Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Архитектурно-градостроительный памятник А.П. Зенкова Свято-Вознесенский собор города Алматы и его использование в туристско-экскурсионном потенциале

СПбГУП
Архитектурно-градостроительный памятникА.П. Зенкова Свято-Вознесенский собор города Алматы и его использование в туристско-экскурсионномпотенциале
Терновцев Виталий
Алматы

 
Содержание
Введение
1. А.П.Зенков в истории города Алматы
2. Историястроительства Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы
3. Современнаяпанорама Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы
Заключение
Список литературы
Приложение
 

 
Введение
Актуальность темы исследования.Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы – великая православная святыняСемиречья. Блаженной памяти благочестивые предки наши, горя любовью к Богу и этомупрекрасному краю, воздвигли не столько самый большой по размерам кафедральный православныйхрам, сколько через архитектуру воспели дивную песнь хвалы Создателю всяческих итому дивному в своей богозданной красоте месту на Земле, которое даровано Богомдля обитания им их потомкам. Практически ровесник 20 века, Собор явился не толькосвидетелем, но и участником многоскорбной и во многом ужасной истории этого кровавогостолетия. В нем, как в фокусе, отражены пути свидетельства Святого Православия вСемиречии за истекшие десятилетия. Свято-Вознесенский кафедральный собор городаАлматы – это выдающееся произведение зодчества. Выделяясь отточенной гармонией архитектурныхформ и пропорций в ряду памятников архитектуры Центральной Азии, он представляетсобой яркий пример достижений строительного искусства своей эпохи. Построенный вначале 20 века с использованием самых современных на тот момент технологий, с учетомопыта землетрясений в Семиречье, он стал символом сейсмостойкого строительства,начало развития, которого в регионе связано именно с этим зданием. Строительствособора, начавшееся на заре образования города Верного – Алматы в середине 19 векаи завершенное вначале 20, представляло собой грандиозное событие, стройку, в которой,так или иначе, принимало участие большинство населения. И поэтому его летопись занимаетвнушительную часть в истории города и региона в целом.
Цель данной работы: рассмотретьи изучить особенности архитектурно – градостроительного памятника Свято-Вознесенскогокафедрального собора города Алматы и его использование в туристско-экскурсионномпотенциале.
Для реализации цели выдвинутряд задач:
— определить существеннуюроль Андрея Павловича Зенкова в истории и в жизни города Алматы;
— рассмотреть самые значимыеэтапы истории строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы;
— выявить современную значимостьСвято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы.
Объект исследования: Свято-Вознесенскийкафедральный собор города Алматы.
Предмет исследования: Свято-Вознесенскийкафедральный собор города Алматы, как архитектурно-градостроительный памятник А.П.Зенкова в истории и в жизни города Алматы.
Методы исследования: теоретические — анализ источников литературыи Интернет-сайтов по проблеме исследования.
Степень разработкиданной темы. При работе над данным исследование были изучены работы ученых и специалистовв области архитектурно-градостроительного памятника Свято-Вознесенского кафедральногособора города Алматы Т.Н. Турекулов, Н.В. Турекулова «История тысячелетия», гдепредоставлен весьма обширный материал о соборе и его деталях, характерна простотаизложения, также это ряд авторов об истории Алматы, была просмотрена энциклопедияАуэзова Е.К. и Кунаевой Г.С., изучены основы туристско-краеведческой работы, авторамикоторого являются Вуколов В.Н., М.К. Назарчук, были также просмотрены официальныеИнтернет-сайты Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы.
Структура даннойработы обусловлена поставленными исследовательскими задачами, отражает сущностьрассматриваемой проблемы и ход исследования. Контрольная работа состоит из введения,трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
зенков кафедральныйсобор туристский экскурсионный

1.  Андрей Павлович Зенков в истории городаАлматы
История Верного,этапы его строительства неразрывно связаны с династией Зенковых. Павел МатвеевичЗенков – выходец из Тобольской губернии, прибыл в Верный вместе с семьей в 1867году. Имея опыт строительной деятельности, «вольный архитектор», Зенков по рекомендацииН. Криштановского был привлечен к строительным работам. По заданию Г. Колпаковскогозанимается составлением проектов и смет на строительство церквей, оранжереи и теплицы,кузниц и т. д.; совместно с Н. Криштановским разрабатывает генеральный план развитияВерного; принимает активное участие в проектах планировки садово-парковых объектов.В 1877 году П.М. Зенков избирается первым городским головой Верненской Думы. Егосын Андрей Павлович Зенков – «первостроитель» Верного, выпускник Санкт-ПетербургскойНиколаевской инженерной академии, получил назначение в 1898 году в г. Верный надолжность заведующего чертежной мастерской инженерной дистанции. С 1900 года – начальникСтроительного отделения Семиреченского областного правления. С приездом А.П. Зенковав Жетысу началась новая строительная эпоха в городе – был внедрен прогрессивныйматериал – армированный бетон, невероятно расширивший возможности строительства.Теперь требования сейсмостойкости не вступали в конфликт с художественным началомпри проектировки зданий[1].
