Реферат на тему:
Город Дербент в X-XII вв.
Экономическое иполитическое возвышение Дербента в X – середине XIII вв., бурноеразвитие ремесла и торговли в средневековом городе, расцвет международнойторговой деятельности в Прикаспии в IX – X вв., общий подъем городской жизни в XI – XIII вв. в странах Закавказья и средневекового Востока –все это способствовало дальнейшему развитию средневекового общества города,углублению процесса его феодализации и дифференциации, укреплению сложившихсяпроизводственных отношений и социально-экономических институтов. Данныеархеологических исследований и анализ письменных источников дают представлениео средневековом обществе Дербента X – XIII вв., его социальной структуре,имущественной дифференциации, классовых противоречий, феодальной иерархии.Социальную основу феодального общества города этой поры составлялиантагонистические классы – сословия, существование которых «является главнойчертой генезиса феодальной формации».
Развитие города в X-ХIII вв. обозначает новый период в историиДербента, и связано с дальнейшим социально – экономическим и политическимразвитием города, крупными сдвигами в его ремесленном производстве и в сфереторговой деятельности. К началу этого периода исторического развития Дербентапроисходят существенные изменения в политической обстановке на всеммусульманском Востоке, в том числе и на Восточном Кавказе, сыгравшиеопределенную роль в процессе формирования средневекового города. С Х в. Дербентперестал быть оплотом халифата в борьбе с кочевниками на северных границах ивышел из его состава, превратившись в крупное феодальное владение СеверногоКавказа. С разгромом Хазарского каганата в значительной мере понизилисьопасность вторжения с севера, что отразилось на военно-политическом положенииДербента и на его роли форпоста «мусульманского мира».
Ослабление халифата имощное движение курдов и дейлемцев в Иране, освободившее всю западную частьстраны, способствовали уменьшению власти Аббасидов в Закавказье. Началопроцессу освобождения Дербента от халифата было положено в правлениеат-Мутавккила (847 – 861 гг.), когда в 851 году Дербент и прилегающие к немуземли были пожалованы халифом в виде феодального владения Мухаммаду б. Халиду,наместнику Азербайджана, Армении и Аррана, основателю ширванской династии Йазидидов.К середине Х века управление в городе окончательно перешло в руки местной династии,и Дербент превратился в независимый эмират, который наряду с Ширваном выступаеткрупнейшим феодальным образованием Восточного Кавказа, своеобразнымгородом-государством, весьма напоминающим по своему положению и устройству, пообразному сравнению В.Ф. Минорского, Новгород Великий.
Политическая историяДербента этого периода характеризуется острыми социальными конфликтами инаполнена эпизодами борьбы за власть между городской знатью – раисами ифеодальными правителями – эмирами. В этой борьбе активное участие принималиправители Ширвана и феодальных владений Дагестана, а нередко отряды русоввыступавшие во всех известных случаях на стороне дербентских эмиров и даже находившиесяу них на службе в качестве телохранителей.
Анализ письменныхисточников, и в первую очередь столь важного как «Тарих Баб ал-абваб»,свидетельствует, что в конце Х – ХIII вв.,несмотря на прилагаемые ширваншахами усилия, Дербент и зависимые от него земли,включая Шабиран, не входили в состав Ширвана и не подчинялись ширваншахам. Ихотя правителям Ширвана порой удавалась на короткой время сажать на дербентскийпрестол своих ставленников, эти события не являлись следствием политическойслабости Дербентского эмирата, а отражали сложные процессы социального развитияего феодального общества и острые классовые противоречия в нем. Сепаратистскиетенденции дербентской феодальной знати, стремившейся с помощью правителейШирвана ограничить власть дербентских эмиров, хотя и приводила ширваншаховиногда на дербентский трон, но не давали им реальной власти над городом.
В X – начале XIII вв. положение правителя Дербента изменилось, эмирстал «первым среди равных». За ним уже не стоял весь могущественный аппарат халифатаи авторитет самого халифа, а главное, не было тех крупных военных сил,составлявших основу политического могущества арабского наместника и главныйоплот его власти. Дербентские эмиры не имели финансовых возможностей постоянносодержать крупные военные отряды и опирались в основном на своихтелохранителей-гуламов, определенное количество вассально зависимых от нихфеодалов, а иногда и на дружины наемников. В то же время, в отличие от многихдругих феодальных правителей Кавказа, им пришлось столкнуться с очень сильной вполитическом и военном отношении группировкой городской знати, опиравшейся насвое экономическое могущество, традиционные феодальные привилегии и развитыевоенные организации, характерные для социальной структуры этого крупнейшегопограничного города.
