организации и расставлены несколько путано. Стены собора разделеныпилястрами на три части; в центральной части – перспективные порталы. Южныйпортал украшен полуколонками с «дыньками», а северный – белокаменнымивставками.
В 1813 г.в честь победы над Наполеоном в монастыре на средства городских жителейвоздвигается самое высокое строение Суздаля – 72-метровая Преподобенскаяколокольня в стиле классицизм. Ее строительство велось под руководствомсуздальского каменщика Кузьмина и было окончено в 1819 г. Классическая длясвоего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенноуменьшающихся кверху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания – мощныйклассический портал. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены иувезены, видимо, в переплавку, в 1931 г. Сейчас на колокольне – новыеколокола.
ТрапезнаяСретенская церковь была построена из красного кирпича в 1882 г., по-видимому,судя по остаткам декора, в псевдорусском стиле. После революции в нейразместился После революции в ней разместился клуб работников местного ОГПУ, апозднее – кинотеатр, следы работы которого (афишная доска и надписи навыходящем на улицу фасаде) сохранились до сих пор. Сейчас здание требуетреставрации и никак не используется.
7. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря
Монастырь был основан в 1352 году.В XVI веке он превратился в один из самых крупных соборов Суздаля.Спасо-Евфимиев архитектурный ансамбль представляет классический образецмонастырского ансамбля XVI–XVII веков. Спасо-Евфимиев монастырь был полностьюпередан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Позже здесь началиськомплексные ремонто-реставрационные работы. Этот собор считается самым крупныммузейным комплексом Суздаля.
Центральноесооружение монастыря – массивный Спасо-Преображенский собор (XVI–XIX вв.).Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своегосуществования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви СпасаПреображения, которую в 1507–1511 гг. сменила маленькая бесстолпнаякаменная Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение натерритории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадныйчетырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть какпридел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделеныпилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью.По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворысобора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865 г.с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивностисобору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.
Рядом ссобором, с восточной его стороны, находился мавзолей над могилами князейПожарских, где в 1642 г. был похоронен князь Дмитрий Пожарский, геройборьбы с польско-литовскими войсками. Усыпальница была построена в 1885 г.по проекту архитектора Горностаева. В 1933 г. усыпальница была разобрана,часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы ипрочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974 г. на этом местебыла поставлена плоская плита с барельефом Д.М. Пожарского.
Успенскаяцерковь (1525) – уникальный образец русского зодчества XV–XVI веков. Зданиеобъединяет в себе церковь и трапезную палату – хозяйственное строение. Шатроваяцентрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчанашатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела такжеподдерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности ипышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля – полица,добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехомглавкой.
НадвратнаяБлаговещенская церковь (первая половина XVII в.) – массивный,впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въезднойбашней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.

Списокиспользованной литературы
1. Вагнер Б.Б. Золотое кольцоРоссии/Б.Б. Вагнер. – М.: Вече, 1997.
2. Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово.Суздаль/ Н.Н. Воронин. – М.: Искусство, 1983.
3. www.suzdal.org.ru
4. www.z-kolco.ru
5. www.suzdaltravel.ru
6. www.suzdalbest.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ассемблер для платформы Java
Реферат Бизнесплан развития открытого акционерного общества Ресторан Арбат на 2007 год
Реферат Основные типологии характера
Реферат Особенности психической деятельности больного, страдающего депрессией
Реферат Опыт разрешения межличностного конфликта
Реферат Позитивное восприятие мира как свобода выбора
Реферат Літаратура падарожжаў як гістарычная крыніца. Запіскі замежных дыпламатаў і падарожнікаў аб Беларусі
Реферат Анализ деятельности Международного союза электросвязи в сфере телекоммуникаций
Реферат Особливості психології сучасної жінки-керівника
Реферат Основные подходы к анализу и коррекции истероидов
Реферат Основные модели психологической коррекции
Реферат Позитивна "Я-концепція" як умова вашого успіху
Реферат Основные направления в работе психолога
Реферат Пограничные и измененные состояния сознания
Реферат Половое созревание