Украшением однойиз самых оживленных улиц Верного стало здание магазина купца И. Габдулвалиева, построенноев 1911 году. Проект этого дома был разработан А. Зенковым. Здание представляет собойпрямоугольный объем, вытянутый вдоль Торговой улицы. Силуэт здания оживляют выступающиещипцы кровли с башенками. Лаконичность фасада двухэтажного здания, разбитого повертикали пилястрами, подчеркнута невероятной красоты куполами с люкарнами – своеобразнойприметой эпохи, отражающей синтез модерна и эклектики, и небольшими башенками, установленнымипо периметру развитого карниза.
Возле военноголагеря, при входе в ущелье р. Малая Алматинка, А.П. Зенковым в 1903 году была построенадача военного губернатора Г. Колпаковского. Она представляла собой бревенчатый домикплощадью 78 кв. м, с мезонином, подвальным этажом, погребом и верандой. При дачебыл устроен зоопарк. Здесь содержались звери, отловленные на пространствах от Памирадо Алтая: маралы, дикие козы, кашгарские бараны, снежные барсы, тигры, тибетскаялошадь[2].
До наших днейсохранился памятник деревянного зодчества, построенный Зенковым на рубеже веков.Дом принадлежал ученому-лесоводу Э. Бауму. Здание представляет собой крестовый вплане деревянный сруб с подклетью и мезонином, с анфиладным расположением помещений.Архитектурные детали, декорированные резьбой, придают зданию праздничный вид.
Венцом творчестваА.П. Зенкова стал, бесспорно, Туркестанский кафедральный собор (1904–1907 гг.).Собор «висел над всем городом. Высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный,с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыши, с колокольней, лестницей – сцелой системой лестниц, переходов и галерей». Строительство собора было начато в1903 году, закончено — в 1906. Освящение собора состоялось 30 июля 1907 года. Основноеубранство было доставлено из Москвы и Киева. Иконостас и алтарь расписывались местнымумельцем Усыревым и художником Хлудовым. Биограф А.П. Зенкова В. Бирюков писал,что ему удалось выдвинуть «новую идею конструктивного решения сейсмостойких зданий,идею жестко-упругой «корзинки», с сильно пониженным центром тяжести, с кольцевойподземной галереей, предохраняющей здание при землетрясении от действия верхних,наиболее активных слоев земли». Во время сильного землетрясения 1911 года, когдаоколо двух тысяч зданий в той или иной мере пострадало, собор — самое высокое тогдаздание города, остался невредим[3]. (Приложение1)
Последовавшиеза мирными 1910-ми годами социальные потрясения в жизни Зенкова-строителя ничегоне изменили. В 1920-е он занимается восстановлением разрушенного гражданской войнойгородского хозяйства — переоборудованием жилого фонда под хлебопекарни, противоэпидемическиепункты, госпитали, детские учреждения.
В 1925-27 годахА.П. Зенков работал в Киргизии на строительстве ее столицы — города Фрунзе (нынеБишкек). Наиболее значительная его работа там — Дом правительства (1926).
В марте 1927 годаДжетысуйский исполком отзывает Зенкова обратно в Алма-Ату. В письме, полученномим, говорилось: «Предстоящий переход столицы Казахстана и постройка Семиреченскойдороги потребуют работы опытных и знающих местные условия инженерных сил. Зная Вашудолголетнюю и многополезную работу для Джетысу в целом, и для Алма-Аты в частности,Губплан надеется, что Вы не откажетесь вновь работать в родном для Вас крае…»[4].Зенков ответил согласием и последующие годы работал начальником Управления строительногоконтроля города Алма-Аты. В этом качестве он принимал участие в создании первогоплана жилищного и гражданского строительства города, разрабатывавшийся в связи спереносом столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату.
