Реферат по предмету ""


Экономические функции государства. Государственное регулирование экономики

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “ВИТЕБСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”Кафедраэкономической теории и маркетингаКурсоваяработа по макроэкономике
на тему:“Экономическиефункции государства. Формы и методы вмешательства государства в экономику”
Выполнила студентка гр.2Тэ-3
                                                                                                   Шпыркова В.Н.
                                                                                                  
                                                                                  Проверила   Смолянец В. С.
Витебск 2005г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...31 Государственное регулированиеэкономики………………………….…...5
1.1Государство как рыночный субъект…………………………………..5
1.2Понятия ипределы……………………………………………………...7
1.3Субъектыи объекты…………………………………………………...16
1.4Функции, формы и методыгосударственного регулированияэкономики…………………………………………………………………192      
2.1Правовыеосновы организации управленияэкономикой…………..26
           Антимонопольное законодательство………………………………..29
           Перераспределение доходов…………………………………………35
           Стабилизациямакроэкономического положения…………………..40
3      Финансоваяи денежно-кредитная политикагосударства…………….44
3.1 Финансовая политика………………………………………………..44
3.2Денежно-кредитнаяполитика……………………………………….57
4      Проблемы и ограничениягосударственного вмешательства…………64
Заключение……………………………………………………………………...66
ПриложениеА. Расходы республиканского бюджета пофункциональной бюджетной классификации Республики Беларусь на 2005год……………...68
ПриложениеБ. Доходы республиканского бюджета на 2005год…………...72Список литературы……………………………………………………………...74
 

Введение
В обеспечении нормальногофункционирования любой современнойэкономической системы важная рольпринадлежит государству. Государство на протяжениивсей истории своего существованиянаряду с задачами поддержания порядка,законности, организации национальной обороны, выполнялоопределенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономикиимеет долгую историю — даже в период раннего капитализма в Европе существовалцентрализованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентнымиставками и внешней торговлей. В современных условияхлюбое государство осуществляетрегулирование национальной экономики, с различной степенью государственноговмешательства в экономику.
По вопросам, в какихпропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковыграницы и направлениягосударственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов –от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.Однако необходимость выполнениягосударством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение входе «кейнсианской революции», котораясовершила переворот в классических воззренияхна рыночную экономику и доказала невозможность «самоисцеления» экономического спада.
Вне зависимости отгосподствующих экономических доктрин никто не снимал с национальныхправительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом,государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство используетширокий набор средств и методов воздействияна экономику, таких как бюджет, налоги, денежно-кредитнаяполитика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономическойсистеме, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известномсмысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики,государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было,государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствиеэтого, на развитие общества в целом. Таким образом, макроэкономическая политика и роль государства являютсяважной частью функционированияэкономики и, поэтому, заслуживают самого пристального внимания.
Целью данной курсовойработы является изучение роли государства в развитии экономикистран переходного периода, форм и методов государственного вмешательства.
Задачи курсовой работыследующие:
1)    изучение вопроса о государственномрегулировании экономики;
2)    изучение функций, форм и методовгосударственного регулирования экономики;
3)    изучение вопросов правовойорганизации экономики;
4)    определение роли финансовой иденежно-кредитной политики государства;
5)   ограничения государственного вмешательства в экономику.
1 Государственное регулирование экономики
1.1  Государствокак рыночный субъект.
Для того, чтобы начать анализ государственногорегулирования выясним, какую роль оно выполняетв рыночном механизме.
 Как рыночный субъект государство характеризуется тремяпризнаками:
1)Регулирующий субъект. Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории. Дело втом, что исходный пункт становлениярыночной экономики – ее освобождение от удушающих пут государства. И долгоевремя невмешательства государства всферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики каксистемы свободного предпринимательства. Однако, с 30-хгг. XXв. (со времен Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовалаактивного государственного регулированиякак условие ее социальной эффективности. Кейсианство и стало концепциейгосударственного регулированияэкономики. Однако, кейсианский инструмент – «фискальная»(налогово-бюджетная) политика – оказаласьнеадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х гг. сформировался новый подход – монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытаетсянайти более тонкий экономический механизм государственного регулирования (ДКП).
Проблемапорождена постоянными изменениями в экономике, требующими соотвестввующихизменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейсианство – это «вмешательство»,«хирургия», а монетаризм –«регулирование», «терапевтическое лечение».
