Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Конституционное право Российской Федерации (шпаргалка)

1. Понятие КП РФ и егоместо в системе юр. дисциплин.
КП - ведущая отрасльроссийского права. Право это единство норм, оно подразделяется на различныеотрасли: на основные и вторичные. Среди основных отраслей права КП занимаетведущую роль (это публичная отрасль права КП появилась только с появлениемпоследней Конституции в СССР, КП не было, т.к. интереса к правам и свободамличности не было, не было интереса к построению гражданского общества.
Конституционно-правовое регулирование горазддо ширегос.-правового регулирования.
КП должно вырабатывать принципы устройства страны. КПв России появилось в результате демократич. реформ (конституц. реформа) 80-егоды. Человеку стали уделять больше внимания. Произошло признание м/н нормправа. КП — это более высокий в демократическом, соц., политич. смыслах,степень развития права.
Нормы КП охватывают в своем регулировании наиболееважные, фундаментальные, общественные отношения, связанный с современнымразвитием и функционированием российского общества и гос-ва.
Нормы КП носят превичный учредительный хар-р. Ониюридически первичны. С др. стороны, др. нормы тоже влияют на развитие КП. КП — центр юр. сис-мы. Главным источником КП явл-ся Конституция РФ.Конституция явл-ся также базовым источником и для др. отраслей, но не главным.
2. Предмет и метод КП.
Главным критерием определения отраслей права явл-сяпредмет и метод правового регулирования.
Предмет КП — совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или объективноподлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).
КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве.Общественное отшение, ~ явл-ся предметом КП — это не части общественныхотношений, ~ связаны с фундаментальными основаниями.
В отличии от др. отраслей права, например ~регулирпуют те или иные обществ. Отношения в целом, но его, например,регулируют лишь тот срез обществ. отношений, ~ относятся к базовым ифундаментальным, ~ составляют основу современного развития и функционированиясовременного росс. общ-ва, т.е. м. сказать, что КП — это совокупность общихпринципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права.
Предмет — круг общ. отношений, связанный с основамиконституционного строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека игражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективнымсоставом, с конституционными основами организации и функционирования гос.власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовымстатусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками ипересмотром конституции РФ.
Метод КП — это метод конституц. регулирования нормами КП  обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб.юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности,общ-ва и гос-ва.

3. Конституционно-правов. нормы и их особенности.
Юр. содержание, сущность КП, как отрасли,раскрывающейся прежде всего через анализ норм ее составляющих, а такжерегулируемой этими нормами обществ. отношений.
КПН свойственны все те же признаки, ~ хар-ся нормамиправа вообще, но КПН обладют и определенной спецификой, обусловленнойособенностями предмета прав. регул-ния.
Особенности.
1) особое содержание регулируемых обществ. отношений (фундам.)
2) правовые источники (внешняя форма закрепления и выражения КПН).Источники КП занимают верхнюю ступень в иерархии источников п.н.
3) КПН носят первичный, учредительный хар-р.
4) Своеобразие видов КПН. (Общезакрепленные нормы: нормы-принципы,нормы-цели, нормы-дефинации, нормы-задачи и т.д., регулятивные нормы, связанныес власти-отношениями фед. хар-ра.
5) Особенность во внутр. стр-ре.
6) Обеспечение реализации с помощью особого мех-зма (конституц. мех-змреализации КПН).

4.Конституционно-правовые отношения; субъекты, содержание, объекты.
Черты КПотношений, свойственные правовым отн. вообще: S и O пр.отн., субъективные права и юридические обязанности.
Специфические черты КП отн.: S-ми КП отн. выступают такие специфич. S какРоссийское гос-во, росс. народ, S РФ., федеральныеорганы гос. власти, органы гос. власти S-вРФ, избирательные блоки, комиссии, объединения + отдельные граждане, ихобществ. объединения, любые физ. и юр. лица, если на них КПН возлагают Df КП обязанности и предоставляют К права.
О КП отношений явл. гос. граница, территория,суверенитет, федер. собств. и тд.