В 1936 г. А.П.Зенкова не стало. На его скромной могильной плите, поставленной только в наши дни,следовало бы выбить слова, сказанные им: «Я не боюсь за наш город. Я верю,что недалеко-то время, когда наш город украсится солидными и другим долговечнымистроениями».
Многое могут поведатьличные вещи архитектора. На пример потускневший от времени значок-медальон Николаевскойинженерной Академии, которую он закончил с отличием ставший путевкой в жизнь, медальонсо знаками военного инженера — двумя топориками и якорем на щите, определил егодальнейшую судьбу. С волнением открываем коробки с акварельными красками и карандашами,которых касалась рука первого архитектора нашего города. Сколько бессонных ночейи полных труда дней провел с кистью в руках талантливый зодчий. И краски оживали,воплощая в жизнь его мечты. Здесь в фондах хранятся рулетка, транспортир, кронциркуль А.П. Зенкова.С этими вещами архитектор не расставался всю жизнь. Ведь они были его рабочими инструментами.Свидетелем многих событий их далеких дней был и фонарь «летучая мышь»,принадлежавший инженеру А.П. Зенкову.
Также имеется брелок-книжка на цепочке. На нем надпись: «Семиреченскаяинженерная дистанция. На память А.П. Зенкову». И дата 1898-1900. Все эти ценныереликвии вызывали и вызывают неподдельный интерес у горожан и гостей нашего города.Ведь они хранят тепло рук замечательного зодчего.
Огромная заслугаЗенкова в том, что он разработал принципы антисейсмичного строительства. Впоследствииего опыт при строительстве собора послужил основой научных методов строительствасейсмостойких зданий Алматы.
2.  История строительства кафедрального соборагорода Алматы
История строительстваВознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы 19 века. Временноевоенное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855 г., а уже 1867 городок у подножья Заилийских гор становитсяобластным центром Туркестанского края. Его быстро растущий организм успел ощутитьпотребность в соборном городском храме, но строительство, начавшееся в 1868 г.,с самого начала было обречено на превращение в долгострой: не полная документация,постоянные смены ответственных производителей.
Верный быстроприобретал все большее политическое значение в Туркестанском крае. Уже в 1872 сюдаперемещается центр епархии из Ташкента вместе с кафедрой епископа, которая былавременно установлена в станичной новой церкви, в честь этого события переименованнойв Софийский кафедральный собор[5]. Это событиепослужило толчком тому, что вопрос о строительстве городского храма перерос в вопросо строительстве кафедрального собора. В том же году принимается решение о строительственового здания кафедрального собора вместимостью 1500 человек. Однако прошло ещеоколо десятка лет, пока в 1882 году были сделаны первые проектные предложения. Небольшойконкурс идей архитекторов П. Гурдэ и Г. Серебренникова, организованный Комитетомпо строительству совместно с епархиальным управлением, был решен в пользу предложенияСеребренникова. Его проект единодушно признается «более подходящим как по размерам,так и по изяществу и стилю для Кафедрального собора». Но затянувшееся открытие финансирования,смерть архитектора и разрушительное землетрясение в 1887 году внесли изменения вэти планы. Землетрясением была уничтожена большая часть построек Верного. Оно сталосерьезным предостережением строителям молодого города.
После 1887 годаВерный начинает заново строиться. Пока «суд да дело» дл кафедрального собора Туркестанскойепархии возводится временное здание на территории Губернаторского сада – сегодняшнего28 Панфиловцев, так как церковь в Большеалматинской станице, где он размещался доземлетрясения, была целиком разрушена.
Несмотря на постоянныеходатайства сменяющихся епископов Туркестанской епархии перед самыми высокими инстанциями,только 1899г., наконец, Строительному комитету и Епархии был предоставлен на утверждениеновый проект здания собора, разработанный архитектором К.А. Борисоглебским. В 1900г. Строительным отделением Семиреченского областного правления при его рассмотрениибыло отмечено, что «Величественный и поместительный Собор должен быть в нашем городеВерном как для поддержания престижа русского имени и православной веры с ея представителемв мусульманском крае[6]».
С этого моментачертежи вместе с пояснительной запиской и сметой отправились в длинное путешествиепо различным инстанциям Верного, Ташкента, Санкт-Петербурга, взывая бури сомненийи предложений. В итоге в 1903 г. в Санкт-Петербург Святейший Синод доработанныйпроект Борисоглебского и новую смету, составленную инженером А.П. Зенковым.
