Реферат по предмету "Культура и искусство"


Б.В. Иогансон о живописи маслом

Министерство Образования и НаукиРоссийской Федерации
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Курский государственный университет

Курсовая работа
На тему
Б. В. Иогансон о живописи маслом
Курск 2010

Содержание
 
Введение
Глава 1. Биография Б. В. Иогансона
Глава 2.Взгляды Б. В. Иогансонана живопись в условиях окружающей его действительности
2.1ПредставлениеБ. Иогансона о задачах искусства и об идеальном художнике
2.2 Взгляды Б. В. Иогансона наметоды преподавания живописи
2.3 Б. В. Иогансон о выборе сюжетакартины и работе над композицией
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
 
Выбор данной темыкурсовой работы был обусловлен моим интересом к тонкостям построения сюжетнойкартины. Борис Владимирович Иогансон был мастером этого жанра. Также его работыобладают большой живописной ценностью. Им написан ряд книг о живописи в помощьначинающим художникам, а также брошюр для самодеятельных художников, у которыхнет возможности брать уроки у мастеров. С некоторыми его книгами я былаознакомлена в ходе моей учебной деятельности, остальную часть я решила изучитьпри работе над данным исследованием. В историю советской живописи Б. В.Иогансон вошел как крупнейший мастер историко-революционной картины. Творческоеразвитие Иогансона совпадает с основными этапами становления советскогоискусства. Он принадлежит к тому поколению художников, которые начали своюсознательную жизнь вместе с Великой Октябрьской социалистической революцией.Революция определила содержание творчества Иогансона и направила его на путьсоциалистического реализма.
Кроме того, Б. В.Иогансон занимался преподавательской деятельностью, а это близко мне в светемоей будущей профессии, я решила изучить его методы преподавания рисунка иживописи.
В моей курсовой работебудут рассмотрены такие аспекты, как:
1.        Биографияхудожника
2.        Взглядыхудожника на живопись в условиях окружающей его действительности
а.        ОпределениеБ. В. Иогансоном понятия «идеальный художник»
б.        Пониманиехудожником методов преподавания живописи
в.        ВзглядыБ. В. Иогансона на выбор сюжета и построение композиции картины
Результаты моегоисследования будут содержаться в заключении.
 

Глава1. Биография Б. В. Иогансона
 
Б. В. Иогансон родилсяв 1893 году в Москве в семье служащего.
«Мои годы не былигодами счастливого детства»[1], — писалвпоследствии художник. Неприглядный быт царской окраины, бедные обездоленныелюди, чиновники, спившиеся актеры, побои, скандалы, раздирающие душу сцены,вплоть до поножовщины,— все это мог наблюдать он в раннем детстве.
«Картины мрачнойдействительности, — рассказывает художник,— заставляли меня всматриваться влюдей и искать разгадки — почему одни живут хорошо, весело, богато, а другиевынуждены влачить жалкое существование. Разгадка эта пришла ко мне значительнопозднее»[2].
С детских летнакапливались у будущего художника острые драматические жизненные впечатления,рос интерес к человеку, к его судьбе. Позднее, в зрелые творческие годы, когдахудожник начал работать над своими большими историческими картинами, этот запасвпечатлений явился ценнейшим материалом для его работ.
Рано обнаружилась умальчика склонность к живописи, и его отдали в студию художника Келина, котораяи явилась для него первой настоящей художественной школой.
На всю жизнь сохранилИогансон память о первом посещении Третьяковской галереи.
«Я никогда не забудупервого впечатления, когда я семилетним ребенком попал в Третьяковскую галерею.Оно было настолько сильно и глубоко, что впоследствии каждое воскресеньеявлялось для меня праздником, потому что можно было провести в галереенезабываемые часы… Все это волновало, словно читал захватывающую книгу орусской жизни»[3].
По словам художника,Третьяковка стала «местом воспитания». Здесь он начал думать о высокомназначении искусства, о связи художника с жизнью, о честном и благородномслужении интересам народа.
В 1913 году Иогансонпоступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А. Е.Архипова, Н. А. Касаткина, а главным образом у Константина Коровина, блестящегоживописца, влюбленного в природу.
В 1918 году Иогансонзакончил Училище и был мобилизован в Красную Армию. Суровая, ничем неприкрашенная правда жизни открылась перед художником. Он видел героизм имужество народа, защищающего свою землю. Он видел белых офицеров, их зверинуюжестокость и ненависть к большевикам. Вернувшись в Москву после демобилизации,Иогансон сразу же включился в активную художественную жизнь столицы.
Когда в 1922 году быласоздана Ассоциация художников революционной России (АХРР), Иогансон стал еечленом. На выставках АХРРа стали появляться картины молодого художника. В 1922году он написал картину «На борьбу с разрухой». Но как мастер жанровой картиныон по-настоящему раскрылся в 1928 году, когда им были закончены картины«Узловая железнодорожная станция в 1919 г.», «Советский суд» и «Рабфак идет»(Прил, рис.3). В них художник обращался к важным проблемам времени.
В сложной сюжетноймногофигурной картине «Узловая железнодорожная станция в 1919 г.» с беспощаднойправдой рассказано о суровой эпохе гражданской войны, о тех тяжелых испытаниях,которые выпали на долю нашего народа.
Накопив профессиональныйопыт, Иогансон приступает к осуществлению новых творческих замыслов, квоплощению глубоких и больших идей.
Картины «Допроскоммунистов» (Прил, рис. 2) и «На старом уральском заводе» (Прил, рис. 4),выполненные Б. В. Иогансоном в 30-е годы, явились значительным этапом не тольков его творчестве, но и в истории всей советской живописи.
Борьба классов, борьбанового со старым определила их основное содержание. Показывая столкновение двухпротивоположных миров в ожесточенной классовой борьбе, художник сумел передатьглавное: несокрушимость и торжество идей коммунизма.
В 1950 году Б. В.Иогансон вместе с группой живописцев написал большое монументальное полотно«Выступление Ленина на III съезде комсомола», удостоенное Государственнойпремии.
Иогансон не толькоталантливый художник, но и видный общественный деятель, крупнейший педагог,воспитатель молодого поколения.
Состоял в АХРР с 1922по 1931 годы. С 1937 по 1961 годы преподавал в Ленинградском Институтеживописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, с 1939 — в качествепрофессора. С 1964 года преподавал в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.
В 1943 вступил вВКП(б). С 1953 года был вице-президентом, а с 1958 по 1962 годы — президентомАкадемии художеств СССР. С 1965 по 1968 годы занимал пост Первого секретаряправления Союза художников СССР.
С 1962 года Иогансонбыл главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира»
Художник скончался 25февраля 1973 года в Москве.
 