2)  «Внерыночное происхождение государственногодохода». «Рыночным» являетсятакой экономический субъект, который получает постоянныйдоход, за счет которого осуществляетрасходы. Следовательно государство в той мере вовлечено в рыночную экономику, вкакой располагает доходом и производит расходы. Однако всятонкость в том, что природа государственного дохода уникальна – если исключитьограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государствавозникает как результат неэкономических действий – как следствиеперераспределения части доходов«первичных» рыночных субъектов (домохозяйств,фирм) в пользу государства. Это позволяетквалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект,экономическая сила которого всецелозависит от питающего государство частного бизнеса.
3)«Императивный статус государства». Государство – единственный субъект врыночной экономике, требованиякоторого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако этаособенность – жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибосоздает  «единые правила» поведения длявсех рыночных субъектов.
Императивностьпридает государственному доходу «обязательный»характер.
Основноймеханизм экономического вмешательства государства – «налоги», «закупки»,«платежи»:
Налоги– объективная необходимость, но ихпределы – проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса.
Трансфертныеплатежи – перераспределение части доходов государства в пользу определенныхсоциальных групп. Таким образом, трансфертные платежи не увеличиваютнациональный продукт, но изменяютструктуру личного потребления, а темсамым и структуру производства.
Правительственныезакупки также изменяют структурупроизводства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этомувеличивают национальный продукт. Государство всегда выступало особым  экономическим субъектом, так или иначеучаствуя в экономической жизниобщества. Оценка меры и последствий такого участиябыла и остается остро дискуссионнымвопросом экономической науки. 
1.2 Понятиеи пределы
Прирассмотрении проблем соотношениягосударства, права и экономики важное место занимает проблема механизмагосударственного воздействия илигосударственного регулированияэкономики. Данная проблема имеет нетолько теоретическое, но и практическое значение.
В отечественной изарубежной специальной литературе рассмотрению ее всегда уделялось особое внимание. И это не случайно, ибо оттого, как понимается, а главное, какприменяетсямеханизм государственного регулированияэкономики, во многом зависятрезультаты его деятельности,результаты экономического развитиястраны.
Сравнивая между собой механизмы государственного воздействия на экономику различных социальных систем и разныхстран, нельзя не видеть ихсущественного различия. Если,например, в социально-политических системах с высокоразвитыми рыночнымиотношениями преобладает косвенное вмешательство государства вэкономику путем правового регулированиядеятельности негосударственных органови организаций– юридических лиц, то всоциально-политических системах со слаборазвитыми или вообще неразвитымирыночными отношениями в силуобъективных и субъективных причин доминирует прямое государственноевмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельностигосударства в сфере экономики.
Ярким примеромнепосредственного воздействиягосударства на экономику в современном мире может служитьгосударственно-правовая практикаКитая. В действующей Конституции КНРв связи с этим особо закрепляется,что государство:
а) «неуклонно повышаетпроизводительность труда и эффективность экономики»;
б) «развиваетпроизводительные силы общества» путем повышенияактивности и технического уровнятрудящихся,распространения передовой науки итехники, совершенствования системуправления экономикой и управления предприятиями, «осуществленияразличных форм социалистической ответственности, улучшенияорганизации труда»;
в) «неуклонно проводит вжизнь режим экономики, ведет борьбу против расточительства»;
г) рационально распределяет средства накопленияи потребления, учитываетгосударственные, коллективные и личные интересы;
д) на основе развития производства постепенно улучшает ма­териальную идуховную жизнь народа;
е) на основесоциалистической собственности «осуществляетпла­новое хозяйство»;
ж) охраняет право собственности граждан на законные доходы,сбережения, жилище и «другуюзаконную собственность»;
з) с помощью «всестороннесбалансированных хозяйственных пла­нови вспомогательной роли рыночного регулирования»гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства; и др.[1].
В данном случае, равнокак и в других аналогичных, мы имеем дело с преобладающим прямым вмешательством государства в сферу экономики, спрямым его воздействием наэкономику. Государство при этом выступает не только в роли регулятора, но и в качестве непосредственного субъекта,участника экономических отношений. Оно не только устанавливает, но и своиминепосредственными действиямиосуществляет содержащиеся в издаваемыхим актах установки. Государство выступает, таким образом, одновременно икак исполнитель и как регуляторразнообразных отношений, возникающих в сфере экономики.
Разумеется, государство проявляетсятаким же двояким образом и во всехдругих случаях, практически прилюбой общественно-политической системе. Однако степень его регулятивной и непосредственно экономической деятельности, соотношение той и другой далеко невсегда бывает одинаковой.
Что же собой представляетгосударственное регулирование экономики?
Согласно устоявшемусямнению государственное регулирование экономики воспринимается как одно из проявлений(функций) государственного управления.Основной смысл и содержание его заключаетсяв установлении и обеспечениигосударством общих правил поведения(деятельности) субъектовобщественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихсяусловий.
