Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Система органов государственной власти в РФ

ВВЕДЕНИЕ
Чтотакое государство как не система органов, его составляющих, и что такое органгосударства как не «чиновники», наделенные властью и полномочиями,профессиональные управленцы. «Существование государственной власти, — писал К.Маркс, — находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации,судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляетсобой лишь тень, воображение, простое название».
Втеории государства распространен такой тезис: Властвующий субъект не передаеторганам государства свою власть, а лишь только наделяет их властнымиполномочиями. Другими словами, народ, чаще всего и признаваемый властвующимсубъектом, передает функцию управления государством профессиональнымуправленцам. Государственные же органы создаются именно для этого, в целяхэффективного управления обществом. Власть в этом случае проявляется вдеятельности этих самых государственных структур (как иначе называют органыгосударства), совокупность которых образует так называемый аппарат, иначе,механизм государства (в первую очередь отождествляемый в обыденном сознании свысшими органами государства). Потому, вполне закономерной можно считать такуюзависимость между ними, когда именно функциям государства (направлениявоздействия на общество) принадлежит определяющая роль при формировании егомеханизма.
Широкоизвестен такой факт, он подтвержден историческими данными, органы государства(учреждения) вынуждены подстраиваться «в такт» бьющемуся сердцу государства,его основам, т.е. в случае преобладания в обществе национальных противоречий,на первый план неизбежно высвечиваются такие элементы механизма государства какорганы и учреждения насилия и принуждения.
Инымисловами, «механизм является структурным и предметным олицетворением государства,представляет собой материальное вещество, из которого оно состоит»,
«механизмсуть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»[1].
Структурамеханизма государства различается в различных государствах. На механизмгосударства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множествофакторов:
1.этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств былслабым, неразвитым);
2.особенности исторического развития страны, события того или иного историческогопериода;
3.размеры территории;
4.национальный состав населения (так, в многонациональных государствах естьорганы, занимающиеся решением национальных проблем);
5.географическое положение страны;
6.научные открытия, технические изобретения и их использование в практическойдеятельности людей. Все названные факторы влияют на механизм конкретногогосударства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияетполитический режим.
Посколькумеханизм государства, обладая определенной структурой, состоит изсоответствующих органов, логично его познание начать с анализа понятие исущественных признаков его элементов – государственных органов, обладающихсвоеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди другихсубъектов управления.
Итак,единый целостный механизм государства в целях реализации присущих емуфункций  расчленяется на составные части– органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органыи подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятсяв сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива иразнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управленияи органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаютсямежду собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущностьгосударства.
1. СИСТЕМА ОРГАНОВГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
           Государственныйорган – это звено механизма государства, участвующее в осуществлениифункций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Множествостолетий государственный аппарат был неразвит, а органы не былидифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом,феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государстваоснову механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел,финансов и иностранных дел. Механизм же современного государства может бытьотмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений,подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть)образуют высшие органы государства: представительные, глава государства,правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средствмассовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другаяподсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовыеструктуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высшихорганов государства, в том числе методами государственного принуждения (военноеподавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принужденияосуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция Таким образом, органгосударства — это часть государственного механизма, его основная ячейка,юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая изгосударственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями инеобходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своейкомпетенции, задач и функций государства.
Функционирование,генезис механизма государства осуществляется на ряде идей, требований,отправных начал, в науке обычно именуемых принципами. До недавнего времени вправовом массиве они не выделялись. Прямое их закрепление в законе – этоновшество двадцатого века.
Ихклассификация по степени охвата возможна на две категории – общие принципы,относящиеся к механизму государства в целом, все составляющим егогосударственным органам, и частные, действие которых распространяется лишь  на действие некоторых звеньев государственногомеханизма, отдельных органов, или групп органов. Частные принципы в конечномсчете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностямотдельных  частей государственногомеханизма.
Общиепринципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них  относятся принципы, выраженные в Конституции,ко второй — принципы, сформулированные в федеральном законодательстве.
Перваягруппа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации идеятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм,федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется вдемократической организации государства, республиканской форме правления, при которыхносителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерацииявляется ее многонациональный народ. Принцип гуманизма — основывается на том,что оно — социальное государство, политика которого направлена наудовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечениеблагосостояния человека и общества. Принцип разделения властей, согласнокоторому государственная власть осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвейвласти
являютсясамостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактормеханизма современного Российского государства.
Принципфедерализма в формировании и деятельности государственного механизмаопределяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов:республика, край, область, город федерального значения, автономная область,автономный округ.