Глава2. Взгляды Б. В. Иогансона на живопись в условиях окружающей егодействительности
 
2.1Представление Б. Иогансона о задачах искусства и об идеальном художнике
 
Являясь истинносоветским художником, Иогансон считал, что искусство должно служить народу.Ввиду этого перед художником, по мнению Бориса Владимировича, стоял ряд задач.Во-первых, советское искусство должно было быть понятным народу, и, кроме того,быть близко ему. Поэтому художник должен был быть мобильным, жить в современномему обществе, чутко отзываться на происходящие в нем явления. Кроме того, советскийхудожник должен был быть образованным, всесторонне развитым человеком. Ондолжен был быть в постоянном развитии, чтобы уметь избирать по-настоящемунужные и стоящие темы для своих работ. Произведения искусства действуют на ум исердце зрителя, содержат большую идею. Они волнуют человека, потому чтопередают человеческие чувства, и зритель узнает эти чувства и сопереживаетгероям картины. Часто случается так, что художник цепляется за какую-томелочную проблемку, и, не вдаваясь в ее истинные причины, отображает ее в своейкартине. Такие работы иной раз находили понимание и отклик в народе, но стоитпомнить, что искусство – понятие высокое и оно должно не столько потешитьнарод, сколько его развивать, учить уметь видеть мир вокруг не поверхностно, апонимая истинную природу и назначение вещей. Темы для картин не нужнопридумывать, высасывать из пальца, так никогда ничего путного не выйдет. Темыдля работ рождает сама жизнь, и чувствующий ее художник всегда откликнется нанее. Задача художника – показать противоречие жизни, дать понять, что плохо, ик чему нужно стремиться. Однако стоит придерживаться в этом чувства меры,соразмерности.
Художник должен истиннолюбить свое дело, посвящать ему всю свою жизнь. Он должен любить жизнь вокругсебя и искренне переживать за происходящее вокруг. Работа художника не должнабыть рутинной обязанностью, иначе у такого художника никогда не выйдетпо-настоящему жизненных работ. Вся жизнь художника должна быть подчинена егоделу.
Художник не должен бытьремесленником, не должен бездумно, по привычке, штамповать картины. Не нужнотакже художнику считать, что мастерство есть что-то единожды и навсегдадостигаемое. Он должен постоянно быть в творческих поисках, постоянносовершенствоваться. Накопление жизненного материала само приводит к тому, чтона его основе начинает жить сюжет картины. Б. Иогансон советовал художникам,особенно начинающим, всегда носить с собой сделанную на куске картона раскладкувсех имеющихся красок и, увидев понравившийся мотив, с помощью нее приблизительнопредставить, из каких красок должен мешаться тот или иной цвет. Это поможетточнее воспроизвести понравившееся состояние, ведь возможности поймать точнотакое же еще раз, скорее всего, не представится, а пытаться запомнить цвета иих сочетания начинающему художнику бесполезно.
Большую значимость Б.Иогансон придавал умению видеть все сразу, то есть умению «распускать» свойвзгляд. Отсутствие этого умения приводит к отсутствию пространства в картине.Если художник последовательно списывает, видя «впритык», передний план, потомсредний и, наконец, дальний, то плановости у него не выходит как таковой.Задние планы лезут вперед, находятся в одной плоскости с передними, и врезультате в работе нет жизни. Лекарство от этого – умение целостно видетьнатуру. Пытаясь добиться иллюзорности, списывая с натуры все по крупинке,художник никогда не добьется правдоподобности. Нужно понимать законы природы.Вдалеке никогда не будет видно деталей так же четко, как и вблизи, на заднийплан нужно смотреть через передний, тогда получится передать жизненную правду.Так же и с любым другим жанром, будь то натюрморт, портрет или большая сложнаяпо композиции сюжетная картина.
В исполнении картиныхудожнику очень важно уметь, как говорил В. Серов, «спрятать пот», то естьсоздать впечатление легкости написания. Здесь можно сказать о выделяемых Б.Иогансоном двух путях законченности картины. Один путь – ведет к подлиннойзаконченности, а второй – к «приконченности». Первый путь – путь обобщенноговидения и разбора деталей через это, а второй – доскональное копирование снатуры.