Однако только этим неисчерпывается данная функциягосударственного управления. Онавключает в себя также всестороннийконтроль за выполнением требований, содержащихсяв нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координациюи установление общего направления деятельностиучастников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересови прав; определение и нормативноезакрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственнойполитике; установление порядка заключениягосударственных контрактов(договоров), порядка регистрации, лицензирования и т.п.
В качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционно выступают органыгосударственной власти и управления.В странах общего права (Англия, США,Канада, Австралия, Новая Зеландияи др.), где судебный прецедентрассматривается в качестве источникаправа, субъектами государственного регулированияэкономики могут выступать также и суды.
Общепризнанными правовыми формами государственногорегулирования экономикисоответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты.
Законы всегда имеютприоритетное значение. Республика Беларусь в этом плане не является исключением, однако, с двумяоговорками. Первая. Зачастую, незаконы, а указы Президента, согласно сложившейсяпрактике, имеют приоритетное значение в рядесфер жизни общества и экономики, включаяпроцессы акционирования,приватизации и др.
Вторая оговорка заключаетсяв том, что в РБ судебные прецеденты пока не являютсяправовыми формами государственного регулирования.Они постепенно создаютсяКонституционным Судом и требуетсявремя длятого, чтобы его решения сталипризнаваться в качестве источниковправа.
Во всех странахдейственными, хотя и весьматрадиционными инструментамигосударственного регулированияэкономической и других сфер жизни общества, являютсяналоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы и пр., которые в обязательном порядкетрансформируются в те или иныенормативно-правовые акты, в различные правовые формы.
С помощью данных средствгосударственного воздействия решаются не только вопросы пополнениягосударственного бюджета, финансированияразличных государственных программ, содержаниягосаппарата, армии, полиции и других государственных институтов, но и вопросыдотирования нерентабельных, ножизненно необходимых для общества игосударства сфер промышленности и сельского хозяйства,выделения и содержания приоритетных сфер экономики, перелива капитала изодной, менее приоритетной сферы экономики в другую, более приоритетную сферу идр.
Путем использования данных средств решаютсятакже вопросы привлечения или,наоборот, ограничения притока вэкономику страны иностранного капитала. Например, в РБ, законодательные иисполнительно-распорядительныеорганы государства приняли ряд нормативно-правовых актов, направленных наширокое привлечение в страну различных товаров из-за рубежа и иностранныхинвестиций.
Среди этих актов следуетвыделить Закон «О государственном регулировании внешней торговли» 1998 г.;«Инвестиционный кодекс РБ» 2001 г. и др.
С помощью этих и иных, им подобных актов, направленных насоздание благоприятных условий деятельности иностранных инвесторов в РБ, взаконодательном порядке закрепляется ихправовой режим, который, согласно Закона об иностранных инвестициях «не может быть менее благоприятным, чем режим дляимущества, имущественных прав и инвестиционной деятельностиюридических лиц и граждан РБ, за изъятиями, предусмотренными настоящимзаконом»; определяются объекты иностранных инвестиций и пути ихосуществления; провозглашаются государственные гарантии защиты иностранныхинвестиций.
В числе последних особовыделяютсягарантии от принудительных изъятий(национализации, конфискации и реквизиции) иностранных инвестиций; отнезаконных действий государственных органов и их должностных лиц; гарантии отизменения законодательства,ухудшающего условия инвестирования; гарантии беспрепятственногоперевода за границу платежей иностранных инвесторов после уплаты имисоответствующих налогов и сборов; гарантии использованияплатежей в белорусской валюте иностранными инвесторами на территории РБ идругие.
Государство в лицегосударственных органов власти направляетсвои усилия на привлечение иэффективное использование в народном хозяйствеРБ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техникии технологий, управленческого опыта. Средством достиженияэтих целей могут служить лишь традиционные длявсех стран, привлекающих в свою экономику иностранные инвестиции, материальные,финансовые, трудовые (дешевая рабочая сила) и другие им подобные рычаги. Особую роль приэтом играют благоприятные таможенныепошлины, льготные налоговые ставки, иные заниженные платежи. С 2005 г. в РБотменена ранее установленная льготапо налогу на прибыль в течение первых 3-х лет работы на территории РБ. С этогогода все иностранные и совместные организации уплачивают налог на прибыль поставке 24%.
В западной юридической, аеще больше– социально-экономической иполитической литературе и практике вопросам государственного регулирования экономики уделяется значительное внимание.
Следует обратитьвнимание, прежде всего на то, что современные теоретические модели государственного регулированияэкономики в западных странах подразделяются на двавида, в зависимости от основного субъекта, определяющегополитику регулирования.