Втеории государство множество органов, составляющих механизм государства принятоклассифицировать по следующим основаниям:
· попринципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);
· взависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяюторганы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля инадзора.
РоссийскаяФедерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов.Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласноКонституции РФ (ст.3), осуществляет свою власть.
Являясьгражданами или коллективами граждан, организованными государством дляосуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующимиосновными чертами.
1.Каждыйгосударственный орган наделен государственно-властнымиполномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему правопределенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другимигосударственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечитьисполнение этих актов. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными(акты применения норм права). Для обеспечения выполнения правовых актов применяютсяразличные методы, в том числе и методы принуждения.
  Государственно-властные полномочия находятвыражение в компетенции  государственныхорганов, под которой понимают совокупность предметов их ведения и полномочий,которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.
Компетенцияорганов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами еёсубъектов, законами Российской Федерации и её субъектов, указами Президента РФ,постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов её субъектов,положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Властнымиполномочиями в РФ располагают не только органы государства, но и органыместного самоуправления. Однако органы местного самоуправления не носятгосударственного характера и не осуществляются от имени РФ.
2. Каждый государственный органобразуется в установленномгосударством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральнымзаконом (ст.81 Конституции).Порядок формирования Совета Федерации и порядоквыборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральнымизаконами (ст.96 Конституции).
3. Каждый государственный органуполномочивается государствомосуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст.127) Высшийарбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономическихспоров  и иных дел, рассматриваемыхарбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным закономпроцессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения повопросам судебной практики.
4. Каждый государственный органдействует в установленномгосударственном порядке. Например, согласно Конституции РФ (ст.114), порядокдеятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ст.128)устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда,Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов.
5. Каждый государственный органявляется составной частью единойсистемы органов государственной власти РФ (ст.5) указывается, что федеративноеустройство России основывается на единстве государственной власти.
Органгосударства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовыесредства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета). Органгосударственной власти активно участвует в реализации функций государства,используя для этого соответствующие формы и методы.
Вышеизложенноедает основание сделать вывод о том, что государственный орган являетсягражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властнымиполномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций идействуют в установленном государством порядке.
Всегосударственные органы образуются в установленном государством порядке и представляютчасть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
ВИДЫ ОРГАНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙВЛАСТИ РФ.
Всвоей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. СогласноКонституции РФ (ст.11), в неё входят 1.органыгосударственной власти Федерации, 2.органыгосударственной власти её субъектов.
       Единство системы государственных органовРФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостностиРФ, на единстве системы государственной власти.
      Единство системы государственных органов РФпроявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов. Всеорганы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи,взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системыизбираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими,одни подконтрольны другими. Между всеми органами государственной властисуществует тесная организационно-правовая связь.
      Единство системы государственных органов РФусиливается тем, что её составные части сами образуют системы органов. Так,согласно Конституции РФ (ст.77), в пределах ведения РФ и полномочий РФ попределам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органыисполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуютединую систему исполнительной власти в РФ.
 Государственная власть в РФ осуществляетсяПрезидентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим исистема органов РФ состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст.10,11)предусматривает наличие органов, президентской,законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видоворганов представляет собой фактически подсистему единой системы государственныхорганов РФ, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделенана ряд входящих в неё звеньев.
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта КонституцииРФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент согласно ст.80 Конституции,обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностьПравительства и других звеньев исполнительной власти, с органами он связаннаиболее тесно.
Органы законодательной власти– это Федеральное Собрание РФ;народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательныесобрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областныесобрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городовфедерального значения, автономной области и автономных округов. Основнаяособенность этих органов состоит в том, что они избираются народом и никакимдругим путем формироваться не могут.  Всвоей совокупности они составляют систему представительных органовгосударственной власти РФ.
  Являясь законодательными органами,представительные органы государственной власти выражают государственную волюмногонационального народа РФ, и придает ей общеобязательный характер. Онипринимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры кисполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решениязаконодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органамисоответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственнойвласти и органами местного самоуправления.
 Органы законодательной власти делятся на федеральные и  региональные (субъектовФедерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФявляется ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ. Это общегосударственный, общероссийский органгосударственной власти, действующей в масштабах всей РФ. Все другиезаконодательные органы, функционирующие на территории РФ, являютсярегиональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
К органам исполнительной властиотносятся высший орган федеральнойисполнительной власти – Правительство РФ; другие федеральные органыисполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства приПравительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ – президенты иглавы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства,государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую системуорганов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.