Картина, по мнению Б.Иогансона, сравнима с романом в литературе, только она сложнее. В романедействие разворачивается во времени, а в картине представлен один момент, и,тем не менее, должно быть понятно и то, что было до этого, и то, что будетпотом.
Но все же главным вработе художника является его любовь к своему делу, его целеустремленность;талант – он дается от природы, какой уж есть, а главное – то, что человек можетизменить, его труд. Человек, влюбленный в свое дело, постоянно совершенствующийсебя в нем добьется гораздо большего, чем талантливый и упивающийся своимталантом, считающий, что все, чего можно достичь, уже достигнуто. Очень важнопри работе художника пытаться передать впечатление, забыв себя как художника,как мастера. Как говорил П. Чистяков, «подходить к натуре надо робко, а делатьсмело», сохранять состояние «воодушевленного хладнокровия». Очень важно передаватьвпечатление от натуры, эмоции, а не пытаться заменить все одним голыммастерством.
Художник должен бытьлюбопытен. Его должно интересовать все, происходящее вокруг него. Только тогданакапливается в его душе материал, который впоследствии выльется на холстыработами на достойные темы.
Не стоит художникам, помнению Б. Иогансона, работать только ради живописности. Он критикуетимпрессионизм как течение безыдейное, что, конечно же, было недопустимо вусловиях советской пропаганды. Нужны были художники, искренне верящие в правотудела партии, и Борис Владимирович Иогансон был как раз таким художником. Он былпросто заражен идеей строительства нового коммунистического общества.Искренность его мнения на этот счет не подвергается сомнениям. Он был вернымслужителем Партии и того же требовал и от подрастающего поколения молодых художников.
Как истинный сын своейстраны, страны, где всюду насаждался коллективный труд, он попробовал работатьв коллективе. Одним из его опытов подобной работы над картиной была написаннаявместе с Д. Тегиным, В. Соколовым, Н. Чебаковым, Н. Файдыш-Крандиевской картина«Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола» в 1950 году. Об этом опыте онотзывался положительно в своей книге. Он пишет, что успех коллективного трудазависит, прежде всего, от удачного подбора работников. Во-первых, они, конечно,должны быть талантливы. Во-вторых, и в главных, необходимо, чтобы художники«любили не себя в искусстве, а искусство в себе, понимая это как служениехудожника народу»[4]. Еслиудается создать такое содружество мастеров, то успех работы обеспечен, считаетБ. Иогансон. А третье условие успешности затеи – абсолютно авторитетныйруководитель бригады, за которым остается решающее слово. Каждый член бригадыдолжен вносить свои предложения, они должны коллективно обсуждаться, нопоследнее слово должно оставаться за руководителем.
Касаемо художественногообразования в Советском Союзе, Б. В. Иогансон справедливо полагал, чтозаниматься педагогической деятельностью в обязательном порядке должны всевиднейшие художники. Кроме того, они обязательно должны быть практикующимихудожниками.
Б. Иогансон считал, чтоследует ввести метод коллективного преподавания, который применялся ранее вАкадемии художеств. Некоторые преподаватели противятся этому, так как боятсязапутать студентов разными подходами к рисованию у разных преподавателей. Но Б,Иогансон возражал на это тем, что при правильной выучке и подходы будутразниться всего на чуть-чуть, и то это лишь обогатит обучающихся, так каккаждый художник в своей творческой деятельности открывает что-то новое, чемможет поделиться со студентами. Также Б. Иогансон предлагал часы, посвящаемыеаудиторным наброскам, потратить на рисование по памяти, а наброски оставить длядомашнего выполнения, так как с этим студенты прекрасно справляются и дома. Б.Иогансон придавал огромное значение памяти художника.
2.2Взгляды Б. В. Иогансона на методы преподавания живописи
 