Первая группа моделей исходит из того, что регулирующийорган (парламент, правительство и т.д.) играет центральную роль в процессеопределения политики регулирования. Согласно этой точке зренияосновные особенности регулирующего органа, оказывающие решаю­щее влияние на выработку политики– это узкопрофессиональный подход, специализированность,предпринимательский образ действий и т.п.
Вторая группа моделей исходит из того, что регулирующийорган находится под решающимвоздействием или господством «окружающей» среды. Согласно этому взгляду определяющимифакторами политики регулированияэкономики являются группы интересов, парламентские комитеты,различные экономические группы и комиссии, формирующие «окружающую» среду.
Оба эти взгляда, конечно же, характеризуются неполнотой, взаимосвязаныдруг с другом и взаимно дополняютдруг друга. Поскольку политика регулированияявляется совместным продуктом как государственнойбюрократии, так и «окружающей» среды, модели формированияполитики органом регулированиядолжны определяться и объясняться неединичными, а множественными факторами.
Государственноерегулирование экономики на Западе рассматриваетсяв теории и на практике обычно в неразрывной связис социальным, а точнее–социально-экономическим регулированием. Последнее предпринимается исключительно в целяхобеспечения безопасности граждан, ихздоровья, трудовой занятости и решениядругих социальных задач.
Предпринимаются также попытки выделения«чисто» экономического регулирования,касающегося проблем себестоимостипроизводимых товаров, их рыночных цен, проникновенияна рынок товаров, конкуренции и пр.
В зависимости отконкретных целей государственноерегулирование экономики, а вместе с ней и социальной сферы в западныхисточниках классифицируетсяследующим образом.
Экономическое регулирование. Оно подразделяется нарегулированиес общими и частными целями. Экономическоерегулирование с общими целями направлено на принятиеантимонопольных мер, на предотвращение концентрации экономической мощи в однихруках, на недопущении недобросовестных торговых операций ит.д. Экономическое регулирование с частными целяминаправлено на решение таких относительно определенных задач, как поддержкаприоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве,поддержка малого бизнеса, защита сельскохозяйственногопроизводства, рыболовства, развитие новых технологий и т.п.
Социальное регулированиепреследует цель страхованияжизни и здоровья граждан, охраныокружающей среды, предотвращениянарушений общественного порядка,оптимизации рекламы как показателясоответствия стандарту качествапродуктов (защита потребителя),усиления безопасности производства,стабилизации и развития системыпереобучения рабочих кадров,содействия благосостоянию населения,и т.д.
В зависимости от формгосударственного регулирования взападной литературе выделяются два его вида: политическое регулирование и такназываемое «законодательно-административное» регулирование. Под«законодательно-административным» регулированием понимается практическаядеятельность государственных органовпо администрированию системы управленияпутем издания различных нормативныхактов, а под политическим–государственное регулирование в области политики. Каждый из этих видовподразделя­етсяв свою очередь на ряд направленийгосударственного регулирования.
Так, «законодательно-административное регулирование» подразделяется натакие направления, какзаконодательное регулирование предпринимательской деятельности;регулирование различных видов подготовительных процессов в предпринимательстве;регулирование рыночных отношений с помощью антимонопольного законодательства;регулирование, связанное сземлепользованием отдельных лиц и организаций; административное регулированиецен; вмешательство государства в управление негосударственными предприятиями;регулирование всевозможных торговых операций; и др.
Политическое регулированиев зависимости от конкретной экономической ситуации взападной академической литературе подразделяется на такие направления,как специальный контроль над предпринимательской деятельностьюгосударственных органов; регулирование посредством чрезвычайных экономическихмер; регулирование посредством установлениядополнительных налогов с предприятий;регулирование через обычные налоговые инспекции; и др.
Помимо сказанного взападной научной литературе выделяются различные виды государственного регулирования в зависимости от функций предпринимательской деятельности. Среди них:
–регулирование, связанное с «входом и выходом на рыночные отношения» (установление юридического лица, разрешение навиды предпринимательской деятельности,закрытие предприятий);
–регулирование процесса строительствазаводов, фабрик и т.д.;
–регулирование производственной деятельности (производственное оборудование ипроизводственный процесс, объем производства, технологияпроизводства, цена, показатель качества и упаковка продукта, и др.);
–регулирование торговых операций(цена, количество, условияликвидации задолженностей, торговые партнеры, район торговых опе­раций, методторговых операций и т.д.);
–регулирование транспортировки ихранения товаров;
– регулирование, связанное с управлением кадрами и трудом (занятость, зарплата, благосостояние,обучение и переподготовка кадров и др.);
–регулирование, связанное с управлением финансами (создание фондов,использование фондов, управление финансами и налогова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.