5. Источники КП как отрасли права.
КПРФ — это ведущая отрасль российского права,представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующихосновы конституц. строя РФ, основы правового статуса личности, фед. гос.устройства РФ, основы орг-ции и функционирования российской гос. власти иотношения, связ. с направлением и пересмотрением Конституции РФ.
                        Юр. формы,в ~ выражены и закреплены НКП, назыв-ся источниками КП как отрасли. (В Россииэто нормативно-правовые акты-законы и т.д., но только, если они содержат хотябы одну норму КП.
          Сис-манормат.-правовых актов, ~ явл-ся источниками КП, достаточно многообразны в зависимостиот формы содержания и юр. силы делятся на 4 группы:
1.             Конституция РФ, Конституция республик, уставы др. субъектовРФ.
2.             Декларация, ~ содержит нормы КП о гос суверенитете РСФСР 90г., декларация прав и свобод человека 91 г., декларация о гос суверенитетеотдельн. республик.
3.             Федеративный договор 21.03.92 о разграничении предметовведения и полномочий между фед органами власти и органами гос власти субъектовРФ + 50 двусторонных договоров о том же.
4.             Значит. кол-во фед Конституционных законов, и фед законов +з-ны субъектов РФ.
ФКЗ о прав-ве РФ
ФКЗ о судебнойсис-ме РФ
ФКЗ о Референдуме
ФЗ об осн.гарантиях
ФЗ о выборахпрезидента РФ
ФЗ о выборахдепутатов Госдумы.
ФЗ о гражданствеРФ
ФЗ о порядкеформирования совета федерации (Верхняя палата фед собрания)
5.             Нормативныепостановления палат федерального собрания (регламент Госдумы и регламент советафедерации)
6.             М.б. отдельныенормативные уклады президента РФ (указ о порядке формирования в силу актов РФ,формимироания прав-ва).
7.             Акты, принимаемые Конституционным судом РФ в порядкеосуществления им Конституционного контроля, постановления, касаемые толкованияКонституции.
8.             Общепринятые принципы и, например, м/н права и м/н договорыРФ, касающиеся Конституционно-правовых отношений (м/н права человека игражданина).

6. КП РФ как учебнаядисциплина.
Выступаеткак одна из учебных юр. дисциплин. Как уч. дисциплина КП, опирающаяся на наукуКП. Цель КП или дисциплины — доведение до обучаемых посредством педагогическогои методич. приемов уже добытых конституц. наукой знаний, в тех объемах ипределах, ~ необходимы для подготовки высококвалифицированных специалистов.Система КП как дисциплины находит отражение в уч. программе (где учитываетсялогика изложения соответств. правовых институтов в действующей Конституции РФ;учитывает уровень науч. познаний, применительно к тем или иным иным КПявлениям; учит-ся объект и кач-во действующего конституционного закон-ва,перспективы его развития; учитывается объем учебных часов.

7. КП как наука.
                        КП выступаетодновременно и отраслью правоведения и государствоведения.Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметомизучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслейправа, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным конституционнымзаконодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм,анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предметуКП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляетэффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные сдальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучаетпрактику гос мех.
ЗадачиКП как науки.
1) Научноеобоснование формирования в России новой отрасли права как КП.
2) Второй блокпроблем связан с понятием, формальным содержанием Конституции.
3) КП как наука — это система взглядов, принципов, идей, представлений юридических, политологич.,государствоведч. знаний, выраженных через научные понятия и категории,дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ. отношениях, охватывающих основыорганизации современного российского общ-ва и гос-ва, принципы конституционногостроя, основы правового положения личности, орг-ции и формы осуществления госвласти РФ.