Дляорганов исполнительной власти характерно. Что они назначаются соответствующимируководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций,либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуетсяПрезидентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы председателяПравительства и по предложению представителя Правительства – заместителейПредседателя Правительства и федеральных министров. Главы администрацийзанимают эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайномголосовании.
Органыисполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности,которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственноисполняют акты представительных органов государственной власти, указыПрезидента РФ, организуют и исполнение этих актов или своими распоряжениямиобеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают наосновании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов её субъектов,федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации,нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей главадминистраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящихорганов исполнительной власти.
Органыисполнительной власти делятся на территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Правительство РФ, федеральные министерства,государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации – это президенты и главы администрацийсубъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другиеведомства.
 По характеру полномочий органы исполнительнойвласти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многимиотраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции,ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первымиз них относятся,  Правительство РФ иправительства субъектов Федерации, ко вторым – министерства, государственныекомитеты и иные ведомства Федерации и её субъектов.
Органыисполнительной власти специальной компетенции могут подразделяться на органы отраслевые, руководящие определеннымиотраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление.Первые, — как правило, министерства, вторые – государственные комитеты.
Следуетразличить также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти.Коллегиальные – это Правительство РФ и правительства её субъектов.Единоначальными органами являются министерства и ряд других органовисполнительной власти.
Органысубъектной власти – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, ВысшийАрбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ.
Органыправосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовойособенностью этих органов является осуществление судебной власти посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства.
Всоответствии с Конституцией РФ (ст.125) судебным органом конституционногоконтроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредствомконституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.
Высшимсудебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам,подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральнымзаконом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающимразъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции РФ(ст.126), Верховный Суд РФ.
ВКонституции РФ (ст.127) устанавливается, что высшим судебным органом поразрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражнымисудами, который осуществляет в предусмотренных федеральным закономпроцессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения повопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.Аналогичныефункции осуществляют соответствующие суды в субъектах РФ.
Особуюгруппу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названныхвидов государственной власти, составляют органыпрокуратуры.
ПрокуратураРФ, согласно Конституции (ст.129), составляет единую централизованную систему сподчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Основнойвидовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора заисполнением законов федеральными министерствами и ведомствами,представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовыхактов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свободчеловека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; заисполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказанияи назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями местсодержания задержанных и заключенных под стражу.
Особуюфункцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами.Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, являетсяформой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратураучаствует в правотворческой деятельности государства.
Всоответствии с Конституцией РФ (ст.129), Генеральный прокурор РФ назначается надолжность и освобождается от  должностиСоветом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерацииназначаются  Генеральным прокурором посогласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральнымпрокурором РФ.
Полномочия,организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяется Федеральнымзаконом от 17 ноября 1995г. «О прокуратуре Российской Федерации».
Помимоорганов государственной власти в систему государственных органов РФ входяттакже и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различныевспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которыеопределяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят этигосударственные органы.
Вчисло этих органов входят, Администрация Президента РФ, обеспечивающаядеятельность Президента России; Совет безопасности РФ, обеспечивающий условиядля реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав исвобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, её независимости игосударственной целостности, а также ряд других государственных органов.
2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГОПРАВА.
Самопоявление в теории права такой категории, как правосубъектность необходимоотнести к тому, что правовое регулирование предполагает наличие определенныхкачеств у субъектов. Правосубъектность определяет, какими качествами должныобладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нестиобязанности.
Субъектыправоотношений – это участники правоотношений они подразделяются на:1.Физическиелица; 2.Юридические лица; 3.Государство.
1. К  физическим лицамотносятся  граждане РФ, иностранцы, лица безгражданства, лица с двойным гражданством.
        Представления о гражданской правосубъектностисвязывают с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность идееспособность. Первая — правоспособность — означает способность иметь гражданскиеправа и нести обязанности, вторая — дееспособность — означает своими действиямиприобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданскиеобязанности и исполнять их. Если правоспособность признается в равной мере завсеми гражданами с момента их рождения и до смерти, то дееспособностьвозникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полномобъеме — с 18-ти лет, т.е. совершеннолетия. Отрыв правоспособности отдееспособности может иметь место только в отношении граждан, поскольку именноони обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенныхволевых и психических качеств.