Этот период в историиДербента характеризовался резким обострением сословных и классовых противоречийвнутри дербентского феодального общества, нашедших отражение в ожесточеннойборьбе между крупными политическими группировками и в выступлениях городскихнизов. Наибольшего накала эта борьба достигла в конце Х-ХI вв., когда раисам – крупнымпредставителям городской знати, ярым сторонникам ослабления верховной власти ивыразителям центробежных тенденций – удавалось неоднократно изгонять из городаэмиров, олицетворявших в дербентском обществе тенденции государственнойцентрализации и феодального абсолютизма. Так, эмир Ахмад б.Абд ал-Малик(939–979 гг.) трижды изгонялся Раисами из Дербента, а его сын, эмир Маймунб.Ахмад б.Абд ал-Малик (976–997 гг.), за 21 год своего правления дваждыизгонялся Раисами из города и даже был заключен ими в «правительственноездание» как пленник.
Интересы дербентскихэмиров в Х – ХIII в. Более тесно, чем ранее,переплетались с общедагестанскими, и это крупнейшее феодальное владение игралозначительную роль в историческом развитии Дагестана. Связанные династическимибраками и общими династическими интересами, дербентские эмиры опирались в своейборьбе с ширваншахами и другими противниками на поддержку крупных феодальныхправителей Дагестана (Серир, Табасаран, Хайдак, Карах, Шандан). В 968-969 гг.войска эмира Ахмада совместно с жителями Маската разбили отряды СаллараИбрахима б. Марзубан ад-Делайми, вступившего в Ширван и пытавшегося покоритьДербент. В том же году дербентский «эмир с сарирцами напал на владенияШирваншаха и разграбил их».
Нередко правителифеодальных владений Дагестана оказывали помощь дербентским эмирам и в борьбе свнутренними врагами, а властители Дербента, в свою очередь, постоянновмешивались в дела Серира, Караха, Табасарана, Шандана, Хайдака, «11 июля 1055года, благодаря посредничеству владетеля Серира дербентцы в пограничную область(т.е. в Дербентский эмират.) эмира Мансура б. Абд ал-Малика», а «в 1064 г. Эмиробратился к соседям за помощью против раисов и много хайдаков и прочих оказалиему содействие» находясь на границе мусульманского мира, дербентские эмирывынуждены были балансировать между исламскими и немусульманскими феодальнымивладениями Кавказа путем активных военных действий и политических союзов то саланами и руссами, то с феодальными правителями Дагестана, сохраняя своюнезависимость и влияние в регионе. И надо сказать, что Дербенту удавалосьдовольно удачно сохранять свои позиции одного из крупных феодальных государствКавказа, играющего активную роль в его истории и оказавшего значительноевлияние на социально-экономическое и культурно-политическое развитие этихобластей.
В середине ХI в. внутренние противоречия иполитическая борьба в Дербенте достигли особого накала. В 1043 г. Раисыпровозгласили эмиром четырехлетнего Мансура б. Абд ал-Малика, но «на делеправителем от его имени был Раис Абу-л-Фаварис Абд ас-Салам б. Музаффар б.Аглаб». После смерти последнего в 1054 г. Эмир попытался взять власть в своируки, но потерпел поражение и скрылся из города.
В 1064 г. Эмиру удалосьодержать крупную победу над раисами, отколов от них народ Дербента, но позднее,нарушив клятву. Раисы убили эмира и жестоко покарали жителей города. Отсутствиетвердой власти и сепаратисткая политика раисов самым неблагоприятным образомотразилась на экономическом и политическом положении Дербента. В 1064 г. «аланызахватили много исламских земель (принадлежавших Дербенту)», а в 1065 году эмирМансур вынужден был выступить против напавших на Маскут курдов, «чтобы пресечьих беззакония и злоумышления», но был убит раисами. «В ал-Бабе положение сталонеустойчивым: то правил в нем Ширваншах и его представители, то власть в немзахватывали раисы».