8. Понятие и сущностьКонституции.
Конституция-  явление сложное, многоплановое исложное, разл. теор. аспекты этого явления составляют учение о Конституции.Конституция явл-ся предметом изучения философских, историч., политологич.и  юр. наук. Конституция составляетправовую основу КП, явл-ся его источником =>явл-ся предметом его изучения. Вопросит. Формы содержания Конституции, егоисторического назначения до сих пор явл-ся дискуссионными. Конституция (лат. constitucio) — устройство, установление,учреждение. В Ср. Века такими актами, как Конституция, закреплялись правафеодалов.
Современноепонятие Конституция приобрела 200 лет назад. Впервые Конституция была принята в1787 в США, затем в 1791 во Франции, Польше. Конституция, как осн. закон гос-вапояв-ся в историч. Эпоху, хар-ся наступлением юр. рав-ва граждан и подданных иолицетворяла собой эти рав-ва, закрепляя права и свободы человека, ограничивалавсевластие гос монархии.
1) Сущность Конституциив том, что это осн. з-н гос-ва вообще и осн. з-н насчет избират. права,представляет учреждения, их компетенцию и прочее, выражающее действительноесоотношение сил в классовой борьбе. (Ленин).
2) Конституция — универсальный правовой акт высшего юр. ранга, ~ регулирует устройство гос-ва,принципы его орг-ции.
3) Конституция — совок-ть и т.д. правоположений, определяющих внешние органы гос-ва, порядокпризвания их и отправление их функции, их взаимные отношения и компетенцию, атакже принципиальное положение индивида по отношению к гос власти. Это центрправовой сис-мы => осн. ывсшая норма, что предполагает признаниенедействительными норм, выработанных без соблюдения форм и процедур,предусмотренных Конституцией. Конституция утверждает превосходство учредительнойвласти над учрежденной.
4) Питер Хотт(Канада). Конституция — это закон об осуществлении власти органами гос-ва. Этозеркало, отражающее душу нации, что она д. защищать ценности нации.
Конституция — осн закон илисис-ма законов, закрепляющих основы обществ. и гос. устройства страны, сис-муее гос. органов, осн. начала их орг-ции и дея-ти, основы правового статусачеловека и гражданина, и устанавливающие порядок внесения в Конституциюпоправок, изменений и дополнений.

9. Типы и видыКонституций соврем. гос-в.
                        В ходе историч. эволюциисложились 2 группы Конституций.
1) СтарыеКонституции — приняты в условиях, сильно отличающихся от современных,действующих и сейчас, но с внесением изменений и дополнениями. США, Норвегия,Болгария, Швейцария, Англия. (В I мировую войну в Австрии). Осн законы гос-ва.
2) Конституциинового поколения — после II мировой войны (Германия, Италия, Франция). Оснзакон гражданского общ-ва, права человека.
ВидыКонституций.
I.
1) Писанные — единый, кодифицированный осн. закон гос-ва  и общ-ва, устанавливающий гос. стройстраны..., изложенный в опред. логич. сис-ме, возникшие в 18 веке (IКонституция США, затем Франция и Польша).
2)Неписаные — система, совок-ть закнов Конституционных обычаев,судебно-конституционных прецедентов, в ~ закреплены основы обществ.-гос. строястраны, права человека и т.д. Она некодифицированна, не состоит изединого правового акта.
II. По способу принятия:
1)Демократическая — конституц. референдумы, конвенты.
2) Недемократич. — октроированные — дарованные сверху (Непал,СССР-1936г).
III. По способу внесения в Конституцию (действующую) поправок.
1)             Жесткие, когда хотя бы частичное изменение ее текстапроисходит в усложненном порядке, чем принятие проекта з-на (Зап. Страны, США, Япония, Соврем. Российская Конституция).
2) Гибкие — изменения в обычном законодат. порядке.

Конституции такжеразличны по форме гос. устройства, по форме правления (республика/монархия).

10. Юр. св-ваКонституции.
                        Юр. св-ва конст.- важнейшие правовые черты и признаки К., отличающие ее от др. законов и иныхправовых актов.
Св-ва:
1) Юридическоеверховенство Конст. (обладает высш. юр. силой). Кроме того юр. верховенствоКонст. проявл. в том, что все законы и подзаконн. акты принимаются органамиуказ. в Конст. и в порядке установленном ею.
2) Конст. явл.основой, базой всей правотворческой и законотворческой деятельности соотв. S-в, т.к. нормы К. носят первичный, учредительный хар-р.
3) К.характеризует особый порядок принятия, внесения в нее поправок, изменений идополнений. (Простой закон принимается (изменяется) простым большинством членовзаконодат. органа, а Конст. поправки квалифицированным большинством).