        Гражданской правоспособностью в равной мере обладают все граждане. Это неозначает, что объем конкретных субъективных прав каждого гражданина равенобъему прав другого гражданина, но объем возможностей иметь такие права являетсяравным независимо от конкретного объема прав и обязанностей конкретного лица.Для права важно лишь, что с момента, когда гражданин считается pодившимся,pебенок пpиобpетает гpажданскую пpавоспособность. Для опpеделения момента, скотоpым гpажданское законодательство связывает пpекpащение пpавоспособности,следует говоpить о биологической смеpти, т.е. тогда, когда возвpат человека кжизни исключен (естественно, пpи клинической смеpти ни о каком пpекpащениинавсегда пpавоспособности гpажданина не может быть и речи).
        Относительно ограничения правоспособностиможно отметить, что подобные меры совершаются лишь в случаях и порядке,установленных законом. Собственными же действиями гражданин не может ограничитьсвою правоспособность или отдельные её элементы.
        Правоспособностью гражданин наделен смомента рождения и в течение всей жизни до смерти. Правоспособность возникаетодин раз и прекращается также только один раз.
Hасчет дееспособности можно сказать,что законодательство опpеделяет ее как «способность гpажданина своимидействиями пpиобpетать и осуществлять гpажданские пpава, создавать для себягpажданские обязанности и исполнять их» (ст.21 ГК). Hаиболее существеннымиэлементами содеpжания дееспособности гpаждан является возможностьсамостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нестисамостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). ГК вкачестве элемента дееспособности гpажданина выделил также возможностьгpажданина заниматься пpедпpинимательской деятельностью (си.23 ГК).
        Дееспособность связана с совершением гражданиномволевых действий, что, естественно, предполагает достижение определенного уровняпсихической зрелости. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданинами,т.е. достигшими восемнадцатилетнего возраста. Допускается лишь два изъятия изэтого правила: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и додостижения восемнадцатилетнего возраста в случаях, во-первых, вступления в браклицом, не достигшим 18-ти лет, если ему в установленном законом порядке былснижен брачный возраст, во-вторых, эмансипации (ст.27 ГК).
        Эмансипация(новое понятие в российском гражданском законодательстве) — это объявлениенесовершеннолетнего, достигшего 16-ти лет, если он работает по трудовому договорулибо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью,полностью дееспособным. Эмансипация совершается по решению органа опеки ипопечительства при наличии согласия обоих родителей, либо суда, если родителиили один из них на то не согласны.
Законпpедоставляет несовеpшеннолетним возможность постепенно пpиучаться к совеpшениюсамостоятельных волевых действий, поэтапно откpывая для гpаждан более шиpокиеэлементы дееспособности, что пpоявляется в возможности совеpшения сделок исамостоятельной имущественной ответственности.
От6-ти до 14-ти лет — пеpвый возpастной пpомежуток, с котоpым закон связываетопpеделенный этап взpосления. В этом возpасте малолетние впpаве самостоятельносовеpшать мелкие бытовые сделки; сделки, напpавленные на безвозмездное получениевыгоды, не тpебующие нотаpиального удостовеpения либо госудаpственнойpегистpации; сделки по pаспоpяжению сpедствами, пpедоставленными законнымпpедставителем или с его согласия тpетьим лицом для опpеделенной цели или длясвободного pаспоpяжения (п.2 ст.28 ГК). Малолетние не несут самостоятельнойответственности, ибо являются недееспособными.
Несовершеннолетниев возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своихзаконных представителей — родителей, усыновителей или попечителей. Причемсделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна даже при еепоследующем письменном одобрении его родителями, усыновителями илипопечителями.
 Однако, существуют сделки, которые этакатегория несовершеннолетних вправе совершать и самостоятельно, без согласиясвоих законных представителей, а именно:
        — распоряжаться своими заработком,стипендией и иными доходами;
        — осуществлять права автора произведениянауки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого закономрезультата своей интеллектуальной деятельности;
        — в соответствии с законом вноситьвклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
        — совершать мелкие бытовые сделки;
        — сделки, направленные на безвозмездноеполучение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственнойрегистрации;
        — сделки по распоряжению средствами,предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьимлицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Подостижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов всоответствии с законодательством.
Ответственностьпо сделкам, которые несовершеннолетние, достигшие 14 лет, могут совершатьсамостоятельно, а также по сделкам, совершенным с письменного согласия законныхпредставителей, несут сами несовершеннолетние.
Запричиненный ими вред отвечают на общих основаниях.
Сдостижением 18-ти лет, а так же в уже pассмотpенных случаях, дееспособностьгpаждан возникает в полном объеме, однако способности  гpажданина к волевым осознанным действиям могутбыть наpушены вследствие заболевания либо злоупотpебления алкогольными илинаpкотическими веществами. Пpи наличии указанных пpоявлений необходимозащитить  имущественные  интеpесы такого  гpажданина либо интеpесыего семьи.