Комитет по строительствунового собора формируется уже в начале 1904 г., и, наконец, его возведение начинается.Ответственным за производство всех строительных работ был назначен А.П. Зенков,исполнявший в то время обязанности областного инженера.
Многое здесь осуществленовпервые в строительной практике Семиречья. Это применение железобетонных конструкций,антисептиков, приточно-вытяжных систем вентиляций и специальных каналов. Благодаряинициативе производителя работ Зенкова, при устройстве фундаментов было решено кирпичныйцоколь заменить армированным бетонным, что создало надежную основу сооружению. Онже настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен была укреплена по углами в простенках: срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами.Нагели в стенах устанавливались чаще обычного, а ствол колокольни и барабаны куполовв прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабанаскреплен стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихсябалок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропилаукреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошногодощатого настила.
Завершилось строительствов августе 1907 года. По желанию жителей города собор был посвящен «Вознесению Господа».Разрушительное землетрясение в 1911 году, стало серьезным испытанием для новогохрама. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный уголколокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор при грандиозной высотесвоей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, каквершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом.
Вслед за этимиспытанием последовал ряд ремонтных и отделочных работ на соборе. С наибольшим размахомони проводились перед празднованием 300-летия Дома Романовых в 1913 г. Как показаланализ архивных фотографий и результатов обследования самого здания, по этому случаюв отделке собора преобладали цвета российского флага. Так, металлическое кровельноепокрытие «в шашку» на центральном куполе было перекрашено в белый, синий, красныйцвета, а на карнизах фасадов «российский флаг» можно было встретить до последнейреставрации.
Многое изменилосьв Верном после 1917 года. То, что еще вчера вызывало чувство гордости в сердцахего горожан, стало символом «темноты и невежества». В 1929 году были сброшены колоколасо звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный посвоей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковнаяутварь, иконы и библиотека. В 30-х годах городские власти размещают здесь радиостанцию,затем Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкцииздания[7].
Смена функцийздания закономерно повлекла изменение и пространственной среды вокруг него: засаживалисьаллеи, благодаря которым оно и когда-то просматривалось с отдаленных точек города,и по которым далеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылосьпод зеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени, маскируя функциональноеназначение здания; спокойные охристые тона фасадов и интерьеров сменились на революционно-розовые.Ничто, кроме двух каменных надгробий, не напоминает, о том, что западная часть городскогопарка когда-то была кладбищем. А когда в 1995 году собор перешел в пользование церкви,уже стерлось в памяти даже его точное название.
С «Перестройкой»в 90-х года в России пошел процесс передачи храмов-памятников в пользование церкви,на уровне правительства стал подниматься вопрос о реставрации этого здания с восстановлениемего первоначального вида и функций. В 1994 году государством было решено создатьздесь действующий собор-музей, и были выделены средства на начальный этап работдля подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. А 18 апреля1995 года здание официально было полностью передано в бессрочное пользование Алматинско-Семипалатинскойепархии решением Президента Республики Нурсултана Назарбаева.
Восстановлениекафедрального собора начало проводиться с богослужениями. К его освящению Святейшимпатриархом Всея Руси Алексием II, намеченномулетом 1995 г., были восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятияпо водоотводу, обеспечению пожарной безопасности, восстановлению нормальной вентиляциии организации эвакуационных путей. На звонницу были подняты новые колокола, отлитыек тому времени в Москве на средства, собранные алмаатинцами.
3. Современная панорама Свято-Вознесенскогособора города Алматы
Всякий город запечатлевается в памятив первую очередь зрительными образами, которые претерпевают сложные превращенияв глубинах нашей души. Картины современного Алматы остаются в памяти со сверкающимижемчужными горнами вершинами и радужными городскими фонтанами, разноликой и шумнойтолпой городских базаров, монументом на новой площади – венцом творения и символомконца советской эпохи. И, конечно же, со странным собором в парке 28 Панфиловцев,жизнеутверждающее великолепие которого не может покорить сердце любого, кто виделего однажды.
Сегодня полностью восстановлено функционированиесобора в соответствии с канонами церкви. Но еще ждет своей очереди трехъярусныйиконостас, будут реставрироваться цементные полы с редким узором из метлахских плиток;продолжается декоративная отделка интерьеров, ведутся мероприятия по укреплениюколокольни. Архивные документы и материалы обследования здания дают возможностьдля более точной реставрации фасадов. И хотя пока остается открытым вопрос об организациипространства охраной зоны памятника, реставрации бывшего церковного домика, реставрациясобора продолжается.