11. Основные функцииКонституции.
                        Назначение и роль К. вобществе проявл. в ее функциях, т.е. осн. направлениях ее воздействия на чел.,общ. и гос., и на многообразные обществ. отношения.
Функции:
1)     Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структурыобщ. Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьбавводятся в опред. К. рамки.
2)     Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом иобладает по отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражаетее роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку.
3)     Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознаниелюдей, влияет на их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципыидеологического плюрализма, сосуществ. различных идеологий, кромечеловеконенавистнических)
4)     Организационная: выражается в формировании, организации идеятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как иосн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К.

12. Концептуальныеособенности Конституции РФ 1993 г.
                        Концептуальныеособенности К — это юр. и полит. сущностные отличия К. 93г. от прежних К. содной стороны и сходство ее осн. положений с К. современных развитых дем.гос-в.
Особенности:
1)    Логику построенияновой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права исвободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источниквласти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий тевопросы, ~ закреплены за ним в конституции.
2)    Текст К. 93 г.деидеологизирован, а в опред. смасле и деполитизирован, т.е. не политика вместоК. а политика в рамках К. => требованиестрожайшего следования в политике предписаниям К.
3)    Впервые в историиРоссии в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемость осн. прав исвобод чел.)
4)    К. по новомуформулирует форму гос. устройсва России — это федеративное гос-во, построенное наоснове смешанного принципа, национально-териториального, и териториальногоравноправия его S-в. + не предусматривается право выходаS-в РФ из ее состава.
5)    Заложенадостаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и повертикали (разграничение предметов ведения и полномочий).
6)    Новая К.действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а)испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д, исключающиепротиворечивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустимотказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретныхнорм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом.
7)    К. закрепляет РФкак социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере.
8)    К. сочетаетгибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок,касающихся конст. строя и основ правового статуса чел.
9)    Новая К.творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опытконституционного развития.

13.Внутренняя структура и содержание Конституции РФ 1993 г.
                         Структура К. это еевнутреннее строение, то из каких частей состоит ее текст, в какойпоследовательности они расположены, какова ее юр. значимость и роль. К. 93состоит из 3х частей: преамбула, 1 и 2 разделы.
Преамбула: самостоятельная часть К., в ~ формулируются цели иисторические условия появления К., ценности на ~ она базируется.
1й раздел: не имеет названия, состоит из 9 глав,137 статей: 1 глава — основыконституционного строя (сформулированы важнейшие К. принципы, на ~ строится ифункционирует Российское гос-во — принцип разделения властей, верховенства прави свобод чел., федерализма, народовластия, полит. и идеологич. плюрализма…) 2 глава — закрепляет основы правовогостатуса личности в РФ, закрепляет принципы российского гражданства, конституц.права, свободы, обязанности человека и гарантии этих прав. 3 глава — содержит нормы, закрепляющие гос. устройство, еготерриториальную организацию, федеративную форму гос. устройства, здесьзафиксирован состав РФ (89 S). Основы их КПстатуса. Суверенные права и компетенция РФ, разграничение предметоведения иполномочий. 4-7 главы — орг-ция госвласти РФ. Эту власть осущ-ют Президент, ФС, прав-во, суды. В этих главахсформулированы издержки, противовесы узурпации власти одной из ветвей власти.Законодат. власть осущ-ют Парламент РФ ФС, исполнительную — прав-во, судебную — суды. Президент координирует дея-ть всех органов гос. власти, обеспечивает ихсогласованное взаимодействие, хотя тяготеет больше к исполнительной. 8 глава — а такде нормы ст. 3, 12,  8, 9 закрепили местные основы самоупр-я РФ. 9 глава — конституц. поправки. II раздел включает заключит. ипереходное положение. Состоит из 9 пунктов, опред-щих порядок вступления К всилу, соотношение норм К и фед. договора, законов и др. п.а., а также фиксируютвременные рамки функционирования фогв, образованные до принятия К-93 г.