Основаниямиограничения дееспособности гражданина является злоупотребление им спиртныминапитками или наркотическими средствами и тяжелое материальное положение семьивследствие такого злоупотребления. Этот гражданин может быть ограничен судом вдееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальнымзаконодательством. Над ним устанавливается попечительство.
Дляпринятия решения об ограничении дееспособности гражданина суд не долженназначать медицинскую экспертизу, а рассмотрение дела осуществляется собязательным участием соответствующего гражданина, ходатайствовать об отменедела может сам гражданин.
Этотгражданин может совершать мелкие бытовые сделки, к которым не могут бытьотнесены сделки по покупке спиртных напитков и наркотических средств. Запопечителем следует признать право контролировать расходование подопечнымсредств, которые попечитель дает ему для удовлетворения повседневных нужд. Всесделки, кроме бытовых, он может совершать лишь с согласия попечителя. Безсогласия попечителя гражданин не может получать заработную плату или другиедоходы, распоряжаться ими и другим своим имуществом. Сделки (кроме мелкихбытовых), совершенные без согласия попечителя гражданином, дееспособностькоторого ограничена, недействительны. Имущественную ответственность по всемсделкам, в т.ч. по сделкам, совершенным с согласия попечителя, и за причиненныйим вред этот гражданин несет сам.
        Если основания, в силу которых гражданинбыл ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение егодееспособности. На основании решения суда отменяется установленное надгражданином попечительство.
        Для защиты пpав и интpесовнедееспособных или не полностью дееспособных гpаждан, законом введен институтопеки и попечительства (ст.31-40 ГК). Опека устанавливается над малолетними, атакже над гpажданами, пpизнанными недееспособными. Попечительство — наднесовеpшеннолетними в возpасте от 14-ти до 18-ти лет и гpажданами,огpаниченными в дееспособности вследствие злоупотpебления спиpтными напиткамиили наpкотическими веществами. Опекунами и попечителями могут назначатьсятолько совеpшеннолетние дееспособные гpаждане. Являясь законнымипpедставителями подопечного, опекуны и попечители впpаве pаспоpяжаться доходамиподопечного им гpажданина самостоятельно, если эти pасходы напpавлены насодеpжание самого подопечного.
Вслучае, если подопечный обладает недвижимым или ценным движимым имуществом,котоpое тpебует специальной заботы и упpавления, оpган опеки и попечительстваможет опpеделить упpавляющего и заключить с ним договоp о довеpительномупpавлении таким имуществом (ст.38 ГК).
        Попечительство может устанавливаться инад дееспособными лицами, котоpые по состоянию здоpовья не могут самостоятельноосуществлять и защищать свои пpава и исполнять обязанности. Такая фоpмапопечительства называется патpонажем (ст.41 ГК).
        Коpотко остановимся на индивидуализацииотдельного гpажданина. Пpежде всего, она осуществляется по его имени. Имякаждому дается пpи pождении и, как пpавило, состоит из фамилии, собственноимени и отчества, если законом или национальным обычаем не пpедусмотpено иное.Все гpажданские пpава гpажданин впpаве пpиобpетать только под собственнымименем.
        Дpугим индивидуализиpующим гpажданинапpизнаком является его место жительства (ст.20 ГК). Многие гpажданско — пpавовые действия совеpшаются в месте жительства гpажданина (исполнениеобязательств, откpытие наследства и т.д.).
        Факты, котоpыми опpеделяется положениегpажданина как субъек


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система стимулирования работников отдела снабжения
Реферат Расчет и проектирование ректификационной колонны насадочного типа
Реферат «Путешествие с Гоголем по его произведениям»
Реферат Проблемы и перспективы технологического образования
Реферат «хронический болевой синдром»
Реферат Система управления распознаванием речевой информации
Реферат Amityville Horror Essay Research Paper I did
Реферат Производственно-организационные модели на примере ООО "Стрежевское"
Реферат Особенности организации труда руководителя
Реферат Шпаргалка по Политологии 12
Реферат Коммунистические преступления законодательство Польши
Реферат Аналитическое использование отчета о прибылях и убытках и его использование в оценке доходности
Реферат Правонарушение, его признаки и виды 2
Реферат Учет и анализ в строительных организациях АПК на примере ООО Сельстрой Орловского района Ростовской
Реферат Политические конфликты и способы их разрешения