Ослабленный сословнымипротиворечиями и междоусобной борьбой, Дербент не смог оказать сопротивлениясельджукским войскам и в 1068 г., «когда сельджукский султан Алп-Арслан занялАзербайджан, он послал своего хаджиба Сау-Тегина с отрядом регулярных войск вал-Баб», город был захвачен тюрками. Однако сельджуки не смогли в этот периодустановить здесь свой твердый контроль «и Сау-Тегин назначил Аглаба б. Алисвоим заместителемв ал-Бабе, а сам вернулся домой к султану», после чего вгороде опять начались междоусобные беспорядки. Этим воспользовался ширваншах,который захватил Дербент и увез с собой в цепях большинство раисов, оставивправителем города своего сына.
В 1068 – 1069 г.разгорелась борьба за обладание Дербентом между правителями Ширвана и Аррана игород неоднократно переходил из рук в руки, что самым пагубным образом сказалосьна его развитии. Автор «Тарих ал-Абваб» сообщает, что «от этой борьбы большаячасть округи ал-Баба оказалась разрушенной».в 1069 г. сельджуки сделали вторуюпопытку установить свой контроль в Дербенте и военачальник султана алп-АрсланаЙагама «отнял у ширванцев и город, и цитадель», но в 1070 г. после его ухода«народ ал-Баба снова призвал эмира Абд ал-Малика». В 1071 г. жители сноваизгнали эмира и сдали город ширваншаху.
В 1075 г. султанпожаловал Дербент Сау-Тегину и город попал под власть сельджуков, а правлениеместной династии Хашимидов было прервано на довольно длительное время. Однакоуже в первой половине XII в.Испанский араб Абу-Хамид ал-Андалуси ал-Гарнати, посетивший Дербент между1130-11250 гг., называет правителем города местного независимого эмира Сайфад-Дина Мухаммада б. Халифа ас-Сулами, низба которого позволяет предполагать чтоон принадлежал к известной арабской династии Хашимидов Суллами, связанных сарабским племенем Сулайм.
Еще более на независимоеположение Дербента в этот период указывает сообщение Ибн ал-Азрака,находившегося на службе у грузинского царя Дмитрия и посетившего вместе с ним в1154 г. Дербент.
В этот период Дербентомправил местный эмир Абу-л-Муззафар, который был женат на дочери царя Дмитрия.Столь близкий родственный союз правителей Дербента и христианской Грузии,авторитет которой на Кавказе в этот период сильно возрос, был бы невозможен безвесьма прочного и независимого положения дербентских эмиров в данном регионе,на что недвусмысленно указывал Ибн ал-Азрак. О высоком месте эмиров города вфеодальной иерархии правителей Кавказа свидетельствует и одна из од известногоширванского поэта Хакани, посвященная Сейф ад-Дину Арслану Музаффар-и Мухаммадудара-йи Дербенди (т.е. обладателю Дербента), но с поэтическим намеком навеликого ахеменидского царя Дария, которого поэт называет «сардаром», «шахом»,«шахиншахом», арабом «по природе и рождению», указывая на происхождение эмираот местной ветви пода Сулайм. Еще в одной касыде Хакани прямо намекает навражду дербентских эмиров и ширваншахов и на независимость первых. Поэт пишет,что «имея обиду на Ширван, он обратил свой взор на пограничную область (сагр)Счастья».
Об усилении Дербента в XII в. может свидетельствовать и таподдержка, которую, по сведениям источников, грузинские цари оказывали Ширванудля отражения натиска дербентских эмиров. Наиболее крупное вторжение в Ширванпроизошло при эмире Бек-Барсе в 1173 или 1175 г., когда среди дербентских войскбыли русы, аланы, хазары, потерпевшие тогда поражение в районе Баку. Вотражении этого нападения дербентцев в составе грузинского войска участвовалбудущий византийский император Андроник, гостивший у грузинского царя.