14.Поправки и пересмотр Конституции РФ.
Направовом уровне это регулируется специальным федеральным законом №33 «Опорядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ». 4 марта1998 и гл. 9 Конституции РФ.
ПересмотрКонституции: гл. 1,2,9. А в главах 3-8 могут вноситься поправки. Конституцияпредусматривает, в ст. 139, что пересмотру не могут подлежать гл. 1,2,9.Действующий российский парламент не может вносить поправки в эти же главы, т.к.эти главы содержат фундаментальные основы российского строя, прав личности(статуса) => изменить их может только народ => только созывомреферендума.
В ст.135 указано, что инициировать пересмотр гл. 1,2,9 парламент может и если онбудет поддержан..., то созывается Конституционное собрание, ~ и м. изменятьКонституцию, либо подтвердить неизменность Конституции. Если Конституционноесобрание одобряет изменения, то 2/3 голосов примут проект новой Конституции, либовынесут этот проект на референдум (всенародное голосование). Конституциясчитается принятой, если проголосует более 50% избирателей от участвующих, ноучастие — не менее 50% населения.
Поправки в Конституцию.
Их м.вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатамиФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие:законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона «З-н РФ о поправкеКонституции », ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституциязакрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, законсубъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. вКонституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии ипроцедурой принятия ФКЗ.
Чтобыпоправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затемэтот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самомначале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах).Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этомслучае.
Ст.65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесенияв нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новыйсубъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или м.б. изменен статуссубъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправким.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификациясубъекта РФ не требуется.
Атакже в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но неуказано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст. 65. Сейчасуказом Конституции суда эти изменения вносятся указом Президента.
15.     Прямое действиеКонституции РФ.
Этоозначает, что новая К РФ имеет высокую юр. эфф-т как акт непосредственногодей-я. Недопустим отказ любого суда или др. правоприменит. органа отприменения, реализации, конкретных норм К при разрешении ими конкр. юр. дел соссылкой на отсутствие разъясняющих или детализирующих текущих законов или др.н.а. (особенно это кас-ся норм. Гл. 2 «Прав и свободы человека игражданина»).
Какзакон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция оказываетнепосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти.Особенно следует отметить позитивное воздействие Конституции на укреплениестабильности институтов власти, хотя до достижения адекватности властныхструктур требованиям времени еще сохраняется «дистанция огромногоразмера».
СогласноК. ст. 15 п.1. К. РФ имеет высш. юр. силу, прямое действие и применяется навсей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должныпротиворечить К. РФ.
ТекстК. содержит указания на необходимость принятия ряда ФКЗ и ФЗ, действие ~ будетспособствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.
ПрезидентРФ издает НП акты, ~ не нуждаются в предварительном согласовании с центральнымиотраслевыми органами управления. Как гарант К. Президент обеспечивает ее прямоедействие, применение К. норм на всей территории РФ.
К.ст. 18 «права и свободы чел. явл. непосредственно действующими».

16. Механизм реализации Конституции РФ.
РеализацияК. это — обеспечение утвержденных прав и свобод человека, провозглашенногогражданского мира и согласия в РФ, утвержденной незыблемости демокр. основ Рос.гос-ва, обеспечение благополучия и процветания России. Формы реализации: 1) соблюдение (обязательное совершение действий,предусмотр. К. — ст.57 — налоги) 2) использован. 3) исполнение 4) применение К.норм. (удержание от запрещен. действий — ст.29п.5 — ценцура) (Соблюден. иисполнен. КН обеспечивается ст. 15 К.) Способыреализации: 1) обязывание (ст. 15 К.) 2) дозволение  (ст. 13 — плюрализм) 3) запрещение (ст. 15партии против гос. устройства). S-ты реализации: росс. народ, S РФ, органы гос. власти, изб. комиссии, депутаты… О-ты реализации: физ. лица; гос. органы;соц., полит., эк. структуры; гражданское общество…
Внастоящее время в РФ актуальна проблема реализации К, принятия действенных мерпо ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностнымилицами и гражданами. Причины:
-      правовой нигилизм граждан
-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.