Прежде всего, Б.Иогансон говорит о проблемах художественного образования в СССР и онаправлениях, в которых нужно двигаться для их решения. В числе первых проблемон называет неправильные методы преподавания рисунка в некоторых художественныхвузах. Главным в рисунке Борис Владимирович считает умение видеть цельно – инатуру, и свою работу. Это – то обязательное, без чего студент никогда нестанет настоящим художником и что должны преподаватели донести до студентов впервую очередь. Умение не «ползать» по контурам, не работать путемпририсовывания одного фрагмента к другому, а работать от частного к общему,видя при этом всю работу сразу, является важнейшим умением художника. Этоумение позволяет достоверно передавать явления, наблюдаемые в натуре, вприроде. По мере усложнения заданий в подготовке художника это умение начинаеттребоваться все острее. Если при рисовании простой гипсовой фигуры его отсутствиеможет остаться незамеченным, то при переходе на портрет без умения грамотносоподчинять одни части другим правдоподобности и сходства не добиться.
Это же важно развиватьв будущих художниках и при занятиях живописью. Так, Б. Иогансон приводит примерс написанием уже более сложной натурной постановки, состоящей из обнаженнойнатурщицы, новой светлой табуретки, драпировки, близкой по цвету к цвету кожинатурщицы, но немного зеленей, и черной бархатной драпировки. Художник, укоторого не развита способность цельно видеть всю постановку, будет писать,глядя «впритык», сначала одну драпировку, потом одно тело, одну табуретку. Онбудет стараться рассмотреть тончайшие нюансы цвета, а в результате получитодинаковый цвет на всех трех предметах постановки. Такого студента нужнонаучить правильному ведению живописной постановки, помочь ему научиться писатьвсе в сравнении друг с другом.
В методе веденияживописной работы Б. Иогансон придерживается методу одного из своих учителей,К. Коровина. Начинать работу следует с нахождения цвета самой темной тени.Затем, в сравнении с ней, брать тень посветлее и так, постоянно сравнивая ихдруг с другом, сделать подмалевок всех теней картины. Затем так же, начиная ссамого темного, взять полутона, все время сравнивая их и между собой и, навсякий случай, с тенями. И, наконец, в той же последовательности, подмалеватьсвета. Такой метод начинания живописной работы позволяет не впасть в разбел изатеять сочную по тону работу. Белила в подмалевке Борис Владимировичиспользовать не советовал. Вместо этого он предлагал использовать загустевшеемасло. Его следует втереть тыльной стороной руки в холст тонким слоем, так,чтобы оно не текло, но чувствовалось, а затем размазать красочную смесь нужногосостава поверх до нужного уровня светлоты. Это позволяет не впасть уже вподмалевке в излишнюю разбеленность. Для подмалевка не следует брать слишкомсложные смеси.
Затем начинается болеедетальная проработка. Б. Иогансон сравнивал этот метод ведения работы – отобщего к частному – с камнями. Сначала художник как бы находит крупные камнидля мозаики, Затем каждый крупный камень дробит по цвету и тону на детали, начасти все более и более мелкие. Но при этом живописец не должен забывать оцелом, чтобы не разбить единство работы. Говоря о единстве в работе он имеет ввиду единство не искусственно созданное, как понимается оно некоторымихудожниками (одно время ради создания такой мнимой целостности в работенекоторые мастера добавляли во все смеси краску смолистого происхожденияасфальт, которая объединяла все полотно серебристой гаммой), а единство,созданное благодаря передаче жизненной правды, умению видеть целостно и эту,имеющуюся в природе, целостность, переносить на холст.
Очень большую роль Б.Иогансон уделял палитре. По его мнению, идеальная палитра должна быть округлой– так легче упорядочивать краски, она должна быть белой – чтобы можно былоточно намешать цвет. На палитре должна быть четкая организация и порядок.Палитра должна быть чистой, ее следует мыть и досуха вытирать после каждогосеанса письма, чтобы при письме не задумываться над тем, где найти свободноеместо, чтобы намешать новую смесь. Краски на палитру следует выкладывать такжев строгой последовательности, чтобы привыкнуть к их расположению и не тратитьвремя на поиски нужного цвета во время сеанса письма. Нет ничего хуже, чем вовремя прилива вдохновения вместо работы заниматься чисткой палитры от наслоениясмесей от предыдущей работы — так писал Борис Иогансон и с этим я от душисогласна, испытав подобные ситуации на собственном опыте. Опытные художникирасполагают рядом те цвета, которые наиболее часто используются в смесях, но укаждого они индивидуальны, поэтому ничего конкретного по этому поводупосоветовать