Независимость феодальныхправителей Дербента в XII – XIII вв. подтверждается обширнымнумизматическим материалом, анализ которого был проведен Е.А. Пахомовым.Многочисленные монеты с именами местных правителей, сопровождаемые лишь именамихалифов, власть которых давно уже не распространялась на Дербент (феодальныеправители мусульманского Востока признавали в этот период только духовнуювласть халифов) и была лишь данью мусульманской традиции, свидетельствуют ополной самостоятельности эмиров Дербента и продолжении существования здесьнезависимой местной династии. Наиболее часто встречаются монеты эмира ал-Маликал-адил Музаффар б. Мухаммад б.Халифа, относящиеся к 1160 – 1164 гг. Этотправитель, упоминаемый у Ибн ал-Азрака как Абу-л-Музаффар, являлся, вероятно,сыном эмира, правившего в Дербенте в период посещения города ал-Гарнати. Вбольшом колтчестве встречаются также монеты Бек-Барса б. Музаффара и Абдал-Малик б. Бек-Барса с именами халифов Мустади (1170 – 1180 гг.) и Насира(1180 – 1225 гг.).
Появление на монетахдербентских правителей второй половины ХII – первой половины XIII в. тюркских имен отражало, видимо, не только процесс тюркизации имен подвлиянием сюзеренов, как справедливо отмечал В.Ф. Минорский, но и общий процесстюркизации населения города. Дербенту, находившемуся на границе оседлогомусульманского и тюркского кочевого миров, постоянно приходилось балансироватьмежду мусульманскими феодальными правителями и мощными объединениями тюрков.После разгрома Хазарского каганата население города стало значительнопополняться за счет тюркского элемента, и тюркский язык, по сообщениюисточников, получил широкое распространение в Дербенте, наряду с арабским идагестанскими языками.
Дербентские эмиры,подобно другим правителям средневекового Востока и Кавказа, широко привлекали кучастию в походах тюркские отряды, которые совместно с руссами и аланами сталиих главной военной силой. Вероятно, в значительной мере их поддержке был обязанДербент своим независимым положением в регионе.
В XII – начале XIII в. в связи с усилением Грузии, ее влияние наВосточном Кавказе сильно возросло, и грузинские цари стремились укрепитьполитические и экономические связи с Дербентом.
Поражение объединенныхотрядов дербентцев, руссов, хазар, находившихся, вероятно на службе у эмировДербента, от грузинско-ширванского войска под Баку в 1173 или 1175 г. неоказало существенного влияния на положение Дербента в регионе, хотя нанекоторое время его правители и потеряли город Шабиран.
В 1186 г. ширваншахАхситан I был разбит атабеком Кызыл-Арсланом иШирван попал в зависимость от иранских сельджукских султанов, что нашло отражениена монетах этого периода, где вместе с Ахситаном упомянуты имена султановАрслан-шаха (1161 – 1176 гг.) и Тогрулла III (1176 – 1194 гг.). Саудя по всему, Дербент сохранил вэто время свою независимость и поэтому имена сельджукских султанов неупоминаются на монетах местного чекана, нет таких данных и в нарративныхисточниках.
В период от конца XII – до начала XIII в. о Дербенте мало что известно. В 1217г., послеразгрома хорезмшахом Ала ад-Дином Мухаммадом (1200 – 1220гг.) атабекаАзербайджана Узбека, Ширван признал свою вассальную зависимость первого «сминбаров городов Ширвана до самого Дербента в честь султана провозгласилхутбу».
Признал ли эмир Дербентасебя вассалом хорезмшаха, сказать трудно, но исходя из того, что ширваншахпоспешил изъявить покорность с целью предотвращения вторжения в Ширван, можно предполагать,что при отсутствии непосредственной угрозы городу со стороны Ала ад-Дина егоправитель мог и не спешить с признанием своего вассалитета.
Монголы, вторгшиеся вЗакавказье в 1220-1221 гг. застали Дербент сильно укрепленным и независимымгородом. Сюбегетей-багатур и Джэбэнойан, даже не сделав попытки овладетьДербентом, обошли его укрепления по горам. Источники в связи с этим сообщают,что сначала монголы обратились к правителю Дербента, который был названширваншахом, с просьбой о мире, но потом захватили высланное посольство, «убилиодного из них, а оставшихся под страхом смерти заставили показать проходы черезгоры на север».