Но, несмотря на все это, на сегодняшнийдень Свято-Вознесенский собор представляет собой одно из исторических мест городаАлматы, которое посещается не только многочисленными православными паломниками итуристами из разных стран, но и также представителями других вероисповеданий. Ежедневноздесь совершаются богослужения с многочисленными прихожанами, красивым церковнымипением, колокольным звоном и поучительной проповедью. Проводятся специальные экскурсии,сопровождением одного из священника.
Свято-Вознесенский кафедральный собор– это место молитв и уединений. Многие жители и гости города идут в этот собор счувством и благоговения. В этом здании оживают славныестраницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами.Это памятник былого, нитей, связывающих нас с родной землей и предшествующими поколениями.
Собор великолепен и огромен.Под его сводами масса южного солнца, света и тепла, оно льется из окон в куполена каменные плиты пола, в ясный, солнечный день белый купол кажется летящим ввысь.Внутри собор превосходно украшен. В Киеве были заказаны иконы больших размеров –почти метр в ширину и полтора метра в высоту. Они были написаны яркими праздничнымикрасками на золотом чеканном фоне. Изображение над Царскими вратами представлялокопию с «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Иконостасную стену для собора выполнилпо рисункам Зенкова житель г. Верного Усырёв. Она была сделана из ели и тополя,выкрашена белой краской, украшена искусной позолоченной резьбой. Иконостас был украшенголубыми и розовыми похожими на картины иконами, которые Зенков поручил выполнитьхудожнику Хлудову.
В 2007 году исполнилось100 лет с тех пор, как возведен Вознесенский кафедральный собор – главный православныйхрам и редкая по своей красоте достопримечательность Алматы. В 2010 году, в ходеофициального визита в Республику Казахстан, Божественную Литургию в Вознесенскомсоборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Более 100 лет прошло с техпор, как был построен собор – главный православный храм и редкая по своей красотедостопримечательность Алматы. С уверенностью на сегодняшний день, можно сказать,что здесь в Казахстане – в центре Азии, Вознесенский собор при внимательном рассмотренииоткрывает истину о том, насколько предопределен и генетически заложен в историисинтез культур Запада и Востока. Кафедральный собор города Алматы ярко демонстрируетнепрерывность культурного диалога, происходящего бесконечно на том участке континента,закономерно продолжая ряд уникальных архитектурных и исторических памятников ЦентральнойАзии: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссови, воздвигнутый покровителем Азии Тимуром над могилойсвятого в Туркестане; Айша-Биби – мавзолей, построенный Караханидами, пришедшимииз Восточного Туркестана в долину Таласа и основавшими здесь могущественное государство,на протяжении нескольких веков контролировавшие Шелковый путь; мавзолей Жоши-хана,старшего сына Чингиз – хана, в Улытау, на территории, бывшей когда-то одним из центровМонгольской империи… Построенный на рубеже столетий в эпоху апогея расцвета эклектики,собор являет собой яркий пример Российской колониальной архитектуры начала 20 века.
Прекрасные архитектурныеформы, стилистические особенности, удивительные для своего времени конструкции,и богатое прошлое делают Свято-Вознесенский собор уникальным по значению памятником19-20 веков за пределами Республики Казахстан.
Своей внешней и внутреннейкрасотой, собор привлекает местных художников, начинающих строителей, красота церковногопения, которое звучит здесь ежедневно, привлекает студентов и композиторов, которыеобучаются музыки.
Свято-Вознесенский кафедральныйсобор, величественно возвышающийся в самом сердце Алматы, является духовным центромКазахстана, центром алматинской епархии. Даже на фоне окружающих его многоэтажныхзданий, собор выделяется своим величием и строгой красотой. Собор по праву являетсяукрашением и гордостью Алматы.

 
Заключение
Архитектура провинциальныхгородов России конца 19 – начало 20 века, ставшая отголоском модных тенденций, протекающихв архитектурной жизни Санкт-Петербурга и Москвы на рубеже веков, носила эклектико-стилизаторскийхарактер с элементами «модерна». Верный не остался в стороне от новых веяний, характерныхдля зодчества тех лет. Рост города – крупного административного центра Семиреченскойобласти, способствовал появлению зданий с новыми типологическими характеристикамии свойственным этому периоду многообразием стилевых направлений. Свято-Вознесенскийкафедральный собор города Алматы – это выдающееся произведение зодчества. Выделяясьотточенной гармонией архитектурных форм и пропорций в ряду памятников архитектурыЦентральной Азии, он представляет собой яркий пример достижений строительного искусствасвоей эпохи.