нельзя, можно лишь дать общие рекомендации. Б. Иогансон советуетрасположить краски на палитре в следующей последовательности (по часовойстрелке): сиена жженая, умбра натуральная, марс коричневый, марс фиолетовый,ван-дик, кисеельская коричневая, кость жженая, пурпурная темная, ультрамарин,кобальт, кадмий зеленый, кадмий лимонный, кадмий светлый, кадмий темный, кадмийоранжевый, кадмий красный, кадмий пурпурный, кобальт фиолетовый светлый, кобальтфиолетовый темный, неаполитанская желтая, охра, сиена натуральная, марсоранжевый. Белила следует выложить посредине, ближе к верхнему краю палитры. Лучшевсего иметь палитру большую, чтобы на ней хватило место для всех искомыхсмесей, а также для шкалы разбелов красок. Начинающим художникам Б. Иогансонсоветует нанести по краям палитры все имеющиеся цвета в разбеле. Эта шкаладолжна быть нанесена один раз и хорошенько высушена. Свежую краску следуеткласть рядом с соответствующим образцом в разбеле, ближе к середине палитры, помере надобности. Прежде, чем начать намешивать цвет, следует определить, изкаких красок он будет состоять, учитывая цвет каждой отдельной в смеси сбелилами, в этом как раз и поможет нанесенная по краю палитры шкала.
Кроме того, Иогансон,по примеру художника, у которого ему довелось учиться – Константина Коровина,советовал на палитре же, прежде, чем переносить на холст, находить все цветовыесочетания. Для того, чтобы вернее передать имеющийся в натуре цвет, следуетнайти к нему точное окружение. И все это следует проделать на палитре, и лишьзатем аккуратно перенести на холст. Палитра должна составлять в грубом видеподмалевок к картине. Впоследствии, после переноса нужных цветов на холст, напалитре на их местах все равно остаются остатки цвета. К ним-то и следует,приписывая, осуществлять дальнейшие поиски. «Палитра – это своего родагенеральная репетиция перед спектаклем»[5] — пишетБ. В. Иогансон.
Что касается техникиживописи маслом, Б. Иогансон придерживался мнения о том, что лучшей являетсятехника а-ля прима. Эта техника предполагает письмо маслом в один слой, безповторных прописок. При выполнении работы в этой технике краска не жухнет, нетемнеет, остается в наиболее выгодном состоянии. Однако, эта техника являетсяочень сложной и доступна только очень опытным мастерам. Кроме того, программахудожественных вузов предполагает многосеансное выполнение работ. Примногосеансном письме добиться отсутствия прожухания краски можно путемприменения некоторых хитростей, о которых я напишу немного ниже.
Под живопись Б.Иогансон рекомендовал грунтовать холст всегда самостоятельно, не доверяясьфабричным или другим частным грунтовщикам, так как быть уверенным в качествегрунта можно только в этом случае и только так можно обезопасить свое будущеетворение от преждевременного разрушения ввиду неправильной грунтовки. Рецептовгрунта есть множество (масляный, эмульсионный, клеевой и т. д.), выбор того илииного зависит от опыта и вкуса, но обязательно он должен быть приготовленсамостоятельно. Особо Б. Иогансон рекомендовал применять темперную подготовкухолста вместо масленого подмалевка, так как она дает несравнимую свежесть выполнения.Кроме отсутствия прожуханий краски при применении этого метода появляетсявозможность ведения работы маслом по частям, ориентируясь на темпернуюпрописку. Тем же, кто все же предпочитает масляный подмалевок, Б. Иогансонрекомендует хорошо его просушивать, прежде, чем приступать к письму.
Вопреки мнению многихначинающих художников, масляная живопись – утверждает Б. Иогансон – так же, каки акварельная, не терпит больших переписок. Художнику следует знать, чтомасляная краска окончательно высыхает только почти через сто лет. Поэтому примногослойном письме следует понимать, что написанный накануне слой толькокажется сухим из-за образовавшейся сверху тонкой пленки (сухими могут бытьтолько очень тонкие и высушенные на солнце слои). Положенный на такойпсевдосухой слой мазок отдает предыдущему все связующее вещество, а сам из-заэтого жухнет, сереет. Во избежание этого можно применять ряд хитростей. Есликраска засохла при пастозном письме, то Б. В. Иогансон советует счистить скольковозможно, но не нарушая грунта. Сделать это следует даже в том случае, еслислой сильно засох, это разрушит пленку. Для этого можно пользоваться лезвиембезопасной бритвы. Затем следует протереть поверхность краски чесноком илилуком. Сок этих луковиц дает возможность новую прописку с нижележащим слоем. Адалее Б. Иогансон советует, опять же, использовать сгущенное масло. Его следуетналожить мастихином на протертое чесноком место и растереть тыльной частьюладони, чтобы масло только чувствовалось. И затем можно приступать к письму.Такое, часто рекомендуемое Борисом Владимировичем, густое масло можно получить,налив льняное или очищенное подсолнечное масло тонким слоем на блюдце ипоставив на солнце на два-три дня. Полученное масло гораздо светлее исходного,его можно использовать, если предыдущий слой засох. Если же в него еще можновписывать, то нужно вписывать. Если же он «стал», то лучше немного подсушитьего и проделать описанную выше операцию с соскабливанием, чесноком и маслом.