После ухода монголов кДербенту прибыло большое количество разгромленных ими кыпчаков, которые умоляливладетеля города Рашида дать им убежище, обещая ему за это верную службу: «Мытвои мамлюки и для тебя мы завоюем области и ты – наш султан». Однако послетого как Рашид отказал им в убежище, кыпчаки хитростью захватили город, а Рашидбыл вынужден бежать в Ширван. Вскоре кыпчаки были разгромлены объединеннымигрузинско-ширванскими и дагестанскими войсками и почти полностью уничтожены илипопали в плен, и «…кыпчакский мамлюк продавался в Дербенте Ширвана по (самой)низкой цене».
Хотя Ибн ал-Асир назвалздесь город «Дербентом Ширвана», этот факт вряд ли являеться свидетельством егозависимого положения. Наоборот, сам Ибн ал-Асир именует правителя городаширваншахом, носившим, причем, нетрадиционное для этой династии (обычноширваншахи носили иранские имена) арабское имя Рашид. Можно предположить, что вданное время Ширван или признал свою зависимость от Дербента, или данный Рашидсамовольно присвоил себе титул ширваншаха. Однако сообщения еще одногоавторитетного автора и современника описываемых событий Йакута (1179-1229),который ставил Дербент выше столицы Ширвана Шемахи, названной его округом,позволяет думать, что ширваншахом правитель города был назван не случайно. Надопризнать историческим фактом то, что владетель Ширвана в этот период находилсяна более низкой ступени иерархии, чем правитель Дербента.
Несколькими годамипозднее (около 1227 г.) Дербентом управлял несовершеннолетний эмир, возможно,сын Рашида, но фактическая власть принадлежала его опекуну атабеку ал-Асаду,который пользовался особым покровительством последнего хорезмшаха Джалалад-Дина. Понимая стратегическое значение Дербента, Джалал ад-Дин всяческиподдерживал ал-Асада и передал ему, в качестве своеобразной оплаты за охранупрохода значительные земли в Ширване. Позднее ал-Асад был схвачен людьмихорезмшаха, но сумел спастись и успешно отстаивал Дербент, сохранявшийнезависимость и в этот период.
Во время второгонашествия монголов на Кавказ им удалось захватить Дербент в 1239 г. Сейчаснеясно, на каких условиях город был сдан монголам, но Дербенту удалось избежатьсудьбы многих крупных средневековых городов Закавказья. При археологическихраскопках в культурных слоях города первой половины XIII в. Не отмечено следов катастрофического разрушения имассового истребления жителей. Вероятно, учитывая особую стратегическуюзависимость Дербента и грандиозную мощь его стен, монголы посчитали болеевыгодным покорить этот город на каких то почетных условиях. Это подтверждает иРубрук, побывавший в Дербенте 17-18 ноября 1254 г., который сообщает, чтомонголы разрушили лишь верхние части башен и зубцы стен.
Однако именно смонгольским нашествием связанно начало упадка города, от которого Дербент ужене смог оправиться. Монголы подорвали экономику и торговлю города, нарушилитрадиционные пути и связи его с восточными, закавказскими и внутридагестанскимирынками, нанесли тяжелый урон сельскому хозяйству. Особенно тяжелы были дляДербента последствия ожесточенной борьбы между ханами Золотой Орды имонгольскими государями Ирана, претендовавший на этот важныйвоенно-политический и торговый центр.
После монгольскихзавоеваний Дербент, несмотря на отдельные периоды подъема и расцвета, не смог,хотя и остался самым значительным городом Дагестана, достичь своего былогомогущества и прежнего социально-экономического развития.
Библиография
1. Бартольд В.В. Место прикаспийскихобластей в истории мусульманского мира. М., 1963.
2. Буниятов З.М. Государство атабековАзербайджана. Баку, 1978.
3. Кудрявцев А.А. Феодальный Дербент.М., 1993.
4. Кудрявцев А.А. Великий город наКаспии. Дербент в эпоху феодализма. Махачкала, 1982.
5. Кудрявцев А.А. Мусульманский городДагестана. Махачкала, 1994.
6. Минорский В.Ф. История Ширвана иДербента. М., 1963.
7. Новосельцев А.П. Генезис феодализмав странах Закавказья. М., 1980.