В данной работебыл изучен Свято-Вознесенский кафедральный собор, где так же была изучена история,проблемы, актуальность данной работы.И по итогам все работы можно сделать выводы. С древнейших времёни до наших дней Православная Церковь обладает бесценным сокровищем не только в областибогослужения и святоотеческих творений, но и в области церковного искусства. Какизвестно, среди прочих церковных искусств особо значимое место занимает храмоваяархитектура, такая как кафедральный собор города Алматы. И это естественно, потомучто храм в жизни Церкви — нечто гораздо большее, чем просто строение, каким бы нибыло оно замечательным, или место церковных собраний; храм — это полное и органическоевоплощение самой сути Церкви. В храме Церковь видит выражение Православия в егоцелом, Православия как такового. Церковное искусство и жизнь Церкви взаимосвязаныи взаимообусловлены — поэтому, ни понять, ни объяснить церковного искусства внеЦеркви и ее жизни невозможно.Один из важнейших памятников исторической Алматы Свято-Вознесенскийкафедральный собор, прошедшего столетний путь реставрации, обретений и утрат, пережившейпериоды упадка и возрождения, стало совмещение в нем двух функций — музея и храма.Несомненно, Собор ценен не только со стороны истории, но и как величайшее произведениеискусства.В ходе работы, было выявлена огромная заслуга Зенкова в разработкепринципов антисейсмичного строительства. Впоследствии его опыт послужил основойнаучных методов строительства сейсмостойких зданий Алматы.На сегодняшний день Свято-Вознесенский кафедральный собор городаАлматы выдержал испытание разрушительного землетрясения в 1911 году, он прошел черезсоциальные испытания 30-х и застойных лет позднего советского периода, и сегодня,в третьем тысячелетии, благодаря реставрации обретает новую жизнь. Ежедневно подсводами этого храма проводятся службы. Это место стало излюбленным посещением туристови паломников, которых привлекает храмовая архитектура этого собора.Архитектурное сооружение, такое как Свято-Вознесенский кафедральныйсобор города Алматы, должно поразить каждого человека, который пришел сюда, ведь,как и церковная музыка, так и церковная архитектура этого собора приводит людейк Богу.

Список литературы
 
1. АбишеваЗ.М. Основы туристско-краеведческой работы: Учебное пособие. – Алматы: Казак Университеты,2007. – 92 с.
2. АуэзовЕ.К., Кунаева Г.С. Алматы: Энциклопедия. – Алматы; ИД «Сredo»,2009. – 423 с.
3. ВуколовВ.Н., М.К. Назарчук Основы туристско-краеведческой работы. Учебное пособие. – Алматы:1998 – 81 с.
4. ИсторияАлматы. В 2-х томах. – Алматы: ИД «Сredo»,2009. Том 2. – 422 с.
5. Т.Н.Турекулов, Н.В. Турекулова. Алматы. История тысячелетия. – Алматы: «Сredo»,2008. – 240 с.
6. 100великих чудес света/ Автор – составитель Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2002. – 528 с.
7. Свято-Вознесенскийкафедральный собор города Алматы www.russian-church.ru (03.05.2011 г.)
8. Свято-Вознесенскийкафедральный собор города Алматы www.sedmitza.ru (03.05.2011г.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Choice Essay Research Paper Abortion the
Реферат Beowulf Essay Research Paper BeowulfThe epic poem
Реферат Шина расширения ISA
Реферат Владимир Высоцкий "Я к микрофону встал, как к образам"
Реферат История применения минеральных вяжущих веществ
Реферат Выдающийся русский просветитель АС Суворин
Реферат А. Ф. Векслер международная благотворительная программа
Реферат Естественно-научная картина мира
Реферат Основные этапы процесса оценки недвижимости
Реферат Политические права в системе конституционных и свобод человека и гражданина
Реферат Военная служба Скворцова А.В.
Реферат Функції управління в галузі екології
Реферат Мои размышления над ранними романтическими произведениями М. Горького
Реферат Анализ конечных финансовых результатов деятельности предприятия
Реферат Материальная ответственность работников Трудовая дисциплина. Индивидуальные трудовые споры