Для разбавления масла впроцессе письма Б. Иогансон рекомендует использовать т. н. «тройник», смешанныйв следующей пропорции: треть лака, треть масла и треть скипидара.
Приступая к работе,следует начинать с рисунка. Лучше, если рисунок будет фиксированным, так, чтобыпри необходимости сняв наложенный красочный слой, можно было его увидеть. Дляэтого Б. Иогансон рекомендует сначала выполнить рисунок мягким непрессованнымдревесным углем, поправляя огрехи, «сбивая» их тряпкой, а за обвести важнейшиеконтуры черной тушью и, после ее высыхания, стряхнуть тряпкой весь уголь. Личноя предпочитаю закреплять сделанный предварительный рисунок жидко разведенноймасляной краской, близкой по тону цветам, имеющимся в натуре. При записываниитакой рисунок не сохраняется, но если приходится оставлять участок, написанныйполупрозрачно в подмалевке, черные контуры не выбиваются из необходимой силытона.
Однако Б. В. Иогансонсоветует начинающим художникам посвятить какое-то время «мазне», чтобыпочувствовать краску, посмотреть разные цвета в смесях, привыкнуть к ним. Притаком подходе тщательный предварительный рисунок можно и не делать.
Говоря о представленияхБ. Иогансона о цвете важно отметить его отношение к системе передачи цвета Н.П. Крымова. Система вышеупомянутого художника заключается в том, что живописьесть передача тоном (плюс цвет) видимого материала. Тоном он называет степеньсветосилы цвета. Б. В. Иогансон резко критикует такой подход. Согласно теорииН. Крымова, верное видение тона более важное для художника, чем видение цвета,так как является более сложным. В доказательство своих слов он предлагает написатьсветофор. Любой человек сможет написать верно цвета, однако передать разницумежду ними в тоне подвластно далеко не каждому. Б. Иогансон заочно полемизируетс ним, утверждая, что цвет неотделим от тона. Если верно найти тон, а потомлишь подкрасить его цветом, то получится не жизненно. Для того, чтобыполучилось правдоподобно, необходимо найти красочную смесь нужного тона иположить в нужное место.
2.3Б. В. Иогансон о выборе сюжета картины и работе над композицией
Говоря о достойных дляизображения на холсте темах, Борис Владимирович Иогансон проявляет свои истинносоветские взгляды. Достойной для него является та тема, которая воспеваетвеличие советского человека и его труда. Ввиду этого наиболее уважаемым им жанромявляется сюжетная картина. В своих книгах Борис Владимирович поминутно ведетанализ и дает оценку картинам современных ему художников, а также любимых иуважаемых им старых мастеров как по живописному исполнению, так и по композиционномурешению. Из этих анализов можно понять, что в произведениях искусства он ценитжизненную правду, переданную всеми возможным способами. Это и отображениехарактера, внутреннего мира у изображаемых людей, даже в массовке, и подчинениевсего композиционного строя картины единому замыслу, и отсутствиепереусердствования с выбором темы – она должна подсказываться художнику самойжизнью. Говоря о том, что надо учиться у мастеров, Б. Иогансон подразумевает невнешнее слепое подражание манере, а глубокое изучение построения каждогоконкретного произведения. Если хочешь научиться чему-то у художника, надопопытаться стать им. Нужно мысленно воспроизвести путь мысли мастера при работенад картиной. Попытаться понять, какие задачи он пытался решить, какиетрудности преодолевал и какими способами. Только тогда от этого будет польза.
Также Б. Иогансонупоминает и свое отношение к технике исполнения. Многие молодые художникиполагают, что технике нужно учиться и когда ты ей овладеешь, то дело в шляпе, илюбой рисунок будет тебе подвластен. Борис Владимирович замечает, что такойподход является в корне неправильным. Все великие мастера, работая над той илииной картиной, задумывались, прежде всего, о воплощении замысла, идеи, своихчувств, впечатлений на работе, а техника приходила сама в подчинении и в теснойвзаимосвязи с замыслом.
Однако, понимая техникуво взаимосвязи с замыслом, не стоит, считает Б. Иогансон, впадать в одну лишьформальную передачу своих чувств и впечатлений. Все же мастерство художника,крепкая школа реалистического отображения действительности должна иметь место укаждого художника. В. Серов имел специальный термин для обозначения мастерства,ремесла художника – рукомесло. Этот термин узнал и Б. Иогансон от своегоучителя П. Келина, который был учеником Серова.
Любимыми художниками Б.Иогансона были передвижники, а особенно – И. Репин. Передвижники имели свежийвзгляд на жизнь, отображали на полотнах остросоциальные темы, они первые последолгого перерыва вновь стали наполнять живопись колоссальным смыслом, что, по мнениюБ. Иогансона, всегда было свойственно русскому искусству. Однако Б. В. Иогансонпрекрасно понимает и то, что перед тем, как стать самостоятельными художниками,самые видные передвижники прошли академическую выучку и имели твердуюреалистическую школу за плечами, что и позволило им так гениально решать наполотнах затрагиваемые ими проблемы.
Также Б. В. Иогансонрезко критиковал деятельность представителей формалистических течений. Онобвинял их в отсутствии идеи и увлеченности голым эстетством. Творчество такиххудожников, по его мнению, не отвечает коренным задачам советского искусства, апотому не имеет права быть. В числе представителей любителей формализмаИогансон критикует и «Союз русских художников», как безыдейное течение, однакоотмечает и их положительное влияние на палитру художников, ее обогащениесвежестью красок. Также за увлечение импрессионизмом он критикует и поздние работысвоего учителя, К. Коровина. Увлеченность этюдизмом в современном емухудожественном обществе он объясняет леностью, нежеланием длительно работатьнад полноценной картиной. Также Иогансон характеризует живопись импрессионистовкак «уголковую», интимную, что, по его мнению, недопустимо ввиду идеологиисоветского общества, предполагающей передачу масштабности происходящих в странесобытий. Куда ближе ему в этом плане пейзажная живопись все тех жепередвижников, с ее панарамностью.
Говоря о представленияхБ. Иогансона об идеальной композиции, следует, прежде всего, отметить, какоебольшое внимание он уделял целостности. «Первый признак совершенства композиции– когда содержание картины читается сразу и на большом расстоянии»[6],пишет Б. В. Иогансон. Здесь в помощь художнику в передаче замысла картиныприходят контрасты. Они помогают выделить главное. Остальное должно подчинятьсяэтому «главному», помогать ему раскрыться. Большую роль в этом играет раскладкапо цветовым пятнам. В этом важно соблюдать принцип соразмерности фигур, деталейк целому. Также крайне важно, по мнению Б. Иогансона, передавать внутренний миручаствующих персонажей, они должны обладать характером, личностью, т. е. бытьживыми. Он критикует натюрмортный подход при изображении людей. Изображенныегерои должны иметь типические характеры и изображаться в типическихобстоятельствах, чтобы быть узнанными народом. Все должно писаться с натуры, нообразы героев должны быть найдены типажными. Это подводит нас к рассмотрениюпредставления Б. В. Иогансона о работе над картиной.
Лучше всего, считает Б.Иогансон, работать над несколькими картинами параллельно. Это позволяетотвлечься от работы и через какое-то время вернуться к ней со свежим взглядом.При работе над картиной сначала должна родиться идея. Ее не надо вымучивать,высасывать из пальца. Идея картины сама родится из накопленного художникомопыта, из жизни, его окружающей. Затем начинается работа над композиционнымстроем картины. Он должен быть подчинен замыслу. Логическое мышление здесьсотрудничает с интуицией – считает Б. Иогансон. Рационально при построениикомпозиции картины поработать над силуэтами. «Соединение двух начал: силуэтатемного на светлом и наоборот – светлого на темном с глубиной пространства –наиболее совершенный принцип реалистического искусства.»[7]Законы силуэта те же, что и законы живописи. Главный из них, по мнению Б.Иогансона, — единство противоположностей. «Одинаковость стоящих рядом силуэтовтак же противопоказана искусству, как и одинаковость стоящих рядом тонов,долженствующих разниться друг от друга». Только после полностью законченногоэскиза следует начинать дальнейшую работу над картиной. Далее идет поиск,подбор типажей на героев картины. Следует писать этюды с натуры, стараясь какможно точнее, доскональней передать натуру. Не беда, считает Иогансон, еслиэтюд получится суховатым. Свежесть здесь далеко не главное, главное –достоверность. При цветовом решении картины важно принимать во вниманиедекоративность для большего воздействия на зрителя. Однако одной декоративнойясности, конечно, не достаточно. Картину еще предстоит «оживить» переживаниямигероев, их чувствами, взаимосвязью.
Но хорошо сделатькартину художник, по мнению Бориса Иогансона, может только в том случае, если«его сердце зацепит близкая ему лично тема»[8].

Заключение
 
В результатепроделанной мной работы была изучена биография и творчество виднейшегохудожника Советского Союза, работающего в жанре сюжетной картины. На основеэтого были сделаны выводы о мыслях художника по поводу таких проблем, как:
1.        Задачи,стоящие перед художником в СССР и их сходство с задачами современного художника
2.        Методыпреподавания живописного искусства
3.        Особенностивыбора сюжета и подчинения ему композиции картины
Под задачами искусстваи художника, как его носителя, Б. В. Иогансон понимал, во-первых, служениенароду. Этой цели, по его мнению, должны быть подчинены все остальные. Художникдолжен быть образованным, чтобы остро ощущать проблемы современности иотображать их на полотнах. Он должен обладать художественным вкусом ипосредством своих картин развивать его в советском народе
В методах преподаванияизобразительного искусства студентам художественных учебных заведений Б. В.Иогансон придерживался взглядов П. Чистякова. Главным умением, которому нужнонаучить студентов, является цельное видение. Также большое внимание он уделяеторганизации во всем, начиная от палитры и заканчивая технологией и методикойведения работы над живописным полотном. В методе ведения живописной работы онуделяет особую роль умению цельно видеть и, как результат, в процессе письма постоянносравнивать тени с тенями, полутона с полутонами, света со светами. Присравнении необходимо выявить различие в тоне (светосиле) и оттенке цвета.
Особенности выборасюжета Б. В. Иогансоном подчинены задачам искусства в служении народу исоциалистической партии. Ввиду подчеркнуто масштабных преобразований общества итемы он предлагает избирать не личные, интимные, а масштабные, волнующие всех изнакомые всем. Искусство должно быть понятно народу – вот его главный лозунг, иему подчиняется и особенности построения композиции. Главным критериемуспешности композиции Б. В. Иогансон считает узнаваемость и понятность сюжетауже издалека, без рассматривания деталей. Для достижения такого эффекта онпредлагает использовать силуэты с помощью выделения их контрастами, а такжедекоративную цветовую раскладку картины. Важным в построении композиции онсчитает умение делать детали картины соразмерными ее формату.

Списокиспользованной литературы:
 
1.        БорисВладимирович Иогансон: Жизнь и творчество. – М.: Сов.художник, 1957. – 198 с.
2.        ГапееваВ. И., Кузнецова Э. В. Беседы о советских художниках. М.: Просвещение, 1964 г.– 260 с.
3.        Живопись.Практическое руководство для начинающих и самодеятельных художников. М.:Искусство, 1964. – 400с.
4.        ИогансонБ. В. Молодым художникам о живописи. – М.: Издательство академии художествСССР, 1959. – 248 с.
5.        ИогансонБ.В. О живописи.- М.: Профиздат, 1955. – 30 с.
6.        Мастерасоветского изобразительного искусства. Живопись. – М.: Искусство, 1951. – 604с.
Электронные источники:
7.        www.maslovka.org
8.        www.artvek.ru
 

Приложение
 
/>
Рис.1. Б. В. Иогансон
/>
Рис.2. Допрос коммунистов. 1933
/>
Рис.3. Рабфак идет (вузовцы). 1928


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.